Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (10) Март 2004г

Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности

Кириллов Г.Н., заместитель Министра РФ по чрезвычайным ситуациям

Безопасность всегда предметна. Она не существует вообще. Когда говорят о безопасности, то имеют в виду безопасность человека в самом широком понимании.

Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) - это ответственность государства. Ответственность же граждан состоит, в первую очередь, в изучении основ самопомощи и взаимопомощи при ЧС, умении применять эти знания.

Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области защиты человека состоит в том, чтобы направить разум людей на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.

В Конституции РФ (ст. 72) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий отнесено к предмету совместного ведения федеральных властей и органов государственной власти субъектов РФ. Федеральные законы "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", "О гражданской обороне" создают основу для продуктивной и полноценной деятельности в области защиты населения от ЧС, десятки подзаконных актов, стандартов и положений дополняют правовую основу управления.

Государственная политика по подготовке населения в области гражданской обороны (ГО) и защиты в ЧС реализуется по следующим основным направлениям:

  • подготовка руководителей и должностных лиц ГО и РСЧС федеральных органов испол-нительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
  • подготовка менеджеров - руководителей, должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС организаций независимо от форм собственности;
  • подготовка работников организаций, входящих в состав гражданских организаций ГО;
  • подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания;
  • подготовка учащихся и студентов общего и профессионального образования.

Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ст. 11) установил обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления "осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от ЧС, обучение населения способам защиты и действиям в этих условиях". В ст. 19 закона определены обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС. В числе других задач находится и такая - "изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приемы оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области". В ст. 20 определено, что "подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства".

Одним из основных направлений деятельности Правительства РФ в области предупреждения ЧС и обеспечения безопасности населения и территорий является формирование массовой "культуры безопасности" у граждан через средства массовой информации и систему образования и профессиональной подготовки.

Подготовка населения строится в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.07.95 № 738 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций". Этот нормативный акт устанавливает, что подготовка населения РФ в области защиты от ЧС ведется по соответствующим возрастным или социальным группам и осуществляется на предприятиях, в учреждениях и организациях (в том числе общеобразовательных) независимо от их организационно-правовой формы, а также по месту жительства. Методическое руководство, координация и контроль за подготовкой возлагается на МЧС России.

Постановлением Правительства РФ конкретизированы положения Закона РФ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" по вопросам обучения молодежи в области защиты от ЧС.

Так, в ст. 2 определено, что "подготовке в области защиты от ЧС подлежат ...учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования", а ст. 4 установлено, что "Подготовка учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования осуществляется в учебное время по образовательным программам в области защиты от ЧС. Программы утверждаются Минобразования России по согласованию с МЧС России".

Связанные в единую систему отдельные знания, умения и навыки смогут формировать новую компетентность учащихся, важнейшую для сохранения жизни в XXI в. Эта компетентность позволит выпускникам общеобразовательной школы обеспечивать здоровье и безопасность, оценивать и строить свою деятельность с позиций собственной безопасности, безопасности общества.

Компетентность граждан в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) необходима для благополучного развития России в условиях перехода мирового сообщества от индустриального развития к постиндустриальному. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней и профилей и, в особенности, профилей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности.

МЧС России воспринимает проблемы внедрения в образовательные учреждения изучение вопросов БЖД как свои и принимает активное участие в этом процессе. При непосредственном участии сотрудников министерства разрабатывались программы, учебники и учебные пособия, создавалась учебно-материальная база, осуществлялось финансирование этих работ. Причем рассматривались вопросы обучения детей с дошкольного возраста и молодежи, вплоть до получения высшего профессионального образования.

Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

Наиболее результативное решение возникших задач в области БЖД достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. В содержании общеобразовательных программ многих стран мира имеются разделы по здоровью и безопасности ("health and safety"). Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросшего в последнее время количества опасностей различного вида. В России с 1991 г. эту роль выполняет курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (курс ОБЖ), в который позднее были включены вопросы основ военной службы.

Фрагментарное включение вопросов безопасности в имевшиеся предметы школьного обучения не имело бы системного характера и не позволило бы в необходимой мере использовать потенциал учебного процесса. Курс ОБЖ предназначен для воспитания "личности безопасного типа" - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Десять лет курс ОБЖ утверждается в общеобразовательных учебных заведениях. Это, конечно, небольшой срок, так сказать период роста и становления. В учебный процесс школы курс ОБЖ входит с большими трудностями.

Проблемы известны: отсутствие четких нормативных документов Минобразования России и подготовленных педагогов по этому направлению; слабая учебно-материальная база; необходимость разработки учебников для регионов, пособий и др. Немалую роль сыграли и новые социально-экономические условия нашего государства. И все-таки курс ОБЖ в школе занимает подобающее ему место.

В начальной школе вопросы безопасности отражены в дифференцированном курсе "Человек и окружающий мир", который проводится практически во всех школах.

Больше всего проблем в основной школе. Для 5-9-х классов курс ОБЖ приказом Минобразования России введен в вариативную часть Базисного учебного плана и во многих школах проводится по остаточному принципу. Такое положение недопустимо, т.к. нарушает педагогический принцип непрерывности обучения по основам БЖД в системе общеобразовательной школы. Несмотря на это усилиями МЧС России и органов управления образованием на местах курс ОБЖ в 76 субъектах РФ введен в региональный и школьный компоненты Базисного учебного плана. Однако положение дел с обучением учащихся по вопросам БЖД меняется к лучшему не так быстро, как нам бы этого хотелось. Сдерживающим фактором являются перечисленные выше причины.

В настоящее время в Минобразования России рассматривается вопрос придания курсу ОБЖ статуса "предмета" при 11-летнем образовании. Несмотря на актуальность, прочную нормативную правовую основу и интерес к предмету со стороны педагогов, учащихся и общественности, в проекте государственного образовательного стандарта общего образования для начальной и основной школы предмет "Основы безопасности жизнедеятельности" не включен в обязательный минимум содержания основных образовательных программ. Это нарушает целостность получения знаний и потому недопустимо.

Важным звеном системы массовых мероприятий учащихся является проведение мероприятий (соревнований) по программе "Школа безопасности". В целях организации подготовки учащихся во внеурочное время по вопросам БЖД создано Всероссийское детско-юношеское движение общественное "Школа безопасности". Движение "Школа безопасности" позволяет воспитывать у учащейся молодежи наряду с другими морально-волевыми качествами и такие важные качества личности, как коллективизм и взаимовыручка. С 2001 г. Всероссийское детско-юношеское общественное движение "Школа безопасности" включено в Федеральный реестр молодежных и детских объединений России, пользующихся государственной поддержкой. На сегодня движение "Школа безопасности" объединяет в своих рядах более 200 тыс. учащихся в 72 регионах РФ. При непосредственной поддержке МЧС России за период с 1995 г. проведено 6 Всероссийских соревнований учащихся "Школа безопасности". В 2002 г. на уровне город - район - область - регион было проведено более 21 тыс. соревнований, в которых приняло участие около 1.7 млн человек. Сейчас проводятся областные соревнования 7-х Всероссийских сорев-нований учащихся "Школа безопасности", а потом пройдут региональные соревнования. Финал 7-х Всероссийских соревнований учащихся "Школа безопасности" состоится в августе 2003 г. в Вологодской области.

Большое внимание МЧС России уделяет развитию элементов начальной профессиональной ориентации учащихся по направлению "Юный спасатель". При непосредственном участии сотрудников органов управления по делам ГОЧС в субъектах РФ развернуто 7 кадетских корпусов, 15 школ, 285 классов и 1553 кружков (секций) "Юный спасатель". И даже если в результате этой работы ребенок, а в дальнейшем молодой человек, не свяжет свою жизнь с непростой работой спасателя, то навыки, полученные в результате углубленного изучения этих специфических вопросов, помогут ему защититься в ЧС и оказать помощь окружающим.

Компетентность выпускников школы в области БЖД будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех профилей и, в особенности, профилей, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства.

В образовательных учреждениях начального профессионального образования, готовящих специалистов на базе основного общего (9-летнего) образования, курс ОБЖ является продолжением аналогичного курса основной школы и соответствует курсу для 10-11 классов, но ввиду специфики профессионального образования имеет свои особенности. Примерная программа курса ОБЖ предполагает формирование у обучающихся знаний, умений и отдельных навыков по охране и защите здоровья человека в экстремальных условиях.

В образовательных учреждениях среднего профессионального образования вопросы БЖД изучаются студентами по дисциплине "Основы безопасности жизнедеятельности" на базе основного общего образования и дисциплине "Безопасность жизнедеятельности" на базе среднего (полного) общего образования. Программы этих дисциплин предусматривают подготовку студентов к поведению в ЧС.

Необходимо отметить положительный факт: в государственные образовательные стандарты по всем специальностям среднего профобразования дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" включена в объеме 60-90 ч в зависимости от специальности. Программа дисциплины для учреждений среднего профессионального образования разработана на основе вузовской программы, с упрощениями в изучении отдельных вопросов в соответствии с уровнем базовых знаний. Но, несмотря на нормативную правовую обеспеченность этих дисциплин, есть целый ряд нерешенных вопросов и проблем. Так, материально-техническое обеспечение учебного процесса по вопросам БЖД оставляет желать лучшего и практически не отличается от такового в общеобразовательных учреждениях, положение с педагогическими кадрами - самое плачевное. Преподавание осуществляется в лучшем случае преподавателями-предметниками, прошедшими повышение квалификации в научно-методическом центре среднего профобразования. Специальной, целенаправленной подготовки кадров по дисциплине БЖД непосредственно для среднего профобразования в Минобразования России не организовано. В целях решения этой проблемы МЧС России, начиная с 2001 г., организовало в АГЗ МЧС России повышение квалификации преподавателей БЖД для среднего профессионального образования по вопросам ГО и защиты от ЧС. Другой проблемой является положение дел с организацией дополнительной работы по вопросам БЖД со студентами среднего профессионального образования во внеурочное время. Это еще неподнятая "целина".

Подготовка специалистов по БЖД в высших учебных заведениях приобретает все больший интерес и востребована временем. Специальность "Безопасность жизнедеятельности" закреплена в новых государственных образовательных стандартах высшего образования. Все большее количество вузов открывает выпускающие кафедры БЖД, которые готовят дипломированных специалистов по вопросам БЖД и укрепляют позиции общепрофессиональной дисциплины БЖД для остальных специальностей. Однако в новом поколении государственных образовательных стандартов высшего профобразования общепрофессиональная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" нашла свое место лишь в 30% специальностей, причем в основном технической направленности. Это свидетельствует о том, что в Минобразования России вопросы БЖД в высшей школе рассматривают как лишние для большинства специалистов, считая, что общеобразовательного уровня вполне достаточно для осуществления профессиональной деятельности. Но развитие нашего общества и мирового сообщества в целом свидетельствуют о повышении роли безопасной деятельности человека. И специалисты с высшим образованием, зачастую с не техническим, принимают те или иные решения, от которых зависят судьбы тысяч и миллионов людей.

Сейчас общепрофессиональная дисциплина "Безопасность жизнедеятельности" в большинстве вузов поставлена в зависимость от решения ректората - быть ей в вузовском компоненте учебного плана или нет, сколько времени получат студенты на изучение вопросов БЖД на этом уровне образования. Именно такое положение, определенное Минобразования России, привело к тому, что системность в изучении вопросов БЖД при получении образования нарушается. Это также усугубляет проблемы изучения вопросов БЖД в высшей школе, связанные с кадровым и материально-техническим обеспечением учебного процесса. МЧС России оказывает содействие в решении этих проблем. Так, на базе АГЗ МЧС России в течение ряда лет проводятся курсы по повышению квалификации преподавателей БЖД по вопросам ГО и защиты от ЧС. Причем отклики от преподавателей БЖД, прошедших эти курсы, самые положительные. По ходатайству Минобразования России МЧС России разработало и издало учебное пособие "Защита населения и территории в чрезвычайных ситуациях" по разделу 3 программы общепрофессиональной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", учебные пособия "Надежность технических систем и техногенный риск", "Основы анализа и управления риском в природно-техногенной сфере" и другие учебные и методические материалы.

С целью подготовки действенного резерва профессиональных аварийно-спасательных формирований в июне 2001 г. создана Всероссийская общественная молодежная организация "Всероссийский студенческий корпус спасателей". Первичное звено организации составляют общественные студенческие спасательные отряды, созданные на базе высших, среднетехнических и среднеспециальных учебных заведений (численность отрядов не лимитируется). Эти отряды объединены общим руководством, осуществляющим взаимодействие и координацию деятельности отрядов субъекта РФ - Советом регионального отделения Корпуса. Региональное отделение - это самостоятельная территориальная и административная единица, подчиняющаяся решениям руководящих и контрольно-ревизионных органов Корпуса. МЧС России уделяет пристальное внимание становлению и развитию молодой организации. В ноябре 2001 г. подписано Соглашение о сотрудничестве МЧС России с "Всероссийским студенческим корпусом спасателей". Корпус входит в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. Деятельность Корпуса осуществляется на основе Устава и в тесном взаимодействии с органами управления по делам ГО и ЧС, органами по делам молодежи субъектов РФ, местных администраций.

В настоящий момент "Всероссийский студенческий корпус спасателей" объединяет 74 региональных отделения, имеющих в своем составе более 200 студенческих спасательных отрядов общей численностью около 6000 человек. Некоторые студенческие спасательные формирования аттестованы на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, более 1.5 тыс. человек, после обучения в 45 учебно-методических центрах ГОЧС по программе первоначальной подготовки спасателей РФ, получили удостоверение "Спасателя".

Студенческие спасательные формирования имеют статус общественных формирований, поэтому спектр их применения очень широк. Это участие в дежурстве (в 18 субъектах РФ только за I квартал 2003 г. осуществлено 45 выездов для участия в ликвидации ЧС), ликвидация конкретных ЧС (в июне 2002 г. участие в ликвидации последствий обрушения жилого дома в г. Санкт-Петербурге на улице Двинской, участие Армавирского и Майкопского студенческих отрядов в ликвидации наводнения в Краснодарском крае летом 2002 г.), сезонное прикрытие объектов массового отдыха населения - пляжи, водные станции, туристические маршруты (например, студенческий спасательный отряд г. Ижевска в июле-августе 2002 г., патрулируя места массового отдыха и купания горожан, спас 62 человека), постоянная работа с детьми, в том числе учащимися кадетских классов и школ "Юный спасатель", в оздоровительных лагерях, с "трудными" подростками и многое другое.

Всероссийская общественная молодежная организация "Всероссийский студенческий корпус спасателей" ни в коей мере не гонится за количественными показателями, но и не отталкивает тех, кто поддерживает цели Корпуса и готов на деле доказывать это.

В заключение хотелось бы сказать, что в современных условиях важно готовить не только высококвалифицированных специалистов, но и воспитывать патриотов своей страны. Более того, нужно формировать у молодежи, наиболее рыночно ориентированной части населения, чувство ответственности за будущее своей страны. МЧС России и в дальнейшем будет принимать участие в этом процессе.

Кириллов Геннадий Николаевич работал заместителем начальника штаба гражданской обороны Москвы, начальником Центрального регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Заместитель Министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Генерал-полковник. Имеет государственные награды.