Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (36), Октябрь 2010

Россия и США в XXI веке: о стратегическом партнерстве двух великих держав

Осипов Г.В., Директор Института социально­политических исследований РАН

***

Автор утверждает, что настало время России и США пересмотреть свои взаимоотношения и те принципы, методы управления, которыми они руководствовались во внутренней национальной политике и на международном уровне, и выстроить новые - четкие, соответствующие обоюдным интересам и современному миропониманию.

Ключевые слова: геополитика, системность, социальные отношения, глобализация, гуманитарное сотрудничество, социология.

***

На стыке XX-XXI вв. сложились новые социально-политические и социально-экономические реалии, кардинально изменившие картину современного мира. Уже сейчас понятно, что XXI в. будет качественно отличаться от века XX. Наряду с изменениями в экономической и социальной сферах изменения претерпевает и геополитика.

Значительная часть научного сообщества, политиков, общественных деятелей определяют основную составляющую этого многотрудного, противоречивого процесса трансформации общественного уклада как глобализацию, обоснованно отводя в ней ведущую роль геополитике. При условии, что усилия тех стран, которые в состоянии проводить геополитику и готовы взвалить на себя этот груз ответственности, будут направлены на поддержание мира и стабильности во всем мире. Первыми в ряду таких стран следует назвать Россию и США.

Арнольд Тойнби предвидел этот процесс и обращал внимание на то, что предстоит затратить немало усилий на исследование отношений «экуменического характера», понимая под ними социальные отношения вселенского, всемирного масштаба. При этом автор теории конфликта цивилизаций подчеркивал принципиальное отличие геополитики периода глобализации от «международных отношений» эпохи модерна [1].

Геополитика, которая в прошедшем веке в достаточной мере носила спорадически-ментальный характер, что, в основном, обусловливалось острой необходимостью «быстрого реагирования» для решения сиюминутных проблем блокового противостояния, все больше обретает системный характер, подвергается всестороннему научному прогнозированию. Это позволяет проводить ее не только в режиме «он-лайн», но и решать назревшие проблемы в системном, плановом порядке [2].

К «социальным отношениям вселенского, всемирного масштаба», которые требуют самого серьезного к себе внимания и настойчивых усилий для скорейшего решения, мы относим комплекс проблем, возникших в результате величайшей геополитической катастрофы - развала СССР. Сейчас, после без малого двух десятилетий, прошедших после случившегося, налицо трагическая ситуация геополитического свойства. С одной стороны, это наличие огромных запасов оружия массового поражения, достаточных для уничтожения всего живого на нашей планете. С другой стороны, все растущие претензии как старых, так и новых возникающих государств на высокий уровень качества жизни, соответствующий или, по крайней мере, приближающийся к социально-экономическим реалиям самостоятельных государств.

Но есть ли у новых государств объективные основания для такого рода претензий? Опыт показывает, что из более чем 190 государственных образований, которые, являясь на настоящий момент членами ООН, составляют современную цивилизацию, по-настоящему самодостаточными можно назвать лишь единицы. Страны-лидеры, к которым мы справедливо относим Россию и США, стали таковыми не только по причине наличия на их территориях жизненно-необходимых ресурсов: углеводородов, природного газа, руды металлов, коксующегося угля, минеральных удобрений и т.п., но и высокого уровня технико-экономического развития. Страны, не являющиеся самодостаточными экономически, а значит и политически, самостоятельно свою жизнедеятельность обеспечить не могут. В той или иной мере они вынуждены ориентироваться на лидеров развития. Эта ситуация порождает новые сложные проблемы для самих ведущих стран.

В результате, несмотря на предпринимаемые президентами РФ и США Д.А.Медведевым и Б.Обамой усилия по смягчению противостояния России и США на международной арене, реально это противостояние если и не усиливается, то существенно и не смягчается. Вслед за шагом навстречу, наш американский партнер, как правило, совершает два шага назад или в сторону от магистрали. Так, обнадеживающие результаты визита Президента РФ Д.А.Медведева в США (июнь 2010 г.) оказались практически дезавуированы последовавшими вскоре по возвращению Д.А.Медведева в Россию демаршами американской дипломатии, так называемым «шпионским скандалом», буквально на ровном месте раздутом ЦРУ, и провокационными антироссийскими высказываниями госсекретаря США Х.Клинтон во время ее посещения Тбилиси.

Во многом такой негативный процесс провоцируют те самые до конца не состоявшиеся страны, которые на рынке мирового разделения труда и торговли способны предложить лишь политические услуги одной из сверхдержав в ее противостоянии с другой сверхдержавой.

Это относится не только к бывшим союзным республикам бывшего СССР, но и к целому ряду других стран Европы, Африки, Латинской Америки и Азии.

За годы советской власти бывшие союзные республики СССР, за исключением Белоруссии и Азербайджана, щедро датировались за счет России, и теперь от этой привычки трудно отказаться. Поэтому продолжается давление на Россию как со стороны стран - членов СНГ, так и стороны бывших союзников по Варшавскому договору. России угрожают размещением на своих территориях баз НАТО и даже откровенной агрессией, как это было во время вооруженного вторжения Грузии в Южную Осетию, когда вместе с осетинами гибли российские миротворцы, чья неприкосновенность была подтверждена мандатом Совета Безопасности ООН.

Шантажируются и США бесконечными демагогическими просьбами защитить «молодые демократии» от «руки Москвы», требованиями поставок современных наступательных вооружений и «гуманитарной помощи». Появилась и новая, поражающая беспардонным цинизмом форма построения отношений «независимых» стран со сверхдержавами - Россией и США, когда у заокеанского патрона выпрашиваются политическая и даже военная защита и, одновременно с этим, у России - экономические преференции в обмен на сомнительные обещания снизить темп дрейфа в сторону совокупного Запада, повременить со вступлением в НАТО, поддержать в международных организациях по малозначимым второстепенным вопросам и т.п.

Проблемы в отношении международной безопасности, которые раз за разом создают мировому сообществу восточноевропейские и другие «независимые» страны, вполне сравнимы с последствиями ширящегося в мире религиозного экстремизма, в первую очередь - исламского фундаментализма. Шантаж России и США может привести к военному конфликту между сверхдержавами и, как следствие, к геополитической катастрофе.

Настало время России и США пересмотреть свои взаимоотношения и те принципы, те методы управления, которыми они руководствовались во внутренней национальной политике и на международном уровне, и выстроить новые - четкие, соответствующие обоюдным интересам и современному миропониманию.

Прежде всего, следует отказаться от практики поощрения и даже принуждения своих союзников к конфронтации с геополитическим соперником. Не нужно впредь США разыгрывать в глобальной политической игре с Россией карты под названием «Польша», «Чехия», «Грузия», «Украина», «Ирак», «страны Прибалтики» и т.д. Но и России следует аккуратней и корректней выстраивать свои партнерские и союзнические отношения. В частности, с Венесуэлой, Сальвадором, рядом других стран Карибского бассейна, которые хоть и расположены в непосредственной близости с естественной зоной национальных интересов США, проявляют близкую к агрессивности строптивость в отношении северного соседа. Пока что строптивость вербальную, но хорошо известно, что словесная перепалка часто провоцирует горячие конфликты.

Переход к качественно новому партнерству двух великих держав ни в коей мере не направлен против третьих стран. Более того, доверительные отношения между ними объективно являются серьезным стимулом для конструктивного решения многими странами своих социально-политических проблем на основе свободного демократического выбора и рыночных отношений.

В качестве бесспорно положительного примера такого рода можно назвать действия Российской Федерации и США во время недавних событий в Киргизии, связанных с дестабилизацией в этой стране политической, экономической, социальной ситуации, межэтническими конфликтами, что спровоцировало серьезное - на грани гражданской войны - и достаточно длительное вооруженное противостояние внутри киргизского общества.

Свергнутый восстанием масс и сбежавший из страны бывший президент Киргизии К.Бакиев, так и впоследствии правительство переходного периода, возглавляемое Р.Отунбаевой, неоднократно обращались за помощью и поддержкой к России и США, желая при участии их воинских контингентов нейтрализовать своих политических оппонентов, кардинально изменить для собственной выгоды социально-политическую ситуацию в стране. По сути, нам предлагалось поучаствовать в довольно циничном тендере, на который киргизские власти и оппозиция выставили особо доверительные отношения с киргизскими властными структурами в обмен на вооруженную поддержку в подавлении своих оппонентов. К чести российских и американских руководителей, внешнеполитических ведомств этих стран им хватило здравомыслия и мудрости воздержаться от силового участия на стороне одной из противоборствующих групп киргизского конфликта. «Беспорядки в Киргизии - внутренний конфликт», - сразу же было заявлено из Кремля, и эта принципиальная позиция оставалась неизменной на всех последующих этапах развития и разрешения конфликта. Российская Федерация и США благоразумно ограничились оказанием общегуманитарной помощи, твердо заявив, что разрешение конфликтной ситуации в Киргизии - дело самого киргизского народа, поддержанных им властных структур…

У России с американскими партнерами существует множество точек пересечения, множество схожих проблем, требующих немедленного решения. Взять только глобальные проблемы - нераспространение, будь то ядерных вооружений или новейших традиционных военных систем, опасные формы биологических изысканий (клонирование человека, генномодифицированные продукты питания), терроризм и расовый экстремизм, агрессивные формы религии (ваххабиты, талибы, тоталитарные секты), наркотрафик, морально-нравственные извращения (порнография, содомия, проституция, подпольная торговля человеческими органами, изъятыми криминальным способом) и др. - в принципе способны решить только Россия и США целенаправленными совместными усилиями. Ни у кого более на планете нет на то ни политических, ни экономических, ни силовых возможностей. Понимание сложившейся ситуации должно усилить ответственность двух стран за судьбу мира.

Российская Федерация и США являются не только силовыми центрами земной цивилизации, но и ведущими странами в области научных исследований. Именно наука как основа современного мировоззрения, как основной источник развития морально-нравственного императива способна достойно ответить на все более ширящиеся и углубляющиеся вызовы современности.

Важная роль в этом процессе отводится социальным и гуманитарным наукам. У нас тут накоплен немалый положительный опыт. В данном случае я остановлюсь на наиболее близкой мне социологической науке.

Становление и развитие социологии в СССР в определенной степени связано с установлением сотрудничества между американскими и российскими учеными. В условиях дефицита социологической литературы в России мы в 1960-х гг. получили в дар от американских ученых более 2000 научных трудов по социологии. Тогда же был создан американо-российский комитет по социологии, который возглавили Т.Парсонс и автор этих строк. В ходе сотрудничества переводились на русский язык труды выдающихся американских социологов. В США начал выходить периодический журнал «Социология с СССР». Совместными усилиями американских и советских ученых был издан труд «Демократия: США - Россия» и многое другое.

Впервые действительным членом РАН, которая является почти что ровесницей США, был избран американский социолог Нельс Смелсер. Американские общественные деятели Эдвард Лозанский и Курт Уэлдон избраны действительными членами Российской академии социальных наук. На повестке дня - вопрос об учреждении отделения РАСН в США.

Выдающиеся политические деятели, ученые и представители деловых кругов США, выступая в СМИ, на конференциях, «круглых столах» и т.п., неоднократно высказывали неординарные идеи и вносили реальные предложения по решению актуальных проблем современной цивилизации. В первую очередь, к ним следует отнести:

  • идею бывшего вице-президента США Куэйла о переходе к мировому порядку, включающему взаимодействие основных силовых центров мира;
  • всестороннюю программу сотрудничества США и России, разработанную конгрессменом Квуртом Уэлдоном;
  • идею выдающегося патриота США Роберта Крибли о резком изменении геополитической ситуации в мире на основе выхода США из НАТО*.

*Следует отметить, что Р.Крибли был для нашей страны врагом № 1, в бытность президента Рональда Рейгана активно финансировал антисоветскую компанию в США.

Заслуживает отдельного упоминания комплекс идей выдающегося американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина, изложенный им в работе «Взаимная конвергенция Соединенных штатов и СССР в смешанный социокультурный тип» [3, С. 339-383]. Даря мне эту книгу на приеме в своем доме под Бостоном в 1962 г., Питирим Александрович сказал: «Необходимо то, что я обозначил понятием «конвергенция», т.е. соединение всего лучшего, что есть в СССР и США, для блага обеих стран и блага всего человечества. Не противостоять, не навязывать друг другу своей воли, а действовать вместе сообща. Иного пути нет…» [3, С. 17].

Ускоренное формирование глобальных социальных отношений как основы процесса глобализации стало возможным в силу «разгосударствления» международных отношений и резко возросшего значения роли ведущих мировых держав и их руководителей в процессе формирования новых отношений, основанных на осознании ответственности за судьбы мира.

Человечеству жизненно необходимо безотлагательно постигнуть научное понимание проблем земной цивилизации, и решение этой высшей пробы интеллектуальной проблемы вполне по силам молодым интеллектуалам, избранным президентами великих стран - России и США.

Поэтому два молодых динамичных руководителя двух великих держав - России и США - должны в интересах мира, в интересах всего человечества принять на себя ряд основополагающих обязательств и неукоснительно исполнять их:

  • ни одна из договаривающихся стран не совершает сама и не провоцирует никого из своих союзников и партнеров на какие-либо действия, направленные против интересов друг друга;
  • ни одна из договаривающихся стран впредь не вмешивается во внутренние дела третьих государств, не ограничивает их политически, экономически и каким-либо иным образом, пока действия этого государства не начинают угрожать безопасности и национальным интересам мирового сообщества;
  • обе страны заключают исчерпывающее соглашение о глобальном стратегическом партнерстве, включая военную область, вплоть до взаимной обороны;
  • используют дипломатическое влияние, при необходимости и вооруженные силы для подавления агрессии, экстремизма, попрания норм морали и нравственности со стороны третьих стран или объединения этих стран;
  • определяют на основе научной экспертизы объекты и параметры, подлежащие режиму нераспространения, и строго контролируют выполнение этого режима всем мировым сообществом;
  • становятся основными разработчиками и координаторами глобальных гуманитарных и технологических проектов, к которым относятся: борьба с голодом, контроль чистоты и справедливости распределения питьевой воды, контроль вредных выбросов в атмосферу, борьба с социальными болезнями, создание трансконтинентальных транспортно-информационных коридоров «Азия-Европа» (по территории Российской Федерации по маршруту Дальний Восток - Сибирь - Урал), «Азия-Америка» (по территории Российской Федерации через Арктику), добыча полезных ископаемых на арктическом шельфе, создание и развитие глобальной системы производства энергии из возобновляемых источников, совместные разработки на основе нанотехнологий, совместные запуски в космос с экватора, совместные экспедиции в глубины Вселенной и т.д.;
  • кардинально расширяют область гуманитарного сотрудничества. Создают на территориях обеих стран сеть совместных университетов, имея в виду массовую подготовку специалистов ведущих областей знания, воспитание поколения политиков и управленцев, которые будут свободны от мифов и предубеждений в отношении друг друга. Для этих целей вводят безвизовый режим посещения гражданами США России и наоборот, всячески способствуют научному, культурному, гуманитарному обмену между Россией и США, развитию туризма, спорта, индустрии досуга.

Конечно, такая программа, далеко не исчерпывающая всех возможностей партнерских отношений между двумя странами, потребует немалых материальных и организационных усилий. Но, прежде всего - доброй политической воли. Времени, чтобы проявить ее, отпущено историей немного. Поэтому призываю сторонников и помощников нового кардинального сближения России и США, к которым отношу и себя, к активным реальным действиям в национальных интересах России и США, в интересах всего человечества.

Примечания

1. Тойнби А. Постижение истории (сокр. версия Д.С.Сомервелла в 10 тт., 1960); «Цивилизация на суде истории» (Civilization on Trial, 1948); «Перспективы западной цивилизации» (The Prospects of Western Civilization, 1949); «Война и цивилизация» (War and Civilization, 1950).

2. Актуальные вопросы становления системного подхода в мировой и отечественной науке как в общегуманитарном аспекте, так и под углом зрения политологии международных отношений, лаконично, но с должной мерой подробности и детализации изложены акад. А.А.Кокошиным в монографии «О системном и ментальном подходах к мирополитическим исследованиям» (М., 2008).

3. Встречи с Питиримом Сорокиным / Под ред. И.Б.Орловой. М., 2003.

ОСИПОВ Геннадий Васильевич. Доктор философских наук, профессор, академик Российской академии наук. Научный руководитель - директор Института социально-политических исследований РАН, президент Российской академии социальных наук, член бюро Отделения общественных наук РАН, президент Евразийской международной ассоциации, член Научного Совета при Совете безопасности РФ, президент Международной Академии социальных наук, почетный президент Российской социологической ассоциации, сопредседатель Совета президентов Российского союза общественных академий наук.