Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Организационно-правовые и практические аспекты реализации антикоррупционной политики на территории Нижегородской области

Шанцев В.П., Губернатор Нижегородской области

***

Принятые Правительством Нижегородской области меры по профилактике коррупции не позволили допустить распространения коррупционных проявлений в деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления области.

Ключевые слова: Нижегородская область, коррупция, нормативный правовой акт, органы местного самоуправления, органы исполнительной власти.

***

Администрацией Нижегородской области работа по противодействию коррупции в органах исполнительной власти и органах местного самоуправления (ОМС) региона на постоянной основе проводится с 2003 г., когда распоряжением Губернатора Нижегородской области от 13.11.2003 № 1184 была создана Комиссия по борьбе с коррупцией при Администрации Губернатора.

Для создания организационных основ по исполнению Закона Нижегородской области от 07.03.2008 №20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области» постановлением областного Правительства от 11.06.2008 № 234 был определен орган исполнительной власти региона, ответственный за организационное обеспечение реализации антикоррупционной политики. Этот орган - управление по обеспечению экономической безопасности, взаимодействию с правоохранительными органами и мобилизационной подготовке аппарата Правительства Нижегородской области.

Во исполнение п. 5 Национального плана противодействия коррупции, утвержденного Президентом РФ, Указом Губернатора Нижегородской области от 24.09.2008 № 43 утвержден план противодействия коррупции в органах исполнительной власти Нижегородской области. Им определены первоочередные организационные меры, меры по законодательному обеспечению противодействия коррупции, совершенствованию госуправления в целях предупреждения коррупции, повышению профессионального уровня кадров и кадровому просвещению.

20.01.2009 Указом Губернатора Нижегородской области создан межведомственный координационный Совет по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области. Этот совет стал органом по обеспечению взаимодействия и координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти и ОМС Нижегородской области по реализации государственной политики в области противодействия коррупции.

Для подготовки к рассмотрению на заседаниях Совета проблемных вопросов по противодействию коррупции и выработки предложений по совершенствованию работы на данном направлении решением Совета от 16.07.2009 образован экспертно-консультативный совет.

По состоянию на сентябрь 2010 г. проведено 6 заседаний Совета по противодействию коррупции при Губернаторе области, рассмотрено 24 вопроса. В результате реализации принятых Советом решений в органах исполнительной власти Нижегородской области (министерствах, департаментах, комитетах, самостоятельных управлениях) приняты 37 ведомственных планов противодействия коррупции. Определены лица, ответственные за эту линию работы, утверждены их должностные регламенты. В муниципальных районах и городских округах области при главах администраций также созданы межведомственные советы по противодействию коррупции (всего 52 - по количеству муниципальных районов и городских округов в регионе).

Для создания в Нижегородской области эффективной системы противодействия (профилактики) коррупции постановлением регионального Правительства от 08.07.2009 № 466 принята областная целевая программа «Противодействие коррупции в Нижегородской области» на 2009-2011 гг.

Система мероприятий этой программы включает работу по следующим направлениям:

  • обеспечение нормативного правового регулирования противодействия коррупции;
  • создание организационной базы антикоррупционной деятельности;
  • организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (НПА) и их проектов;
  • организация мониторинга коррупции, коррупционных факторов и мер антикоррупционной политики;
  • организация на территории Нижегородской области антикоррупционного образования и пропаганды;
  • создание условий минимизации коррупционных проявлений в сфере предпринимательства;
  • обеспечение доступа к информации о деятельности органов госвласти Нижегородской области и ОМС муниципальных районов и городских округов, укрепление их связи с гражданским обществом, стимулирование антикоррупционной активности общественности;
  • совершенствование деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области по размещению государственного заказа в целях противодействия коррупционным проявлениям.

В результате реализации мероприятий Программы проведен анализ Устава области и основных законов Нижегородской области на предмет определения возможностей усиления их антикоррупционного потенциала. С учетом этого разработаны рекомендации по совершенствованию этих законодательных актов.

В муниципальных районах и городских округах Нижегородской области приняты муниципальные программы противодействия коррупции на срок до 2012 г. (всего 52).

Важное направление в деятельности Правительства Нижегородской области по профилактике коррупции - формирование правовой базы по противодействию коррупции в регионе.

Основополагающим нормативно-правовым актом стал принятый 07.03.2008 областной закон № 20-З «О противодействии коррупции в Нижегородской области». В нем закреплены нормы, определяющие содержание антикоррупционной экспертизы НПА и их проектов субъекта РФ, включая муниципальные правовые акты, перечень коррупциогенных факторов, на наличие которых должны анализироваться акты при проведении антикоррупционной экспертизы, процедуру проведения антикоррупционной экспертизы, суть и порядок проведения общественной антикоррупционной экспертизы и антикоррупционного мониторинга.

В связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» в нашем регионе был разработан и принят Закон Нижегородской области от 29.04.2009 № 40-З «О внесении изменений в отдельные законы Нижегородской области в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»», а областными законами от 27.08.2009 № 170-З и от 29.04.2010 № 73-З внесены отдельные изменения в Закон Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области».

10.12.2009 постановлением регионального Правительства № 913 был утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов НПА Губернатора и Правительства Нижегородской области.

Субъектом, осуществляющим проведение антикоррупционной экспертизы проектов НПА Губернатора и Правительства Нижегородской области, в соответствии с принятым постановлением Правительства Нижегородской области от 21.08.2009 № 617 определен Государственно-правовой департамент Нижегородской области.

За период с 21 августа 2009 г. по 1 июля 2010 г. была проведена экспертиза 845 проектов НПА Губернатора и Правительства Нижегородской области (проектов постановлений Правительства и Указов Губернатора) на предмет их коррупциогенности.

Выявленные коррупциогенные факторы устранены путем доработки проектов специалистами областного государственно-правового департамента совместно с представителями органов исполнительной власти – разработчиков проектов НПА.

По принятым законам области и другим НПА антикоррупционную экспертизу проводили Законодательное собрание Нижегородской области и Главное управление Минюста России по Нижегородской области. В течение первого полугодия 2010 г. Главным управлением Министерства юстиции РФ по Нижегородской области было выявлено 8 НПА, содержащих коррупциогенные факторы. Замечания в экспертных заключениях Главного управления Минюста России по Нижегородской области были учтены, в эти НПА внесены соответствующие изменения.

В настоящее время на территории области действует 21 НПА, регулирующий вопросы противодействия коррупции.

Проведенный Главным управлением Минюста РФ по Нижегородской области анализ установил, что в нашем регионе идет активное формирование областными органами государственной власти правовой базы по вопросам противодействия коррупции, и сделал вывод о полноте и достаточности реализации на территории области предоставленных федеральным законодателем полномочий.

В соответствии с Законом Нижегородской области «О противодействии коррупции в Нижегородской области» от 07.03.2008 № 20-З одной из мер противодействия коррупции является антикоррупционный мониторинг. В законе под таким мониторингом понимается наблюдение, анализ, оценка и прогноз коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.

23.09.2009 постановлением регионального Правительства № 685 утвержден «Порядок проведения антикоррупционного мониторинга на территории Нижегородской области», в котором определены его задачи:

  • определение сфер деятельности в Нижегородской области с высокими коррупционными рисками;
  • выявление причин и условий, способствующих коррупционным проявлениям в Нижегородской области;
  • оценка влияния реализации антикоррупционных мер на коррупционную обстановку в Нижегородской области;
  • выявление ключевых направлений повышения эффективности деятельности государственных органов Нижегородской области по противодействию коррупции, упреждению возможностей возникновения и действия коррупциогенных факторов и формирования антикоррупционного общественного мнения;
  • прогнозирование возможного развития коррупционной обстановки в зависимости от тенденций социально-экономической и общественно-политической ситуации в Нижегородской области;
  • информирование региональных органов госвласти, ОМС и населения Нижегородской области о реальном состоянии дел в работе по противодействию коррупции в регионе.

Для организации проведения антикоррупционного мониторинга на территории области распоряжением регионального Правительства от 01.10.2009 № 2457-р создана межведомственная рабочая группа. Объектами антикоррупционного мониторинга являются:

  • результаты опроса общественного мнения;
  • статистические данные ГУВД по Нижегородской области;
  • результаты антикоррупционной экспертизы проектов НПА;
  • результаты реализации антикоррупционных программ (планов) противодействия коррупции;
  • результаты проверок соблюдения государственными гражданскими служащими запретов и ограничений, связанных с гражданской службой;
  • публикации в средствах массовой информации.

К примеру, в ноябре-декабре 2009 г. в Нижегородской области проведен антикоррупционный мониторинг общественного мнения, в ходе которого исследовалось отношение к коррупции граждан, государственных и муниципальных служащих, а также бизнес-сообщества. В общей сложности было опрошено 5664 человека, в том числе 3659 граждан, 2005 государственных и муниципальных служащих, 200 предпринимателей.

Результаты мониторинга в целом подтвердили значимость проблемы коррупции для региона, показали уровень ее оценки и восприятия гражданами. Материалы исследования опубликованы на официальном сайте Нижегородской области и учитываются при организации работы в сфере профилактики и противодействия коррупции в регионе.

Следующим направлением противодействия коррупции является разработка НПА по вопросам организации прохождения государственной и муниципальной службы. Во исполнение Указа Президента РФ от 10.03.2009 № 261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы РФ (2009-2013 гг.)» областным Правительством разработана и утверждена постановлением от 03.07.2009 № 452 региональная целевая программа «Реформирование и развитие государственной гражданской службы Нижегородской области» на 2009-2010 гг.

В регионе принят ряд областных НПА (Указы Губернатора Нижегородской области от 28.08.2009 № 51 и № 52, от 09.03.2010 № 77), которые регулируют вопросы представления гражданами, претендующими на замещение или замещающими государственные должности, гражданами, претендующими на замещение или замещающими должности гражданской государственной службы Нижегородской области, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также порядок проверки достоверности и полноты этих сведений.

Одним из вышеназванных Указов (от 28.08.2009 №52) утвержден перечень должностей государственной гражданской службы Нижегородской области, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

В органах исполнительной власти и ОМС Нижегородской области созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. По состоянию на 01.09.2010 в органах исполнительной власти области было проведено 15 заседаний таких комиссий, а в ОМС - 83 заседания.

11.12.2009 Указом Губернатора Нижегородской области № 77 утвержден и внедрен в практику порядок уведомления Губернатора о фактах обращения в целях склонения государственных гражданских служащих к совершению коррупционных правонарушений. Также в регионе 01.12.2009 решением межведомственного координационного совета по противодействию коррупции при Губернаторе Нижегородской области утвержден Кодекс служебной этики государственных гражданских служащих Нижегородской области.

Принятые региональным Правительством меры по профилактике коррупции в Нижегородской области в итоге не позволили допустить распространения коррупционных проявлений в деятельности органов исполнительной власти и ОМС области. За 1-е полугодие 2010 г. в регионе были возбуждены уголовные дела по фактам совершения правонарушений коррупционного характера в отношении одного государственного гражданского служащего и трех муниципальных служащих.

ШАНЦЕВ Валерий Павлинович. В 1994-1996 гг. - префект Южного административного округа Москвы. В 1996-2005 гг. - вице-мэр Москвы, первый вице-премьер Правительства Москвы. С 2005 г. - губернатор Нижегородской области. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ.