Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

Северный Кавказ и некоторые аспекты борьбы с проявлениями терроризма

Журавель В.П., член экспертного совета Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, кандидат педагогических наук

Для правильного понимания идеологии, принципов и методов борьбы с терроризмом в Чечне, с чеченскими и международными террористами, во-первых, необходимо глубокое знание истории Чечни, нравов и обычаев, слабых и сильных сторон чеченцев, места Чечни в планах международного терроризма и понимание геополитических интересов России на Северном Кавказе.

При всей обширности и многоплановости этих проблем обозначим лишь основные идеи (выводы).

Взаимоотношения России и горцев Кавказа начали активно складываться с середины XV в. и покорение некоторых северокавказских территорий шло вооруженным путем. Первое крупное столкновение завершилось поражением царских войск. В 1785 г. шейх Мансур Ушурма, чеченец по национальности, образовал единое государство горцев Кавказа, которое просуществовало всего несколько лет.

В 1818 году генерал А.П.Ермолов основывает крепость Грозную. Россия начинает военную экспансию в регионе, вошедшую в историю под названием Кавказская война. Только к концу 60-х годов ХIХ в. Россия сумела сломить сопротивление горцев. В эти годы наиболее активная часть повстанцев переселилась в Турцию. Современная чеченская диаспора, проживающая в странах Ближнего Востока, Малой и Средней Азии, происходит от этих переселенцев, что, по мнению генерал-полковника В.Овчинникова, проливает свет на финансовую и военную помощь, получаемую незаконными вооруженными формированиями в Чечне. Проблема терроризма на Северном Кавказе в период до 1917 г. нашли широкое и аргументированное раскрытие в монографии Н.Д.Литвинова и Ш.М.Нурадиева "Кавказский террор в Российской империи", опубликованной в издательстве "Голос" в 1999 г.

С 1917 по 1920 г. горцы сопротивлялись сначала войскам Деникина, затем частям Красной Армии. Антисоветские выступления чеченских и дагестанских повстанцев в 20-30 гг., массовые репрессии конца 30-х гг. привели к тому, что в ряде горных районов Советской власти практически не существовало.

В 1944 г. за пособничество части чеченцев немецко-фашистким оккупантам последовала депортация чеченцев, ингушей, балкарцев и карачаевцев, как и других народов бывшего СССР, из мест постоянного проживания в Казахстан и Среднюю Азию. В результате выселения, по оценке ряда ученых, из более полумиллиона чеченцев и ингушей к 1956 г. потери составили более 50%. Это стало страшно большим потрясением для этих народов, которое они, их дети и внуки до сих пор не забыли. В 1957 г. чеченцы были реабилитированы и получили право вернуться в места прежнего проживания. В качестве компенсации за перенесенные тяготы в состав воссозданной Чечено-Ингушской автономной республики были переданы 3 района из состава соседнего Ставропольского края - Шелковской, Наурский и Надтеречный.

Кавказ постоянно давал о себе знать. В середине января 1973 г. войска ликвидировали массовые беспорядки в Грозном, в октябре 1981 г. в Орджоникидзе. Потом пошли межнациональные конфликты в Закавказье (Сумгаит, Баку, Ереван, Нагорно-Карабахская автономная область).

На обострение обстановки на Кавказе серьезное влияние оказали развал СССР и последовавший за этим глубокий кризис российской государственности с начавшимся "парадом суверенитетов" бывших автономий РСФСР. Здесь активно разыгрывалась карта представителями местных элит для захвата власти. Были спровоцированы ряд конфликтов, среди которых осетино-ингушский и чеченский.

Переломным моментом для чеченцев стал приход к власти Д.Дудаева, разгул преступности в республике, террористические акты чеченцев на территории Северного Кавказа. Попытки решить эти проблемы мирным путем были безуспешными. Начался первый вооруженный конфликт на территории Чечни. Его характеристика обстоятельно освещена в книгах А.С.Куликова, С.А.Лембика "Чеченский узел. Хроника вооруженного конфликта 1994-1996 гг.", Б.В.Карпова, О.В.Смирнова "Внутренние войска: кавказский крест" и других многочисленных публикациях.

Чтобы спасти себя от поражения в ходе конфликта, чеченцы провели ряд громких террористических актов: Буденовск (июнь 1995 г.), Кизляр-Первомайское (январь 1996 г.).

Потом пошли теракты в Москве, Волгодонске, вооруженное вторжение бандформирований с территории Чечни в Дагестан.

С октября 1999 г. российские власти проводят в Чечне контртеррористическую операцию по нейтрализации и уничтожению чеченских боевиков, среди которых, по оценкам российского командования, не менее 20% - наемники, в подавляющем большинстве из арабских стран и Афганистана. Активно среди населения распространяется ваххабизм. 9 мая 2002 г. на параде Победы последовал страшный теракт в Каспийске, унесший жизни 44 человек, в том числе детей.

История Северного Кавказа дает основание полагать, что вооруженный путь решения проблем здесь бесперспективен. Но с другой стороны, они уважают силу, ей подчиняются. На территории Чечни, чтобы там был относительный порядок, на постоянной основе должны находиться федеральные вооруженные формирования. В нынешних условиях, когда основные силы бандформирований разгромлены, террористы могут заявлять о себе только террористическими, диверсионными, экстремистскими актами.

В связи с этим борьба с терроризмом на Северном Кавказе невозможна без адекватного принятия мер по противодействию религиозному экстремизму. Эффективность противодействия экстремистской пропаганде будет зависеть от степени поддержки умеренных исламских позиций. Ваххабизм должны критиковать сами мусульмане, высшие представители их духовенства, ибо все мусульмане рассматривают себя частью единой мусульманской общины. В этом плане также недопустимо разделение мусульман на суннитов и шиитов. Следует, широко используя СМИ, постоянно повышать образовательный уровень населения, разъясняя ему, что экстремистская идеология не имеет ничего общего с фундаментальным исламским вероучением и идеалами мусульман. Официальные местные структуры ни в коем случае не должны признавать, "приподнимать" экстремистов, оказывать содействие их формированию и деятельности, ибо это не только усиливает рост их популярности в обществе, но и в последующем, как показывает практика, они будут предпринимать попытки подорвать авторитет самих местных властей.

Во-вторых, необходимо глубокое изучение и анализ современных внутренних и внешних причин роста терроризма в России и на Северном Кавказе.

По мнению ряда историков, политологов, социологов, экономистов, к внутренним причинам распространения терроризма относятся:

  • наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и относительная легкость его приобретения и переброски в взрывоопасные регионы страны;
  • рост масштабов нелегальной миграции;
  • наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;
  • ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов в ряде субъектов Российской Федерации;
  • наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;
  • сплоченность и иерархичность преступной среды;
  • утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров, рост безработицы на Кавказе, распространение среди местного населения ваххабизма;
  • обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительной части граждан;
  • настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений в 90-х годах ХХ в.;
  • слабая работа правоохранительных, государственных и общественных органов по защите безопасности граждан;
  • низкий уровень политической культуры в обществе, широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

  • рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;
  • социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах как бывшего СССР, так и Центральной Азии;
  • наличие вооруженных конфликтов в отдельных регионах (Нагорно-Карабахский конфликт, конфликты в Абхазии, Южной Осетии), а также территориальных претензий друг к другу;
  • стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и международных террористических организаций по осложнению обстановки на Северном Кавказе;
  • отсутствие надежного контроля за въездом-выездом из России и сохраняющуюся "прозрачность" ее границ;
  • наличие значительного "черного рынка" оружия (включая ВВ и ОВ) в некоторых сопредельных государствах;
  • постоянное финансирование чеченских сепаратистов международными террористическими организациями.

Стоит отметить, что данная система факторов существенно отличается от той, что действовала в предшествующие годы (до 1991 г.).

Общегосударственная программа мер борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом должна быть ориентирована на ликвидацию вышеобозначенных объективных факторов либо на максимальное ослабление их криминогенной и террористической направленности.

В-третьих, необходимо ускорение и наращивание усилий по созданию мощного банка данных о террористах и их организациях.

Нужен механизм добычи и сосредочения в одном месте всего объема сведений о деятельности на территории Северного Кавказа незаконных вооруженных формирований, их лидерах и активных членах, а также об их связях как в Российской Федерации, так и за рубежом.

Важно отслеживать контакты чеченских бандформирований с различными международными исламскими экстремистскими организациями, группами, финансовыми структурами и на основе имеющейся информации принимать соответствующие решения.

На особом контроле должна быть деятельность чеченских и других северокавказских диаспор на территории России, особенно в ее крупных городах.

При этом чрезвычайно важно, чтобы все спецслужбы, правоохранительные органы, как неоднократно подчеркивали в своих выступлениях генералы армии А.С.Куликов, Н.Д.Ковалев, не только пополняли этот банк данных, но и имели в условиях реального времени равный доступ к нему. Нужен механизм контроля за исполнением взятой информации, чтобы не допускать ее утечки и использования не по назначению недобросовестными сотрудниками.

В-четвертых, требуется разработка неотложных согласованных мер по обеспечению безопасности не только в субъектах Российской Федерации, непосредственно граничащих с Чечней, но и на территории всего Северного Кавказа, а также Грузии и Азербайджана.

Требуют поддержки и развития усилия МВД, ФСБ, МО, МЧС, Антитеррористического центра стран СНГ по совместному проведению специальных операций, оперативно-розыскных мероприятий, командно-штабных учений.

Ждут своего решения проблемы беженцев из Чечни, которые, с одной стороны, являются жертвами терроризма, с другой - питательной средой для его распространения и создания условий по осложнению социальных и межнациональных отношений на территории Северного Кавказа.

Деятельность Федеральной пограничной службы должна воспрепятствовать проникновению на территорию Северного Кавказа и Чечни вооружения, средств связи и новых отрядов террористов, в том числе наемников.

Министерство иностранных дел должно провести комплекс мероприятий по достижению согласия с правительствами соседних государств по задержанию и, при необходимости, уничтожению международных террористов.

В-пятых, важно провести комплекс мероприятий по сокращению, блокированию каналов финансирования и материально-технического обеспечения боевиков.

К основным способам и источникам получения финансовых средств у боевиков относятся кража бюджетных средств, изготовление фальшивых банкнот, похищение людей и т.д.

Силами правоохранительных органов пресечена преступная деятельность по подпитке нескольких бандформирований в Чечне бюджетными средствами, отпущенными на приобретение нефтепродуктов для проведения сельхозработ в этой республике.

ФСБ и МВД России разработан и реализуется План совместных организационных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий по контролю за происхождением и целевым использованием финансовых средств и материально-технических ресурсов, направленных в Чеченскую Республику.

Традиционным каналом финансирования террористов остается изготовление фальшивых денежных знаков, в основном долларов США, о чем свидетельствуют многочисленные уголовные дела, по части из которых приговор уже вступил в силу. Так, сотрудниками МВД России на территории Чечни обнаружено полиграфическое оборудование для изготовления поддельных 100-долларовых банкнот США, при обысках обнаружено и изъято подделок на общую сумму 70 тыс. долларов США. Преступные группы фальшивомонетчиков, в состав которых входили чеченцы, выявлялись в Брянской, Пермской областях и некоторых других регионах России.

Одним из источников финансирования террористических организаций в Чечне и на Северном Кавказе является похищение людей с целью получения выкупа. Анализ уголовной статистики (данные ГИЦ МВД России) свидетельствует: в 1995 г. было зарегистрировано 272 таких факта, то в 1996 г. - 338, в 1997 г. - 1140, в 1998 г. - 1415, в 1999 г. - 1554. В подавляющем большинстве случаев заложники удерживаются на территории Чеченской Республики. За 2001 г. на Северном Кавказе похищено 298 человек, их них освобождено 192, остаются в неволе у преступников 106. В каждой республике Северо-Кавказского региона имеется один или несколько районов, где похитители чаще всего осуществляют свои преступные замыслы. В Дагестане - г. Махачкала, Буйнакский, Хасавюртский, Кизлярские районы; в Республике Северная Осетия-Алания - г.Владикавказ, зона пос. Чермен и Кировский район; в Ингушетии - населенные пункты Назранского района; в Ставропольском крае - гг. Минеральные Воды и Пятигорск, Курской район; в Кабардино-Балкарии - Прохладненский и Майский районы. Всего на оперативном учете ГУБОП и СК РУБОП состоят более 3,5 тыс. людей, похищенных, захваченных в заложники и пропавших без вести в Северо-Кавказском регионе в период с 1994 по 2001 г. По имеющейся информации, на территории Северо-Кавказского региона с 1992 г. по 1 января 2001 г. похищено 1788 чел., освобожден 841 чел., остаются похищенными 947 чел., в том числе 49 женщин, 43 военнослужащих ВВ и МО, 60 сотрудников органов внутренних дел, 14 несовершеннолетних и 11 иностранных граждан.

Изучение похищений людей свидетельствует о том, что, во-первых, в последние годы появилось большое количество организованных преступных групп, специализирующихся на совершении этих преступлений; во-вторых, похищения людей тесно связаны с такими тяжкими и особо тяжкими преступлениями, как бандитизм, убийства, изнасилования, вымогательства; в-третьих, эти преступления вызывают значительный общественный резонанс; в-четвертых, совершение их превратилось в своеобразный вид промысла. Так, в Северо-Кавказском регионе более 70% всех похищений людей совершается бандами с целью получения выкупа, размер которого достигает до 1,5 млн долларов (см.: Р.Э.Оганян "Криминологическая теория и практика предупреждения преступлений, связанных с похищениями людей": Автореф. дис... д-ра юрид. наук / Юридический ин-т МВД РФ. М., 2002. С. 4-5).

Важным каналом финансирования боевиков являются "пожертвования", поступающие от религиозных неправительственных организаций радикальной направленности стран Ближнего и Среднего Востока, контрабандные поставки военной техники, вооружения, снаряжения и т.д., осуществляемые с территории государств, как имеющих непосредственную границу с Россией, так и из других стран. В феврале 2002 г. на таможенном посту были задержаны ряд водителей рейсовых автобусов, которые пытались контрабандно провести партию утепленных комбинезонов армейского образца импортного производства. Ранее в Республике Кабардино-Балкария пресечена попытка поставки из-за рубежа через аэропорт Нальчик крупной партии средств связи и военного обмундирования. Пресечена деятельность группы лиц, намеревавшихся провести контрабандным путем на территорию России телекоммуникационное оборудование стоимостью более 1 млн долларов США, которое, по оперативной информации, предназначалось для ведения антироссийской пропаганды.

Наибольшую активность в финансировании террористических группировок проявляют "общественные" объединения ваххабитского толка, представители северокавказских диаспор и международных мусульманских организаций крайне радикального толка. В МВД Российской Федерации имеется информация о возможной причастности к оказанию финансовой и материальной помощи незаконным вооруженным формированиям правозащитных, гуманитарных и иных неправительственных организаций Америки и государств Европы, а также экстремистских и национал-радикальных общественных объединений Балтии, Польши, Чехии и Украины. Как известно из СМИ, на территории Азербайджанской Республики прекращена деятельность арабского Центра, осуществляющего финансовую поддержку ваххабитов, установлены 27 активных участников боевых действий на территории Дагестана из числа приверженцев ваххабизма, 9 из которых в настоящее время задержаны. Значительная часть финансовых средств собирается так называемыми представителями Чеченской Республики Ичкерия, зарегистрированными за рубежом. При этом в качестве отчетов перед зарубежными "инвесторами" лидеры незаконных вооруженных формирований используют видеозаписи совершаемых ими терактов.

Выявлено более 100 активных функционеров и эмиссаров чеченских бандформирований в 24 государствах мира, занимающихся организацией, проведением и конспектированием деятельности по закупке, переправке, сопровождению и доставке различных типов оружия, боеприпасов, взрывных устройств, медикаментов, обмундирования, продуктов питания, а также осуществлением (используя подставные банки, фирмы, учреждения и другие организации кредитно-инвестиционного характера) трансфертов денежных средств из-за границы в интересах бандформирований. Как отмечает полковник милиции Ю.Демидов, первый заместитель начальника Главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД России, "только в Москве МВД России отрабатывает на возможную причастность к финансированию бандформирований 27 коммерческих банков" (см.: Защита и безопасность. 2002. С. 11).

Проводимая работа направлена на жесткий заслон финансовым потокам, которые являются мощным фактором, денежной подпиткой существования и организации деятельности террористических организаций.

В-шестых, к борьбе с терроризмом должно подключиться гражданское общество, все слои населения. Здесь не должно быть людей равнодушных и безразличных, несмотря на их принадлежность к разным национальностям и вероисповедованиям. К сожалению, при общем осуждении фактов терроризма, как показывает анализ расследования террористических актов, люди повсеместно проявляют беспечность, медленные, нерешительные действия по их недопущению. Необходимо очень много сделать соответствующим структурам муниципальной власти и правоохранительным органам по формированию, воспитанию, привитию у граждан качеств бдительности, разумной подозрительности к предметам и действиям людей, могущим привести к терактам, фактам экстремизма, которые повлекут гибель и разрушения. Нужно повсеместное просвещение граждан об ухищрениях и методах действий террористов. На это должно быть направлено и наглядное оформление территорий населенных пунктов и мест скопления граждан (рынки, вокзалы, площади, стадионы и т.д.). В законодательном плане должен быть решен вопрос об уголовной ответственности за недонесение о готовящихся или совершенных преступлениях террористического характера.

Особой поддержки требуют общественные организации антитеррористической направленности. Ведущее место среди них занимает Всемирный Антикриминальный и Антитеррористический Форум (Председатель правления генерал армии А.Куликов).

Учет исторического развития и современной общественно-политической, оперативной обстановки на современном этапе позволит выработать наиболее приемлемые меры по борьбе с терроризмом в Северо-Кавказском регионе Российской Федерации.