Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Правовое поле национальной безопасности, профилактика преступлений как средство ее обеспечения

Волков А.Н., начальник УВД Курской области, генерал-майор

Понятие "национальная безопасность" имеет прошлое, настоящее и будущее, т.к. оно всегда рассматривалось в конкретном историческом плане. Но во все времена обязательными составляющими национальной безопасности была безопасность государства, общества, личности.

Как известно, ныне существующее министерство внутренних дел, двухвековой юбилей которого мы недавно отмечали, было образовано Высочайшим Манифестом 8 сентября 1802 г. В числе множества возложенных на него задач на первом месте стояли "благоденствие народа, спокойствие, тишина и благоустройство империи". За два столетия неоднократно изменялось название министерства, ведавшего "внутренними делами" России, но неизменным оставалась его сущность - это борьба с преступностью, защита интересов граждан и общества, всего того, что составляло и поныне составляет национальные интересы государства.

"Упреждение", "защита", "пресечение" - вот, наверное, такими определениями можно охарактеризовать охранительные функции, возложенные на милицию, которые означают способности сохранить, оборонить, защитить, поддержать этими средствами необходимое состояние национальной безопасности в стране.

Предельно четко выразил эту мысль в своем выступлении после известных событий в Москве, в Театральном центре на Дубровке, Министр внутренних дел РФ Б.Грызлов, назвав в качестве основной, определяющей задачи работы милиции обеспечение безопасности жизни граждан.

Правовое поле обеспечения национальной безопасности в сфере борьбы с преступностью достаточно широко. Мне бы хотелось затронуть такой важный аспект этой проблемы, как возможность влияния правоохранительных органов на процессы, причины и условия, порождающие преступность.

Выскажу мнение практиков. В настоящее время в реформируемой России, с одной стороны, высоки претензии населения к органам правопорядка по организации борьбы с преступностью, с другой стороны - растет число людей, исповедующих правовой нигилизм, активно отторгающих законы, их нормы и требования.

В этих условиях как предупреждение противозаконного поведения, права такой личности должны быть ограничены. Ведь личность, выбрав для себя такой образ жизни, как пьянство, приобретение наркотической зависимости, бомжевание и т.п., противопоставляет себя обществу и становится социально опасной. Иными словами, речь идет о повышении в целом уровня общественной безопасности в рамках так называемого "первичного предупреждения".

Как указано в Концепции национальной безопасности РФ от 10.01.00, "требуется консолидация усилий, направленных на борьбу с преступностью и коррупцией. Приоритетное значение имеет формирование системы мер действенной социальной профилактики и воспитания законопослушных граждан". Однако эта вызываемая неотложными жизненными потребностями общества и государства политико-правовая установка пока еще не находит заметного отражения в законотворческой практике.

Вот несколько, на мой взгляд, характерных примеров:

  • до настоящего времени не восстановлена ранее существовавшая уголовная ответственность за злостное нарушение правил административного надзора, которая имела действенное превентивное воздействие на лиц, уже ранее преступивших закон;
  • акты об амнистии уже издаются не только в связи с важными датами в жизни страны, а стали совершенно заурядным явлением. А ведь ни для кого не секрет, что чрезмерно частое проведение таких акций, как амнистия, порождает у определенной части отнюдь не законопослушного населения если не уверенность в безнаказанности, то надежду избежать реального наказания за содеянное правонарушение в расчете на очередную амнистию. Не говоря уже о том, что практически ежегодные амнистии подрывают стабильность карательной политики государства в борьбе с преступностью и не идут на пользу профилактике рецидива.

В настоящее время в юридической литературе стал достаточно широко использоваться термин "цена" преступности, пришедший к нам из зарубежного опыта, где на государственном уровне подсчитываются расходы на компенсации жертвам преступлений. У нас же, в условиях правового неотрегулирования многих вопросов практики предупреждения преступности, органы внутренних дел, вместе с другими правоохранительными органами стоящие на страже обеспечения национальной безопасности в стране, еще не могут в полной мере проводить активное, наступательное воздействие на весь комплекс причин и условий преступности, снижение ее высокой "цены" как для общества в целом, так и для отдельной конкретной личности. Решением этой важной проблемы было бы быстрейшее принятие на федеральном уровне закона о мерах по профилактике преступлений.

И еще вопрос, который сегодня требует своего законодательного решения. Это влияние коммуникативных источников информации - СМИ, книгоиздания, Интернета и других на формирование массового сознания людей в сторону его криминализации. Возьмем только один пласт этой злободневной проблемы - влияние СМИ на формирование наркопсихологии среди молодежи.

У нас в России исторически сложилось так, что средства массовой информации традиционно играют для населения роль "учителя", к мнению которого прислушиваются. В настоящее время стали обыденными песни, прямо или косвенно одобряющие уголовную "романтику", наркотизм. За последние годы существенно увеличился выпуск книг, открыто пропагандирующих философию наркомании. Не отстает от этого и телевидение, демонстрируя зрителям наркогенное поведение героев популярных телесериалов.

А ведь общеизвестно, чем весомее авторитет, популярность источника приобретения знаний, тем вероятнее поведение личности, прежде всего подростков, не имеющих достаточного жизненного опыта, в рамках поданного ему СМИ стереотипа, модели. И для определенной части населения, в первую очередь подростков и молодежи, такого рода "модные картинки" из криминальной жизни становятся достаточно притягательными и обусловливают противоправное поведение в условиях конкретной жизненной ситуации. Ведь подорванное здоровье, вызванное наркоманией, горе близких людей, правовые последствия незаконных операций с наркотиками - все это остается "за кадром".

Решением проблемы, связанной с внедрением в общественное сознание неуважительного отношения к праву, к законам, общественному порядку, которое способно подтолкнуть человека к совершению преступления, должно быть, по мнению практических работников, принятие федеральных законов, направленных на обеспечение безусловной защиты граждан, особенно детей, общества от вредной информации, в том числе распространяемой в СМИ, в компьютерных сетях или с использованием компьютерных технологий. Этот закон встал бы на службу профилактике преступности, обеспечению национальной безопасности страны в целом.