Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Проблемы информационной безопасности1

Волковский В.И., член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, генерал-лейтенант налоговой полиции

Возможность перемещения больших массивов информации через границы государств сегодня превратилась в объективную реальность. В этих условиях государственные границы все более приобретают формальный характер. Наряду с очевидными преимуществами, которые получило человечество от развития информационных технологий, налицо и новые проблемы, ранее нам неизвестные. Существующие сегодня в мире информационные сети позволяют не только обмениваться посланиями, но и проникать в информационные массивы, охраняемые государством. Поэтому понятие "национальная безопасность" пополнилось новым элементом - информационной безопасностью.

Недавно прошла третья Всероссийская конференция, посвященная информационной безопасности России, в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по этому вопросу. Комментируя их, можно отметить следующее.

История показывает, что наибольшего прогресса добились те страны, которые сумели опередить других, в первую очередь, в научно-технической сфере. Любое крупное открытие или изобретение со временем превращалось в ценнейший коммерческий продукт либо обеспечивало преимущество в военно-технической области. Однако оно утрачивало свое значение, если становилось достоянием других государств. Рано или поздно это неизбежно произойдет. Но каждое государство принимало и принимает необходимые меры для того, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, оставаться как можно дольше ее единственным владельцем. До тех пор, пока материальным носителем являлась обычная бумага, проблем с защитой информации практически не возникало. Задача сводилась к обычной физической защите от несанкционированного доступа. Сегодня мы обречены жить в мире, которым правит информация. Она обрабатывается, накапливается, хранится и передается с помощью электронных средств связи. Скандал, прокатившийся в последнее время в связи с проникновением в защищенные информационные сети США нашего российского хакера, лишний раз подтвердил уязвимость защиты информационных систем. И это в государстве, где этому вопросу придают исключительное значение.

Депутатов сегодня волнует то, что процессы, протекающие в России в сфере новых компьютерных технологий, не защищены соответствующими законодательными актами. Например, в США эта сфера деятельности регламентируется более чем 300 законами и подзаконными актами. Не обеспечив законодательной базой все, что связано с функционированием информационных систем, мы не обеспечим информационную безопасность своей страны.

Всем знакома так называемая "проблема утечки мозгов". Однако проблеме оттока интеллектуального потенциала страны в связи с информационной незащищенностью уделяется мало внимания, а ведь эта проблема только на первый взгляд кажется простой и однозначной. Понятие "информационная безопасность" содержит целый ряд аспектов. Все, что представляет ценность в интеллектуальной сфере, сегодня связано с информационными технологиями. Это новейшие разработки в области науки и техники, различные системы управления (от оборонного комплекса страны до экономических программ) и многое другое. Собственником такой информации является государство. Но наряду с государственной и другими формами собственности равное право имеет и частная собственность, которая также охраняется государством. То есть владельцем интеллектуальной собственности может являться и отдельное лицо, и частная фирма. Такой собственностью может являться и личное изобретение, и коммерческая тайна, и многое другое. Проблема не сводится просто к защите государственной тайны. Правильно будет сказать, что в обеспечении информационной безопасности заинтересованы все: и государство, и его граждане. В условиях, когда создано единое информационное межгосударственное пространство, проблема касается каждого. Поэтому разработка законодательной базы, регулирующей информационные процессы, крайне актуальна. Это и защита государственных секретов, и обеспечение права собственности, и многое другое. Поэтому один закон, даже очень хороший, проблему не решит. Необходимо охватить целый комплекс вопросов: статус передаваемой по международным сетям российской информации, процедуру контроля за соблюдением этого статуса, средства защиты информации и разработку стандартов этой защиты, а также права, обязанности и ответственность пользователей информации, контролирующие органы и многое другое.

В настоящее время серьезного внимания заслуживает рассматриваемый в Государственной Думе законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Этот закон является правовой основой государственной системы учета распространения научно-технической информации. Считаю, что необходимо ускорить принятие Закона "О коммерческой тайне", так как большая часть результатов интеллектуальной деятельности в стране охраняется в так называемом "режиме коммерческой тайны". Планируется принятие законов: "О секретных изобретениях", "Об электронной торговле", "Об интеллектуальной собственности" и других. Также необходимо регламентировать проблему права собственности между автором научно-технической разработки и предприятием-работодателем, у которого в бухгалтерских отчетах эта разработка значится в нематериальных активах. Одним словом, проблема информационной безопасности многогранна, сложна, но разрешима. Для этого законодателю нужно работать.

Сегодня ушло в прошлое идеологическое противостояние двух мировых противоборствующих систем, которое строилось в первую очередь на информационном воздействии. Теперь это в прошлом. Однако мы подвержены мощнейшему влиянию на наше сознание со стороны западных стран. Каковы же могут быть возможные последствия такого воздействия? Полагаю, вопрос актуальный. Жаль, что ему придается слишком малое значение. Мы опять впадаем в крайность. Если раньше проблема была преувеличена (любая положительная информация о западном образе жизни рассматривалась как идеологическая диверсия), то сейчас она напрасно игнорируется. Мы отказались от идеологических догм. Но не отказались от национальных интересов.

Сознание нации формируется из совокупности мировоззрений разных социальных слоев граждан России. Это мировоззрение - продукт суммарного информационного воздействия на сознание. И в первую очередь - молодежи нашей страны. Хочу напомнить, что понятие "психологическая война" возникло накануне Первой мировой войны, когда идеологического противника в том смысле, в каком он сформировался в период "холодной войны", не существовало. Поэтому для того, чтобы граждане нашей страны (в первую очередь молодежь) смогли отстаивать свои национальные интересы, они должны быть в хорошем смысле подвержены воздействию информации, формирующей российские ценности. Если раньше мы решали эту проблему с помощью так называемого "железного занавеса", то теперь, в условиях полной прозрачности информационных границ, существует только один путь - конкуренция в сфере информационного воздействия. Подчеркиваю: конкуренция, а не противостояние.

С точки зрения информационной безопасности эта проблема состоит из двух аспектов: технологии доведения информации и самого содержания информации. Вторая часть этой проблемы состоит в четком определении национальных интересов, национальных ценностей, то есть формировании идеологической доктрины нашего общества. Но это не тема данной статьи. Мы говорим сейчас о технической стороне - информационном обеспечении формирования сознания. Сегодня практически каждый молодой человек нашей страны, проживающий в городе, имеет возможность выходить в сеть Интернет. Что он получает с помощью этой информационной сети? Думаю, что не доступ к мировым культурным ценностям. Раз уж мы не можем сегодня создать свой информационный поток, направленный на формирование через компьютерные сети заданных элементов сознания, то влиять на то, чтобы из информационного массива отбирались элементы, содержащие мировые ценности, можем. Кто-нибудь ставил эту проблему? Это также вопрос информационной безопасности. Ведь сегодня в школах имеются компьютерные классы.

Весь компьютерный парк нашей страны состоит из персональных ЭВМ, произведенных не в нашей стране. Это касается и научных учреждений, и министерств и ведомств, и, наверное, оборонных предприятий. То есть в техническом отношении - полная зависимость от внешних стран. Лидер по производству персональных ЭВМ - США. Они производят самые мощные компьютеры и в этой сфере монополисты. Я бы отметил, что не столь важно, кто производитель, важно другое: кто производит интеллектуальную начинку компьютеров, которая ими управляет. Все знают, что в мире существует абсолютный монополист в этой сфере - американская компания Microsoft. В результате работу каждого компьютера в нашей стране определяет идеология, разработанная в США. Это программное обеспечение вынуждены использовать и оборонные предприятия нашей страны, и закрытые конструкторские бюро, и другие государственные структуры, входящие в систему оборонного комплекса. Думаю, что эту проблему мы еще не осознали до конца. Негативные последствия неизбежны.

С другой стороны, в нашей стране всегда было много талантливых программистов. Те из них, кто уезжал работать, например, в США, высоко ценились как специалисты. Это общеизвестно. Создать условия для внедрения своих программных продуктов - это уже в наших силах. Эта проблема не того уровня сложности, чтобы построить собственную индустрию персональных ЭВМ, не уступающую западным. Здесь нужны государственные меры. Роль законодателя в том, чтобы создать благоприятный экономический климат для разработки и внедрения нашего программного продукта.

Главное для страны - это не только мировые цены на нефть. Нужно смотреть дальше, быть мудрее. Существует федеральная целевая программа "Развитие электронной техники в России на 2001-2006 годы". В рамках этой программы предполагается довести процент отечественных компьютерных изделий на нашем рынке до 70. Сможем мы реализовать эту программу или нет, зависит в первую очередь от нас самих. Законодатель, в свою очередь, должен принять режим наибольшего благоприятствования для продвижения на наш рынок именно отечественной продукции, жестко ограничить применение иностранных компьютерных технологий в оборонной сфере. Главное, что среди депутатов есть понимание актуальности для страны этих вопросов. Нам всем вместе и каждому нужно работать в этом направлении. Успех в этой сфере достижим. Россия была и остается интеллектуальной державой.

Примечания.

1. Доктрина информационной безопасности РФ опубликована на www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2000/09-09.html (Прим. ред.)

Проблемы информационной безопасности | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Проблемы информационной безопасности1

Волковский В.И., член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности, генерал-лейтенант налоговой полиции

Возможность перемещения больших массивов информации через границы государств сегодня превратилась в объективную реальность. В этих условиях государственные границы все более приобретают формальный характер. Наряду с очевидными преимуществами, которые получило человечество от развития информационных технологий, налицо и новые проблемы, ранее нам неизвестные. Существующие сегодня в мире информационные сети позволяют не только обмениваться посланиями, но и проникать в информационные массивы, охраняемые государством. Поэтому понятие "национальная безопасность" пополнилось новым элементом - информационной безопасностью.

Недавно прошла третья Всероссийская конференция, посвященная информационной безопасности России, в Государственной Думе состоялись парламентские слушания по этому вопросу. Комментируя их, можно отметить следующее.

История показывает, что наибольшего прогресса добились те страны, которые сумели опередить других, в первую очередь, в научно-технической сфере. Любое крупное открытие или изобретение со временем превращалось в ценнейший коммерческий продукт либо обеспечивало преимущество в военно-технической области. Однако оно утрачивало свое значение, если становилось достоянием других государств. Рано или поздно это неизбежно произойдет. Но каждое государство принимало и принимает необходимые меры для того, чтобы защитить свою интеллектуальную собственность, оставаться как можно дольше ее единственным владельцем. До тех пор, пока материальным носителем являлась обычная бумага, проблем с защитой информации практически не возникало. Задача сводилась к обычной физической защите от несанкционированного доступа. Сегодня мы обречены жить в мире, которым правит информация. Она обрабатывается, накапливается, хранится и передается с помощью электронных средств связи. Скандал, прокатившийся в последнее время в связи с проникновением в защищенные информационные сети США нашего российского хакера, лишний раз подтвердил уязвимость защиты информационных систем. И это в государстве, где этому вопросу придают исключительное значение.

Депутатов сегодня волнует то, что процессы, протекающие в России в сфере новых компьютерных технологий, не защищены соответствующими законодательными актами. Например, в США эта сфера деятельности регламентируется более чем 300 законами и подзаконными актами. Не обеспечив законодательной базой все, что связано с функционированием информационных систем, мы не обеспечим информационную безопасность своей страны.

Всем знакома так называемая "проблема утечки мозгов". Однако проблеме оттока интеллектуального потенциала страны в связи с информационной незащищенностью уделяется мало внимания, а ведь эта проблема только на первый взгляд кажется простой и однозначной. Понятие "информационная безопасность" содержит целый ряд аспектов. Все, что представляет ценность в интеллектуальной сфере, сегодня связано с информационными технологиями. Это новейшие разработки в области науки и техники, различные системы управления (от оборонного комплекса страны до экономических программ) и многое другое. Собственником такой информации является государство. Но наряду с государственной и другими формами собственности равное право имеет и частная собственность, которая также охраняется государством. То есть владельцем интеллектуальной собственности может являться и отдельное лицо, и частная фирма. Такой собственностью может являться и личное изобретение, и коммерческая тайна, и многое другое. Проблема не сводится просто к защите государственной тайны. Правильно будет сказать, что в обеспечении информационной безопасности заинтересованы все: и государство, и его граждане. В условиях, когда создано единое информационное межгосударственное пространство, проблема касается каждого. Поэтому разработка законодательной базы, регулирующей информационные процессы, крайне актуальна. Это и защита государственных секретов, и обеспечение права собственности, и многое другое. Поэтому один закон, даже очень хороший, проблему не решит. Необходимо охватить целый комплекс вопросов: статус передаваемой по международным сетям российской информации, процедуру контроля за соблюдением этого статуса, средства защиты информации и разработку стандартов этой защиты, а также права, обязанности и ответственность пользователей информации, контролирующие органы и многое другое.

В настоящее время серьезного внимания заслуживает рассматриваемый в Государственной Думе законопроект "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об обязательном экземпляре документов". Этот закон является правовой основой государственной системы учета распространения научно-технической информации. Считаю, что необходимо ускорить принятие Закона "О коммерческой тайне", так как большая часть результатов интеллектуальной деятельности в стране охраняется в так называемом "режиме коммерческой тайны". Планируется принятие законов: "О секретных изобретениях", "Об электронной торговле", "Об интеллектуальной собственности" и других. Также необходимо регламентировать проблему права собственности между автором научно-технической разработки и предприятием-работодателем, у которого в бухгалтерских отчетах эта разработка значится в нематериальных активах. Одним словом, проблема информационной безопасности многогранна, сложна, но разрешима. Для этого законодателю нужно работать.

Сегодня ушло в прошлое идеологическое противостояние двух мировых противоборствующих систем, которое строилось в первую очередь на информационном воздействии. Теперь это в прошлом. Однако мы подвержены мощнейшему влиянию на наше сознание со стороны западных стран. Каковы же могут быть возможные последствия такого воздействия? Полагаю, вопрос актуальный. Жаль, что ему придается слишком малое значение. Мы опять впадаем в крайность. Если раньше проблема была преувеличена (любая положительная информация о западном образе жизни рассматривалась как идеологическая диверсия), то сейчас она напрасно игнорируется. Мы отказались от идеологических догм. Но не отказались от национальных интересов.

Сознание нации формируется из совокупности мировоззрений разных социальных слоев граждан России. Это мировоззрение - продукт суммарного информационного воздействия на сознание. И в первую очередь - молодежи нашей страны. Хочу напомнить, что понятие "психологическая война" возникло накануне Первой мировой войны, когда идеологического противника в том смысле, в каком он сформировался в период "холодной войны", не существовало. Поэтому для того, чтобы граждане нашей страны (в первую очередь молодежь) смогли отстаивать свои национальные интересы, они должны быть в хорошем смысле подвержены воздействию информации, формирующей российские ценности. Если раньше мы решали эту проблему с помощью так называемого "железного занавеса", то теперь, в условиях полной прозрачности информационных границ, существует только один путь - конкуренция в сфере информационного воздействия. Подчеркиваю: конкуренция, а не противостояние.

С точки зрения информационной безопасности эта проблема состоит из двух аспектов: технологии доведения информации и самого содержания информации. Вторая часть этой проблемы состоит в четком определении национальных интересов, национальных ценностей, то есть формировании идеологической доктрины нашего общества. Но это не тема данной статьи. Мы говорим сейчас о технической стороне - информационном обеспечении формирования сознания. Сегодня практически каждый молодой человек нашей страны, проживающий в городе, имеет возможность выходить в сеть Интернет. Что он получает с помощью этой информационной сети? Думаю, что не доступ к мировым культурным ценностям. Раз уж мы не можем сегодня создать свой информационный поток, направленный на формирование через компьютерные сети заданных элементов сознания, то влиять на то, чтобы из информационного массива отбирались элементы, содержащие мировые ценности, можем. Кто-нибудь ставил эту проблему? Это также вопрос информационной безопасности. Ведь сегодня в школах имеются компьютерные классы.

Весь компьютерный парк нашей страны состоит из персональных ЭВМ, произведенных не в нашей стране. Это касается и научных учреждений, и министерств и ведомств, и, наверное, оборонных предприятий. То есть в техническом отношении - полная зависимость от внешних стран. Лидер по производству персональных ЭВМ - США. Они производят самые мощные компьютеры и в этой сфере монополисты. Я бы отметил, что не столь важно, кто производитель, важно другое: кто производит интеллектуальную начинку компьютеров, которая ими управляет. Все знают, что в мире существует абсолютный монополист в этой сфере - американская компания Microsoft. В результате работу каждого компьютера в нашей стране определяет идеология, разработанная в США. Это программное обеспечение вынуждены использовать и оборонные предприятия нашей страны, и закрытые конструкторские бюро, и другие государственные структуры, входящие в систему оборонного комплекса. Думаю, что эту проблему мы еще не осознали до конца. Негативные последствия неизбежны.

С другой стороны, в нашей стране всегда было много талантливых программистов. Те из них, кто уезжал работать, например, в США, высоко ценились как специалисты. Это общеизвестно. Создать условия для внедрения своих программных продуктов - это уже в наших силах. Эта проблема не того уровня сложности, чтобы построить собственную индустрию персональных ЭВМ, не уступающую западным. Здесь нужны государственные меры. Роль законодателя в том, чтобы создать благоприятный экономический климат для разработки и внедрения нашего программного продукта.

Главное для страны - это не только мировые цены на нефть. Нужно смотреть дальше, быть мудрее. Существует федеральная целевая программа "Развитие электронной техники в России на 2001-2006 годы". В рамках этой программы предполагается довести процент отечественных компьютерных изделий на нашем рынке до 70. Сможем мы реализовать эту программу или нет, зависит в первую очередь от нас самих. Законодатель, в свою очередь, должен принять режим наибольшего благоприятствования для продвижения на наш рынок именно отечественной продукции, жестко ограничить применение иностранных компьютерных технологий в оборонной сфере. Главное, что среди депутатов есть понимание актуальности для страны этих вопросов. Нам всем вместе и каждому нужно работать в этом направлении. Успех в этой сфере достижим. Россия была и остается интеллектуальной державой.

Примечания.

1. Доктрина информационной безопасности РФ опубликована на www.scrf.gov.ru/Documents/Decree/2000/09-09.html (Прим. ред.)