Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Экономическая безопасность. Опыт работы Управления Правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы

Корсак А.Б., начальник Управления Правительства Москвы по экономической безопасности г. Москвы

Под безопасностью, в самом широком смысле, мы понимаем обеспечение устойчивого состояния. Экономическая безопасность - это обеспечение устойчивого состояния и создание условий для динамичного развития экономики страны, региона, города, населения, отдельного вида бизнеса, отдельного гражданина, юридического или физического лица.

Необходимость обеспечения экономической безопасности, защиты собственности существовала и раньше, но во времена, когда была фактически только одна общегосударственная собственность, экономическая безопасность была частью единой системы государственной безопасности и обеспечивалась государством. Сегодня в условиях формирования многообразия форм собственности и собственников забота о защите своей собственности ложится, прежде всего, на самого собственника.

И не случайно процесс создания служб экономической безопасности пошел снизу - многие банки, крупные компании имеют у себя такие подразделения.

Москва является крупнейшим собственником - это земля, недвижимость, государственные предприятия, доли в акционерных обществах, огромный бюджетно-финансовый потенциал. С другой стороны, город - это крупнейший участник экономической деятельности на едином экономическом поле столицы. И естественно, задача защиты экономических интересов города ложится на его плечи. Мы столкнулись с такими явлениями переходного периода, которые не подпадали под юрисдикцию наших правоохранительных органов - вопросы банкротства, "недружественного поглощения" предприятий, вопросы, связанные с реализацией инвестиционных проектов на территории Москвы, вложения бюджетных средств, надежности и добросовестности инвесторов, возврата городу различных видов задолженностей и др. Для решения этих вопросов по инициативе мэра Москвы и было создано наше управление.

Москва стала первым субъектом Федерации, создавшим такое управление.

По нашему пути пошли и другие - аналогичные структуры появились еще в нескольких субъектах РФ, и у нас уже есть с ними рабочие контакты. В плане обеспечения экономической безопасности отдельного города и региона исключительно важно его взаимодействие с другими регионами. Более того, идущие процессы экономической интеграции требуют установления сотрудничества в этой области и с соответствующими структурами в других странах.

В развитых рыночных странах служба экономической безопасности называется конкурентной разведкой. И знаете почему? Все просто - там давно сложился рынок. Отношения в экономике достаточно устойчивые, вопросы собственности давно решены, собственники имеют мощнейшую правовую защиту. Мы же находимся в состоянии осуществления рыночных реформ, и тот классический подход к экономической безопасности, который существует на Западе, не может быть взят нами за основу. У нас сегодня несколько другие приоритетные задачи. И это, прежде всего, создание законодательной базы, особенно регулирующей отношения собственности. А у нас пока нет основополагающего закона рыночной экономики - закона о собственности. Вместе с тем уже существует многообразие форм собственности - государственная, частная, коллективная, общественная и личная. Но законодательно не определены ни понятие каждого вида собственности, ни механизмы формирования этих видов, ни критерии оценки.

И сегодня большинство проблем малого и большого порядка, возникающих конфликтов сосредоточены вокруг собственности. Это подтверждается характером обращений на нашу телефонную "горячую линию" (234-04-00, 631-11-77). За время ее работы с 12 мая 2003 г. почти 80% поступивших звонков были в той или иной степени связаны с отношениями собственности.

Вот почему ключевой вопрос обеспечения экономической безопасности - это, прежде всего, защита собственности.

Свидетельством крайне низкого уровня защищенности интересов собственника и его собственности служит самое массовое явление, которое происходит сегодня в Москве и в России - поглощение предприятий, в том числе и "недружественное", смена собственника через процедуру скупки акций.

Необходимо отметить что, смена собственника предприятий это объективный процесс, а акция - это собственность, которую можно продать, подарить, передать по наследству. Опасность для города представляет не скупка акций, а неконтролируемое закрытие или перепрофилирование предприятий, ведущее к сокращению сложившегося в городе реального сектора экономики, а, следовательно, к увеличению безработицы, прекращению производства товаров широкого спроса, сокращению налогооблагаемой базы. А как известно более 40% бюджета идет на социальные нужды, т.е. под угрозу может быть поставлено выполнение городских социальных программ.

Хочу пояснить, как мы понимаем термин "недружественное поглощение". Оно может быть недружественным по отношению к коллективу предприятия и к городу. Это те случаи, когда новый собственник закрывает предприятия и отправляет людей на улицу и когда действия нового собственника вступают в противоречие с социально-экономическим развитием города.

Надо сказать, что сегодня ситуацию со стихийной скупкой акций в Москве удалось взять под контроль. Это, конечно, результат объединения усилий многих городских структур, твердой и последовательной позиции мэра, Правительства Москвы и Мосгордумы. В городе принят ряд важных нормативных документов, регулирующих эти процессы. Однако проблема остается острой. В последнее время увеличилось число обращений, связанных со скупкой акций. В результате принятых мер удалось нормализовать обстановку вокруг ОАО "МоЗАЛ", ОАО "Объединение "Вымпел", ЗАО "Кругозор", ОАО "Торговый дом ткани". Сейчас на рассмотрении в управлении находятся обращения ОАО "Покровское", ОАО "ЛГМ", ОАО "МосАРЗ-10", ОАО "НИИ ЭМИ", ЗАО "Иней", ООО "Мосштамп", ОАО "Хлебзавод №6", ОАО "Спецэлктромонтаж-83", ЗАО "НПО Спектр".

Анализ тех многочисленных фактов и ситуаций, которыми нам приходится заниматься, говорит о том, что абсолютное большинство собственников пока еще не осознало тот факт, что, прежде всего, они сами должны защищать свою собственность. К нам нередко обращаются руководители и акционеры предприятий, акции которых скупаются, с просьбой о защите. Когда мы начинаем разбираться, то выясняется, что профессионально никто на этих предприятиях вопросами экономической безопасности и защиты их собственных экономических интересов не занимается. Это объяснимо, ведь по существу очень многие из нас являются, если можно так сказать, продуктами своего времени и обременены прошлыми представлениями о собственности. Ведь что раньше было в собственности у граждан - квартира, загородный домик, садовый участок, кто-то имел автомобиль. Именно эту собственность мы и умеем защищать лучше всего, используя для этого металлические двери, кодовые замки, охранные сигнализации, противоугонные системы, видеонаблюдение и т.д.

Что касается новых видов собственности, т.е. собственности хозяйствующих субъектов - зданий, земельных участков, определенных видов бизнеса, акций в акционерных обществах, то для их защиты тоже надо принимать меры, выделять на это соответствующие средства так же, как мы делаем с традиционными видами собственности.

Хочу подчеркнуть, что мы имеем право вмешиваться в корпоративные конфликты в тех случаях, когда на предприятии есть доля города, доля государства, а также когда мы имеем обращения акционеров предприятий, социально значимых для города. Очевидно, что власти сами не могут нарушать законы и вмешиваться в те ситуации, когда там затрагиваются только интересы конкретных собственников.

И самое главное, что мы делаем, это правовая оценка ситуации, и уже, исходя из правовой оценки, мы можем рекомендовать те или иные меры защиты. А уже дело собственников реализовывать эти меры или не реализовывать.

Захваты предприятий и смена собственника нередко осуществляются с использованием так называемых "серых" технологий. Подобные действия возможны при подделке записей в реестрах акционеров, вынесении различными судами, в том числе расположенными в других субъектах Российской Федерации, "заказных" судебных актов, превышении своих полномочий судебными приставами и т.п.

Нами также неоднократно отмечались факты, когда в реализации планов поглотителей принимали участие отдельные сотрудники правоохранительных органов, налоговых служб для получения информации об акционерных обществах, об отдельных акционерах и, прежде всего их адреса и телефоны.

Одновременно здесь высветилась проблема нашей информационной незащищенности. Это очень серьезная проблема, которая появилась в новых условиях перехода к рынку. И суть ее сводится к тому, что каждый из нас является собственником некоторой конфиденциальной информации, и она выходит на черный рынок и становится достоянием всех. Данные паспортных столов, загсов, ГИБДД, МГТС и т.д. можно свободно купить, то есть мы в этом плане оказались совершенно не защищенными. А информация, информационный ресурс сегодня также являются новым видом собственности, которую необходимо защищать. И, конечно, проблема информационной безопасности является исключительно важной. Если не обеспечить ее, то невозможно обеспечить экономическую безопасность. Это взаимосвязанные составляющие.

Говоря о проблеме поглощений, скупки акций мы считаем, что позиция государства должна быть более активной. Государство должно, с одной стороны, защищать государственную собственность, с другой - принимать соответствующие законы по защите иных видов собственности и интересов собственников, а также обеспечивать их строжайшее исполнение.

Очевидно, что действующий закон об акционерных обществах сегодня не в полной мере соответствует происходящим в реальной жизни процессам и явлениям. Ведь все уловки, используемые при поглощении предприятий, уже хорошо известны. И по существу вписываются в рамки действующего законодательства. Это значит, что закон не срабатывает, не защищает собственника и собственность. Ведь что такое закон? Это, прежде всего правовой регулятор, и его полезность и эффективность определяются тем, насколько он продвигает нас к формированию цивилизованных, прозрачных и открытых рыночных отношений и насколько он обеспечивает защиту интересов граждан, в данном случае акционеров.

В настоящее время подготовлены предложения по изменению ряда федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы смены собственников предприятий, в частности: ограничить перепрофилирование предприятий, выполняющих государственный заказ; установить и законодательно закрепить статус предприятия государственного значения; установить ограничение дарения акций закрытых акционерных обществ и долей в обществах с ограниченной ответственностью; ужесточить ответственность реестродержателей за нарушение ведения реестра и судебных приставов - за неправомерные действия при исполнении судебных актов.

Особенно хочу отметить неотложность в принятии мер по искоренению и недопущению использования так называемых "серых" технологий, в частности порой реализуемых через судебную систему. Судебные акты по вопросам распоряжения имуществом, в том числе долями, или акциями в хозяйственных обществах, а также по вопросам управления предприятием должны приниматься только по месту нахождения этих предприятий.

В настоящее время в управлении завершается анализ материалов по структурам, использующим подобные "серые" технологии. По завершению этой работы сведения о них будут направлены в правоохранительные органы, а также переданы в средства массовой информации.

Исключительно важное значение имеет формирование этики корпоративных отношений в условиях осуществления рыночных реформ. Само бизнес-сообщество должно нетерпимо относиться к использованию подобных "серых" технологий при ведении бизнеса и в определенной степени само должно регулировать эти процессы.

Говоря о необходимости формирования цивилизованных рыночных отношений, следует отметить, что прозрачный и открытый рынок не появится сам по себе, для его построения надо создавать механизмы.

Сегодня по инициативе Мэра повсеместно внедряется принцип "одного окна". Этот механизм, который с одной стороны позволяет снимать бюрократические барьеры, а с другой позволяет решать проблему коррупции. Основой коррупции является "смыкание" власти и бизнеса. Принцип "одного окна" позволяет создать некую нейтральную полосу между ними.

Ведь борьба с коррупцией требует, прежде всего, совершенствования правовых, экономических, организационных механизмов функционирования органов исполнительной власти для предупреждения и устранения причин и условий, способствующих возникновению и распространению коррупции.

Еще одна практическая мера, которая должна существенно снизить уровень коррупции в столице, - это создание специального Комитета по проведению конкурсов и аукционов. Перед которым стоит задача сделать конкурс открытым, честным, чтобы результаты его были понятны и доступны.

Вопрос доверия к власти, на мой взгляд, это когда власть защищает экономические интересы всех граждан и определяет в качестве одной из главных своих задач повышение жизненного уровня, благосостояния, улучшение качества жизни каждого. Уровень жизни отдельного гражданина определяется рядом составляющих, и наличие у него собственности, рост этой собственности - важнейший гарант обеспечения его экономической безопасности, его экономической защищенности.

Корсак Александр Борисович. В состав исполнительной власти Москвы вошел более 12 лет назад. Работал заместителем, а затем руководителем Управления транспорта и связи. С июля 2002 г. возглавляет Управление Правительства Москвы по экономической безопасности города Москвы.