Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Развал энергетики - путь к краху экономики

Романов В.С., Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ, канд. истор. наук, Старостин А.Е., канд. тех. наук

В.С.РомановПервые шаги Россия, как самостоятельное государство, в начале 90-х гг. совершала, опираясь на созданный в Советском Союзе мощный научно-технический потенциал. Последующие либеральные эксперименты в экономике, нарастание долговой зависимости от Запада обострили проблему экономической безопасности как одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Не случайно в 1996 г. Указом Президента России была утверждена "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)", в развитие которой принято постановление Правительства. В январе 2000 г. указом Президента утверждается концепция национальной безопасности РФ. Для России экономическая безопасность стала проблемой выживания, если учесть развал экономики, обнищание народа, снижение обороноспособности страны.

Последние годы XX в. и начало XXI в. обозначили новое явление - мировую тенденцию глобализации в экономике и политике. Значительно возросла роль транснациональных корпораций, сосредоточивших 80% внешнеторговых потоков в мире и более 60% валового внутреннего продукта.

Широкое использование высоких технологий во всех сферах производства, информатике, глобализация финансовых рынков изменили динамику товарно-денежных обращений, что, в свою очередь, привело к росту масштабов перелива капитала. С одной стороны, это положительное явление способствует экономическому росту, с другой - приводит к снижению стабильности в сфере не только финансовых и экономических отношений, но и государственной политики. Особую остроту приобретает конфликт интересов развитых стран и государств "третьего мира", что не в последнюю очередь вызывается желанием Запада установить контроль за ресурсами и, в первую очередь, - топливно-энергетическими. Достаточно напомнить резолюцию Конгресса США о четырех важнейших приоритетах, в числе которых "усиление контроля США над районами максимальной концентрации энергоносителей". Это приобретает особую значимость, если учесть заключение ученых мира о том, что разведанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи осталось на 42 года. Эта цифра была подтверждена на состоявшемся Всемирном нефтяном форуме.

Последнее десятилетие многое изменило в нашей стране. Резко увеличилась доля частных предприятий, начался процесс саморегулирования экономики, активно заработали финансовые фонды и биржи, коммерческие банки. Однако эти сдвиги имеют и обратную сторону - огромные экономические и социальные потери, существенно снизившие потенциал национальной безопасности и, прежде всего, - экономической. Утеряна экономическая неуязвимость России от внешних факторов, что позволяет ряду стран предпринимать шаги, не считаясь с ее национальными интересами, а порой и диктовать неприемлемые для нее условия в сфере не только внешнеполитической, но и внутриполитической деятельности.

Однако в области геополитики Россия сохраняет ряд признаков великой державы, что обусловлено особым географическим, природным, ресурсным, историческим и культурным богатством нашей страны.

Ее природный ресурсный потенциал составляет 21% мировых запасов. Россия обеспечивает свыше 10% мировой добычи нефти, 30% - природного газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 10-15% - цветных и редких металлов, 4-е место в мире по производству чугуна (40,1 млн т), 5-е место - стали (51,5 млн т), 5-е место - угля (249 млн т).

По оценке, высказанной руководителем отделения экономики РАН акад. Д.С.Львовым, на начало 1999 г. Россия занимала 1-е место в мире по национальному богатству как по абсолютной величине, так и в расчете на душу населения, в 1,2 раза выше, чем в США и Канаде, в 1,7 раза больше, чем в Западной Европе (Россия - 400 тыс. долл. Северная Америка - 326, Западная Европа - 237, Ближний Восток - 150). По душевому показателю природной составляющей национального богатства США и Канада отстают от России в 10 раз, а Западная Европа - 27 раз.

Вместе с тем следует заметить, что для России остается одной из больших проблем - огромный объем и удельный вес в экономике добычи природных ресурсов и их транспортировка к местам нефтепереработки: наибольшая концентрация ресурсов - на востоке и севере, где преобладает суровый климат, а населения - на западе. На долю Сибири и Дальнего Востока приходится 75% территории страны, 70% прогнозных запасов нефти, 90% газа, а добывается на этой территории 68% нефти, 92% природного газа и 80% угля. Однако проживает там всего 16 млн человек.

В течение ряда десятилетий Советский Союз осуществлял стратегию освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока, решая в комплексе инвестиционные, производственные, социальные и демографические задачи.

В результате за 1970-79 гг. был обеспечен прирост населения Дальнего Востока на 23%, за 1979-89 гг. - еще на 18,5%. Однако после развала СССР эта позитивная тенденция была нарушена, что привело к катастрофическому откату страны назад. Глобальный кризис, насильственное разрушение социалистической экономики, механическое следование рецептам Запада обернулось спадом промышленного производства на 40%, сокращением инвестиций в 4 раза.

При этом резко обострилась одна из диспропорций бывшего СССР - благосостояние граждан не соответствует стоимостной оценке природно-ресурсного потенциала, финансовой мощи государства, возможностям человеческих ресурсов.

Катастрофическими темпами происходит сокращение населения на востоке страны. Так, за десятилетие капитализации население Дальнего Востока уменьшилось на 8,6%, или на 800 тыс. человек, Чукотка потеряла более 30% населения, Магадан - 25%, Камчатка и Сахалин - более 10%. С этим фактором связаны и спад производства, и снижение показателей социального развития.

В аналитическом докладе Совета Федерации "Стратегия развития России в Азиатско-Тихоокеанском регионе XXI века" содержится вывод о растущих угрозах хищнического растаскивания ресурсов, незаконной миграции населения из других стран и острой необходимости как минимум удвоения собственного населения России в этой зоне. Реализация курса либеральных радикалов оборачивается все большими потерями для страны и ее населения.

Важная роль в дальнейшем развитии России принадлежит естественным монополиям, в числе которых особое значение имеет электроэнергетика. Это важнейшая отрасль, от развития которой во многом зависит и национальная безопасность. Грозным напоминанием об этом стал энергетический кризис в Приморье, на Камчатке, в Магадане и других регионах.

Без структурной перестройки российской экономики и перехода на энергосберегающие технологии цели "энергетической стратегии" недостижимы. На ближайшие годы модернизация действующих мощностей возможна только при увеличении объемов поставок энергоносителей на экспорт, хотя это далеко не лучший вариант. На сегодня - выработка запасов на действующих нефтяных скважинах упала до 54%, а доля Западной Сибири снизилась с 68 до 55%. В России добыча нефти в 2001 г. составила всего 305 млн т, в то время как в СССР этот показатель был равен 600-630 млн т. Заметно возросла доля потребления газа в энергетике - с 34 до 60%. В развитых странах этот показатель не превышает 26%.

Основная беда энергетики России состоит в катастрофическом старении ее фондов. За прошедшие 10 лет оборудование электроэнергетики "состарилось" еще на треть своего нормативного срока службы, к 2000 г. предельной нормативной наработки достигли 55% установленных мощностей. По прогнозам специалистов, выход мощностей из работы будет нарастать лавинообразно. Если принять во внимание, что сроки строительства новых электростанций составляют не менее 5-7 лет, вопрос об инвестициях в электроэнергетику встает во всей своей остроте!

Величина необходимых инвестиций составляет около 5 млрд долл. в год! Откуда их взять? Выступая на парламентских слушаниях в октябре 2000 г., бывший министр энергетики России А.Гаврин заявил, что реальная потребность мирового топливно-энергетического комплекса в инвестициях на ближайшие 20 лет составляет 950 млрд долл., однако ресурсы международного финансового рынка существенно ниже. Может ли Россия рассчитывать в ближайшие два десятилетия на крупные инвестиции Запада? Несмотря на смелые заверения А. Чубайса, ответ может быть только отрицательным. Потенциальные инвесторы в самой России тоже не торопятся. Ясно, что государство призвано выработать механизм стимулирования внутренних инвесторов, в полной мере использовать бюджет развития, амортизационные источники, заинтересовать потребителей в капиталовложениях в энергетику. Нельзя не сказать и о том, что рыночная капитализация акционерного капитала в Россию поразительно мала, в 1998 г. она составляла около 13 млрд долл. (для сравнения: установленная мощность всех 700 электростанций России составляет 215 млн кВт, по мировым ценам оценивается в 400 млрд долл.).

За время существования РАО "ЕЭС России" действующую энергосистему инвестирует только государство (по указу Президента все дивиденды госпакета акций полностью направляются на инвестиции). Если учесть, что более 40% акционеров - это частные организации и лица, получается, что государственная доля прибыли обеспечивает будущие доходы частных инвесторов. Энергетика СССР и России представляют из себя единый комплекс технологически и экономически связанных хозяйствующих субъектов отрасли, единую систему планирования и прогнозирования, единую систему оперативного диспетчерского регулирования производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии. Это была уникальная система, обеспечивающая энергетическую безопасность России, надежное обеспечение всех потребителей электроэнергией.

Какими представляются перспективы энергосистемы страны после ее дробления, что предусматривается программой реструктуризации?

Выделение Федеральной сетевой компании может привести к сосредоточению в руках ее руководства мощных финансовых потоков, дающих возможность диктовать свою волю потребителям и руководству приватизированных электростанций, а также энергодотационным регионам.

Ликвидируется единый федеральный орган управления, ответственный за надежность тепло- и энергоснабжения страны в целом.

Выбрасываются на свободный рынок в качестве самостоятельных производителей десятки ТЭЦ и ГРЭС со сроком службы 40-60 лет. В проекте закона "Об электроэнергетике" предусмотрено выводить их из эксплуатации по коммерческим соображениям, в то время как строительство новых станций потребует длительных сроков. Это может послужить тормозом на пути промышленного и социального развития страны и привести экономику многих регионов к тяжелым последствиям.

В случае роста в России промышленного производства возникнет дефицит электроэнергии и, как следствие, - неизбежные скачки тарифов. А. Чубайс не скрывает своих планов уже на первом этапе реструктуризации добиться повышения тарифов вдвое, а впоследствии уровнять их с Западом.

Между тем рост тарифов в естественных монополиях означает резкое сокращение темпов роста в перерабатывающих отраслях, обрушение уровня жизни десятков миллионов людей, снижение конкурентоспособности российских товаров на международных рынках.

К сожалению, правительство осталось глухим к многочисленным выступлениям руководителей производства и крупнейших ученых против приватизации РАО "ЕЭС России". Предложения ученых РАН не учтены, не принят во внимание и ряд идей группы Госсовета во главе с В.Крессом. Пренебрегли 12 альтернативными вариантами реформирования отрасли.

Любые принимаемые правительством меры по развитию экономики страны, сколь привлекательны они бы ни были с позиций общей рыночной модели, должны вначале пройти экспертизу с точки зрения их соответствия достижению намеченных параметров социально-экономического развития. Только такая политика может обеспечить экономическую безопасность России.

Губительный для страны курс приватизации, опасные последствия намечаемого разрушения целостности трех крупнейших естественных монополий должны получать объективную оценку во имя сохранения национальной безопасности и территориальной целостности страны.

Развал энергетики - путь к краху экономики | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Развал энергетики - путь к краху экономики

Романов В.С., Член Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы ФС РФ, канд. истор. наук, Старостин А.Е., канд. тех. наук

В.С.РомановПервые шаги Россия, как самостоятельное государство, в начале 90-х гг. совершала, опираясь на созданный в Советском Союзе мощный научно-технический потенциал. Последующие либеральные эксперименты в экономике, нарастание долговой зависимости от Запада обострили проблему экономической безопасности как одной из важнейших составляющих национальной безопасности страны. Не случайно в 1996 г. Указом Президента России была утверждена "Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)", в развитие которой принято постановление Правительства. В январе 2000 г. указом Президента утверждается концепция национальной безопасности РФ. Для России экономическая безопасность стала проблемой выживания, если учесть развал экономики, обнищание народа, снижение обороноспособности страны.

Последние годы XX в. и начало XXI в. обозначили новое явление - мировую тенденцию глобализации в экономике и политике. Значительно возросла роль транснациональных корпораций, сосредоточивших 80% внешнеторговых потоков в мире и более 60% валового внутреннего продукта.

Широкое использование высоких технологий во всех сферах производства, информатике, глобализация финансовых рынков изменили динамику товарно-денежных обращений, что, в свою очередь, привело к росту масштабов перелива капитала. С одной стороны, это положительное явление способствует экономическому росту, с другой - приводит к снижению стабильности в сфере не только финансовых и экономических отношений, но и государственной политики. Особую остроту приобретает конфликт интересов развитых стран и государств "третьего мира", что не в последнюю очередь вызывается желанием Запада установить контроль за ресурсами и, в первую очередь, - топливно-энергетическими. Достаточно напомнить резолюцию Конгресса США о четырех важнейших приоритетах, в числе которых "усиление контроля США над районами максимальной концентрации энергоносителей". Это приобретает особую значимость, если учесть заключение ученых мира о том, что разведанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи осталось на 42 года. Эта цифра была подтверждена на состоявшемся Всемирном нефтяном форуме.

Последнее десятилетие многое изменило в нашей стране. Резко увеличилась доля частных предприятий, начался процесс саморегулирования экономики, активно заработали финансовые фонды и биржи, коммерческие банки. Однако эти сдвиги имеют и обратную сторону - огромные экономические и социальные потери, существенно снизившие потенциал национальной безопасности и, прежде всего, - экономической. Утеряна экономическая неуязвимость России от внешних факторов, что позволяет ряду стран предпринимать шаги, не считаясь с ее национальными интересами, а порой и диктовать неприемлемые для нее условия в сфере не только внешнеполитической, но и внутриполитической деятельности.

Однако в области геополитики Россия сохраняет ряд признаков великой державы, что обусловлено особым географическим, природным, ресурсным, историческим и культурным богатством нашей страны.

Ее природный ресурсный потенциал составляет 21% мировых запасов. Россия обеспечивает свыше 10% мировой добычи нефти, 30% - природного газа, 10% - каменного угля, 14% - товарной железной руды, 10-15% - цветных и редких металлов, 4-е место в мире по производству чугуна (40,1 млн т), 5-е место - стали (51,5 млн т), 5-е место - угля (249 млн т).

По оценке, высказанной руководителем отделения экономики РАН акад. Д.С.Львовым, на начало 1999 г. Россия занимала 1-е место в мире по национальному богатству как по абсолютной величине, так и в расчете на душу населения, в 1,2 раза выше, чем в США и Канаде, в 1,7 раза больше, чем в Западной Европе (Россия - 400 тыс. долл. Северная Америка - 326, Западная Европа - 237, Ближний Восток - 150). По душевому показателю природной составляющей национального богатства США и Канада отстают от России в 10 раз, а Западная Европа - 27 раз.

Вместе с тем следует заметить, что для России остается одной из больших проблем - огромный объем и удельный вес в экономике добычи природных ресурсов и их транспортировка к местам нефтепереработки: наибольшая концентрация ресурсов - на востоке и севере, где преобладает суровый климат, а населения - на западе. На долю Сибири и Дальнего Востока приходится 75% территории страны, 70% прогнозных запасов нефти, 90% газа, а добывается на этой территории 68% нефти, 92% природного газа и 80% угля. Однако проживает там всего 16 млн человек.

В течение ряда десятилетий Советский Союз осуществлял стратегию освоения природных богатств Сибири и Дальнего Востока, решая в комплексе инвестиционные, производственные, социальные и демографические задачи.

В результате за 1970-79 гг. был обеспечен прирост населения Дальнего Востока на 23%, за 1979-89 гг. - еще на 18,5%. Однако после развала СССР эта позитивная тенденция была нарушена, что привело к катастрофическому откату страны назад. Глобальный кризис, насильственное разрушение социалистической экономики, механическое следование рецептам Запада обернулось спадом промышленного производства на 40%, сокращением инвестиций в 4 раза.

При этом резко обострилась одна из диспропорций бывшего СССР - благосостояние граждан не соответствует стоимостной оценке природно-ресурсного потенциала, финансовой мощи государства, возможностям человеческих ресурсов.

Катастрофическими темпами происходит сокращение населения на востоке страны. Так, за десятилетие капитализации население Дальнего Востока уменьшилось на 8,6%, или на 800 тыс. человек, Чукотка потеряла более 30% населения, Магадан - 25%, Камчатка и Сахалин - более 10%. С этим фактором связаны и спад производства, и снижение показателей социального развития.

В аналитическом докладе Совета Федерации "Стратегия развития России в Азиатско-Тихоокеанском регионе XXI века" содержится вывод о растущих угрозах хищнического растаскивания ресурсов, незаконной миграции населения из других стран и острой необходимости как минимум удвоения собственного населения России в этой зоне. Реализация курса либеральных радикалов оборачивается все большими потерями для страны и ее населения.

Важная роль в дальнейшем развитии России принадлежит естественным монополиям, в числе которых особое значение имеет электроэнергетика. Это важнейшая отрасль, от развития которой во многом зависит и национальная безопасность. Грозным напоминанием об этом стал энергетический кризис в Приморье, на Камчатке, в Магадане и других регионах.

Без структурной перестройки российской экономики и перехода на энергосберегающие технологии цели "энергетической стратегии" недостижимы. На ближайшие годы модернизация действующих мощностей возможна только при увеличении объемов поставок энергоносителей на экспорт, хотя это далеко не лучший вариант. На сегодня - выработка запасов на действующих нефтяных скважинах упала до 54%, а доля Западной Сибири снизилась с 68 до 55%. В России добыча нефти в 2001 г. составила всего 305 млн т, в то время как в СССР этот показатель был равен 600-630 млн т. Заметно возросла доля потребления газа в энергетике - с 34 до 60%. В развитых странах этот показатель не превышает 26%.

Основная беда энергетики России состоит в катастрофическом старении ее фондов. За прошедшие 10 лет оборудование электроэнергетики "состарилось" еще на треть своего нормативного срока службы, к 2000 г. предельной нормативной наработки достигли 55% установленных мощностей. По прогнозам специалистов, выход мощностей из работы будет нарастать лавинообразно. Если принять во внимание, что сроки строительства новых электростанций составляют не менее 5-7 лет, вопрос об инвестициях в электроэнергетику встает во всей своей остроте!

Величина необходимых инвестиций составляет около 5 млрд долл. в год! Откуда их взять? Выступая на парламентских слушаниях в октябре 2000 г., бывший министр энергетики России А.Гаврин заявил, что реальная потребность мирового топливно-энергетического комплекса в инвестициях на ближайшие 20 лет составляет 950 млрд долл., однако ресурсы международного финансового рынка существенно ниже. Может ли Россия рассчитывать в ближайшие два десятилетия на крупные инвестиции Запада? Несмотря на смелые заверения А. Чубайса, ответ может быть только отрицательным. Потенциальные инвесторы в самой России тоже не торопятся. Ясно, что государство призвано выработать механизм стимулирования внутренних инвесторов, в полной мере использовать бюджет развития, амортизационные источники, заинтересовать потребителей в капиталовложениях в энергетику. Нельзя не сказать и о том, что рыночная капитализация акционерного капитала в Россию поразительно мала, в 1998 г. она составляла около 13 млрд долл. (для сравнения: установленная мощность всех 700 электростанций России составляет 215 млн кВт, по мировым ценам оценивается в 400 млрд долл.).

За время существования РАО "ЕЭС России" действующую энергосистему инвестирует только государство (по указу Президента все дивиденды госпакета акций полностью направляются на инвестиции). Если учесть, что более 40% акционеров - это частные организации и лица, получается, что государственная доля прибыли обеспечивает будущие доходы частных инвесторов. Энергетика СССР и России представляют из себя единый комплекс технологически и экономически связанных хозяйствующих субъектов отрасли, единую систему планирования и прогнозирования, единую систему оперативного диспетчерского регулирования производства, передачи и распределения электрической и тепловой энергии. Это была уникальная система, обеспечивающая энергетическую безопасность России, надежное обеспечение всех потребителей электроэнергией.

Какими представляются перспективы энергосистемы страны после ее дробления, что предусматривается программой реструктуризации?

Выделение Федеральной сетевой компании может привести к сосредоточению в руках ее руководства мощных финансовых потоков, дающих возможность диктовать свою волю потребителям и руководству приватизированных электростанций, а также энергодотационным регионам.

Ликвидируется единый федеральный орган управления, ответственный за надежность тепло- и энергоснабжения страны в целом.

Выбрасываются на свободный рынок в качестве самостоятельных производителей десятки ТЭЦ и ГРЭС со сроком службы 40-60 лет. В проекте закона "Об электроэнергетике" предусмотрено выводить их из эксплуатации по коммерческим соображениям, в то время как строительство новых станций потребует длительных сроков. Это может послужить тормозом на пути промышленного и социального развития страны и привести экономику многих регионов к тяжелым последствиям.

В случае роста в России промышленного производства возникнет дефицит электроэнергии и, как следствие, - неизбежные скачки тарифов. А. Чубайс не скрывает своих планов уже на первом этапе реструктуризации добиться повышения тарифов вдвое, а впоследствии уровнять их с Западом.

Между тем рост тарифов в естественных монополиях означает резкое сокращение темпов роста в перерабатывающих отраслях, обрушение уровня жизни десятков миллионов людей, снижение конкурентоспособности российских товаров на международных рынках.

К сожалению, правительство осталось глухим к многочисленным выступлениям руководителей производства и крупнейших ученых против приватизации РАО "ЕЭС России". Предложения ученых РАН не учтены, не принят во внимание и ряд идей группы Госсовета во главе с В.Крессом. Пренебрегли 12 альтернативными вариантами реформирования отрасли.

Любые принимаемые правительством меры по развитию экономики страны, сколь привлекательны они бы ни были с позиций общей рыночной модели, должны вначале пройти экспертизу с точки зрения их соответствия достижению намеченных параметров социально-экономического развития. Только такая политика может обеспечить экономическую безопасность России.

Губительный для страны курс приватизации, опасные последствия намечаемого разрушения целостности трех крупнейших естественных монополий должны получать объективную оценку во имя сохранения национальной безопасности и территориальной целостности страны.