', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

***

.

Ключевые слова: .

***

Обеспечению развития и безопасного функционирования атомной энергетики, поставкам и транспортированию радиоактивных материалов для нужд АЭС и подготовке квалифицированных технических и научных кадров для их обслуживания на международном уровне придается особое внимание из-за их потенциальной опасности для человека и окружающей среды. Говоря об опасности радиационно опасных объектов, следует отметить, что в настоящее время общепризнанным является утверждение специалистов о том, что атомная энергетика и промышленность являются одними из наиболее «чистых» отраслей производства [1,2]. Если атомная энергетика и промышленность считаются достаточно «чистыми» отраслями производства, то последствия радиационных аварий и ядерных инцидентов, как правило, являются весьма опасными.

11.03.2011 в Японии произошло сильнейшее в истории страны землетрясение, которое привело к радиационной аварии на АЭС «Фукусима-1». Это событие, помимо тяжелых последствий для населения и экологии Японии, имеет еще и широкий общественный резонанс, связанный с возможными последствиями этой аварии не только для самой Японии, но и для окружающих ее стран.

Изучение правового механизма обеспечения радиационной безопасности на международном уровне представляется, в свете вышеизложенного, весьма актуальным.

Следует отметить, что международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, а также в обеспечении законных интересов государств.

Согласно Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15).

Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» различает три категории международных договоров в зависимости от уровня договаривающихся сторон: межгосударственные, межправительственные и договоры межведомственного характера. По числу участников международные договоры бывают двусторонними и многосторонними. В соответствии с нормами международного права категория, вид и наименование договорного акта (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами и т.д.) не влияют на его юридическую силу. Договор обязателен для его сторон, которыми являются государства, правительства или ведомства и которые осуществляют права и несут по нему обязанности. Необходимо отметить, что согласно этому закону Россия продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из международных договоров, заключенных СССР, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства — продолжателя СССР.

Из-за обилия материалов (около 100 международных соглашений и договоров) в данной статье кратко охарактеризованы только базовые международные соглашения, регулирующие отношения в области радиационной и ядерной безопасности.

Вышеперечисленная совокупность международных договоров получена с использованием информационных ресурсов информационно-правового портала «ГАРАНТ-Максимум. Вся Россия» по состоянию на 20.04.2011.

В связи с авариейна АЭС «Фукусима-1» представляется весьма важным рассмотреть Соглашение между Правительством РФ и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии (2009 г.) [4], которым устанавливается, что Стороны сотрудничают в целях развития мирного использования атомной энергии в Российской Федерации и Японии в соответствии с положениями Соглашения и законодательством своих государств в следующих формах: обмен экспертами; обмен информацией, включая информацию, относящуюся к ядерной безопасности; поставка ядерного материала, материала, оборудования и технологии; предоставление и получение услуг.

Сотрудничество может осуществляться в следующих областях:

  • разведка и разработка урановых месторождений;
  • проектирование, строительство и эксплуатация легководных реакторов;
  • переработка и обращение с радиоактивными отходами;
  • ядерная безопасность, включая радиационную защиту и контроль за состоянием окружающей среды;
  • исследования и применение радиоизотопов и излучения;
  • другие области, которые могут быть согласованы в отдельных письменных соглашениях между Сторонами.

Однако следует отметить, что по состоянию на 20.04.2011 настоящее Соглашение не вступило в силу (вступает в силу на 30-й день после даты обмена между Сторонами уведомлениями по дипломатическим каналам о том, что их внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления настоящего Соглашения в силу, выполнены. Текст Соглашения официально опубликован не был).

Важной вехой на пути организации международной радиационной и ядерной безопасности является принятие Конвенции об установлении контроля по соблюдению режима безопасности в области ядерной энергии (1957 г.) [5], котораяпринята с целью способствовать совершенствованию производства и использования ядерной энергии в странах — членах Организации европейского экономического сотрудничества.

На своем заседании 18.07.1956 Совет Организации принял решение установить с этой целью международный контроль по соблюдению режима безопасности в области ядерной энергии и учредил в рамках Организации Европейское Агентство по ядерной энергии, которое имеет право и полномочия направлять на территорию, находящуюся под юрисдикцией государств — участников настоящей Конвенции, инспекторов, назначенных им после консультаций с заинтересованным государством или заинтересованными государствами. Эти инспектора имеют доступ в любое время во все места и ко всем данным, и к любому лицу, которое по причине своей профессиональной обязанности имеет дело с материалами, оборудованием или устройствами, подлежащими контролю.

Конвенцией также предусмотрено учреждение Трибунала, состоящего из 7 независимых судей, назначаемых на 5 лет решением Совета или, при отсутствии решения, путем жеребьевки из списка, куда входит по одному судье, предложенному каждым государством-участником Конвенции. Трибунал обладает полномочиями решать любой вопрос, связанный с совместным действием стран-членов Организации в области ядерной энергии, внесенный на его рассмотрение по соглашению между заинтересованными участниками настоящей Конвенции.

Венская Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (1963 г.) является одним из основополагающих международно-правовых документов, определяющих режим ответственности за ущерб в результате ядерного инцидента на объектах мирного использования атомной энергии. Основная идея Венской конвенции заключается в обеспечении защиты граждан одного государства от ущерба, причиненного ядерным инцидентом, произошедшим в другом государстве. Установлено, что ответственность оператора за ядерный ущерб является абсолютной. При условии соблюдения положений настоящей Конвенции характер, форма и размер возмещения так же, как и справедливое распределение возмещения, определяются законом компетентного суда.

Конвенция о физической защите ядерного материала (1979 г.) применяется к ядерному материалу, используемому в мирных целях и находящемуся в процессе международной перевозки. Конвенцией устанавливается, что каждое государство-участник в рамках своего национального законодательства и в соответствии с международным правом принимает надлежащие меры для обеспечения, по мере возможности, того, чтобы во время международной перевозки ядерный материал, находящийся в пределах его территории или на борту корабля или самолета, действующих под его юрисдикцией, если такой корабль или самолет участвует в перевозке в это государство или из него, защищался на оговоренных в Конвенции уровнях.

Государства — участники Конвенции об оперативном оповещении о ядерной аварии (1986 г.) договорились, что она применяется в случае любой аварии, связанной с любым ядерным реактором независимо от местонахождения; любой установкой ядерного топливного цикла; любой установкой по обращению с радиоактивными отходами; перевозкой и хранением ядерного топлива или радиоактивных отходов; изготовлением, использованием, хранением, удалением и перевозкой радиоизотопов для сельскохозяйственных, промышленных, медицинских целей и для проведения научных исследований в этих областях и использованием радиоизотопов для выработки энергии в космических объектах или деятельностью государства-участника или лиц или юридических субъектов под его юрисдикцией или контролем, вследствие которой происходит или может произойти выброс радиоактивных веществ и которая привела или может привести к международному трансграничному выбросу, что могло бы иметь, с точки зрения радиационной безопасности, значение для другого государства.

Конвенцией устанавливаются нормы, связанные с оповещением и информацией через Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) в случае аварии, определяются функции МАГАТЭ, порядок предоставления им информации, консультаций и помощи государствам-участникам, а также порядок урегулирования споров.

Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (1986 г.) устанавливает, что государства-участники сотрудничают между собой и с МАГАТЭ в целях содействия безотлагательному предоставлению помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации для сведения к минимуму их последствий и для защиты жизни, имущества и окружающей среды от воздействий радиоактивных выбросов. Для содействия такому сотрудничеству государства-участники могут достигать двусторонних или многосторонних договоренностей или, где это целесообразно, их сочетания с целью предотвращения или сведения к минимуму вреда и ущерба, которые могут иметь место в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации.

Согласно Соглашению между Правительством РФ и Европейским сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области ядерной безопасности (2001 г.) сотрудничество включает следующие направления:

  • исследования в области обеспечения безопасности реакторов (обзор и анализ проблем безопасности, в том числе влияния безопасности реакторов на развитие ядерной энергетики, определение надлежащих методологий повышения степени безопасности реакторов посредством исследований, разработок и оценок ядерных реакторов, находящихся в эксплуатации, планируемых к вводу в эксплуатацию и вновь разрабатываемых);
  • радиационная защита (научные исследования, вопросы регулирования, разработка норм безопасности, подготовка и обучение персонала. Особое внимание уделяется эффектам малых доз, проблеме профессионального облучения и послеаварийному управлению);
  • обращение с радиоактивными отходами (оценка и оптимизация захоронения радиоактивных отходов в геологических формациях и научные аспекты обращения с «долгоживущими» отходами;
  • вывод из эксплуатации, дезактивация и демонтаж ядерных установок (стратегия вывода из эксплуатации и демонтажа ядерных установок, включая радиологические аспекты);
  • исследования и разработки в области учета и контроля ядерных материалов (разработка и оценка методов измерений ядерных материалов и освидетельствования эталонных материалов для целей учета и контроля, а также совершенствование систем учета и контроля ядерных материалов).

Необходимо отметить особую важность установления в рассматриваемых документах понятийного аппарата, на основе которого разрабатывались и принимались последующие международные договоры в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности.

С целью изучения радиационных воздействий на человека и окружающую среду, было заключено Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области изучения радиационных воздействий с целью минимизации влияния последствий радиоактивного загрязнения на здоровье человека и окружающую среду (Москва, 14.01.1994).

Данное соглашение включает в себя следующие области:

  • изучение последствий воздействия ионизирующих излучений для здоровья работающих и населения, включая эпидемиологические и другие исследования;
  • организация сбора и обработки информации, включая обмен опытом в области изучения радиационных воздействий, сохранение данных, создание баз данных и информационных систем;
  • исследования окружающей среды, включая идентификацию и моделирование выпадений, распространения и переноса радионуклидов и других вредных загрязняющих веществ для изучения и восстановления доз облучения и оценки воздействия на человека и объекты окружающей среды. Разработка и применение дозиметрических систем и методологии реконструкции доз облучения населения;
  • распространение информации, связанной с радиологическими последствиями загрязнений, риском для здоровья и мерами по снижению настоящего и будущего облучения и воздействия других вредных факторов на человека;
  • анализ политики, проведения мероприятий, предусматривающих оценку радиационной обстановки и механизмов оповещения о ней, а также оценка мер, минимизирующих радиационные воздействия на здоровье человека;
  • научные исследования с целью получения информации, которая бы содействовала минимизации влияния последствий радиоактивного загрязнения на окружающую среду и здоровье человека.

В заключение необходимо отметить, что в настоящее время Российская Федерация заключила около 100 международных договоров в области обеспечения радиационной и ядерной безопасности. Эти договора регулируют международные отношения, связанные с:

  • мирным использованием атомной энергии;
  • обменом информацией о ядерных установках;
  • сотрудничеством в сооружении и эксплуатации АЭС;
  • использованием в мирных целях ядерных материалов, высвобождаемых в результате уничтожения ядерного оружия;
  • транспортированием и хранением ядерного топлива и отходов;
  • обращением с отработавшим ядерным топливом и с безопасностью обращения с радиоактивными отходами;
  • подготовки специалистов по радиоэкологии, радиационной безопасности, радиобиологии и смежным наукам.

Радиационно опасный объект — объект, на котором хранят, перерабатывают, используют или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором или его разрушении может произойти облучение ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение людей, сельскохозяйственных животных и растений, объектов народного хозяйства, а также окружающей природной среды [3].

Радиационная авария — авария на радиационно опасном объекте, приводящая к выходу или выбросу радиоактивных веществ и (или) ионизирующих излучений за предусмотренные проектом для нормальной эксплуатации данного объекта границы в количествах, превышающих установленные пределы безопасности его эксплуатации [3].

Литература

1. Владимиров В.А., Измалков В.И., Измалков А.В. Оценка риска и управление техногенной безопасностью. М., 2002.

2. Камаев А.В. Концепция риска и сравнительная оценка воздействия ТЭС и АЭС // Информационный бюллетень «Безопасность. Экология. Радиация». Обнинск, 1992. Вып. 2.

3. ГОСТ Р 22.0.05-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения.

4. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Японии о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии (Токио, 12.05.2009) ратифицировано Федеральным законом от 28.12.2010 № 423-ФЗ.

5. Конвенция об установлении контроля по соблюдению режима безопасности в области ядерной энергии (Париж, 20.12.1957) принята постановлением Правительства РФ от 03.04.1996 № 377.

6. Венская Конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб (Вена, 21.05.1963) ратифицирована Федеральным законом от 21.03.2005 № 23-ФЗ.

7. Конвенция о физической защите ядерного материала (Вена, 26.10.1979) ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 04.05.1983 № 9236-X.

8. Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии (Вена, 26.09.1986 г.)ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 14.11.1986 № 6035-XI.

9. Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или радиационной аварийной ситуации (Вена, 26.09.1986) ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 14.11.1986 № 6035-XI.

10. Соглашение между Правительством РФ и Европейским сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области ядерной безопасности (Брюссель, 03.10.2001) принято постановлением Правительства РФ от 21.05.2001 № 401.

11. Соглашение между Правительством РФ и Правительством Соединенных Штатов Америки о сотрудничестве в области изучения радиационных воздействий с целью минимизации влияния последствий радиоактивного загрязнения на здоровье человека и окружающую среду (Москва, 14.01.1994) принято постановлением Правительства РФ от 24.01.1994 № 28.

САВЧЕНКОВ Сергей Николаевич. Старший научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Автор трудов по биотехнологии (2 авторских свидетельства СССР, 7 патентов РФ, более 10 научных публикаций) - до 2009 г.; по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - после 2009 г.