Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Вооруженные силы России: права, интересы и безопасность личности, общества и государства

Пузанов И.Е., статс-секретарь - Заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал-полковник

К Вооруженным силам России, как одному из важнейших институтов и инструментов государства, сегодня проявляется особо пристальное внимание со стороны общества в целом и многих общественно-политических движений и структур. Уже который год в адрес всей военной организации российского государства, особенно его Вооруженных сил и конкретно - высших органов военного управления - раздается немало критики, поступает много критических сигналов и замечаний, одни из которых отражают искреннюю обеспокоенность россиян состоянием своей армии, другие носят откровенно злопыхательский, а иногда и откровенно враждебный характер.

Принимая во внимание особенности того исторического периода, в котором находятся наша страна и общество, едва ли можно было ожидать однозначного - позитивного или негативного - отношения к российской армии со стороны различных социальных слоев и категорий граждан. Между тем многочисленные факты проявления столь неоднозначного отношения в обществе к российским военным могут говорить лишь об одном: Вооруженные силы России, несмотря на те моральные издержки, а также кадровые, организационно-штатные, технические, материальные и другие потери, которые они понесли в последние годы, по-прежнему остаются гарантом обеспечения прав и безопасности личности и общества, национальных интересов и безопасности России. Одних, а их очевидное большинство в стране, это еще как-то радует, других - раздражает.

Уже в течение ряда лет для тех, кто целенаправленно стремится сформировать предвзято-негативное отношение общества к Вооруженным силам и этим создать для военной организации трудности при выполнении ею своих обязанностей перед обществом и государством, любимой темой является соблюдение прав человека. По их утверждениям (сами-то они знают, что на самом деле это не так), армия и права человека - это вообще несовместимые понятия и прямые антагонисты. Выдвигая на первый план приоритет соблюдения чистых прав человека и сознательно не утруждая себя раскрытием механизмов их обеспечения, антиармейские злопыхатели, среди которых, кстати, имеется и заметная прослойка бывших военных профессионалов, пытаются сознательно увести внимание общества от тех реальных взаимосвязей и взаимозависимости, которые всегда были и будут между правами и безопасностью личности, общества и государства.

Любое демократическое государство одной из своих главнейших задач ставит обеспечение прав и безопасности своих граждан. Решению этой задачи должна быть подчинена деятельность всех государственных институтов. Если этого не происходит, значит, государство либо вовсе не демократическое, либо не в полной мере выполняет функции, возложенные на него его гражданами. Скажем прямо, Российскому государству, новая демократическая история которого только-только вступила в свое второе десятилетие, еще предстоит проделать огромную работу, прежде чем его граждане почувствуют, что они живут в стране, которая твердо стоит на защите их конституционных прав и интересов и надежно обеспечивает их безопасность.

Однако оторвать обеспечение прав и безопасности граждан от решения всего комплекса задач государства в сфере защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности - означало бы пойти совершенно ошибочным путем, в конце которого было бы растеряно все или почти все, что на деле работает на права и безопасность личности, общества и государства. Между тем, именно на этот путь уже в течение более 10 лет пытаются столкнуть российское общество дежурные российские сверхлибералы, записные "правозащитники" и другая подобная им публика. Трудно сказать, каких мотивов больше в их усилиях - непонимания сути проблемы, глупости или подлого политического расчета, граничащего с национальным предательством.

Государства и общества, не осознающие своих национальных интересов, не отстаивающие их и не заботящиеся о поддержании на нужном уровне национальной безопасности, не смогут также обеспечить права и безопасность своих граждан. Возможно, в интересах россиян это смогут сделать другие государства, но для этого России нужно будет отказаться и от своего суверенитета, и от права самой определять свою судьбу, и даже от своих граждан. Но что такое государство без граждан? Это наемная контора по управлению чужими делами и интересами. Не более того.

Говоря о функциях государства в сфере обеспечения безопасности, следует иметь в виду не только военную или оборонную безопасность, но и общественную, экономическую, экологическую, информационную и др. Например, в последние годы особую остроту приобрела задача защиты личности, общества и государства от атак международного терроризма и деятельности различного рода внутренних экстремистских и тоталитарных организаций и групп.

Обеспечение прав и безопасности граждан - это долг и обязанность всей системы государственной власти. При этом решение ряда серьезных задач в этой сфере государство возложило на так называемые силовые структуры. Этот обобщающий термин в российском общественно-политическом лексиконе появился не так давно, как, впрочем, и многое другое. К силовым структурам обычно относят Вооруженные силы РФ и их орган управления - Министерство обороны, органы государственной безопасности, Федеральную пограничную службу, систему органов внутренних дел, Министерство иностранных дел, Генеральную прокуратуру. Сюда же иногда могут включаться силовые структуры налоговой и таможенной служб страны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и др. Но главные из них - первые шесть, т. к. именно их деятельность направлена на обеспечение прав и безопасности всех граждан страны, всего общества и государства в целом.

Особое положение в системе силовых структур занимает Совет Безопасности РФ - относительно новый в современной российской истории конституционный орган, являющийся, по сути дела, главным рабочим инструментом президента страны, на который возложены задачи разработки общих концептуальных положений стратегии национальной безопасности и координации деятельности, в первую очередь, силовых структур и других государственных ведомств в вопросах обеспечения национальных интересов и безопасности России. Совет Безопасности проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности РФ, оперативно готовит для Президента страны проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности РФ.

Что такое национальные интересы и национальная безопасность?

Представляется, что у многих граждан современной России, в том числе и у немалой части госслужащих, представления об этих понятиях слишком размыты и зачастую противоречивы, не говоря уже о том, что у людей разной политической ориентации свои, порой резко отличающиеся друг от друга, взгляды на эти вещи. Между тем государство и все его институты, равно как и общество в целом, должны иметь совершенно четкое представление о национальных интересах страны и о стратегии национальной безопасности. Невозможно выстраивать и проводить целенаправленную внутреннюю и внешнюю политику, не сверяя их постоянно с тем, отвечают ли они национальным интересам и задачам укрепления национальной безопасности или нет. Именно поэтому в России придается большое значение разработке соответствующих государственных документов, в которых в четких и емких формулировках излагаются официальные взгляды высшего политического руководства страны на то, какими они видят национальные интересы и какую политику в области национальной безопасности они намерены и должны проводить.

В РФ разработаны и указами Президента страны утверждены Концепция национальной безопасности. Концепция внешней политики, Военная доктрина, Морская доктрина, Доктрина информационной безопасности и другие директивные документы, положения которых должны учитываться как государственными, так и негосударственными структурами, равно как и рядовыми гражданами России в той части их деятельности, которая затрагивает национальные интересы и соприкасается с вопросами национальной безопасности. Продолжает совершенствоваться и наращиваться федеральная законодательная база в сфере национальной безопасности.

Концепцией национальной безопасности национальные интересы России определяются как "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной. информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели. стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями".

Согласно Концепции, интересы личности "состоят в реализации конституционныx прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина". Интересы общества заключаются "в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России". Интересы государства, как это определено Концепцией национальной безопасности, "состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической. экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества".

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в "сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма. этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма".

Для Вооруженных сил России с точки зрения уточнения их функционального предназначения, направленности и характера их реформирования, а также решения текущих задач, безусловно, принципиально важным является то, как государство определяет национальные интересы в военной сфере. Согласно Концепции национальной безопасности, они заключаются "в защите ... независимости. суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного. демократического развития государства".

В рамках этой в целом общеконцептуально оформленной формулировки обращает на себя внимание то место, в котором говорится о защите государственной и территориальной целостности страны и о заинтересованности России в предотвращении военной агрессии против ее союзников. Реально это означает, что государством перед Вооруженными силами ставятся задачи, связанные не только с отражением возможной внешней военной агрессии, но и по борьбе с организованными попытками внутреннего агрессивного сепаратизма и международного терроризма дестабилизировать обстановку в стране и оторвать от нее отдельные части ее территории. Именно такие попытки в течение ряда последних лет имеют место на Северном Кавказе. Кроме того, из положения Концепции о национальных интересах в военной сфере следует, что Россия позиционирует свои Вооруженные силы и другие возможности в качестве мощного резерва при решении задач предотвращения или отражения агрессии против своих союзников. Являясь стержневым членом СНГ и участницей Договора о коллективной безопасности, Россия просто обязана гарантировать своим ближайшим союзникам, что она в кризисных ситуациях, возникающих в результате внешней агрессии, всегда придет им на помощь, если, конечно, ее позовут.

Рассмотренные выше положения Концепции национальной безопасности применительно к предназначению и функциям Вооруженных сил развиты и детализированы в утвержденной Указом исполняющего обязанности Президента РФ В.Путина 21 апреля 2000 г. Военной доктрине РФ. В доктрине четко и ясно указаны внешние и внутренние угрозы военной безопасности. В части внешних угроз военной безопасности России обращает на себя внимание включение в их перечень таких, как дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах, а также международный терроризм. А включение в военную доктрину перечня внутренних угроз военной безопасности (попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских и террористических движений, организаций и структур; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований и другие - всего 6 пунктов) говорит о том, что государство однозначно возлагает на военную организацию государства ряд задач по обеспечению внутренней безопасности - тех, которые по причинам их специфики и масштабности не могут быть решены другими силовыми структурами.

Почему приходится акцентировать внимание на этих вопросах?

Мы в России прошли уже достаточно длинный, насыщенный острыми событиями и сложными военно-политическими ситуациями путь, на котором интересы и безопасность страны могли обеспечить только Вооруженные силы и другие силовые структуры. В условиях поспешного, лихорадочного и, хотелось бы верить, неуправляемого разрушения прежней системы государственной власти и государственных институтов только Вооруженные силы реально оставались едва ли не единственным серьезным организованным резервом, не позволившим в итоге разрушить российское государство и ввергнуть российское общество в длительный период общественно-политического хаоса, внутренних конфликтов и межнациональной дезинтеграции.

Заметим, что все это время сами Вооруженные силы и другие силовые структуры переживали огромные моральные и организационные трудности, вызванные крушением прежних идеалов, неопределенностью перспектив военной организации государства, неадекватным отношением к людям в погонах со стороны государства и общества, постоянными кадровыми перетрясками, сокращениями, обвалом финансирования военных программ и другими факторами. К тому же выяснилось, что вся правовая база, раздираемая внутренними противоречиями политическая система и недостаточно высокая квалификация и личный опыт прежнего высшего военно-политического руководства России не были готовы к тому, чтобы грамотно, эффективно и без негативных правовых последствий использовать силовые возможности государства, и в первую очередь Вооруженных сил, для решения новых, нетрадиционных для России задач.

Все это, как известно, имело свои негативные последствия в плане как недостаточной эффективности усилий по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны, так и той негативной внешнеполитической атмосферы, которая была искусственно создана вокруг России некоторыми странами и международными организациями типа Европейского Союза, Парламентской Ассамблеи Совета Европы и др. Тем не менее и в этих условиях Вооруженные силы и другие силовые структуры России стремились честно выполнять свой патриотический долг.

Весь предыдущий десятилетний опыт подсказывает, что складывающаяся новая военно-политическая ситуация в России и мире и тенденции ее дальнейшего развития потребует расширения внутренних функций Вооруженных сил, и именно поэтому в распоряжении руководства страны должна находиться такая нормативная законодательная база, которая позволит эти функции реализовывать на практике без необходимости раз за разом преодолевать искусственные препятствия, создаваемые конъюнктурными политиками и одураченным ими обществом, и доказывать правомерность своих действий эмиссарам тех международных организаций, которые и сегодня пытаются убедить остальной мир в том, что Россия по букве формального права и общегуманитарных соображений не имеет права защищать свой государственный суверенитет и обеспечивать безопасность своих граждан как от собственных бандитов, так и от международных террористов.

Вплотную к интересам государства в военной сфере примыкают и где-то пересекаются с ними национальные интересы России в международной сфере. Они заключаются "в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов".

Близость и пересечение интересов государства в военной и международной сферах обусловлены прежде всего тем, что Вооруженные силы своим основным предназначением имеют обеспечение суверенитета и безопасности страны от внешней военной агрессии. Кроме того, при прочих равных условиях (масштабы страны, эффективность ее экономики, уровень развития науки и техники, политический авторитет и др.) без обладания современной армией Россия едва ли сможет претендовать на роль одного из влиятельных центров многополярного мира, на равноправное с другими влиятельными странами участие в решении мировых проблем, таких, в частности, как обеспечение стратегической стабильности и международной безопасности и др.

Категория национальной безопасности, часто упоминаемая в официальных документах, заявлениях и публикациях - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.). Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, т. е. с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Это категория, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, т. е. преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, т. е. создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности. общества и государства. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. В содержательном плане в национальной безопасности вычленяются различные области и структурные элементы, к которым в первую очередь, относятся политическая, экономическая, военная. экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.

В этом комплексе важнейшим направлением деятельности государства является обеспечение военной безопасности. Ее главной целью является создание возможностей для адекватного реагирования на военные угрозы, которые могут возникнуть в XXI в. При этом в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако ее национальные интересы требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, включая ядерное оружие. Вооруженные силы играют главную роль в обеспечении военной безопасности страны. В военной доктрине подчеркивается, что одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности РФ является ее эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ. Кроме того, интересы обеспечения национальной безопасности РФ предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Эффективность выполнения Вооруженными силами РФ отведенной им роли в обеспечении прав, интересов и безопасности личности, общества и государства во многом будет зависеть от полноты и качества решения задач по плану военной реформы, от общего отношения государства и общества к Вооруженным силам и военнослужащим, от достаточности и качества законодательной базы в областях военного строительства и регулирования деятельности Вооруженных сил и, само собой разумеется, от исполнения законов в области национальной безопасности и обороны.

Пока же приходится констатировать, что как общество, так и некоторая часть органов государственной власти России не до конца осознают необходимость непрерывного и целенаправленного выстраивания всей военной организации государства и обеспечения ее эффективного функционирования хотя бы в рамках уже существующего правового поля. Очевидно, здесь необходимо исходить из того, что, сохранив Вооруженные силы и придав им современный облик, мы сохраним не только Россию и ее влияние в мире, но и перспективу для прорывных решений и продвижений на других направлениях в жизни государства и общества. В противном случае Россия и ее граждане едва ли будут иметь основания рассчитывать на достойное и безопасное будущее.

Вооруженные силы России: права, интересы и безопасность личности, общества и государства | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Вооруженные силы России: права, интересы и безопасность личности, общества и государства

Пузанов И.Е., статс-секретарь - Заместитель Министра обороны Российской Федерации, генерал-полковник

К Вооруженным силам России, как одному из важнейших институтов и инструментов государства, сегодня проявляется особо пристальное внимание со стороны общества в целом и многих общественно-политических движений и структур. Уже который год в адрес всей военной организации российского государства, особенно его Вооруженных сил и конкретно - высших органов военного управления - раздается немало критики, поступает много критических сигналов и замечаний, одни из которых отражают искреннюю обеспокоенность россиян состоянием своей армии, другие носят откровенно злопыхательский, а иногда и откровенно враждебный характер.

Принимая во внимание особенности того исторического периода, в котором находятся наша страна и общество, едва ли можно было ожидать однозначного - позитивного или негативного - отношения к российской армии со стороны различных социальных слоев и категорий граждан. Между тем многочисленные факты проявления столь неоднозначного отношения в обществе к российским военным могут говорить лишь об одном: Вооруженные силы России, несмотря на те моральные издержки, а также кадровые, организационно-штатные, технические, материальные и другие потери, которые они понесли в последние годы, по-прежнему остаются гарантом обеспечения прав и безопасности личности и общества, национальных интересов и безопасности России. Одних, а их очевидное большинство в стране, это еще как-то радует, других - раздражает.

Уже в течение ряда лет для тех, кто целенаправленно стремится сформировать предвзято-негативное отношение общества к Вооруженным силам и этим создать для военной организации трудности при выполнении ею своих обязанностей перед обществом и государством, любимой темой является соблюдение прав человека. По их утверждениям (сами-то они знают, что на самом деле это не так), армия и права человека - это вообще несовместимые понятия и прямые антагонисты. Выдвигая на первый план приоритет соблюдения чистых прав человека и сознательно не утруждая себя раскрытием механизмов их обеспечения, антиармейские злопыхатели, среди которых, кстати, имеется и заметная прослойка бывших военных профессионалов, пытаются сознательно увести внимание общества от тех реальных взаимосвязей и взаимозависимости, которые всегда были и будут между правами и безопасностью личности, общества и государства.

Любое демократическое государство одной из своих главнейших задач ставит обеспечение прав и безопасности своих граждан. Решению этой задачи должна быть подчинена деятельность всех государственных институтов. Если этого не происходит, значит, государство либо вовсе не демократическое, либо не в полной мере выполняет функции, возложенные на него его гражданами. Скажем прямо, Российскому государству, новая демократическая история которого только-только вступила в свое второе десятилетие, еще предстоит проделать огромную работу, прежде чем его граждане почувствуют, что они живут в стране, которая твердо стоит на защите их конституционных прав и интересов и надежно обеспечивает их безопасность.

Однако оторвать обеспечение прав и безопасности граждан от решения всего комплекса задач государства в сфере защиты национальных интересов и обеспечения национальной безопасности - означало бы пойти совершенно ошибочным путем, в конце которого было бы растеряно все или почти все, что на деле работает на права и безопасность личности, общества и государства. Между тем, именно на этот путь уже в течение более 10 лет пытаются столкнуть российское общество дежурные российские сверхлибералы, записные "правозащитники" и другая подобная им публика. Трудно сказать, каких мотивов больше в их усилиях - непонимания сути проблемы, глупости или подлого политического расчета, граничащего с национальным предательством.

Государства и общества, не осознающие своих национальных интересов, не отстаивающие их и не заботящиеся о поддержании на нужном уровне национальной безопасности, не смогут также обеспечить права и безопасность своих граждан. Возможно, в интересах россиян это смогут сделать другие государства, но для этого России нужно будет отказаться и от своего суверенитета, и от права самой определять свою судьбу, и даже от своих граждан. Но что такое государство без граждан? Это наемная контора по управлению чужими делами и интересами. Не более того.

Говоря о функциях государства в сфере обеспечения безопасности, следует иметь в виду не только военную или оборонную безопасность, но и общественную, экономическую, экологическую, информационную и др. Например, в последние годы особую остроту приобрела задача защиты личности, общества и государства от атак международного терроризма и деятельности различного рода внутренних экстремистских и тоталитарных организаций и групп.

Обеспечение прав и безопасности граждан - это долг и обязанность всей системы государственной власти. При этом решение ряда серьезных задач в этой сфере государство возложило на так называемые силовые структуры. Этот обобщающий термин в российском общественно-политическом лексиконе появился не так давно, как, впрочем, и многое другое. К силовым структурам обычно относят Вооруженные силы РФ и их орган управления - Министерство обороны, органы государственной безопасности, Федеральную пограничную службу, систему органов внутренних дел, Министерство иностранных дел, Генеральную прокуратуру. Сюда же иногда могут включаться силовые структуры налоговой и таможенной служб страны, Министерства по чрезвычайным ситуациям и др. Но главные из них - первые шесть, т. к. именно их деятельность направлена на обеспечение прав и безопасности всех граждан страны, всего общества и государства в целом.

Особое положение в системе силовых структур занимает Совет Безопасности РФ - относительно новый в современной российской истории конституционный орган, являющийся, по сути дела, главным рабочим инструментом президента страны, на который возложены задачи разработки общих концептуальных положений стратегии национальной безопасности и координации деятельности, в первую очередь, силовых структур и других государственных ведомств в вопросах обеспечения национальных интересов и безопасности России. Совет Безопасности проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности РФ, оперативно готовит для Президента страны проекты решений по их предотвращению, разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ, а также предложения по уточнению отдельных положений Концепции национальной безопасности РФ.

Что такое национальные интересы и национальная безопасность?

Представляется, что у многих граждан современной России, в том числе и у немалой части госслужащих, представления об этих понятиях слишком размыты и зачастую противоречивы, не говоря уже о том, что у людей разной политической ориентации свои, порой резко отличающиеся друг от друга, взгляды на эти вещи. Между тем государство и все его институты, равно как и общество в целом, должны иметь совершенно четкое представление о национальных интересах страны и о стратегии национальной безопасности. Невозможно выстраивать и проводить целенаправленную внутреннюю и внешнюю политику, не сверяя их постоянно с тем, отвечают ли они национальным интересам и задачам укрепления национальной безопасности или нет. Именно поэтому в России придается большое значение разработке соответствующих государственных документов, в которых в четких и емких формулировках излагаются официальные взгляды высшего политического руководства страны на то, какими они видят национальные интересы и какую политику в области национальной безопасности они намерены и должны проводить.

В РФ разработаны и указами Президента страны утверждены Концепция национальной безопасности. Концепция внешней политики, Военная доктрина, Морская доктрина, Доктрина информационной безопасности и другие директивные документы, положения которых должны учитываться как государственными, так и негосударственными структурами, равно как и рядовыми гражданами России в той части их деятельности, которая затрагивает национальные интересы и соприкасается с вопросами национальной безопасности. Продолжает совершенствоваться и наращиваться федеральная законодательная база в сфере национальной безопасности.

Концепцией национальной безопасности национальные интересы России определяются как "совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной. информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели. стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Национальные интересы обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе во взаимодействии с действующими на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации общественными организациями".

Согласно Концепции, интересы личности "состоят в реализации конституционныx прав и свобод, в обеспечении личной безопасности, в повышении качества и уровня жизни, в физическом, духовном и интеллектуальном развитии человека и гражданина". Интересы общества заключаются "в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России". Интересы государства, как это определено Концепцией национальной безопасности, "состоят в незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, в политической. экономической и социальной стабильности, в безусловном обеспечении законности и поддержании правопорядка, в развитии равноправного и взаимовыгодного международного сотрудничества".

Во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в "сохранении стабильности конституционного строя, институтов государственной власти, в обеспечении гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности, единства правового пространства, правопорядка и в завершении процесса становления демократического общества, а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма. этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов, терроризма".

Для Вооруженных сил России с точки зрения уточнения их функционального предназначения, направленности и характера их реформирования, а также решения текущих задач, безусловно, принципиально важным является то, как государство определяет национальные интересы в военной сфере. Согласно Концепции национальной безопасности, они заключаются "в защите ... независимости. суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного. демократического развития государства".

В рамках этой в целом общеконцептуально оформленной формулировки обращает на себя внимание то место, в котором говорится о защите государственной и территориальной целостности страны и о заинтересованности России в предотвращении военной агрессии против ее союзников. Реально это означает, что государством перед Вооруженными силами ставятся задачи, связанные не только с отражением возможной внешней военной агрессии, но и по борьбе с организованными попытками внутреннего агрессивного сепаратизма и международного терроризма дестабилизировать обстановку в стране и оторвать от нее отдельные части ее территории. Именно такие попытки в течение ряда последних лет имеют место на Северном Кавказе. Кроме того, из положения Концепции о национальных интересах в военной сфере следует, что Россия позиционирует свои Вооруженные силы и другие возможности в качестве мощного резерва при решении задач предотвращения или отражения агрессии против своих союзников. Являясь стержневым членом СНГ и участницей Договора о коллективной безопасности, Россия просто обязана гарантировать своим ближайшим союзникам, что она в кризисных ситуациях, возникающих в результате внешней агрессии, всегда придет им на помощь, если, конечно, ее позовут.

Рассмотренные выше положения Концепции национальной безопасности применительно к предназначению и функциям Вооруженных сил развиты и детализированы в утвержденной Указом исполняющего обязанности Президента РФ В.Путина 21 апреля 2000 г. Военной доктрине РФ. В доктрине четко и ясно указаны внешние и внутренние угрозы военной безопасности. В части внешних угроз военной безопасности России обращает на себя внимание включение в их перечень таких, как дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в иностранных государствах, а также международный терроризм. А включение в военную доктрину перечня внутренних угроз военной безопасности (попытка насильственного свержения конституционного строя; противоправная деятельность экстремистских и террористических движений, организаций и структур; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований и другие - всего 6 пунктов) говорит о том, что государство однозначно возлагает на военную организацию государства ряд задач по обеспечению внутренней безопасности - тех, которые по причинам их специфики и масштабности не могут быть решены другими силовыми структурами.

Почему приходится акцентировать внимание на этих вопросах?

Мы в России прошли уже достаточно длинный, насыщенный острыми событиями и сложными военно-политическими ситуациями путь, на котором интересы и безопасность страны могли обеспечить только Вооруженные силы и другие силовые структуры. В условиях поспешного, лихорадочного и, хотелось бы верить, неуправляемого разрушения прежней системы государственной власти и государственных институтов только Вооруженные силы реально оставались едва ли не единственным серьезным организованным резервом, не позволившим в итоге разрушить российское государство и ввергнуть российское общество в длительный период общественно-политического хаоса, внутренних конфликтов и межнациональной дезинтеграции.

Заметим, что все это время сами Вооруженные силы и другие силовые структуры переживали огромные моральные и организационные трудности, вызванные крушением прежних идеалов, неопределенностью перспектив военной организации государства, неадекватным отношением к людям в погонах со стороны государства и общества, постоянными кадровыми перетрясками, сокращениями, обвалом финансирования военных программ и другими факторами. К тому же выяснилось, что вся правовая база, раздираемая внутренними противоречиями политическая система и недостаточно высокая квалификация и личный опыт прежнего высшего военно-политического руководства России не были готовы к тому, чтобы грамотно, эффективно и без негативных правовых последствий использовать силовые возможности государства, и в первую очередь Вооруженных сил, для решения новых, нетрадиционных для России задач.

Все это, как известно, имело свои негативные последствия в плане как недостаточной эффективности усилий по обеспечению внутренней и внешней безопасности страны, так и той негативной внешнеполитической атмосферы, которая была искусственно создана вокруг России некоторыми странами и международными организациями типа Европейского Союза, Парламентской Ассамблеи Совета Европы и др. Тем не менее и в этих условиях Вооруженные силы и другие силовые структуры России стремились честно выполнять свой патриотический долг.

Весь предыдущий десятилетний опыт подсказывает, что складывающаяся новая военно-политическая ситуация в России и мире и тенденции ее дальнейшего развития потребует расширения внутренних функций Вооруженных сил, и именно поэтому в распоряжении руководства страны должна находиться такая нормативная законодательная база, которая позволит эти функции реализовывать на практике без необходимости раз за разом преодолевать искусственные препятствия, создаваемые конъюнктурными политиками и одураченным ими обществом, и доказывать правомерность своих действий эмиссарам тех международных организаций, которые и сегодня пытаются убедить остальной мир в том, что Россия по букве формального права и общегуманитарных соображений не имеет права защищать свой государственный суверенитет и обеспечивать безопасность своих граждан как от собственных бандитов, так и от международных террористов.

Вплотную к интересам государства в военной сфере примыкают и где-то пересекаются с ними национальные интересы России в международной сфере. Они заключаются "в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы - одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов".

Близость и пересечение интересов государства в военной и международной сферах обусловлены прежде всего тем, что Вооруженные силы своим основным предназначением имеют обеспечение суверенитета и безопасности страны от внешней военной агрессии. Кроме того, при прочих равных условиях (масштабы страны, эффективность ее экономики, уровень развития науки и техники, политический авторитет и др.) без обладания современной армией Россия едва ли сможет претендовать на роль одного из влиятельных центров многополярного мира, на равноправное с другими влиятельными странами участие в решении мировых проблем, таких, в частности, как обеспечение стратегической стабильности и международной безопасности и др.

Категория национальной безопасности, часто упоминаемая в официальных документах, заявлениях и публикациях - это защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, экономических, военных, экологических и др.). Национальная безопасность как категория политической науки отражает связь безопасности с нацией, т. е. с определенной территориально-государственной общностью, основанной на устойчивых социально-политических, экономических, культурных и иных связях. Это категория, которая характеризует состояние социальных институтов, обеспечивающее их эффективную деятельность по поддержанию оптимальных условий существования и развития личности и общества. Большинство исследований определяют национальную безопасность через силу, т. е. преобладание мощи над другими государствами, либо с позиций взаимодействия государств, т. е. создания оптимальных условий развития всей системы международных отношений.

В национальной безопасности выделяются три уровня безопасности: личности. общества и государства. Безопасность государства достигается наличием эффективного механизма управления и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также действенных институтов их защиты. В содержательном плане в национальной безопасности вычленяются различные области и структурные элементы, к которым в первую очередь, относятся политическая, экономическая, военная. экологическая, информационная безопасность и безопасность культурного развития нации.

В этом комплексе важнейшим направлением деятельности государства является обеспечение военной безопасности. Ее главной целью является создание возможностей для адекватного реагирования на военные угрозы, которые могут возникнуть в XXI в. При этом в предотвращении войн и вооруженных конфликтов Россия отдает предпочтение политическим, дипломатическим, экономическим и другим невоенным средствам. Однако ее национальные интересы требуют наличия достаточной для ее обороны военной мощи, включая ядерное оружие. Вооруженные силы играют главную роль в обеспечении военной безопасности страны. В военной доктрине подчеркивается, что одним из важнейших стратегических направлений в области обеспечения военной безопасности РФ является ее эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками СНГ. Кроме того, интересы обеспечения национальной безопасности РФ предопределяют при соответствующих обстоятельствах необходимость военного присутствия России в некоторых стратегически важных регионах мира. Размещение в них на договорной и международно-правовой основе, а также на принципах партнерства ограниченных воинских контингентов (военных баз, сил Военно-Морского Флота) должно обеспечивать готовность России выполнять свои обязательства, содействовать формированию устойчивого военно-стратегического баланса сил в регионах и давать возможность России реагировать на кризисную ситуацию в ее начальной стадии, способствовать реализации внешнеполитических целей государства.

Эффективность выполнения Вооруженными силами РФ отведенной им роли в обеспечении прав, интересов и безопасности личности, общества и государства во многом будет зависеть от полноты и качества решения задач по плану военной реформы, от общего отношения государства и общества к Вооруженным силам и военнослужащим, от достаточности и качества законодательной базы в областях военного строительства и регулирования деятельности Вооруженных сил и, само собой разумеется, от исполнения законов в области национальной безопасности и обороны.

Пока же приходится констатировать, что как общество, так и некоторая часть органов государственной власти России не до конца осознают необходимость непрерывного и целенаправленного выстраивания всей военной организации государства и обеспечения ее эффективного функционирования хотя бы в рамках уже существующего правового поля. Очевидно, здесь необходимо исходить из того, что, сохранив Вооруженные силы и придав им современный облик, мы сохраним не только Россию и ее влияние в мире, но и перспективу для прорывных решений и продвижений на других направлениях в жизни государства и общества. В противном случае Россия и ее граждане едва ли будут иметь основания рассчитывать на достойное и безопасное будущее.