Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Через улучшение правовых норм - к безопасности государства

Книгина Л.Н. - судья арбитражного суда Оренбургской области

Важная роль в обеспечении экономической и политической безопасности государства отводится праву. Право выступает в данном случае не только как средство становления правовых отношений, но и как средство воспитания уважения к государственным институтам власти. С учетом этого мне хотелось бы остановиться на путях укрепления безопасности государства через улучшение норм права и их применения на основе своего опыта рассмотрения исков налоговых органов о взыскании с предпринимателей и юридических лиц штрафов, пени, недоимок по налогам и встречных исков.

Трудно воспитать чувство патриотизма у гражданина, если он на каждом шагу будет сталкиваться с равнодушным, пренебрежительным отношением чиновников к своим проблемам, с непродуманными законами. Основная масса населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, не знает хозяйственного и налогового законодательства и вынуждена заниматься этим для того, чтобы обеспечить сносные условия существования своей семье. Наиболее часто предприниматели, руководители мелких и средних обществ сталкиваются с инспекторами налоговых инспекций. И здесь важно внимательное отношение к налогоплательщику, поскольку налоговая инспекция является для него олицетворением государственного аппарата власти, К сожалению, при рассмотрении многих дел приходится сталкиваться с позицией налоговых инспекторов, отказывающихся объяснять что-либо налогоплательщику в связи с загруженностью. Хотя ст. 32 Налогового кодекса РФ обязывает проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Разъяснительная работа ведется слабо. Не во всех налоговых инспекциях имеется информация о сроках сдачи расчетов, коэффициентах, изменениях законодательства. Там, где информация есть, она не всегда вовремя меняется или находится в месте, недоступном налогоплательщику.

На мой взгляд, на государственном уровне нужно решить вопрос пропаганды и разъяснения налогового и хозяйственного законодательства. Причем сделать это через средства массовой информации так, чтобы каждый, кто решил заниматься предпринимательской деятельностью, знал, когда и в каком виде он должен сдать декларации, куда, в какой сумме и в какие сроки уплатить налог, сообщить об изменениях учредительных документов и т.д. Те же сведения должны быть в налоговых органах; в администрациях, где производится регистрация физических лиц в качестве предпринимателей, должна быть информация - что он должен встать на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах; в банке, где открываются и закрываются счета для обслуживания клиентов, должна быть информация - что о факте открытия и закрытия счета клиент обязан сообщить в налоговый орган; в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - что собственник обязан встать на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и т.п. Нужно повышать привлекательность предпринимательской деятельности. Только тогда, когда будет сформирован большой слой мелких предпринимателей, возможно становление стабильного среднего слоя.

Читатели мне могут возразить, что риск предпринимательской деятельности несут сами предприниматели и что они самостоятельно должны изучить законодательство. Такой подход был бы оправдан, когда закон один или несколько и все стабильно действуют на протяжении длительного периода времени, тогда любой желающий может изучить и проанализировать их. И просто невозможно уяснить для себя рядовому предпринимателю десятки федеральных и региональных законов, изменений и дополнений к ним, инструкций и разъяснений. В результате у людей просто опускаются руки. При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании с предпринимателей, хозяйственных обществ недоимок, пени, штрафов приходится слышать и такие заявления, что незарегистрированному предпринимателю работать легче, что налоговая инспекция всегда найдет, за что оштрафовать, и что в этом государстве мы никому не нужны.

Большинство нареканий вызывает и действующее законодательство, поскольку нормы налогового права часто неясны, противоречивы и недостаточно продуманы. Где тут разобраться обычному гражданину, если иногда специалист с трудом понимает - что имел в виду законодатель. Ярким примером может служить норма ст. 10 Закона субъекта РФ Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" К21 16/19-ОЗ от 6.10.98 о порядке перехода на уплату единого налога. Согласно этой статьи не позднее 1 месяца со дня официального опубликования всех нормативных документов о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым законом. Откуда предприниматель может узнать - все законы приняты или нет. Значит, опять требуется дополнительное сообщение, что все законы приняты и отсчет месячного срока начался.

Необходимо также более дифференцировать нормы административного и налогового законодательства об ответственности. Так, например, ст. 14. 5 КоАП РФ, вступившего в действие с 1.07.02, предусматривает, что за продажу товаров, оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины налагается штраф на граждан от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда. Минимальный размер санкции на сегодняшний день для граждан - 1500 руб., для юридических лиц - 30 000 руб. независимо от того, какова стоимость покупки, на каком режиме налогообложения находится ответчик. Это драконовская мера, а не средство воспитания уважения к закону.

Аналогичная ситуация с размером ответственности, предусмотренной ст.ст. 116, 118, 120 Налогового кодекса РФ. Несвоевременная постановка на учет в налоговом органе, несвоевременное сообщение сведений об открытии или закрытии счета в банке влекут применение ответственности в виде штрафа 5000 руб. независимо от того, на какой срок произошла задержка. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения является основанием для применения ответственности в виде штрафа 5000 руб. (п. 1) и 15 000 руб. (п.п. 2, 3) независимо от количества отсутствующих документов, размера денежных средств, неправильно или несвоевременно отраженных на счетах бухучета и отчетности и т.д.

Как правило, такие большие штрафы, даже если они взысканы по решению суда, в бюджет не поступают, поскольку налогоплательщик старается вывести свое имущество из-под описи и ареста. Гораздо чаще исполняются решения судов о взыскании реальных сумм штрафов и эффективность таких норм права гораздо выше.

Принятие продуманного, ясно изложенного закона, рассчитанного на длительное применение, внимательное отношение со стороны государственных служащих к налогоплательщику - залог уважения к государственным институтам власти, к государству в целом, а значит, и залог безопасности государства.

Через улучшение правовых норм - к безопасности государства | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Через улучшение правовых норм - к безопасности государства

Книгина Л.Н. - судья арбитражного суда Оренбургской области

Важная роль в обеспечении экономической и политической безопасности государства отводится праву. Право выступает в данном случае не только как средство становления правовых отношений, но и как средство воспитания уважения к государственным институтам власти. С учетом этого мне хотелось бы остановиться на путях укрепления безопасности государства через улучшение норм права и их применения на основе своего опыта рассмотрения исков налоговых органов о взыскании с предпринимателей и юридических лиц штрафов, пени, недоимок по налогам и встречных исков.

Трудно воспитать чувство патриотизма у гражданина, если он на каждом шагу будет сталкиваться с равнодушным, пренебрежительным отношением чиновников к своим проблемам, с непродуманными законами. Основная масса населения, занимающегося предпринимательской деятельностью, не знает хозяйственного и налогового законодательства и вынуждена заниматься этим для того, чтобы обеспечить сносные условия существования своей семье. Наиболее часто предприниматели, руководители мелких и средних обществ сталкиваются с инспекторами налоговых инспекций. И здесь важно внимательное отношение к налогоплательщику, поскольку налоговая инспекция является для него олицетворением государственного аппарата власти, К сожалению, при рассмотрении многих дел приходится сталкиваться с позицией налоговых инспекторов, отказывающихся объяснять что-либо налогоплательщику в связи с загруженностью. Хотя ст. 32 Налогового кодекса РФ обязывает проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов. Разъяснительная работа ведется слабо. Не во всех налоговых инспекциях имеется информация о сроках сдачи расчетов, коэффициентах, изменениях законодательства. Там, где информация есть, она не всегда вовремя меняется или находится в месте, недоступном налогоплательщику.

На мой взгляд, на государственном уровне нужно решить вопрос пропаганды и разъяснения налогового и хозяйственного законодательства. Причем сделать это через средства массовой информации так, чтобы каждый, кто решил заниматься предпринимательской деятельностью, знал, когда и в каком виде он должен сдать декларации, куда, в какой сумме и в какие сроки уплатить налог, сообщить об изменениях учредительных документов и т.д. Те же сведения должны быть в налоговых органах; в администрациях, где производится регистрация физических лиц в качестве предпринимателей, должна быть информация - что он должен встать на учет в налоговом органе и во внебюджетных фондах; в банке, где открываются и закрываются счета для обслуживания клиентов, должна быть информация - что о факте открытия и закрытия счета клиент обязан сообщить в налоговый орган; в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - что собственник обязан встать на учет в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества и т.п. Нужно повышать привлекательность предпринимательской деятельности. Только тогда, когда будет сформирован большой слой мелких предпринимателей, возможно становление стабильного среднего слоя.

Читатели мне могут возразить, что риск предпринимательской деятельности несут сами предприниматели и что они самостоятельно должны изучить законодательство. Такой подход был бы оправдан, когда закон один или несколько и все стабильно действуют на протяжении длительного периода времени, тогда любой желающий может изучить и проанализировать их. И просто невозможно уяснить для себя рядовому предпринимателю десятки федеральных и региональных законов, изменений и дополнений к ним, инструкций и разъяснений. В результате у людей просто опускаются руки. При рассмотрении исков налоговых органов о взыскании с предпринимателей, хозяйственных обществ недоимок, пени, штрафов приходится слышать и такие заявления, что незарегистрированному предпринимателю работать легче, что налоговая инспекция всегда найдет, за что оштрафовать, и что в этом государстве мы никому не нужны.

Большинство нареканий вызывает и действующее законодательство, поскольку нормы налогового права часто неясны, противоречивы и недостаточно продуманы. Где тут разобраться обычному гражданину, если иногда специалист с трудом понимает - что имел в виду законодатель. Ярким примером может служить норма ст. 10 Закона субъекта РФ Оренбургской области "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" К21 16/19-ОЗ от 6.10.98 о порядке перехода на уплату единого налога. Согласно этой статьи не позднее 1 месяца со дня официального опубликования всех нормативных документов о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности все предприниматели и организации обязаны представить в налоговый орган расчет суммы единого налога, подлежащей уплате в очередном налоговом периоде, произведенный ими в соответствии с принятым законом. Откуда предприниматель может узнать - все законы приняты или нет. Значит, опять требуется дополнительное сообщение, что все законы приняты и отсчет месячного срока начался.

Необходимо также более дифференцировать нормы административного и налогового законодательства об ответственности. Так, например, ст. 14. 5 КоАП РФ, вступившего в действие с 1.07.02, предусматривает, что за продажу товаров, оказание услуг без применения контрольно-кассовой машины налагается штраф на граждан от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от 300 до 400 минимальных размеров оплаты труда. Минимальный размер санкции на сегодняшний день для граждан - 1500 руб., для юридических лиц - 30 000 руб. независимо от того, какова стоимость покупки, на каком режиме налогообложения находится ответчик. Это драконовская мера, а не средство воспитания уважения к закону.

Аналогичная ситуация с размером ответственности, предусмотренной ст.ст. 116, 118, 120 Налогового кодекса РФ. Несвоевременная постановка на учет в налоговом органе, несвоевременное сообщение сведений об открытии или закрытии счета в банке влекут применение ответственности в виде штрафа 5000 руб. независимо от того, на какой срок произошла задержка. Грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения является основанием для применения ответственности в виде штрафа 5000 руб. (п. 1) и 15 000 руб. (п.п. 2, 3) независимо от количества отсутствующих документов, размера денежных средств, неправильно или несвоевременно отраженных на счетах бухучета и отчетности и т.д.

Как правило, такие большие штрафы, даже если они взысканы по решению суда, в бюджет не поступают, поскольку налогоплательщик старается вывести свое имущество из-под описи и ареста. Гораздо чаще исполняются решения судов о взыскании реальных сумм штрафов и эффективность таких норм права гораздо выше.

Принятие продуманного, ясно изложенного закона, рассчитанного на длительное применение, внимательное отношение со стороны государственных служащих к налогоплательщику - залог уважения к государственным институтам власти, к государству в целом, а значит, и залог безопасности государства.