Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Гражданский финансовый контроль и инвестиционный климат в экономике

Рябухин С.Н., аудитор Счетной палаты РФ

Вопрос об инвестиционном климате в России является одним из ключевых. От его решения во многом зависит будущее отечественной экономики. Для реализации всего комплекса основных экономических проблем России необходим экономический рост - не менее 4-5% в год в течение примерно 20 лет. Основная проблема - привлечение в экономику всех форм инвестиций (как российских, так и зарубежных; как государственных, так и частных). Прежде всего прямых и долгосрочных, поскольку повышение загрузки имеющихся мощностей, по оценке специалистов Счетной палаты, позволит увеличить ВВП не более чем на 8-12%. По нашему твердому убеждению, одним из значимых факторов, влияющих на инвестиционный климат в экономике, является эффективная деятельность органов гражданского финансового контроля. К этим органам относится и Счетная палата РФ, и контрольно-счетные органы, подотчетные законодательным собраниям субъектов РФ.

Прошедшие за последнее десятилетие коренные преобразования в экономической и политической жизни российского общества сопровождались разрушением прежней системы государственного финансового контроля и созданием принципиально новых институтов государственной власти. Новой структуре государственного управления, построенной на демократических принципах, нужна отвечающая этим принципам система государственного финансового контроля, учитывающая современные экономические и политические реалии.

Контрольно-счетные органы РФ - это новые органы государственного финансового контроля, которые появились в России не по чьей-либо прихоти, а в связи с процессами демократизации ее государственного управления. Они призваны наиболее полно отвечать потребностям общества в контроле за тем, как власти на всех уровнях распоряжаются государственными (т.е. общественными) финансами. Для демократического общества такой контроль особо значим. Он - основа доверия граждан к власти и, соответственно, к государству.

Существующие влияние гражданского финансового контроля на формирование благоприятного инвестиционного климата обусловливается многими обстоятельствами. Отмечу лишь два, на наш взгляд, самых значительных.

Во-первых, возрастает роль государства в инвестиционном процессе. Участие государства осуществляется через механизм бюджета развития, через федеральные целевые программы и программы развития регионов. Все это - законодательно закрепленная область контроля Счетной палаты.

Государственные инвестиции направляются прежде всего на развитие общественной инфраструктуры, которая и является основой нормального функционирования бизнеса.

Во-вторых, результаты контрольной деятельности в области проверки исполнения бюджетов органами гражданского финансового контроля не на словах, а на деле показывают, как власть реализует стоящие перед ней задачи. Становится видимой "финансовая чистоплотность" властей. Прозрачность финансовой деятельности - это вопрос доверия. Доверия как потенциальных инвесторов, так и простых граждан. Сбережения населения, составляющие во всем мире основу долгосрочных инвестиций, в России пока не имеют инвестиционного применения. Нет у нас и значительного числа мелких инвесторов. А ведь это и есть тот самый "вопрос доверия".

Для нас не секрет, что трудности многих российских регионов связаны, прежде всего, с недостаточно высокой эффективностью управления финансами. Часто ответственность за собственное неумение распорядиться вверенными ресурсами региональные руководители пытаются переложить на центр, стремясь для покрытия своей бесхозяйственности "выбить" трансферты, которые нередко используются ими совсем не для тех целей, для которых были предоставлены.

В соответствии с принципом бюджетного федерализма Счетная палата РФ лишь в ограниченных случаях может проводить ревизию региональных бюджетов, отслеживать целевое использование трансфертов. Однако эффективность управления региональными финансами, строгий контроль как за собственными, так и за поступающими в регионы средствами - это проблемы не только региональные, но и общегосударственные.

В Москве, в Санкт-Петербурге, других городах регулярно проходят конференции Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. На конференции идет разговор и о создании отделений Ассоциации в федеральных округах.

Считаю, что с помощью отделений проще структурно упорядочить Ассоциацию, организовать взаимодействие контрольно-счетных органов внутри каждого федерального округа. Такие усилия, безусловно, приблизят федеральный центр к регионам. Не пустой фразой станет обеспечение высокой оперативности и результативности совместных действий в области государственного финансового контроля. Думаю, удастся добиться неотвратимости наказания за нарушение бюджетного законодательства и неукоснительного возмещения причиненного государству ущерба.

В сочетании с созданием в федеральных округах структурных подразделений Счетной палаты РФ такие шаги позволят наладить конструктивное взаимодействие между Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами регионов и аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

На сегодняшний день отделения Ассоциации созданы в 4 федеральных округах: Уральском, Центральном, Северо-западном и Сибирском.

Надеюсь, что отделение Ассоциации и территориальные подразделения Счетной палаты будут во всех федеральных округах России. В этом залог прозрачности финансово-экономической системы России, инвестиционной привлекательности регионов, и в конечном счете - процветания нашей страны.

Рябухин Сергей Николаевич. Аудитор Счетной палаты Российской Федерации. Работал на производстве, прошел путь от электромонтера до главного энергетика домостроительного комбината г. Ульяновска. Заведовал отделом Ульяновского горкома КПСС, был депутатом Ульяновского горсовета, заместителем главы администрации Ульяновской области. Был выбран председателем Законодательного собрания Ульяновской области, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, назначен заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Председателем временной комиссии Совета Федерации по молодежной политике.

Гражданский финансовый контроль и инвестиционный климат в экономике | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3-4 (8-9) Декабрь 2003г

Гражданский финансовый контроль и инвестиционный климат в экономике

Рябухин С.Н., аудитор Счетной палаты РФ

Вопрос об инвестиционном климате в России является одним из ключевых. От его решения во многом зависит будущее отечественной экономики. Для реализации всего комплекса основных экономических проблем России необходим экономический рост - не менее 4-5% в год в течение примерно 20 лет. Основная проблема - привлечение в экономику всех форм инвестиций (как российских, так и зарубежных; как государственных, так и частных). Прежде всего прямых и долгосрочных, поскольку повышение загрузки имеющихся мощностей, по оценке специалистов Счетной палаты, позволит увеличить ВВП не более чем на 8-12%. По нашему твердому убеждению, одним из значимых факторов, влияющих на инвестиционный климат в экономике, является эффективная деятельность органов гражданского финансового контроля. К этим органам относится и Счетная палата РФ, и контрольно-счетные органы, подотчетные законодательным собраниям субъектов РФ.

Прошедшие за последнее десятилетие коренные преобразования в экономической и политической жизни российского общества сопровождались разрушением прежней системы государственного финансового контроля и созданием принципиально новых институтов государственной власти. Новой структуре государственного управления, построенной на демократических принципах, нужна отвечающая этим принципам система государственного финансового контроля, учитывающая современные экономические и политические реалии.

Контрольно-счетные органы РФ - это новые органы государственного финансового контроля, которые появились в России не по чьей-либо прихоти, а в связи с процессами демократизации ее государственного управления. Они призваны наиболее полно отвечать потребностям общества в контроле за тем, как власти на всех уровнях распоряжаются государственными (т.е. общественными) финансами. Для демократического общества такой контроль особо значим. Он - основа доверия граждан к власти и, соответственно, к государству.

Существующие влияние гражданского финансового контроля на формирование благоприятного инвестиционного климата обусловливается многими обстоятельствами. Отмечу лишь два, на наш взгляд, самых значительных.

Во-первых, возрастает роль государства в инвестиционном процессе. Участие государства осуществляется через механизм бюджета развития, через федеральные целевые программы и программы развития регионов. Все это - законодательно закрепленная область контроля Счетной палаты.

Государственные инвестиции направляются прежде всего на развитие общественной инфраструктуры, которая и является основой нормального функционирования бизнеса.

Во-вторых, результаты контрольной деятельности в области проверки исполнения бюджетов органами гражданского финансового контроля не на словах, а на деле показывают, как власть реализует стоящие перед ней задачи. Становится видимой "финансовая чистоплотность" властей. Прозрачность финансовой деятельности - это вопрос доверия. Доверия как потенциальных инвесторов, так и простых граждан. Сбережения населения, составляющие во всем мире основу долгосрочных инвестиций, в России пока не имеют инвестиционного применения. Нет у нас и значительного числа мелких инвесторов. А ведь это и есть тот самый "вопрос доверия".

Для нас не секрет, что трудности многих российских регионов связаны, прежде всего, с недостаточно высокой эффективностью управления финансами. Часто ответственность за собственное неумение распорядиться вверенными ресурсами региональные руководители пытаются переложить на центр, стремясь для покрытия своей бесхозяйственности "выбить" трансферты, которые нередко используются ими совсем не для тех целей, для которых были предоставлены.

В соответствии с принципом бюджетного федерализма Счетная палата РФ лишь в ограниченных случаях может проводить ревизию региональных бюджетов, отслеживать целевое использование трансфертов. Однако эффективность управления региональными финансами, строгий контроль как за собственными, так и за поступающими в регионы средствами - это проблемы не только региональные, но и общегосударственные.

В Москве, в Санкт-Петербурге, других городах регулярно проходят конференции Ассоциации контрольно-счетных органов РФ. На конференции идет разговор и о создании отделений Ассоциации в федеральных округах.

Считаю, что с помощью отделений проще структурно упорядочить Ассоциацию, организовать взаимодействие контрольно-счетных органов внутри каждого федерального округа. Такие усилия, безусловно, приблизят федеральный центр к регионам. Не пустой фразой станет обеспечение высокой оперативности и результативности совместных действий в области государственного финансового контроля. Думаю, удастся добиться неотвратимости наказания за нарушение бюджетного законодательства и неукоснительного возмещения причиненного государству ущерба.

В сочетании с созданием в федеральных округах структурных подразделений Счетной палаты РФ такие шаги позволят наладить конструктивное взаимодействие между Счетной палатой РФ, контрольно-счетными органами регионов и аппаратами полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

На сегодняшний день отделения Ассоциации созданы в 4 федеральных округах: Уральском, Центральном, Северо-западном и Сибирском.

Надеюсь, что отделение Ассоциации и территориальные подразделения Счетной палаты будут во всех федеральных округах России. В этом залог прозрачности финансово-экономической системы России, инвестиционной привлекательности регионов, и в конечном счете - процветания нашей страны.

Рябухин Сергей Николаевич. Аудитор Счетной палаты Российской Федерации. Работал на производстве, прошел путь от электромонтера до главного энергетика домостроительного комбината г. Ульяновска. Заведовал отделом Ульяновского горкома КПСС, был депутатом Ульяновского горсовета, заместителем главы администрации Ульяновской области. Был выбран председателем Законодательного собрания Ульяновской области, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, назначен заместителем Председателя Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, Председателем временной комиссии Совета Федерации по молодежной политике.