Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Россия в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма1

Журавель В.П., эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ

При характеристике современного терроризма ученые выделяют свыше 15 его особенностей, при том треть из них относятся к его экономической составляющей. Во все времена экономическая база в терроризме занимала достаточное место. Хочу отметить, что, по экспертным оценкам, совокупный бюджет террора составляет от 5 до 20 млрд долл. США в год.

О каналах финансирования террористов в России и, в первую очередь, на территории Северного Кавказа здесь говорилось. Хочу привести лишь некоторые примеры, свидетельствующие об особенностях, способах, масштабах этого явления.

Так, сотрудники МВД России совместно с ФСБ в 2002 г. на территории Чечни обнаружили и изъяли 80,1 тыс. фальшивых дензнаков, среди которых 79,4 тыс. - банкноты США на общую сумму 7,9 млн долл. Уже доказано, что большая часть этих фальшивок предназначалась для финансирования боевиков. Преступные группы фальшивомонетчиков, в состав которых входили чеченцы, выявлялись в Брянской, Пермской областях и некоторых других регионах России. Криминальные структуры тоже работают на кошелек боевиков. Например, в день преступные группировки имеют дань с потребительских рынков страны в размере 120-150 тыс. долл. США. Часть идет на финансирование бандформирований. Эмиссары боевиков взяли в поле зрения челночный бизнес. Они предлагают челнокам оставить деньги в России, а за границей по определенному адресу получить на ту же сумму весь необходимый товар. Как известно, на территории ряда государств живут многочисленные соотечественники боевиков, которые им активно помогают.

Каково место и позиция России в мировом сообществе в борьбе с "отмыванием" денег и финансированием терроризма?

Выделю четыре блока проблем.

Во-первых, Россия ратифицировала Международную конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. В стране действует ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Президент РФ издал Указ об образовании уполномоченного органа - Комитета по финансовому мониторингу, на который и были возложены определенные задачи и функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Комитет по финансовому мониторингу - это совершенно самостоятельный федеральный орган, наделенный достаточно весомыми полномочиями. В обиходе его называют органом финансовой разведки.

Комитет по финансовому мониторингу осуществляет межотраслевую координацию и принимает меры в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; проводит сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами и другим имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законом РФ.

Все сообщения об операциях с денежными средствами, равными 600 тыс. руб. или 20 тыс. долл. США и более, передаются в Комитет по финансовому мониторингу. Кроме того, вся информация о сомнительных операциях, если их суммы ниже 20 тыс. долл., также передается коммерческими банками, страховыми компаниями, лизинговыми компаниями, участниками рынка ценных бумаг, ломбардами в Комитет РФ по финансовому мониторингу. Далее Комитет анализирует эти сообщения и направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции с денежными средствами или иным имуществом связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем.

На Комитет возложены задачи по созданию единой информационной системы и ведению федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Комитет по финансовому мониторингу полномочен представлять РФ в международных организациях по вопросам противодействия "отмыванию" доходов, полученных преступным путем.

Сегодня налажены тесные контакты с подразделениями финансовой разведки США ("Финсэн"), Франции ("Трактфин"), Италии (Валютное бюро), а также Словакии, Швейцарии, Лихтенштейна, Германии. Россия исключена из "черного" списка ФАТФ и сама готовится вступить в эту организацию. Комитет по финансовому мониторингу вступил в группу Эгмонт, которая в настоящий момент объединяет подразделения финансовой разведки почти 60 стран мира.

Во-вторых, как вы знаете, в ходе встречи министров финансов "большой восьмерки" в Вашингтоне 6 октября 2001 г. Россия поддержала предложенную международным сообществом программу мер по противодействию финансирования терроризма. Кроме того нами было предложено также:

  • создать единый координирующий центр по противодействию финансированию терроризма, возможно на базе Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), придав ей дополнительные полномочия и закрепив за соответствующим органом каждой из стран "восьмерки" указанные функции;
  • разработать механизмы борьбы с финансированием терроризма из легальных источников (благотворительных фондов и др.);
  • рассмотреть вопрос о создании единой международной базы данных о счетах и активах террористических организаций и лиц, с ними связанных.

Перечисленные предложения являются реальным вкладом России в борьбу с терроризмом в масштабах всего мира.

В-третьих, надо серьезно подумать об организационных структурах, которые будут вести борьбу с терроризмом, в том числе с его финансированием. Практика показывает, что терроризм самостоятельно, оторванно от международной преступности, существовать не может. Крупные террористические акции подготавливаются и проводятся за счет отмывания "грязных" денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием, торговли людьми и других преступлений.

Борьба с терроризмом сегодня должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции разных стран. В связи с этим на нашей первой конференции в 2001 г. председатель правления ВААФ А.С.Куликов предложил преобразовать Интерпол как международную полицейскую организацию в Центр по борьбе с международной преступностью. Помимо разветвленного информационного обмена Интерпол должен будет еще выполнять и функции международных расследований и международных оперативно-розыскных операций, имея для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования. Я думаю, эта идея имеет право на жизнь, нуждается в дальнейшей проработке.

В-четвертых, проблема "отмывания" грязных денег и борьба с финансированием терроризма должны быть в центре внимания руководства стран, они нуждаются в дальнейшем изучении, нужны новые методики, необходимо постоянно обобщать передовой опыт борьбы с этим злом.

Мне представляется важным дать определение финансирования террористической деятельности. Это позволит уточнить составы преступлений, даст дополнительную основу для сотрудничества, в частности судебных органов, и будет способствовать решению проблемы банковской тайны. Исключительно важной задачей представляется разработка общих стандартов в отношении финансовых потоков. Они необходимы для контроля переводов крупных банковских средств, выявления личностей тех, кто их осуществляет. Естественно, данные меры не должны препятствовать банковской деятельности, но ими нужно охватить не только банки, но и пункты обмена валюты, игровые залы, банковские учреждения в целом.

Выступление на 2-й Московской Международной конференции Всемирного антикриминального и антитеррористического форума в январе 2004 г.

Россия в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Россия в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма1

Журавель В.П., эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы ФС РФ

При характеристике современного терроризма ученые выделяют свыше 15 его особенностей, при том треть из них относятся к его экономической составляющей. Во все времена экономическая база в терроризме занимала достаточное место. Хочу отметить, что, по экспертным оценкам, совокупный бюджет террора составляет от 5 до 20 млрд долл. США в год.

О каналах финансирования террористов в России и, в первую очередь, на территории Северного Кавказа здесь говорилось. Хочу привести лишь некоторые примеры, свидетельствующие об особенностях, способах, масштабах этого явления.

Так, сотрудники МВД России совместно с ФСБ в 2002 г. на территории Чечни обнаружили и изъяли 80,1 тыс. фальшивых дензнаков, среди которых 79,4 тыс. - банкноты США на общую сумму 7,9 млн долл. Уже доказано, что большая часть этих фальшивок предназначалась для финансирования боевиков. Преступные группы фальшивомонетчиков, в состав которых входили чеченцы, выявлялись в Брянской, Пермской областях и некоторых других регионах России. Криминальные структуры тоже работают на кошелек боевиков. Например, в день преступные группировки имеют дань с потребительских рынков страны в размере 120-150 тыс. долл. США. Часть идет на финансирование бандформирований. Эмиссары боевиков взяли в поле зрения челночный бизнес. Они предлагают челнокам оставить деньги в России, а за границей по определенному адресу получить на ту же сумму весь необходимый товар. Как известно, на территории ряда государств живут многочисленные соотечественники боевиков, которые им активно помогают.

Каково место и позиция России в мировом сообществе в борьбе с "отмыванием" денег и финансированием терроризма?

Выделю четыре блока проблем.

Во-первых, Россия ратифицировала Международную конвенцию ООН о борьбе с финансированием терроризма 1999 г. В стране действует ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Президент РФ издал Указ об образовании уполномоченного органа - Комитета по финансовому мониторингу, на который и были возложены определенные задачи и функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Комитет по финансовому мониторингу - это совершенно самостоятельный федеральный орган, наделенный достаточно весомыми полномочиями. В обиходе его называют органом финансовой разведки.

Комитет по финансовому мониторингу осуществляет межотраслевую координацию и принимает меры в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; проводит сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами и другим имуществом, подлежащим контролю в соответствии с законом РФ.

Все сообщения об операциях с денежными средствами, равными 600 тыс. руб. или 20 тыс. долл. США и более, передаются в Комитет по финансовому мониторингу. Кроме того, вся информация о сомнительных операциях, если их суммы ниже 20 тыс. долл., также передается коммерческими банками, страховыми компаниями, лизинговыми компаниями, участниками рынка ценных бумаг, ломбардами в Комитет РФ по финансовому мониторингу. Далее Комитет анализирует эти сообщения и направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операции с денежными средствами или иным имуществом связаны с легализацией доходов, полученных преступным путем.

На Комитет возложены задачи по созданию единой информационной системы и ведению федеральной базы данных в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем; осуществление в соответствии с международными договорами РФ взаимодействия и информационного обмена с компетентными органами иностранных государств в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Комитет по финансовому мониторингу полномочен представлять РФ в международных организациях по вопросам противодействия "отмыванию" доходов, полученных преступным путем.

Сегодня налажены тесные контакты с подразделениями финансовой разведки США ("Финсэн"), Франции ("Трактфин"), Италии (Валютное бюро), а также Словакии, Швейцарии, Лихтенштейна, Германии. Россия исключена из "черного" списка ФАТФ и сама готовится вступить в эту организацию. Комитет по финансовому мониторингу вступил в группу Эгмонт, которая в настоящий момент объединяет подразделения финансовой разведки почти 60 стран мира.

Во-вторых, как вы знаете, в ходе встречи министров финансов "большой восьмерки" в Вашингтоне 6 октября 2001 г. Россия поддержала предложенную международным сообществом программу мер по противодействию финансирования терроризма. Кроме того нами было предложено также:

  • создать единый координирующий центр по противодействию финансированию терроризма, возможно на базе Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ), придав ей дополнительные полномочия и закрепив за соответствующим органом каждой из стран "восьмерки" указанные функции;
  • разработать механизмы борьбы с финансированием терроризма из легальных источников (благотворительных фондов и др.);
  • рассмотреть вопрос о создании единой международной базы данных о счетах и активах террористических организаций и лиц, с ними связанных.

Перечисленные предложения являются реальным вкладом России в борьбу с терроризмом в масштабах всего мира.

В-третьих, надо серьезно подумать об организационных структурах, которые будут вести борьбу с терроризмом, в том числе с его финансированием. Практика показывает, что терроризм самостоятельно, оторванно от международной преступности, существовать не может. Крупные террористические акции подготавливаются и проводятся за счет отмывания "грязных" денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием, торговли людьми и других преступлений.

Борьба с терроризмом сегодня должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции разных стран. В связи с этим на нашей первой конференции в 2001 г. председатель правления ВААФ А.С.Куликов предложил преобразовать Интерпол как международную полицейскую организацию в Центр по борьбе с международной преступностью. Помимо разветвленного информационного обмена Интерпол должен будет еще выполнять и функции международных расследований и международных оперативно-розыскных операций, имея для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования. Я думаю, эта идея имеет право на жизнь, нуждается в дальнейшей проработке.

В-четвертых, проблема "отмывания" грязных денег и борьба с финансированием терроризма должны быть в центре внимания руководства стран, они нуждаются в дальнейшем изучении, нужны новые методики, необходимо постоянно обобщать передовой опыт борьбы с этим злом.

Мне представляется важным дать определение финансирования террористической деятельности. Это позволит уточнить составы преступлений, даст дополнительную основу для сотрудничества, в частности судебных органов, и будет способствовать решению проблемы банковской тайны. Исключительно важной задачей представляется разработка общих стандартов в отношении финансовых потоков. Они необходимы для контроля переводов крупных банковских средств, выявления личностей тех, кто их осуществляет. Естественно, данные меры не должны препятствовать банковской деятельности, но ими нужно охватить не только банки, но и пункты обмена валюты, игровые залы, банковские учреждения в целом.

Выступление на 2-й Московской Международной конференции Всемирного антикриминального и антитеррористического форума в январе 2004 г.