Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Россия - НАТО-ЕС: вместе против новых угроз международной безопасности

Чернов О.Д. - зам. Секретаря Совета безопасности РФ

Нет нужды объяснять причины, которые ставят в настоящее время проблемы широкого взаимодействия в деле борьбы с международным терроризмом на центральное место. Все мы стали невольными свидетелями того, как вступление человечества в новое тысячелетие ознаменовалось чудовищными трагедиями, которые произошли практически во всех уголках планеты в режиме реального времени в считанные месяцы. И самое страшное заключается в том, что, несмотря на предпринимаемые отдельными государствами в частности и мировым сообществом в целом меры по противодействию международному терроризму, пока нет оснований говорить о том, что на пути нарастающей тенденции распространения этого опасного явления поставлен действенный барьер.

Международный терроризм дает о себе знать практически во всех уголках земного шара. Но особенно выпукло проявляется он на том, что получило название "дуги нестабильности", которая простирается от Индонезии до Косово через Центральную Азию, Индостанский субконтинент и Кавказ. То есть наша старая добропорядочная Европа не осталась в стороне от негативных процессов, и ей также следует принимать адекватные меры, призванные дать ответ на новые угрозы и вызовы со стороны международного терроризма.

За последние несколько лет наблюдается укрепление материальной базы терроризма, увеличение количества организаций, использующих методы террора, повышение их численности, улучшение уровня подготовки исполнителей злодейских акций.

Рост террористической опасности, организационно обретающей черты своего рода "террористического интернационала", создает серьезную угрозу как стабильности в отдельных странах и регионах, так и международной безопасности в целом. Трагические события 11 сентября 2001 г. в США, последующие провокации со стороны международных террористов, в частности, касающиеся распространения спор сибирской язвы, показывают, что в борьбе с этим злом нельзя терять ни минуты. В противном случае терроризм - чума ХХI в. - способен серьезно подорвать всю сложившуюся систему международных отношений.

Терроризм как явление имеет глубокие исторические корни, уходящие в библейские времена. К концу ХХ столетия он из локального внутреннего фактора превратился в международное явление как по составу участников и поддерживающих его сил, так и по характеру преследуемых целей. Это создает серьезную угрозу для всеобъемлющей безопасности, которая касается жизненных интересов миллионов и миллионов людей, в том числе совершенно далеких от политики.

Для современного терроризма характерны:

  • количественный рост террористических актов, циничность и жестокость их исполнения;
  • масштабность последствий акций, значительное количество жертв;
  • высокий уровень финансирования террористической деятельности;
  • использование различными государствами отдельных террористических группировок для расширения сфер геополитического влияния;
  • участие международных террористических организаций в распространении своего влияния на другие регионы, активные попытки установить контроль над территориями с богатейшими запасами энергоносителей, полезных ископаемых;
  • профессионализм и подготовленность террористов на основе большого опыта их участия в различных конфликтах;
  • интернациональный характер террористических группировок;
  • усиленные попытки по овладению оружием массового уничтожения для его возможного использования;
  • связь терроризма с наемничеством;
  • возросшая техническая оснащенность наиболее опасных террористических группировок;
  • размывание границ между внутригосударственным и международным терроризмом;
  • установление устойчивых связей между террористическими организациями и транснациональной организованной преступностью, в первую очередь наркобизнесом;
  • попытки лидеров некоторых террористических организаций придать своей деятельности характер национально-освободительной борьбы;
  • появление новых видов терроризма, в частности информационного и электронного (компьютерного).

В последнее время заметна трансформация целевых установок террористов. Зачастую они совершают террористические акты, не выдвигая при этом никаких требований и не беря на себя ответственность за совершенные преступления. Задача - нанести как можно больший ущерб, не считаясь с человеческими жертвами, посеять панику в обществе, вызвать у людей неверие в способность властей контролировать ситуацию и обеспечить спокойную и безопасную жизнь граждан. Развертывание широкомасштабной диверсионно-террористической деятельности рассматривается лидерами террористических организаций в качестве одного из главных средств достижения поставленных целей.

Одной из серьезных проблем для мирового сообщества является миграция тысяч хорошо вооруженных и обученных боевиков, которые не захотели адаптироваться к условиям мирной жизни. Одни прошли Югославию, другие - Чечню, а затем Афганистан и Центральную Азию, где совместно с прибывшими из других стран террористами участвовали и продолжают участвовать в боевых действиях против правительственных сил.

Агрессия международных бандформирований во главе с Хаттабом в конце июля - начале августа 1999 г. в Республику Дагестан, мощная финансово-материальная поддержка диверсионно-террористической деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики во время проведения российскими федеральными силами контртеррористической операции на территории республики, трагические события, вызванные серией актов терроризма в Ставропольском крае, в Чечне, рейды чеченских боевиков по территории Грузии, попытки их прорваться в агрессивных целях в северокавказские республики - все это явные проявления международного терроризма.

Поэтому перед исполнительными и законодательными властями практически во всех странах встает проблема принятия комплексных мер по борьбе с терроризмом. При этом они должны быть адекватны масштабам террористической угрозы, учитывать все разнообразие форм этого явления. В данном контексте диктуется настоятельная необходимость задействования не только правовых, общественных и политических институтов, но и вооруженных сил.

Особую актуальность при этом приобретают вопросы, связанные с выработкой военных, экономических, политических, социальных и финансовых рычагов для снижения вероятности реализации террористических планов, а также выявления и устранения факторов, способствующих росту терроризма.

И хотя международные усилия в сфере борьбы с терроризмом за последнее время значительно активизировались, действительность свидетельствует о том, что подходы различных стран к конкретным проявлениям терроризма порой значительно расходятся, а в оценках терроризма и террористических угроз имеются труднопреодолимые различия. Зачастую в международной политике верх берут конъюнктурные соображения, стремление использовать в этой сфере двойные стандарты. Видимо, этим объясняется тот факт, что до настоящего времени не удалось выработать единое международно-правовое определение терроризма.

Это обстоятельство, однако, не должно служить основанием для бездействия или проволочек в принятии согласованных практических мер по борьбе с международным терроризмом и сопутствующими ему негативными проявлениями - незаконным оборотом оружия и наркотиков, организованной преступностью, отмыванием денег, нелегальной миграцией.

Как показало развитие событий в последние месяцы 2001 г., на первый план международного антитеррористического взаимодействия выдвигается задача поддержания в мировом сообществе активного неприятия терроризма. Важно лишить террористов мифического ореола "борцов-великомучеников" против любых форм угнетения и насилия, проводников единственно верных философских и нравственных истин, "борцов за истинный ислам". Необходимы практические шаги по формированию в сознании людей и народов понимания того, что любой террористический акт или угроза его совершения, каковы бы ни были мотивы этих действий, представляют собой тяжкое преступление, за которое неотвратимо последует суровое наказание как в национальном, так и в международном плане. Отсюда - важность создания в цивилизованном мире единообразной нормативно-правовой базы борьбы с международным терроризмом. Большое значение в этой связи имело бы выделение международного терроризма из разряда общеуголовных преступлений в особую категорию преступлений против человечества.

Всяческой поддержки заслуживает проводимая под эгидой ООН работа по укреплению международно-правовой базы антитеррористического сотрудничества. Важно добиваться как расширения круга участников уже принятых конвенций по борьбе с терроризмом, так и поощрения разработки новых соглашений в этой области. Среди достижений ООН - Международная конвенция 1997 г. о борьбе с бомбовым терроризмом, Международная конвенция 1999 г. о борьбе с финансированием терроризма.

Важный импульс борьбе с терроризмом придан принятой по инициативе России резолюцией 1269 (1999 г.) Совета Безопасности ООН, которая стала своего рода антитеррористическим манифестом главного органа ООН по поддержанию мира и безопасности.

Беспрецедентным документом воспринимается многими государствами принятая 28 сентября 2002 г. резолюция Совета Безопасности ООН К 1373, которая, с одной стороны, вобрала в себя основные положения резолюции 1269, а также определила комплекс мер, направленных на изоляцию террористов, разрушение их инфраструктуры, создание правовых и организационных предпосылок для пресечения любых форм внешней подпитки терроризма. Резолюцией 1373 предусмотрен механизм контроля (в виде Комитета Совета Безопасности) за реальной антитеррористической деятельностью, что обеспечивает формирование принципиально новой архитектуры сотрудничества в борьбе с терроризмом на универсальном, региональном и субрегиональном уровнях.

Резолюция предусматривает широкий комплекс мер по пресечению внешней подпитки международного терроризма, которые должны скоординированно осуществляться под эгидой ООН на национальном, региональном и универсальном уровнях. Введение в действие и выполнение таких мер носит обязательный характер, а их несоблюдение может повлечь за собой санкции Совета Безопасности ООН (резолюция принята по Главе УII Устава ООН в связи с квалификацией Советом Безопасности ООН актов международного терроризма как угрозы международному миру и безопасности).

Указанные практические меры включают, в частности:

  • предотвращение и пресечение финансирования террористических действий;
  • введение уголовной ответственности за умышленное предоставление или сбор средств на территории любого государства с целью поддержки терроризма;
  • безотлагательное блокирование средств и других финансовых активов или экономических ресурсов лиц и организаций, связанных с террористической деятельностью;
  • требование к государствам положить конец любой деятельности по вербовке террористов и ликвидировать каналы поставок оружия террористам;
  • усиление мер пограничного контроля для предотвращения передвижения террористов или террористических групп;
  • обмен информацией и сотрудничество между всеми государствами в целях предотвращения и пресечения террористических нападений и принятие мер против виновных в совершении таких актов;
  • скорейшее присоединение всех государств к соответствующим международным конвенциям и протоколам по борьбе с терроризмом, включая Конвенцию о борьбе с финансированием терроризма от 9.12.99, и полное осуществление этих конвенций и протоколов, а также антитеррористических резолюций 1269 (1999 г.) и 1368 (2001 г.) Совета Безопасности ООН и расширение сотрудничества в этой области.

В рамках СНГ 4 июля 1999 г. Россия подписала договор о сотрудничестве государств - участников СНГ по борьбе с терроризмом.

Ярким примером антитеррористического взаимодействия государств-участников СНГ можно, без сомнения, считать разработанную и принятую в 2000 г. Программу государств-участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период с 2000 до 2003 г. и решение о создании Антитеррористического центра государств - участников СНГ. Впоследствии это решение было дополнено договоренностью об открытии филиала АТЦ в г. Бишкеке, призванном координировать конкретные меры по борьбе с международным терроризмом в регионе Центральной Азии.

Подкреплять деятельность Центра планируется, в том числе, через механизм Комитета секретарей советов безопасности государств - участников договора о коллективной безопасности. Его внеочередное заседание, специально посвященное борьбе с международным терроризмом в Центральной Азии, прошло 8-9 октября 2001 г. под руководством Председателя КССБ ДКБ, Секретаря Совета Безопасности РФ В.Б.Рушайло в Душанбе. По итогам этого заседания принято совместное заявление, в котором отмечена необходимость укрепления в странах Центральной Азии политической стабильности, внутренней сплоченности и взаимопонимания, подчеркнута важность скоординированных действий по проблемам беженцев и нелегальных мигрантов из Афганистана, выработаны дополнительные меры по обеспечению безопасности в регионе.

Главным фактором дестабилизации обстановки на южных границах России и стран СНГ в течение длительного времени были агрессивные устремления талибов и деятельность подконтрольных У. бен Ладену террористических организаций.

Объединенными усилиями международных террористов на территории Афганистана была развернута действующая на финансовые средства и под общим руководством У. бен Ладена и его главной террористической организации "Аль Каида" сеть из 28 лагерей по подготовке боевиков - выходцев с Северного Кавказа, государств Центральной Азии, Китая и наемников из стран Ближнего Востока, Северной Африки и даже США.

В Афганистане было сосредоточено приблизительно 20 тыс. наемников из Алжира, Бангладеш, Египта, Иордании, Йемена, Марокко, Сирии, Судана, Туниса, а также пакистанских "добровольцев" из радикальных организаций. Они не только активно участвовали в боевых действиях на стороне талибов и Исламского движения Узбекистана, но и вынашивали планы дестабилизации обстановки в соседних с Афганистаном странах.

По данным правоохранительных органов ФРГ, общее состояние "Аль Каида" (3 тыс. активных членов и около 27 тыс. сторонников) оценивалось в 5 млрд долл. США при годовом доходе в 30-50 млн долл для отмывания денег активно использовалась теневая экономика, доля которой в ряде стран составляет до 20% ВВП. При этом особую опасность представляет устойчивый рост доходов от торговли наркотиками, являющейся основным источником финансирования террористических организаций. От торговли наркотиками на счета "Аль-Каида" поступало около 40% доходов, а еще 30% доходов составляли пожертвования религиозных групп, отдельных лиц и даже правительств некоторых исламских государств.

Очевидно, что в настоящее время благодаря антитеррористической операции США и активным успешным боевым действиям Северного альянса силы международного терроризма в Афганистане были подорваны. Однако борьба с ним еще только начинается. Нельзя забывать о том, что международные террористы, несомненно, пользуются существующими в регионе проблемами (обострение социально-экономической ситуации, межклановые и межэтнические противоречия, соперничество между политическими элитами и др.), для решения которых потребуются многие годы и разносторонние усилия всего мирового сообщества.

Позитивный вклад в решение проблем борьбы с международным терроризмом может внести сотрудничество России с Евросоюзом. 3 октября 2001 г. по итогам саммита Россия-ЕС в Брюсселе Президент РФ В.В.Путин и руководители ЕС приняли совместное заявление о борьбе с международным терроризмом и договорились о запуске механизма интенсивных двусторонних консультаций по данной проблематике. Их первый раунд состоялся в бельгийской столице 15-16 октября 2001 г. с участием с российской стороны заместителя Секретаря Совета Безопасности РФ О.Д.Чернова и со стороны ЕС - Генерального секретаря Совета ЕС Х.Соланы и отвечающего за внутренние дела и юстицию в ЕС А.Виторино. В ходе консультаций внимание было акцентировано на необходимости разработки единого общепринятого определения терроризма, чем сейчас активно занимается ЕС. При этом речь пойдет не только о классическом терроризме, но и о таких его новых видах, как, например, химический, биологический и ядерный. Выявились неплохие возможности для развития полицейского сотрудничества между Россией и ЕС, особенно с учетом наличия у Европола мандата на развитие отношений с третьими странами. Речь, например, могла бы пойти об обмене информацией, в том числе по сетям организованной преступности и другим интересующим вопросам, согласовании мер по укреплению безопасности на воздушном, железнодорожном и автомобильном транспорте на основе унифицированных правил и процедур и других практических аспектах антитеррористического сотрудничества.

Конечно, прошедший в конце 2002 г. Пражский саммит НАТО, его расширение и одновременно попытки восстановить самоидентификацию Североатлантического альянса в условиях новых угроз, в том числе в Европе, накладывают весомый отпечаток на все сферы нашего взаимодействия. В том числе и на такую актуальную, как сотрудничество в борьбе с терроризмом.

Ясно, что именно борьба с международным терроризмом станет новой стратегией взаимодействия в сфере безопасности в постбиполярном мире. Без высокого уровня доверия между партнерами невозможно полноценное сотрудничество в сфере безопасности, и оно может превратиться только в превентивную декларацию.

Новые разделительные линии в Европе, связанные с расширением НАТО на Восток, без качественной трансформации альянса как минимум не улучшают атмосферу доверия, а как максимум - могут заблокировать эффективную совместную работу по противодействию современным угрозам и вызовам.

Имеется в виду не только сам терроризм, но и сопутствующие ему преступления трансграничного характера - незаконная миграция, контрабанда наркотиков, торговля людьми и оружием.

В целом реальность нынешнего мира состоит в неделимости его безопасности. Сегодня уже невозможно обеспечить процветание и стабильность в Евроатлантическом регионе, если восточная часть Европы, включая Россию, останется источником экономической отсталости и нестабильности. Без российского измерения становится проблематичным и будущее НАТО. Именно поэтому с момента создания "Совета 20" мы считали чрезвычайно важным отбросить все предубеждения, связанные с эпохой "холодной войны", и заняться реальным профессиональным взаимодействием по избранным 9 направлениям сотрудничества.

Мне довелось еще в феврале прошлого года вместе с делегацией Министерства обороны РФ во главе с С.Б.Ивановым участвовать в первом как бы экспериментальном семинаре Россия-НАТО в Римском колледже НАТО. И уже тогда все участники, включая Генсека НАТО Дж.Робертсона, отмечали, что тест превзошел ожидания - мы не просто говорили на одном профессиональном языке, но мы и одинаково понимали природу таких явлений, как питательная среда международного терроризма, этноконфликты, распространение оружия массового уничтожения и нелегальной миграции.

Сегодня по прошествии нескольких месяцев работы рабочих групп "двадцатки" можно подвести предварительные, но важные итоги.

Подготовлены серьезные документы по совместной оценке угроз со стороны наиболее мощных террористических организаций. Плодотворно идет работа и над оценками угроз ВС участников СРН, авиатерроризма в отношении объектов критической инфраструктуры, угрозы применения ядерного, биологического и химического оружия.

Безусловно, это важно и для укрепления доверия - ведь фактически сотрудничают разведсообщества наших стран, но главное - на базе "общей оценки" могут четко формулироваться общие цели, без чего трудно представить общность подходов к инструментарию и созданию механизмов по борьбе с международным терроризмом. И здесь мы уже созрели для более активной совместной работы по созданию единой дополнительной юридической базы на основе международного права и прежде всего Устава ООН.

Речь идет об унификации национальных законодательств, в том числе уголовных и гражданских кодексов в вопросах противодействия финансовым спонсорам терроризма. Это касается и создания банка счетов подозреваемых в нарушении резолюции 1373 Совета Безопасности ООН, и условий регистрации и периодического аудита различных неправительственных организаций и благотворительных фондов, которые на деле ведут материальную подпитку террористов.

Важно выбить почву у всех желающих манипулировать двойными стандартами - касается ли это условий содержания и процессуальных норм пребывания пленных талибов в Гуантонамо, или проведения разного рода так называемых чеченских или иных конгрессов с предоставлением трибуны террористам и их покровителям и защитникам.

Также важно предоставить тем, кто в реальном режиме времени осуществляет преследование и (или) уничтожение террористов, четкие нормы и законы. Касается ли это подавления террористов ракетой в Йемене, преследования террористов на границе в Панкиси или использования спецсредств при проведении контртеррористической операции.

Здесь должна быть ясность, ведь террористы как раз и рассчитывают на белые пятна правовой международной базы и разное толкование одних и тех же действий разными государствами. Особенно это опасно сегодня - в информационно прозрачном мире.

Теракты в Нью-Йорке, на острове Бали и последний чудовищный захват заложников в Москве свидетельствуют - телевидение становится важнейшим инструментом и даже целью террористов для демонстрации своих угроз или выставления ультиматумов.

События последних месяцев показывают - враг не сломлен, пока он мимикрирует, приспосабливается к выживанию в условиях антитеррористической коалиции и готовит новые, причем масштабные по жертвам и разрушениям теракты, в том числе в Европе.

Есть пословица "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится". Похоже, кое-кто еще и в Европе, да и в целом в мире не осознал - террористы объявили войну всему цивилизованному человечеству. Сколько и где потребуется еще новых ужасных терактов, чтобы правительства ряда стран (безусловно, на базе законов) закрыли деятельность различных псевдорелигиозных и так называемых благотворительных фондов и организаций, как это недавно сделали власти Англии, Турции, Азербайджана и других государств.

Поэтому "двадцатка" могла бы наметить конкретную программу совместных исследований и мер в правовой и правоохранительной среде, включая выдачу так называемого единого евроордера на арест лиц, обвиняемых в международном терроризме.

Основания для выдачи такого ордера должны быть четко и недвусмысленно прописаны.

Заслуживает внимания и необходимость более плотного взаимодействия гражданского и военного компонентов антитеррористических усилий. События в Москве наглядно показали важность скоординированных шагов на всех стадиях операций против террористов - при подготовке, принятии решения и непосредственно при боевом контакте и ликвидации его последствий. Важно добиться конкретных результатов и на таких согласованных направлениях, как изучение возможностей совместных действий военных в борьбе с терроризмом и осуществление проектов по научной линии, касающихся защиты от террористических атак.

В связи с этим мы высоко оцениваем итоги состоявшейся в декабре 2002 г. в Москве конференции о роли военных в борьбе с терроризмом, на которой были выработаны конкретные рекомендации по дальнейшему взаимодействию на этом направлении.

Антитеррористическая составляющая просматривается в рабочих группах "двадцатки" на всех направлениях - и в сфере военно-технического сотрудничества, и в области реагирования в чрезвычайных ситуациях, в частности 25-27 сентября 2002 г. в г. Ногинске проведены крупномасштабные учения по линии Совета Россия-НАТО.

В сфере борьбы с терроризмом "двадцатка" в целом взяла хороший старт. Дистанция, видимо, будет длинной, и здесь важно не то, кто возглавит забег, а дружная работа всех в одном темпе, который сегодня требует ускорения. Слишком велика и масштабна угроза, чтобы эту сферу сотрудничества задействовать в иных целях - в том числе как компенсацию за расширение блока. Это было бы ошибкой.

Напомню, что звонок Президента России В.В.Путина президенту США Дж.Бушу в тяжелые часы 11 сентября 2001 г. был не только эмоциональным жестом и тем более не тактическим ходом. Как сказал сам Президент в памятной речи в бундестаге, это был стратегический выбор России, и мы от него не отойдем.