Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Практика работы по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок (обналичивающих фирм)

Белоус В.И. - начальник Управления ФСНП России по Самарской области, генерал-майор налоговой полиции

Анализ складывающейся обстановки в экономике, степени и тенденции развития ее "теневого" сектора, правоприменительной практики в области соблюдения налогового законодательства показывает, что в настоящее время для органов налоговой полиции особую актуальность приобрела задача борьбы с так называемыми фирмами-однодневками (в том числе обналичивающими фирмами).

Наибольший ущерб экономической безопасности государства наносит преступная деятельность с использованием именно обналичивающих фирм. Как правило, такие фирмы создаются устойчивыми в финансовом плане структурами (банки, страховые компании, финансово-промышленные группы и т.п.). Они являются инструментом реализации различных теневых схем, направленных на получение сверхприбыли, нецелевое использование бюджетных средств, уклонение от уплаты налогов и легализацию преступно полученных капиталов. Выявлена категория налогоплательщиков, не функционирующих после регистрации, открывающих банковские счета, не использующиеся некоторое время. Эти так называемые "законсервированные" структуры создаются "про запас", под определенную вводимую в действие криминальную схему.

Общественная опасность деятельности "анонимных" организаций в системе организованных преступных группировок заключается также и в том, что лица, создающие и использующие такие фирмы, прекрасно ориентированы в юриспруденции и налоговом законодательстве, нередко ими оказывается влияние на формирование даже законодательной базы под проведение очередной финансовой схемы (проблемные банки, чеки "Россия", лжеэкспортные операции и т.п.). При этом они не только наносят экономический ущерб государству, но и способствуют формированию неравноправных условий экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Известно также, что важной проблемой для мирового сообщества остается борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем (в том числе от торговли оружием и наркотиками), и международным терроризмом. В этой связи эффективность решения обозначенных проблем зависит от способности государства контролировать операции через расчетные и валютные счета "анонимных" организаций, использующихся для достижения вышеуказанных преступных целей.

Вопрос эффективности борьбы государства с данным видом преступной деятельности - это и вопрос международного авторитета РФ.

Характеризуя масштабность проблемы, можно отметить следующее. По данным налоговых органов, в 2001 г. в РФ более 1,5 млн юридических лиц (53,6% от общего числа зарегистрированных) представили в налоговые инспекции "нулевые балансы" или не представили вообще сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Львиная доля из их числа представлена фирмами, зарегистрированными по подложным документам. Большая часть указанных организаций на момент предоставления отчетных данных не вела или уже прекратила свое функционирование, т.к. характерной особенностью этой категории хозяйствующих субъектов является короткий период их активности - от одного квартала до года. При этом в указанный период времени задолженность налогоплательщиков только по Самарской обл., не предоставляющих отчетность в налоговые органы, перед Федеральным бюджетом составила более 4 млрд руб.

В Управление ФСНП России по Самарской обл. только в прошедшем году для выявления и установления фактического местонахождения подобных предприятий поступили сведения в отношении более чем 15 тыс. юридических и физических лиц.

С начала 2001 г. по настоящее время Управлением ФСНП России по Самарской обл. рассмотрено около 500 материалов в отношении организаций с различной организационно-правовой формой и предпринимателей, зарегистрированных по подложным документам, в том числе по материалам, поступившим из УМНС России по Самарской обл. Следственной службой Управления возбуждено более 100 уголовных дел. Так, например, по расчетному счету предприятия ЗАО "ХХХ", зарегистрированного в 2000 г. по документам умершего в 1999 г. Иванова И.И., на протяжении полугода проходили обороты денежных средств, сумма неуплаченных налогов с которых составила около 5 млн руб.

Трудности выявления таких фирм на стадии их создания обусловлены также несовершенством системы контроля в момент их регистрации. Законодательно утвержденный доверительный механизм регистрации юридических лиц не обязывает регистрирующий орган удостоверяться в личности учредителей и руководителей вновь создаваемых организаций.

Анализ практики работы на данном участке показывает, что основная причина массовости подобных нарушений состоит в том, что действующая законодательная база оставляет достаточно "лазеек" для регистрации фирм по подложным документам и затрудняет своевременное пресечение их противоправной деятельности на первоначальном этапе. Выявлены случаи, когда фирмы регистрировались на паспорта, сданные в ЗАГС, в обмен на получение свидетельства о смерти гражданина, или в военкомат при призыве в Вооруженные Силы.

По опыту работы Самарского Управления ФСНП России можно утверждать об имевших место фактах причастности специализированных юридических контор к регистрации "анонимов". В ходе следственных действий у руководителей юридических фирм были обнаружены картотеки с установочными данными и паспортами будущих лжедиректоров подставных фирм.

Отсутствует законодательная база контроля предоставления организациям юридических адресов. Поэтому регистрация криминальных фирм осуществляется по вымышленным адресам или сразу по несколько сотен на один адрес. Естественно, что отыскать их по реквизитам, указанным в учредительных документах, не представляется возможным. Регистрация на несуществующие адреса приобрела массовый характер, и на это указывает количество (более 2100) поступавших в Управление из инспекций МНС материалов на осуществление розыска налогоплательщиков, уклоняющихся от явки в налоговые органы или не представивших отчетность по результатам финансово-хозяйственной деятельности в установленные действующим законодательством сроки.

Работа по доказыванию фиктивности проведения финансово-хозяйственной деятельности от имени подставных организаций, как правило, требует получения сведений о движении денежных средств по их банковским счетам. Однако эти сведения составляют коммерческую и банковскую тайну и их получение возможно только лишь официальным путем. Более того, аналогичные сведения по предпринимателям без образования юридического лица и физическим лицам могут быть получены только по санкции суда. При этом после получения банковскими учреждениями соответствующих запросов функционирование "анонимов" немедленно прекращается, что, конечно же, само по себе указывает на причастность, в той или иной степени, банковских работников к деятельности подставных фирм. В ряде случаев такая причастность закреплялась полученными в ходе расследования уголовных дел доказательствами. Так, в процессе производства обыска в помещении банка "А" были обнаружены более 40 печатей анонимных фирм, учредительские документы, паспорта лжеруководителей, а также другие документальные данные, прямо указывающие на использование банком счетов этих фирм в преступных целях.

Выявлению и пресечению преступной деятельности подставных фирм часто препятствуют сами служащие банковских учреждений, которые не только игнорируют законодательно установленные требования об идентификации личностей, совершающих операции с денежными средствами либо открывающих счета (депозитные вклады) по предъявляемым документам, но и, пользуясь прикрытием банковского законодательства, участвуют в лжепредпринимательской деятельности, легализации незаконно полученных доходов и уклонении от уплаты налогов. Так, в ходе внеплановой тематической проверки одного из банков, действующих на территории Самарской обл., выявлена схема, которая неоднократно использовалась банком при продаже валюты в крупных размерах через подставных лиц. За 8 месяцев 2002 г. таким путем с расчетных счетов клиентов банка было снято наличной иностранной валюты на сумму более 4 млн долл США.

Злоумышленники успешно используют и законодательное несовершенство системы контроля со стороны налоговых органов, в соответствии с которым созданное предприятие проверяется только по истечении отчетного периода - квартала. В результате информация о фирмах, осуществлявших преступную деятельность, становится известной правоохранительным органам, как правило, после прекращения деятельности и отсутствия на расчетных счетах остатка денежных средств.

Основной мерой пресечения деятельности анонимных фирм остается проведение налоговых проверок (по банковским документам) организаций, представляющих "нулевые балансы". По их результатам выставляются инкассовые требования о списании денежных средств с банковских счетов этих организаций. Вместе с тем мера не является исчерпывающей, т.к. в последнее время преступная деятельность лжефирм камуфлируется представляемыми отчетами о хозяйственной деятельности, содержащими минимальные показатели, и уплатой минимальных сумм налогов. Поэтому вариант отслеживания подставных фирм по признакам "нулевого" баланса становится малоэффективным.

Предприятия и организации, использующие реквизиты "анонимов" при заключении с ними фиктивных договоров, оформляют бухгалтерские документы в соответствии с требованиями действующего законодательства, что осложняет выявление, документирование и доказывание фактов совершения преступлений данной категории и позволяет им легко уклоняться от ответственности.

Управлением ФСНП России по Самарской обл. формируется база данных о налогоплательщиках, неоднократно использующих реквизиты подставных фирм при отражении финансово-хозяйственной деятельности. Как мы полагаем, использование этой базы при проверке данной категории лиц может послужить основанием для уголовного преследования.

В Управлении имеется практика по выявлению и пресечению деятельности "анонимных" структур. С декабря 2001 г. по март 2002 г. оперативной службой совместно с одной из инспекций МНС Самары проводился эксперимент по выявлению фиктивных фирм на стадии их постановки на налоговый учет.

В ходе проведенного мероприятия сотрудники МНС выделяли предприятия с признаками анонимности, которые представляли документы на регистрацию. Информация о попытках регистрации таких налогоплательщиков оперативно доводилась до сотрудников Управления ФСНП России по Самарской области. В отношении лиц, регистрировавших предприятия, их учредителей, руководителей в кратчайшие сроки были проведены мероприятия по установлению их личностей с выяснением их причастности к регистрируемому ими юридическому лицу.

В результате совместной работы было подвергнуто проверке 88 регистрирующихся фирм. В ходе проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками Управления ФСНП, было выявлено 22 организации, пытавшихся встать на налоговый учет по утраченным документам. После проведения вышеуказанной профилактической работы лица, представлявшие такие организации, отказались от преступных замыслов. В отношении ряда лиц, занимавшихся регистрацией фирм-однодневок, проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Возвращаясь к вопросу об общественной опасности рассматриваемого вида преступной деятельности, следует отметить тот факт, что большинство преступных схем, включающих операции с использованием "анонимов", содержат элемент обращения ценных бумаг, в том числе векселей, эмитированных как банками, участвующими в цепи взаимоотношений, так и самими обналичивающими фирмами. Фактически не трансформировавшееся с 1926 г. вексельное законодательство позволяет безнаказанно увеличивать суммы оборотных средств организаций за счет необеспеченных ценных бумаг, инициируя по существу процесс инфляции с последующей девальвацией рубля.

Серьезным улучшением ситуации могло бы стать введение института государственной регистрации ценных бумаг (в том числе векселей).

Практика работы по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок (обналичивающих фирм) | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Практика работы по выявлению и пресечению деятельности фирм-однодневок (обналичивающих фирм)

Белоус В.И. - начальник Управления ФСНП России по Самарской области, генерал-майор налоговой полиции

Анализ складывающейся обстановки в экономике, степени и тенденции развития ее "теневого" сектора, правоприменительной практики в области соблюдения налогового законодательства показывает, что в настоящее время для органов налоговой полиции особую актуальность приобрела задача борьбы с так называемыми фирмами-однодневками (в том числе обналичивающими фирмами).

Наибольший ущерб экономической безопасности государства наносит преступная деятельность с использованием именно обналичивающих фирм. Как правило, такие фирмы создаются устойчивыми в финансовом плане структурами (банки, страховые компании, финансово-промышленные группы и т.п.). Они являются инструментом реализации различных теневых схем, направленных на получение сверхприбыли, нецелевое использование бюджетных средств, уклонение от уплаты налогов и легализацию преступно полученных капиталов. Выявлена категория налогоплательщиков, не функционирующих после регистрации, открывающих банковские счета, не использующиеся некоторое время. Эти так называемые "законсервированные" структуры создаются "про запас", под определенную вводимую в действие криминальную схему.

Общественная опасность деятельности "анонимных" организаций в системе организованных преступных группировок заключается также и в том, что лица, создающие и использующие такие фирмы, прекрасно ориентированы в юриспруденции и налоговом законодательстве, нередко ими оказывается влияние на формирование даже законодательной базы под проведение очередной финансовой схемы (проблемные банки, чеки "Россия", лжеэкспортные операции и т.п.). При этом они не только наносят экономический ущерб государству, но и способствуют формированию неравноправных условий экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Известно также, что важной проблемой для мирового сообщества остается борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем (в том числе от торговли оружием и наркотиками), и международным терроризмом. В этой связи эффективность решения обозначенных проблем зависит от способности государства контролировать операции через расчетные и валютные счета "анонимных" организаций, использующихся для достижения вышеуказанных преступных целей.

Вопрос эффективности борьбы государства с данным видом преступной деятельности - это и вопрос международного авторитета РФ.

Характеризуя масштабность проблемы, можно отметить следующее. По данным налоговых органов, в 2001 г. в РФ более 1,5 млн юридических лиц (53,6% от общего числа зарегистрированных) представили в налоговые инспекции "нулевые балансы" или не представили вообще сведения, необходимые для осуществления налогового контроля. Львиная доля из их числа представлена фирмами, зарегистрированными по подложным документам. Большая часть указанных организаций на момент предоставления отчетных данных не вела или уже прекратила свое функционирование, т.к. характерной особенностью этой категории хозяйствующих субъектов является короткий период их активности - от одного квартала до года. При этом в указанный период времени задолженность налогоплательщиков только по Самарской обл., не предоставляющих отчетность в налоговые органы, перед Федеральным бюджетом составила более 4 млрд руб.

В Управление ФСНП России по Самарской обл. только в прошедшем году для выявления и установления фактического местонахождения подобных предприятий поступили сведения в отношении более чем 15 тыс. юридических и физических лиц.

С начала 2001 г. по настоящее время Управлением ФСНП России по Самарской обл. рассмотрено около 500 материалов в отношении организаций с различной организационно-правовой формой и предпринимателей, зарегистрированных по подложным документам, в том числе по материалам, поступившим из УМНС России по Самарской обл. Следственной службой Управления возбуждено более 100 уголовных дел. Так, например, по расчетному счету предприятия ЗАО "ХХХ", зарегистрированного в 2000 г. по документам умершего в 1999 г. Иванова И.И., на протяжении полугода проходили обороты денежных средств, сумма неуплаченных налогов с которых составила около 5 млн руб.

Трудности выявления таких фирм на стадии их создания обусловлены также несовершенством системы контроля в момент их регистрации. Законодательно утвержденный доверительный механизм регистрации юридических лиц не обязывает регистрирующий орган удостоверяться в личности учредителей и руководителей вновь создаваемых организаций.

Анализ практики работы на данном участке показывает, что основная причина массовости подобных нарушений состоит в том, что действующая законодательная база оставляет достаточно "лазеек" для регистрации фирм по подложным документам и затрудняет своевременное пресечение их противоправной деятельности на первоначальном этапе. Выявлены случаи, когда фирмы регистрировались на паспорта, сданные в ЗАГС, в обмен на получение свидетельства о смерти гражданина, или в военкомат при призыве в Вооруженные Силы.

По опыту работы Самарского Управления ФСНП России можно утверждать об имевших место фактах причастности специализированных юридических контор к регистрации "анонимов". В ходе следственных действий у руководителей юридических фирм были обнаружены картотеки с установочными данными и паспортами будущих лжедиректоров подставных фирм.

Отсутствует законодательная база контроля предоставления организациям юридических адресов. Поэтому регистрация криминальных фирм осуществляется по вымышленным адресам или сразу по несколько сотен на один адрес. Естественно, что отыскать их по реквизитам, указанным в учредительных документах, не представляется возможным. Регистрация на несуществующие адреса приобрела массовый характер, и на это указывает количество (более 2100) поступавших в Управление из инспекций МНС материалов на осуществление розыска налогоплательщиков, уклоняющихся от явки в налоговые органы или не представивших отчетность по результатам финансово-хозяйственной деятельности в установленные действующим законодательством сроки.

Работа по доказыванию фиктивности проведения финансово-хозяйственной деятельности от имени подставных организаций, как правило, требует получения сведений о движении денежных средств по их банковским счетам. Однако эти сведения составляют коммерческую и банковскую тайну и их получение возможно только лишь официальным путем. Более того, аналогичные сведения по предпринимателям без образования юридического лица и физическим лицам могут быть получены только по санкции суда. При этом после получения банковскими учреждениями соответствующих запросов функционирование "анонимов" немедленно прекращается, что, конечно же, само по себе указывает на причастность, в той или иной степени, банковских работников к деятельности подставных фирм. В ряде случаев такая причастность закреплялась полученными в ходе расследования уголовных дел доказательствами. Так, в процессе производства обыска в помещении банка "А" были обнаружены более 40 печатей анонимных фирм, учредительские документы, паспорта лжеруководителей, а также другие документальные данные, прямо указывающие на использование банком счетов этих фирм в преступных целях.

Выявлению и пресечению преступной деятельности подставных фирм часто препятствуют сами служащие банковских учреждений, которые не только игнорируют законодательно установленные требования об идентификации личностей, совершающих операции с денежными средствами либо открывающих счета (депозитные вклады) по предъявляемым документам, но и, пользуясь прикрытием банковского законодательства, участвуют в лжепредпринимательской деятельности, легализации незаконно полученных доходов и уклонении от уплаты налогов. Так, в ходе внеплановой тематической проверки одного из банков, действующих на территории Самарской обл., выявлена схема, которая неоднократно использовалась банком при продаже валюты в крупных размерах через подставных лиц. За 8 месяцев 2002 г. таким путем с расчетных счетов клиентов банка было снято наличной иностранной валюты на сумму более 4 млн долл США.

Злоумышленники успешно используют и законодательное несовершенство системы контроля со стороны налоговых органов, в соответствии с которым созданное предприятие проверяется только по истечении отчетного периода - квартала. В результате информация о фирмах, осуществлявших преступную деятельность, становится известной правоохранительным органам, как правило, после прекращения деятельности и отсутствия на расчетных счетах остатка денежных средств.

Основной мерой пресечения деятельности анонимных фирм остается проведение налоговых проверок (по банковским документам) организаций, представляющих "нулевые балансы". По их результатам выставляются инкассовые требования о списании денежных средств с банковских счетов этих организаций. Вместе с тем мера не является исчерпывающей, т.к. в последнее время преступная деятельность лжефирм камуфлируется представляемыми отчетами о хозяйственной деятельности, содержащими минимальные показатели, и уплатой минимальных сумм налогов. Поэтому вариант отслеживания подставных фирм по признакам "нулевого" баланса становится малоэффективным.

Предприятия и организации, использующие реквизиты "анонимов" при заключении с ними фиктивных договоров, оформляют бухгалтерские документы в соответствии с требованиями действующего законодательства, что осложняет выявление, документирование и доказывание фактов совершения преступлений данной категории и позволяет им легко уклоняться от ответственности.

Управлением ФСНП России по Самарской обл. формируется база данных о налогоплательщиках, неоднократно использующих реквизиты подставных фирм при отражении финансово-хозяйственной деятельности. Как мы полагаем, использование этой базы при проверке данной категории лиц может послужить основанием для уголовного преследования.

В Управлении имеется практика по выявлению и пресечению деятельности "анонимных" структур. С декабря 2001 г. по март 2002 г. оперативной службой совместно с одной из инспекций МНС Самары проводился эксперимент по выявлению фиктивных фирм на стадии их постановки на налоговый учет.

В ходе проведенного мероприятия сотрудники МНС выделяли предприятия с признаками анонимности, которые представляли документы на регистрацию. Информация о попытках регистрации таких налогоплательщиков оперативно доводилась до сотрудников Управления ФСНП России по Самарской области. В отношении лиц, регистрировавших предприятия, их учредителей, руководителей в кратчайшие сроки были проведены мероприятия по установлению их личностей с выяснением их причастности к регистрируемому ими юридическому лицу.

В результате совместной работы было подвергнуто проверке 88 регистрирующихся фирм. В ходе проверочных мероприятий, проведенных сотрудниками Управления ФСНП, было выявлено 22 организации, пытавшихся встать на налоговый учет по утраченным документам. После проведения вышеуказанной профилактической работы лица, представлявшие такие организации, отказались от преступных замыслов. В отношении ряда лиц, занимавшихся регистрацией фирм-однодневок, проводятся оперативно-розыскные мероприятия.

Возвращаясь к вопросу об общественной опасности рассматриваемого вида преступной деятельности, следует отметить тот факт, что большинство преступных схем, включающих операции с использованием "анонимов", содержат элемент обращения ценных бумаг, в том числе векселей, эмитированных как банками, участвующими в цепи взаимоотношений, так и самими обналичивающими фирмами. Фактически не трансформировавшееся с 1926 г. вексельное законодательство позволяет безнаказанно увеличивать суммы оборотных средств организаций за счет необеспеченных ценных бумаг, инициируя по существу процесс инфляции с последующей девальвацией рубля.

Серьезным улучшением ситуации могло бы стать введение института государственной регистрации ценных бумаг (в том числе векселей).