Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (11) Июнь 2004г

Мировое морское сообщество объединяет усилия в борьбе с преступностью на море

Савельев Н.В., начальник ФГУ "Служба морской безопасности" Минтранса России

Человечество издавна связывало свои жизненно важные интересы с морем. Эти интересы определяются потребностями государств в защите своего суверенитета и территориальной целостности, развитии судоходства, разведке и добыче живых и материальных ресурсов, расположении в пределах морских пространств отдельных элементов своей инфраструктуры, защите и сохранении морской среды и природных ресурсов, проведении научных исследований, а также в использовании моря в качестве арены международного сотрудничества.

Однако морские пределы используются не только на благо человека. На море совершаются акты, представляющие угрозу коренным интересам государств. В теории международного права и практической деятельности для обозначения этих актов часто используется термин "преступления международного характера". К числу таких преступлений на море относят прежде всего пиратство и вооруженный грабёж судов.

В последние годы международный терроризм вышел за национальные рамки и превратился в проблему мирового масштаба, став одним из самых опасных и непредсказуемых преступных деяний. Целями террористических организаций для оказания давления в своих интересах на правительства различных стран становятся и морские объекты, как пример, захват турецкого теплохода "Амврасия" с гражданами России на борту. Хотя в итоге эти акции не приводят к достижению желаемого террористами результата, все они влекут за собой страдания людей, а в отдельных случаях человеческие жертвы, наносят значительный материальный ущерб.

Пиратством являются противоправные акты против судоходства в водах за пределами национальной юрисдикции той или иной страны. Оно относится к одной из древнейших угроз жизненно важным интересам государств, представляющей в настоящее время реальную опасность для мореплавания и, в первую очередь, права каждого человека на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность.

Современное пиратство - это детище преступных организаций. Своего рода транснациональные корпорации, занимающиеся торговлей наркотиками, оружием, контрабандой, азартными играми, перешли теперь к разбою на море. Их первая статья дохода - пиратство в традиционном смысле слова. Вторая и, пожалуй, более существенная - выполнение заказов большого бизнеса. Как известно, монополии ведут между собой жесточайшую борьбу. И нередко, чтобы одолеть конкурента, опередить его с товарами, ослабить, нанеся материальный ущерб, они прибегают к услугам пиратов. Совершая противоправные действия, преступники не только похищают ценности, но и применяют силовые методы, чреватые нанесением ущерба здоровью людей и даже убийствами. Аналогичны действия террористов, которые стремятся достичь своих целей ценой жизни ни в чем не повинных людей.

С начала 1980-х гг. эта проблема становится предметом постоянного внимания международных правительственных и неправительственных организаций. Если несколько лет назад нельзя было даже представить, что это вплотную затронет интересы России и других государств СНГ, то сегодня нередки вооруженные нападения на торговые, рыболовные, исследовательские и иные суда в акваториях, прилегающих к прибрежным государствам СНГ.

Весьма важно отметить, что проблема пиратства, как правило, рассматривается совместно с проблемой вооруженного ограбления судов, осуществляемого в пределах внутренних вод и территориального моря государств. Необходимость комплексного рассмотрения этих преступлений и борьбы с ними обусловлена, прежде всего, тем, что для преступников нет существенной разницы, где они совершают нападения на суда - в открытом море, в территориальном море или во внутренних водах государств.

Терроризм, пиратство, вооруженный грабёж и другие противоправные акты, направленные против безопасности судоходства, не всегда происходят в пределах водной акватории. Зачастую они имеют место или, во всяком случае, имеют свое начало в пределах акватории порта. Поэтому мероприятия по обеспечению безопасности судоходства следует рассматривать совместно с безопасностью портовых средств.

Борьба с преступностью на море ввиду её специфичности и сложности не может являться прерогативой какого-то отдельного государственного органа и должна осуществляться только путем их тесного взаимодействия между собой, а также взаимодействия с подобными государственными органами иностранных государств. Главную координирующую роль в этом процессе играет Международная морская организация (ИМО).

Система мер по обеспечению безопасности судов и портов создается на основе положений Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г. (Конвенция СОЛАС-74) с поправками, Международного кодекса по охране судов и портовых средств (Кодекс ОСПС) и рекомендаций ИМО. Основной её задачей является обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей морских судов, а также сохранности самих судов, портовых средств, предназначенных для их обслуживания, и их персонала.

Большая роль в создании этой системы принадлежит ИМО и особенно её Комитету по безопасности на море (КБМ). Комитет постоянно обобщает случаи пиратства, вооруженного ограбления судов и других противоправных актов на море, проводит семинары и практические занятия. Одним из результатов этой работы являются циркулярные письма, которые содержат рекомендации по противодействию подобным актам.

После трагических событий 11 сентября 2001 г. в США стало очевидным, что одних рекомендаций недостаточно. На 22-й сессии Ассамблеи ИМО в ноябре 2001 г. единогласно была принята резолюция А.924(22), констатирующая необходимость выработки новых мер в отношении защиты судов и портовых средств.

Глава ХI-2 Конвенции СОЛАС-74 и Кодекс ОСПС стали кульминационным моментом проведенной в течение чуть более года интенсивной и кропотливой работы Комитета по безопасности на море ИМО и его Рабочей группы. В декабре 2002 г. они были одобрены Конференцией Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 г., проводившейся в Лондоне. Своими положениями они вводят с 01.01.04 новые стандарты обеспечения безопасности участвующих в международных морских перевозках объектов морского транспорта.

Установленные Кодексом ОСПС минимальные требования функциональной безопасности для судов, выполнение которых даёт основание для получения сертификата международного стандарта, включают наличие одобренного уполномоченным на то органом плана охраны судна, подготовленных соответствующим образом ответственного лица на борту судна и ответственного лица в штате компании, необходимого охранного оборудования.

Для портовых средств они предусматривают наличие оценки охраны, плана охраны объекта, ответственного лица и обеспечивающего безопасность оборудования. В планах охраны судов и портовых средств должны быть отражены вопросы мониторинга и контроля доступа на суда, действий экипажа, пассажиров, посетителей, продавцов, специалистов по ремонту, персонала портового средства и т.д., состояния груза и обеспечения доступности средств связи при возникновении опасности.

Кодекс ОСПС применяется к:

  • пассажирским судам, включая высокоскоростные;
  • грузовым судам, включая высокоскоростные суда, валовой вместимостью 500 и более;
  • морским передвижным буровым установкам, принимающим участие в международном сообщении, независимо от типа их плавания;
  • портовым средствам, обслуживающим такие суда.

Российской стороной приняты меры, направленные на практическую реализацию этих новаций. Указанная работа по поручению Минтранса России проводится его федеральным государственным учреждением "Служба морской безопасности" (далее Служба морской безопасности). Она осуществляется в рамках Положения о федеральной системе защиты морского судоходства от незаконных актов, направленных против безопасности мореплавания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.00 № 324.

Выполняя свои обязанности, Служба морской безопасности реализует систему мер, направленную на:

  • разработку соответствующей национальной нормативной базы;
  • организацию и проведение мероприятий по оценке охраны судов и портовых средств, разработке и одобрению планов их охраны, выдаче соответствующих Международных свидетельств и обеспечение при этом единого государственного подхода;
  • формирование и нормальное функционирование системы подготовки специалистов в области охраны;
  • координацию, организационное и методическое обеспечение деятельности Служб морской безопасности на местах;
  • взаимодействие по данным вопросам с ИМО.

В начальной стадии проведения мероприятий Службой был дополнительно уточнен объем работы и количество объектов, подпадающих под новые международные стандарты. Подготовлен необходимый пакет нормативных документов. Отработаны и направлены на места рекомендации по проведению оценок уязвимости морских объектов.

Учитывая уникальность мероприятий, их новизну, острый дефицит времени, а также отсутствие в судоходных компаниях и у операторов портовых средств (стивидорные компании) подготовленных специалистов, для проведения необходимого комплекса работ было рекомендовано привлекать экспертные организации, прошедшие одобрение в Службе морской безопасности и соответствующие требованиям Минтранса России. Таковыми стали ЗАО "Эскорт-центр" (Москва), ЗАО "ЦНИИМФ", ЗАО "НПП "ИСТА-Системс", ЗАО "ТРАНЗАС Консалтинг" (Санкт-Петербург) и ОАО "ДНИИМФ" (Владивосток). Об уровне этих компаний говорит их клиентура: объекты Минтопэнерго (атомные и другие электростанции), Минобороны (базы подводных лодок, ракетные шахты и т.д.), администрация Президента РФ.

На сегодняшний день Службой морской безопасности подготовлен необходимый пакет документов, разъясняющих процедуру получения определенных Конвенцией и Кодексом Международных свидетельств об охране судов и Актов о соответствии портовых средств.

Временные рамки действия международных сертификатов и частота проверок судов и портовых средств определены разделом 19 обязательной части А и разделом 16 части В Кодекса ОСПС.

В Российской Федерации Международное свидетельство об охране судна будет выдаваться на срок, установленный Министерством транспорта РФ, который не будет превышать 5 лет.

Каждое судно, к которому применяется Кодекс ОСПС, подлежит первоначальной проверке до ввода судна в эксплуатацию или до того, как свидетельство выдается впервые, проверке для возобновления свидетельства через промежутки времени, не превышающие 5 лет, по меньшей мере одной промежуточной проверке, а также при необходимости любым другим дополнительным проверкам.

Службой морской безопасности Минтранса России будут проводиться проверки портовых средств на соответствие международным и национальным требованиям по охране, составляться перечни портовых средств, имеющих одобренные планы охраны и Акты о соответствии портовых средств, для последующего оповещения Международной морской организации. Срок действия такого Акта не будет превышать 5 лет. Последующие меры по проверке и сроки их выполнения (например, обязательные ежегодные или внеплановые) указываются в самом Акте.

В прошлом году Службой морской безопасности Минтранса России совместно с Управлением персонала и учебных заведений морского транспорта Росморфлота организована централизованная система подготовки специалистов в области охраны всех уровней. С начала обучения уже выпущено более 2000 должностных лиц судоходных компаний и лиц командного состава, ответственных за охрану судов, инструкторов учебно-тренажерных центров, инспекторов по Кодексу ОСПС и должностных лиц портовых средств, ответственных за охрану.

В целом к означенному образовательному процессу на сегодняшний день подключено 10 учебных заведений и их филиалов. В их число входят: Государственная морская академия им. адмирала С.О.Макарова и её филиалы в Архангельске и Мурманске, Морской государственный университет им. адмирала Г.И.Невельского, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Московская, Волжская государственные академии водного транспорта, Балтийская государственная академия РФ, Новороссийская государственная морская академия и её Ростовский филиал. Все они получили одобрение на данный вид деятельности комиссии Государственной службы морского флота РФ и наделены правом выдачи соответствующих международным требованиям свидетельств о профессиональной подготовке.

В соответствии с правилом 9 главы ХI-2 Конвенции каждое судно при нахождении в порту другой страны - участницы договора подлежит контролю должностными лицами, надлежащим образом уполномоченными правительством этой страны.

Такой контроль должен быть ограничен проверкой наличия на судне действительного Международного свидетельства об охране судна, выданного на основании положений части А Кодекса ОСПС, которое, если оно действительно и если нет явных оснований полагать, что судно не выполняет установленные требования, должно признаваться.

Если такие основания имеются или если Международное свидетельство об охране судна не предъявлено по требованию, к объекту контроля будут применяться соразмерные нарушениям меры, к которым относятся проверка, задержание, отсрочка отхода судна, ограничение операций и др.

В Российской Федерации с 01.07.04 указанные функции будут осуществлять специально подготовленные для этих целей инспектора по ОСПС Морских администраций портов (МАП).

Совместно с Академией им. С.О.Макарова и компанией "Оникс Марин" Службой морской безопасности разработана электронная версия документальных материалов по охране судов, предназначенная для подготовки и проведения учений и тренировок экипажей судов по охране. С ФГУП "Морсвязьспутник" разработана Концепция мероприятий по внедрению судовой системы охранного оповещения.

В истекший период времени проведен ряд встреч и совещаний с руководителями МАП, судоходных компаний, Союза российских судовладельцев, Российского морского регистра судоходства, Комиссий по морской безопасности МАП, на которых им разъяснялось содержание системы мер по выполнению необходимых работ.

В целях определения национальных подходов к реализации международных требований по охране сотрудники Службы морской безопасности принимали участие в международных встречах и семинарах, в частности, в работе очередной Ассамблеи ИМО, заседания Группы антитеррористических действий "большой восьмерки". Провели рабочие встречи с представителями береговой охраны США, транспортной полиции Германии, морских администраций Англии, Дании, Франции, Турции и других стран. Сейчас взаимовыгодное сотрудничество продолжается.

В соответствии с рабочим планом Международной морской организации на 2004 г. в Санкт-Петербурге на базе Государственной морской академии им. адмирала С.О.Макарова подготовлен обучающий семинар по вопросам морской и портовой безопасности с привлечением специалистов отдела технического содействия ИМО.

В процессе работы была оказана практическая помощь Министерству транспорта Украины путём предоставления методических материалов по охране судов и портовых средств.

В целях обеспечения максимальной открытости и простоты доступа к информации о деятельности Службы морской безопасности с 01.01.04 действует сайт Службы (www.msecurity.ru), на котором размещена вся необходимая информация по вопросам выполнения российской стороной международных требований по охране судов и портовых средств.

Руководители организаций, осуществляющих свою деятельность на территории морских портов, и судовладельцы в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за своевременное и надлежащее материально-техническое обеспечение и финансирование проводимых мероприятий.

К чести наших сограждан все они понимают, что угрозе терроризма и других противоправных актов на море необходимо противостоять, и принятие новых международных стандартов безопасности вызвано жизненной необходимостью. Потери от них могут быть несоизмеримо большими.

Затраты судоходных и стивидорных компаний неизбежны, однако они по сравнению с существующими мировыми тарифами невелики и с лихвой окупаются средствами, полученными от участия в международных перевозках.

Сроки для подготовки и сертификации намечены весьма сжатые. И если российские порты и судоходные компании не будут соответствовать новым международным стандартам безопасности, то с 01.07.04 их полноценное участие в международных морских перевозках существенно затруднится.