Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Международный терроризм - угроза глобальной и региональной безопасности: особенности проявления и пути противодействия

Кольтюков А.А., начальник Института военной истории Министерства обороны РФ, кандидат военных наук, полковник

Террор как способ достижения политических целей насильственными средствами существует с момента зарождения человеческой цивилизации. Как специфическое явление общественно-политической жизни он имеет свою длинную историю, без знания которой трудно понять причины современного терроризма и выработать формы и способы борьбы с ним.

Еще в I веке н. э. в Иудее действовала секта сикариев (сика - кинжал или короткий меч), уничтожавшая путем индивидуального террора представителей еврейской знати, сотрудничавших с римлянами.

Фома Аквинский и отцы христианской церкви не были чужды террору и допускали идею убийства правителя, враждебного, по их мнению, народу.

В средние века представители мусульманской секты ассошафинов убивали префектов и калифов. В эти же времена политический террор практиковали некоторые тайные общества в Индии и Китае. На территориях современного Ирана, Афганистана и некоторых других стран страх на своих противников из мусульманской суннитской знати и правителей наводила могущественная секта исмаилитов, использовавшая в своей борьбе доведенные до совершенства способы физического устранения неугодных лиц.

В просвещенный XIX век террор в Европе получил новый импульс. В 1848 г. немецкий радикал Карл Гейнцген доказывал, что запрет убийства неприменим в политической борьбе и что физическая ликвидация сотен и тысяч людей может быть оправдана, исходя из "высших интересов человечества". Он явился в какой-то мере предтечей теории и практики современного терроризма.

Концепция "философии бомбы" Гейнцгена получила дальнейшее развитие и углубление в "теории разрушения" Бакунина. Революционеры, считал Бакунин, должны быть глухи к стенаниям обреченных и не должны идти ни на какие компромиссы. Его "теория разрушения" была дополнена доктриной "пропаганды действием", выдвинутой анархистами в 70-е годы XIX в. Сутью ее был отказ от устной агитации и пропаганды в пользу террористических действий, поскольку, по мнению теоретиков анархизма, они могут побудить массы к давлению на правительство.

Терроризм становится постоянным фактором общественной жизни со второй половины XIX в. Его представители - русские народники, радикальные националисты в Ирландии, Македонии, Сербии, анархисты во Франции 90-х годов, а также аналогичные движения в Италии, Испании, США.

До Первой мировой войны терроризм считался орудием левых, поскольку он сопровождался лозунгами о борьбе за народное счастье. Но, по существу, к нему прибегали индивидуалисты без ясных политических платформ, а также националисты не только левой ориентации. С окончанием войны террор на свое вооружение открыто взяли правые: национал-сепаратисты и фашистские движения в Германии, Франции и Венгрии, "железная гвардия" в Румынии. В основе этих движений лежали разные идеологические взгляды, но практика их террористических действий фактически основывалась на положениях доктрин "философии бомбы" и "пропаганды действием". Крупнейшими террактами того времени были политические убийства Карла Либкнехта и Розы Люксембург в 1919 г., югославского короля Александра и французского премьер-министра Барту в 1934 г.

В XX в. спектр мотивов для оправдания использования методов террора существенно расширился. Если русские народовольцы, первомартовцы и эсеры рассматривали террор как самопожертвование на благо общества, то для "красных бригад" в Италии он служил способом и средством самоутверждения. Итальянский "красный террор" и "черный террор" фашистского, неонацистского толка стоят недалеко друг от друга и не имеют ничего общего с тем, что делали народовольцы. У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком "благе общества" здесь и говорить не приходится.

В ХХ столетии терроризм перенесся на государственный уровень. Сложившаяся после Второй мировой войны система обеспечения международной и региональной безопасности позволяет достаточно эффективно блокировать крупномасштабные межгосударственные войны. Катастрофические последствия применения современного оружия в межгосударственных войнах обусловили поиск новых способов межгосударственного противоборства. На вооружение вновь был взят терроризм в различных его формах.

Сравнительно недавно о терроризме можно было говорить лишь как о локальном явлении, однако уже с начала 90-х годов он стал феноменом мирового масштаба.

Тем не менее до сих пор общепринятого определения этого феномена в жизни современного общества так и не выработано.

Для западных официальных кругов и исследователей свойственно расширительное его толкование как всеобщего зла. Так, терроризм, согласно официальным американским взглядам, представляет собой "целенаправленное использование насилия или угрозы насилия для достижения политических, религиозных или идеологических целей".

В современной России в связи с событиями в Чечне происходит дрейф к такому же пониманию сущности терроризма. Расширительное толкование этого явления автоматически характеризует любое насильственное действие как террористическую акцию, что входит в прямое противоречие с российским законодательством. Вместе с тем все исследователи рассматривают терроризм как оружие слабых и относят любой терракт в разряд преступных действий.

В международно-правовом аспекте международный терроризм определяется как "совокупность общественно опасных в международном плане деяний, влекущих бессмысленную гибель людей, нарушающих нормальную дипломатическую деятельность государств и осуществление международных контактов и встреч, а также транспортных связей между государствами".

Полагаю, что на сегодняшний день природа этого явления вышла за рамки устоявшегося определения.

Международный терроризм сегодня представлен мощными структурами, располагающими современными средствами и технологиями. Этим обусловлен широкий спектр форм его проявления: от отдельных акций до ведения диверсионно-террористических войн. Международный терроризм сегодня становится геополитическим вызовом всему мировому сообществу.

Основными объектами воздействия международного терроризма являются внутренняя и внешняя безопасность той или иной страны или группы государств, конституционные основы их общественного и государственного строя, а главными целями - дезорганизация государственного управления, нанесение значительного экономического ущерба и дестабилизация военно-политической обстановки.

Отличительные черты современного международного терроризма:

  • наблюдается не только использование террористических организаций отдельными государствами в собственных интересах, но и формирование глобальных и региональных террористических руководящих центров, осуществляющих подготовку операций и организацию взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции, при этом национальная и религиозная принадлежность исполнителей не является свидетельством принадлежности к конкретному государству или религиозному движению;
  • для закрепления присутствия в конкретных государствах используется право на политическое убежище; осуществляется проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; под прикрытием своих агентов в органах власти создаются разветвленная сеть центров и баз по подготовке боевиков, склады оружия и боеприпасов, фирмы, компании, банки, фонды, которые используются для финансирования проводимых операций;
  • обозначилась тенденция перехода от осуществления отдельных террористических актов к масштабным акциям, приобретающим характер диверсионно-террористической войны, в ходе которой широко применяются методы информационно-психологического воздействия, в том числе для создания атмосферы всеобщего страха, возбуждения антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть;
  • срастание международного терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием; искусственное создание конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.

Новые черты терроризма отчетливо проявились в ходе подготовки и проведения террактов в США:

  • необычайно высокий уровень планирования;
  • высочайшая синхронизация действий;
  • предварительная игра на рынке ценных бумаг в предвидении их обесценивания;
  • демонстрационный характер террактов (разрушение символа мировой банковской системы);
  • продуманное до мелочей информационное обеспечение (заснят на пленку даже таран здания Всемирного торгового центра самолетами) и др.

Таким образом, террористические акты в США 11 сентября 2001 г. являются ни чем иным, как глобальной провокацией, укладывающейся в концепцию управления кризисами. Но если ранее этим процессом управляли государства и их объединения, которые вынуждены подчиняться нормам международного права и мировому общественному мнению, то теперь мы наблюдаем попытку вмешательства в мировую политику мощных неправительственных структур, не подчиняющихся общепринятым правилам и нормам и действующих вне рамок мирового сообщества.

Если мировое сообщество не поймет серьезность угрозы, не предпримет действенных шагов по искоренению международного терроризма, то мир вступит в новую эпоху - эпоху террористических войн.

В настоящее время в расстановке сил в мире начинает проявляться тенденция к резкой поляризации. Существующий однополярный мир во главе с США, видимо, не будет устраивать ряд европейских государств, Китай, Японию и исламский мир. Каждый из этих полюсов (центров силы) имеет собственные цели, пути и средства их достижения. Это создает предпосылки для широкого распространения терроризма.

Сегодня государства СНГ в силу их геополитического положения оказались на переднем крае борьбы с международным терроризмом. Это со всей очевидностью подтверждают события на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе.

Ситуация может значительно осложниться в связи с крахом далеко идущих планов экстремистов на Северном Кавказе и сосредоточением основных сил "джихада" на Центрально-Азиатском направлении. И это не "виртуальные сценарии", а вполне конкретные замыслы радикальной "перекройки" политической карты целого региона.

Было бы слишком наивным полагать, что планы террористов ограничатся рамками одного отдельно взятого государства. Метастазы экстремизма уже проникли во многие наши страны. И если ему удастся дестабилизировать ситуацию в каком-либо из государств Центральной Азии, "цепную реакцию" не остановят никакие границы. Реализация своих целей силами международного терроризма и религиозного экстремизма может привести к коренному изменению геополитической ситуации в Центральной Азии с непредсказуемыми последствиями. Речь идет не просто о сохранении стратегической стабильности в регионе, а о будущем наших народов и государств.

Общепринято, что одну из основных угроз жизненно важным интересам многонационального государства, а таких на пространстве СНГ большинство, представляют внутренние вооруженные конфликты, возникающие под лозунгами национализма и сепаратизма. Их специфическая природа состоит в том, что противоборствующие стороны черпают свои людские и материальные ресурсы из одного и того же национального источника.

В силу слабости позиций политической элиты сепаратистов одной из ее излюбленных форм борьбы с центральной властью становятся акты терроризма. Терракты используются для подрыва доверия к власти в стране и провоцирования страха у граждан. Такая форма борьбы представляет угрозу политической стабильности государства и безопасности граждан, приводит к выгодным для политиков, использующих терроризм, результатам.

В зависимости от масштабов и напряженности столкновений между силами правопорядка и нарушителями общественной безопасности предусмотрено использование различных правоохранительных органов, в том числе вооруженных сил. Последние находят особенно широкое применение в тех случаях, когда террористические действия приобретают черты гражданской войны.

Вместе с тем современное международное право признает за мировым сообществом возможность прибегнуть к коллективному вмешательству под различными предлогами (предотвращение гуманитарной катастрофы, борьба с нарушениями прав человека и т.д.), что мы уже наблюдали на примере Югославии.

Таким образом, центральное правительство вынуждено выбирать - или отстаивать конституционный строй и территориальную целостность страны всеми доступными методами и в кратчайшие сроки, или подвергнуть свою страну интервенции международных сил, результатом которой будет все та же утрата территориальной целостности.

В соответствии с национальными законодательствами основная роль в борьбе с терроризмом отводится спецслужбам. Вооруженные силы подключаются к решению задач на этапе, когда проблема приобретает угрожающие масштабы - уже созданы и активно функционируют незаконные вооруженные формирования, существуют их базы и запасы материальных средств.

Войсковые формирования вынуждены вступать в борьбу практически с чистого листа - без знания реальной обстановки, так как по закону органы военной разведки не могут осуществлять свою деятельность на своей территории и тем более - на территории союзного по СНГ государства. Кроме того, вооруженные силы не могут вести активную пропагандистскую кампанию, так как основные СМИ не являются государственными и принадлежат частным лицам.

Видимо, основными направлениями решения существующих проблем должны быть:

  • консолидация усилий всех стран СНГ в борьбе с терроризмом с тем, чтобы согласованными усилиями противостоять проявлениям международного терроризма на пространстве СНГ, сохранить территориальную целостность государств и успешно противодействовать любым попыткам международного вмешательства под надуманными предлогами;
  • развитие нормативно-договорной базы антитеррористической деятельности;
  • унификация национальных законодательств в этой области;
  • формирование системы взаимного информирования в интересах адекватного реагирования на проявления терроризма;
  • отработка системы и методов совместного планирования антитеррористических действий и подготовки выделяемых сил и средств;
  • разработка моделей комплексных контртеррористических операций, проводимых по решению Совета глав государств - участников СНГ.

Акцентируя внимание лишь на некоторых геополитических, международно-правовых и военно-стратегических аспектах реализации столь многогранной задачи, полагаю, что теоретические положения и практические рекомендации по организации борьбы с международным терроризмом, а также уникальный боевой опыт, достающийся столь дорогой ценой, послужат фундаментом для дальнейшего совершенствования взаимодействия государств Содружества в интересах обеспечения стратегической стабильности на пространстве СНГ.