Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

О международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом1

Сафонов А.Е., заместитель Министра иностранных дел РФ

Год, прошедший со времени первой лиссабонской встречи руководителей различных международных организаций и структур, подтвердил верность курса, взятого на усиление координации антитеррористических усилий с целью наиболее полного и эффективного задействования потенциала международного сообщества для борьбы с глобальной угрозой терроризма. Несмотря на все сложности и откаты, общая линия на создание широкого международного фронта противодействия терроризму и связанным с ним новым вызовам и угрозам получает все большую поддержку. Постепенно формируется новая политическая философия неприятия и отторжения терроризма во всех его проявлениях, независимо от провозглашаемых целей и идейных установок. На этой основе происходит активное профилирование ключевых международных организаций и структур, их подключение к решению задач по борьбе с терроризмом.

В то же время нельзя не видеть того, что эта новая антитеррористическая солидарность на практике пока часто размывается сохраняющимися различиями в реальных подходах государств, прежде всего, в определении конкретного содержания и оптимальных параметров антитеррористического взаимодействия, инерцией логики двойных стандартов. Нельзя допустить, чтобы международное сообщество оказалось расколотым, ослабленным внутренними трениями и конфликтами тогда, когда от него требуется особая сплоченность и политическая воля перед лицом масштабной угрозы терроризма.

Серия недавних террористических атак, прокатившихся по Чечне, Саудовской Аравии, Индонезии, Афганистану, взрывы в Москве и Моздоке, Иерусалиме и Бомбее однозначно указывают на то, что, несмотря на нанесенные ощутимые удары, международный терроризм явно не собирается сдавать позиции, уступать инициативу, продолжая играть "на опережение". Недавняя варварская акция в Багдаде, где было взорвано здание представительства ООН - еще один циничный вызов международному сообществу, попытка ослабить его политическую волю и подорвать усилия в борьбе с терроризмом, в решении региональных конфликтов. Наблюдающаяся активизация международных террористических структур, "перетекание" ячеек Аль-Каиды прежде всего в регион Юго-Восточной Азии, возрождение боевого потенциала движения талибов в Афганистане - опасные признаки нарастания террористической угрозы международному миру и безопасности.

Характер современного терроризма, его мимикрию невозможно понять вне контекста сложных и неоднозначных современных процессов глобализации, меняющихся схем политико-психологических взаимоотношений личности, общества и государства. Террористы активно берут на вооружение не только современные технологические достижения, но и самые изощренные способы манипулирования поведением, подавления психики людей. Одним из самых страшных примеров этому является распространяющаяся практика подготовки террористов-самоубийц.

Сложность, многогранность феномена современного терроризма требует всеобъемлющего подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, эффективной стыковки антитеррористических мер, предпринимаемых на национальном и международном уровнях. Речь идет о необходимости создания гибкой системы, которая могла бы обеспечивать одновременно как профилактику терроризма и других новых вызовов и угроз, так и адекватные меры по урегулированию возникающих кризисных ситуаций, связанных с терроризмом.

Практика все более убеждает в том, что решение этой чрезвычайно сложной задачи может быть найдено только на пути усиления ООН - форума, обеспечивающего бесспорную легитимность международным усилиям, цементирующего монолитность коалиции государств в сфере борьбы с терроризмом.

Сегодня ключ к эффективному противодействию террористической угрозе лежит в следующих приоритетных областях взаимодействия:

  • совершенствование антитеррористической международно-правовой базы; совершенствование механизмов оказания правовой помощи, в том числе выдачи террористов, нацеленного на практическую универсализацию принципа: либо выдай, либо суди; неотвратимость ответственности за преступления терроризма;
  • активизация борьбы с финансированием терроризма, в том числе по пресечению каналов его подпитки за счет незаконного оборота наркотиков, отмывания грязных денег;
  • противодействие доступу террористов к средствам массового поражения и их доставке, возможному применению ими биологических веществ, ядерных и радиоактивных материалов;
  • усиление контроля за оборотом обычных видов вооружений. В частности, с учетом последних террористических актов особое значение приобретает перевод в практическую плоскость в ближайшее время разрабатываемых в рамках Вассенаарских договоренностей элементов экспортного контроля за ПЗРК. Позитивным примером может служить взаимодействие спецслужб России, США и Великобритании по пресечению контрабанды ПЗРК в США;
  • меры по обеспечению права человека на защиту от терроризма.

Совершенно очевидно, что речь идет о широком, динамично расширяющемся проблемном поле, что предопределяет возрастающую роль международных региональных и отраслевых организаций в реализации антитеррористической стратегии.

В этой связи считаем принципиально важным наметившийся в последнее время курс Контртеррористического комитета СБ ООН на плотное регулярное сотрудничество с региональными структурами по ключевым вопросам антитеррористического взаимодействия, в том числе в создании действенной системы технического содействия и необходимой помощи заинтересованным государствам для налаживания их антитеррористических систем. Особое значение придаем подключению к этой работе Группы контртеррористических действий, созданной по решению саммита "восьмерки" в Эвиане. Россия намерена активно поддерживать деятельность на этом направлении, используя свой опыт, информационные и другие имеющиеся возможности.

Важной перспективной задачей нам видится последовательное укрепление антитеррористического потенциала ОБСЕ на основе реализации Бухарестского плана ОБСЕ по борьбе с терроризмом и Бишкекской антитеррористической программы. Необходимо сосредоточиться на доработке Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности ХХI века, налаживанию механизмов обзора по выполнению странами ОБСЕ антитеррористических обязательств. Антитеррористическое направление должно оставаться одним из приоритетов в ее деятельности. Это не конъюнктурная "дань моде", а долгосрочная стратегическая линия организации. При этом, как представляется, ОБСЕ, не подменяя деятельности других организаций, должна выступать преимущественно как институт раннего предупреждения кризисов, предотвращения роста общественной напряженности, проявлений нетерпимости, радикализма и терроризма.

Значительный практический интерес представляет собой уникальный потенциал Совета Европы на антитеррористическом направлении, прежде всего в правовой сфере. Приветствуем завершение работы над дополнительным протоколом к Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г., в котором значительно расширен список преступлений, исключающих "политическую оговорку" в качестве основания для отказа в выдаче преступников, а также предусмотрена возможность создания специального механизма для отслеживания выполнения европейскими государствами международно-правовых обязательств по выдаче террористов. Считаем, что сейчас необходимо двигаться дальше. Российская Федерация полностью поддерживает идею разработки всеобъемлющей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, которая при определенных условиях (открытый характер Конвенции) могла бы открыть путь к выработке общепризнанного определения терроризма.

Важным шагом, отражающим принципиальный подход международного сообщества к противодействию терроризму, стало решение Комитета СБ ООН по санкциям в отношении талибов, "Аль-Каиды" и связанных с ними лиц и организаций, о включении в санкционный список главарей чеченских террористов З.Яндарбиева и Ш.Басаева. Приветствуем последовавшее за этим аналогичное решение ЕС о включении названных лиц в свой террористический список. Это свидетельствует о растущем понимании в мире истинного характера событий в Чеченской Республике РФ как одного из важных сражений с международным терроризмом. Убеждены, что решение, принятое ЕС, позитивно скажется на дальнейшем развитии антитеррористического сотрудничества по линии Россия-ЕС, откроет его новые горизонты.

Мировому сообществу необходимо сосредоточиться на выработке мер по преодолению причин, лежащих в основе современного терроризма, вызывающих экстремальные формы протестного поведения. Речь идет не только о выверенной линии и подходах к урегулированию региональных конфликтов, недопущении действий, способствующих результатам, обратным пресечению антитеррористической активности. Нужны конкретные действенные шаги по углублению социальной направленности процесса глобализации, устойчивого развития различных регионов мира, ликвидации факторов, способствующих формированию питательной среды для распространения терроризма.

Недопустимо отступление и на идейно-психологическом фронте борьбы с терроризмом, значение которого в современных условиях многократно усиливается. Успех в борьбе с международным терроризмом в большой степени будет зависеть от того, насколько полно в ней будет задействован потенциал гражданского общества. Если террористам удастся создать в какой-то стране уровень тревоги и напряженности, делающий невозможной нормальную повседневную жизнь людей, это будет означать поражение данной страны в борьбе с терроризмом. Боевики, спонсоры и идеологи терроризма научились искусно манипулировать общественным мнением, использовать законы демократического общества для уничтожения самого общества.

В наших общих интересах сделать все возможное, чтобы сорвать подобные устремления, найти адекватные средства защиты цивилизационных ценностей. В этом русле идет предложение России о созыве под эгидой ООН всемирного форума, который обсудил бы роль гражданского общества и, в частности, вклад средств массовой информации в создание в мире атмосферы неприятия, активного отторжения терроризма в любых его формах.

Нельзя допустить сползания мира к конфликту цивилизаций, поэтому чрезвычайно важно стимулировать развитие межконфессионального диалога, формирование условий для сосуществования религий, культур и цивилизаций, добиваться нейтрализации опасных тенденций роста религиозного или любого другого радикализма, исповедующего насилие и экстремизм. Вместе с тем борьба с терроризмом сама по себе не должна подменяться борьбой с какой-либо религией или культурной традицией. Совершенно очевидно, что такой подход контрпродуктивен, терроризм не имеет национальной, религиозной или другой идентичности. Россия как многоконфессиональная, полиэтничная страна строго привержена этим принципам и готова активно отстаивать их на международной арене. Важным подтверждением этому может служить недавнее заявление Президента В.В.Путина о намерении России вступить в Организацию Исламская Конференция.

Сегодня мы намного четче понимаем масштабы и характер общей угрозы, ставшей главным врагом человеческой цивилизации в третьем тысячелетии. Наш долг - объединить усилия, укрепить волю, пройти совместно необходимый путь в интересах строительства новых механизмов обеспечения гарантий мира и безопасности, сколь труден и долог он бы ни был.

Материал подготовлен на основании выступления на 2-й координационной встрече руководителей ключевых международных организаций по противодействию и борьбе с терроризмом (Лиссабон, 1 сентября 2003 г.).

Сафонов Анатолий Ефимович работал в составе экспедиций (в районах Крайнего Севера, Якутии, Чукотки, Магаданской области) инженером-топографом Красноярского треста инженерно-строительных изысканий, с 1970 г. проходил службу в органах КГБ СССР/ФСБ России в Управлении КГБ СССР по Красноярскому краю, был избран народным депутатом РСФСР/РФ. Являлся заместителем министра безопасности РФ, заместителем директора Федеральной службы контрразведки, исполняющим обязанности директора ФСБ, председателем Комитета по вопросам безопасности Союза Беларуси и России. Генерал-полковник. Имеет правительственные награды России и СССР. Почетный сотрудник контрразведки РФ.

О международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

О международном сотрудничестве в борьбе с терроризмом1

Сафонов А.Е., заместитель Министра иностранных дел РФ

Год, прошедший со времени первой лиссабонской встречи руководителей различных международных организаций и структур, подтвердил верность курса, взятого на усиление координации антитеррористических усилий с целью наиболее полного и эффективного задействования потенциала международного сообщества для борьбы с глобальной угрозой терроризма. Несмотря на все сложности и откаты, общая линия на создание широкого международного фронта противодействия терроризму и связанным с ним новым вызовам и угрозам получает все большую поддержку. Постепенно формируется новая политическая философия неприятия и отторжения терроризма во всех его проявлениях, независимо от провозглашаемых целей и идейных установок. На этой основе происходит активное профилирование ключевых международных организаций и структур, их подключение к решению задач по борьбе с терроризмом.

В то же время нельзя не видеть того, что эта новая антитеррористическая солидарность на практике пока часто размывается сохраняющимися различиями в реальных подходах государств, прежде всего, в определении конкретного содержания и оптимальных параметров антитеррористического взаимодействия, инерцией логики двойных стандартов. Нельзя допустить, чтобы международное сообщество оказалось расколотым, ослабленным внутренними трениями и конфликтами тогда, когда от него требуется особая сплоченность и политическая воля перед лицом масштабной угрозы терроризма.

Серия недавних террористических атак, прокатившихся по Чечне, Саудовской Аравии, Индонезии, Афганистану, взрывы в Москве и Моздоке, Иерусалиме и Бомбее однозначно указывают на то, что, несмотря на нанесенные ощутимые удары, международный терроризм явно не собирается сдавать позиции, уступать инициативу, продолжая играть "на опережение". Недавняя варварская акция в Багдаде, где было взорвано здание представительства ООН - еще один циничный вызов международному сообществу, попытка ослабить его политическую волю и подорвать усилия в борьбе с терроризмом, в решении региональных конфликтов. Наблюдающаяся активизация международных террористических структур, "перетекание" ячеек Аль-Каиды прежде всего в регион Юго-Восточной Азии, возрождение боевого потенциала движения талибов в Афганистане - опасные признаки нарастания террористической угрозы международному миру и безопасности.

Характер современного терроризма, его мимикрию невозможно понять вне контекста сложных и неоднозначных современных процессов глобализации, меняющихся схем политико-психологических взаимоотношений личности, общества и государства. Террористы активно берут на вооружение не только современные технологические достижения, но и самые изощренные способы манипулирования поведением, подавления психики людей. Одним из самых страшных примеров этому является распространяющаяся практика подготовки террористов-самоубийц.

Сложность, многогранность феномена современного терроризма требует всеобъемлющего подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, эффективной стыковки антитеррористических мер, предпринимаемых на национальном и международном уровнях. Речь идет о необходимости создания гибкой системы, которая могла бы обеспечивать одновременно как профилактику терроризма и других новых вызовов и угроз, так и адекватные меры по урегулированию возникающих кризисных ситуаций, связанных с терроризмом.

Практика все более убеждает в том, что решение этой чрезвычайно сложной задачи может быть найдено только на пути усиления ООН - форума, обеспечивающего бесспорную легитимность международным усилиям, цементирующего монолитность коалиции государств в сфере борьбы с терроризмом.

Сегодня ключ к эффективному противодействию террористической угрозе лежит в следующих приоритетных областях взаимодействия:

  • совершенствование антитеррористической международно-правовой базы; совершенствование механизмов оказания правовой помощи, в том числе выдачи террористов, нацеленного на практическую универсализацию принципа: либо выдай, либо суди; неотвратимость ответственности за преступления терроризма;
  • активизация борьбы с финансированием терроризма, в том числе по пресечению каналов его подпитки за счет незаконного оборота наркотиков, отмывания грязных денег;
  • противодействие доступу террористов к средствам массового поражения и их доставке, возможному применению ими биологических веществ, ядерных и радиоактивных материалов;
  • усиление контроля за оборотом обычных видов вооружений. В частности, с учетом последних террористических актов особое значение приобретает перевод в практическую плоскость в ближайшее время разрабатываемых в рамках Вассенаарских договоренностей элементов экспортного контроля за ПЗРК. Позитивным примером может служить взаимодействие спецслужб России, США и Великобритании по пресечению контрабанды ПЗРК в США;
  • меры по обеспечению права человека на защиту от терроризма.

Совершенно очевидно, что речь идет о широком, динамично расширяющемся проблемном поле, что предопределяет возрастающую роль международных региональных и отраслевых организаций в реализации антитеррористической стратегии.

В этой связи считаем принципиально важным наметившийся в последнее время курс Контртеррористического комитета СБ ООН на плотное регулярное сотрудничество с региональными структурами по ключевым вопросам антитеррористического взаимодействия, в том числе в создании действенной системы технического содействия и необходимой помощи заинтересованным государствам для налаживания их антитеррористических систем. Особое значение придаем подключению к этой работе Группы контртеррористических действий, созданной по решению саммита "восьмерки" в Эвиане. Россия намерена активно поддерживать деятельность на этом направлении, используя свой опыт, информационные и другие имеющиеся возможности.

Важной перспективной задачей нам видится последовательное укрепление антитеррористического потенциала ОБСЕ на основе реализации Бухарестского плана ОБСЕ по борьбе с терроризмом и Бишкекской антитеррористической программы. Необходимо сосредоточиться на доработке Стратегии ОБСЕ по противодействию угрозам безопасности и стабильности ХХI века, налаживанию механизмов обзора по выполнению странами ОБСЕ антитеррористических обязательств. Антитеррористическое направление должно оставаться одним из приоритетов в ее деятельности. Это не конъюнктурная "дань моде", а долгосрочная стратегическая линия организации. При этом, как представляется, ОБСЕ, не подменяя деятельности других организаций, должна выступать преимущественно как институт раннего предупреждения кризисов, предотвращения роста общественной напряженности, проявлений нетерпимости, радикализма и терроризма.

Значительный практический интерес представляет собой уникальный потенциал Совета Европы на антитеррористическом направлении, прежде всего в правовой сфере. Приветствуем завершение работы над дополнительным протоколом к Европейской конвенции о пресечении терроризма 1977 г., в котором значительно расширен список преступлений, исключающих "политическую оговорку" в качестве основания для отказа в выдаче преступников, а также предусмотрена возможность создания специального механизма для отслеживания выполнения европейскими государствами международно-правовых обязательств по выдаче террористов. Считаем, что сейчас необходимо двигаться дальше. Российская Федерация полностью поддерживает идею разработки всеобъемлющей Европейской конвенции о борьбе с терроризмом, которая при определенных условиях (открытый характер Конвенции) могла бы открыть путь к выработке общепризнанного определения терроризма.

Важным шагом, отражающим принципиальный подход международного сообщества к противодействию терроризму, стало решение Комитета СБ ООН по санкциям в отношении талибов, "Аль-Каиды" и связанных с ними лиц и организаций, о включении в санкционный список главарей чеченских террористов З.Яндарбиева и Ш.Басаева. Приветствуем последовавшее за этим аналогичное решение ЕС о включении названных лиц в свой террористический список. Это свидетельствует о растущем понимании в мире истинного характера событий в Чеченской Республике РФ как одного из важных сражений с международным терроризмом. Убеждены, что решение, принятое ЕС, позитивно скажется на дальнейшем развитии антитеррористического сотрудничества по линии Россия-ЕС, откроет его новые горизонты.

Мировому сообществу необходимо сосредоточиться на выработке мер по преодолению причин, лежащих в основе современного терроризма, вызывающих экстремальные формы протестного поведения. Речь идет не только о выверенной линии и подходах к урегулированию региональных конфликтов, недопущении действий, способствующих результатам, обратным пресечению антитеррористической активности. Нужны конкретные действенные шаги по углублению социальной направленности процесса глобализации, устойчивого развития различных регионов мира, ликвидации факторов, способствующих формированию питательной среды для распространения терроризма.

Недопустимо отступление и на идейно-психологическом фронте борьбы с терроризмом, значение которого в современных условиях многократно усиливается. Успех в борьбе с международным терроризмом в большой степени будет зависеть от того, насколько полно в ней будет задействован потенциал гражданского общества. Если террористам удастся создать в какой-то стране уровень тревоги и напряженности, делающий невозможной нормальную повседневную жизнь людей, это будет означать поражение данной страны в борьбе с терроризмом. Боевики, спонсоры и идеологи терроризма научились искусно манипулировать общественным мнением, использовать законы демократического общества для уничтожения самого общества.

В наших общих интересах сделать все возможное, чтобы сорвать подобные устремления, найти адекватные средства защиты цивилизационных ценностей. В этом русле идет предложение России о созыве под эгидой ООН всемирного форума, который обсудил бы роль гражданского общества и, в частности, вклад средств массовой информации в создание в мире атмосферы неприятия, активного отторжения терроризма в любых его формах.

Нельзя допустить сползания мира к конфликту цивилизаций, поэтому чрезвычайно важно стимулировать развитие межконфессионального диалога, формирование условий для сосуществования религий, культур и цивилизаций, добиваться нейтрализации опасных тенденций роста религиозного или любого другого радикализма, исповедующего насилие и экстремизм. Вместе с тем борьба с терроризмом сама по себе не должна подменяться борьбой с какой-либо религией или культурной традицией. Совершенно очевидно, что такой подход контрпродуктивен, терроризм не имеет национальной, религиозной или другой идентичности. Россия как многоконфессиональная, полиэтничная страна строго привержена этим принципам и готова активно отстаивать их на международной арене. Важным подтверждением этому может служить недавнее заявление Президента В.В.Путина о намерении России вступить в Организацию Исламская Конференция.

Сегодня мы намного четче понимаем масштабы и характер общей угрозы, ставшей главным врагом человеческой цивилизации в третьем тысячелетии. Наш долг - объединить усилия, укрепить волю, пройти совместно необходимый путь в интересах строительства новых механизмов обеспечения гарантий мира и безопасности, сколь труден и долог он бы ни был.

Материал подготовлен на основании выступления на 2-й координационной встрече руководителей ключевых международных организаций по противодействию и борьбе с терроризмом (Лиссабон, 1 сентября 2003 г.).

Сафонов Анатолий Ефимович работал в составе экспедиций (в районах Крайнего Севера, Якутии, Чукотки, Магаданской области) инженером-топографом Красноярского треста инженерно-строительных изысканий, с 1970 г. проходил службу в органах КГБ СССР/ФСБ России в Управлении КГБ СССР по Красноярскому краю, был избран народным депутатом РСФСР/РФ. Являлся заместителем министра безопасности РФ, заместителем директора Федеральной службы контрразведки, исполняющим обязанности директора ФСБ, председателем Комитета по вопросам безопасности Союза Беларуси и России. Генерал-полковник. Имеет правительственные награды России и СССР. Почетный сотрудник контрразведки РФ.