Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (37), Декабрь 2010

Из выступления на Мировом политическом форуме "Современное государство: стандарты демократии и критерии эффективности"

Юргенс И.Ю., Председатель Правления Института современного развития

Российская Федерация не является ни врагом НАТО, ни его частью. Сегодня мы бы хотели рассмотреть вопрос о том, какова будущность этих отношений в евроатлантическом пространстве.

Те ценности, о которых говорил лорд Робертсон, более уже не разделяют Запад и Восток, никаких идеологических препятствий к более тесному сотрудничеству нет. Целый ряд экспертов, как в Российской Федерации, так и за рубежом, говорят о новом этапе сотрудничества между двумя крупнейшими акторами на евроатлантическом пространстве.

Логика строительства особых отношений между Россией и НАТО, в конечном счете, ориентируется на стратегическое партнерство. Мы в Институте современного развития считаем, что нужно нацеливаться на союз России и НАТО, на интеграцию России в обновленное НАТО, а также на членство в НАТО - в долгосрочной перспективе.

Во-первых, вскоре предстоит Лиссабонский саммит НАТО, где будет приниматься стратегическая концепция Альянса, и НАТО должно высказаться по поводу заявленной им собственной трансформации. Во-вторых, мы заявили на высшем политическом уровне о том, что мы стремимся к изменению архитектуры евроатлантической безопасности. В-третьих, наш внутрироссийский консенсус состоит в том, что Россия имеет особый статус великой державы в Евроатлантике, и поэтому присоединиться к НАТО мы можем только на особых условиях.

В начале 2000 г. Президент РФ В.В.Путин разговаривал с Дж.Бушем и тот приватно сказал, что у России есть условия, которые удовлетворяют критериям членства: встаешь в очередь и вступаешь в НАТО. Это не подходило Путину и не подходило России в тот момент. Мне кажется, что мы подошли к тому моменту, когда можно наладить какие-то более элегантные отношения.

Мы анализируем несколько этапов сценария интеграции. Остановиться на одном из них - дело политического руководства. В настоящее время приоритетный и наиболее реалистичный вектор дискуссии состоит в формировании союзнических отношений между Россией и НАТО. Это долгосрочный вектор, мы не должны упустить окно возможностей по ряду направлений и должны использовать то время, которое у нас есть, для улучшения наших отношений. Это было продекларировано Президентом РФ, президентом США и генеральным секретарем НАТО.

Мы должны, по крайней мере, начать размышлять о том, как именно будет организован этот "союз союзов", как может быть реализован так называемый "французский вариант" присоединения России к этой политической организации. <…>

Актуальной задачей является активизация усилий по содействию операции НАТО в Афганистане. В условиях принятия новой стратегической концепции Альянса следует активизировать обсуждение военных доктрин России и НАТО. <…>

Нужно ориентировать задачи взаимодействия по военной линии в благоприятных направлениях для самих вооруженных сил с учетом того, что происходит в Российской Федерации в ходе реформы. Необходимы расширение сотрудничества в сфере миротворчества и конкретное регулирование в миротворчестве, оценка перспектив коллективных военных операций для реагирования на реальные угрозы.

В области пиратства и в нескольких других областях НАТО и Россия действуют совместно. Миротворческий корпус, в принципе, можно сформировать. По мере развития этих форм сотрудничества возникнут новые.

Мы размышляем о практической совместимости вооруженных сил России и НАТО. До 2008 г., до конфликта на Кавказе, происходили совместные военные учения. Можно заявить о прекращении всех учений, которые бы предполагали имитацию операций против Росси и НАТО, включая морские и воздушные пространства. Учений "враждебного" по духу характера.

Мы рассматривали возможность и приемлемость перехода к интеграции систем противовоздушной обороны; они совместимы. Мы рассматривали вместе с российскими военными вопрос об отработке взаимодействия оперативной совместимости войск и сил России и НАТО, дислоцированных вне национальных территорий.

Второй большой вопрос - это противоракетная оборона. К августу 2008 г. наши военные подошли к идее доверия, которая, с одной стороны, отражала понимание общих угроз и общих интересов в их сфере, а с другой - определяла принципы, в соответствии с которыми эта задача может быть решена.

Мы считаем, что целесообразно возродить проект Центра обмена данными о пусках ракет и ракетоносителей. Решение о создании такого Центра было принято руководителями России и США еще в конце 1995 га. Возможно сделать это в формате Россия - НАТО - США. Мы предлагаем подумать о целесообразности отказа от борьбы за первенство в обладании правом контролировать так называемую "красную кнопку".

В отличие от стратегических ударных средств противоракетная оборона функционирует в автоматическом режиме. Все решения и возможности систем уже прошиты заранее созданными алгоритмами. Отменять решение о применении системы ПРО в условиях скоротечного противоракетного боя - задача очень непростая, т.к., по словам военных, она может привести к пропуску ракетой цели. Вряд ли какое-нибудь должностное лицо возьмет на себя такую ответственность. Наиболее важным элементом участия в принятии решения о применении системы ПРО являются именно алгоритмы, боевые программы. Здесь с нашими американскими коллегами нам надо говорить об обмене информацией о существующих возможностях в этом отношении.

Задача России и НАТО - сделать шаг навстречу друг другу, потому что пока наши миротворческие действия порой противоречат друг другу.

Мы предлагаем создать Евразийский Координационный Совет региональных организаций в составе ОДКБ, НАТО, Евросоюза, с участием ОБСЕ и под эгидой ООН для согласования и распределения функций и ответственности между организациями в решении кризисных проблем международной безопасности. Хотя бы такой ситуации, которая произошла в Киргизстане.

Вторая идея - продвижение в качестве российской инициативы проекта прямого сотрудничества ОДКБ и НАТО, включая возможность использования двухкомпонентных смешанных миротворческих сил и сил по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Взаимодействие в борьбе с наркоугрозой. Более тесное масштабное сотрудничество России с евроатлантическим сообществом, проведение на основе общего мандата Совета безопасности мер касательно реконструкции в Афганистане; со своей территории и с территории стран Центральной Азии, без направления российских контингентов в состав коалиции.

Разработка принятия комплекса соглашения по совместному кризисному реагированию - имея в виду сотрудничество по линии Россия - НАТО - ЕС.

У нас есть неплохие идеи по поводу военно-технического сотрудничества. Компонентная база отдельных вооружений Российской Федерации в настоящий момент до 30% состоит из компонентов, получаемых из стран НАТО, Израиля и др. Представляется целесообразным активизировать работу по формированию сначала нормативно-правовой базы, затем можно будет осуществлять более серьезное сотрудничество по этой линии. Мы считаем, что нужно обратить очень серьезное внимание на работу соответствующей партгруппы в совете Россия - НАТО, которая занимается возможностями военно-технического сотрудничества.

С учетом политически обязывающих базовых документов России и НАТО нужно задуматься о том, как сделать свое сотрудничество более юридически обязательным, хотя бы по отдельным направлениям. Я уже упомянул военно-техническое сотрудничество и миротворчество - они нуждаются, конечно, в большей конкретизации. В свое время основополагающим актом сотрудничества Россия - НАТО была политическая декларация без юридически обязывающих положений. Если мы продвинемся по вышеназванным направлениям, а также по вопросу совместной противоракетной обороны, нам нужны юридически обязывающие документы. <…>

Два слова по поводу Совета России и НАТО. Безусловно, Совет имеет определенный потенциал для того, чтобы стать более эффективным инструментом предотвращения конфликтов и сохранения стабильности в регионе. Очень важно, чтобы в Совете (я напоминаю, он создавался в национальном качестве), государства работали по-прежнему в режиме работы в национальном качестве. Довольно сложно, когда остальные 20 с лишним стран уже приняли свои решения и ставят Россию перед фактом. Нужно, чтобы это было прописано особенно.<…>

ЮРГЕНС Игорь Юрьевич. Кандидат экономических наук. Вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, Член Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, Член Совета при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, Член Президиума Совета по внешней и оборонной политике. Председатель Правления Института современного развития.