Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

О некоторых аспектах борьбы с преступностью на приграничных территориях сопредельных государств

Вальков В.А., Начальник ГУВД Алтайского края, генерал-майор милиции

Преступность не имеет ни национальности, ни административно-территориальных границ, и проблемы борьбы с нею не только близки и понятны всем, но и требуют принятия комплексных мер, направленных на установление над нею социально-правового и уголовно-правового контроля.

Произошедший после распада Союза передел территории и образование правового пространства под названием Содружество независимых государств привели к тому, что между бывшими союзными республиками были разрушены устойчивые экономические, политические и правоохранительные связи.

Алтайский край, как и многие регионы России, в силу своего исторического, социально-экономического, культурного развития и географического расположения очень болезненно пережил разрыв жизненно важных связей, последствия которого сказываются до сих пор практически во всех сферах деятельности. В одночасье край превратился из центрального региона некогда огромного Союзного государства в приграничный - не имеющий границы как таковой.

Двенадцать районов на западе и юге Алтайского края образовали 864-километровую пограничную зону с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан.

Кроме того, через территорию края проходят транзитные магистрали с выходом на границу с Монголией. Все это обусловливает притягательность Алтайского края для криминальных структур ближнего и дальнего зарубежья, а также соседних российских регионов, их активное стремление использовать территорию края для транзита наркотиков, оружия, оказывать влияние на экономическую ситуацию, создавая широкое поле для совершения противоправных сделок в сфере внешнеэкономической деятельности и экономике в целом.

Проблема обеспечения безопасности Алтайского края, надежного перекрытия границы с Республикой Казахстан является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Сложность ее решения заключается в многоаспектности вопросов, которые необходимо решить в самое ближайшее время.

Казахстан является главным внешнеэкономическим партнером края, торговля с которым имеет тенденцию к росту. На это государство приходится более 12% экспорта и 40% импорта края.

Только в текущем году общая стоимость экспортно-импортных операций с Казахстаном составила 38.5 млн долл. США.

Проведение экономических реформ, структурная перестройка народного хозяйства и связанная с ней либерализация внешнеэкономической деятельности повлекли за собой утрату со стороны компетентных органов контроля внешнеэкономических связей, а упрощение въезда и выезда, прозрачность границ создали благоприятные условия для совершения ряда экономических преступлений, приносящих дельцам теневого бизнеса огромные прибыли.

Развитая сеть транспортных магистралей способствует установлению связей между преступными группами в сопредельных с Казахстаном районах, а преимущественно степной, равнинный рельеф местности позволяет круглогодично пересекать границу в обход контролируемых таможней направлений по более чем 60 объездным дорогам.

Высокая доходность контрабандных операций стимулирует рост хищений и иных противоправных деяний. Анализ раскрытых преступлений свидетельствует о непрекращающихся хищениях с предприятий края стратегических ресурсов (цветных металлов, нефтепродуктов, леса и лесопродукции и т.д.) с целью их вывоза за границу.

Изучение уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды, показывает, что зачастую предметом преступной деятельности контрабандистов выступает спирт и алкогольная продукция, произведенная в Китае и Казахстане, где их стоимость на порядок ниже, чем в Алтайском крае.

Наряду со спиртом интерес криминальных группировок привлекают товары народного потребления китайского производства, которые пользуются широким спросом у населения всего Сибирского региона и легко реализуются в торговой сети. Контрабандные поставки данных товаров позволяют преступникам извлекать сверхприбыли от данного вида бизнеса.

С изменением экономической ситуации в стране меняется криминальный интерес, соответственно, меняется предмет контрабанды. В последнее время объектом преступного посягательства все чаще выступает сельскохозяйственная техника, незаконно ввезенная из Республики Казахстан, которая реализуется преступниками сельхозпроизводителям по бартерным сделкам на высоколиквидную сельхозпродукцию. Впоследствии, в нарушение существующих правил, незаконно ввезенная сельхозтехника не регистрируется в органах Гостехнадзора, не ставится на баланс сельхозпроизводителей, не происходит выплата соответствующих налогов. Имеющаяся оперативная информация свидетельствует, что контрабандная сельхозтехника эксплуатируется практически в каждом районе края.

В целом только за последние 2 года выявлено и задокументировано 150 фактов контрабанды, причем эти показатели явно неадекватны все более увеличивающемуся потоку контрабандных товаров и сырья.

В то же время судебная практика по вступившим в законную силу приговорам суда свидетельствует, что за преступления, наносящие экономике страны наибольший ущерб, - контрабанду товаров народного потребления, сельхозтехники, автотранспорта, спиртосодержащей жидкости лица, их совершившие, в основном, несут лишь условную меру наказания.

Прямой выход Казахстана на другие южные республики бывшего СССР и через них - на зарубежные страны (Иран и Афганистан) негативно сказывается на состоянии наркоситуации как в приграничных районах, так и в крае в целом.

В последние годы осложнилась обстановка, связанная с распространением "жестких" наркотиков, таких как героин и гашиш. Анализ показывает, что около 80% наркотиков, изъятых в крае, были привезены из Казахстана.

Не единичны случаи задержания лиц, активно занимающихся контрабандой наркотических средств непосредственно при пересечении границы. В частности, факты изъятия героина из незаконного оборота участились почти в 10 раз. Более чем в половине случаев изъятия фигурирует опий-сырец.

Поэтому для нас в настоящее время одной из главных задач является работа по эффективному перекрытию каналов поступления в край наркотических средств. В текущем году только в рамках операции "Канал" в ходе совместных с пограничной службой и таможней мероприятий, выявлено 51 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе 32 - связанных со сбытом, 7 - с перевозкой наркотиков.

В результате проведения кратковременных оперативных внедрений в преступные группы наркодельцов осуществлены 4 международных и 1 межрегиональная контролируемые поставки наркотических средств, пресечены 24 попытки контрабандных поставок наркотиков на территорию края.

Благодаря утверждению администрацией края Положения об установлении пограничного режима на территории приграничных районов, появились дополнительные возможности в обеспечении правопорядка на границе с Республикой Казахстан, и это можно ярко проиллюстрировать конкретными примерами совместной работы органов внутренних дел и Федеральной пограничной службы.

Так, в марте 2002 г. совместно с нарядом пограничной заставы на территории Локтевского района были задержаны два грузовых автомобиля, двигавшихся со стороны Республики Казахстан проселочной дорогой в объезд таможенного поста. В грузовиках перевозилась крупная партия запчастей к сельскохозяйственной технике, без каких-либо товарно-сопроводительных документов. Общая стоимость незаконно ввезенных запчастей составила 650 тыс. руб. Помимо этого при досмотре груза под запчастями оперативники обнаружили около 700 л спиртосодержащей жидкости, опасной для жизни и здоровья человека.

В мае 2002 г. совместно с нарядом Федеральной пограничной службы была задержана группа автомобилей, двигавшаяся со стороны Республики Казахстан с контрабандными товарами производства КНР на сумму свыше 5 млн руб.

Местом активного перемещения контрабандных грузов на протяжении ряда последних лет являлся участок Алма-Атинской железной дороги, расположенный на территории Локтевского и Рубцовского районов Алтайского края. Благодаря специальным действиям Барнаульского пограничного отряда, отдельного контрольно-пропускного пункта г. Рубцовска, ГУВД, ЛОВД, канал поставки ликвидирован. В настоящее время каждый поезд контролируется специальной группой пограничников.

Обстановка на российско-казахстанской границе отличается нарастанием незаконной миграции, организуемой международными криминальными сообществами. Это обусловлено наличием открытых и слабо контролируемых участков границы, использованием на территории многих стран СНГ паспортов бывшего СССР, а также действующими соглашениями Казахстана и других азиатских государств Содружества с рядом стран о безвизовом въезде-выезде граждан. Кроме того, в течение последних 10 лет не прекращается поток переселенцев из республик бывшего Советского Союза.

Только в 2001-02 гг. в органы внутренних дел обратилось 26 353 лица о приобретении или восстановлении гражданства России.

В 2002 г. выявлено 5385 нарушителей правил пребывания на территории края из числа иностранных граждан, причем этот показатель в 1.3 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

Вместе с тем очевидно, что надежный заслон ввозу и вывозу контрабандных товаров, пресечению фактов незаконной миграции в Алтайском крае пока не создан. Предстоит еще немало сделать в данном направлении, особенно в плане укрепления взаимодействия с органами пограничной службы, таможни, ФСБ и другими заинтересованными ведомствами.

Проблемы борьбы с преступностью стали одной из основных тем межгосударственных соглашений последних лет. Однако принятые международные правовые документы в полной мере не решили важные вопросы, возникающие в процессе повседневного сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ.

Практика подтвердила целесообразность заключения двусторонних межгосударственных соглашений, т. к. несовершенство взаимодействия правоохранительных органов через центральные аппараты, а по вопросам уголовного преследования и выдачи разыскиваемых преступников - через генеральных прокуроров заинтересованных стран во многих случаях существенно замедляет темпы расследования и раскрытия преступлений.

Новые возможности для сотрудничества в области обеспечения правоохранительной деятельности открыло подписание в 1998 г. в г. Рубцовске Протокола о взаимодействии ОВД края с приграничными регионами Республики Казахстан.

Дальнейшим логическим развитием этого начинания явилось подписание в 2000 г. Протокола о взаимодействии Министерства внутренних дел РФ и Министерства внутренних дел Республики Казахстан в 2001-03 гг. в г. Астане и Протокола совещания по вопросам укрепления сотрудничества органов внутренних дел приграничных районов РФ и Республики Казахстан в г. Новосибирске. В этих документах отражены вопросы создания благоприятных условий для совместной работы органов внутренних дел приграничных регионов.

Кроме того, в течение 1999-2002 гг. вопросы усиления охраны государственной границы, укрепления взаимодействия заинтересованных органов и ведомств неоднократно были предметом обсуждения на совещаниях различных уровней.

Однако несовершенство механизма контроля над ходом реализации требований существующих документов о взаимодействии не позволяет в полной мере использовать его возможности по всем направлениям оперативно-служебной деятельности и перевести сотрудничество органов внутренних дел соседних регионов Казахстана и Алтайского края в практическую плоскость.

Для стабилизации оперативной обстановки во взаимодействии с Алтайской таможней, ФПС, ФСБ ежегодно проводятся совместные операции "Импорт", "Транзит", "Канал", "Граница", "Рубеж", "Заслон", "Караван-авто", "Привоз" и др., направленные на пресечение оборота на внутреннем рынке товаров импортного производства, оформленных при ввозе в РФ с нарушением действующего законодательства. Разрабатываются планы совместных мероприятий, для выполнения которых создаются совместные оперативно-поисковые группы для организации тщательной проверки транспортных средств и частных лиц, пересекающих границу.

В то же время имеющиеся силы и средства органов внутренних дел, пограничной службы и таможни пока не в состоянии в полной мере обеспечить контроль над складывающейся криминальной ситуацией в приграничных районах.

Для более успешного преодоления имеющихся проблем требуется решение ряда вопросов на межгосударственном уровне.

Назрела необходимость в укреплении пограничной службы, а также органов внутренних дел в районах, граничащих с сопредельными странами СНГ. Думается, что эти моменты найдут свое отражение при разработке проекта федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации" на 2003-10 гг.

Требует своего продолжения практика заключения и подписания многосторонних и двусторонних договоров, соглашений и протоколов о взаимодействии, прежде всего с государствами - участниками СНГ, в области контроля за оборотом лома цветных металлов (в части ввоза-вывоза за пределы регионов России), наркотических средств и борьбы с преступлениями в этих сферах.

Это позволит в комплексе с принимаемыми совместно с таможней и пограничной службой мерами существенно сократить контрабандный поток товаров и ресурсов, более эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков, оружия и других запрещенных предметов.

О некоторых аспектах борьбы с преступностью на приграничных территориях сопредельных государств | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

О некоторых аспектах борьбы с преступностью на приграничных территориях сопредельных государств

Вальков В.А., Начальник ГУВД Алтайского края, генерал-майор милиции

Преступность не имеет ни национальности, ни административно-территориальных границ, и проблемы борьбы с нею не только близки и понятны всем, но и требуют принятия комплексных мер, направленных на установление над нею социально-правового и уголовно-правового контроля.

Произошедший после распада Союза передел территории и образование правового пространства под названием Содружество независимых государств привели к тому, что между бывшими союзными республиками были разрушены устойчивые экономические, политические и правоохранительные связи.

Алтайский край, как и многие регионы России, в силу своего исторического, социально-экономического, культурного развития и географического расположения очень болезненно пережил разрыв жизненно важных связей, последствия которого сказываются до сих пор практически во всех сферах деятельности. В одночасье край превратился из центрального региона некогда огромного Союзного государства в приграничный - не имеющий границы как таковой.

Двенадцать районов на западе и юге Алтайского края образовали 864-километровую пограничную зону с Восточно-Казахстанской и Павлодарской областями Республики Казахстан.

Кроме того, через территорию края проходят транзитные магистрали с выходом на границу с Монголией. Все это обусловливает притягательность Алтайского края для криминальных структур ближнего и дальнего зарубежья, а также соседних российских регионов, их активное стремление использовать территорию края для транзита наркотиков, оружия, оказывать влияние на экономическую ситуацию, создавая широкое поле для совершения противоправных сделок в сфере внешнеэкономической деятельности и экономике в целом.

Проблема обеспечения безопасности Алтайского края, надежного перекрытия границы с Республикой Казахстан является одним из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел. Сложность ее решения заключается в многоаспектности вопросов, которые необходимо решить в самое ближайшее время.

Казахстан является главным внешнеэкономическим партнером края, торговля с которым имеет тенденцию к росту. На это государство приходится более 12% экспорта и 40% импорта края.

Только в текущем году общая стоимость экспортно-импортных операций с Казахстаном составила 38.5 млн долл. США.

Проведение экономических реформ, структурная перестройка народного хозяйства и связанная с ней либерализация внешнеэкономической деятельности повлекли за собой утрату со стороны компетентных органов контроля внешнеэкономических связей, а упрощение въезда и выезда, прозрачность границ создали благоприятные условия для совершения ряда экономических преступлений, приносящих дельцам теневого бизнеса огромные прибыли.

Развитая сеть транспортных магистралей способствует установлению связей между преступными группами в сопредельных с Казахстаном районах, а преимущественно степной, равнинный рельеф местности позволяет круглогодично пересекать границу в обход контролируемых таможней направлений по более чем 60 объездным дорогам.

Высокая доходность контрабандных операций стимулирует рост хищений и иных противоправных деяний. Анализ раскрытых преступлений свидетельствует о непрекращающихся хищениях с предприятий края стратегических ресурсов (цветных металлов, нефтепродуктов, леса и лесопродукции и т.д.) с целью их вывоза за границу.

Изучение уголовных дел, возбужденных по фактам контрабанды, показывает, что зачастую предметом преступной деятельности контрабандистов выступает спирт и алкогольная продукция, произведенная в Китае и Казахстане, где их стоимость на порядок ниже, чем в Алтайском крае.

Наряду со спиртом интерес криминальных группировок привлекают товары народного потребления китайского производства, которые пользуются широким спросом у населения всего Сибирского региона и легко реализуются в торговой сети. Контрабандные поставки данных товаров позволяют преступникам извлекать сверхприбыли от данного вида бизнеса.

С изменением экономической ситуации в стране меняется криминальный интерес, соответственно, меняется предмет контрабанды. В последнее время объектом преступного посягательства все чаще выступает сельскохозяйственная техника, незаконно ввезенная из Республики Казахстан, которая реализуется преступниками сельхозпроизводителям по бартерным сделкам на высоколиквидную сельхозпродукцию. Впоследствии, в нарушение существующих правил, незаконно ввезенная сельхозтехника не регистрируется в органах Гостехнадзора, не ставится на баланс сельхозпроизводителей, не происходит выплата соответствующих налогов. Имеющаяся оперативная информация свидетельствует, что контрабандная сельхозтехника эксплуатируется практически в каждом районе края.

В целом только за последние 2 года выявлено и задокументировано 150 фактов контрабанды, причем эти показатели явно неадекватны все более увеличивающемуся потоку контрабандных товаров и сырья.

В то же время судебная практика по вступившим в законную силу приговорам суда свидетельствует, что за преступления, наносящие экономике страны наибольший ущерб, - контрабанду товаров народного потребления, сельхозтехники, автотранспорта, спиртосодержащей жидкости лица, их совершившие, в основном, несут лишь условную меру наказания.

Прямой выход Казахстана на другие южные республики бывшего СССР и через них - на зарубежные страны (Иран и Афганистан) негативно сказывается на состоянии наркоситуации как в приграничных районах, так и в крае в целом.

В последние годы осложнилась обстановка, связанная с распространением "жестких" наркотиков, таких как героин и гашиш. Анализ показывает, что около 80% наркотиков, изъятых в крае, были привезены из Казахстана.

Не единичны случаи задержания лиц, активно занимающихся контрабандой наркотических средств непосредственно при пересечении границы. В частности, факты изъятия героина из незаконного оборота участились почти в 10 раз. Более чем в половине случаев изъятия фигурирует опий-сырец.

Поэтому для нас в настоящее время одной из главных задач является работа по эффективному перекрытию каналов поступления в край наркотических средств. В текущем году только в рамках операции "Канал" в ходе совместных с пограничной службой и таможней мероприятий, выявлено 51 преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, в том числе 32 - связанных со сбытом, 7 - с перевозкой наркотиков.

В результате проведения кратковременных оперативных внедрений в преступные группы наркодельцов осуществлены 4 международных и 1 межрегиональная контролируемые поставки наркотических средств, пресечены 24 попытки контрабандных поставок наркотиков на территорию края.

Благодаря утверждению администрацией края Положения об установлении пограничного режима на территории приграничных районов, появились дополнительные возможности в обеспечении правопорядка на границе с Республикой Казахстан, и это можно ярко проиллюстрировать конкретными примерами совместной работы органов внутренних дел и Федеральной пограничной службы.

Так, в марте 2002 г. совместно с нарядом пограничной заставы на территории Локтевского района были задержаны два грузовых автомобиля, двигавшихся со стороны Республики Казахстан проселочной дорогой в объезд таможенного поста. В грузовиках перевозилась крупная партия запчастей к сельскохозяйственной технике, без каких-либо товарно-сопроводительных документов. Общая стоимость незаконно ввезенных запчастей составила 650 тыс. руб. Помимо этого при досмотре груза под запчастями оперативники обнаружили около 700 л спиртосодержащей жидкости, опасной для жизни и здоровья человека.

В мае 2002 г. совместно с нарядом Федеральной пограничной службы была задержана группа автомобилей, двигавшаяся со стороны Республики Казахстан с контрабандными товарами производства КНР на сумму свыше 5 млн руб.

Местом активного перемещения контрабандных грузов на протяжении ряда последних лет являлся участок Алма-Атинской железной дороги, расположенный на территории Локтевского и Рубцовского районов Алтайского края. Благодаря специальным действиям Барнаульского пограничного отряда, отдельного контрольно-пропускного пункта г. Рубцовска, ГУВД, ЛОВД, канал поставки ликвидирован. В настоящее время каждый поезд контролируется специальной группой пограничников.

Обстановка на российско-казахстанской границе отличается нарастанием незаконной миграции, организуемой международными криминальными сообществами. Это обусловлено наличием открытых и слабо контролируемых участков границы, использованием на территории многих стран СНГ паспортов бывшего СССР, а также действующими соглашениями Казахстана и других азиатских государств Содружества с рядом стран о безвизовом въезде-выезде граждан. Кроме того, в течение последних 10 лет не прекращается поток переселенцев из республик бывшего Советского Союза.

Только в 2001-02 гг. в органы внутренних дел обратилось 26 353 лица о приобретении или восстановлении гражданства России.

В 2002 г. выявлено 5385 нарушителей правил пребывания на территории края из числа иностранных граждан, причем этот показатель в 1.3 раза превышает аналогичный показатель прошлого года.

Вместе с тем очевидно, что надежный заслон ввозу и вывозу контрабандных товаров, пресечению фактов незаконной миграции в Алтайском крае пока не создан. Предстоит еще немало сделать в данном направлении, особенно в плане укрепления взаимодействия с органами пограничной службы, таможни, ФСБ и другими заинтересованными ведомствами.

Проблемы борьбы с преступностью стали одной из основных тем межгосударственных соглашений последних лет. Однако принятые международные правовые документы в полной мере не решили важные вопросы, возникающие в процессе повседневного сотрудничества правоохранительных органов стран СНГ.

Практика подтвердила целесообразность заключения двусторонних межгосударственных соглашений, т. к. несовершенство взаимодействия правоохранительных органов через центральные аппараты, а по вопросам уголовного преследования и выдачи разыскиваемых преступников - через генеральных прокуроров заинтересованных стран во многих случаях существенно замедляет темпы расследования и раскрытия преступлений.

Новые возможности для сотрудничества в области обеспечения правоохранительной деятельности открыло подписание в 1998 г. в г. Рубцовске Протокола о взаимодействии ОВД края с приграничными регионами Республики Казахстан.

Дальнейшим логическим развитием этого начинания явилось подписание в 2000 г. Протокола о взаимодействии Министерства внутренних дел РФ и Министерства внутренних дел Республики Казахстан в 2001-03 гг. в г. Астане и Протокола совещания по вопросам укрепления сотрудничества органов внутренних дел приграничных районов РФ и Республики Казахстан в г. Новосибирске. В этих документах отражены вопросы создания благоприятных условий для совместной работы органов внутренних дел приграничных регионов.

Кроме того, в течение 1999-2002 гг. вопросы усиления охраны государственной границы, укрепления взаимодействия заинтересованных органов и ведомств неоднократно были предметом обсуждения на совещаниях различных уровней.

Однако несовершенство механизма контроля над ходом реализации требований существующих документов о взаимодействии не позволяет в полной мере использовать его возможности по всем направлениям оперативно-служебной деятельности и перевести сотрудничество органов внутренних дел соседних регионов Казахстана и Алтайского края в практическую плоскость.

Для стабилизации оперативной обстановки во взаимодействии с Алтайской таможней, ФПС, ФСБ ежегодно проводятся совместные операции "Импорт", "Транзит", "Канал", "Граница", "Рубеж", "Заслон", "Караван-авто", "Привоз" и др., направленные на пресечение оборота на внутреннем рынке товаров импортного производства, оформленных при ввозе в РФ с нарушением действующего законодательства. Разрабатываются планы совместных мероприятий, для выполнения которых создаются совместные оперативно-поисковые группы для организации тщательной проверки транспортных средств и частных лиц, пересекающих границу.

В то же время имеющиеся силы и средства органов внутренних дел, пограничной службы и таможни пока не в состоянии в полной мере обеспечить контроль над складывающейся криминальной ситуацией в приграничных районах.

Для более успешного преодоления имеющихся проблем требуется решение ряда вопросов на межгосударственном уровне.

Назрела необходимость в укреплении пограничной службы, а также органов внутренних дел в районах, граничащих с сопредельными странами СНГ. Думается, что эти моменты найдут свое отражение при разработке проекта федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации" на 2003-10 гг.

Требует своего продолжения практика заключения и подписания многосторонних и двусторонних договоров, соглашений и протоколов о взаимодействии, прежде всего с государствами - участниками СНГ, в области контроля за оборотом лома цветных металлов (в части ввоза-вывоза за пределы регионов России), наркотических средств и борьбы с преступлениями в этих сферах.

Это позволит в комплексе с принимаемыми совместно с таможней и пограничной службой мерами существенно сократить контрабандный поток товаров и ресурсов, более эффективно бороться с незаконным оборотом наркотиков, оружия и других запрещенных предметов.