Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Кадеты и будущее России

Галанин Ю.Г., директор Второго Московского Кадетского корпуса

Годы реформ внесли коренные изменения в нашу жизнь и, как бы их ни оценивали, открыли очень многое для нас того, о чем мы и не догадывались. Были получены новые возможности и перспективы по реализации своих способностей, укрепилась связь с прошлым, существенно расширился наш кругозор, мы больше узнали о себе и о других. Даже наша речь изменилась. Она пополнилась, казалось бы, давно забытыми и навсегда исчезнувшими из нашего обихода словами и словосочетаниями, такими как Отечество, кадет, кадетский корпус, господа, русский офицер. Мы довольно легко приняли и быстро свыклись с забытой символикой и атрибутами той России, которую мы не знали и как бы обрели вновь. А ведь еще 10 лет назад, в нашей безмерно политизированной стране слово кадет ассоциировалось не иначе как с конституционными демократами (политической партией - "кадет"), явными врагами большевиков, а двуглавый орел был символом ненавистного нам царизма. Но времена меняются. На улицах многих городов России, начиная с начала 1990-х гг., можно увидеть молодых, подтянутых ребят, с достоинством носящих военную форму с русской символикой и именующих себя кадетами. Они маршируют под старорусскими знаменами и делом всей жизни считают служение Отечеству. Мы как бы очнулись от сна и поняли, что, разрушая вековые традиции, мы стирали наши национальные различия, которые и делали нас русской нацией. Мы стали понимать, что наша духовность, прививаемая веками, - это то богатство, которое нельзя купить ни за какие деньги.

Только благодаря глубокому духовному заделу, история русских кадетских корпусов не оборвалась ни в 1917, ни в 1920 г. Не были утрачены славные традиции воспитанников кадетских корпусов, которые волею судьбы были заброшены на чужбину. Этот огромный нравственный потенциал позволил российским кадетским корпусам просуществовать за границей до середины 60-х гг. и дать там, но уже, к сожалению, не для России, много известных имен, достойных уважения. Корпуса добились главного - они научили своих воспитанников помнить о своих корнях и быть русскими всю свою жизнь.

Понимание этого важно сегодня как никогда, потому что понятие "русский" в последние несколько десятков лет настойчиво стараются стереть из нашего сознания. Во времена советской власти понятие "русский народ", было незаслуженно подменено понятием "советский народ", а в современной России заменено на усредненное понятие "россияне". Если обратиться к нашей недавней истории, малоросс Николай Васильевич Гоголь считал за честь называться великим русским писателем, а великий маринист, армянин Иван Константинович Айвазовский гордился званием великого русского живописца. Можно привести еще сотни таких примеров. Даже сейчас любой гражданин республик бывшего Советского Союза, выезжая за границу, будь он узбеком или грузином, может внятно сказать о себе только по-русски, и в сознании иностранцев он прежде всего русский, и это хорошо, т.к. это говорит о том, что невозможно вымарать тысячелетнюю историю и культуру нашей страны из мировой цивилизации, в которую русский народ внес весомый вклад и прежде всего нам самим не надо пытаться этого делать.

Только оставаясь русскими, дети и внуки старых кадет, исконно русских людей, вынужденных покинуть Родину, смогли сохранить русскую культуру, язык, обычаи и традиции - все то, что мы связываем с понятием "русский".

Поэтому не удивительно, что после поражений белых армий в России, исхода их из Крыма, Одессы и Владивостока и образования Русского белого зарубежья, русской эмиграции самым значительным был процесс объединения русских кадет Российских кадетских корпусов.

Это стало возможным благодаря появлению именно в кадетской среде энтузиастов, которые через годы пронесли верность кадетскому братству. Постепенно бывшие кадеты, разбросанные судьбой по всему миру, начали объединяться в общекадетские объединения. В какой бы стране ни находились кадетские объединения: США или Германии, Франции или Аргентине, Канаде или Венесуэле, Египте или Австралии, они живут по-русски. Бывшие кадеты и их семьи вместе отмечают радостные события и вместе печалятся, если у кого-то из них горе. С особым настроением они встречают гостей из России, готовы часами расспрашивать гостя о житье-бытие, живой интерес вызывают даже мелкие подробности. Любая новость с родины их отцов для них ценна и интересна.

Шло время и наконец наступил такой момент, когда соединилось прошлое и настоящее. Спустя 72 года первый десант бывших русских кадет ступил на московскую землю, а уже начиная с 1992 г. в Новочеркасске, Воронеже, Москве, Новосибирске появились первые в России кадеты.

Богатый опыт воспитания подрастающего поколения в кадетских корпусах был востребован трижды. После окончания гражданской войны молодому Советскому государству понадобились подготовленные военные кадры. Начиная уже с 1921 г., отвергнув порядок подготовки офицерских кадров через совершенную систему кадетских корпусов и юнкерских военных училищ, советское партийное руководство создало различные кратковременные курсы для подготовки военных кадров. Наиболее просвещенные и дальновидные руководители РККА в 1937 г. настояли на идее создания на новой почве института красных кадетских корпусов. Но принять название "кадетского корпуса" Советская власть не могла по принципиальным политическим соображениям, поэтому образовательные учреждения с воинским укладом и бытом стали именоваться спецшколами. Так, по решению Советского правительства, начиная с 1937 г. при Наркомпросе РСФСР начали создаваться артиллерийские, танковые, летные и морские спецшколы. Спецшколы просуществовали до середины 50-х гг., но из-за недальновидности нового политического руководства были закрыты в 1956 г.

Вторично об опыте вспомнили в годы Великой Отечественной войны. Основанные в 1943 г. Суворовские военные училища создавались по типу старых кадетских корпусов и в этом традиционном для России виде они просуществовали до 1956 г. В различных областях государственной, военной, общественной деятельности сегодня успешно трудятся сотни выпускников суворовских училищ. Среди них министр иностранных дел Игорь Иванов, губернатор Московской области герой-афганец генерал-полковник Борис Громов, генерал армии Константин Кочетов, заместитель Министра МЧС герой Советского Союза генерал-полковник Валерий Востротин, космонавт Владимир Джанибеков и Юрий Глазков, прославленный спортсмен Юрий Власов, конструктор вооружения Эдуард Иванов, артист Александр Пашутин, академик РАН Владимир Киселев, писатель Олег Михайлов и многие, многие другие.

И в третий раз к этому опыту обратились уже в наши дни, в начале 90-х гг. И это не удивительно. В результате более чем 200-летней истории была создана уникальная система российских кадетских корпусов, давших не только России, но и всему миру выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры. Чтобы понять это, достаточно назвать имена фельдмаршалов Румянцева и Кутузова, флотоводцев Ушакова, Нахимова, Корнилова, Лазарева и Путятина, поэтов Лермонтова и Сумарокова, поэта и дипломата Тютчева, композиторов Римского-Корсакова и Рахманинова, физиолога Сеченова, художников Федотова, Верещагина и Боголюбова, писателей Радищева, Достоевского, Толстого, Куприна и Даля, ученных Можайского, Яблочкова и Мосина и много других выдающихся русских людей, прославивших свою Родину.

Еще в XV и XVI в. в России существовали полки дворянских детей, которые даже принимали участие, в качестве вспомогательных частей, в военных действиях. Эти полки являются предшественниками русских кадетских корпусов. Уже при Петре I в начале 1701 г. (14 января) в Москве основана Школа навигацких и математических наук, в которой дети из домов боярских и других чинов обучались геодезии, мореплаванию, началам артиллерии и другим военным наукам. В 1715 г. в Санкт-Петербурге открылась Морская академия. В этот же период в Москве и Санкт-Петербурге формируются специальные инженерные и артиллерийские школы. Ко времени создания первого кадетского корпуса стало ясно, что созданные при жизни Петра I военные школы не дают необходимого для будущих офицеров образования.

Само слово "кадет" французского происхождения и по своему общему смыслу переводится как "младший". В Париже сохранилась гравюра, на которой воспроизведен документ 1682 г., подписанный королем Людовиком XVI, в котором содержится текст об учреждении первых кадетских школ. Название "кадет" вскоре переходит в Пруссию, где в 1716 г. основывается Берлинская кадетская школа в составе 100 кадет, а 1717 г. она была преобразована в кадетский корпус.

История первых кадетских корпусов в России начинается с подписания в 1731 г. племянницей Петра Великого императрицей Анной Иоанновной Указа об учреждении Корпуса Кадетов Шляхетных Детей. К 17 февраля 1732 г. в Петербург съехалось 56 недорослей и занятия начались. Этот день считается днем основания Корпуса - он ежегодно отмечался как корпусной праздник.

В традиционно русском понимании слово "кадет" трактуется намного шире - это не чин, и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Когда понятия чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело понималось всегда однозначно.

Принципиальное отличие российских кадетских корпусов от европейских заключалось в том, что юношей готовили не только к сугубо военной карьере, но и к государевой службе на гражданском поприще. К началу XIX в. система кадетских корпусов приняла форму, максимально отвечающую российскому укладу жизни, потребностям государства и общества. В кадетских корпусах сформировалась своеобразная духовная атмосфера внутренней жизни, воспитывалось чувство товарищества и братства, долга и чести, благородства и верности своему Отечеству. К 1917 г. в России насчитывалось 29 Кадетских корпусов, Морской Наследника Цесаревича корпус и Пажеский Его Императорского Величества корпус.

Возрождение кадетских образовательных учреждений в современной России началось в 1992 г. У истоков этого процесса стояли энтузиасты офицеры запаса, бывшие суворовцы, которым удалось наладить связь с кадетами зарубежных российских корпусов. Процесс этот не простой и понимание сущности данного процесса далеко не однозначно. Но несмотря на трудности по решению региональных властей в России к настоящему времени уже создано более 50 кадетских учебных заведений. Кадетские корпуса - учебные заведения нового типа - созданы в Москве, Санкт-Петербурге, Новочеркасске, Воронеже, Кронштадте, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Оренбурге, Омске, Серпухове, Калининграде и Кемерово. Только в Москве 11 кадетских образовательных учреждений, а Красноярском крае - 7 кадетских корпусов. Создаются кадетские корпуса в Нижнем Новгороде, Ростове Великом, Мурманске, Твери, Орле, Волгограде и Екатеринбурге. Еще более 30 регионов заявили о своей готовности поддержать подобные учебные заведения.

Как видно, кадетское движение активно развивается. В чем причина столь огромного интереса к данному процессу?

Во-первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности.

Во-вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, т.е. побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию.

В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и обеспечить ему достойное будущее.

Конечно, кадетские корпуса - не панацея от всех наших проблем, но ряд задач, и очень важных, может быть решена и через них.

Труд педагогов и вложенные в кадет государством деньги уже окупаются и еще не раз окупятся с лихвой. Выпускники кадетских корпусов станут элитой нашего общества и достойно послужат нашей Родине. В последнее время встает вопрос о том, что надо делать нашу армию профессиональной, но где брать профессионально подготовленные кадры для службы по контракту? А ответ на этот вопрос простой - готовят эти кадры уже сегодня российские кадетские корпуса Министерства образования! Мальчики обучаются в корпусе 7 лет, с 5-го по 11-й класс, живут по четкому воинскому распорядку. На протяжении учебы, начиная с 5-го класса, воспитанники корпуса наряду с углубленным изучением предмета "Основы безопасности жизнедеятельности", где они учатся оказывать первую медицинскую помощь, выживать в экстремальных условиях, изучают и специальный курс "Основы военной службы", в который входят военные дисциплины: тактика, военная топография, огневая подготовка, строевая подготовка, уставы Вооруженных Сил, инженерная подготовка и др. Ежегодно после окончания учебного года все кадеты проходят обязательную войсковую практику в течение 21 дня. В воинских частях полученные за год теоретические знания отрабатываются на практике. Кадеты живут в казармах, порой с солдатами, стреляют из автоматов и пистолетов, бросают учебные гранаты, роют окопы, постигают азы маскировки, знакомятся с военной техникой. Многие кадеты прошли школу младших командиров, имеют опыт руководства воинскими коллективами. По многим военным вопросам выпускник кадетского корпуса больше знает и умеет, чем обычный солдат, отслуживший срочную службу в течение 2 лет. Кадеты хорошо воспитаны, имеют общее среднее образование, патриотически настроены, не боятся трудностей и службы в армии, хорошо физически развиты. Каждый кадет по окончанию корпуса выбирает профессию, которая ему нравится. Одни после окончания корпуса идут в гражданские и военные академии и университеты, а другие могут стать просто профессиональными солдатами.

Кроме того, государству нужно обученное в военном отношении мужское население для вооруженной защиты страны, и здесь не обойтись без кадетских корпусов. История Отечественных войн 1812, 1941-1945 гг. и в определенной мере Гражданской войны 1918-1922 гг., оставила нам практический опыт, классической схемы организации вооруженной защиты Отечества во время возможных войн и военных конфликтов в современных условиях. Основой этого опыта является то, что значительный вклад в победу над противником кроме регулярной армии внесли партизанское движение, народное ополчение, подпольщики, а также труженики тыла - трудового фронта. При формировании отрядов партизан и ополченцев, групп подпольщиков никто не обращал внимания на возраст, не требовал справки о состоянии здоровья, никого не интересовало, есть ли у защитников плоскостопие, плохое зрение и другие заболевания, из-за наличия которых их не взяли в армию. В основном это были добровольцы, желающие защитить свою Родину, конечно, были и просто мобилизованные в виду сложности обстановки. Главное, что требовалось от этой категории защитников, - это навыки в обращении со стрелковым оружием, гранатами и минами, элементарные знания в области тактики (разведка, маскировка, организация и ведение боя), инженерного дела и топографии. Достаточно высоко ценились также знания приемов оказания первой помощи и, конечно, организаторские способности. Кто обладал военными навыками, опытом руководителя, становился во главе формировавшихся отрядов и обучал других. Во многом благодаря этой народной поддержке была одержана победа над врагом. Как гласила молва: "На защиту Родины вставал и стар, и мал". Раньше военные знания и навыки обращения с оружием приобретались в школах на занятиях по начальной военной подготовке, в различных кружках и в вузах на военных кафедрах. Этим также занимались такие государственные организации, как ОСОАВИАХИМ с 1927 г., ДОСАРМ, ДОСАВ, ДОСФЛОТ с 1948 г., ДОСААФ с 1951 г., которые обучали молодежь военным специальностям (радист, водолаз, водитель и др.), увлекали их военно-прикладными видами спорта (пулевая стрельба, парашютный спорт, различные виды борьбы, гребля, лыжный спорт и т.д.). На предприятиях, в учреждениях, школах и вузах обучали пользоваться индивидуальными средствами защиты, проводились учения по гражданской обороне. Большое значение уделялось спорту и физической подготовке. Основная масса мужского населения страны приобретала военный опыт и воинские специальности во время срочной службы в армии. И, конечно, на небывалой высоте было военно-патриотическое и идеологическое воспитание молодежи, моральный дух был очень высок, а это в военном деле главное - условие достижения победы.

Разрушение в годы перестройки системы допризывной добровольной подготовки и патриотического воспитания в нашей стране привело к участившимся случаям уклонения юношей от военной службы, симуляции различных заболеваний, снижению уровня физического и морально-психологического потенциала призывников, их образовательного уровня и специальной подготовки.

Однако в современных условиях появилась реальная возможность через такие формы добровольной допризывной подготовки, как кадетские корпуса, в которых юноши носят военную форму, живут по воинскому укладу и обучаются военному делу, готовить мужское население к вооруженной защите нашей Родины в случае необходимости.

Пока не все молодые люди морально готовы учиться военному делу, одни из-за страха, другие по другим причинам. А учить население и прежде всего ее мужскую половину защищать себя и близких надо, т.к. из этого складывается мобилизационная готовность страны. Возможно, по каким-то причинам выпускник кадетского корпуса не пойдет на службу в силовую структуру. Может быть, кто-то не подошел по здоровью, кого-то увлекла стезя литератора или живописца. Но в трудную годину каждый выпускник может уверенно с оружием в руках защищать свою Родину. Поэтому необходимо при прохождении приписного освидетельствования в военкоматах в личных делах кадет делать особую пометку, что данный гражданин по состоянию здоровья хоть и не может служить в армии в мирное время, но в военное время может достойно выполнить свой гражданский долг в военизированных формированиях страны.

Во все времена выдающиеся государственные деятели и реформаторы России, задумываясь о переустройстве государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного дела во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных, государевых людей. Следовательно, нужна система воспитания и образования, отвечающая особенностям истинно русского национального характера и дающая обществу профессиональные кадры, готовые к служению Отечеству. И такая система в России сегодня сформировалась - это кадетские корпуса. Только государственной власти нужно управлять этим процессом.

По сути, на региональном уровне, в системе школьного образования создаются учебные заведения нового типа, ставящие своей целью дать подрастающему поколению не просто среднее образование, а подготовить юношей служению Отечеству на государственном, военном, общественном или ином достойном поприще. А это уже дело государственное и этот процесс не может далее находиться в руках даже самых искренних, преданных и самоотверженных энтузиастов. Нужна единая государственная политика в данном вопросе. Нужны согласованные действия Министерства образования, Министерства обороны и других заинтересованных силовых структур, министерств и ведомств, чтобы по всем сопутствующим этому процессу проблемам принимались решения на самом высоком уровне.

Самая главная на сегодняшний день проблема - это отсутствие централизованного руководства кадетским движением со стороны государства, т.е. нет такого органа, который бы занимался этим непосредственно. Исходя из государственной важности данного вопроса, каждый человек, прошедший усиленную военную подготовку, должен быть учтен государством, а учебное заведение, в котором реализуется та или иная программа военной подготовки, должно находиться под контролем государства. Думается, что нашему правительству должно быть далеко не безразлично, в чьих руках может оказаться руководство данным процессом. Должна быть единая военная программа от лица государства в виде государственного заказа, по которой кадетские корпуса должны, отрабатывая вложенные деньги, готовить молодежь в военном отношении.

Не на пользу делу ведомственная разобщенность. Практически все силовые структуры имеют в своем подчинении кадетские учебные заведения, имеются они и в системе образования, имеются частные заведения, и весь этот процесс практически пущен на самотек. Разумным выходом из данного положения может стать двойное учредительство кадетских образовательных учреждений силовыми структурами и Министерством образования. А поскольку в данных учебных заведениях обучаются дети, общее руководство всей системой кадетских и суворовских учебных заведений, возможно, должно осуществлять Министерство образования или Министерство по делам молодежи РФ.

Много дискуссий ведется вокруг вопроса, допустима ли специализация при формировании кадетских корпусов. Мотивируется это прежде всего тем, что ребенок еще не знает, кем он хочет стать в будущем. Если обратиться к истории, то первые подобные учебные заведения в России и создавались прежде всего как специализированные, были Артиллерийская, Навигацкая и Инженерная школы, Морская Академия, Сухопутный корпус. Затем были различные профильные спецшколы. Опыт долгого сосуществования современных суворовских, нахимовского и музыкального училищ лишний раз подтверждает возможность и оправданность существования данного направления. Наряду с уже существовавшими семью суворовскими, одним нахимовским и одним музыкальным военными училищами, сейчас вполне уживаются созданные различными силовыми структурами России специализированные кадетские образовательные учреждения и корпуса: Санкт-Петербургские ракетно-артиллерийский и Военно-космический, Военно-технический (Тольятти), Кронштадтский морской, Кадетский корпус Железнодорожных войск (Санкт-Петербург), Юных спасателей (Москва), а также милицейские лицеи и пожарные колледжи (Москва и Пермь). И самое главное - эти учебные заведения востребованы, конкурс в них составляет 12-15 и более человек на место. Напрашивается вывод, что как природа не терпит однообразия, так и в возрождении кадетского движения появление разнообразных направлений в подготовке молодежи на данном этапе вполне допустимо и оправданно. Только время определит правильность выбранного направления развития. Вместе с тем, наиболее приемлемой может стать модель кадетских корпусов, сформировавшаяся к началу ХХ в., впитавшая в себя весь опыт предыдущих столетий. Наиболее полно данная модель реализована при создании Первого Московского Кадетского Корпуса - Кадетской школы-интерната № 1 и Второго Московского Кадетского Корпуса - Кадетской школы-интерната № 69, которые представляют собой закрытые учебные заведения для мальчиков интернатного типа, находящиеся в системе Департамента образования города Москвы. Эти учебные заведения ставят перед собой цель давать не просто среднее образование, но готовить юношей служению Отечеству на государственном, военном, общественном или ином поприще. По сути, идет процесс формирования сети качественно новых, но традиционных для России учебных заведений, основывающихся на богатейшем национальном наследии, формирующих новое поколение патриотов с четкой гражданской позицией, способных принять на себя ответственность за судьбу России в начале нового тысячелетия. Кадетский корпус ставит перед собой задачу создать такие условия, сформировать у воспитанников такие нравственные качества и установки, которые позволят питомцу Корпуса осознанно сделать выбор своего жизненного пути в пользу служения Отечеству.

Много доводов и за то, чтобы согласиться с мнением, что кадет надо готовить, начиная с 11-летнего возраста (с 5-го класса) и 24 ч в сутки, т.е. на полном пансионе, лишь тогда можно добиться значительных успехов и в воспитании, и в образовании. Об этом говорит и наш исторический опыт - первых кадет в 1732-66 гг. начинали готовить с 5-6-летнего возраста и на протяжении 15 лет ограничивали им контакты с внешней средой для пресечения вредного влияния. Следовательно, целесообразно вернуться к 7-летнему обучению кадет, чтобы возродить былую славу не только по общеобразовательной подготовке, знанию иностранных языков, высокому уровню культуры, но и по части физического воспитания.

Нужна единая Государственная программа обучения и воспитания кадет, единые специальные учебники. Назрело время подумать и о подготовке офицеров воспитателей для кадетских учебных заведений. Встает вопрос, где и как их готовить, в системе образования или в системе Министерства обороны, и, самое главное, должна быть достойная система оплаты за тяжкий труд по воспитанию из мальчишек настоящих мужчин.

Непростой вопрос и о религиозным воспитании кадет, учитывая, что церковь по закону отделена от государства и в школах преподавание религии официально запрещено. Но как восстановить утерянную нравственность и духовность? Сфера образования и прежде всего школа отличаются от других сфер тем, что любое производство товаров можно при необходимости приостановить, задерживаться же с воспитанием и обучением подрастающего поколения - значит допускать невосполнимые потери в подготовке полезных обществу граждан. Никакое общество не может обойтись без воспитания молодежи, если оно хочет обладать какой бы то ни было культурой, и сохранять и развивать эту культуру. Православная вера и православная нравственность были и есть основой русской культуры. В свою очередь под верованиями надо подразумевать не только религиозную веру. Только общая вера отцов является подлинным фундаментом нации, мы должны верить в Россию, как верили в нее все истинно русские поколения наших граждан.

Есть и чисто финансовые проблемы. Со времен Петра Великого оказывалась всяческая поддержка кадетским корпусам и лучшим кадетам со стороны государства. Сегодня эти вопросы решаются довольно своеобразно, стипендии для учащихся кадетских корпусов выделяют и "Общество ветеранов войны Нидерландов", и сын бывшего кадета, глава группы "Спутник" Б.А.Йордан, но только не государство.

Сегодняшние кадеты - это завтрашние защитники нашего Отечества, ученные, строители, юристы, экономисты, предприниматели, врачи и учителя. Поэтому вопросы воспитания наследников будущей России нужно решать сейчас и на государственном уровне, не откладывая это в долгий ящик. Только при консолидации всех здоровых сил государства и общества можно дать нашим детям такое воспитание и образование, которое позволит им строить великую Россию в ХХI в.

Галанин Юрий Георгиевич. Полковник запаса. Службу проходил в Космических войсках, награжден правительственными медалями. Директор Второго Московского Кадетского корпуса.