', $article_name, ' | Issue ', $issue, ' | Журнал \"Право и безопасность\"'; ?>

Журнал "Право и безопасность"

***

.

Ключевые слова: .

***

На современном этапе устойчивого развития Российской Федерации и её ускоренного перехода к инновационной экономике обеспечение национальной безопасности носит комплексный характер и направлено на защиту основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Одним из наиболее опасных препятствий на пути осуществляемых в стране преобразований является коррупция. Она, как известно, подрывает предпринимательскую деятельность, способствует криминализации экономики и снижает инвестиционную привлекательность Российской Федерации. Поэтому вполне закономерно, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537, противодействие коррупционным проявлениям рассматривается в качестве важнейшего направления государственной политики.

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2010-2011 годы, утвержденного Президентом РФ 31.07.2008 № Пр-1568, в России создана законодательная база по борьбе с этим явлением, приняты организационные меры по ее предупреждению.

Помимо того, с учетом мер, предусмотренных Конвенцией ООН против коррупции, Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию и другими международными правовыми документами по противодействию коррупции, участником которых является Российская Федерация, разработана Национальная стратегия противодействия коррупции, которая направлена на защиту права собственности в стране, укрепление судебной системы и обеспечение свободы предпринимательства.

В целях подготовки предложений Президенту РФ, касающихся выработки и реализации государственной политики в области противодействия коррупции, координации деятельности органов исполнительной власти и контроля за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции (далее — Национальный план), при Президенте РФ образован специальный орган — Совет по противодействию коррупции, в состав Президиума которого входит и Председатель Следственного комитета РФ. На заседаниях Совета принимаются решения по наиболее актуальным вопросам государственной антикоррупционной политики.

В ходе выполнения Национального плана, в котором получили отражение многие предложения Следственного комитета, Президентом РФ Д.А.Медведевым определён комплекс законодательных и практических мероприятий по борьбе с этим опаснейшим социальным явлением. Все государственные органы, общественные объединения, всё гражданское общество призвано главой государства действовать решительно и «противопоставить коррупции системный ответ». Этим ещё раз подчёркнуто, что противодействию коррупции придаётся не только общегосударственное, но и общенародное значение.

В целях реализации Национального плана деятельность Следственного комитета РФ направлена, в первую очередь, на расследование преступлений коррупционной направленности, а также на предотвращение рейдерских захватов собственности.

С учётом особой сложности и специфики таких преступлений в системе Следственного комитета были созданы специализированные подразделения по расследованию преступлений по делам о коррупции и рейдерских захватах, что позволило существенно повысить эффективность следственной работы на этом важнейшем направлении деятельности.

Для выявления и проверки сообщений о коррупционных преступлениях проводится ежедневный мониторинг средств массовой информации, благодаря которым многие рейдерские захваты были оперативно пресечены.

Так, за 2 последних года в производстве следователей Следственного комитета находилось свыше 200 уголовных дел о рейдерских захватах предприятий, по большинству из которых уже вынесены обвинительные приговоры, а захваченное мошенниками имущество возвращено их законным владельцам. Но мы не ограничились только расследованием уголовных дел и изобличением виновных. Проводя активную нормотворческую работу и исходя из основополагающего принципа о том, что цель и задачи уголовного права России должны отвечать интересам национальной безопасности, в июле 2010 г. по инициативе Следственного комитета Уголовный кодекс РФ дополнен новыми нормами, направленными на повышение эффективности противодействия рейдерству. Это статьи 170.1 (фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета), 185.5 (фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества), 285.3 (внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений), а также ч. 3 ст. 185.2 (нарушение порядка учета прав на ценные бумаги) Уголовного кодекса РФ.

Дополнение Уголовного кодекса РФ указанными нормами позволяет в настоящее время привлекать рейдеров к уголовной ответственности уже на начальных этапах захвата собственности, упреждая наступление последствий, при которых истребование захваченного имущества ограничено институтом защиты добросовестного приобретателя.

Анализ практики применения этих норм показал их эффективность. За один год пресечено свыше 160 случаев незаконного присвоения полномочий органов управления в рейдерских целях. Только за 9 месяцев 2011 г. окончено производством 39 уголовных дел о рейдерских захватах. Работа по пресечению рейдерства активно продолжается.

В соответствии с Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» работа в сфере противодействия коррупции в системе Следственного комитета РФ проводится на основе комплексного плана мероприятий, скоординированных с января 2011 г. с учетом реорганизации ведомства на основании Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» и Указа Президента РФ от 14.01.2011 № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации».

Так, в производстве следователей за 9 месяцев 2011 г. находилось около 14 тыс. уголовных дел о коррупции. К уголовной ответственности по направленным в суд делам привлечено свыше 4200 должностных лиц.

За этот период пресечена коррупционная деятельность около 600 лиц, обладающих особым правовым статусом. В их числе — 200 депутатов органов местного самоуправления, 208 выборных глав муниципальных образований, 10 депутатов законодательных органов субъектов РФ, 4 судьи, 16 прокурорских работников, 49 адвокатов.

При этом активно выявляются факты коррупции со стороны высокопоставленных должностных лиц регионального уровня. Так, пресечена преступная деятельность бывших губернаторов Иркутской и Тульской областей, заместителей губернаторов Орловской и Тюменской областей, заместителя министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области и целого ряда других высокопоставленных чиновников.

Особое внимание было направлено на борьбу с организованной преступностью. Так, только за 9 месяцев 2011 г. пресечена деятельность 29 организованных коррупционных преступных групп, что почти вдвое больше, чем за такой же период прошлого года (17), в том числе в Алтайском и Приморском краях, в Республике Чувашия и ряде других регионов.

Эта работа проводится Следственным комитетом в тесном взаимодействии с Контрольным управлением Президента РФ, Генеральной прокуратурой РФ, Счетной палатой РФ, ФСБ России и МВД России.

Например, в текущем году в ходе выполнения поручения Президента РФ нашими совместными усилиями пресечены многомиллионные хищения бюджетных средств при закупках медицинского оборудования.

В настоящее время в производстве следователей Следственного комитета находится 77 таких уголовных дел. Предъявлено обвинение 85 лицам, в том числе 73 должностным лицам.

За хищения бюджетных средств в области здравоохранения к лишению свободы уже осуждены бывший министр здравоохранения Ульяновской области, один из руководителей управления здравоохранения администрации города Екатеринбурга, бывший главный врач Волгоградского областного онкологического диспансера и ряд других высокопоставленных чиновников.

Выполняя поручение Президента РФ Д.А.Медведева от 28.05.2011 о проверке эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на закупку оборудования, обеспечивающего безопасность людей на транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, Следственный комитет расследует ряд коррупционных преступлений по фактам оплаты непоставленного и устаревшего оборудования для вышеуказанных целей. Такие преступления расследуются Московским и Южным следственными управлениями Следственного комитета России на транспорте.

Ещё одно из направлений деятельности Следственного комитета в борьбе с коррупционными преступлениями — расследование уголовных дел о хищении бюджетных средств в сфере ЖКХ. Нами пресечены многочисленные случаи масштабного расхищения бюджетных средств, направляемых на модернизацию и развитие данной сферы в Республике Коми, в Алтайском крае, в Архангельской, Калининградской, Пензенской, Оренбургской областях и ряде других регионов.

Так, в Пензенской области следственными органами Следственного комитета пресечена деятельность организованной преступной группы в составе представителей районной администрации, ЖКХ, миграционной и паспортной служб, которые на протяжении нескольких лет путем мошенничества незаконно приватизировали и совершали хищение муниципального жилья. Все участники группы осуждены к лишению свободы. Работа по изобличению должностных лиц, злоупотребляющих полномочиями в сфере ЖКХ, нами активно продолжается.

Здесь необходимо отметить, что в связи со значительным ростом преступлений, совершаемых в интересах или с использованием юридических лиц и распространением преступной деятельности фирм-посредников и фирм-однодневок, в том числе в сфере ЖКХ, Следственным комитетом подготовлен законопроект о введении института мер уголовно-правового воздействия в отношении юридических лиц.

В законопроекте, помимо мер уголовно-правового воздействия в отношении организаций, участвовавших в преступлениях, предусмотрено такое правовое последствие, как ограничение возможности таких организаций на участие в конкурсах на право заключения договоров поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд.

Законопроектом вводится эффективный механизм противодействия фиктивным юридическим лицам, так называемым фирмам-однодневкам. В частности, предусматривается возможность на основании решения суда ликвидировать компанию, созданную исключительно с целью совершения и сокрытия преступлений, а также признать недействительными сделки, заключённые от имени такой компании в этих же целях, уже в ходе уголовного судопроизводства. К сожалению, как показывает практика, в рамках гражданского судопроизводства признать такие сделки недействительными очень сложно. Указанные фиктивные юридические лица пользуются гражданско-правовой защитой наравне с организациями, обладающими надлежащей юридической личностью. В связи с этим зачастую восстановить имущественные права и законные интересы лиц, потерпевших от преступных деяний, не представляется возможным.

Мы опубликовали законопроект на сайте Следственного комитета, и он сейчас активно обсуждается в обществе. По поручению Президента РФ в настоящее время законопроект прорабатывается всеми заинтересованными ведомствами.

Уверен, что реализация наших предложений положительно повлияет на решение стратегических задач обеспечения экономической, а вместе с этим и национальной безопасности страны.

В завершении отмечу, что важнейшим в нашей деятельности является и процесс предупреждения коррупции, который во многом строится на морально-этическом воспитании государственных служащих. Например, у нас в ведомстве для укрепления нравственных основ следователей мы разместили на сайте Следственного комитета РФ исторический очерк зарождения и развития российского следствия, которое берет начало ещё со времен Петра I, жёстко боровшегося с мздоимством. Это воспитывает в наших сотрудниках чувство гордости за избранную профессию следователя.

БАСТРЫКИН Александр Иванович. Доктор юридических наук, профессор. В 1992-1995 гг. работал в Санкт-Петербургском юридическом институте; в 1995-1996 гг. - в Санкт-Петербургском государственном университете водных коммуникаций. В 1996-1998 гг. - помощник командующего войсками Северо-Западного округа внутренних войск РФ по правовой работе; в 1998-2001 гг. - директор Северо-Западного филиала Российской правовой академии Министерства юстиции РФ. В 2001-2005 гг. - заместитель начальника Федерального управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу, в 2005-2006 гг. - руководитель Главного управления Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу. С 2006 г. - заместитель Генерального прокурора РФ; член Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции. В 2007-2010 гг. - Первый заместитель Генерального прокурора РФ - Председатель Следственного комитета при прокуратуре РФ. С 2011 г. - Председатель Следственного комитета РФ.