Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Казаки в системе МВД

Быковский В.И. генерал-майор

Существует несколько обозначений происхождения слова "казак":

1) от татарского слова "каз", означающего в переводе на русский язык "гусь";

2) от монгольских слов "ко" и "зах", означающих, соответственно: первое - "броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, рубеж", откуда "ко-зах" значит "защитник границы";

3) от наименования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов, бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в 14 в.;

4) от значения этого слова на половецком языке - "страж", "передовой"; и ряд других.

Но ни одно из этих обозначений не признается безусловно достоверным.

Первое упоминание о казаках на Руси относится к 1502 г. В наказе великого князя Московского Ивана III великой княгине Рязанской Агреппине говорилось: "...твоим служивым людям...и иным и городовым казакам быть всем на моей службе, а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон, в молодечество, их бы ты...велела казнити...".

В дореволюционной России казаками называли людей проживающих, как правило, в приграничных районах. На них возлагалась задача несения пограничной службы. Казачьи поселения намеренно образовывали так, чтобы разделить веками враждующие между собой народы и племена (особенно на Кавказе). В положении было записано: "Казаки составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами на условии обязательной и общей воинской повинности". Казакам представлялись ряд льгот, среди них: освобождение от подушной подати, государственного земского собора и др. Вместе с тем категорически запрещалось "...водворение на казачьих землях лиц, не принадлежащих к казачьему сословию." Даже вступать в брак с посторонними лицами запрещалось. Места постоянного проживания казаков - казачьи земли: Дон, Кубань, Терек, Оренбург, Забайкалье, Амур, Уссури и др. Во время войн из казаков формируются казачьи части, которые принимают участие в боевых действиях. Так широко известно участие казачьих частей в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 г., в кавказских войнах, в Первой мировой войне 1914-1918 гг. и др. Казачьи отряды Ермака, Хабарова, Атласова, Пояркова внесли весомый вклад в завоевание и освоение Сибири и Дальнего Востока. В XIX в. и начале XX в. в России, особенно в регионах Кавказа, Туркестана, Дальнего Востока создавались иррегулярные казачьи и милицейские части на правах казачества, которые после нормализации обстановки в регионе расформировывались.

Наряду с участием в боевых действиях казаки широко привлекались к выполнению задач в интересах МВД. На них возлагались обязанности по поддержанию порядка на территории дислокации казачьего войска. Для этих целей формировались специальные караульные команды. 6 июня 1872 г. утверждено "Положение о караульных командах", на основании которого в составе Донского казачьего войска были сформированы 6 караульных команд (Новочеркасская, Новониколаевская, Каменская, Константиновская, Усть-Медвединская и Урюпинская). В 1903 г. подобные команды были созданы в Кубанском казачьем войске. На казаков Сибирского, Амурского, Уссурийского казачьих войск с момента их создания возлагалось выполнение на своей территории полицейских функций. Состоявшие на службе в Сибири и на Китайской линии в 1810 г. казаки сведены в казачьи городовые команды и переданы в подчинение гражданского управления. В 1822 г. из них были сформированы 7 городовых казачьих полков (Тобольский, Сибирско-Татарский, Томский, Енисейский, Иркутский, Забайкальский, Якутский конные полки). В 1849 и 1851 г. Тобольский, Сибирско-Татарский, Иркутский и Енисейский городовые казачьи конные полки были переделаны в военное ведомство. Казаки часто привлекались для поддержания порядка и выполнения полицейских функций в крупных городах России, а также при проведении крупных мероприятий. Из казаков Уральского и Оренбургского казачьих войск были сформированы 2 полка, которые, со сменой через 2 года с 1818 по 1862 г., командировали в Москву для выполнения полицейской службы. С такой же целью с 1822 по 1870 г. сотня казаков Уральского казачьего войска несла полицейскую службу в Казани. В июне 1865 г. Башкирское казачье войско в полном составе передано в ведение Министерства внутренних дел.

С 1831 г. в Оренбургской губернии ежегодно во все уездные города для исполнения обязанностей полицейских назначались по 2 урядника и 3 казака.

Для поддержания порядка в период проведения ярмарки в Нижнем Новгороде с 1817 по 1839 г. из Оренбургского войска направлялась команда в составе 10 офицеров и 312 казаков, а с 1839 по 1873 г. эту задачу выполнял казачий полк, командированный из состава Уральского казачьего войска.

Учитывая большое значение соли, на казачьи войска возлагалась обязанность охраны соляных озер и сопровождения транспортов с солью. Для этих целей из состава Оренбургского казачьего войска выделялись специально назначенные караулы и команды.

Одной из задач, для выполнения которой привлекались казаки, являлось выполнение карантинной службы при проявлениях чумы и других заразных заболеваний. Так, в 1879 г. был сформирован Уральский казачий полк для несения караульной службы по случаю чумы, появившейся в Астраханской губернии. После выполнения задач этот полк был расформирован.

На казачьи войска возлагалась обязанность конвоирования "колодников и военных арестантов" по большому Сибирскому тракту. Ее выполняли казаки Уральского, Сибирского, Забайкальского и других казачьих войск.

Широко использовались казачьи войска для подавления революционных выступлений рабочих и крестьян. В период Первой русской революции все казачьи войска были задействованы для подавления революционных выступлений трудящихся.

Система государственного управления казаками стала формироваться при Петре I. В 1719 г. управление казачеством возложено на Коллегию иностранных дел, в которой существовало особое управление Донского и Яицкого казачества. В 1721 г. управление казаками передается казачьей экспедиции Военной коллегии. После учреждения Александром I в 1802 г. министерств во главе управления казачьими войсками был поставлен военный министр. С 1835 г. военное и гражданское управление казаками было сосредоточено в департаменте военных поселений Военного министерства, а с 1857 г. - в управлении иррегулярных войск Военного министерства. В 1879 г. оно было переименовано в Главное управление казачьих войск, во главе которого стоял Атаман всех казачьих войск. С 1827 г. это звание присваивалось наследникам престола. В 1910 г. управление казачьими войсками перешло в Главный штаб Военного министерства. Каждое войско возглавлял наказной атаман. Начальник губернии или области был одновременно и войсковым атаманом местного казачьего войска. Атаман Донского казачьего войска находился в прямом подчинении Военного министра.

Изменения в характере воинской деятельности казаков, привлечение их к решению задач обороны страны и поддержанию порядка требовало от правительства совершенствования правовых основ службы и жизни казачества, принятие в этой связи новых законов и положений. Начало принятия и издания положений по казачеству совпало с учреждением в 1802 г. министерств в России. Первые положения были приняты в 1802-1811 гг. В 1835 г. утверждено специальное положение о Донском войске, которое законодательно закрепило государственный статус казаков. В 1840-1851 гг. было определено государственное положение всех остальных казачьих войск. Эти положения точно устанавливали порядок управления, права и обязанности казаков. В 60-х гг. все законоположения, касающиеся казаков, были пересмотрены. В 1907 г. был опубликован "Свод Военных постановлений по казачьим войскам", в котором закреплялось военное управление и военная служба казаков.

Октябрьская революция 1917 г. разделила казаков на красных и белых. Для координации работы с казачеством 4(17) ноября 1917 г. при ВЦИК Советов создается Казачий отдел, который был распущен в январе 1920 г. Одним из первых Декретов "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 10 ноября 1917 г. Советская власть юридически упразднила статус казачества как особого сословия. 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) направило циркулярное письмо партийным организациям, в котором указывало на необходимость "...учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления".

В 1936 г. отменены все ограничения для казаков по призыву на военную службу, и правительством принимается решение о формировании в РККА Донской, Кубанской и Терской казачьих дивизий. Во время Великой Отечественной войны казачьи кавалерийские корпуса принимали участие в борьбе с фашистскими захватчиками. В 1947 г. казачьи соединения были расформированы.

Возрождение современного казачества началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда в Москве, Краснодарском крае, Ростовской области и других регионах России стали создаваться общественные казачьи организации. Их правовой основой стали Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества". 9 августа 1995 г. Указом Президента Российской Федерации утверждено "Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации". В январе 1995 г. создается Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 г. преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

В 1996-1998 гг. в государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также казачье общество "Всевеликое войско Донское".

После государственной регистрации начался процесс привлечения казаков к государственной службе. Обобщая практику использования казачества в укреплении правопорядка, Министр внутренних дел России в июне 1994 г. направил в подчинительные органы письмо: "Об участии казачества в обеспечении общественного порядка". 16 апреля 1996 г. утверждается Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, определившее виды службы. Они: "...несут военную службу в порядке установленном федеральным законодательством; привлекаются к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Кроме того, "...могут привлекаться к охране общественного порядка; охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов; охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения....из членов казачьих обществ, которые по своим деловым и моральным качествам способны оказать помощь органам внутренних дел Российской Федерации в укреплении правопорядка, могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности на добровольной либо договорной основе".

С изменением статуса казачьих обществ формируется правовая основа их деятельности в регионах. С 1991 по 1998 г. органами власти 53 субъектов Российской Федерации принято 275 нормативных правовых актов по казачеству, в том числе 3 закона в Республике Калмыкия, Краснодарском и Приморском краях.

Для улучшения взаимодействия правоохранительных органов с казачьими организациями приказом Министра внутренних дел 27 августа 1996 г. создается совещательный орган - Координационный совет МВД России по взаимодействию с казачьими обществами. В 1998 г. Координационный совет был упразднен, а его функции переданы Управлению региональных и общественных связей.

В совместной работе органов внутренних дел и казачьих обществ оправдали себя следующие виды деятельности: охрана объектов народного хозяйства (на безвозмездной или договорной основе); охрана садово-огороднических товариществ, крестьянских и фермерских хозяйств; обеспечение общественного порядка на приграничных территориях. На основании Поручения Президента Российской Федерации от 28 мая 1999 г. (Об организации эксперимента по привлечению членов казачьих обществ к поддержанию общественного порядка, охране государственной и таможенной границ) в 1999 г. проводился эксперимент по привлечению членов казачьих обществ в Приморском, Ставропольском краях, Калининградской, Челябинской областях к работе по поддержанию общественного порядка. В нем приняли участие казаки Балтийского отдельного казачьего общества (Калининградская область), Ставропольского окружного казачьего общества, Терского войскового казачьего общества (в Курском районе Ставропольского края), Оренбургского войскового казачьего общества (Челябинская область), Уссурийского войскового казачьего общества (Приморский край).

Вместе с тем, возможности войсковых казачьих обществ не используются в полной мере из-за отсутствия федерального закона о казачестве.

Казаки в системе МВД | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Казаки в системе МВД

Быковский В.И. генерал-майор

Существует несколько обозначений происхождения слова "казак":

1) от татарского слова "каз", означающего в переводе на русский язык "гусь";

2) от монгольских слов "ко" и "зах", означающих, соответственно: первое - "броня, латы, защита", а второе - "межа, граница, рубеж", откуда "ко-зах" значит "защитник границы";

3) от наименования этим именем у татар бессемейных и бездомных воинов, бродяг, составлявших авангард татарских полчищ в 14 в.;

4) от значения этого слова на половецком языке - "страж", "передовой"; и ряд других.

Но ни одно из этих обозначений не признается безусловно достоверным.

Первое упоминание о казаках на Руси относится к 1502 г. В наказе великого князя Московского Ивана III великой княгине Рязанской Агреппине говорилось: "...твоим служивым людям...и иным и городовым казакам быть всем на моей службе, а ослушается кто и пойдет самодурно на Дон, в молодечество, их бы ты...велела казнити...".

В дореволюционной России казаками называли людей проживающих, как правило, в приграничных районах. На них возлагалась задача несения пограничной службы. Казачьи поселения намеренно образовывали так, чтобы разделить веками враждующие между собой народы и племена (особенно на Кавказе). В положении было записано: "Казаки составляют одно из состояний Российской Империи, обладающее особыми правами и преимуществами на условии обязательной и общей воинской повинности". Казакам представлялись ряд льгот, среди них: освобождение от подушной подати, государственного земского собора и др. Вместе с тем категорически запрещалось "...водворение на казачьих землях лиц, не принадлежащих к казачьему сословию." Даже вступать в брак с посторонними лицами запрещалось. Места постоянного проживания казаков - казачьи земли: Дон, Кубань, Терек, Оренбург, Забайкалье, Амур, Уссури и др. Во время войн из казаков формируются казачьи части, которые принимают участие в боевых действиях. Так широко известно участие казачьих частей в русско-турецких войнах, в Отечественной войне 1812 г., в кавказских войнах, в Первой мировой войне 1914-1918 гг. и др. Казачьи отряды Ермака, Хабарова, Атласова, Пояркова внесли весомый вклад в завоевание и освоение Сибири и Дальнего Востока. В XIX в. и начале XX в. в России, особенно в регионах Кавказа, Туркестана, Дальнего Востока создавались иррегулярные казачьи и милицейские части на правах казачества, которые после нормализации обстановки в регионе расформировывались.

Наряду с участием в боевых действиях казаки широко привлекались к выполнению задач в интересах МВД. На них возлагались обязанности по поддержанию порядка на территории дислокации казачьего войска. Для этих целей формировались специальные караульные команды. 6 июня 1872 г. утверждено "Положение о караульных командах", на основании которого в составе Донского казачьего войска были сформированы 6 караульных команд (Новочеркасская, Новониколаевская, Каменская, Константиновская, Усть-Медвединская и Урюпинская). В 1903 г. подобные команды были созданы в Кубанском казачьем войске. На казаков Сибирского, Амурского, Уссурийского казачьих войск с момента их создания возлагалось выполнение на своей территории полицейских функций. Состоявшие на службе в Сибири и на Китайской линии в 1810 г. казаки сведены в казачьи городовые команды и переданы в подчинение гражданского управления. В 1822 г. из них были сформированы 7 городовых казачьих полков (Тобольский, Сибирско-Татарский, Томский, Енисейский, Иркутский, Забайкальский, Якутский конные полки). В 1849 и 1851 г. Тобольский, Сибирско-Татарский, Иркутский и Енисейский городовые казачьи конные полки были переделаны в военное ведомство. Казаки часто привлекались для поддержания порядка и выполнения полицейских функций в крупных городах России, а также при проведении крупных мероприятий. Из казаков Уральского и Оренбургского казачьих войск были сформированы 2 полка, которые, со сменой через 2 года с 1818 по 1862 г., командировали в Москву для выполнения полицейской службы. С такой же целью с 1822 по 1870 г. сотня казаков Уральского казачьего войска несла полицейскую службу в Казани. В июне 1865 г. Башкирское казачье войско в полном составе передано в ведение Министерства внутренних дел.

С 1831 г. в Оренбургской губернии ежегодно во все уездные города для исполнения обязанностей полицейских назначались по 2 урядника и 3 казака.

Для поддержания порядка в период проведения ярмарки в Нижнем Новгороде с 1817 по 1839 г. из Оренбургского войска направлялась команда в составе 10 офицеров и 312 казаков, а с 1839 по 1873 г. эту задачу выполнял казачий полк, командированный из состава Уральского казачьего войска.

Учитывая большое значение соли, на казачьи войска возлагалась обязанность охраны соляных озер и сопровождения транспортов с солью. Для этих целей из состава Оренбургского казачьего войска выделялись специально назначенные караулы и команды.

Одной из задач, для выполнения которой привлекались казаки, являлось выполнение карантинной службы при проявлениях чумы и других заразных заболеваний. Так, в 1879 г. был сформирован Уральский казачий полк для несения караульной службы по случаю чумы, появившейся в Астраханской губернии. После выполнения задач этот полк был расформирован.

На казачьи войска возлагалась обязанность конвоирования "колодников и военных арестантов" по большому Сибирскому тракту. Ее выполняли казаки Уральского, Сибирского, Забайкальского и других казачьих войск.

Широко использовались казачьи войска для подавления революционных выступлений рабочих и крестьян. В период Первой русской революции все казачьи войска были задействованы для подавления революционных выступлений трудящихся.

Система государственного управления казаками стала формироваться при Петре I. В 1719 г. управление казачеством возложено на Коллегию иностранных дел, в которой существовало особое управление Донского и Яицкого казачества. В 1721 г. управление казаками передается казачьей экспедиции Военной коллегии. После учреждения Александром I в 1802 г. министерств во главе управления казачьими войсками был поставлен военный министр. С 1835 г. военное и гражданское управление казаками было сосредоточено в департаменте военных поселений Военного министерства, а с 1857 г. - в управлении иррегулярных войск Военного министерства. В 1879 г. оно было переименовано в Главное управление казачьих войск, во главе которого стоял Атаман всех казачьих войск. С 1827 г. это звание присваивалось наследникам престола. В 1910 г. управление казачьими войсками перешло в Главный штаб Военного министерства. Каждое войско возглавлял наказной атаман. Начальник губернии или области был одновременно и войсковым атаманом местного казачьего войска. Атаман Донского казачьего войска находился в прямом подчинении Военного министра.

Изменения в характере воинской деятельности казаков, привлечение их к решению задач обороны страны и поддержанию порядка требовало от правительства совершенствования правовых основ службы и жизни казачества, принятие в этой связи новых законов и положений. Начало принятия и издания положений по казачеству совпало с учреждением в 1802 г. министерств в России. Первые положения были приняты в 1802-1811 гг. В 1835 г. утверждено специальное положение о Донском войске, которое законодательно закрепило государственный статус казаков. В 1840-1851 гг. было определено государственное положение всех остальных казачьих войск. Эти положения точно устанавливали порядок управления, права и обязанности казаков. В 60-х гг. все законоположения, касающиеся казаков, были пересмотрены. В 1907 г. был опубликован "Свод Военных постановлений по казачьим войскам", в котором закреплялось военное управление и военная служба казаков.

Октябрьская революция 1917 г. разделила казаков на красных и белых. Для координации работы с казачеством 4(17) ноября 1917 г. при ВЦИК Советов создается Казачий отдел, который был распущен в январе 1920 г. Одним из первых Декретов "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 10 ноября 1917 г. Советская власть юридически упразднила статус казачества как особого сословия. 24 января 1919 г. Оргбюро ЦК РКП(б) направило циркулярное письмо партийным организациям, в котором указывало на необходимость "...учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления".

В 1936 г. отменены все ограничения для казаков по призыву на военную службу, и правительством принимается решение о формировании в РККА Донской, Кубанской и Терской казачьих дивизий. Во время Великой Отечественной войны казачьи кавалерийские корпуса принимали участие в борьбе с фашистскими захватчиками. В 1947 г. казачьи соединения были расформированы.

Возрождение современного казачества началось в конце 1980-х - начале 1990-х гг., когда в Москве, Краснодарском крае, Ростовской области и других регионах России стали создаваться общественные казачьи организации. Их правовой основой стали Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов" и Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1992 г. "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества". 9 августа 1995 г. Указом Президента Российской Федерации утверждено "Временное положение о государственном реестре казачьих обществ в Российской Федерации". В январе 1995 г. создается Главное управление казачьих войск при Президенте Российской Федерации, которое в 1998 г. преобразовано в Управление Президента Российской Федерации по вопросам казачества.

В 1996-1998 гг. в государственный реестр были внесены 10 войсковых, 3 окружных, 4 отдельских казачьих общества, в том числе: Волжское, Сибирское, Иркутское, Забайкальское, Терское, Уссурийское, Енисейское, Оренбургское, Кубанское войсковые казачьи общества, а также казачье общество "Всевеликое войско Донское".

После государственной регистрации начался процесс привлечения казаков к государственной службе. Обобщая практику использования казачества в укреплении правопорядка, Министр внутренних дел России в июне 1994 г. направил в подчинительные органы письмо: "Об участии казачества в обеспечении общественного порядка". 16 апреля 1996 г. утверждается Положение о привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе, определившее виды службы. Они: "...несут военную службу в порядке установленном федеральным законодательством; привлекаются к производству и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Кроме того, "...могут привлекаться к охране общественного порядка; охране объектов, находящихся в государственной и муниципальной собственности, а также сопровождению грузов; охране объектов обеспечения жизнедеятельности населения....из членов казачьих обществ, которые по своим деловым и моральным качествам способны оказать помощь органам внутренних дел Российской Федерации в укреплении правопорядка, могут создаваться общественные объединения правоохранительной направленности на добровольной либо договорной основе".

С изменением статуса казачьих обществ формируется правовая основа их деятельности в регионах. С 1991 по 1998 г. органами власти 53 субъектов Российской Федерации принято 275 нормативных правовых актов по казачеству, в том числе 3 закона в Республике Калмыкия, Краснодарском и Приморском краях.

Для улучшения взаимодействия правоохранительных органов с казачьими организациями приказом Министра внутренних дел 27 августа 1996 г. создается совещательный орган - Координационный совет МВД России по взаимодействию с казачьими обществами. В 1998 г. Координационный совет был упразднен, а его функции переданы Управлению региональных и общественных связей.

В совместной работе органов внутренних дел и казачьих обществ оправдали себя следующие виды деятельности: охрана объектов народного хозяйства (на безвозмездной или договорной основе); охрана садово-огороднических товариществ, крестьянских и фермерских хозяйств; обеспечение общественного порядка на приграничных территориях. На основании Поручения Президента Российской Федерации от 28 мая 1999 г. (Об организации эксперимента по привлечению членов казачьих обществ к поддержанию общественного порядка, охране государственной и таможенной границ) в 1999 г. проводился эксперимент по привлечению членов казачьих обществ в Приморском, Ставропольском краях, Калининградской, Челябинской областях к работе по поддержанию общественного порядка. В нем приняли участие казаки Балтийского отдельного казачьего общества (Калининградская область), Ставропольского окружного казачьего общества, Терского войскового казачьего общества (в Курском районе Ставропольского края), Оренбургского войскового казачьего общества (Челябинская область), Уссурийского войскового казачьего общества (Приморский край).

Вместе с тем, возможности войсковых казачьих обществ не используются в полной мере из-за отсутствия федерального закона о казачестве.