Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Глобализация и некоторые проблемы борьбы с терроризмом

Куликов А.С., председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, генерал армии

Террористический акт в США 11 сентября 2001 г. при масштабности жертв и разрушений несомненно является закономерным порождением современного этапа развития человечества, его глобализации, связанной с процессом формирования в мировом масштабе единого финансово-информационного пространства на основе новых, преимущественно компьютерных технологий.

Часто говорят, что мир после 11 сентября 2001 г. изменился, изменилось общественное сознание. Недавние восторженные оценки процесса глобализации сменились горьким осознанием того, что национальная, региональная, международная безопасность в условиях глобализационных процессов не укрепилась, а наоборот - оказалась беззащитной перед лицом новых угроз.

Как и глобализация, современный терроризм как проблема, к сожалению, до конца не изучен, хотя и имеет очень древнюю историю.

Что мы можем сказать о причинах террористических акций? Видимо, здесь и разные подходы в мировоззрении, сохраняющиеся стереотипы холодной войны, разные методологии в оценке современных мировых процессов, и это в тех условиях, когда по оценкам большинства экспертов сохраняется достаточно высокая вероятность повторения террористических актов.

Кроме причин мы плохо знаем пусковые механизмы конкретных субъектов, стоящих за террористическими актами. Мы только предполагаем, что это религиозные экстремисты, наркодиллеры, транснациональные корпорации, как явно преступные, так и благополучные внешне, ведущие борьбу за передел финансовых рынков и денежных потоков.

Поскольку не названы причины, пусковые механизмы и субъекты терроризма, то усилия мирового сообщества в новых условиях во многом неэффективны. Это в равной степени просматривается в результатах антитеррористичеких операций в Афганистане, Чечне, на Ближнем Востоке и других традиционных зонах террористической активности.

Что необходимо в связи с этим, на наш взгляд, делать в области борьбы с терроризмом?

Во-первых, необходима организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или, по крайней мере, его основных признаков. В современной литературе насчитывается более 100 его определений, что создает трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные квалифицирующие признаки, однако терроризмом не являющихся.

Необходима дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.).

Во-вторых, на основе имеющегося опыта, с учетом того, что терроризм приобретает международный характер, необходимо разработать модельный закон о борьбе с терроризмом. И это уже ни у кого не вызывает сомнений и тем более возражений. Мы разработали проект структуры такого закона, если его сравнивать с законом РФ "О борьбе с терроризмом" 1998 г., то количество статей увеличилось с 29 до 59 (т.е. более чем в 2 раза), количество глав - с 8 до 12. Но главное - это качественно новые подходы. Речь идет о защите объектов террористических посягательств, борьбе с финансированием террористической деятельности, информационном противодействии терроризму, международном сотрудничестве Российской Федерации в области борьбы с терроризмом и т.д.

Работу над этим законом мы проводим во взаимодействии с рабочей группой членов Конгресса США, которую возглавляют Курт Вэлдон и Джим Сакстон. Прошло совместно 3 заседания рабочих групп. При принятии такого закона парламентами России и США он может стать модельным законом для стран мирового сообщества. Работу над этим законом поддержали Президенты США и России в ходе недавней встречи в мае 2002 г. в Москве. В разработку содержания закона значительный вклад могут внести сотрудники Антитеррористического центра стран СНГ.

В-третьих, необходимо выработать не только стратегию, но и тактику создания единого мирового антитеррористического центра, кроме того, что уже создана и действует антитеррористическая коалиция государств. На мой взгляд, необходимо учитывать следующее:

Вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра в рамках ООН ограничиваться не должна. Сейчас уже всем ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет "отмывания" грязных денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием. А это означает, что следует вести речь о создании не просто мирового антитеррористического центра, а мирового центра борьбы с международной преступностью.

При этом необходимо концептуально менять подходы к борьбе с терроризмом. Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции разных стран. Может быть, в этой связи более рационально ставить вопрос о преобразовании Интерпола в такой центр? При этом необходимо менять конституцию Интерпола и основополагающие принципы его деятельности. Речь идет о том, чтобы помимо разветвленного информационного обмена Интерпол выполнял функции международных расследований и международных оперативно-розыскных операций и имел для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования.

Эффективность борьбы с международным терроризмом немыслима без создания международной, региональной в рамках СНГ системы мониторинга терроризма на основе обязательной передачи соответствующей информации от национальных правительств, региональных и международных организаций, участвующих в различных формах в борьбе с терроризмом, ее накопления и анализа в специально созданном информационном банке. При этом государства (их соответствующие органы и структуры) должны иметь равный доступ к информации в условиях реального времени. Проводимая в этом направлении работа в Антитеррористическом центре заслуживает поддержки и требует дальнейшего наращивания.

В-четвертых, при организации масштабной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, как показывает практика Афганистана, необходима разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязательности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом. Мировое сообщество должно четко обозначать цели и задачи антитеррористических действий. При этом хотелось бы отметить, что массированное военное уничтожение сил и средств террористов в Афганистане является, наверное, больше исключением, чем правилом.

Мы предлагаем разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.

В-пятых, принятие мер по скорейшей ратификации членами международного сообщества конвенций по борьбе с терроризмом и последующему внесению ими необходимых изменений в национальное законодательство. Необходим созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с терроризмом и принятия ею соответствующих решений.

На наш взгляд, важно проведение на международном уровне (в том числе в рамках СНГ) сравнительных исследований национального законодательства по борьбе с терроризмом для выработки последующих рекомендаций по их сближению и унификации на основе исследования выявленных оптимальных подходов формирования правильной основы противодействия указанной угрозе. Это для деятельности Антитеррористического центра крайне важно.

В-шестых, чрезвычайно важно видеть и понимать, как меняется облик терроризма в современных условиях.

Появились так называемые кибертеррористы. Не меньшую опасность таит в себе применение террористами химического, биологического оружия, радиоактивных веществ. Маловероятно, что террористические группировки могут овладеть ядерными боеприпасами, но вероятность овладения ими радиоактивными веществами очень велика, а они по поражающему воздействию очень опасны. Специалисты по борьбе с терроризмом не могут без содрогания думать о возможных последствиях умышленного применения радиоактивного цезия.

В-седьмых, эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои населения.

Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума (ВААФ). Впервые об этом было заявлено в 1999 г. За этот период к предложению инициатора присоединились около 40 стран мира. 5 декабря 2000 года в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета ВААФ, а 14 февраля 2002 г. в Берлине ВААФ был зарегистрирован как международная неправительственная общественная организация.

Таким образом, ВААФ привлекает самые различные слои общества к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта.

Я глубоко убежден, что единственная война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с международной преступностью и международным терроризмом. Но чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия.

Глобализация и некоторые проблемы борьбы с терроризмом | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Глобализация и некоторые проблемы борьбы с терроризмом

Куликов А.С., председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, генерал армии

Террористический акт в США 11 сентября 2001 г. при масштабности жертв и разрушений несомненно является закономерным порождением современного этапа развития человечества, его глобализации, связанной с процессом формирования в мировом масштабе единого финансово-информационного пространства на основе новых, преимущественно компьютерных технологий.

Часто говорят, что мир после 11 сентября 2001 г. изменился, изменилось общественное сознание. Недавние восторженные оценки процесса глобализации сменились горьким осознанием того, что национальная, региональная, международная безопасность в условиях глобализационных процессов не укрепилась, а наоборот - оказалась беззащитной перед лицом новых угроз.

Как и глобализация, современный терроризм как проблема, к сожалению, до конца не изучен, хотя и имеет очень древнюю историю.

Что мы можем сказать о причинах террористических акций? Видимо, здесь и разные подходы в мировоззрении, сохраняющиеся стереотипы холодной войны, разные методологии в оценке современных мировых процессов, и это в тех условиях, когда по оценкам большинства экспертов сохраняется достаточно высокая вероятность повторения террористических актов.

Кроме причин мы плохо знаем пусковые механизмы конкретных субъектов, стоящих за террористическими актами. Мы только предполагаем, что это религиозные экстремисты, наркодиллеры, транснациональные корпорации, как явно преступные, так и благополучные внешне, ведущие борьбу за передел финансовых рынков и денежных потоков.

Поскольку не названы причины, пусковые механизмы и субъекты терроризма, то усилия мирового сообщества в новых условиях во многом неэффективны. Это в равной степени просматривается в результатах антитеррористичеких операций в Афганистане, Чечне, на Ближнем Востоке и других традиционных зонах террористической активности.

Что необходимо в связи с этим, на наш взгляд, делать в области борьбы с терроризмом?

Во-первых, необходима организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы по выработке общего понятия терроризма или, по крайней мере, его основных признаков. В современной литературе насчитывается более 100 его определений, что создает трудности при квалификации уголовно-правовых деяний, имеющих сходные квалифицирующие признаки, однако терроризмом не являющихся.

Необходима дальнейшая разработка на международно-правовом уровне базовых принципов борьбы с терроризмом (неотвратимость ответственности за участие в актах терроризма и содействие им; обязательность национальных мер по ликвидации выявленных террористических организаций; недопустимость использования форм и методов терроризма для решения любых социальных и политических задач, включая реализацию права наций на самоопределение; недопустимость политических уступок террористам и двойных стандартов в отношении к терроризму и др.).

Во-вторых, на основе имеющегося опыта, с учетом того, что терроризм приобретает международный характер, необходимо разработать модельный закон о борьбе с терроризмом. И это уже ни у кого не вызывает сомнений и тем более возражений. Мы разработали проект структуры такого закона, если его сравнивать с законом РФ "О борьбе с терроризмом" 1998 г., то количество статей увеличилось с 29 до 59 (т.е. более чем в 2 раза), количество глав - с 8 до 12. Но главное - это качественно новые подходы. Речь идет о защите объектов террористических посягательств, борьбе с финансированием террористической деятельности, информационном противодействии терроризму, международном сотрудничестве Российской Федерации в области борьбы с терроризмом и т.д.

Работу над этим законом мы проводим во взаимодействии с рабочей группой членов Конгресса США, которую возглавляют Курт Вэлдон и Джим Сакстон. Прошло совместно 3 заседания рабочих групп. При принятии такого закона парламентами России и США он может стать модельным законом для стран мирового сообщества. Работу над этим законом поддержали Президенты США и России в ходе недавней встречи в мае 2002 г. в Москве. В разработку содержания закона значительный вклад могут внести сотрудники Антитеррористического центра стран СНГ.

В-третьих, необходимо выработать не только стратегию, но и тактику создания единого мирового антитеррористического центра, кроме того, что уже создана и действует антитеррористическая коалиция государств. На мой взгляд, необходимо учитывать следующее:

Вопросами борьбы с терроризмом деятельность мирового антитеррористического центра в рамках ООН ограничиваться не должна. Сейчас уже всем ясно, что крупные террористические акции невозможны без мощного финансового обеспечения, которое в подавляющем большинстве случаев происходит за счет "отмывания" грязных денег, полученных от наркосделок, незаконной торговли оружием. А это означает, что следует вести речь о создании не просто мирового антитеррористического центра, а мирового центра борьбы с международной преступностью.

При этом необходимо концептуально менять подходы к борьбе с терроризмом. Сейчас она возложена в основном на спецслужбы, которые одновременно ведут разведывательную, контрразведывательную деятельность. Интересы спецслужб в разных странах, и даже порой в рамках одной страны, часто не совпадают. Борьба с терроризмом должна стать приоритетной функцией всех правоохранительных органов и силовых ведомств. На сегодняшний день, как показывает практика, наиболее эффективно взаимодействуют между собой органы полиции разных стран. Может быть, в этой связи более рационально ставить вопрос о преобразовании Интерпола в такой центр? При этом необходимо менять конституцию Интерпола и основополагающие принципы его деятельности. Речь идет о том, чтобы помимо разветвленного информационного обмена Интерпол выполнял функции международных расследований и международных оперативно-розыскных операций и имел для этого соответствующие структуры и подготовленные силы быстрого реагирования.

Эффективность борьбы с международным терроризмом немыслима без создания международной, региональной в рамках СНГ системы мониторинга терроризма на основе обязательной передачи соответствующей информации от национальных правительств, региональных и международных организаций, участвующих в различных формах в борьбе с терроризмом, ее накопления и анализа в специально созданном информационном банке. При этом государства (их соответствующие органы и структуры) должны иметь равный доступ к информации в условиях реального времени. Проводимая в этом направлении работа в Антитеррористическом центре заслуживает поддержки и требует дальнейшего наращивания.

В-четвертых, при организации масштабной борьбы с терроризмом и транснациональной преступностью, как показывает практика Афганистана, необходима разработка международно-правовых основ проведения международных антитеррористических операций с закреплением обязательности санкции Совета Безопасности ООН на их осуществление и контроль за их ходом. Мировое сообщество должно четко обозначать цели и задачи антитеррористических действий. При этом хотелось бы отметить, что массированное военное уничтожение сил и средств террористов в Афганистане является, наверное, больше исключением, чем правилом.

Мы предлагаем разработать своеобразный кодекс поведения государств в борьбе с международным терроризмом, свод принципов и базовых правил взаимопомощи в конкретных ситуациях. Подобные документы были бы хорошим дополнением существующих международных договоров в этой сфере.

В-пятых, принятие мер по скорейшей ратификации членами международного сообщества конвенций по борьбе с терроризмом и последующему внесению ими необходимых изменений в национальное законодательство. Необходим созыв специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН по борьбе с терроризмом и принятия ею соответствующих решений.

На наш взгляд, важно проведение на международном уровне (в том числе в рамках СНГ) сравнительных исследований национального законодательства по борьбе с терроризмом для выработки последующих рекомендаций по их сближению и унификации на основе исследования выявленных оптимальных подходов формирования правильной основы противодействия указанной угрозе. Это для деятельности Антитеррористического центра крайне важно.

В-шестых, чрезвычайно важно видеть и понимать, как меняется облик терроризма в современных условиях.

Появились так называемые кибертеррористы. Не меньшую опасность таит в себе применение террористами химического, биологического оружия, радиоактивных веществ. Маловероятно, что террористические группировки могут овладеть ядерными боеприпасами, но вероятность овладения ими радиоактивными веществами очень велика, а они по поражающему воздействию очень опасны. Специалисты по борьбе с терроризмом не могут без содрогания думать о возможных последствиях умышленного применения радиоактивного цезия.

В-седьмых, эффективная борьба с терроризмом, преступностью на государственном, межгосударственном уровне возможна только в том случае, если к ней присоединится гражданское общество, все слои населения.

Шагом в этом направлении стала инициатива, которую внесла российская сторона по созданию Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума (ВААФ). Впервые об этом было заявлено в 1999 г. За этот период к предложению инициатора присоединились около 40 стран мира. 5 декабря 2000 года в Венском центре ООН состоялось первое заседание Международного оргкомитета ВААФ, а 14 февраля 2002 г. в Берлине ВААФ был зарегистрирован как международная неправительственная общественная организация.

Таким образом, ВААФ привлекает самые различные слои общества к созданию единого антикриминального и антитеррористического фронта.

Я глубоко убежден, что единственная война, которая должна остаться в XXI столетии, - это война с международной преступностью и международным терроризмом. Но чтобы победить в ней завтра, мир должен уже сегодня объединить свои усилия.