Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

О проблемах безопасности и развития России в ХХI столетии

Кадохов В.Т., член Совета Федерации, Первый зам. председателя Комитета СФ по делам Федерации и Региональной политики, д.э.н. профессор

Новый век, фактически новая историческая эпоха начались террористической атакой на небоскребы Манхэтгена и Пентагон. Некие, во многом еще неясные силы бросили вызов глобализирующемуся миру. Кто бы ни стоял за террористическим актом против США, удар был вполне расчетливо обрушен на здания Всемирного торгового центра, как на символы новой мировой системы, наглядно олицетворяющие основные тенденции современного мирового развития. "Новый дивный мир" оказывается местом, гораздо менее безопасным, чем ранее. Проблемы безопасности государства и общества выходят на первый план даже для вполне благополучных стран. Одновременно стало отчетливо понятно, что отныне проблема безопасности любой страны прочно связана с ее возможностями эффективного и динамичного развития.

Оставляя полицейские аспекты безопасности государства и общества на откуп профессионалам, нашему политическому классу необходимо выработать и реализовать осмысленную программу укрепления государства и оздоровления общества, без чего дополнительные милицейские патрули на улицах и ужесточение досмотров в аэропортах будут "как мертвому припарки".

Начавшееся и бурно развивающееся в последние два десятилетия явление глобализации имеет новое качество. Произошло резкое ускорение и обострение всех этих процессов и проблем, носивших глобальный характер, возникли новые процессы, прежде всего информационная революция, резко ускорившая научно-технический прогресс. Подобная констелляция, не имевшая аналогов в прежней истории, дает возможность утверждать, что мир вступает в новую стадию своего развития, но, как бывало и ранее, весьма неравномерно и противоречиво. Надо отчетливо представлять себе всю сущность исторического вызова, брошенного России, и характер и содержание должного ответа.

Глобализация включает в себя не только рост потоков людей и товаров, но и активизацию обмена информацией и знаниями, быстрый и неравномерный рост доли информационной и интеллектуальной составляющей в мировом валовом продукте, быстрое увеличение роли человеческого капитала для социально-экономического развития каждой передовой страны. Информационные потоки, идущие через телевидение и Интернет, стали оказывать качественно более сильное воздействие на общество, чем даже десятилетие назад.

В современном мире произошло формирование нескольких информационных и инновационных центров, задающих стандарты информационных технологий и уровень технологий производственного назначения, составляющих львиную долю оборудования для производства и передачи информации. Выявилась отстающая мировая периферия, включающая и нашу страну, поставленная перед необходимостью обмена собственной промышленной продукции или просто природных ресурсов на информационные и иные передовые технологии. Резко повышается степень влияния развитого Запада на остальной мир. При этом сам Запад даже в этих новых условиях остается относительно замкнутым, препятствуя свободному проникновению товаров и людей из стран мировой периферии, в том числе и из России.

Бурное развитие новых технологий, особенно информационных, привело к углублению пропасти между развитым и развивающимся мирами. В середине ХХ в. уровень доходов в развитых и развивающихся странах различался в разы, сегодня в десятки раз. Развитые страны все больше выступают поставщиками безграничного ресурса - информации, получая взамен ограниченные не возобновляемые материальные ресурсы из стран периферии. Не стоит обманываться относительно справедливости или эквивалентности такого обмена, особенно накануне начинающейся войны, мотивы которой тождественны мотивам любой колониальной войны: дешевые ресурсы и выгодное геостратегическое положение.

Западные страны, создав систему выгодного для себя внешнеэкономического обмена, получают растущий доход, который они вкладывают в создание новых технологий и в развитие образования, Доля интеллектуальной составляющей в цене товара на мировых рынках постоянно растет, доля природно-ресурсной составляющей устойчиво падает. Схожие пропорции выстраиваются между передовыми отраслями новой экономики (информатика, связь, биотехнологии и т.д.) и традиционными промышленными отраслями. В результате закрепляется и увеличивается разрыв между странами "золотого миллиарда" и остальным миром.

В развитых государствах можно отметить изменение роли государства. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю внутриполитической ситуации и управлению ею. Слаборазвитые государства, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, просто потеряли возможность контролировать развитие своей экономики, тем более оказывать влияние на международные экономические отношения. Некоторые правительственные функции переходят к транснациональным корпорациям или институтам гражданского общества, международным неправительственным организациям.

Государственные органы частично утрачивают монополию на реализацию властных полномочий. Но у государства сохраняется преимущество в решении таких задач, как обеспечение порядка и обороноспособности, предоставление социальных услуг, регулирование не рынка, поддержание транспортной инфраструктуры, контроль за добычей природных ресурсов, регулирование миграции, решение внутренних этнических проблем и других. Государство сохраняет и порой даже увеличивает свою роль в стимулировании научно-технических разработок и развитии фундаментальной науки.

В странах Запада государственные органы, стремясь в условиях усложнения социальных отношений сохранить эффективность власти, активно взаимодействуют с институтами гражданского общества, делегируя им часть своих полномочий и используя их потенциал для поддержки государственной политики. В России государство лишено поддержки институтов гражданского общества из-за их слабости и неразвитости, что заметно ослабляет российскую государственность. Бюрократия в одиночку не может справляться с увеличивающимся числом проблем, с постоянно усложняющейся повесткой дня.

Новой открытостью мира весьма эффективно воспользовались преступные сообщества, произошла быстрая интернационализация криминальной деятельности, прежде всего наркобизнеса. Рост преступной деятельности серьезно обгоняет национальные и международные возможности по борьбе с ней, становится глобальной проблемой первого ряда, серьезно затрагивающей Россию. Например, борьба с наркоманией и наркоторговлей ведется способами, явно неадекватными их общественной опасности для всех развитых стран, в том числе и для нашей страны.

В этой сложной и неопределенной ситуации Россия сталкивается с целой серией чрезвычайно трудных проблем исторического масштаба. Ее положение затруднено тем, что наряду с задачами уже постиндустриального развития России приходится решать мучительные проблемы формирования рыночной системы и правового государства, фактически связанные с индустриальным этапом развития, к тому же осложненные последствиями дестабилизации государства в начале 90-х годов.

Из-за обладания мощным ядерным потенциалом, в силу исторической традиции и своего важного геостратегического положения в Евразии, Россия пока к числу "великих держав" относится. Внешними атрибутами такого положения служат постоянное членство в Совете Безопасности ООН, участие во встречах "восьмерки" и т.п. Однако по своему экономическому потенциалу Россия находится в нижней части "второго мира", хотя и обладает пока рядом уникальных технологий и более высоким, чем в среднем в этой группе государств", уровнем образования населения.

По степени участия в информационной революции, в процессах интернационализации производства и капитала Россия находится позади лидеров второй группы, постепенно ухудшая и это незавидное положение. При заложенной траектории экономического развития, даже относительно успешно развиваясь, Россия будет по-прежнему отставать от Запада в ближайшем обозримом будущем.

В сложившейся ситуации у России имеются как существенные возможности для прорыва, так и определенные опасности резкого отставания. Вопрос заключается в том, какой должна быть оптимальная стратегия приспособления страны к глобализации.

На мой взгляд, опасность заключается в том, что под давлением сиюминутных политических интересов может быть остановлено поступательное движение по пути реформ, потеряно время для модернизации страны. Попытка выстраивать консервативные политико-экономические модели, любые варианты экономической или политической аварии будут губительны для будущего страны. Необходимо энергично продолжать структурные экономические и социальные реформы, которые руководством России уже начаты.

Важным для нормального развития страны является продолжение процесса укрепления и модернизации государства и госаппарата, который уже начат Президентом России. Однако реформирование с опорой преимущественно на госаппарат в новых условиях может оказаться еще менее продуктивными, чем в прошлом, в силу резкого нарастания количества и сложности проблем, которые нужно решать одновременно. Это обстоятельство вызывает необходимость учета интересов и подключения творческих усилий разных социальных групп через систему общественных организаций и иных институтов гражданского общества. Неразвитость гражданского общества в России представляется одной из главных помех успешному развитию страны в условиях современного мира, помех, схожих с общей слабостью государственного аппарата в недавнем прошлом. Для успешной модернизации, помимо общих структурных условий, в стране должны действовать оба фактора - эффективное правительство и развитое гражданское общество.

В том же направлении должна осуществляться реформа федеративных отношений и местного самоуправления, которая уже началась. Необходимо остановить столь обычное для истории России "качание маятника" от "убивающей" всякую инициативу чрезмерной централизации в одну эпоху до столь же чрезмерной децентрализации, грозящей разрушением единства государства и социального порядка. Сейчас, на наш взгляд, созданы условия для установления точной меры полномочий и ответственности федеральной, региональной и местной власти.

Одним из важнейших условий модернизации России являются существенные и адресные вложения в сохранение и улучшение человеческого капитала - главного из потенциальных источников силы страны. Соответственно, в реформе нуждаются все уровни образования. Необходимо резко увеличить финансирование системы образования на всех уровнях - от школы до вуза. Тем более, что государство может позволить себе увеличение финансирования в этой области легче, чем во многих других сферах, к примеру, чем аналогичное увеличение расходов на оборону. Необходима серия мероприятий по переподготовке учителей, улучшению их социального статуса, информационно-техническому оснащению школ и вузов. Необходимо воссоздать систему переподготовки управленческих кадров и работников большинства сфер материального производства, систему непрерывного образования целых профессиональных групп. Предпринимаемые в этой сфере усилия государства и отдельных корпораций явно недостаточны с позиций требований сегодняшнего дня. Система адаптации населения к быстро меняющимся требованиям рынка будет содействовать улучшению качества человеческого капитала России, служа важнейшим социальным фактором развития страны и смягчения социальных противоречий.

Таким образом, решение проблем повышения качества образования и информатизации страны должно не на словах, а на деле стать одним из главных приоритетов государственной политики.

Еще одним важным направлением деятельности по модернизации страны должна стать стратегия всемерного привлечения инвестиций в экономику. Начавшиеся структурные реформы, резкое понижение подоходного налога на физических лиц, определенное снижение налога на прибыль, снижение нормы обязательной продажи валютной выручки, общая политическая стабилизация улучшили инвестиционный климат в нашей стране. Но он еще далек от необходимого. Помимо продолжения общих структурных реформ необходимы, в частности, конкретные меры по улучшению экономических и правовых условий деятельности бизнес-структур.

Государство должно усилить борьбу против коррупции в управленческих структурах и против криминальных проявлений в экономике, В противном случае "коррупционный" и "криминальный" налоги сведут к нулю любой позитивный эффект от сокращения налогового бремени, не говоря уже о политических издержках существования этой порочной практики. Все эти обстоятельства серьезно ухудшают инвестиционную привлекательность России.

Создание благоприятных правовых и экономических условий для реализации и защита прав собственника и собственности, в том числе малого и среднего бизнеса, должны стать важнейшими задачами всей государственной политики и, в частности, деятельности всей правоохранительной системы.

Должно быть найдено решение, возможно - чисто политическое проблемы сокращения и реструктуризации внешнего долга. Огромный долг лишает государство свободы в экономической и политической политике. Иначе нерасчетливо накопленный долг будет десятилетиями подавлять инвестиционную активность, препятствовать экономическому росту и нормальному социальному развитию.

В условиях недостатка капиталов, депрессивного состояния многих регионов страны инвестиции необходимо привлекать в любые отрасли с тем, чтобы создавать рабочие места, расширять налогооблагаемую базу. Но ведь страна располагает рядом отраслей промышленности, которые потенциально конкурентоспособны в мире, могут выступать локомотивами экономического развития, выгодного для встраивания страны в новую мировую экономику. Среди них - ядерная энергетика, ракетно-космическая отрасль, некоторые программы развития информатики и биотехнологии, газ и продукты его переработки, авиационная промышленность, производство ряда видов вооружений и военной техники. Необходима государственная поддержка таких отраслей - политическая, кредитная, тарифная, вплоть до прямого государственного инвестирования.

В этой связи государству необходимо выработать и более четкую и совершенную научно-техническую политику, которая в настоящее время оставляет желать лучшего, несмотря на наличие регулирующих эту сферу отношений федеральных законодательных актов и федеральных программ. Хотя научно-техническая сфера и перспективные технологии прямо или косвенно поддерживаются даже в государствах с любой либеральной экономической моделью.

Для нормального доступа России на мировые рынки и создания конкурентной среды внутри страны необходимо скорейшее вступление во Всемирную торговую организацию. Но не стоит делать вступление, как это происходит сейчас, предметом политических интриг или политической целью, за которую уже начинают требовать политическую плату. Длительная тарифная защита ведет к прогрессирующему отставанию экономики, но в то же время, чтобы не обрушить целые отрасли экономики, стоит добиваться максимально выгодных переходных условий по примеру Китая.

Необходима реальная реформа банковской системы, полуразрушенной кризисом 1998 г. Возможно, необходимо дополнительно привлекать иностранные банки и иные финансовые учреждения для работы на нашей территории, учитывая высокий уровень недоверия к нашим банкам, В общем, реформа банковской сферы и создание развитой инфраструктуры финансового рынка требует особых усилий государственных органов.

Несмотря на все природное богатство России, должны быть приложены максимальные усилия по изменению структуры отечественного производства. Невозобновляемые природные ресурсы в стране ограничены, их цена на мировых рынках постоянно падает, а себестоимость в России возрастает. Вместе с тем, пока эти ресурсы относительно конкурентоспособны, государственная политика должна быть направлена на достижение, во-первых, максимально эффективного использования "природной ренты" для модернизации науки, образования, развития новых перспективных отраслей; во-вторых, что крайне важно, на стимулирование модернизации самих этих ресурсодобывающих производств, быстрого роста капиталовложений в них самих. В обозримом будущем ресурсодобывающие отрасли останутся главным источником бюджетных средств, поэтому этот источник необходимо сохранить, стимулируя капиталовложения в их модернизацию. В этой связи стране необходимо разработать комплексную современную рыночную, отвечающую реалиям современного мира, требованиям рынка и возможностям современной России стратегию нового освоения Сибири.

Быстро развивающийся и в высокой степени непредсказуемый мир требует сложного геостратегического позиционирования России. При нынешней относительной экономической слабости Россия не может позволить себе ослабление ядерного фактора в своей политике, особенно учитывая растущую непредсказуемость и нестабильность международных отношений. Необходимо модернизировать обычные силы, но без мощного ядерного потенциала Россия в ближайшем будущем не обойдется. В то же время России необходимо максимально конструктивное взаимодействие с основными игроками на мировой арене. Большим достижением стало сближение с Китаем, создание "шанхайской шестерки", активизация связей со странами Юго-восточной Азии, партнерские отношения с Индией. Позитивной является и стратегия избежания конфронтации с США. Конструктивные отношения с США являются важным условием получения Россией доступа к достижениям мировой экономики и финансовым рынкам. Вместе с тем опыт прошедшего десятилетия однозначно убеждает: за геополитические уступки не стоит ожидать благодарности ни серьезными кредитами, ни списанием долгов.

Вырисовывающаяся конфигурация международных отношений будет предполагать возможности ограниченного сотрудничества с США в одних областях и ограниченного соперничества в других. В целом же параллельные или общие интересы превалируют над интересами, которые разделяют две страны.

Современный мир не стал более безопасным и стабильным, он по прежнему предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству политического класса и интеллектуальной элиты. Здесь предстоит преодолеть очень большое отставание, чтобы сохранить возможность разговаривать на одном профессиональном языке с элитами стран "первого мира".

Государство само должно постепенно трансформироваться, чтобы не утерять своих позиций и нарастить конкурентоспособность в бурно развивающемся мире. Последствия глобализации можно осилить только в рамках настойчиво и компетентно проводящейся государственной политики, повышения эффективности управления, обеспечивающего тесную координацию внутренних и внешних усилий власти, негосударственных, общественных и предпринимательских структур во благо страны.

О проблемах безопасности и развития России в ХХI столетии | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

О проблемах безопасности и развития России в ХХI столетии

Кадохов В.Т., член Совета Федерации, Первый зам. председателя Комитета СФ по делам Федерации и Региональной политики, д.э.н. профессор

Новый век, фактически новая историческая эпоха начались террористической атакой на небоскребы Манхэтгена и Пентагон. Некие, во многом еще неясные силы бросили вызов глобализирующемуся миру. Кто бы ни стоял за террористическим актом против США, удар был вполне расчетливо обрушен на здания Всемирного торгового центра, как на символы новой мировой системы, наглядно олицетворяющие основные тенденции современного мирового развития. "Новый дивный мир" оказывается местом, гораздо менее безопасным, чем ранее. Проблемы безопасности государства и общества выходят на первый план даже для вполне благополучных стран. Одновременно стало отчетливо понятно, что отныне проблема безопасности любой страны прочно связана с ее возможностями эффективного и динамичного развития.

Оставляя полицейские аспекты безопасности государства и общества на откуп профессионалам, нашему политическому классу необходимо выработать и реализовать осмысленную программу укрепления государства и оздоровления общества, без чего дополнительные милицейские патрули на улицах и ужесточение досмотров в аэропортах будут "как мертвому припарки".

Начавшееся и бурно развивающееся в последние два десятилетия явление глобализации имеет новое качество. Произошло резкое ускорение и обострение всех этих процессов и проблем, носивших глобальный характер, возникли новые процессы, прежде всего информационная революция, резко ускорившая научно-технический прогресс. Подобная констелляция, не имевшая аналогов в прежней истории, дает возможность утверждать, что мир вступает в новую стадию своего развития, но, как бывало и ранее, весьма неравномерно и противоречиво. Надо отчетливо представлять себе всю сущность исторического вызова, брошенного России, и характер и содержание должного ответа.

Глобализация включает в себя не только рост потоков людей и товаров, но и активизацию обмена информацией и знаниями, быстрый и неравномерный рост доли информационной и интеллектуальной составляющей в мировом валовом продукте, быстрое увеличение роли человеческого капитала для социально-экономического развития каждой передовой страны. Информационные потоки, идущие через телевидение и Интернет, стали оказывать качественно более сильное воздействие на общество, чем даже десятилетие назад.

В современном мире произошло формирование нескольких информационных и инновационных центров, задающих стандарты информационных технологий и уровень технологий производственного назначения, составляющих львиную долю оборудования для производства и передачи информации. Выявилась отстающая мировая периферия, включающая и нашу страну, поставленная перед необходимостью обмена собственной промышленной продукции или просто природных ресурсов на информационные и иные передовые технологии. Резко повышается степень влияния развитого Запада на остальной мир. При этом сам Запад даже в этих новых условиях остается относительно замкнутым, препятствуя свободному проникновению товаров и людей из стран мировой периферии, в том числе и из России.

Бурное развитие новых технологий, особенно информационных, привело к углублению пропасти между развитым и развивающимся мирами. В середине ХХ в. уровень доходов в развитых и развивающихся странах различался в разы, сегодня в десятки раз. Развитые страны все больше выступают поставщиками безграничного ресурса - информации, получая взамен ограниченные не возобновляемые материальные ресурсы из стран периферии. Не стоит обманываться относительно справедливости или эквивалентности такого обмена, особенно накануне начинающейся войны, мотивы которой тождественны мотивам любой колониальной войны: дешевые ресурсы и выгодное геостратегическое положение.

Западные страны, создав систему выгодного для себя внешнеэкономического обмена, получают растущий доход, который они вкладывают в создание новых технологий и в развитие образования, Доля интеллектуальной составляющей в цене товара на мировых рынках постоянно растет, доля природно-ресурсной составляющей устойчиво падает. Схожие пропорции выстраиваются между передовыми отраслями новой экономики (информатика, связь, биотехнологии и т.д.) и традиционными промышленными отраслями. В результате закрепляется и увеличивается разрыв между странами "золотого миллиарда" и остальным миром.

В развитых государствах можно отметить изменение роли государства. Информационные, финансовые и иные процессы, связанные с глобализацией, сокращают возможности национальных правительств по контролю внутриполитической ситуации и управлению ею. Слаборазвитые государства, находясь под усиливающимся воздействием ситуации на мировом рынке, просто потеряли возможность контролировать развитие своей экономики, тем более оказывать влияние на международные экономические отношения. Некоторые правительственные функции переходят к транснациональным корпорациям или институтам гражданского общества, международным неправительственным организациям.

Государственные органы частично утрачивают монополию на реализацию властных полномочий. Но у государства сохраняется преимущество в решении таких задач, как обеспечение порядка и обороноспособности, предоставление социальных услуг, регулирование не рынка, поддержание транспортной инфраструктуры, контроль за добычей природных ресурсов, регулирование миграции, решение внутренних этнических проблем и других. Государство сохраняет и порой даже увеличивает свою роль в стимулировании научно-технических разработок и развитии фундаментальной науки.

В странах Запада государственные органы, стремясь в условиях усложнения социальных отношений сохранить эффективность власти, активно взаимодействуют с институтами гражданского общества, делегируя им часть своих полномочий и используя их потенциал для поддержки государственной политики. В России государство лишено поддержки институтов гражданского общества из-за их слабости и неразвитости, что заметно ослабляет российскую государственность. Бюрократия в одиночку не может справляться с увеличивающимся числом проблем, с постоянно усложняющейся повесткой дня.

Новой открытостью мира весьма эффективно воспользовались преступные сообщества, произошла быстрая интернационализация криминальной деятельности, прежде всего наркобизнеса. Рост преступной деятельности серьезно обгоняет национальные и международные возможности по борьбе с ней, становится глобальной проблемой первого ряда, серьезно затрагивающей Россию. Например, борьба с наркоманией и наркоторговлей ведется способами, явно неадекватными их общественной опасности для всех развитых стран, в том числе и для нашей страны.

В этой сложной и неопределенной ситуации Россия сталкивается с целой серией чрезвычайно трудных проблем исторического масштаба. Ее положение затруднено тем, что наряду с задачами уже постиндустриального развития России приходится решать мучительные проблемы формирования рыночной системы и правового государства, фактически связанные с индустриальным этапом развития, к тому же осложненные последствиями дестабилизации государства в начале 90-х годов.

Из-за обладания мощным ядерным потенциалом, в силу исторической традиции и своего важного геостратегического положения в Евразии, Россия пока к числу "великих держав" относится. Внешними атрибутами такого положения служат постоянное членство в Совете Безопасности ООН, участие во встречах "восьмерки" и т.п. Однако по своему экономическому потенциалу Россия находится в нижней части "второго мира", хотя и обладает пока рядом уникальных технологий и более высоким, чем в среднем в этой группе государств", уровнем образования населения.

По степени участия в информационной революции, в процессах интернационализации производства и капитала Россия находится позади лидеров второй группы, постепенно ухудшая и это незавидное положение. При заложенной траектории экономического развития, даже относительно успешно развиваясь, Россия будет по-прежнему отставать от Запада в ближайшем обозримом будущем.

В сложившейся ситуации у России имеются как существенные возможности для прорыва, так и определенные опасности резкого отставания. Вопрос заключается в том, какой должна быть оптимальная стратегия приспособления страны к глобализации.

На мой взгляд, опасность заключается в том, что под давлением сиюминутных политических интересов может быть остановлено поступательное движение по пути реформ, потеряно время для модернизации страны. Попытка выстраивать консервативные политико-экономические модели, любые варианты экономической или политической аварии будут губительны для будущего страны. Необходимо энергично продолжать структурные экономические и социальные реформы, которые руководством России уже начаты.

Важным для нормального развития страны является продолжение процесса укрепления и модернизации государства и госаппарата, который уже начат Президентом России. Однако реформирование с опорой преимущественно на госаппарат в новых условиях может оказаться еще менее продуктивными, чем в прошлом, в силу резкого нарастания количества и сложности проблем, которые нужно решать одновременно. Это обстоятельство вызывает необходимость учета интересов и подключения творческих усилий разных социальных групп через систему общественных организаций и иных институтов гражданского общества. Неразвитость гражданского общества в России представляется одной из главных помех успешному развитию страны в условиях современного мира, помех, схожих с общей слабостью государственного аппарата в недавнем прошлом. Для успешной модернизации, помимо общих структурных условий, в стране должны действовать оба фактора - эффективное правительство и развитое гражданское общество.

В том же направлении должна осуществляться реформа федеративных отношений и местного самоуправления, которая уже началась. Необходимо остановить столь обычное для истории России "качание маятника" от "убивающей" всякую инициативу чрезмерной централизации в одну эпоху до столь же чрезмерной децентрализации, грозящей разрушением единства государства и социального порядка. Сейчас, на наш взгляд, созданы условия для установления точной меры полномочий и ответственности федеральной, региональной и местной власти.

Одним из важнейших условий модернизации России являются существенные и адресные вложения в сохранение и улучшение человеческого капитала - главного из потенциальных источников силы страны. Соответственно, в реформе нуждаются все уровни образования. Необходимо резко увеличить финансирование системы образования на всех уровнях - от школы до вуза. Тем более, что государство может позволить себе увеличение финансирования в этой области легче, чем во многих других сферах, к примеру, чем аналогичное увеличение расходов на оборону. Необходима серия мероприятий по переподготовке учителей, улучшению их социального статуса, информационно-техническому оснащению школ и вузов. Необходимо воссоздать систему переподготовки управленческих кадров и работников большинства сфер материального производства, систему непрерывного образования целых профессиональных групп. Предпринимаемые в этой сфере усилия государства и отдельных корпораций явно недостаточны с позиций требований сегодняшнего дня. Система адаптации населения к быстро меняющимся требованиям рынка будет содействовать улучшению качества человеческого капитала России, служа важнейшим социальным фактором развития страны и смягчения социальных противоречий.

Таким образом, решение проблем повышения качества образования и информатизации страны должно не на словах, а на деле стать одним из главных приоритетов государственной политики.

Еще одним важным направлением деятельности по модернизации страны должна стать стратегия всемерного привлечения инвестиций в экономику. Начавшиеся структурные реформы, резкое понижение подоходного налога на физических лиц, определенное снижение налога на прибыль, снижение нормы обязательной продажи валютной выручки, общая политическая стабилизация улучшили инвестиционный климат в нашей стране. Но он еще далек от необходимого. Помимо продолжения общих структурных реформ необходимы, в частности, конкретные меры по улучшению экономических и правовых условий деятельности бизнес-структур.

Государство должно усилить борьбу против коррупции в управленческих структурах и против криминальных проявлений в экономике, В противном случае "коррупционный" и "криминальный" налоги сведут к нулю любой позитивный эффект от сокращения налогового бремени, не говоря уже о политических издержках существования этой порочной практики. Все эти обстоятельства серьезно ухудшают инвестиционную привлекательность России.

Создание благоприятных правовых и экономических условий для реализации и защита прав собственника и собственности, в том числе малого и среднего бизнеса, должны стать важнейшими задачами всей государственной политики и, в частности, деятельности всей правоохранительной системы.

Должно быть найдено решение, возможно - чисто политическое проблемы сокращения и реструктуризации внешнего долга. Огромный долг лишает государство свободы в экономической и политической политике. Иначе нерасчетливо накопленный долг будет десятилетиями подавлять инвестиционную активность, препятствовать экономическому росту и нормальному социальному развитию.

В условиях недостатка капиталов, депрессивного состояния многих регионов страны инвестиции необходимо привлекать в любые отрасли с тем, чтобы создавать рабочие места, расширять налогооблагаемую базу. Но ведь страна располагает рядом отраслей промышленности, которые потенциально конкурентоспособны в мире, могут выступать локомотивами экономического развития, выгодного для встраивания страны в новую мировую экономику. Среди них - ядерная энергетика, ракетно-космическая отрасль, некоторые программы развития информатики и биотехнологии, газ и продукты его переработки, авиационная промышленность, производство ряда видов вооружений и военной техники. Необходима государственная поддержка таких отраслей - политическая, кредитная, тарифная, вплоть до прямого государственного инвестирования.

В этой связи государству необходимо выработать и более четкую и совершенную научно-техническую политику, которая в настоящее время оставляет желать лучшего, несмотря на наличие регулирующих эту сферу отношений федеральных законодательных актов и федеральных программ. Хотя научно-техническая сфера и перспективные технологии прямо или косвенно поддерживаются даже в государствах с любой либеральной экономической моделью.

Для нормального доступа России на мировые рынки и создания конкурентной среды внутри страны необходимо скорейшее вступление во Всемирную торговую организацию. Но не стоит делать вступление, как это происходит сейчас, предметом политических интриг или политической целью, за которую уже начинают требовать политическую плату. Длительная тарифная защита ведет к прогрессирующему отставанию экономики, но в то же время, чтобы не обрушить целые отрасли экономики, стоит добиваться максимально выгодных переходных условий по примеру Китая.

Необходима реальная реформа банковской системы, полуразрушенной кризисом 1998 г. Возможно, необходимо дополнительно привлекать иностранные банки и иные финансовые учреждения для работы на нашей территории, учитывая высокий уровень недоверия к нашим банкам, В общем, реформа банковской сферы и создание развитой инфраструктуры финансового рынка требует особых усилий государственных органов.

Несмотря на все природное богатство России, должны быть приложены максимальные усилия по изменению структуры отечественного производства. Невозобновляемые природные ресурсы в стране ограничены, их цена на мировых рынках постоянно падает, а себестоимость в России возрастает. Вместе с тем, пока эти ресурсы относительно конкурентоспособны, государственная политика должна быть направлена на достижение, во-первых, максимально эффективного использования "природной ренты" для модернизации науки, образования, развития новых перспективных отраслей; во-вторых, что крайне важно, на стимулирование модернизации самих этих ресурсодобывающих производств, быстрого роста капиталовложений в них самих. В обозримом будущем ресурсодобывающие отрасли останутся главным источником бюджетных средств, поэтому этот источник необходимо сохранить, стимулируя капиталовложения в их модернизацию. В этой связи стране необходимо разработать комплексную современную рыночную, отвечающую реалиям современного мира, требованиям рынка и возможностям современной России стратегию нового освоения Сибири.

Быстро развивающийся и в высокой степени непредсказуемый мир требует сложного геостратегического позиционирования России. При нынешней относительной экономической слабости Россия не может позволить себе ослабление ядерного фактора в своей политике, особенно учитывая растущую непредсказуемость и нестабильность международных отношений. Необходимо модернизировать обычные силы, но без мощного ядерного потенциала Россия в ближайшем будущем не обойдется. В то же время России необходимо максимально конструктивное взаимодействие с основными игроками на мировой арене. Большим достижением стало сближение с Китаем, создание "шанхайской шестерки", активизация связей со странами Юго-восточной Азии, партнерские отношения с Индией. Позитивной является и стратегия избежания конфронтации с США. Конструктивные отношения с США являются важным условием получения Россией доступа к достижениям мировой экономики и финансовым рынкам. Вместе с тем опыт прошедшего десятилетия однозначно убеждает: за геополитические уступки не стоит ожидать благодарности ни серьезными кредитами, ни списанием долгов.

Вырисовывающаяся конфигурация международных отношений будет предполагать возможности ограниченного сотрудничества с США в одних областях и ограниченного соперничества в других. В целом же параллельные или общие интересы превалируют над интересами, которые разделяют две страны.

Современный мир не стал более безопасным и стабильным, он по прежнему предъявляет повышенные требования к компетенции государственного управления, качеству политического класса и интеллектуальной элиты. Здесь предстоит преодолеть очень большое отставание, чтобы сохранить возможность разговаривать на одном профессиональном языке с элитами стран "первого мира".

Государство само должно постепенно трансформироваться, чтобы не утерять своих позиций и нарастить конкурентоспособность в бурно развивающемся мире. Последствия глобализации можно осилить только в рамках настойчиво и компетентно проводящейся государственной политики, повышения эффективности управления, обеспечивающего тесную координацию внутренних и внешних усилий власти, негосударственных, общественных и предпринимательских структур во благо страны.