Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Вооруженные силы в борьбе с терроризмом: точка зрения

Шкидченко В.П., Министр обороны Украины, генерал армии Украины

Одним из знаковых событий начала ХХІ столетия стал переход терроризма в разряд наиболее острых глобальных проблем безопасности.

Мир осознал, что многочисленные проявления терроризма в различных странах, его экспансия далеко за пределы основных очагов говорят о все более угрожающих масштабах этой опасности. Возникло и прочно вошло в политический лексикон понятие международного терроризма. При этом оказалось, что вся интеллектуальная, технологическая и военная мощь мирового сообщества не готова противопоставить международному терроризму надежные способы защиты. Даже такая супердержава, как США, оказалась застигнутой врасплох беспрецедентным по масштабам, жестокости и цинизму террористическим актом, совершенным 11 сентября 2001 г.

Создавшееся положение требует поиска эффективных форм и способов защиты гражданина, общества, государства, его демократических, материальных, духовных и культурных ценностей от посягательств со стороны сил, готовых пойти на любые, самые жестокие акции для достижения своих целей путем запугивания отдельных стран и мирового сообщества в целом.

Очевидно, что народы мира стоят перед долгосрочной перспективой борьбы с терроризмом. В связи с этим организация и осуществление антитеррористической деятельности стали одними из самых актуальных задач обеспечения безопасности в любом уголке земного шара.

Следует отметить, что сложность решения этих задач усугубляется еще и тем, что демократические основы современного общества, его огромные технологические и коммуникационные достижения явились для международного терроризма опорой, уничтожить которую было бы самоубийством для нашей цивилизации. Необходим углубленный анализ международного терроризма как общественно-политического явления - его истоков и направленности, тенденций развития, возможных средств и способов осуществления террористических акций. Именно на такой основе могут быть предложены конструктивные меры по предотвращению терроризма и привлечению для борьбы с ним соответствующих государственных и международных институтов.

В общем случае терроризм можно определить как целенаправленное применение насилия для достижения политических, религиозных или идеологических целей путем посягательства на жизнь и здоровье людей или совершения других общественно опасных действий, а также угрозу применения насилия для этих же целей. Международный терроризм, кроме того, препятствует нормальной дипломатической деятельности, осложняет осуществление международных контактов, нарушает транспортные и другие связи между государствами.

Основное содержание антитеррористической деятельности составляют систематические и разовые меры в интересах предупреждения терроризма как общественно-политического явления, предотвращения террористических акций, изоляции (уничтожения) террористов и их группировок, ликвидации последствий террористических нападений. Существенно, что в условиях глобализации международных отношений борьба с этим явлением только в национальных рамках оказывается если не бесплодной, то малоэффективной. Нужны объединенные усилия государств на парламентском, правительственном, ведомственном и неформальном уровнях.

Таким образом, антитеррористическую деятельность следует рассматривать в двух основных аспектах - национальном и международном.

На наш взгляд, создаваемая в рамках государства совокупность сил и средств для борьбы с терроризмом, а также органов управления ими, должна быть сведена в единую систему антитеррористической борьбы как составную часть общей системы национальной безопасности. При этом, с учетом степени опасности терроризма, было бы неразумно не использовать для противодействия ему все возможности государства, в том числе и военные.

Однако задачи, которые могут быть возложены на вооруженные силы в интересах борьбы с терроризмом, порядок, формы и способы их решения, правовые и организационные основы антитеррористической деятельности вооруженных сил - все это сейчас составляет практически новые и, в то же время, неотложные вопросы для каждого государства. Украина не является исключением.

Конституционным предназначением Вооруженных Сил Украины является защита суверенитета, независимости, территориальной целостности государства. Именно на решение этих задач были до сих пор направлены основные усилия нашей военной теории и практики. Что же могут противопоставить международному терроризму Вооруженные Силы в сложившихся условиях? Как должно осуществляться их реформирование в интересах борьбы с международным терроризмом при одновременном сохранении надлежащих способностей к выполнению традиционных задач? На этот комплекс вопросов не дают четкого ответа ни военная история, ни существующие прогнозы дальнейшего развития военного дела.

Можно выделить два основных направления решения упомянутых выше вопросов.

Во-первых, нужны оценка существующих возможностей организационных и функциональных структур Вооруженных Сил по ведению антитеррористической борьбы, определение целей, порядка и способов использования этих возможностей, обоснование мероприятий по их повышению в рамках дальнейшего реформирования и развития Вооруженных Сил.

Во-вторых, очевидной является необходимость внесения соответствующих изменений в законодательную и нормативно-правовую базу строительства и применения Вооруженных Сил для их эффективного взаимодействия с другими элементами единой системы антитеррористической борьбы.

Детальное рассмотрение каждого из указанных направлений является предметом специальных исследований. Однако определенные выводы могут быть сделаны уже сейчас.

Международный терроризм как общественно-политическое явление возник в результате попыток определенных политических сил, общественных групп, слоев населения насаждать и распространять путем насилия собственные взгляды на мировое устройство, взаимоотношения государств, теологические основы жизнедеятельности общества. Апеллируя к политическим и религиозным догмам, международный терроризм прибегает к принудительным действиям с неограниченным применением любых средств, якобы во имя защиты священных прав человека и религиозных ценностей от навязываемых цивилизованным миром норм жизни. Примером могут служить периодические обострения внутренних противоречий в ряде мусульманских государств как ответная реакция на якобы принудительное внедрение западного образа жизни (так называемую "вестинтоксикацию").

Истоки международного терроризма кроются в политической нестабильности, кризисных явлениях в экономике и социальной сфере многих государств, в обострении этнических, религиозных, национальных и других противоречий. Проявления воинствующего сепаратизма, политического и религиозного экстремизма, попытки радикальных сил достичь своих политических целей путем вооруженного и другого насилия, создание для этого незаконных вооруженных формирований, возрастание масштабов деятельности организованных преступных групп, вплоть до открытой террористической борьбы на международной арене, способны расшатать основы международной безопасности. Достаточно напомнить о многочисленных (и не безрезультативных) попытках отдельных государств, поддерживающих международный терроризм, обзавестись оружием массового поражения.

Следует подчеркнуть, что апологетика международного терроризма наиболее популярна среди населения беднейших стран мира с низким общим уровнем образования. Причина состоит в том, что именно в сознании малопросвещенных слоев населения примитивные идеи терроризма выглядят наиболее привлекательными.

С одной стороны, бедность как будто бы оправдывает наиболее изощренные формы и способы ведения террористической борьбы - дескать, нечего терять. Кроме того, бедность одних государств воспринимается как логическое следствие зажиточности других и одновременно - как результат технологического прогресса. В таком случае варварские разрушения и гибель людей при проведении террористических акций представляются оправданными якобы во имя достижения большего социального равенства и справедливости.

С другой стороны, уязвимость современного демократического общества достигла такого уровня, когда террористы могут свободно перемещаться по территории наиболее развитых стран мира, приобретать и применять в своих преступных целях современное оружие, различные химические вещества и технические средства. Как известно, на сегодня ряд так называемых "развивающихся стран" имеет в своем арсенале баллистические ракеты, во многих странах активно осуществляется их разработка, тайно или открыто проводятся исследования в области химического и бактериологического оружия. Поэтому естественным является опасение, что при проведении очередных своих акций международный терроризм сможет применить в том числе и средства массового поражения.

Важная роль в террористической деятельности принадлежит также "информационной войне", включающей и мероприятия психологического давления (например, распространение писем с белым порошком).

Одним из опаснейших свойств терроризма является его коварство, несовместимость целей и действий с устоявшимися ценностями цивилизованного человеческого общества. Это обусловливает и специфические особенности антитеррористической борьбы: она должна предвидеть и пресекать такие проявления преступности, которые прежде не укладывались в человеческом сознании (например, действия террористов-камикадзе или попытка уничтожения израильского пассажирского самолета в небе Кении в конце ноября 2002 г.). Права и свободы человека столкнулись со своей обратной стороной - вседозволенностью. Поэтому в ряде случаев очень трудно без определенных ограничений этих прав и свобод вести эффективную борьбу с наиболее изощренными проявлениями международного терроризма. При этом необходимо противодействовать как террористам-одиночкам (или террористическим группам), так и мощным организациям с развитой структурой и высокой конспиративной подготовкой, имеющим свои сети во многих странах мира и пользующимся серьезной финансовой поддержкой.

В большинстве стран мира вооруженные силы по своему целевому предназначению не имеют прямых задач борьбы с терроризмом. Это считается прерогативой специальных служб и правоохранительных органов государства. Однако многие структуры, части и подразделения вооруженных сил имеют определенные возможности для ведения антитеррористической борьбы. Такие возможности можно рассматривать по следующим направлениям:

  • предупреждение террористической деятельности, предотвращение проведения террористических акций;
  • непосредственная защита объектов террористических вылазок, уменьшение масштабов разрушений и поражения;
  • ликвидация последствий террористического нападения (например, экологических), восстановление деятельности объектов терроризма.

С другой стороны, объектом терроризма могут быть и сами вооруженные силы. Так, предметами интереса и агрессивных действий со стороны террористических сил могут стать:

  • личный состав вооруженных сил, его физическое здоровье и нравственно-психологическое состояние, помещения и сооружения для его размещения;
  • вооружение и военная техника, боеприпасы, средства и системы связи и управления, информационные сети;
  • аэродромы, узлы коммуникаций; транспортные средства, запасы материальных средств, в том числе горюче-смазочные материалы, продовольствие, вещевое имущество и т. д.

Современная концепция национальной обороны, когда вооруженная борьба направлена не столько на сохранение контроля над территориями, сколько на защиту важнейших объектов, также во многом смыкается с концепцией борьбы с терроризмом.

Таким образом, участие вооруженных сил в антитеррористической борьбе можно считать объективной необходимостью, это требование времени.

Что касается конкретных направлений такого участия, то, исходя из структуры и состава вооруженных сил большинства государств, в первую очередь следует остановиться на их разведывательных возможностях.

Армейская разведка имеет специфические задачи, но ее силы и средства способны существенно повысить эффективность борьбы с терроризмом. Агентурная, радио- и радиотехническая, воздушная, артиллерийская, космическая и другие виды разведки, а также средства контроля коммуникаций связи могут быть источниками ценной информации о намерениях и действиях террористических организаций.

На второе место можно поставить силы для проведения специальных операций. Спектр целей и задач таких операций очень широк, но в интересах антитеррористической борьбы наибольший интерес представляют разведывательные, противодиверсионные, информационно-психологические и поисково-спасательные мероприятия. К проведению специальных операций могут привлекаться разведывательные, аэромобильные, десантно-штурмовые и другие части и подразделения. Примером могут служить американские войска специального назначения, которые уже более 30 лет выполняют характерные задачи, в том числе и в интересах антитеррористической борьбы.

Большое значение имеют также противовоздушная и противоракетная оборона. Средства воздушного нападения (в таком качестве могут быть использованы даже пассажирские самолеты) принадлежат к наиболее опасным с точки зрения возможного осуществления террористических акций, поэтому их своевременное обнаружение и, при необходимости, уничтожение являются важными и ответственными задачами.

Вооруженные силы способны быстро готовить и высаживать на значительные расстояния воздушные и морские десанты, что может быть использовано для блокирования и уничтожения, особенно при поддержке авиации, любых группировок террористов. Существенными являются также возможности вооруженных сил по выявлению и уничтожению террористических групп, действующих на море (в том числе под водой).

Важными компонентами антитеррористической борьбы являются радиационная, химическая и бактериологическая защита, радиоэлектронная и противоминная борьба, защита компьютерных сетей обмена информацией. Для выполнения всех этих задач вооруженные силы располагают достаточно эффективными силами и средствами.

Инженерные и железнодорожные войска также могут выполнять широкий круг задач по ликвидации последствий террористических акций и восстановлению нормального функционирования объектов и коммуникаций, пострадавших от террористического нападения.

Наконец, все имеющиеся в вооруженных силах средства огневого поражения могут использоваться для блокирования и уничтожения созданных для целей терроризма незаконных вооруженных формирований.

Примером комплексного использования возможностей вооруженных сил в сочетании с действиями спецслужб, экономическими, дипломатическими и пропагандистскими мероприятиями является широкомасштабная операция США и других государств антитеррористической коалиции, проведенная в Афганистане.

Все вышеизложенное непосредственно касается и Вооруженных Сил Украины. Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством Украины наши Вооруженные Силы могут привлекаться для обеспечения правового режима чрезвычайного и военного положения, для усиления охраны государственной границы Украины, исключительной (морской) экономической зоны и континентального шельфа Украины, а также для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В интересах антитеррористической борьбы могут быть использованы также некоторые формы и способы применения Вооруженных Сил в миротворческих операциях.

Террористические акции могут преследовать даже такие коварные цели, как разжигание межгосударственных или внутригосударственных вооруженных конфликтов. В этом случае Вооруженные Силы Украины, для которых сдерживание и отражение вооруженной агрессии, охрана воздушного пространства страны и подводного пространства в пределах территориального моря Украины являются законодательно закрепленными функциями, будут участвовать в антитеррористической борьбе в соответствии со своим прямым предназначением.

Констатируя наличие у Вооруженных Сил Украины значительных возможностей по участию в борьбе с международным терроризмом, следует одновременно отметить, что их использование пока ограничено. Это связано, во-первых, с неполнотой соответствующей законодательной и нормативно-правовой базы, во-вторых, с недостаточной готовностью систем боевой подготовки и управления, подготовки кадров, обеспечения к решению задач антитеррористической борьбы.

Антитеррористическая деятельность Вооруженных Сил не может быть эффективной без взаимодействия армейских структур со спецслужбами и правоохранительными органами, а также без четко отработанной нормативно-правовой базы, которая регламентировала бы эту деятельность в рамках единой системы антитеррористической борьбы.

Существует необходимость разработки теории специальных операций как составной части военного искусства, которая должна отразить ряд серьезных изменений в задачах и возможностях Вооруженных Сил. В частности, уже получил право на существование термин "антитеррористическая операция" как совокупность согласованных по задачам, месту и времени специальных мероприятий, которые проводятся по единому замыслу и плану для достижения одной или нескольких целей в антитеррористической борьбе. В рамках антитерористической операции могут проводиться специальные операции и боевые действия Вооруженных Сил. Все это предстоит закрепить в руководящих документах по подготовке и боевому применению Вооруженных Сил.

В практической плоскости подготовки и осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом в Украине сделано уже немало.

В апреле 1999 г. Президентом Украины был издан Указ "Об Антитеррористическом центре", в соответствии с которым управление антитеррористической деятельностью было централизовано в масштабах государства.

В настоящее время в парламенте Украины завершается рассмотрение проекта Закона Украины "О борьбе с терроризмом", которым будут значительно укреплены правовые основы антитеррористической деятельности в Украине, в том числе законодательное определение полномочий основных субъектов борьбы с терроризмом. В частности, на Министерство обороны Украины проектом закона возлагаются:

  • подготовка и применение сил и средств Военно-Воздушных Сил и Войск Противовоздушной обороны для пресечения террористических актов в воздушном пространстве Украины, Военно-морских Сил - в территориальных водах Украины;
  • обеспечение защиты от террористических посягательств на объекты Вооруженных Сил, а также на вооружение, боеприпасы, взрывчатые и другие опасные вещества, находящиеся в воинских частях или в местах хранения;
  • участие в проведении антитеррористических операций на военных объектах и в случае возникновения масштабных террористических угроз безопасности страны вследствие провоцирования террористами локальных вооруженных конфликтов, тождественных внешней агрессии.

Однако и в рамках существующей нормативно-правовой базы Вооруженные Силы Украины проводят систематическую подготовку соответствующих подразделений к участию в мероприятиях антитеррористической деятельности. Так, только в период с апреля по сентябрь 2002 г. проведен ряд командно-штабных и тактико-специальных учений по вопросам подготовки и осуществления антитеррористических операций на объектах Вооруженных Сил, в том числе отработки взаимодействия с представителями координационных групп Антитеррористического центра.

Как уже отмечалось, для обеспечения должной эффективности борьбы с терроризмом необходимы объединение и координация усилий всех государств.

Наиболее активно работа в этом направлении ведется, начиная с сентября 2001 г., после принятия Советом Безопасности ООН резолюции № 1373 о мерах по борьбе с терроризмом. В целях реализации положений этого документа Кабинетом Министров Украины было немедленно принято развернутое постановление, положившее начало реализации комплекса общегосударственных мероприятий по организации и осуществлению антитеррористической деятельности в духе требований международного права.

Уже 29 сентября 2001 г. Украина присоединилась к Международной конвенции по борьбе с бомбовым терроризмом.

Стремление Украины к международному сотрудничеству в борьбе с терроризмом получило яркое подтверждение в ходе антитеррористической операции в Афганистане. За период проведения этой операции воздушное пространство Украины было предоставлено для пролета более чем 3700 транспортных самолетов и самолетов-заправщиков США и ФРГ, что оказалось важным фактором повышения эффективности действий сил антитеррористической коалиции. В организации и обеспечении этого воздушного коридора определяющую роль сыграли Вооруженные Силы Украины.

Важное значение для международной координации антитеррористической деятельности имеют Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом от 4 июня 1999 г., принятая 21 июня 2000 г. Программа государств - участников СНГ по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., а также совместное решение государств - участников СНГ о создании единого Антитеррористического центра. В рамках сотрудничества Украины со странами СНГ проведен ряд совместных учений с участием подразделений вооруженных сил по вопросам предупреждения и пресечения вылазок международного терроризма.

Подписание в начале декабря 2002 г. министрами иностранных дел стран ОБСЕ Хартии о борьбе с терроризмом еще более расширяет и делает более эффективным сотрудничество европейских государств в сфере антитеррористической деятельности. Нет сомнения, что важную роль в таком сотрудничестве будут играть и вооруженные силы стран ОБСЕ.

В Украине с интересом воспринято недавнее решение НАТО о создании 20-тысячных сил быстрого реагирования. Очевидно, что в предназначении этих сил важное место будет занимать борьба с различными проявлениями терроризма. Опыт и результаты подготовки сил быстрого реагирования НАТО будут внимательно изучаться в Вооруженных Силах Украины.

Таким образом, привлечение Вооруженных Сил Украины к выполнению задач антитеррористической борьбы обусловлено объективной необходимостью и в определенной мере реализуется на практике. В связи с этим подготовлены и рассматриваются предложения о внесении соответствующих корректив в Государственную программу реформирования и развития Вооруженных Сил Украины, Военную доктрину Украины и другие документы действующей концептуальной и нормативно-правовой базы по вопросам национальной безопасности и обороны государства.

Угрозы, связанные с международным терроризмом, потребовали проведения широкой организационной и исследовательской работы по проблемам создания общегосударственной системы антитеррористической борьбы, к ведению которой могут и должны быть подключены Вооруженной Силы Украины.

Конечно, силовые методы не могут быть панацеей в борьбе с терроризмом, но в определенных случаях опыт и возможности вооруженных сил могут оказаться незаменимыми. Поэтому в рамках проведения в Украине военной реформы предусматривается выполнение комплекса мероприятий, направленных на использование возможностей Вооруженных Сил в соответствии с принципиальной позицией и международными обязательствами Украины по вопросам участия в борьбе мирового сообщества с терроризмом.