', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

***

.

Ключевые слова: .

***

Изменения в системе международных отношений, в том числе связанные с развитием современных глобальных проблем [1], требуют от представителей отечественной науки разработки новых методологических подходов к объяснению происходящих трансформаций, подготовки для органов власти различного уровня практических рекомендаций по организации и непосредственной деятельности в сфере обеспечения внутренней и внешней безопасности Российской Федерации.

Сегодня в нашей стране функционирует ряд научных школ и групп единомышленников, теоретические интересы которых связаны с углубленной разработкой вопросов безопасности и их изучением в рамках самостоятельных образовательных программ. Однако, несмотря на успехи, достигнутые в изучении множества аспектов безопасности государства, на этом направлении теоретических и прикладных исследований еще остается ряд нерешенных проблем. Одной из них является недостаточная теоретическая проработка проблемы взаимосвязей безопасности государства с осуществляемой в его отношении деятельностью других государств, безопасностью государства и его внешнеполитической деятельностью, а также собственно безопасностью этой деятельности государства. Стремление раскрыть взаимосвязи между названными явлениями обусловило цель данной статьи.

Основой для достижения поставленной цели служат теоретические положения о сущности государства, его безопасности, внешней политике и направленной на ее реализацию внешнеполитической деятельности. Важнейшим компонентом методологических основ исследования выступает деятельностный (системно-деятельностный) методологический подход [2, 3].

Российские и зарубежные специалисты пока не пришли к единому мнению о сущности государства. Поэтому юридического определения государства, признанного всеми странами мира, в настоящее время не существует. В системе международных отношений государство выступает в качестве главного ее элемента, взаимодействующего с другими элементами этой системы (государствами, организациями и отдельными индивидуумами, выступающими в качестве современных участников международных отношений) по поводу реализации имеющихся у них интересов. По сравнению с другими элементами данной системы государство обладает постоянным населением, суверенной территорией, системой органов и учреждений политической власти, правовых норм (в том числе определяющих его конституционный строй) и экономических связей. Отличия государства от иных элементов обусловлены и выполняемыми им функциями, среди которых важнейшими являются обеспечение безопасности личности, общества и самого государства.

Понятие«безопасность»до сих пор имеет сложный, широкий и дифференцированный смысл. Трудности раскрытия его содержания связаны с тем, что определяемое им явление рассматривается авторами в различных понятийно-терминологических системах. Сказанное относится и к понятию «безопасность государства», и к понятиям, раскрывающим безопасность иных элементов системы международных отношений.

В традиционном понимании безопасность государства — это состояние защищенности жизненно важных интересов государства от внутренних и внешних угроз. Для изучения явлений, связанных с безопасностью государства, понятийный аппарат теории национальной безопасности содержит такие категории, как, например: защищенность, угроза (потенциальная и реальная), условия и факторы (создающие опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства), опасность, интересы и др. [4]. Несмотря на возможность применения указанных терминов для изучения феномена «безопасность государства» в системе международных отношений, на наш взгляд, следует исходить из того, что государство в этой системе выступает в качестве одного из ее элементов. Поэтому в подобных исследованиях необходимо опираться на базовое понятие «безопасность элемента системы международных отношений», определяемое как свойство элемента системы функционировать без угрозы для реализации своих интересов. При возникновении такой угрозы для элемента (в том числе для государства) иногда может появиться угроза не только процессу его функционирования, но и вообще его существованию.

Роль понятия «безопасность государства» в понятийно-терминологической системе теории международных отношений связана с возможностью применения этого теоретического инструмента для оценки наличия у государства одного из его важнейших свойств, позволяющего ему, во-первых, существовать как элементу системы международных отношений, а во-вторых, прогнозировать угрозы (ущерб, опасности) и оценивать обусловливающие их факторы и условия.

По сравнению с другими явлениями место «безопасности государства» располагается в одном понятийном ряду с терминами, раскрывающими безопасность других элементов системы международных отношений (например: «безопасность международной неправительственной организации», «безопасность международной межправительственной организации», «безопасность коалиции государств» и др.).

В результате взаимодействия с элементами системы международных отношений государству может наноситься ущерб или могут формироваться угрозы его безопасности. Ущерб и угрозы безопасности для любого государства возникают не сами по себе, они являются результатом конкретной деятельности других участников отношений, оказывающих воздействие на государство, а иногда и на эту систему в целом. Во многом именно в результате внешнеполитической деятельности государств и действий других взаимосвязанных элементов системы международных отношений возникают теорризм, наркобизнес, незаконная торговля оружием, политический и религиозный экстримизм, иные источники и угрозы безопасности этой системе в целом и ее отдельным элементам в частности.

Взаимосвязи государства с элементами системы международных отношений возникают, развиваются и прекращаются в ходе осуществления им внешнеполитической деятельности. Как явление эта деятельность государства не тождественно его внешней политике. «Внешняя политика – общий курс государства в международных делах, совокупность действий государства за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов» [5]. В то время как «внешнеполитическая деятельность государства» определяется нами как организованная и соответствующим образом обеспеченная деятельность государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики [6]. Суть взаимодействия государства с другими участниками международных отношений (элементами системы) — есть удовлетворение интересов государства в результате осуществления им внешнеполитической деятельности.

Государства, осуществляющие внешнеполитическую деятельность и взаимодействующие между собой по поводу реализации их интересов, всегда оказывают воздействие друг на друга и применяют для этого множество разновидностей воздействий. Под внешнеполитическим воздействием вообще понимается вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на достижение желательных для государства изменений в состоянии объектов внешнеполитических интересов, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий [7].

Характер внешнеполитического воздействия прямо зависит от степени общности интересов взаимодействующих субъектов. При реализации противоречащих интересов (в системе из двух государств) один из субъектов, оказывающий воздействие, стремится преодолеть противодействие (воздействие с обратным знаком) со стороны другого. В системе взаимодействий из 3 и более субъектов в качестве результата воздействия можно рассматривать удовлетворение одним из субъектов потребностей (противоречащих интересов) за счет третьей стороны (других участников международных отношений).

Чем мощнее воздействие одного из взаимодействующих субъектов, тем больше вероятность достижения им намеченной цели, т.е. предполагаемого результата деятельности. При реализации противоречащих интересов воздействие имеет деструктивный характер, поскольку цели субъекта направлены на ликвидацию или парализацию объекта (объектов) воздействия. В ходе взаимодействия по поводу общих (совпадающих) интересов в качестве предполагаемого результата взаимного воздействия в системе из 2 и более элементов целесообразно рассматривать поддержку или развитие элементов, полностью или частично отвечающие (но не противоречащие) интересам каждого из них. В этом случае воздействие имеет конструктивный характер.

Результаты воздействия предполагают изменение качества объекта воздействия. Положительное качество объекта воздействия, как правило, достигается в ходе взаимодействия субъектов в том случае, если целями конструктивного воздействия являются поддержка и развитие объекта воздействия и отношений (взаимодействия) с ним субъекта воздействия. Наоборот, в результате оказания деструктивного внешнеполитического воздействия одного государства на другое, качество последнего ухудшается.

В истории международных отношений имеется достаточно примеров взаимодействия, когда в результате внешнеполитической деятельности одного государства (иногда коалиций государств) другое/другие государства прекращали свое существование либо менялась их форма государственного устройства. Анализ роли и места России в системе международных отношений и особенностей ее взаимодействия с другими элементами этой системы свидетельствует о том, что несмотря на конструктивные предложения российского руководства о развитии взаимовыгодного сотрудничества, для достижения стратегических планов в отношении нашей страны некоторые государства продолжают осуществлять деятельность, наносящую ущерб либо формирующую угрозы безопасности российского государства [8-10].

Главной целью деструктивного воздействия, оказываемого другими государствами в ходе их внешнеполитической деятельности в отношении России, является изменение нашей страны в выгодном для них направлении. На достижение названной цели направлено решение следующих основных задач:

  • получение беспрепятственного доступа к имеющимся у России ресурсам, в том числе в результате разрушения ее территориальной целостности [11-13] и путем постановки российской экономики в зависимость от зарубежного бизнеса;
  • ослабление внешнеполитических позиций России в мире в целом и сокращение военного присутствия по периметру ее границ и в других регионах планеты – в частности;
  • трансформация российского общества в выгодном для зарубежных деловых и политических кругов направлении.

К современным особенностям организации внешнеполитической деятельности некоторых государств по реализации их стратегических планов в отношении России следует отнести то, что данный процесс происходит на нескольких уровнях.

На первом уровне (общероссийском) реализация целей и задач деструктивного воздействия осуществляется в отношении России в целом.

На региональном уровне воздействие направлено на субъекты РФ, входящие в состав современных федеральных округов, причем каждая из административно-территориальных единиц должна рассматриваться как отдельный объект воздействия.

На третьем (институциональном) уровне воздействие осуществляется в отношении таких объектов, как отдельные органы, организации, предприятия и учреждения, расположенные на территории административных районов субъектов РФ.

На социальном уровне воздействие оказывается на конкретных лиц из числа принимающих важные государственные решения, на население страны в целом и отдельные социальные группы жителей.

Представленная иерархия уровней оказания воздействия характерна для внешнеполитической деятельности, осуществляемой в отношении государства с четко выраженным политическим (деловым центром) и периферией, имеющего значительное множество государственных и негосударственных структур.

Изложенное выше позволяет утверждать, что безопасность государства объективно зависит от осуществляемой в его отношении внешнеполитической деятельности других государств. Главные угрозы безопасности связаны с оказанием внешнеполитического воздействия в рамках данной деятельности. Осуществление воздействия возможно только при условии соответствующего обеспечения проводимой государством внешнеполитической деятельности, ее надлежащей организации и тактике. Следовательно, противодействие деструктивному воздействию, оказываемому одним государством в отношении другого, возможно только при осуществлении последним адекватной внешнеполитической деятельности. Иными словами, безопасность государства зависит от результатов его внешнеполитической деятельности, а заинтересованное в своей безопасности государство вынуждено и поэтому оно обязано осуществлять внешнеполитическую деятельность.

Адекватность внешнеполитической деятельности одного государства деструктивному воздействию, оказываемому другим, в идеальном случае имеет место тогда, когда условный потенциал воздействия первого равен либо выше потенциала второго. Однако, с теоретической точки зрения, возможны и другие варианты. Например, когда государство пытается оказать воздействие при несоответствующих целям и задачам внешнеполитической деятельности ее обеспечении, организации или тактике. Поэтому только наличие и соответствие содержания и форм деятельности государства целям и задачам (стратегии) его внешней политики позволяет говорить о безопасности данного элемента в современной системе международных отношений.

Такое свойство, как безопасность, присуще не только элементу системы международных отношений, но и осуществляемой им деятельности. Поэтому представляется возможным говорить и о безопасности внешнеполитической деятельности государства как об одном из ее свойств. Безопасность этой деятельности не сводится только к характеристике обеспечения безопасности загранучреждений [14] и информационно-психологической безопасности их сотрудников [15]. Сущность безопасности внешнеполитической деятельности государства, на наш взгляд, заключается в способности государства оказывать внешнеполитическое воздействие, осуществлять обеспечение внешнеполитической деятельности, ее организацию и тактику. При этом каждый из названных четырех элементов внешнеполитической деятельности государства обладает только ему присущим свойством безопасности, которое позволяет обепечивать безопасность этой деятельности на различных ее направлениях. Безопасность внешнеполитической деятельности зависит не только от одновременного наличия всех четырех основных компонентов внешнеполитической деятельности государства (воздействия, обеспечения, организации и тактики), но и от их качества. Таким образом, в ходе реализации своих интересов государству необходимо обращать внимание и на безопасность осуществляемой им внешнеполитической деятельности.

В этой связи автор выражает надежду на то, что представленные им размышления о соотношении безопасности государства и его внешнеполитической деятельности в системе международных отношений будут способствовать выработке и реализации российскими органами государственной власти различного уровня своевременных мер по нейтрализации причин и условий возникновения угроз безопасности Российской Федерации в международной сфере.

Примечания

1. Современные глобальные проблемы / Отв. ред. В.Г.Барановский, А.Д.Богатуров. М., 2010.

2. Мировая политика в условиях кризиса / Под ред. С.В.Кортунова. М., 2010. С. 54-56, 69.

3. Кондратов А.И. Внешнеполитическая деятельность государства и динамические категории политической науки. М., 2011. С. 81-92.

4. Общая теория национальной безопасности. М., 2005. С. 23, 25, 117, 118, 120.

5. Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия. М.; Н. Новгород, 2000. С. 31.

6. Кондратов А.И. Этапы анализа внешнеполитической деятельности // Государственная служба. 2010. № 5. С. 105.

7. Кондратов А.И. Модель внешнеполитической деятельности государства. М., 2010. С. 152.

8. Кондратов А.И. Политические технологии иностранных государств, представляющие угрозу безопасности Российской Федерации // Современные информационные технологии: Сб. научно-технических трудов. М., 2003. Вып. 4. С. 77-90.

9. Якунин В.И., Багдасарян В.Э., Сулакшин С.С. Новые технологии борьбы с российской государственностью.М., 2009.

10. Мрищук А.А. Угрозы экономической безопасности России, связанные с реализацией США своих геостратегических интересов в экономической сфере // Право и безопасность. 2010. № 4. С. 79-86.

11. Старцев С. Тест на геополитическую зрелость Запада (Итальянский журнал «Лимес» анализирует возможность развала России) // Независимая газета. 1999. 13 янв.

12. Американский прогноз развития ситуации в мире в конце XX — начале XXI веков // Профи. 1998. № 1-2. С. 5-6.

13. Гегамян А. Стратегия расчленения России вступает в горячую фазу? http://www.regnum.ru/news/1364780.html.

14. http://www.mid.ru/brp_4.nsf/obzory.

15. Козырева А.Ю. Информационно-психологическая безопасность в практике дипломатической службы. М., 2004.