Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

О гидрометеорологической безопасности

Бедрицкий А.И., Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ на заседании 14-ой сессии Совета, проходившей 5-6 сентября 2002 г. в г. Алматы, одобрил проект Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ (далее - Концепция).

Проект Концепции разработан во исполнение Программы действий по развитию СНГ на период до 2005 г., утвержденной решением Совета Глав Правительств СНГ от 20.06.00, и в ответ на обращение Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Советов в адрес Всемирной Метеорологической Организации с призывом внести вклад в рамках областей ее компетенции в действия, предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях для оказания содействия и обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран и защиты жизней и имущества населения.

В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы обеспечения гидрометеорологической безопасности.

Разработка указанного проекта Концепции обусловлена задачей определения роли и места обеспечения защиты жизней и благосостояния населения и экономики государства от опасных природных явлений гидрометеорологического характера в системе национальной безопасности каждой из стран СНГ.

Такая постановка задачи определяется тем фактом, что, по оценке экспертов Всемирной Метеорологической Организации, в течение 1991-2000 гг. более 90% людей, ставших жертвами опасных природных явлений, погибли в результате суровых метеорологических и гидрологических явлений. В течение этого периода количество метеорологических и гидрологических стихийных бедствий, включая засухи, наводнения и бури, постепенно возрастало. Так, если в 1991 г. было зафиксировано около 170 таких явлений, то в 2000 г. их количество перевалило за 370. За этот период времени (по данным университета Лувэна, Бельгия) только от наводнений погибло более 95 тыс. человек, пострадало в разной степени около 1,5 млн человек, а общая сумма ущерба превысила 270 млрд долл.

Крайне неблагоприятным в этом плане для РФ оказался 2002 г. Катастрофические наводнения произошли в ряде регионов страны. Стихия унесла сотни человеческих жизней, а общие экономические потери еще предстоит оценить.

Кроме прямого ущерба опасные гидрометеорологические явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, нашествие саранчи, перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней (брюшной тиф, малярия, холера и т.д.), выбросы токсических газов, разливы нефти и радиационные аварии.

Эта печальная статистика дает основание считать, что в ряду опасных природных явлений именно явления гидрометеорологического характера наносят максимальный ущерб жизнедеятельности человека и именно от них, в первую очередь, требуется организация защиты населения и экономики стран.

В этих условиях предоставление своевременных предупреждений о возможных опасных природных явлениях, организация оперативного оповещения населения и проведение профилактических мероприятий может дать чрезвычайно эффективную отдачу в виде спасенных жизней и имущества граждан.

Трудно переоценить положительный эффект для экономики стран от заблаговременных предупреждений о продолжительных по времени таких опасных явлениях, как засухи, маловодье, наводнения, а также от предоставления долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных природных явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный, морской и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона - не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения.

В этой связи предложенное в проекте Концепции определение "...гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий, опасных гелиогеофизических процессов" достаточно полно раскрывает существо рассматриваемой проблемы.

Трудности социально-экономического развития, с которыми на этапе становления столкнулись страны СНГ, на какое-то время отодвинули из ряда первоочередных задач проблему своевременного и качественного обеспечения потребностей общества в гидрометеорологической информации и данных долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Снижение роли государства в регулировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выражающееся в уменьшении финансовой поддержки национальных гидрометеорологических служб для их функционирования и поддержания необходимой базовой инфраструктуры, мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, негативно влияет на функционирование национальных гидрометеорологических служб и их участие в международной системе получения гидрометеорологической информации и обмена ею и может осложнить обеспечение гидрометеорологической безопасности страны.

В этой связи, к сожалению, следует отметить, что в процессе проводимых экономических реформ в РФ, особенно в период 1992-98 гг., в системе Росгидромета происходили крайне негативные процессы, обусловленные катастрофическим дефицитом денежных средств, выделяемых на ее функционирование. В результате вынужденно сокращались объемы, виды и программы оперативно-производственных работ и научных исследований.

Практически полностью были прекращены многократно оправдавшие себя ранее авиаобследования сельхозугодий и авиаразведки ледовых условий; маршрутные съемки для оценки водозапаса в снеге и почве, состояния сельхозкультур и пастбищной растительности; систематические экспедиционные работы в морях и океанах. Арктическая сеть сократилась по сравнению с 80-ми гг. на 35% при общем сокращении сети по стране примерно на 20%.

Крайне тяжелая ситуация сложилась с оснащением приборами и соответствующим оборудованием систем наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей природной среды.

Вынужденное закрытие ряда станций и постов, сокращение на действующей сети отдельных видов работ и программ наблюдений, наряду со снижением качества получаемой информации, оказали крайне отрицательное влияние на состояние всей системы обеспечения потребителей своевременными и достоверными данными и информацией о сложившихся и ожидаемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды. Особенно негативно это отразилось на службе обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений, которых на территории России ежегодно наблюдается до 300. При этом по вышеуказанным причинам до 20% таких явлений заблаговременно не предсказывается.

Принимаемые в последние годы меры, как со стороны Правительства РФ путем ежегодного увеличения бюджетных средств на деятельность системы Росгидромета, так и самим Росгидрометом по поиску дополнительных средств на восстановление, поддержание и дальнейшее совершенствование основных звеньев системы, и в первую очередь, за счет широкого развития специализированного адресного обслуживания различных потребителей на основе хозяйственных договоров, позволили остановить разрушительные процессы в Службе. Начиная с 2000 г. пошел процесс восстановления сетевых органов, увеличения объемов оперативно-производственных и научно-исследовательских работ, развития наиболее важных элементов системы.

В настоящее время, когда социально-экономическое положение в государствах - участниках СНГ стабилизировалось, было бы целесообразно привлечь внимание высшего руководства стран к проблеме обеспечения защиты граждан и экономики от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов.

При этом нужно учитывать, что решение задач по снижению угрозы жизни и собственности граждан от опасных явлений природы и климата на национальном уровне невозможно без международного обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов. Это связано с тем, что для погоды и климата не существует границ.

Необходимым условием осуществления и сохранения основополагающего принципа международного сотрудничества в области гидрометеорологии - свободного и неограниченного обмена информацией и прогнозами является функционирование в каждой стране государственной национальной гидрометеорологической службы и выполнение государством своих обязанностей по защите граждан и их благосостояния от негативного влияния опасных погодно-климатических явлений. При этом обеспечение гидрометеорологической безопасности следует рассматривать в общем контексте национальной безопасности страны.

Своевременное предупреждение об опасных природных явлениях дает высокий экономический эффект. Так, в РФ, по экспертным оценкам, экономический эффект от гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики в 2001 г. составил более 4,4 млрд руб., в том числе предотвращенный ущерб от опасных природных явлений оценивается в 395 млн руб.

С учетом изложенного, инициативу Межгосударственного совета по гидрометеорологии СНГ по разработке Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ можно оценить как весьма своевременную и отвечающую интересам всех стран.

Этот документ будет основой для дальнейшего развития работ по обеспечению безопасности населения и снижению ущербов экономик стран от опасных природных явлений гидрометеорологического характера.

О гидрометеорологической безопасности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

О гидрометеорологической безопасности

Бедрицкий А.И., Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Межгосударственный совет по гидрометеорологии СНГ на заседании 14-ой сессии Совета, проходившей 5-6 сентября 2002 г. в г. Алматы, одобрил проект Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ (далее - Концепция).

Проект Концепции разработан во исполнение Программы действий по развитию СНГ на период до 2005 г., утвержденной решением Совета Глав Правительств СНГ от 20.06.00, и в ответ на обращение Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и Социального Советов в адрес Всемирной Метеорологической Организации с призывом внести вклад в рамках областей ее компетенции в действия, предпринимаемые на международном, региональном и национальном уровнях для оказания содействия и обеспечения устойчивого социально-экономического развития стран и защиты жизней и имущества населения.

В Концепции сформулированы важнейшие цели, задачи и принципы обеспечения гидрометеорологической безопасности.

Разработка указанного проекта Концепции обусловлена задачей определения роли и места обеспечения защиты жизней и благосостояния населения и экономики государства от опасных природных явлений гидрометеорологического характера в системе национальной безопасности каждой из стран СНГ.

Такая постановка задачи определяется тем фактом, что, по оценке экспертов Всемирной Метеорологической Организации, в течение 1991-2000 гг. более 90% людей, ставших жертвами опасных природных явлений, погибли в результате суровых метеорологических и гидрологических явлений. В течение этого периода количество метеорологических и гидрологических стихийных бедствий, включая засухи, наводнения и бури, постепенно возрастало. Так, если в 1991 г. было зафиксировано около 170 таких явлений, то в 2000 г. их количество перевалило за 370. За этот период времени (по данным университета Лувэна, Бельгия) только от наводнений погибло более 95 тыс. человек, пострадало в разной степени около 1,5 млн человек, а общая сумма ущерба превысила 270 млрд долл.

Крайне неблагоприятным в этом плане для РФ оказался 2002 г. Катастрофические наводнения произошли в ряде регионов страны. Стихия унесла сотни человеческих жизней, а общие экономические потери еще предстоит оценить.

Кроме прямого ущерба опасные гидрометеорологические явления могут вызвать или усилить другие бедствия, в том числе лесные пожары, нашествие саранчи, перемещение крупных скоплений гусениц, распространение болезней (брюшной тиф, малярия, холера и т.д.), выбросы токсических газов, разливы нефти и радиационные аварии.

Эта печальная статистика дает основание считать, что в ряду опасных природных явлений именно явления гидрометеорологического характера наносят максимальный ущерб жизнедеятельности человека и именно от них, в первую очередь, требуется организация защиты населения и экономики стран.

В этих условиях предоставление своевременных предупреждений о возможных опасных природных явлениях, организация оперативного оповещения населения и проведение профилактических мероприятий может дать чрезвычайно эффективную отдачу в виде спасенных жизней и имущества граждан.

Трудно переоценить положительный эффект для экономики стран от заблаговременных предупреждений о продолжительных по времени таких опасных явлениях, как засухи, маловодье, наводнения, а также от предоставления долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Целые отрасли экономики в той или иной степени зависят от погодно-климатических условий и опасных природных явлений. Сельское хозяйство, рыболовство, лесное хозяйство и управление водохозяйственной деятельностью, энергетика, наземный, морской и авиационный транспорт, строительство и городское хозяйство, рекреационная и туристическая индустрия, системы связи и оборона - не могут нормально функционировать без своевременного и качественного гидрометеорологического обеспечения.

В этой связи предложенное в проекте Концепции определение "...гидрометеорологическая безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от воздействия опасных природных явлений, глобальных изменений погодно-климатических условий, опасных гелиогеофизических процессов" достаточно полно раскрывает существо рассматриваемой проблемы.

Трудности социально-экономического развития, с которыми на этапе становления столкнулись страны СНГ, на какое-то время отодвинули из ряда первоочередных задач проблему своевременного и качественного обеспечения потребностей общества в гидрометеорологической информации и данных долгосрочных (сезонных и климатических) прогнозов.

Снижение роли государства в регулировании деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, выражающееся в уменьшении финансовой поддержки национальных гидрометеорологических служб для их функционирования и поддержания необходимой базовой инфраструктуры, мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды, негативно влияет на функционирование национальных гидрометеорологических служб и их участие в международной системе получения гидрометеорологической информации и обмена ею и может осложнить обеспечение гидрометеорологической безопасности страны.

В этой связи, к сожалению, следует отметить, что в процессе проводимых экономических реформ в РФ, особенно в период 1992-98 гг., в системе Росгидромета происходили крайне негативные процессы, обусловленные катастрофическим дефицитом денежных средств, выделяемых на ее функционирование. В результате вынужденно сокращались объемы, виды и программы оперативно-производственных работ и научных исследований.

Практически полностью были прекращены многократно оправдавшие себя ранее авиаобследования сельхозугодий и авиаразведки ледовых условий; маршрутные съемки для оценки водозапаса в снеге и почве, состояния сельхозкультур и пастбищной растительности; систематические экспедиционные работы в морях и океанах. Арктическая сеть сократилась по сравнению с 80-ми гг. на 35% при общем сокращении сети по стране примерно на 20%.

Крайне тяжелая ситуация сложилась с оснащением приборами и соответствующим оборудованием систем наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей природной среды.

Вынужденное закрытие ряда станций и постов, сокращение на действующей сети отдельных видов работ и программ наблюдений, наряду со снижением качества получаемой информации, оказали крайне отрицательное влияние на состояние всей системы обеспечения потребителей своевременными и достоверными данными и информацией о сложившихся и ожидаемых погодно-климатических условиях, состоянии и загрязнении природной среды. Особенно негативно это отразилось на службе обнаружения и прогнозирования опасных гидрометеорологических явлений, которых на территории России ежегодно наблюдается до 300. При этом по вышеуказанным причинам до 20% таких явлений заблаговременно не предсказывается.

Принимаемые в последние годы меры, как со стороны Правительства РФ путем ежегодного увеличения бюджетных средств на деятельность системы Росгидромета, так и самим Росгидрометом по поиску дополнительных средств на восстановление, поддержание и дальнейшее совершенствование основных звеньев системы, и в первую очередь, за счет широкого развития специализированного адресного обслуживания различных потребителей на основе хозяйственных договоров, позволили остановить разрушительные процессы в Службе. Начиная с 2000 г. пошел процесс восстановления сетевых органов, увеличения объемов оперативно-производственных и научно-исследовательских работ, развития наиболее важных элементов системы.

В настоящее время, когда социально-экономическое положение в государствах - участниках СНГ стабилизировалось, было бы целесообразно привлечь внимание высшего руководства стран к проблеме обеспечения защиты граждан и экономики от опасных природных явлений гидрометеорологического характера, глобальных изменений погодно-климатических условий, других гидрометеорологических и гелиогеофизических процессов.

При этом нужно учитывать, что решение задач по снижению угрозы жизни и собственности граждан от опасных явлений природы и климата на национальном уровне невозможно без международного обмена данными гидрометеорологических наблюдений и прогнозов. Это связано с тем, что для погоды и климата не существует границ.

Необходимым условием осуществления и сохранения основополагающего принципа международного сотрудничества в области гидрометеорологии - свободного и неограниченного обмена информацией и прогнозами является функционирование в каждой стране государственной национальной гидрометеорологической службы и выполнение государством своих обязанностей по защите граждан и их благосостояния от негативного влияния опасных погодно-климатических явлений. При этом обеспечение гидрометеорологической безопасности следует рассматривать в общем контексте национальной безопасности страны.

Своевременное предупреждение об опасных природных явлениях дает высокий экономический эффект. Так, в РФ, по экспертным оценкам, экономический эффект от гидрометеорологического обеспечения отраслей экономики в 2001 г. составил более 4,4 млрд руб., в том числе предотвращенный ущерб от опасных природных явлений оценивается в 395 млн руб.

С учетом изложенного, инициативу Межгосударственного совета по гидрометеорологии СНГ по разработке Концепции гидрометеорологической безопасности государств - участников СНГ можно оценить как весьма своевременную и отвечающую интересам всех стран.

Этот документ будет основой для дальнейшего развития работ по обеспечению безопасности населения и снижению ущербов экономик стран от опасных природных явлений гидрометеорологического характера.