Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (12) Октябрь 2004г

Синергетический подход к управлению экологической безопасностью

Муравых А.И., заместитель заведующего кафедрой экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Современная цивилизация стремительно входит в "неизвестную зону". Это зона риска и нестабильных состояний, которая насыщена сложными и резко обостряющимися проблемами, в том числе общепланетарного характера. Нарастает потребность в прогнозировании потенциальных опасностей и "потребного" будущего, в разработке адекватных методов управления.

Синергетика представляет собой новую область науки, занимающуюся изучением сложных систем, феномена самоорганизации, различных видов неустойчивости, переходных процессов. Достижения синергетики и прежде всего ее методологический инструментарий могут служить эффективным средством решения современных проблем, способствовать формированию новой парадигмы управления. Важнейшими понятиями синергетики являются понятия среды, состояния неравновесности, бифуркации, аттрактора (притягатель). В условиях нестабильности система проходит ряд кризисных состояний с усиливающейся неравновесностью и приближается к точке бифуркации, в которой происходит выбор направления изменения качества системы или доминирующего аттрактора. В районе точки бифуркации идет борьба между организационными и дезорганизационными процессами, система попадает в зоны притяжения того или иного аттрактора, а за точкой бифуркации реализуется линия развития "победившего" аттрактора. Аттрактору отвечают соответствующая структура и установившийся режим функционирования, их можно также рассматривать как потенциальные состояния устойчивого динамического равновесия системы, которые соответствуют ее внутренним тенденциям развития или деградации ("маяки" будущего).

Учет синергетических закономерностей существенно меняет традиционные представления в области управления, согласно которым эффект от управляющего воздействия однозначно и линейно зависит от величины приложенных усилий, т.е. чем больше усилий, тем выше эффект.

Следует иметь в виду следующие положения:

  • сложно организованные системы имеют собственные альтернативные траектории развития или деградации. Даже значительное воздействие на систему не дает ожидаемого результата, если оно не отвечает ее внутренним тенденциям изменения;
  • в условиях нестабильности относительно небольшие возмущения могут привести к макроэффектам. Малые резонансные управляющие воздействия, соответствующие собственным тенденциям преобразования организационной системы (прогрессивным или регрессивным), производят мощный эффект;
  • закономерности протекания нарастающих лавинообразных процессов определяются действием механизма положительной обратной связи, когда происходит ускоренный рост возникших в системе возмущений (режимы с обострением).

Управление сложными системами, включающими человеческий фактор, строится на основе соответствия управляющих воздействий внутренним тенденциям развивающихся систем.

На устойчивость системы и ее функционирование наиболее существенным образом влияют нарушения в узловых элементах системы - центрах принятия решений, особенно на высшем иерархическом уровне, а также негативные изменения в каналах передачи информации.

Проблема экологической безопасности

На рубеже тысячелетий все более отчетливо проявляется главное противоречие XXI в. Суть этого противоречия заключается в растущем различии между жизненно важными потребностями общества в самосохранении и жизнеобеспечении с перспективой развития и возможностями природы в удовлетворении этих потребностей. Рассматриваемое противоречие имеет сущностный диалектический характер и его разрешение может либо дать новый мощный импульс развитию общества либо привести к самоликвидации человеческого рода. На проблемном уровне экологическое противоречие можно интерпретировать как проблему глобальной экологической безопасности или проблему выживания человечества. Ученые-пессимисты прогнозируют начало глобальной экологической катастрофы на 20-30-е гг. наступившего века, а ученые-оптимисты отодвигают роковую черту к середине века.

Проблема экологической безопасности является проблемой развития, и ее решение предполагает наличие как долгосрочных целей и задач стратегического характера, так и постановку взаимосвязанных с ними первоочередных целей и оперативных задач. Представляется целесообразным для анализа использовать системную модель проблемы экобезопасности. При этом используется понятие цели, которое понимается как желаемое или требуемое состояние системы (предвосхищенный результат).

Проблема - противоречие между субъектом и объектом, т.е. несоответствие между фактическим и целевым ("нормативным") состояниями системы. Решить проблему - это означает перевести систему из данного неудовлетворительного состояния в целевое проблеморазрешающее состояние за актуальное время акт.

Если проблеморазрешающие действия окажутся недостаточными, то через некоторое критическое время будет реализовано критическое отклонение и начнут проявляться катастрофические события необратимого характера, что не позволит перевести систему в целевое состояние, т.е. в этом случае решить проблему уже будет невозможно.

Текущее и целевое состояние социоэкосистемы определяются набором значений актуальных параметров Р1…Рn (количественные и качественные характеристики). Целью является достижение желаемого экологически безопасного состояния социоэкосистемы, когда актуальные параметры, т.е. параметры, важные для цели рассмотрения, примут значения, удовлетворяющие определенным экологическим нормам. Различие или отклонение характеризует степень несоответствия начального и целевого состояний, или остроту проблемы экологической безопасности. В неравновесных условиях, когда отклонения актуальных параметров приближаются к критическим значениям, существенным образом начинают себя проявлять синергетические закономерности в поведении систем.

Причины обострения глобального экологического кризиса связаны с демографическим взрывом и необходимостью удовлетворения растущих материальных потребностей людей, что обуславливает расширение масштабов хозяйственной деятельности и приводит к увеличению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Как следствие обостряются проблемы загрязнения окружающей среды, изменения климата, разрушения стратосферного озона, истощаются природные ресурсы, растет число техногенных катастроф, возрастает вероятность потери устойчивости биосферы.

Предотвращение разрушения биосферы является одной из наиболее актуальных и важных проблем. Биосфера представляет собой саморегулирующуюся химико-биологическую систему планетарного масштаба, которая эволюционно формировалась в течение сотен миллионов лет. Основной функцией биосферы является стабилизация окружающей среды, осуществляемая за счет биотической регуляции и позволяющая поддерживать приемлемые для живых организмов условия обитания. Устойчивость биосферы как способность компенсационным образом противостоять антропогенным и природным воздействиям имеет определенные границы, за которыми эта способность утрачивается.

Важнейшим условием обеспечения устойчивости экосистем биосферы является сохранение биологического разнообразия.

В настоящее время:

  • из 242 тыс. видов растений 14% находятся под угрозой вымирания;
  • из 9,6 тыс. видов птиц 11% угрожает вымирание, а для 60% наблюдается снижение численности;
  • из 4,4 тыс. видов млекопитающих 11% могут погибнуть;
  • из 24 тыс. видов рыб 33% находятся под угрозой вымирания.

Кроме этого с огромной скоростью производится вырубка лесов, только за 15 лет с 1980 по 1995 г. было потеряно около 200 млн га леса, что соответствует площади территории Мексики.

По современным оценкам учены, порог допустимого воздействия на биосферу составляет примерно 1-2% антропогенного потребления первичной продукции биосферы. Этот порог в настоящее время пройден, - современное потребление достигает уровня 7-10%, но биосфера еще может вернуться к устойчивому состоянию. Однако при дальнейшем росте антропогенного возмущения биосфера потеряет устойчивость, что приведет к наиболее тяжелым катастрофическим последствиям. Вся планетарная мощь биоты будет работать уже не на поддержание жизнепригодных условий, а в режиме с обострением будет разрушать окружающую среду.

Генеральным направлением в решении проблемы сохранения биосферы является "консервация" ряда территорий, не затронутых или слабо затронутых хозяйственной деятельностью, с целью поддержания в "рабочем состоянии" естественно-природного механизма стабилизации окружающей cреды. Первостепенное значение имеет укрепление и расширение системы особо охраняемых природных территорий. Существенный вклад в стабилизацию окружающей среды вносит Россия, которая обладает значительной территорией, не нарушенной хозяйственной деятельностью, и составляющей более 1/7 от сохранившейся на суше природной среды. Это "золотой" запас устойчивости биосферы общемирового значения.

Глобальное изменение климата (потепление) вызвано аномальным повышением концентрации парниковых газов (прежде всего углекислого газа) в приземных слоях атмосферы, которое является следствием повсеместного использования углеродосодержащего топлива (уголь, нефть, газ), составляющего базу мирового энергетического хозяйства. В течение последнего столетия интенсивное сжигание ископаемого топлива привело к росту концентрации СО2 в атмосфере на 30%, достигнув наиболее высокого уровня за 160 тыс. лет. Многие ученые пришли к выводу, что в XXI в. среднеглобальная температура на Земле поднимется на 1,2-3,5 С. Последствия такого глобального потепления носят катастрофический характер. Повышение уровня Мирового океана на 0,5-1,0 м в результате интенсивного таяния полярных льдов вызовет затопление прибрежных густонаселенных районов. Изменится режим выпадения атмосферных осадков, увеличится число аномально жарких и влажных лет, чаще и с большей интенсивностью будут наблюдаться ураганы, бури, цунами, наводнения и засухи. Прогнозируемые скорости потепления в десятки раз превысят естественные скорости роста температуры, что не соответствует адаптационным возможностям многих видов живых организмов, и приведет к разрушению части экосистем. Вышеназванные тенденции достаточно ярко проявляют себя уже сегодня. Последние два десятилетия отличаются 15 самыми "теплыми" годами за последнее столетие. Увеличивается ущерб, наносимый стихийными бедствиями и исчисляемый миллиардами долларов.

Климатическая система все дальше переходит в область метастабильных состояний и при достижении критического температурного порога может "соскочить" к новому равновесному состоянию. Подобные резкие скачки, влекущие за собой катастрофические явления, имели место в истории Земли и происходили в течение нескольких десятилетий. Необходимы превентивные действия, которые, по мнению ученых, состоят в сокращении выбросов углеродных соединений на 60-80% по сравнению с существующими уровнями выбросов.

Нарастают актуальность и важность проблемы загрязнения окружающей среды. В настоящее время, согласно данным ВОЗ, в промышленности используется до 500 тыс. химических соединений, из которых 40 тыс. являются вредными и 12 тыс. токсичными. Существенно влияние загрязнения на живые организмы и, соответственно, на здоровье населения (популяционное здоровье), основными критериями которого являются смертность и заболеваемость. Наблюдается увеличение числа экологически обусловленных болезней и снижение иммунитета у населения. Для детей характерен резкий рост аллергических заболеваний. Экологически обусловленные заболевания могут, по-видимому, принимать характер эпидемий, как, например, СПИД на африканском континенте, поразивший значительную часть населения ряда стран.

В 1999 г. Институт Гэллапа провел Опрос Тысячелетия, которым было охвачено 57000 человек в 60 странах мира. На вопрос о том, что важнее всего в жизни, подавляющее число респондентов дали следующий ответ: хорошее здоровье и семейное благополучие. Эксперты ВОЗ считают, что здоровье населения в среднем на 50% зависит от экономической обеспеченности и образа жизни людей, на 20% - от наследственных факторов, на 10% - от уровня медицинского обслуживания и на 20% - от состояния окружающей cреды. Экологический фактор вышел на второе место в системе жизненно важных приоритетов современного общества.

Периодически обостряется проблема энергетических ресурсов. По данным Всемирного энергетического совета, при сохранении современных темпов роста энергопотребления (2% в год) к 2035 г. потребление энергии возрастет в 2 раза, а к 2055 г. - в 3 раза. Современное мировое производство построено в основном на использовании внутренних источников энергии, прежде всего - ископаемого органического топлива (нефти, угля и газа), которые являются исчерпаемыми и не возобновляемыми первичными энергоресурсами. Эти традиционные энергоресурсы обеспечивают более 80% мирового потребления энергии. Мировая кратность запасов, т.е. отношение остаточных запасов к текущей добыче, составляет для нефти - 50-60 лет, для газа - 70 лет, для угля - 200-500 лет. С учетом роста энергопотребления можно констатировать усугубление кризисной ситуации.

Мировая энергетическая система обладает большой инерционностью, и преобладание в структуре мирового энергопотребления традиционных энергоресурсов сохранится до середины XXI в. и, возможно, на более длительный период.

В целом наблюдается усиление негативной тенденции к истощению важнейших жизнеобеспечивающих ресурсов, прежде всего энергетических, продовольственных и ресурсов пресной воды. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных наций (ООН), из 15 основных рыбопромысловых зон в мире 11 частично или полностью истощены, в то же время благополучие около 200 млн человек связано с рыболовным промыслом. Доклад Программы ООН по окружающей среде (ЮНЕП) о глобальной экологической ситуации содержит прогноз о том, что к 2010 г. 60% населения планеты будет испытывать дефицит пресной воды и это может спровоцировать международные конфликты.

Следует подчеркнуть дифференцированный характер использования жизнеобеспечивающих ресурсов. Сегодня 20% населения Земли, относящегося к промышленно развитым странам, потребляет более 80% мировых ресурсов. Состояние 225 самых богатых людей в мире, оцениваемое в 1 трлн долл., примерно равно совокупному годовому доходу беднейшей половины человечества. Жизнеобеспечение одного ребенка в США, к примеру, требует в 100 раз больше затрат, чем в Бангладеш. Показательно, что одни только США (4% населения Земли) производят более 25% выброса углекислого газа в атмосферу, ответственного за аномальное усиление парникового эффекта и глобальное изменение климата. В условиях демографического взрыва подобные прогрессирующие явления влекут за собой резкое снижение возможностей материального и энергетического обеспечения приемлемых жизненных условий для большого числа людей. Безусловно, будут накаляться социально-политические отношения, что существенно затруднит реализацию управленческих усилий мирового сообщества, направленных на преодоление экологического кризиса.

По мере приближения глобальной социоэкосистемы человечество-среда обитания к критическому состоянию, все возрастающую роль будет играть явление синергизма, т.е. взаимное усиление действия различных факторов и сверхаддитивное увеличение общего эффекта. Так, например, негативные изменения в природных экосистемах зависят от потепления климата, загрязнения окружающей среды, истощения слоя стратосферного озона. Это приводит к снижению эффективности биотической регуляции и уменьшению способности экосистем к самоочищению, усугубляя тем самым проблему загрязнения окружающей среды. Та же причина вызывает нарушение глобального биохимического цикла углерода и, как следствие, усиление климатических изменений. Все это отрицательно сказывается на эффективности агросистем и на проблеме продовольственной безопасности.

Намечаются контуры положительных обратных связей, которые будут усиливать негативные возмущения и "выталкивать" глобальную социоэкосистему все ближе к критическому состоянию ( кр), что в итоге может привести к запуску процессов разрушения необратимого и лавинообразного характера.

Интегральная антропогенная нагрузка уже вышла на планетарный уровень и изменяется пропорционально численности населения Земли, которая растет по очень сильной экспоненциальной зависимости. Ожидается также увеличение среднедушевых показателей жизнеобеспечения населения, что вызовет рост антропогенной нагрузки на окружающую среды в режиме с обострением. Становится все более очевидным ускоренное нарастание экологического кризиса и приближение катастрофы, обусловленное резким повышением антропогенного давления на биосферу, имеющую ограниченную хозяйственную емкость. Необходима адекватная ответная реакция на надвигающуюся экологическую катастрофу со стороны мирового сообщества. В настоящее время можно выделить две основные линии стратегического управления экологической безопасностью.

Концепция "золотого миллиарда"

Решающая роль в мировой экономике принадлежит транснациональным корпорациям (ТНК) и транснациональным банкам (ТНБ), которые участвуют в производстве свыше 40% совокупного валового продукта, контролируют около 70% мировой торговли сырьем и топливом, являясь главными посредниками в снабжении ресурсами индустриально развитых стран мира. Кроме этого они занимают господствующее положение на рынке новых наукоемких технологий (ТНК имеют 80% патентов на новые технологии и технику). Крупнейшие ТНК концентрируют колоссальную экономическую мощь, сопоставимую по своим масштабам с национальными экономиками ряда стран. Подавляющее большинство ТНК и ТНБ формировались и имеют места своего базирования в США, странах Западной Европы и Японии.

Представляется, что интересы мировой финансовой олигархии и ТНК, стремящихся к мировому господству, нашли свое отражение в концепции "золотого миллиарда". Согласно этим представлениям мировое сообщество разделяется на Центр (индустриально развитые страны во главе с США) и Периферию (остальные страны с общей численностью населения более 4/5 населения Земли). Подчеркнем, что страны Периферии, к которым, в частности, относятся Россия, Бразилия и Китай, обладают основными природными ресурсами в мире.

Главная идея концепции "золотого миллиарда" не нова и предельно проста - в условиях обострения глобальных проблем необходимо обеспечить развитие Центра за счет Периферии. Развитым на сегодняшний день странам можно не снижать запредельные стандарты "общества потребления" и не нужно реструктурировать экономику, а слабо развитым и развивающимся странам совсем не обязательно следовать по эволюционному пути "центровых". Показательно, что изменяется политика зарубежного инвестирования и происходит резкое сокращение капиталовложений ТНК в развивающиеся страны. Странам Периферии уготована участь вспомогательных государств. Методология реализации вышеназванной концепции также традиционна и основывается на силовых методах. Таким образом, возникла и набирает силу тенденция формирования нового миропорядка, при котором доминирующие в "золотом объединении" США будут диктовать в конечном счете свои условия всему миру, опираясь на поддержку стран "золотого миллиарда".

Заслуживает внимания механизм изъятия природных ресурсов у развивающихся стран, практикуемый ТНК с большой эффективностью для себя и предельно разрушительными последствиями для этих стран. Характерен пример небольшого государства - Кот-д Ивуар, которое в течение двух десятилетий переживало экономический подъем, вызывая тем самым благосклонное внимание мировых финансовых институтов. Относительный экономический успех был обусловлен нещадной эксплуатацией природных богатств. Но вскоре основные природные ресурсы были израсходованы, и в результате остались роскошные виллы, огромные небоскребы, хорошо прикормленная управленческая элита и хроническая нищета большей части населения. Для запуска самораскручивающегося механизма безудержной эксплуатации природных ресурсов ТНК не требуется значительных финансовых затрат. Достаточно поспособствовать созданию нескольких олигархических группировок на местном уровне с целевой установкой на обогащение за счет вывоза ресурсов и капитала за границу. Для создания первоначального капитала вышеназванных группировок и внешней зависимости государства весьма полезными являются зарубежные кредиты, вероятность расхищения которых близка к единице. Далее начинает действовать процесс самоорганизации, выстраивающий механизм конкурентной борьбы за природные богатства страны, формируются очень жесткие, не отпускающие институциональные условия ("правила игры"). Основная борьба разворачивается за влияние на госаппарат, обеспечивающий необходимые правительственные решения. Наиболее эффективными являются испытанные методы подкупа и шантажа конкретных государственных служащих, принимающих решения по интересующему вопросу. Поддержание низкого уровня заработной платы чиновников способствует бурному росту коррупции. С целью улучшения их управляемости систему государственного управления переводят в состояние непрерывной реорганизации, прежде всего это относится к специально уполномоченным государственным органам в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В итоге образуется механизм-монстр, работающий на свое "жизнеобеспечение", на внешнюю систему (ТНК), национальную управленческую элиту и отдающий небольшую часть средств на поддержание умеренной деградации широких масс населения. В соответствии с синергетическими представлениями внешней системой была создана определенная институциональная среда ("правила игры") и другие условия для самопроизвольного образования олигархических структур и "криминального" режима функционирования экономики. Такой аттрактор характеризуется полным игнорированием управленческой элитой национальных интересов страны. Аналогичным образом ведет себя вирус, внедрившийся в тело бактерии, который ее не убивает, а задает свою программу действий. Следует отметить, что существует реальная угроза применения ТНК рассматриваемой "методологии" и в России.

Реализация стратегии "золотого миллиарда" в значительной мере будет способствовать развитию транснационального терроризма. Консервация прогрессирующей нищеты и нарастающего экологического кризиса в слаборазвитых странах создает весьма благоприятную питательную среду для формирования многочисленных групп террористов-смертников. Огромный разрушительный потенциал террористической деятельности, особенно в ее "суицидной" форме, до конца еще не осознан. Современное демократическое общество весьма уязвимо по отношению к такого рода воздействиям. Важнейшей задачей для террористов является дискредитация действующей государственной власти и дестабилизация общества. Воздействуя на террористические "мишени", можно вызвать цепную реакцию негативных событий и, соответственно, получить максимально отрицательный резонанс в обществе в форме массового недовольства, страха или истерии, который отразится на состоянии государственной власти и ее конкретных представителях. Тем самым осуществляется влияние на процесс принятия решений и создается в целом атмосфера дестабилизации и слабости государственного управления. Террористические акты являются возмущениями негативного характера на микроуровне, которые переводят общество в неравновесное состояние и могут привести к макроэффектам.

Фундаментальная ошибка идеологов концепции "золотого миллиарда" состоит в том, что при таком подходе, имеющем в целом для планеты природоразрушительный характер, можно получить только временные преимущества, но предотвратить глобальную экологическую катастрофу не представляется возможным. Конкретные проявления катастрофы будут выражаться в экологических бедствиях планетарного масштаба, которые приведут к разрушению современной цивилизации (в частности, будет уничтожена система мирового разделения труда) и массовой гибели людей. Глобальная социоэкосистема придет к новому равновесному состоянию (регрессивному аттрактору), когда в результате разрушения системы хозяйствования будет резко снижена антропогенная нагрузка на окружающую среду. Новое состояние глобальной социоэкосистемы характеризуется тем, что остатки разобщенного человечества будут отброшены в эпоху неоварваров, основной целью существования которых станет борьба за сохранившиеся жизнеобеспечивающие ресурсы деградированной среды обитания. Возможность осуществления вышеназванного сценария является выражением сути глобальной экологической опасности.

Появление идеи "золотого миллиарда" объясняется инерционностью мышления и связано с существованием в умонастроениях определенной части властьимущих слоев преобладающего мнения о том, что сильные мира сего выживут при любых катаклизмах. Такое опасное заблуждение объясняется недостаточным пониманием существа современной проблемы глобальной экологической безопасности и, в частности, того факта, что имеется неявный и непродолжительный "инкубационный" период накопления негативных экологических изменений в окружающей среде, а затем лавинообразно начинают проявляться необратимые катастрофические явления. Необходимо со всей ясностью осознать невозможность организации "спецжизни" для избранных.

Стратегия устойчивого развития

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, проведенная в 1992 г. в Рио-де-Жанейро (КОСР-92), стала одним из самых знаменательных событий современности. Впервые в истории человечества собралась мировая политическая элита для выработки согласованных стратегических решений глобальных проблем. Сам факт столь представительной встречи глав государств и правительств большинства стран мира свидетельствует о наличии и обострении жизненно важных проблем планетарного масштаба, решение которых требует привлечения объединенных усилий всего человечества. Всемирный форум сконцентрировал внимание государственных деятелей и мировой общественности на ключевом вопросе о неразрывной взаимосвязи проблем развития современной цивилизации и сохранения окружающей природной среды.

На мировом форуме КОСР-92 были приняты следующие основополагающие документы: Повестка дня на XXI век и Декларация по окружающей среде и развитию. В документах Конференции констатируется, что человеческая цивилизация переживает поворотный момент в своей истории. Человечество делает выбор в пользу сбалансированного подхода к решению глобальных проблем, обеспечивающего повышение жизненного уровня всего населения планеты, не разрушая при этом окружающую среду. Иными словами, необходимо разрешение двуединой задачи: обеспечить удовлетворение потребностей людей в развитии и сохранение окружающей среды как для нынешнего, так и для будущих поколений. Решающее значение для выполнения этой задачи имеют государственные стратегии устойчивого развития большинства стран международного сообщества, ответственность за осуществление которых ложится на национальные правительства.

Всемирный саммит по устойчивому развитию, состоявшийся в 2002 г. в Йоханнесбурге, подтвердил приверженность мирового сообщества устойчивому развитию. Йоханнесбургская политическая декларация содержит положение о коллективной ответственности за упрочение основ устойчивого развития. Подчеркнута необходимость усиления взаимосвязи социально-экономического развития и охраны окружающей среды на местном, региональном, национальном и глобальном уровнях. Обозначены приоритетные цели устойчивого развития - искоренение нищеты и развитие человеческого потенциала, изменение моделей производства и потребления, удовлетворение потребностей людей в чистой воде, санитарии, энергии, охране здоровья, продовольственной безопасности, а также охрана биологического разнообразия и неистощительное использование природных ресурсов. Важнейшим документом саммита стал План осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне, в котором указаны сроки достижения целей в социально-экономической и экологической областях. Необходимо улучшение управления на всех уровнях для эффективной реализации Повестки дня на XXI век (Рио-92) и Плана осуществления решений Всемирной встречи на высшем уровне.

Устойчивое развитие - социально-экономическое развитие общества, обеспечивающее удовлетворение материальных и духовных потребностей настоящего и будущего поколений людей в условиях экологической регламентации хозяйственной и иной деятельности.

Генеральным направлением обеспечения устойчивого развития является социо-эколого-экономическая оптимизация жизнедеятельности общества. Экономический рост необходим для решения социальных проблем, но расширяющаяся экономика приводит к усилению антропогенного давления на окружающую среду. Поэтому нужно находить баланс экономических, экологических и социальных интересов на всех уровнях глобальной социоэкосистемы: международном, национальном, региональном и местном.

Долгосрочные цели устойчивого экологически безопасного развития можно определить следующим образом:

  • физическое, духовное и социальное благосостояние населения;
  • сохраненные и восстановленные в необходимых масштабах естественные экосистемы и жизнеобеспечивающие функции биосферы;
  • здоровая, высокого качества среда обитания и минимизированный риск чрезвычайных ситуаций;
  • эффективная ресурсная обеспеченность экономики.

Представленные положения, выраженные в виде совокупности соответствующих актуальных целевых индикаторов (параметров), ясных для управления, формируют стратегическое целевое состояние глобальной социоэкосистемы человечество-среда обитания.

Достижение целевого состояния предполагает решение следующих взаимосвязанных задач:

I - создание эффективной системы экологического управления;

II - построение экологизированной экономики;

III - формирование экологического сознания людей.

Системно обеспечивающая среда, необходимая для решения поставленных стратегических задач, включает в себя научное и технологическое, нормативно-правовое, политическое, финансово-ресурсное и информационное обеспечение.

Экологическая безопасность России

Современное эколого-экономическое положение России и ближайшие перспективы вызывают серьезные опасения. Несмотря на значительный спад производства в промышленности и сельском хозяйстве, имеющий место в последние годы, общая экологическая обстановка в России продолжает оставаться на неудовлетворительном уровне. Такие удельные показатели, как энергозатраты и в целом ресурсозатраты на единицу валового национального продукта, нарушенность территории на одного человека, загрязнение на единицу выпускаемой продукции, в несколько раз выше в Российской Федерации, чем в индустриально развитых странах мира. Негативные аспекты экологической ситуации проявляются в снижении качества среды обитания человека, деградации естественно-природных экосистем, истощении природно-ресурсного потенциала. Экологический фактор ощутимо влияет на здоровье населения, увеличивая число экологически обусловленных заболеваний и усиливая свое провоцирующее действие.

В России около 80% добываемых ресурсов идет на обеспечение ресурсодобывающих и ресурсоемких обрабатывающих производств. Крупномасштабная добыча природных ресурсов и огромные объемы ресурсообрабатывающего производства осуществляются в условиях повышенного уровня аварийной опасности промышленных объектов. В целом современный технико-технологический потенциал России остается на уровне 70-х гг., что соответствует периоду экологически "грязной" индустрии. Основные проблемы экологической безопасности Российской Федерации можно классифицировать следующим образом.

Актуальные проблемы, связанные с состоянием среды обитания и обеспечением экологической безопасности населения:

  • загрязнение атмосферного воздуха городов;
  • неудовлетворительное качество питьевой воды;
  • безопасность продуктов питания (содержание пестицидов и т.д.);
  • загрязнение среды обитания диоксинами, отходами производства и потребления (свалки опасных отходов);
  • радиоактивное загрязнение ряда территорий (районы Чернобыля и др.);
  • возникновение цепной реакции техногенных катастроф при современном критическом уровне изношенности основных производственных фондов в промышленности и коммунальном хозяйстве.

Ряд основных проблем Российской Федерации в сфере охраны природных ресурсов:

  • снижение видового разнообразия животного и растительного мира, уменьшение лесистости;
  • комплексное нарушение земель;
  • истощение и загрязнение поверхностных вод;
  • истощительное использование природно-сырьевой базы.

Системные угрозы экологической безопасности России:

  • превращение России во вспомогательное государство, обеспечивающее ресурсами страны "золотого миллиарда", а также используемое для ввоза на его территорию вредных для здоровья людей товаров, перевода экологически грязных технологий, захоронения токсичных и радиоактивных отходов, переработки отработанного ядерного топлива;
  • осуществление экономического роста на "старой" (отечественной или зарубежной) технико-технологической и организационно-управленческой базе, что неизбежно повлечет за собой расточительный и разрушительный способ природопользования.

Интересен опыт государственного управления Норвегии, которая занимает лидирующее положение в мире по качеству жизни и социальной защищенности граждан. Отличительной чертой Норвегии является зависимость ее хозяйства от сырьевого, в первую очередь нефтегазового экспорта, обеспечивающего более трети поступлений в госбюджет. Экономика этой страны носит рентный характер и в ее регулировании велика роль государства. В результате налоговых поступлений большая часть национального богатства находится под контролем государства. Создавая и развивая государственный сектор экономики, государство имеет возможность контролировать ключевые отрасли. В жизненно важной нефтегазовой отрасли действует, например, крупнейшая в стране государственная нефтегазовая компания "Петро АС". В Норвегии с населением 4,5 млн человек имеется Государственный нефтяной фонд, составляющий более 80 млрд. долл. Не замыкаясь на природно-ресурсном секторе экономики, норвежское государство активно поддерживает развитие других отраслей промышленности (электрометаллургию, электрохимическую, деревообрабатывающую и др.) и сельского хозяйства. Среди индустриально развитых стран Норвегия (0,2% населения) производит более 0,5% объема промышленной продукции. Норвежское государство содействует внедрению в народное хозяйство результатов научно-технического прогресса, особое внимание уделяется достижениям происходящей информационной революции. С целью информационного развития общества в Норвегии принята соответствующая программа действий, обеспечивающая практически всему населению доступ к Интернету, способствующая получению информации о новейших технологиях, активизации электронной торговли и т.д. Политическая элита и государственный аппарат создали необходимые условия для процветания своей страны. Государство умело распорядилось богатыми природными ресурсами страны и смогло активизировать человеческий потенциал для создания общего благосостояния. В отличие от олигархического аттрактора, данный аттрактор характеризуется рыночным режимом функционирования экономики с государственным регулированием, обеспечением национальных интересов и национальной безопасности.

Представляется очень важным переломить вековую закономерность в государственном управлении России. Властьимущая элита России удовлетворяла свои интересы за счет нещадной эксплуатации своего народа, тогда как в более цивилизованных странах власть гораздо эффективнее удовлетворяет свои потребности в результате развития общества в целом. В наибольшей степени созидательный потенциал широких слоев населения раскрывается в рамках гражданского общества. Демократическое правовое государство обеспечивает общие необходимые условия для эффективного функционирования рыночной экономики, построенной на постоянном росте платежеспособного спроса населения, что влечет за собой повышение жизненного уровня людей. Именно ставка на развитие человеческого потенциала приносит наибольший выигрыш для всех слоев общества.

Проблема эффективного экологического управления является сложной системной проблемой и решается с учетом взаимосвязи всех основных составляющих:

  • государственной экологической политики;
  • нормативно-правовой базы;
  • структурно-функциональной организации органов управления;
  • административных и экономических методов управления;
  • мер общественного характера.

Не проводя общего анализа этой проблемы, ограничимся рассмотрением ряда конкретных мероприятий. Они представляют собой синергетические резонансные управляющие воздействия на микроуровне, позволяющие с наименьшими затратами инициировать достаточно мощный положительный импульс для устойчивого экологически безопасного развития России.

Постановка экологического образования управленческих кадров

Важнейшими узловыми элементами любой системы управления организационными процессами являются лица, принимающие решения (ЛПР). От их внутренней подготовленности к принятию аргументированных управленческих решений определяющим образом зависит эффективность функционирования управляющих систем. Ядром задачи принятия решения следует считать выбор из пространства альтернатив оптимальной проблеморазрешающей альтернативы. В условиях усугубляющегося экологического кризиса оптимальный выбор заключается в нахождении социо-эколого-экономического оптимума, в котором экологическая составляющая занимает все более значимое место. Поэтому результативность и эффективность экологического управления на любом уровне в значительной мере зависят от уровня экологического сознания ЛПР и, соответственно, от постановки экологического образования управленческих кадров.

Становление адаптированного образования ЛПР в целом, а экологического образования, в особенности, является одной из главных задач в организации управленческой деятельности, имеющей своей целью предотвращение экологической катастрофы и выход на путь устойчивого развития. В свете синергетических представлений реализацию экологического образования ЛПР следует рассматривать как управляющее воздействие, резонирующее с "самоорганизационными" тенденциями развития общества. Следовательно, это воздействие будет одним из наиболее действенных, позволяющих получить наивысший эффект при минимальных затратах. Такое понимание рассматриваемого вопроса отражено в документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, в которых непосредственно указывается на то, что экологическая подготовка руководителей требует повышенного внимания. Аналогичное требование выделено отдельной статьей в Федеральном законе РФ "Об охране окружающей среды" (ст. 73). В соответствии с этой статьей, руководители организаций и специалисты, принимающие экологически значимые решения, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Тем не менее реальных шагов в деле становления экологического образования управленческих кадров сделано явно недостаточно как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Ситуация усугубляется еще и тем обстоятельством, что современные руководители в свое время были лишены возможности получения экологических знаний. В средней школе "экологические" предметы отсутствовали полностью, а в вузе "экологические" дисциплины если и присутствовали, то в качестве второстепенных и носили либо биологический, либо технологический характер. Сложилось удивительное положение, когда принятие решений по важнейшему в управленческой деятельности проблемному направлению основывается не на знаниях ЛПР, а на отрывочных данных, получаемых из газет, журналов и телепередач.

Имеющийся вокруг ЛПР экоинформационный вакуум вряд ли может быть заполнен в результате деятельности существующей системы поствузовского экологического образования, которая маломощна и узкоспециализирована для ЛПР, поскольку ориентирована, прежде всего, на специалистов-экологов. Практически единственный в российской образовательной системе учебный процесс, адаптированный к управленческой деятельности и ставящий задачи подготовки управленцев-экологов широкого профиля, владеющих принципами и методами управления экоразвитием, реализован на кафедре экологии и управления природопользованием Российской академии государственной службы при Президенте РФ. На кафедре разработана система экологического образования управленческих кадров, включающая фундаментальную подготовку с получением диплома о втором высшем образовании, комплексную профессиональную переподготовку (500 ч) и повышение квалификации (72 ч), а также профессиональную переподготовку по программе дополнительного профессионального образования для присвоения дополнительной квалификации (свыше 1000 ч).

Конверсия военных кадров в сферу экологического управления

Конверсия военных кадров Вооруженных Сил РФ в целом и его высшего офицерского состава в частности представляет собой актуальную задачу особой государственной важности. Все более обостряется социальная проблема адаптации к новым условиям жизни и трудовой деятельности граждан, уволенных с военной службы и оказавшихся на рынке труда. Если мощный трудовой потенциал закончивших службу военных не будет достойным образом востребован государством и обществом, то это создаст серьезные угрозы его стабильности. В то же время конверсионный офицерский корпус Министерства обороны РФ состоит из государственных служащих, которые обладают большим опытом работы в управленческой сфере и ориентированы на защиту государственных интересов. Трудно переоценить положительный эффект от полноценного использования конверсионного потенциала военных кадров в деле укрепления российской государственности, что является одним из ключевых направлений возрождения России.

Современная экономика России имеет явно природно-ресурсную ориентацию. В ближайшее десятилетие следует ожидать, что определяющим фактором роста экономики будет использование природно-ресурсного потенциала страны. Эффективное экологически безопасное природопользование позволило бы создать финансовые и материально-технические предпосылки для развития наукоемких отраслей промышленности и экологически чистых производств, обеспечить сохранение окружающей природной среды. В связи с этим возрастает роль экологической функции государства, которая заключается в обеспечении необходимых условий для оптимизации социально-экономического развития и охраны окружающей среды. Соответственно усиливается значимость специально уполномоченных органов государственной власти в сфере природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время система специального экологического управления находится в полуразрушенном, практически недееспособном состоянии в результате ее непрерывной реорганизации за последние 12 лет (более 10 "преобразований"). Произошел массовый отток профессионалов из этой сферы государственного управления, особенно пострадал инспекторский корпус в регионах РФ. Налицо острая необходимость восстановления и усиления роли государства в судьбоносной для России сфере управления природопользованием и охраны окружающей среды. Следует подчеркнуть, что государственное экологическое управление с высоким уровнем эффективности является действенным легитимным механизмом воздействия на предприятия, фирмы и корпорации, на бизнес в целом, что предоставляет новые возможности для правомерного и обоснованного усиления функций государства. Реализацию программы конверсии военных кадров в сферу экологического управления можно, по-видимому, рассматривать как резонансное синергетическое управляющее воздействие на микроуровне, которое в условиях нестабильной ситуации в РФ позволит получить макроэффект.

Федеральная программа "Реформирование государственной службы РФ" (2003-2005 гг.)" содержит ряд мероприятий, которые в полной мере можно отнести к государственной службе в рамках системы государственного экологического управления.

Экологическая конверсия военных кадров - это процесс перевода трудовых ресурсов из сферы обеспечения военной безопасности РФ в гражданскую сферу обеспечения экологической безопасности РФ. Речь идет о контингенте уволенных военнослужащих в соответствии с программой военной реформы, что отвечает национальным интересам России. Военные кадры и государственные служащие специальных органов государственного экологического управления представляют собой две значимые подсистемы в общей системе государственной службы РФ. Вышеназванная экоконверсия направлена на оптимизацию и повышение эффективности государственной службы РФ в целом. С полным основанием можно рассматривать данное мероприятие в качестве нового подхода к организации федеральной государственной службы и обеспечению деятельности федеральных государственных служащих. Разработка программы экологической конверсии военных кадров и ее осуществление (пилотный проект) потребует программно-целевого финансирования.

В индустриально развитых странах руководство фирм и корпораций (например, вице-президент компании) курирует экологическую деятельность фирмы, существует также должность менеджера по экологическим вопросам. В России на предприятиях также имеются экологические службы, а руководство предприятий несет ответственность за экологически значимые решения. Особенно важна организация эффективного экологического менеджмента для российских предприятий, выходящих на мировой рынок. По некоторым оценкам, такие предприятия несут убытки до 20% прибыли из-за несоответствия их деятельности международным экологическим стандартам.

Таким образом, можно констатировать наличие обоснованной потребности на рынке труда в квалифицированных и активных управленческих кадрах в сфере государственного экологического управления и экологического менеджмента. Конечно, реализация этой потребности требует принятия и исполнения соответствующей государственной экологической политики, основные направления которой согласно Конституции РФ формирует Президент РФ.

Конверсия военных кадров в сферу экологического управления послужит решению следующих актуальных задач:

  • предоставление адекватных при соответствующей переподготовке и приемлемых мест работы для уволенных военнослужащих (прежде всего офицерского состава Министерства обороны);
  • снижение социальной напряженности и повышение стабильности государства и общества;
  • создание эффективной государственной службы в важнейшей для РФ сфере природопользования и охраны окружающей среды;
  • развитие экологического менеджмента;
  • укрепление государственности РФ в рамках правового поля.

Центральное место в реализации экологической конверсии военных кадров занимает их профессиональная переподготовка. В Российской академии государственной службы при Президенте РФ имеются все необходимые предпосылки для создания центра профессиональной переподготовки высшего офицерского состава Министерства обороны РФ в рамках программы экологической конверсии военных кадров. Первые пилотные проекты профессиональной переподготовки и повышения квалификации можно осуществлять уже в настоящее время по имеющимся учебным программам при их доработке и адаптации к контингенту военнослужащих. Учебный процесс целесообразно организовать по очно-заочной форме обучения с привлечением современных информационно-образовательных технологий.

Долговременное обеспечение экологической безопасности Российской Федерации осуществимо только в рамках общего выздоровления российского общества. Выход России из системного кризиса обуславливает целостное взаимосвязанное решение экономических, социальных и экологических проблем. В условиях наметившегося экономического роста нельзя допустить ухудшения экологической ситуации в России. Общая целевая ориентация заключается в стабилизации и последующем оздоровлении экологической обстановки в стране. Согласно системно-синергетическим закономерностями развитие каждого нового этапа становления организационной системы нужно осуществлять не фронтально, а за счет опережающего продвижения лидирующих подсистем. Развертывание других социоэкосистем (предприятий, отраслей, регионов и т.д.) с учетом опыта лидеров ускорит социально-экономическое развитие страны в целом. Экономический рост должен базироваться на опережающем развитии конкурентноспособных отраслей и производств, которое в современном мире с необходимостью требует наличия высокоэффективной системы обеспечения экологической безопасности.

Прорывными направлениями в сфере управления природопользованием, а возможно и для всей экономики России, может стать четкое и обоснованное разграничение собственности на природные ресурсы между федеральным центром, регионами, органами местного самоуправления, физическими, юридическими лицами, переориентация налоговой системы на приоритетное положение природно-ресурсной ренты по сравнению с налогами на вложенный труд и капитал. Это позволит решить вопрос о создании финансовой и материально-технической базы для полноценной деятельности государства и бизнеса, в том числе для экологического управления.

Исторически сложилось так, что именно Россия, являясь экологически значимой страной, оказалась в существенно нестабильной ситуации и должна сделать свой выбор. Есть основания предполагать, что точка бифуркации России может стать моментом истины для всего человечества.

Муравых Анатолий Иванович. Кандидат технических наук, профессор. Работал инженером и научным сотрудником МЭИ. С 1993 г. преподает в Российской академии управления, с 1996 г. - заместитель заведующего кафедрой экологии и управления природопользования. Имеет более 60 публикаций. Научные интересы связаны с проблематикой в области управления экологической безопасностью, экологическим менеджментом, экологическим образованием управленческих кадров.