Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

О странностях некоторых поправок в Уголовном кодексе

Овчинский В.С., эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, доктор юридических наук

В марте 2003 г. Президент России В.В.Путин внес в Государственную Думу проект поправок в Уголовный кодекс РФ. При этом было заявлено, что они "направлены на либерализацию уголовного законодательства" и "касаются смягчения наказаний за малозначительные преступления".

Действительно, большинство поправок либерализуют УК РФ. Но некоторые поправки вызывают серьезные вопросы. Прежде всего это относится к предложению исключить из УК РФ все положения, касающиеся наказания в виде конфискации имущества. Как известно, по действующему УК РФ (ст. 52) конфискация имущества устанавливается лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Например, за финансирование терроризма или организацию преступного сообщества; за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем; за мошенничество, кражи, разбои в крупном размере и т.д.

В проекте, однако, конфискацию предлагается заменить на штрафы от 500 тыс. до 1 млн руб. Если следовать логике разработчиков, то преступнику, укравшему, например, у государства 100 млн долл. и отмывшему их в оффшорах, достаточно оплатить штраф от 15 до 30 тыс. долл. - и тогда Россия посчитает ущерб возмещенным.

Правда, инициаторы поправок поясняют, что отмену конфискации имущества в УК РФ может заменить положение Уголовно-процессуального кодекса РФ. Там говорится, что "деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства". Но это положение содержится в ст. 81 УПК РФ, которая называется "Вещественные доказательства". И речь в ней идет о деньгах и ценностях, признанных вещественными доказательствами, и лишь при установлении того факта, что конкретные деньги и ценности нажиты преступным путем. Когда же речь идет о конфискации имущества, то подразумевается любое имущество лиц, чья вина в совершении преступления доказана и судом вынесен приговор.

Отмена правового института конфискации имущества в УК РФ нарушает обязательства России по международным договорам. Судите сами: в ратифицированной нашей страной Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности под "доходом" понимается любая материальная выгода, полученная в результате совершения уголовных преступлений. В подписанной, но до сих пор не ратифицированной Россией Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности понятие "доходы от преступлений" означает любое имущество, приобретенное или полученное прямо или косвенно в результате совершения какого-либо преступления.

Таким образом, по существующему законодательству узкое понимание дохода от преступления как вещественного доказательства в российском УПК РФ компенсировалось институтом конфискации имущества в нашем же УК РФ. Предлагаемые Президентом поправки к УК РФ, однако, могут нарушить этот баланс между двумя кодексами, отбросив Россию на обочину международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. С их введением будут сведены на нет многие процедуры сотрудничества в области конфискации, особенно в части распоряжения конфискованными доходами и имуществом. В случае с теми же украденными 100 млн долл. это означает, что после уплаты штрафа и отбытия наказания преступник, который предусмотрительно положил их на счет в зарубежном банке, сможет ими спокойно пользоваться.

Помимо отмены института конфискации имущества, в законопроекте имеются и другие положения, вызывающие серьезные вопросы. Так, поправки отменяют уголовную ответственность за незаконное приобретение и ношение газового и холодного оружия, в том числе метательного. Уголовная ответственность остается только за сбыт такого оружия (новая редакция ст. 222 УК РФ). Если такая поправка будет принята, то толпы спортивных фанатов, скинхедов и просто уличных хулиганов смогут передвигаться по улицам с финками, кастетами, булавами, пиками и прутьями - без страха угодить за решетку.

Отсутствие реального наказания для потенциальных погромщиков и казнокрадов - не слишком ли большая цена за видимость либерализации уголовного законодательства?

О странностях некоторых поправок в Уголовном кодексе | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

О странностях некоторых поправок в Уголовном кодексе

Овчинский В.С., эксперт Комитета по безопасности Государственной Думы РФ, доктор юридических наук

В марте 2003 г. Президент России В.В.Путин внес в Государственную Думу проект поправок в Уголовный кодекс РФ. При этом было заявлено, что они "направлены на либерализацию уголовного законодательства" и "касаются смягчения наказаний за малозначительные преступления".

Действительно, большинство поправок либерализуют УК РФ. Но некоторые поправки вызывают серьезные вопросы. Прежде всего это относится к предложению исключить из УК РФ все положения, касающиеся наказания в виде конфискации имущества. Как известно, по действующему УК РФ (ст. 52) конфискация имущества устанавливается лишь за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений. Например, за финансирование терроризма или организацию преступного сообщества; за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем; за мошенничество, кражи, разбои в крупном размере и т.д.

В проекте, однако, конфискацию предлагается заменить на штрафы от 500 тыс. до 1 млн руб. Если следовать логике разработчиков, то преступнику, укравшему, например, у государства 100 млн долл. и отмывшему их в оффшорах, достаточно оплатить штраф от 15 до 30 тыс. долл. - и тогда Россия посчитает ущерб возмещенным.

Правда, инициаторы поправок поясняют, что отмену конфискации имущества в УК РФ может заменить положение Уголовно-процессуального кодекса РФ. Там говорится, что "деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства". Но это положение содержится в ст. 81 УПК РФ, которая называется "Вещественные доказательства". И речь в ней идет о деньгах и ценностях, признанных вещественными доказательствами, и лишь при установлении того факта, что конкретные деньги и ценности нажиты преступным путем. Когда же речь идет о конфискации имущества, то подразумевается любое имущество лиц, чья вина в совершении преступления доказана и судом вынесен приговор.

Отмена правового института конфискации имущества в УК РФ нарушает обязательства России по международным договорам. Судите сами: в ратифицированной нашей страной Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности под "доходом" понимается любая материальная выгода, полученная в результате совершения уголовных преступлений. В подписанной, но до сих пор не ратифицированной Россией Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности понятие "доходы от преступлений" означает любое имущество, приобретенное или полученное прямо или косвенно в результате совершения какого-либо преступления.

Таким образом, по существующему законодательству узкое понимание дохода от преступления как вещественного доказательства в российском УПК РФ компенсировалось институтом конфискации имущества в нашем же УК РФ. Предлагаемые Президентом поправки к УК РФ, однако, могут нарушить этот баланс между двумя кодексами, отбросив Россию на обочину международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью. С их введением будут сведены на нет многие процедуры сотрудничества в области конфискации, особенно в части распоряжения конфискованными доходами и имуществом. В случае с теми же украденными 100 млн долл. это означает, что после уплаты штрафа и отбытия наказания преступник, который предусмотрительно положил их на счет в зарубежном банке, сможет ими спокойно пользоваться.

Помимо отмены института конфискации имущества, в законопроекте имеются и другие положения, вызывающие серьезные вопросы. Так, поправки отменяют уголовную ответственность за незаконное приобретение и ношение газового и холодного оружия, в том числе метательного. Уголовная ответственность остается только за сбыт такого оружия (новая редакция ст. 222 УК РФ). Если такая поправка будет принята, то толпы спортивных фанатов, скинхедов и просто уличных хулиганов смогут передвигаться по улицам с финками, кастетами, булавами, пиками и прутьями - без страха угодить за решетку.

Отсутствие реального наказания для потенциальных погромщиков и казнокрадов - не слишком ли большая цена за видимость либерализации уголовного законодательства?