Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

О некоторых проблемах миграции в Российской Федерации

Куликов А.С., председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, генерал армии

Рассматриваемые сегодня Парламентской Ассамблеей Совета Европы проблемы миграции чрезвычайно важны и актуальны.

Острота вопроса незаконной миграции для Российской Федерации является очевидной и постоянно возрастает.

Незаконные иммигранты из стран дальнего зарубежья прибывают в Россию и другие страны СНГ по сухопутным, авиа- и морским транспортным магистралям, используя как пассажирские, так и грузовые транспортные средства.

При этом среди них можно выделить две основные категории иммигрантов:
а) лица, легально въезжающие с целью дальнейшего изменения статуса своего пребывания в России;
б) лица, пытающиеся нелегально въехать в Российскую Федерацию для последующей легализации в ней.

При этом обе категории, как правило, рассматривают Россию в качестве трамплина для выезда в Западную Европу, США и Канаду.

В России они пополняют армию незаконных иммигрантов, в большинстве своем вовлекаются в противоправную деятельность, объединяются на этой основе в этнические преступные группировки, действующие, как правило, в неконтролируемой сфере товаров и услуг, обостряя обстановку на национальном рынке труда. При этом отмечается мобильность и организованность иммигрантов, обусловленные наличием базовой основы, которая создана и продолжает расширяться за счет усилий множества существующих этнических диаспор и общин, действующих как на легальном, так и на полулегальном основании. Данные сообщества в целом организованы, материально независимы, располагают достаточной информацией о существующем положении на российских границах, умело используют социально-экономическую ситуацию в отдельных регионах России, бреши в ее иммиграционном законодательстве. На территории России по-прежнему насчитывается от 700 тыс. до 1,5 млн лиц с неопределенным правовым положением. Это нас очень беспокоит.

По данным ФПС России, за последние 5 лет количество задержанных на границе незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В их числе оказались граждане более 30 государств, с которыми Россия не имеет общих границ. Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Так, в 2000 г. в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн иностранных граждан, выехали 17,9 млн. Это позволяет предположить, что часть иностранных граждан, въехавших в Россию на законных основаниях, остается на российской территории с нарушением установленных правил и переходит в категорию нелегальных мигрантов.

Большинство незаконных мигрантов являются гражданами Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, некоторых стран Африки, а также государств - участников СНГ, прежде всего из Закавказья и Средней Азии. Основные потоки незаконной миграции на въезд в Россию отмечаются на российско-монгольском, российско-казахстанском участках границы, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга. На выезд из России - российско-финляндском, российско-украинском участках границы, на границе со странами Балтии, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга.

В 2000 г. удельный вес мигрантов, совершивших преступления на территории Российской Федерации, в общем числе выявленных преступников составил 7,5%.

Нарастающие потоки нелегальной миграции в Россию, использование ее территории в качестве транзитного канала незаконной миграции, превращение России в буферную зону и своеобразный отстойник для незаконных мигрантов создают потенциальную угрозу для стран Европейского Союза, несмотря на укрепление его внешних границ, а также границ стран Балтии, Украины и Польши.

Несколько слов хотелось бы сказать о межгосударственной трудовой миграции.

В последние годы более заметным явлением в сфере межгосударственных перемещений между Россией и государствами - членами Совета Европы становится временная (возвратная) трудовая миграция граждан Российской Федерации с целью работы по найму.

В 2001 г., по данным российского государственного статистического наблюдения только по одному из каналов зарубежного трудоустройства при содействии посреднических организаций, оказывающих такого рода услуги, - практически во все страны Совета Европы, в основном по краткосрочным контрактам (до 1 года) для работы преимущественно в сфере услуг и на морском транспорте выезжали 30,4 тыс. граждан России (при общей численности российских трудящихся-мигрантов 45,7 тыс. человек).

Наиболее крупными импортерами российских работников в странах Европы были Кипр (9,5 тыс. чел.), Германия (3,9 тыс. чел.), Великобритания (3,9 тыс. чел.), Греция (3,5 тыс. чел.), Мальта (3,0 тыс. чел.), Норвегия (1,3 тыс. чел.).

Трудовая миграция россиян в Европу развивается в сложных условиях современного этапа межгосударственной миграции, для которого характерны: кризис управления миграцией на национальном и межгосударственном уровне; отсутствие достаточно надежных и отлаженных механизмов, позволяющих обеспечивать миграционное взаимодействие; обострение противоречий между посылающими и принимающими странами, а также между национальными интересами отдельных государств и правами человека, распространением дискриминационных практик в отношении трудящихся-мигрантов. В этих условиях данный процесс отягощен рядом сложных, многоплановых проблем: экономических, криминальных, проблем соблюдения прав человека.

Однако, находясь в столь сложной ситуации, Россия со своей стороны принимает усилия для решения вопросов борьбы с незаконной миграцией и регулирования внешней трудовой миграции.

Во-первых, сейчас проводится совершенствование системы лицензирования деятельности посреднических организаций, занимающихся зарубежным трудоустройством, вводятся нормы, обязывающие посреднические организации в необходимых случаях оказывать гражданам услуги по получению разрешений на работу, установленных законодательством принимающих государств. На очереди введение в уголовное законодательство ответственности за содействие в нелегальном трудоустройстве за границей.

Во-вторых, органы пограничного и иммиграционного контроля и органы правопорядка принимают меры по совершенствованию системы контроля данной категории лиц, стремятся найти способы и методы, которые позволяли бы не только выявлять незаконных иммигрантов на территории страны, но и заблаговременно вскрывать возможные маршруты их переброски, пособников и участников. Это направление деятельности позволило не пропустить в 2000 г. около 55 тыс. иммигрантов, пытавшихся пересечь государственную границу Российской Федерации с различными нарушениями.

В-третьих, Россия проводит подготовительные мероприятия по ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, а также Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.

В-четвертых, создается нормативно-правовая база, механизмы реализации законов, соответствующая институциональная структура, включающая и территориальные органы во всех субъектах Российской Федерации, и представительства за рубежом, и посты иммиграционного контроля. Для усиления этой составляющей миграционной политики Федеральная миграционная служба России вошла в структуру Министерства внутренних дел с 23 февраля 2002 г. и сейчас активно и целенаправленно проводит свою деятельность.

Однако Россия понимает, что без конструктивного взаимодействия с мировым и европейским сообществом как ближайшим соседом невозможно решать эти проблемы, которые приобрели глобальный характер.

В связи с этим мы предлагаем:

Во-первых, на взгляд российской стороны, эффективная борьба с нелегальной трудовой миграцией должна вестись путем развития межгосударственного сотрудничества и взаимодействия как направляющих, так и принимающих стран, правительственных организаций, вырабатывающих решения в области миграции, всех миграционных институтов, а также международных организаций. Россия готова к такому сотрудничеству со всеми заинтересованными странами - членами Совета Европы по всем возможным направлениям.

Одним из важнейших направлений, по нашему мнению, может быть развитие международной договорной базы в области временной (возвратной) трудовой миграции между Россией и странами - членами Совета Европы в форме заключения межправительственных и межведомственных соглашений.

Во-вторых, в свете общей политики развития сотрудничества России с государствами - членами ЕС в пресечении незаконной миграции всемерно стимулировать участие Российской Федерации на постоянной основе во всех мероприятиях, особенно в проведении специальных операций по борьбе с незаконной миграцией. В частности, следует особо отметить значимость операций по пресечению незаконной миграции в рамках Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с международной преступностью. Мы отмечаем устойчивое желание государств Балтийского региона к постоянному совершенствованию методов взаимодействия.

В-третьих, следует создать наблюдательный орган по миграции между Российской Федерацией и Европейским Союзом (этот наблюдательный орган станет составной частью общего наблюдательного органа по миграции). Характер его работы можно обсудить в рабочем плане.

В-четвертых, мы предлагаем правительствам разработать также совместную облегченную и ускоренную процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении статуса беженца.

Мы выступаем за введение процедуры "единого окна" в сочетании с возможностью обжалования. В соответствии с этой процедурой рассмотрение заявлений от всех лиц, которые ходатайствуют о предоставлении убежища в Европейском Союзе, будет осуществляться централизованно в Европейском агентстве по предоставлению статуса беженцев, располагающем контактными пунктами во всех государствах-членах, расположенных на внешних границах Европейского Союза. Просители убежища смогут подавать заявление исключительно в этих местах в строгом соответствии с едиными нормами. Мы исходим из того, что эффективное предоставление убежища предполагает усиление контроля на внешних границах Европейского Союза. Все государства - члены ЕС должны вносить пропорциональный вклад в финансирование расходов по усилению контроля на внешних границах.

В-пятых, мы предлагаем заключить соглашения о реинтеграции мигрантов в сочетании с программами развития, которые желательно разработать во взаимодействии с Международной организацией по миграции. Эти инициативы могут быть поддержаны Европейским банком реконструкции и развития, а также европейским и двусторонними Фондами содействия этому развитию.

В заключение я хотел бы отметить, что совместные усилия в данной области, если они будут проводиться последовательно и решительно, могут дать положительные результаты для наших стран в части легитимизации европейского пространства трудовой миграции.

О некоторых проблемах миграции в Российской Федерации | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2-3 (3-4) Август 2002г

О некоторых проблемах миграции в Российской Федерации

Куликов А.С., председатель подкомитета по законодательству в сфере борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом Комитета по безопасности Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Председатель Правления Всемирного Антикриминального и Антитеррористического Форума, генерал армии

Рассматриваемые сегодня Парламентской Ассамблеей Совета Европы проблемы миграции чрезвычайно важны и актуальны.

Острота вопроса незаконной миграции для Российской Федерации является очевидной и постоянно возрастает.

Незаконные иммигранты из стран дальнего зарубежья прибывают в Россию и другие страны СНГ по сухопутным, авиа- и морским транспортным магистралям, используя как пассажирские, так и грузовые транспортные средства.

При этом среди них можно выделить две основные категории иммигрантов:
а) лица, легально въезжающие с целью дальнейшего изменения статуса своего пребывания в России;
б) лица, пытающиеся нелегально въехать в Российскую Федерацию для последующей легализации в ней.

При этом обе категории, как правило, рассматривают Россию в качестве трамплина для выезда в Западную Европу, США и Канаду.

В России они пополняют армию незаконных иммигрантов, в большинстве своем вовлекаются в противоправную деятельность, объединяются на этой основе в этнические преступные группировки, действующие, как правило, в неконтролируемой сфере товаров и услуг, обостряя обстановку на национальном рынке труда. При этом отмечается мобильность и организованность иммигрантов, обусловленные наличием базовой основы, которая создана и продолжает расширяться за счет усилий множества существующих этнических диаспор и общин, действующих как на легальном, так и на полулегальном основании. Данные сообщества в целом организованы, материально независимы, располагают достаточной информацией о существующем положении на российских границах, умело используют социально-экономическую ситуацию в отдельных регионах России, бреши в ее иммиграционном законодательстве. На территории России по-прежнему насчитывается от 700 тыс. до 1,5 млн лиц с неопределенным правовым положением. Это нас очень беспокоит.

По данным ФПС России, за последние 5 лет количество задержанных на границе незаконных мигрантов возросло почти в 10 раз. В их числе оказались граждане более 30 государств, с которыми Россия не имеет общих границ. Сложилась устойчивая тенденция превышения количества въехавших в Россию иностранных граждан над количеством выехавших. Так, в 2000 г. в Российскую Федерацию въехали 21,2 млн иностранных граждан, выехали 17,9 млн. Это позволяет предположить, что часть иностранных граждан, въехавших в Россию на законных основаниях, остается на российской территории с нарушением установленных правил и переходит в категорию нелегальных мигрантов.

Большинство незаконных мигрантов являются гражданами Афганистана, Ирана, Пакистана, Китая, Шри-Ланки, некоторых стран Африки, а также государств - участников СНГ, прежде всего из Закавказья и Средней Азии. Основные потоки незаконной миграции на въезд в Россию отмечаются на российско-монгольском, российско-казахстанском участках границы, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга. На выезд из России - российско-финляндском, российско-украинском участках границы, на границе со странами Балтии, в пунктах пропуска Московской воздушной зоны и г. Санкт-Петербурга.

В 2000 г. удельный вес мигрантов, совершивших преступления на территории Российской Федерации, в общем числе выявленных преступников составил 7,5%.

Нарастающие потоки нелегальной миграции в Россию, использование ее территории в качестве транзитного канала незаконной миграции, превращение России в буферную зону и своеобразный отстойник для незаконных мигрантов создают потенциальную угрозу для стран Европейского Союза, несмотря на укрепление его внешних границ, а также границ стран Балтии, Украины и Польши.

Несколько слов хотелось бы сказать о межгосударственной трудовой миграции.

В последние годы более заметным явлением в сфере межгосударственных перемещений между Россией и государствами - членами Совета Европы становится временная (возвратная) трудовая миграция граждан Российской Федерации с целью работы по найму.

В 2001 г., по данным российского государственного статистического наблюдения только по одному из каналов зарубежного трудоустройства при содействии посреднических организаций, оказывающих такого рода услуги, - практически во все страны Совета Европы, в основном по краткосрочным контрактам (до 1 года) для работы преимущественно в сфере услуг и на морском транспорте выезжали 30,4 тыс. граждан России (при общей численности российских трудящихся-мигрантов 45,7 тыс. человек).

Наиболее крупными импортерами российских работников в странах Европы были Кипр (9,5 тыс. чел.), Германия (3,9 тыс. чел.), Великобритания (3,9 тыс. чел.), Греция (3,5 тыс. чел.), Мальта (3,0 тыс. чел.), Норвегия (1,3 тыс. чел.).

Трудовая миграция россиян в Европу развивается в сложных условиях современного этапа межгосударственной миграции, для которого характерны: кризис управления миграцией на национальном и межгосударственном уровне; отсутствие достаточно надежных и отлаженных механизмов, позволяющих обеспечивать миграционное взаимодействие; обострение противоречий между посылающими и принимающими странами, а также между национальными интересами отдельных государств и правами человека, распространением дискриминационных практик в отношении трудящихся-мигрантов. В этих условиях данный процесс отягощен рядом сложных, многоплановых проблем: экономических, криминальных, проблем соблюдения прав человека.

Однако, находясь в столь сложной ситуации, Россия со своей стороны принимает усилия для решения вопросов борьбы с незаконной миграцией и регулирования внешней трудовой миграции.

Во-первых, сейчас проводится совершенствование системы лицензирования деятельности посреднических организаций, занимающихся зарубежным трудоустройством, вводятся нормы, обязывающие посреднические организации в необходимых случаях оказывать гражданам услуги по получению разрешений на работу, установленных законодательством принимающих государств. На очереди введение в уголовное законодательство ответственности за содействие в нелегальном трудоустройстве за границей.

Во-вторых, органы пограничного и иммиграционного контроля и органы правопорядка принимают меры по совершенствованию системы контроля данной категории лиц, стремятся найти способы и методы, которые позволяли бы не только выявлять незаконных иммигрантов на территории страны, но и заблаговременно вскрывать возможные маршруты их переброски, пособников и участников. Это направление деятельности позволило не пропустить в 2000 г. около 55 тыс. иммигрантов, пытавшихся пересечь государственную границу Российской Федерации с различными нарушениями.

В-третьих, Россия проводит подготовительные мероприятия по ратификации Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющих ее Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, а также Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху.

В-четвертых, создается нормативно-правовая база, механизмы реализации законов, соответствующая институциональная структура, включающая и территориальные органы во всех субъектах Российской Федерации, и представительства за рубежом, и посты иммиграционного контроля. Для усиления этой составляющей миграционной политики Федеральная миграционная служба России вошла в структуру Министерства внутренних дел с 23 февраля 2002 г. и сейчас активно и целенаправленно проводит свою деятельность.

Однако Россия понимает, что без конструктивного взаимодействия с мировым и европейским сообществом как ближайшим соседом невозможно решать эти проблемы, которые приобрели глобальный характер.

В связи с этим мы предлагаем:

Во-первых, на взгляд российской стороны, эффективная борьба с нелегальной трудовой миграцией должна вестись путем развития межгосударственного сотрудничества и взаимодействия как направляющих, так и принимающих стран, правительственных организаций, вырабатывающих решения в области миграции, всех миграционных институтов, а также международных организаций. Россия готова к такому сотрудничеству со всеми заинтересованными странами - членами Совета Европы по всем возможным направлениям.

Одним из важнейших направлений, по нашему мнению, может быть развитие международной договорной базы в области временной (возвратной) трудовой миграции между Россией и странами - членами Совета Европы в форме заключения межправительственных и межведомственных соглашений.

Во-вторых, в свете общей политики развития сотрудничества России с государствами - членами ЕС в пресечении незаконной миграции всемерно стимулировать участие Российской Федерации на постоянной основе во всех мероприятиях, особенно в проведении специальных операций по борьбе с незаконной миграцией. В частности, следует особо отметить значимость операций по пресечению незаконной миграции в рамках Совета государств Балтийского моря по сотрудничеству в борьбе с международной преступностью. Мы отмечаем устойчивое желание государств Балтийского региона к постоянному совершенствованию методов взаимодействия.

В-третьих, следует создать наблюдательный орган по миграции между Российской Федерацией и Европейским Союзом (этот наблюдательный орган станет составной частью общего наблюдательного органа по миграции). Характер его работы можно обсудить в рабочем плане.

В-четвертых, мы предлагаем правительствам разработать также совместную облегченную и ускоренную процедуру рассмотрения заявлений о предоставлении статуса беженца.

Мы выступаем за введение процедуры "единого окна" в сочетании с возможностью обжалования. В соответствии с этой процедурой рассмотрение заявлений от всех лиц, которые ходатайствуют о предоставлении убежища в Европейском Союзе, будет осуществляться централизованно в Европейском агентстве по предоставлению статуса беженцев, располагающем контактными пунктами во всех государствах-членах, расположенных на внешних границах Европейского Союза. Просители убежища смогут подавать заявление исключительно в этих местах в строгом соответствии с едиными нормами. Мы исходим из того, что эффективное предоставление убежища предполагает усиление контроля на внешних границах Европейского Союза. Все государства - члены ЕС должны вносить пропорциональный вклад в финансирование расходов по усилению контроля на внешних границах.

В-пятых, мы предлагаем заключить соглашения о реинтеграции мигрантов в сочетании с программами развития, которые желательно разработать во взаимодействии с Международной организацией по миграции. Эти инициативы могут быть поддержаны Европейским банком реконструкции и развития, а также европейским и двусторонними Фондами содействия этому развитию.

В заключение я хотел бы отметить, что совместные усилия в данной области, если они будут проводиться последовательно и решительно, могут дать положительные результаты для наших стран в части легитимизации европейского пространства трудовой миграции.