Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Межпарламентская Ассамблея стран СНГ в решении проблем урегулирования военных конфликтов и борьбы с терроризмом

Зеленов Е.А., депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, председатель Постоянной комиссии МПА СНГ по вопросам обороны и безопасности, Герой России, полковник

Постоянная комиссия Межпарламентской Ассамблеи (МПА) по вопросам обороны и безопасности последовательно и настойчиво проводит работу по налаживанию конструктивного сотрудничества парламентов стран Содружества по унификации и гармонизации национального законодательства в этой сфере. Комиссией разработаны 15 модельных законодательных актов по вопросам обороны и безопасности, которые рекомендованы парламентам государств - участников СНГ для использования при разработке национального законодательства.

Однако, несмотря на рост количества и качества разрабатываемых модельных законов, принятых резолюций и рекомендаций различных форумов, реальная криминогенная обстановка на территории государств - участников СНГ, мягко говоря, не улучшается.

Прежде всего, о перспективах мирного урегулирования военных конфликтов на территории СНГ. В свое время в МПА было создано несколько межпарламентских групп по урегулированию межнациональных и региональных конфликтов, поисков путей разрешения межнациональных проблем. Их деятельность в 1993-95 гг. была достаточно активна, а высшим проявлением их эффективности стало подписание в мае 1994 г. Бишкекского протокола по проблемам Нагорного Карабаха.

В этом протоколе зафиксировано, что:

  • во-первых, разрешение военного конфликта должно начаться с прекращения огня;
  • во-вторых, любой конфликт, проходящий на территории СНГ, должен разрешаться силами Содружества;
  • в-третьих, выдвинута инициатива о создании миротворческих сил Содружества.

Сегодня мы можем лишь констатировать, что в основных зонах межнациональных конфликтов достигнуто прекращение огня. Однако говорить об их урегулировании вряд ли возможно. В то же время идея создания миротворческих сил Содружества плавно перешла в реальное формирование миротворческих сил Российской Федерации, а идея о разрешении военных конфликтов на территории СНГ силами Содружества все чаще ставится под сомнение. Тем не менее проблема полного урегулирования конфликтов на территории СНГ остается одной из самых болезненных и злободневных. Жизнь людей в условиях "ни войны - ни мира" теряет перспективу и чревата непредвиденными последствиями. В этой связи вопросы развития нормативно-правовой базы миротворчества в СНГ, повышения инициативы и конструктивности миротворческой деятельности МПА снова начинают выходить на первый план в ее работе. На наш взгляд, здесь широкое поле взаимного сотрудничества между МПА и Штабом по координации военного сотрудничества стран СНГ.

Особо хотел бы остановиться на вопросах противодействия терроризму.

С 1992 г., с первого года своего существования, МПА постоянно держала в поле своего внимания возрастающую угрозу терроризма и сопутствующих ему факторов риска на южных границах СНГ. За этот период принят ряд документов, раскрывающих причины обострения обстановки на Северном Кавказе и в Центрально-Азиатском регионе, разоблачающих цели террористических экстремистских сил в этих регионах, призывающих к мировому сотрудничеству в противодействии общему злу. Все эти документы направлялись в самые высокие политические инстанции, доводились до широких слоев общественности.

Однако не только подготовкой обращений, меморандумов и заявлений ограничивалась деятельность МПА стран СНГ по противодействию терроризму. Ассамблея разработала ряд модельных законодательных актов по противодействию преступности, в том числе модельный закон "О борьбе с терроризмом", который лег в основу Договора о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, подписанного главами правительств наших стран.

К сожалению, потребовались трагические события 11 сентября прошлого года, чтобы мировое сообщество оценило значение наших предупреждений и призывов и вышло на уровень коллективного сотрудничества. Эта трагедия показала, что международный терроризм - новое социально-экономическое явление, которое вовлекло в свою орбиту массы людей и располагает мощной финансовой базой. События 11 сентября также убедили нас, что борьба с терроризмом - это проблема не одного государства, каким бы сильным в военном и экономическом отношении оно ни было. Мировому сообществу предстоит выработать новые приоритеты в международных отношениях и сформировать стратегию своей деятельности для противодействия международному терроризму.

И здесь на первое место выдвигается проблема отказа от практики двойных стандартов, политической избирательности при оценке террористических проявлений в различных регионах мира.

Хотелось бы верить, что скорейшая доработка и принятие ООН Всеобъемлющей конвенции о борьбе с терроризмом позволит создать прочный фундамент соответствующего раздела международного права и правовые основы борьбы с терроризмом.

А пока процесс "совместной борьбы с международным терроризмом" вызывает больше вопросов, чем ответов.

И, по-видимому, в чем-то правы те аналитики, которые приходят к выводу, что главным объектом "антитеррористической деятельности" становится сама Россия - ее суверенитет, ее влияние, ее богатства.

Проблемы борьбы в терроризмом на территории стран Содружества - это проблемы стран СНГ и, в первую очередь, России. Военные формирования "Талибан" в Афганистане практически рассеяны, а поток наркотиков через южные границы Содружества даже по официальным данным возрос почти в 1,5 раза и исчисляется десятками тысяч тонн. А наркотики - это не только финансы, новые террористические акты и кровавые преступления. Это медленное, но целенаправленное уничтожение людей, особенно молодежи. И что страшнее, мы пока не оценили, не поняли.

У нас есть продуманная Межгосударственная программа по борьбе с терроризмом. Задача состоит в том, чтобы наполнить ее конкретными делами. И в этом процессе, на мой взгляд, самым слабым звеном остается нормативно-правовая деятельность.

Причин этому немало.

Во-первых, усилия парламентов государств - участников СНГ по унификации национального законодательства, прежде всего таких отраслей, как уголовная, уголовно-процессуальная и гражданская, явно недостаточны. И хотя внешне картина в сфере модельного законотворчества вполне благополучна, мы вынуждены отмечать, что в современных условиях на территории Содружества отсутствует единое правовое поле при наличии единого криминального пространства.

В этой связи более предпочтительным, по-видимому, станет сосредоточение внимания на более интенсивной правотворческой деятельности в области разработки и принятия международных договоров. Они также выступают средством унификации законодательства, имеют по сравнению с модельными законами более жесткий и обязательный характер и предполагают либо безусловное внесение своих положений в национальное законодательство, либо автоматически становятся частью правовой системы государства.

Во-вторых, нельзя обойти молчанием тот факт, что ряд важнейших международных документов по вопросам обороны и безопасности в рамках СНГ годами не ратифицируются парламентами и по этой причине не вступают в силу. Сейчас мы практически на каждом заседании Комиссии по согласованию с Исполнительным Комитетом доводим до депутатов перечень этих документов, принимаем соответствующие решения. Но проблема остается.

В-третьих, исполнение договорных обязательств (финансов и материальных затрат).

И, в-четвертых, количество стран СНГ, заинтересованных в военном сотрудничестве, сократилось до 6.

В этой связи всем нам есть над чем работать, чтобы в конечном итоге новое тысячелетие оправдало чаяния народов Содружества на лучшее качество жизни.