Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"

Утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2002г. №168

(...)

3. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее именуются соответственно - сертификат, субсидия). Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Сертификаты выпускаются по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, являющимся государственным заказчиком Программы, и Министерством обороны Российской Федерации.

5. Право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

б) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения со службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

в) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

6. Граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, решение об участии в Программе принимают добровольно.

7. Основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются:

а) отсутствие жилого помещения для постоянного проживания;

б) проживание в общежитии или на служебной жилой площади при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания.

8. Субсидия гражданам - участникам Программы предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения), установленной для семей разной численности, определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется ежеквартально Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании данных, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в одном из официальных изданий.

9. Размер субсидии рассчитывается соответственно федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее именуются - органы исполнительной власти), осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.

10. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. метров - для одиноких граждан, 42 кв. метров - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Для граждан - участников Программы, имеющих в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзацем 3 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 № 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.

Состав семьи гражданина - участника Программы при расчете размера безвозмездной субсидии определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

11. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи.

12. Гражданин - участник Программы информируется об условиях реализации Программы и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с использованием сертификата.

13. Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Указанное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

14. Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение только за счет предоставляемой субсидии либо за счет предоставляемой субсидии с привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.

15. Не допускается приобретение жилого помещения, площадь которого в расчете на одного члена семьи гражданина - участника Программы ниже нормы общей (жилой) площади жилья, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.

(...)

18. Количество выпускаемых сертификатов и общий размер субсидий, подлежащие распределению между органами исполнительной власти, определяются в соответствии со сводной заявкой государственного заказчика Программы на выпуск и распределение сертификатов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год, и утверждаются приказом Министерства финансов Российской Федерации.

(...)

28. Для организации работы, связанной с выдачей сертификатов гражданам - участникам Программы, орган местного самоуправления совместно с соответствующим военным комиссариатом, органом внутренних дел Российской Федерации и органом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создает комиссию под руководством заместителя руководителя органа местного самоуправления.

В состав комиссии рекомендуется включать представителей общественных объединений граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также представителей органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

29. Комиссия осуществляет следующие функции:

а) проводит работу по разъяснению условий и порядка реализации Программы;

б) составляет списки получателей сертификатов на основании заявления гражданина по форме согласно Приложению № 2 и документов, подтверждающих его право на участие в Программе;

в) представляет в рабочую группу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации списки получателей сертификатов для подготовки сводного списка и заявок на выпуск сертификатов;

г) выдает от имени органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сертификаты гражданам - участникам Программы. При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником Программы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов;

д) предоставляет гражданам - участникам Программы информацию о наличии готового жилья;

е) направляет рабочей группе федерального органа исполнительной власти копии обязательств граждан - участников Программы о сдаче жилых помещений;

ж) ведет книгу учета выданных сертификатов по форме согласно Приложению № 3.

(...)

32. Полученный сертификат сдается его владельцем в российский банк, который в установленном порядке выбран для обслуживания Программы (далее именуется - банк). Банк после проведения проверки соответствия данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе владельца сертификата, удостоверяющем личность, в установленном порядке открывает отдельный блокированный целевой лицевой счет на имя владельца сертификата и заключает с ним договор на открытие и обслуживание этого счета. При несоответствии данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе владельца сертификата, удостоверяющем личность, отдельный блокированный целевой лицевой счет банком не открывается, за исключением случаев замены документа владельца сертификата, удостоверяющего личность, которая подтверждается справками органов, осуществивших указанную замену.

В договоре оговариваются основные условия и порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата. Одновременно могут быть рассмотрены возможности предоставления банком кредита на приобретение жилья, в том числе долгосрочного ипотечного кредита, а также другие вопросы, связанные с выполнением настоящих Правил. Один экземпляр договора вручается владельцу сертификата.

В течение срока действия сертификата договор может быть расторгнут по письменному заявлению владельца сертификата, при этом отдельный блокированный целевой лицевой счет закрывается и сертификат возвращается его владельцу.

33. Владелец сертификата в течение срока действия сертификата должен представить в банк договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае, если приобретаемое жилое помещение расположено в жилом здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, вместо договора купли-продажи жилого помещения в банк предъявляется договор уступки требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации владельцем сертификата и лицом, имеющим требование на это жилое помещение, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (далее именуется - свидетельство), полученное в результате реализации условий этого договора, оформленное на имя владельца сертификата и членов его семьи.

Обязательным условием договоров купли-продажи жилого помещения или уступки требования на жилое помещение (далее именуется - договор приобретения жилого помещения) является указание, что его оплата производится за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, выделяемой по сертификату.

В случае, если стоимость жилого помещения по договору приобретения жилого помещения превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре должен быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

(...)

37. Территориальный орган федерального казначейства в течение 5 рабочих дней после получения от банка заявки на перечисление средств и документов, указанных в пункте 35 настоящих Правил, перечисляет средства на отдельный блокированный целевой транзитный счет для последующего их зачисления банком на отдельные блокированные целевые лицевые счета владельцев сертификатов.

38. Банк в течение 3 рабочих дней после поступления средств от территориального органа федерального казначейства на отдельный блокированный целевой транзитный счет зачисляет средства на отдельный блокированный целевой лицевой счет владельца сертификата при наличии поручения вкладчика на оплату жилого помещения. При этом согласно договору приобретения жилого помещения средства на оплату жилого помещения перечисляются банком не позднее следующего рабочего дня после зачисления средств федерального бюджета на отдельный блокированный целевой лицевой счет владельца сертификата. Одновременно банк представляет в территориальный орган федерального казначейства копии выписок с отдельного блокированного целевого транзитного счета и с отдельного блокированного целевого лицевого счета владельца сертификата с приложением копий платежных документов, а также пересылает в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, его подлинник с отметкой об оплате жилого помещения.

Перечисление средств по договору приобретения жилого помещения продавцу жилого помещения или лицу, уступившему требование на жилое помещение, осуществляется путем безналичных расчетов в порядке и в сроки, установленные настоящими Правилами.

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Правила выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам - участникам федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты"

Утв. постановлением Правительства РФ от 19.03.2002г. №168

(...)

3. Государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина - участника Программы на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения (далее именуются соответственно - сертификат, субсидия). Сертификат не является ценной бумагой, он не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Сертификаты выпускаются по форме, утверждаемой Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, являющимся государственным заказчиком Программы, и Министерством обороны Российской Федерации.

5. Право на получение сертификата имеют следующие категории граждан Российской Федерации, не имеющих жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами и признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий:

а) военнослужащие, подлежащие увольнению с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, имеющие общую продолжительность военной службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения с военной службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на военной службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

б) сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, содержащихся за счет средств федерального бюджета, подлежащие увольнению со службы, и граждане, уволенные со службы из указанных органов и учреждений, имеющие общую продолжительность службы в календарном исчислении 10 лет и более, основаниями для увольнения со службы которых являются (явились) достижение ими предельного возраста пребывания на службе, или состояние здоровья, или организационно-штатные мероприятия;

в) граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков.

6. Граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, решение об участии в Программе принимают добровольно.

7. Основаниями для признания в установленном порядке граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий по причине отсутствия жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами являются:

а) отсутствие жилого помещения для постоянного проживания;

б) проживание в общежитии или на служебной жилой площади при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма при отсутствии другой жилой площади для постоянного проживания.

8. Субсидия гражданам - участникам Программы предоставляется за счет средств федерального бюджета в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности.

Расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения), установленной для семей разной численности, определяется исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранной для постоянного проживания, а для граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, - на территории субъекта Российской Федерации по месту получения сертификата.

Средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья определяется ежеквартально Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу на основании данных, представленных Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и публикуется в одном из официальных изданий.

9. Размер субсидии рассчитывается соответственно федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее именуются - органы исполнительной власти), осуществляющим выдачу сертификатов, указывается в сертификате и является неизменным на весь срок действия сертификата.

Расчет размера субсидии производится на дату выдачи сертификата.

10. Социальная норма общей площади жилого помещения для расчета размера субсидии устанавливается в размере 33 кв. метров - для одиноких граждан, 42 кв. метров - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

Для граждан - участников Программы, имеющих в соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и абзацем 3 статьи 54 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.92 № 4202-1, право на дополнительную общую площадь жилого помещения, расчет размера субсидии производится с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. метров.

Состав семьи гражданина - участника Программы при расчете размера безвозмездной субсидии определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

11. Срок действия сертификата составляет 9 месяцев с даты его выдачи.

12. Гражданин - участник Программы информируется об условиях реализации Программы и дает письменное согласие на участие в ней и на исключение из очереди на улучшение жилищных условий в случае приобретения жилого помещения с использованием сертификата.

13. Владелец сертификата имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение, в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), одну или несколько квартир (комнат), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, в том числе в сельской местности, выбранного для постоянного проживания.

Указанное жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи владельца сертификата.

14. Владелец сертификата имеет право приобрести жилое помещение только за счет предоставляемой субсидии либо за счет предоставляемой субсидии с привлечением собственных или заемных (кредитных) средств.

15. Не допускается приобретение жилого помещения, площадь которого в расчете на одного члена семьи гражданина - участника Программы ниже нормы общей (жилой) площади жилья, устанавливаемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья.

(...)

18. Количество выпускаемых сертификатов и общий размер субсидий, подлежащие распределению между органами исполнительной власти, определяются в соответствии со сводной заявкой государственного заказчика Программы на выпуск и распределение сертификатов в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели федеральным бюджетом на соответствующий год, и утверждаются приказом Министерства финансов Российской Федерации.

(...)

28. Для организации работы, связанной с выдачей сертификатов гражданам - участникам Программы, орган местного самоуправления совместно с соответствующим военным комиссариатом, органом внутренних дел Российской Федерации и органом уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации создает комиссию под руководством заместителя руководителя органа местного самоуправления.

В состав комиссии рекомендуется включать представителей общественных объединений граждан, уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также представителей органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

29. Комиссия осуществляет следующие функции:

а) проводит работу по разъяснению условий и порядка реализации Программы;

б) составляет списки получателей сертификатов на основании заявления гражданина по форме согласно Приложению № 2 и документов, подтверждающих его право на участие в Программе;

в) представляет в рабочую группу органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации списки получателей сертификатов для подготовки сводного списка и заявок на выпуск сертификатов;

г) выдает от имени органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации сертификаты гражданам - участникам Программы. При этом сведения, послужившие основанием для признания гражданина участником Программы, подлежат уточнению с истребованием в случае необходимости дополнительных документов;

д) предоставляет гражданам - участникам Программы информацию о наличии готового жилья;

е) направляет рабочей группе федерального органа исполнительной власти копии обязательств граждан - участников Программы о сдаче жилых помещений;

ж) ведет книгу учета выданных сертификатов по форме согласно Приложению № 3.

(...)

32. Полученный сертификат сдается его владельцем в российский банк, который в установленном порядке выбран для обслуживания Программы (далее именуется - банк). Банк после проведения проверки соответствия данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе владельца сертификата, удостоверяющем личность, в установленном порядке открывает отдельный блокированный целевой лицевой счет на имя владельца сертификата и заключает с ним договор на открытие и обслуживание этого счета. При несоответствии данных, указанных в сертификате, данным, содержащимся в документе владельца сертификата, удостоверяющем личность, отдельный блокированный целевой лицевой счет банком не открывается, за исключением случаев замены документа владельца сертификата, удостоверяющего личность, которая подтверждается справками органов, осуществивших указанную замену.

В договоре оговариваются основные условия и порядок взаимоотношений банка и владельца сертификата. Одновременно могут быть рассмотрены возможности предоставления банком кредита на приобретение жилья, в том числе долгосрочного ипотечного кредита, а также другие вопросы, связанные с выполнением настоящих Правил. Один экземпляр договора вручается владельцу сертификата.

В течение срока действия сертификата договор может быть расторгнут по письменному заявлению владельца сертификата, при этом отдельный блокированный целевой лицевой счет закрывается и сертификат возвращается его владельцу.

33. Владелец сертификата в течение срока действия сертификата должен представить в банк договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В случае, если приобретаемое жилое помещение расположено в жилом здании, строительство которого завершено, оно принято в установленном порядке в эксплуатацию, но акт приема-передачи жилых помещений (квартир) не составлялся и право собственности на них не зарегистрировано, вместо договора купли-продажи жилого помещения в банк предъявляется договор уступки требования на жилое помещение, заключенный в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации владельцем сертификата и лицом, имеющим требование на это жилое помещение, и свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение (далее именуется - свидетельство), полученное в результате реализации условий этого договора, оформленное на имя владельца сертификата и членов его семьи.

Обязательным условием договоров купли-продажи жилого помещения или уступки требования на жилое помещение (далее именуется - договор приобретения жилого помещения) является указание, что его оплата производится за счет средств федерального бюджета в виде субсидии, выделяемой по сертификату.

В случае, если стоимость жилого помещения по договору приобретения жилого помещения превышает размер субсидии, указанный в сертификате, в договоре должен быть определен порядок уплаты недостающей суммы.

(...)

37. Территориальный орган федерального казначейства в течение 5 рабочих дней после получения от банка заявки на перечисление средств и документов, указанных в пункте 35 настоящих Правил, перечисляет средства на отдельный блокированный целевой транзитный счет для последующего их зачисления банком на отдельные блокированные целевые лицевые счета владельцев сертификатов.

38. Банк в течение 3 рабочих дней после поступления средств от территориального органа федерального казначейства на отдельный блокированный целевой транзитный счет зачисляет средства на отдельный блокированный целевой лицевой счет владельца сертификата при наличии поручения вкладчика на оплату жилого помещения. При этом согласно договору приобретения жилого помещения средства на оплату жилого помещения перечисляются банком не позднее следующего рабочего дня после зачисления средств федерального бюджета на отдельный блокированный целевой лицевой счет владельца сертификата. Одновременно банк представляет в территориальный орган федерального казначейства копии выписок с отдельного блокированного целевого транзитного счета и с отдельного блокированного целевого лицевого счета владельца сертификата с приложением копий платежных документов, а также пересылает в орган исполнительной власти, выдавший сертификат, его подлинник с отметкой об оплате жилого помещения.

Перечисление средств по договору приобретения жилого помещения продавцу жилого помещения или лицу, уступившему требование на жилое помещение, осуществляется путем безналичных расчетов в порядке и в сроки, установленные настоящими Правилами.