Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1-2 (6-7) Июнь 2003г

Вопросы обеспечения безопасности функционирования транспортного комплекса в системе национальной безопасности страны с учетом активизации международного терроризма

Мошков Г.Ю., заместитель Министра транспорта Российской Федерации

В концепции национальной безопасности России национальная безопасность понимается как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических, транспортных и др.).

События 11 сентября 2001 г., образование новых региональных очагов напряженности в связи с войной в Ираке, террористические акты, произошедшие за последнее время в различных регионах мира, показали особую уязвимость объектов транспортного комплекса, что побудило правительства ведущих государств к разработке и принятию дополнительных мер по повышению безопасности транспорта.

Так, в Кананаскисе руководители 8 государств, в том числе РФ, приняли совместный документ, в котором предусмотрены повышенные обязательства сторон по мерам противодействия терроризму.

В США разработан и введен в действие закон "Об авиационной и транспортной безопасности". На его реализацию правительством США уже затрачено свыше 4 млрд долл.

Правительство Канады создало новую организацию - государственную корпорацию по обеспечению безопасности на воздушном транспорте и выделило на мероприятия по повышению авиационной безопасности 2,2 млрд долл. США. На реализацию комплекса мероприятий по безопасности на морском транспорте в 2003-07 гг. запланировано 172,5 млн долл. США.

Европейские государства также следуют примеру североамериканских партнеров.

Во многих странах введены специальные сборы, взимаемые с пассажиров и грузоотправителей и обеспечивающие дополнительное финансирование программ безопасности.

Транспортная безопасность характеризует национальный транспортный комплекс и его составные части с точки зрения:

  • защищенности от актов незаконного вмешательства в его функционирование;
  • защищенности транспортных объектов и транспортной инфраструктуры от диверсионно-террористических действий;
  • способности к прогрессивному развитию отрасли, отвечающей экономическим и геополитическим интересам государства;
  • уровня интегрирования в мировую транспортную систему.

За последние годы в России произошел существенный рост количества проявлений террористической направленности, в том числе и в отношении объектов транспорта, транспортных средств, их пассажиров и персонала. Хотя в итоге такие акции не приводят к достижению желаемого террористами результата, все они влекут за собой страдания ни в чем не повинных людей, а в отдельных случаях приводят к человеческим жертвам, наносят значительный материальный ущерб (захваты турецкого теплохода "Аврасия" с гражданами России на борту, воздушного судна авиакомпании "Внуковские авиалинии" в аэропорту Стамбула, автобуса с пассажирами в Минеральных Водах, взрывы на железнодорожных вокзалах Пятигорска, Воронежа, Армавира и др.).

В настоящее время увеличилось не только количество террористических проявлений на транспорте, но и произошли определенные изменения в их качестве: появились угрозы захвата самолета и его использование в качестве средства теракта, угрозы совершения террористических актов на судах с ядерными силовыми установками, гидротехнических сооружениях (плотинах, шлюзах) внутренних водных путей России и другие.

Проведенный анализ сложившейся ситуации в РФ указывает на нарастающий разрыв между уровнем международных требований и ныне существующим уровнем системы обеспечения безопасности транспортного комплекса. Это обстоятельство в ближайшее время может стать серьезным сдерживающим фактором развития России как участника международных транспортных перевозок. Поэтому для России и каждого ее региона устойчивая работа транспортной инфраструктуры является одной из основных составляющих национальной безопасности.

Становится очевидной необходимость реформирования системы превентивных мер обеспечения транспортной безопасности в России.

К числу проблем, решение которых должно быть обеспечено в первую очередь, относятся следующие:

  • переработка существующей законодательной базы, которая не в полной мере соответствует требованиям, предъявляемым международными организациями в области обеспечения транспортной безопасности;
  • выработка единых целевых подходов по обеспечению транспортной безопасности, соответствующей международным требованиям, для защиты деятельности транспортного комплекса от актов терроризма и незаконного вмешательства;
  • четкое определение источников финансирования программ безопасности транспортных предприятий, несущих основную нагрузку по ресурсному обеспечению системы превентивных мер безопасности.

Международная организация гражданской авиации (ИКАО) и Международная морская организация (ИМО) разработали ряд новых правовых документов и международных стандартов по авиационной и морской безопасности. РФ, являясь членом ИКАО и ИМО, а также участником большинства международных соглашений по транспорту, несет на себе обязательства по внедрению этих стандартов на канале международных транспортных сообщений.

Так, в декабре 2002 г. состоялись 76-я сессия Комитета по безопасности мореплавания Международной морской организации и Дипломатическая конференция, на которых приняты Кодекс по охране судов и портовых сооружений и поправки к Конвенции по охране человеческой жизни на море (СОЛАС-74), касающиеся обеспечения морской безопасности, со сроками реализации к июлю 2004 г.

Основные требования Кодекса следующие:

1. Разработать необходимые нормативные документы, связанные с реализацией положений Кодекса:

  • постановление Правительства РФ о признанной организации в области морской безопасности, уполномоченной осуществлять контроль за выполнением морскими организациями требований Кодекса, сертифицировать морские организации на предмет их соответствия международным требованиям;
  • положение о сертификации судов и портовых сооружений с утверждением его в Госстандарте России;
  • положение о системе подготовки офицеров безопасности судов и портовых сооружений, программы их подготовки;
  • утвержденные Правительством РФ требования к трехуровневой системе обеспечения безопасности.

2. На базе морских администраций портов и морских портов совместно со специализированными организациями, с привлечением специалистов заинтересованных силовых структур и специалистов морских профессий на местах провести оценку уязвимости морских торговых портов и портовых сооружений. На основе проведенной оценки уязвимости, которая должна иметь документальную основу, разработать планы обеспечения безопасности портов и портовых сооружений. Привести в соответствие разработанным планам систему обеспечения безопасности портов и портовых сооружений с оборудованием и необходимыми техническими средствами.

Аналогичную работу провести в отношении морских судов под российским флагом.

3. Обеспечить обучение офицеров безопасности портов, портовых сооружений, судоходных компаний, судов с выдачей соответствующих свидетельств.

4. Обеспечить проведение освидетельствования и сертификации портов, портовых сооружений, судов на предмет соответствия международным требованиям.

Порты, которые не будут соответствовать требованиям упомянутых документов, лишатся возможности участвовать в международных грузоперевозках. В свою очередь, суда, не соответствующие новым требованиям обеспечения безопасности, не будут допускаться в порты стран - участниц Конвенции СОЛАС-74.

Таким образом, существует реальная вероятность перераспределения международных морских грузопотоков, которая основывается на своевременности реализации новых требований.

Ассамблея ИКАО разработала "Декларацию о ненадлежащем использовании гражданской авиации в качестве орудия уничтожения и других террористических актов против гражданской авиации". В Конвенцию о международной гражданской авиации внесены ряд существенных поправок и дополнений. В частности, в приложении № 17 "Безопасность" установлено, что "Первоочередной целью каждого Договаривающегося государства является безопасность пассажиров, экипажа, наземного персонала и публики в целом во всех случаях, связанных с защитой гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Каждое Договаривающееся государство создает организацию и разрабатывает и вводит правила, практику и процедуры для защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства с учетом аспектов безопасности, регулярности и эффективности полетов".

С 19 января 2003 г. в странах Евросоюза принят новый регламент № 2320/2002, устанавливающий общие правила Евросоюза в области авиационной безопасности. Регламент затрагивает вопросы проверок пассажиров, экипажа и сотрудников аэропорта, устанавливает требования по проверке багажа и осмотру самолета. В течение 3 месяцев с момента вступления регламента в силу каждое государство - член ЕС должно одобрить национальную программу безопасности гражданской авиации с тем, чтобы обеспечить выполнение общих стандартов и мер контроля, зафиксированных в Регламенте. Во всех странах-членах ЕС должны быть также определены органы, ответственные за координацию и надзор исполнения обозначенных Регламентом мер. Через 6 месяцев после вступления Регламента в силу Еврокомиссия начнет проводить инспекции на местах для контроля за выполнением требований Регламента.

В ст. 10 Регламента содержится поручение соответствующим органам ЕС совместно с ИКАО рассмотреть вопрос о разработке механизма оценки соответствия полетов из аэропортов третьих стран основным требованиям безопасности, зафиксированным в Регламенте.

Для обеспечения своевременного выполнения этих повышенных требований РФ необходимо принять ряд срочных мер, иначе страна может понести серьезные экономические и финансовые потери.

В целях устранения вышеупомянутых проблем и во исполнение поручения Президента РФ от 21.03.03 № Пр-482 и поручения Правительства РФ от 26.03.03 № МК-П4-03365 Министерство транспорта России, по согласованию с МВД России и ФСБ России предлагает осуществить реформу системы защиты деятельности транспортного комплекса РФ от актов незаконного вмешательства и, прежде всего, его международной части, определив в качестве приоритетов решение в 2003-04 гг. следующих задач:

1. В основу работы Министерства транспорта РФ по созданию системы безопасности транспортного комплекса страны необходимо положить разработку Концепции безопасности.

2. Разработать законопроект "О транспортной безопасности" с целью унификации норм, регулирующих вопросы транспортной безопасности для различных видов транспорта, привести российское законодательство в сфере транспортной безопасности в соответствие международным обязательствам России.

3. Разработать и включить в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)" отдельный раздел "Безопасность транспортной системы России".

4. Подготовить проект постановления Правительства РФ по выполнению обязательств РФ в связи с принятием поправок к Конвенции по охране человеческой жизни на море и Международного кодекса по охране судов и портовых средств, касающихся обеспечения морской безопасности.

5. Создать единую систему управления транспортной безопасностью за счет реорганизации структурных подразделений Минтранса России с введением должности заместителя Министра по безопасности и образованием единого департамента транспортной безопасности.

6. Создать на государственном уровне систему лицензирования организаций и предприятий на предмет их соответствия требованиям защиты от вышеуказанных угроз диверсионно-террористического характера.

7. Предусмотреть, начиная с 2004 г., источники бюджетного и внебюджетного финансирования программ транспортной безопасности.

Предложения о дополнительных мерах по обеспечению безопасности транспортного комплекса Министром транспорта РФ С.О.Франком доложены и получили поддержку у Председателя Правительства РФ и будут доложены Президенту РФ В.В.Путину в ближайшее время.

В заключение хочу отметить, что принятие предлагаемых нами мер позволит поднять на новый качественный уровень систему обеспечения транспортной безопасности.