Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (5) Декабрь 2002г

Деятельность межведомственной рабочей группы по проблемам миграции

Вышегородцев М.М., заместитель Председателя Московской городской Думы, кандидат юридических наук

Минувшее десятилетие характеризуется значительным ростом миграционных процессов, а также масштабными трансформациями геополитической обстановки.

Переход к политике открытых дверей, включение России в систему международных миграций, трансформация ее экономики на рыночной основе, реализация конституционного принципа свободы передвижения привели к развитию трудовой миграции, приблизили Россию к мировому рынку труда, восполнили нехватку трудовых ресурсов в отдельных регионах РФ.

Вместе с тем отмечаются тревожные тенденции в развитии миграционной ситуации, вызванные распадом СССР на фоне проявлений национализма и экстремизма, вооруженных столкновений и конфликтов, политической и экономической нестабильности, а также наличия слабо контролируемых участков Государственной границы. В этих обстоятельствах миграция зачастую имеет неконтролируемый характер. Значительны потоки криминальной иммиграции в Россию из государств с нестабильной общественно-политической, экономической и санитарно-эпидемиологической обстановкой.

Поток прибывающих в Россию иностранцев достиг 21,2 млн человек в год, из них в стране ежегодно оседает свыше 3 млн иммигрантов. За минувшее пятилетие в 10 раз увеличилось число иностранцев, задерживаемых на Государственной границе при попытке ее незаконного пересечения.

Социально-экономические последствия неконтролируемой миграции оказываются в большинстве случаев неблагоприятными, особенно на Дальнем Востоке и юге России, где происходит интенсивное формирование иностранных общин, постепенно вытесняющих по своей численности и влиянию коренное население. Беспорядочный приток иностранной рабочей силы на российский рынок труда приводит к избытку трудовых ресурсов в ряде регионов страны. При официальном уровне безработицы порядка 6 млн человек число нелегальных трудовых иммигрантов достигает в России 4 млн человек и к 2010 г. их численность прогнозируется свыше 19 млн человек. На фоне массового выезда граждан РФ из ряда регионов это создает прямую угрозу национальным интересам России, ухудшает демографическую структуру общества и качество жизни населения.

Связь радикальной сети терроризма, организованной преступности и незаконной миграции стала очевидной для мирового сообщества. Приток иностранных граждан и лиц без гражданства оказывает значительное влияние и на состояние криминогенной обстановки в России. За январь-август 2002 г. ими было совершено 25 961 преступление, что на 5% превышает количество преступлений за аналогичный период прошлого года. Около 30% зарегистрированных преступлений совершаются иностранцами и лицами без гражданства в организованных группах, причем свыше 50% из них относятся к категориям тяжких и особо тяжких.

Особую остроту приобретают криминогенные последствия, связанные с пребыванием в РФ граждан государств - участников СНГ. Из общего количества преступлений, совершенных иностранцами и лицами без гражданства в январе-августе 2002 г., 91,9% преступлений приходится на эту категорию граждан. Россия несет большие экономические потери от незаконной миграции. По данным Центрального банка России почти 50% всей наличной валюты приобретается и вывозится по документам иностранцев: в минувшем году эта цифра составила почти 8 млрд долл. Именно эти наличные деньги, сокрытые от налогообложения, являются своего рода оборотным капиталом преступности, финансируют и стимулируют террористические группы, организованную преступность, а также наркотизацию общества. Нелегальных мигрантов из стран СНГ, трудоустроившихся в России, насчитывается около 3,8 млн человек, а на налоговом учете состоит только 35 тыс. В среднем на одного иностранца, находящегося в России, приходится около 10 руб. налоговых поступлений.

Для решения вопросов регулирования миграционных процессов, с учетом сложившихся условий, распоряжением Президента РФ от 3.12.01 № 674-рп была создана межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства РФ.

Проведенный рабочей группой анализ норм миграционного законодательства РФ показал, что эти нормы разобщены по множеству законодательных и подзаконных актов, не создающих эффективного механизма, направленного на противодействие международному терроризму и политическому экстремизму, не предусматривают действенных мер пограничного и иммиграционного контроля, надзора за выдачей документов, удостоверяющих личность; потенциал российского миграционного законодательства еще недостаточен для реальной борьбы с транснациональной организованной преступностью.

В поиске подходов к решению этого широкого круга задач рабочая группа пришла к выводу о том, что обновлению и совершенствованию в настоящее время подлежат законодательные акты, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, правом граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ, правовым положением иностранных граждан, въездом в РФ и выездом из РФ, пересечением Государственной границы РФ, правовым положением беженцев и вынужденных переселенцев, а также выдачей и использованием основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ.

Рабочей группой подготовлен и направлен в Правительство РФ проект Концепции регулирования иммиграционных процессов в РФ, которая представляет собой целостную систему основных принципов и направлений деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере управления иммиграционными процессами.

Согласно указанной Концепции, регулирование миграционных процессов должно осуществляться федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в следующих основных направлениях:

а) совершенствование законодательства РФ, регулирующего отношения, возникающие в сфере миграции. Наряду с защитой прав и обеспечением свободы передвижения, выбора места жительства и пребывания мигрантов, законодательство РФ должно предусматривать отвечающую современным условиям систему мер по регламентированию иммиграции и пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства и пресечению незаконной миграции. Миграционное законодательство РФ должно содержать положения, направленные на противодействие международному терроризму, и предусматривать возможность отказа во въезде лицам, разыскиваемым правоохранительными органами либо ранее судимым за совершение тяжких преступлений. Кроме того, законодательство должно устанавливать приоритетное право граждан РФ на занятие вакантных рабочих мест и обеспечивать механизмы реализации этого права;

б) развитие международного сотрудничества в сфере регулирования миграционных процессов. Международное сотрудничество в сфере регулирования миграционных процессов осуществляется на основе международных договоров РФ, направленных на предотвращение и пресечение незаконной миграции и обеспечение безопасности государства, а также посредством участия в работе международных правительственных и неправительственных организаций, деятельность которых направлена на регулирование миграционных процессов.

Деятельность по формированию системы международных договоров, регулирующих межгосударственные отношения России в сфере миграции, включает в себя анализ действующих соглашений о взаимных безвизовых поездках граждан и подготовку предложений по сокращению числа категорий иностранных граждан, имеющих право на въезд в РФ без виз и перечня удостоверяющих личность документов, используемых при таком въезде.

Международное сотрудничество предполагает также заключение договоров межведомственного характера с компетентными органами зарубежных государств, предусматривающих обмен информацией, выполнение запросов сторон, проведение скоординированных мероприятий, направленных на пресечение и предупреждение незаконной миграции, обмен опытом работы, а также обмен законодательными и иными нормативными актами;

в) разработка и осуществление организационных мер в сфере миграционного регулирования. К таким мерам относятся: усиление консульскими учреждениями контроля за предоставляемыми им материалами; регулярная проверка работы подразделений органов внутренних дел и консульских учреждений по оформлению гражданства РФ, выдаче паспортов и въездных виз; создание федеральной системы учета иностранных граждан и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ, в том числе обучающихся в образовательных учреждениях; создание Регистра населения РФ и регистров населения субъектов РФ; создание федеральной системы учета российских и иностранных юридических лиц, деятельность которых связана с пребыванием иностранных граждан на территории Российской Федерации и другие мероприятия.

г) разработка и реализация мер социально-экономического характера, направленных на сохранение и дальнейшее формирование населения РФ. Эти меры, в первую очередь, должны быть направлены на создание условий для сохранения и дальнейшего формирования населения, особенно в важных в геополитическом отношении регионах РФ, обеспечение приема и оказание помощи вынужденным мигрантам и создание условий для их интеграции в социальную среду, оптимизацию миграционных потоков и содействие более эффективному использованию трудовых ресурсов, создание условий для добровольного возвращения вынужденных мигрантов в места их прежнего проживания.

Реализацию Концепции предполагается осуществить на основе программно-целевого метода путем разработки и выполнения предусмотренных Концепцией мероприятий.

Помимо создания Концепции, Рабочей группой проведена работа по подготовке ряда федеральных законов ("О гражданстве Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации", законов, вносящих дополнения и изменения в Законы РФ и др.), а также проработке множества вопросов, регулирующих деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных организаций в сфере управления миграционными процессами. Членами рабочей группы были также внесены предложения о дополнении Кодекса РФ об административных правонарушениях и Уголовного кодекса РФ нормами, устанавливающими ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение правил пребывания на территории РФ и ответственность за организацию незаконной миграции

Деятельность межведомственной рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию миграционного законодательства РФ очень важна, т.к. регулирование миграционных процессов осуществляется в целях обеспечения безопасности государства и территориальной целостности РФ, а также предотвращения въезда на территорию РФ граждан недружественных государств и государств, в отношении которых имеются сведения о деятельности на их территории организаций экстремистской направленности; содействия социально-экономическому развитию страны; защиты национального рынка труда, создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения РФ.