Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Противодействие экстремистским проявлениям в северокавказском регионе с участием СМИ (на примере Республики Адыгея)

Ансимов Ю.Н., начальник управления ФСБ России по Республике Адыгея

Северный Кавказ традиционно является особой зоной соприкосновения геополитических интересов иностранных спецслужб. При этом отмечается характерная особенность: как только российская государственность ослабевает, на ее территории активизируется деятельность зарубежных спецслужб.

Турецкая Республика уже не единожды реализует попытки расширить и упрочить свое влияние на Северном Кавказе. Значительную роль при этом отводится дестабилизации политической и социально-экономической ситуации в регионе и стимулированию экстремистских процессов на Юге России.

Религиозно-националистические секты "Сулеймаджи" и "Нурджулар" широко распространяют свои сети на всем постсоветском пространстве, активно культивируют под прикрытием благотворительных фондов, культурных центров и учебных заведений идеи "обновления" ислама экстремистского толка и на территории Адыгеи.

Так, в 1994 г. представители "Нурджулар" осуществляли попытку открыть частный лицей (школу-интернат) в г. Майкопе. Руководитель Черкесского Турецкого лицея гражданин Р. встречался с членами Правительства Республики Адыгея и обсуждал вопросы, касающиеся этого учебного заведения. Принятые Управлением ФСБ России по Республике Адыгеи меры остановили незаконное открытие турецкого лицея в Адыгее.

Аналогичные посланники "Нурджулар" появились в г. Майкопе в начале 2002 г. Граждане Азербайджана, прибывшие в республику с целью организации преподавательской деятельности в религиозных кружках, свою причастность к секте "Нурджулар" либо к иным религиозным школам скрывали. В феврале 2003 г. они предприняли попытку распространения среди жителей Адыгеи литературы, содержащей высказывания, направленные на возбуждение национальной и религиозной розни. В результате проведенных оперативных и организационных мероприятий граждане Азербайджана покинули пределы РФ.

В 1997 г. в республику прибыл репатриант из Турции, который, получив гражданство РФ, создал в Адыгее общественную организацию "Благотворительно-образовательный пансионат Адыгеи". Устав организации зарегистрировал в администрации г. Майкопа. Этот же гражданин приобрел домовладение в Адыгее и оборудовал его для проживания 72 человек. В 17 населенных пунктах республики были отобраны ученики для обучения и проживания в пансионате. В начале 2003 г. в судебном порядке прекращена незаконная деятельность общественной организации "Благотворительно-образовательный пансионат в Адыгее".

В федеральном законодательстве, в той части, которая связана с борьбой против преступлений террористического и экстремистского характера, большое внимание уделено вопросам информационного противодействия терроризму и экстремизму с использованием средств массовой коммуникации (СМИ, интернет, аудио- и видеопродукция). В новых социально-политических условиях, когда общество по своей природе становится информационным, СМИ (телевидение, радио, периодическая печать) могут быть как эффективным средством и инструментом профилактики и борьбы с такими идеологическими течениями, как сепаратизм, национализм, фашизм, так и средством их пропаганды. Информационные войны являются одним из основных средств современной мировой политики, доминирующим способом достижения политической и экономической власти. Важно определить, кто и с какой целью формирует информационные потоки, оказывающие влияние на мировосприятие и поступки различных групп и слоев населения.

Государство обязано защищать общество от умышленного или безответственного вредоносного воздействия со стороны любых СМИ, которые, распространяя часто ложную или даже провокационную, подстрекательскую информацию, несут угрозу фундаментальным ценностям, общественному порядку, конституционному строю, перспективам общественного развития, деградации этических и гражданственных устоев личности и социальной жизни.

Общество испытывает потребность в создании универсального инструментария для выявления и трактовки побудительных причин фальсификаций информирования.

Квалифицировать меру опасности подобной информации должны профессионально подготовленные специальные органы. Таким образом, информационная безопасность теснейшим образом связана с политикой государства, призванной адекватно отражать интересы общества, в первую очередь - с его информационной политикой.

По мнению специалистов, исследующих вопросы информационной безопасности на Юге России, задачи информационной политики в северокавказском регионе могут быть следующими:

  • информация по Северному Кавказу нуждается в корректировке для более уравновешенного освещения всех сторон жизни;
  • в российской информационной политике в данном регионе должны четко проявляться геополитический контекст и подоплека всего комплекса кавказских конфликтов. Следует определенно обозначить значение этого региона для России, переместив акценты с общих рассуждений о "необходимости сохранения территориальной целостности страны" на объяснение причин, по которым для нее невозможна потеря этого региона;
  • общественность должна быть информирована о том, что у России нет серьезных оснований испытывать чувство вины за сложность и конфликтность положения в кавказском регионе (хотя ошибки в российской политике на Кавказе, безусловно, имелись), а также, что национальным интересам России не отвечает превращение всего Северного Кавказа в очаг выраженных кровопролитных этнополитических конфликтов;
  • общественность должна быть проинформирована о том, что в среде горских народов наметились ярко выраженные противоречия между интересами основной массы населения и пришедшими к власти этнократическими элитами. Дистанцирование от Москвы и "дикая суверенизация" привели к таким социальным потерям в регионе, что, как утверждают некоторые эксперты, против России работает скорее не ее жестокость и активность, а вялость и нерешительность ее политики на Кавказе;
  • принципиально важно не вырывать северокавказский регион из общероссийского информационного контекста. Условно-негативная информация об экономических, социальных, политических проблемах должна характеризовать этот регион в такой же степени, как и другие регионы страны;
  • сложным, но необходимым аспектом формирования информационной политики в отношении Кавказа является всесторонняя и активная поддержка мероприятий (или даже их инициирование) федеральных властей по наведению элементарного порядка. Подобные действия, как представляется, найдут положительный отклик как в российском обществе в целом, так и среди населения Северного Кавказа. Информация об акциях, призванных покончить с крупными нарушениями законности, коррупцией, злоупотреблениями даже среди "первых лиц" региональной элиты, должна стать приоритетной. Актуальным становится вопрос об истинной роли местных силовых и правоохранительных структур, о степени их управляемости из федерального Центра.

Положительные пропагандистские результаты можно получить при целенаправленной и самостоятельной кампании российских СМИ по дискредитации экстремистских и террористических организаций на территории России.

Нельзя снимать ответственность за неудовлетворительное использование возможностей СМИ в профилактике международного терроризма, политического и религиозного экстремизма со структур, призванных координировать и непосредственно осуществлять антитеррористическую деятельность в целом по стране или в отдельных регионах.

Необходимо вскрывать и разоблачать перед читателями, радиослушателями, телезрителями способы маскировки истинных террористических устремлений. Часто под внешне привлекательными лозунгами защиты прав человека, укрепления демократии, обеспечения национальных, социальных интересов скрывается попытка вовлечь людей в конфликты, взращенные на идеологии национализма и шовинизма, религиозной вражды. Такого рода социальные столкновения по своим последствиям наиболее разрушительны и оставляют моральные травмы в исторической памяти народов.

Информационные материалы должны быть нацелены на повышение уровня правовой ответственности граждан, причем не только рядовых обывателей, но и представителей власти. Зачастую невежество и правовой нигилизм тех, кто готовит и принимает политические решения, способны вызвать социальную напряженность, гражданское неповиновение, массовые беспорядки, акты терроризма.

Материалы, демонстрирующие неприятие обществом идеологии насилия, социальную изоляцию экстремистов и неотвратимость жесткого наказания для лиц, вставших на путь экстремистской деятельности, способствуют снижению террористической угрозы.

Примером работы по профилактике и упреждению отдельных видов преступлений, предполагающей координацию государственных органов, общественных структур, СМИ, может служить деятельность Региональной антитеррористической комиссии Республики Адыгея, а также подготовка и проведение мероприятий, связанных с юбилеем Управления ФСБ России по Республике Адыгея.

Во-первых, процесс подготовки способствовал тесному взаимодействию с различными региональными, окружными, центральными органами власти, а также сотрудничеству с общественными организациями, культурно-просветительными учреждениями г. Майкопа и Республики Адыгея.

Во-вторых, мероприятие укрепило новые принципы в работе спецслужб Адыгеи - быть в меру открытыми и доступными для совместной работы органов безопасности и граждан региона.

В-третьих, в печатных и электронных СМИ были отражены необходимые сведения о деятельности органов безопасности, разъяснено отношение к событиям, происходящим на Северном Кавказе, высказана готовность сотрудничества с населением, обозначены направления дальнейшей работы.

Общий тираж печатных СМИ в Южном федеральном округе составил около 200 000 экземпляров, из которых в Республике Адыгея было распространено около 70 000 экз.; охвачено эфиром более 250 000 телезрителей, что составляет около 70-75% всего взрослого населения Адыгеи.

На страницах газет был дан анализ проводимых мер по профилактике и предотвращению террористической деятельности, а также приведена информация о возможном возникновении и тенденциях развития преступлений, нейтрализации влияния факторов, благоприятствующих возникновению и нарастанию угроз безопасности в регионе.

Подобного рода информационная "засветка" деятельности силовых структур (спецслужб, правоохранительных, надзорных органов) в СМИ рассматривается как профилактическое мероприятие по предупреждению преступлений лицами, посягающих на права и свободы граждан, конституционные основы государства, материальные и духовные ценности общества. Рациональная эксплуатация иррациональной сущности массового восприятия посредством информационного воздействия есть эффективное средство, способствующее обеспечению защиты национальных интересов государства и его населения не количеством произведенных ликвидаций, а числом предупрежденных преступлений.

В целях повышения уровня правовой ответственности граждан и представителей власти Адыгеи на страницах республиканской прессы под рубрикой "Чтобы терроризм не застал врасплох" регулярно публикуются сведения из информационно-методического пособия Региональной антитеррористической комиссии Республики Адыгея и материалы пресс-службы УФСБ России по Адыгее. Эти материалы знакомят читателей с характеристиками преступлений террористического характера, помогают населению республики правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях и совместно с правоохранительными органами (ФСБ, МВД) обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений.

Совместная работа Региональной антитеррористической комиссии Республики Адыгея, органов исполнительной и представительной власти северокавказских регионов, деятелей науки и представителей общественности наглядно демонстрирует эффективность профилактики и урегулирования конфликтов на этапе их зарождения с использованием СМИ.

Не случайно Президент РФ В.В.Путин в г. Майкопе на совещании с руководителями министерств и ведомств РФ, главами субъектов РФ отметил, что противодействие терроризму - это задача не только силовых и специальных ведомств. В сложившихся условиях необходимо выработать принципиально новые подходы, которые касаются не только работы правоохранительных органов, но и всей системы государственных институтов. При этом особый акцент должен быть сделан на предотвращении террористических актов.

Противодействие экстремистским проявлениям в северокавказском регионе с участием СМИ (на примере Республики Адыгея) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Противодействие экстремистским проявлениям в северокавказском регионе с участием СМИ (на примере Республики Адыгея)

Ансимов Ю.Н., начальник управления ФСБ России по Республике Адыгея

Северный Кавказ традиционно является особой зоной соприкосновения геополитических интересов иностранных спецслужб. При этом отмечается характерная особенность: как только российская государственность ослабевает, на ее территории активизируется деятельность зарубежных спецслужб.

Турецкая Республика уже не единожды реализует попытки расширить и упрочить свое влияние на Северном Кавказе. Значительную роль при этом отводится дестабилизации политической и социально-экономической ситуации в регионе и стимулированию экстремистских процессов на Юге России.

Религиозно-националистические секты "Сулеймаджи" и "Нурджулар" широко распространяют свои сети на всем постсоветском пространстве, активно культивируют под прикрытием благотворительных фондов, культурных центров и учебных заведений идеи "обновления" ислама экстремистского толка и на территории Адыгеи.

Так, в 1994 г. представители "Нурджулар" осуществляли попытку открыть частный лицей (школу-интернат) в г. Майкопе. Руководитель Черкесского Турецкого лицея гражданин Р. встречался с членами Правительства Республики Адыгея и обсуждал вопросы, касающиеся этого учебного заведения. Принятые Управлением ФСБ России по Республике Адыгеи меры остановили незаконное открытие турецкого лицея в Адыгее.

Аналогичные посланники "Нурджулар" появились в г. Майкопе в начале 2002 г. Граждане Азербайджана, прибывшие в республику с целью организации преподавательской деятельности в религиозных кружках, свою причастность к секте "Нурджулар" либо к иным религиозным школам скрывали. В феврале 2003 г. они предприняли попытку распространения среди жителей Адыгеи литературы, содержащей высказывания, направленные на возбуждение национальной и религиозной розни. В результате проведенных оперативных и организационных мероприятий граждане Азербайджана покинули пределы РФ.

В 1997 г. в республику прибыл репатриант из Турции, который, получив гражданство РФ, создал в Адыгее общественную организацию "Благотворительно-образовательный пансионат Адыгеи". Устав организации зарегистрировал в администрации г. Майкопа. Этот же гражданин приобрел домовладение в Адыгее и оборудовал его для проживания 72 человек. В 17 населенных пунктах республики были отобраны ученики для обучения и проживания в пансионате. В начале 2003 г. в судебном порядке прекращена незаконная деятельность общественной организации "Благотворительно-образовательный пансионат в Адыгее".

В федеральном законодательстве, в той части, которая связана с борьбой против преступлений террористического и экстремистского характера, большое внимание уделено вопросам информационного противодействия терроризму и экстремизму с использованием средств массовой коммуникации (СМИ, интернет, аудио- и видеопродукция). В новых социально-политических условиях, когда общество по своей природе становится информационным, СМИ (телевидение, радио, периодическая печать) могут быть как эффективным средством и инструментом профилактики и борьбы с такими идеологическими течениями, как сепаратизм, национализм, фашизм, так и средством их пропаганды. Информационные войны являются одним из основных средств современной мировой политики, доминирующим способом достижения политической и экономической власти. Важно определить, кто и с какой целью формирует информационные потоки, оказывающие влияние на мировосприятие и поступки различных групп и слоев населения.

Государство обязано защищать общество от умышленного или безответственного вредоносного воздействия со стороны любых СМИ, которые, распространяя часто ложную или даже провокационную, подстрекательскую информацию, несут угрозу фундаментальным ценностям, общественному порядку, конституционному строю, перспективам общественного развития, деградации этических и гражданственных устоев личности и социальной жизни.

Общество испытывает потребность в создании универсального инструментария для выявления и трактовки побудительных причин фальсификаций информирования.

Квалифицировать меру опасности подобной информации должны профессионально подготовленные специальные органы. Таким образом, информационная безопасность теснейшим образом связана с политикой государства, призванной адекватно отражать интересы общества, в первую очередь - с его информационной политикой.

По мнению специалистов, исследующих вопросы информационной безопасности на Юге России, задачи информационной политики в северокавказском регионе могут быть следующими:

  • информация по Северному Кавказу нуждается в корректировке для более уравновешенного освещения всех сторон жизни;
  • в российской информационной политике в данном регионе должны четко проявляться геополитический контекст и подоплека всего комплекса кавказских конфликтов. Следует определенно обозначить значение этого региона для России, переместив акценты с общих рассуждений о "необходимости сохранения территориальной целостности страны" на объяснение причин, по которым для нее невозможна потеря этого региона;
  • общественность должна быть информирована о том, что у России нет серьезных оснований испытывать чувство вины за сложность и конфликтность положения в кавказском регионе (хотя ошибки в российской политике на Кавказе, безусловно, имелись), а также, что национальным интересам России не отвечает превращение всего Северного Кавказа в очаг выраженных кровопролитных этнополитических конфликтов;
  • общественность должна быть проинформирована о том, что в среде горских народов наметились ярко выраженные противоречия между интересами основной массы населения и пришедшими к власти этнократическими элитами. Дистанцирование от Москвы и "дикая суверенизация" привели к таким социальным потерям в регионе, что, как утверждают некоторые эксперты, против России работает скорее не ее жестокость и активность, а вялость и нерешительность ее политики на Кавказе;
  • принципиально важно не вырывать северокавказский регион из общероссийского информационного контекста. Условно-негативная информация об экономических, социальных, политических проблемах должна характеризовать этот регион в такой же степени, как и другие регионы страны;
  • сложным, но необходимым аспектом формирования информационной политики в отношении Кавказа является всесторонняя и активная поддержка мероприятий (или даже их инициирование) федеральных властей по наведению элементарного порядка. Подобные действия, как представляется, найдут положительный отклик как в российском обществе в целом, так и среди населения Северного Кавказа. Информация об акциях, призванных покончить с крупными нарушениями законности, коррупцией, злоупотреблениями даже среди "первых лиц" региональной элиты, должна стать приоритетной. Актуальным становится вопрос об истинной роли местных силовых и правоохранительных структур, о степени их управляемости из федерального Центра.

Положительные пропагандистские результаты можно получить при целенаправленной и самостоятельной кампании российских СМИ по дискредитации экстремистских и террористических организаций на территории России.

Нельзя снимать ответственность за неудовлетворительное использование возможностей СМИ в профилактике международного терроризма, политического и религиозного экстремизма со структур, призванных координировать и непосредственно осуществлять антитеррористическую деятельность в целом по стране или в отдельных регионах.

Необходимо вскрывать и разоблачать перед читателями, радиослушателями, телезрителями способы маскировки истинных террористических устремлений. Часто под внешне привлекательными лозунгами защиты прав человека, укрепления демократии, обеспечения национальных, социальных интересов скрывается попытка вовлечь людей в конфликты, взращенные на идеологии национализма и шовинизма, религиозной вражды. Такого рода социальные столкновения по своим последствиям наиболее разрушительны и оставляют моральные травмы в исторической памяти народов.

Информационные материалы должны быть нацелены на повышение уровня правовой ответственности граждан, причем не только рядовых обывателей, но и представителей власти. Зачастую невежество и правовой нигилизм тех, кто готовит и принимает политические решения, способны вызвать социальную напряженность, гражданское неповиновение, массовые беспорядки, акты терроризма.

Материалы, демонстрирующие неприятие обществом идеологии насилия, социальную изоляцию экстремистов и неотвратимость жесткого наказания для лиц, вставших на путь экстремистской деятельности, способствуют снижению террористической угрозы.

Примером работы по профилактике и упреждению отдельных видов преступлений, предполагающей координацию государственных органов, общественных структур, СМИ, может служить деятельность Региональной антитеррористической комиссии Республики Адыгея, а также подготовка и проведение мероприятий, связанных с юбилеем Управления ФСБ России по Республике Адыгея.

Во-первых, процесс подготовки способствовал тесному взаимодействию с различными региональными, окружными, центральными органами власти, а также сотрудничеству с общественными организациями, культурно-просветительными учреждениями г. Майкопа и Республики Адыгея.

Во-вторых, мероприятие укрепило новые принципы в работе спецслужб Адыгеи - быть в меру открытыми и доступными для совместной работы органов безопасности и граждан региона.

В-третьих, в печатных и электронных СМИ были отражены необходимые сведения о деятельности органов безопасности, разъяснено отношение к событиям, происходящим на Северном Кавказе, высказана готовность сотрудничества с населением, обозначены направления дальнейшей работы.

Общий тираж печатных СМИ в Южном федеральном округе составил около 200 000 экземпляров, из которых в Республике Адыгея было распространено около 70 000 экз.; охвачено эфиром более 250 000 телезрителей, что составляет около 70-75% всего взрослого населения Адыгеи.

На страницах газет был дан анализ проводимых мер по профилактике и предотвращению террористической деятельности, а также приведена информация о возможном возникновении и тенденциях развития преступлений, нейтрализации влияния факторов, благоприятствующих возникновению и нарастанию угроз безопасности в регионе.

Подобного рода информационная "засветка" деятельности силовых структур (спецслужб, правоохранительных, надзорных органов) в СМИ рассматривается как профилактическое мероприятие по предупреждению преступлений лицами, посягающих на права и свободы граждан, конституционные основы государства, материальные и духовные ценности общества. Рациональная эксплуатация иррациональной сущности массового восприятия посредством информационного воздействия есть эффективное средство, способствующее обеспечению защиты национальных интересов государства и его населения не количеством произведенных ликвидаций, а числом предупрежденных преступлений.

В целях повышения уровня правовой ответственности граждан и представителей власти Адыгеи на страницах республиканской прессы под рубрикой "Чтобы терроризм не застал врасплох" регулярно публикуются сведения из информационно-методического пособия Региональной антитеррористической комиссии Республики Адыгея и материалы пресс-службы УФСБ России по Адыгее. Эти материалы знакомят читателей с характеристиками преступлений террористического характера, помогают населению республики правильно ориентироваться и действовать в экстремальных и чрезвычайных ситуациях и совместно с правоохранительными органами (ФСБ, МВД) обеспечить условия, способствующие расследованию преступлений.

Совместная работа Региональной антитеррористической комиссии Республики Адыгея, органов исполнительной и представительной власти северокавказских регионов, деятелей науки и представителей общественности наглядно демонстрирует эффективность профилактики и урегулирования конфликтов на этапе их зарождения с использованием СМИ.

Не случайно Президент РФ В.В.Путин в г. Майкопе на совещании с руководителями министерств и ведомств РФ, главами субъектов РФ отметил, что противодействие терроризму - это задача не только силовых и специальных ведомств. В сложившихся условиях необходимо выработать принципиально новые подходы, которые касаются не только работы правоохранительных органов, но и всей системы государственных институтов. При этом особый акцент должен быть сделан на предотвращении террористических актов.