Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

О некоторых международных проблемах водопользования в мире и угрозах национальной безопасности России

Назаров В.П., Заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации

***

Дефицит пресной воды становится весьма существенным фактором мировой политики и обеспечения международной безопасности. Проблема пресной воды может стать предметом жесткой глобальной политической и экономической конкуренции. Необходимо разработать единый свод международных нормативных правовых актов, устанавливающих общие для всех субъектов международных отношений принципы пользования трансграничными водными потоками и водоемами, и механизм разрешения соответствующих международных споров.

Ключевые слова: пресная вода, дефицит водных ресурсов, трансграничные водные объекты, водное законодательство.

***

В начале ХХI в. резко повысился интерес мирового сообщества к глобальным экологическим проблемам. В основе данного феномена лежит осознание человечеством того, что главные ресурсы его развития - почва, чистый воздух, вода - близки и исчерпанию. Это подтверждают самые авторитетные, в том числе международные организации, исследования которых рисуют тревожную картину состояния природных ресурсов и перспектив.

Одной из глобальных угроз современного развития является нарастающий дефицит водных ресурсов. Проблема водопользования в мире становится важным фактором, влияющим на экономику, социальную сферу, а также на обеспечение глобальной, региональной и национальной безопасности. Эта проблема недавно стала предметом обсуждения на секции международной безопасности научного совета при Совете безопасности Российской Федерации.

Водопотребление в мире, в том числе в производственной сфере, растет высокими темпами уже более 100 лет. Согласно данным ООН, около 700 млн человек в 43 странах живут в условиях нехватки пресной воды, примерно 1/6 населения Земли не имеет доступа к чистой питьевой воде, а 1/3 - к воде для бытовых нужд.

По прогнозам ученых, к 2025 г., если не принимать срочных мер, без питьевой и бытовой воды могут остаться около 3 млрд человек, а еще 2/3 жителей земного шара будут страдать от ее нехватки. Примерно между 2035 и 2045 гг. объём потребляемой пресной воды сравняется с её ресурсами. По имеющимся оценкам, из всей воды на Земле пресная вода составляет только 2,5%, т.е. около 35 млн км3. При этом основная ее масса сосредоточена в айсбергах. Объём экономически доступных ресурсов пресной воды неуклонно уменьшается в результате негативных антропогенных воздействий на природные системы её воспроизводства.

Экспертами отмечается, что минимально необходимое водопотребление для нужд сельского хозяйства, промышленности, энергетики и сохранения окружающей среды в настоящее время принимается равным 1700 м3 воды в год на человека. При удельной обеспеченности водой 1000-1700 м3 наступает состояние «водного стресса», при водообеспеченности 500-1000 м3 - дефицит водных ресурсов, а при уровне ниже 500 м3 - абсолютный дефицит воды.

Нехватка чистой воды способна стать причиной тяжелейших социальных проблем, связанных со здоровьем людей. Так, по оценкам Мирового Банка, 88% всех болезней в мире спровоцировано плохим качеством питьевой воды и ее нехваткой для гигиенических нужд.

Известны многочисленные примеры, когда нехватка воды приводила к вооруженным конфликтам и войнам между сопредельными государствами. В последнее десятилетие конфликты и кризисы по этой причине нарастают уже в 46 странах (в них живет 2,7 млрд человек), а в 56 странах, где проживают 1,2 млрд человек, существует серьезная опасность политической нестабильности. В частности, с увеличением нагрузки на окружающую среду возрастает конфликтность между государствами в регионах Ближнего и Среднего Востока, Центральной Азии и Северной Африки.

Ограниченные водные ресурсы в бассейнах рек влияют на конкурентоспособность стран. Исходя из экономических интересов соседних государств, существует потенциальная вероятность конфликтов из-за качества воды, получаемой странами, расположенными в верхнем и нижнем течениях речных бассейнов. В этом контексте дефицит воды имеет ярко выраженный международный характер, а последствия вероятной борьбы государств за нее трудно предсказуемые.

Проблема водных ресурсов и международной борьбы за них напрямую затрагивает интересы национальной безопасности Россиии приграничных с нею стран. Она связана, в первую очередь, с нехваткой водных ресурсов в некоторых наиболее населенных регионах с развитой промышленностью или сельским хозяйством; негативными последствиями активного использования речного стока для ирригации; строительством водохранилищ, плотин, гидроэлектростанций и перераспределением стока; загрязнением поверхностных и подземных водных ресурсов разнообразными отходами промышленности, сельского хозяйства, бытовыми стоками и нефтепродуктами; сокращением сети малых рек и осушением болот. Все это влечет за собой системную перестройку окружающих экосистем и в целом сказывается на водном балансе страны.

Россия обладает уникальным водно-ресурсным потенциалом - 1/5 общемировых ресурсов питьевой воды, что определяет ее особое место в мировом сообществе и одновременно налагает особую ответственность. Тем не менее проблемы нехватки воды не обошли и нашу страну. Так, в 2009 г.питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, было обеспечено только 38% населенных пунктов, недоброкачественной питьевой водой - 9% населенных пунктов (в остальных населенных пунктах питьевая вода не исследовалась). Основную долю населенных пунктов, в которых не проводятся исследования питьевой воды, составляют сельские населенные пункты, обеспеченные нецентрализованным водоснабжением. Доля населения России, обеспеченного питьевой водой, отвечающей требованиям безопасности, в 2009 г. составила 86%.

Серьезную озабоченность вызывает состояние оросительной системы России. Эффективность использования водных ресурсов в России в 2-3 раза ниже, чем в развитых странах. Все это свидетельствует о крайне нерациональном использовании водных ресурсов и необходимости изменения государственной политики в области мелиорации земель.

Об угрозе нехватки водных ресурсов говорится в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537. В ней, в частности, отмечается, что «состояние национальной безопасности в сфере экологии усугубляется сохранением значительного количества опасных производств, деятельность которых ведет к нарушению экологического баланса, включая нарушение санитарно-эпидемиологических и (или) санитарно-гигиенических стандартов потребляемой населением страны питьевой воды».

Основными угрозами безопасности объектов водопользования являются:

  • загрязнение водных объектов (отвалы руд и минерализованных пород горнодобывающих предприятий, скотомогильники, отходы производства, ливневые и талые воды, вырубка лесов, распашка земель, застройка жилыми и промышленными объектами, сточные воды предприятий жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бесхозные гидрогеологические скважины);
  • истощение водных объектов (расточительное водопользование, устаревшие водоемкие производственные технологии, большие потери воды при ее транспортировке и использовании для нужд промышленности и ЖКХ, нарушения режимов эксплуатации водозаборов).

В решении проблем водопользования важную роль призвана сыграть Водная стратегия Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 27.08.2009 № 1235-р. На ее финансирование предусмотрено 662 млрд руб., в том числе 480 млрд руб. из федерального бюджета. Стратегия предусматривает сокращение непроизводительных потерь воды в 2 раза. Рационализация водопользования, в том числе снижение потерь воды за счет внедрения водосберегающих технологий и реконструкции систем водоподачи, могут снижать энергоемкость экономики на 20 млрд руб. ежегодно.

На мировом рынке в ближайшей перспективе особую ценность будет иметь не сама вода как ресурс, а водоемкая продукция. Рост цен на водоемкую продукцию по мере увеличения дефицита водных ресурсов неизбежен. Представление о масштабах потребностей различных производств в воде дают несколько примеров. Производство 1 т азотной кислоты требует 80-180 м3 пресной воды, хлопчатобумажной ткани - 300-1100 м3, синтетического волокна - 1000 м3, целлюлозы - 200-400 м3, резины - 2500 м3, синтетических тканей - 2000-3000 м3. Огромные объёмы воды потребляют энергетические установки для охлаждения энергоблоков, причём значительная её часть (до 1/3) уходит в безвозвратные потери. Так, для работы ТЭС мощностью 1 млн кВт необходимо 1-1,6 км3 воды в год, а для работы АЭС той же мощности - 1,6-3 км3. Нижние границы этих интервалов соответствуют самому передовому техническому уровню.

Для выращивания 1 т пшеницы, продаваемой на мировом рынке, в среднем требуется 1 тыс. км3 воды. По водоемкости производства ввоз продуктов питания в Северную Африку и на Ближний Восток эквивалентен годовому стоку реки Нил. Необходим второй Нил, в определённом смысле виртуальный, чтобы накормить население этого региона при нынешних технологиях производства продуктов питания.

Поэтому развитие водоемких производств в России (металлургия, химическая и нефтехимическая, целлюлозно-бумажная и другие отрасли промышленности, тепловая энергетика, а также сельское хозяйство), основанных на современных водосберегающих технологиях, в условиях мирового дефицита водных ресурсов может принести стране немалые доходы. Размещать эти водоемкие промышленные производства целесообразно в северных регионах страны, в Сибири и на Дальнем Востоке, где имеется достаточное количество водных ресурсов.

Одним из источников негативного воздействия на российские водные объекты являются трансграничные загрязнения. Например, в пограничных районах с Казахстаном в стоках присутствуют в основном трудноокисляемые органические вещества, соединения железа, меди, цинка и марганца, с Китаем - органические вещества, соединения железа, меди, цинка, марганца, алюминия, нефтепродукты и фенолы.

Нарастающий водный кризис в Центральной Азии порой предлагается решить с помощью реанимирования проекта строительства водного канала из Сибири в Центральную Азию. Однако экономические расчеты по данному проекту отсутствуют, включая готовность государств региона платить за воду из России реальную цену. Кроме того, по оценке российских ученых, изъятие даже 5-7% воды из Оби может привести к нарушению функционирования рыбного хозяйства, изменению теплового баланса больших территорий российской Арктики, что вызовет изменение климата на обширных территориях, нарушение экосистем Нижнего Приобья и Обской губы и утрату тысяч квадратных километров плодородных земель в Зауралье. Общий экологический ущерб в этом случае может составить миллиарды долларов.

Для реализации обозначенного в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации национального приоритета «Стратегическая стабильность и равноправие стратегических партнеров» требуется последовательное принятие мер по снижению конфликтных проблем водопользования, прежде всего по периметру границ России. В частности, представляется целесообразным своевременно изучать проблемы совместного использования водных ресурсов с соседними странами, проводить международные консультации по вопросам регулирования совместного водопользования и управления водными ресурсами трансграничных рек. Эффективное решение водохозяйственных проблем с Китаем, Монголией, странами Центрально-азиатского региона, Украиной, Белоруссией, странами Балтии, Польшей, Норвегией, Финляндией напрямую связано с национальными интересами России, обеспечением ее политической, экономической и военной безопасности.

Можно привести ряд примеров. Так, значительная часть 196 км российско-норвежской сухопутной государственной границы проходит по естественным водным рубежам пресных водоёмов - руслам рек и озёрам. В этой связи между нашими странами заключены соглашения и протоколы к ним относительно совместного использования водных, энергетических и биологических ресурсов этих рек и озер.

Наше сотрудничество с Финляндской Республикой по пограничным водным системам охватывает практически все водохозяйственные и экологические аспекты: регулирование режимов использования водных ресурсов, охрану вод, водный транспорт и лесосплав, рыбное хозяйство. Неурегулированным на сегодняшний день остается вопрос об обязательствах российской стороны в области совместного проведения с Финляндией мероприятий по сохранению рыбных запасов озера Инари. В результате проведенной летом 2009 г. работы российские эксперты пришли к выводу, что обязательства российской стороны, предусмотренные соответствующим пунктом Правил регулирования режима оз. Инари посредством ГЭС и плотины Кайтакоски, выполнены, стоимость поставленной финской стороне за время действия Соглашения электроэнергии значительно превышает затраты финнов на мероприятия по сохранению рыбных запасов озера. 28.01.2010 в ходе переговоров в Хельсинки между Министром энергетики РФ С.И.Шматко и Министром труда и экономики Финляндии М.Пеккариненом была достигнута договоренность продолжить поиск взаимоприемлемого решения данного вопроса, не привнося его в политическую повестку дня двусторонних отношений.

Отношения с Украиной в области охраны и использования трансграничных водных объектов можно отнести к разряду конструктивных. Сторонами обеспечивается координация мер по пропуску половодья и режимам работы водохранилищ на территории России и Украины в период прохождения пика половодья. Разработаны перечни мероприятий, направленных на улучшение состояния качества вод трансграничных водных объектов и грунтовых вод в пограничных створах бассейнов рек Днепр и Северский Донец, утверждена совместная программа восстановления и охраны трансграничных водных объектов бассейна р. Десна на территориях Брянской и Черниговской областей. Прорабатывается вопрос о создании Международного центра подготовки, переподготовки и обмена опытом работников водного хозяйства.

Взаимоотношения с Белоруссией в области охраны и рационального использования трансграничных вод находятся на начальном этапе своего развития. Основной акцент в настоящее время делается на проведение работы по инвентаризации трансграничных водных объектов и основных источников загрязнения в их бассейнах, являющихся потенциальными источниками трансграничного загрязнения вод.

Взаимодействие с Азербайджаномв течение длительного времени осуществляется в условиях отсутствия договорной базы, регулирующей вопросы двусторонних отношений в области совместного использования и охраны трансграничных вод. Это привело к возникновению проблем, связанных с несогласованным перераспределением части водных ресурсов пограничной реки Самур. Сток этой единственной трансграничной реки формируется на 96% в России, а водные ресурсы используются преимущественно Азербайджаном, в соотношении 3/1, в то же время южные районы Дагестана испытывают дефицит воды.

Взаимоотношения в сфере охраны и рационального использования трансграничных водотоков с Китайской Народной Республикой в течение длительного периода времени строились при отсутствии необходимой нормативной правовой базы. Это, в свою очередь, привело к возникновению ряда проблем, связанных, в первую очередь, с несогласованным перераспределением китайской стороной части водных ресурсов трансграничных водных объектов - рек Иртыш и Аргунь.

С учетом имеющихся проблем, Россия продолжает развивать и укреплять сотрудничество с пограничными странами по реализации мероприятий, связанных с совместной разработкой межгосударственных программ и конкретных проектов в области использования и охраны трансграничных водных объектов, развитием системы мониторинга и обмена оперативной информацией, гармонизацией водного законодательства, норм и стандартов, научно-техническим сотрудничеством.

Оценивая влияние водных ресурсов на национальную безопасность России и приграничных с нею стран, можно отметить следующее.

Дефицит пресной воды становится весьма существенным фактором мировой политики и обеспечения международной безопасности, требуя самого серьезного отношения к нему.

Проблема пресной воды может стать предметом жесткой глобальной политической и экономической конкуренции, что потребует упреждающих и четко выверенных действий со стороны России.

Необходимо разработать единый свод международных нормативных правовых актов, устанавливающих общие для всех субъектов международных отношений принципы пользования трансграничными водными потоками и водоемами, и механизм разрешения соответствующих международных споров. Существующие противоречия целесообразно регулировать путем сотрудничества и проведения согласованной политики в отношении совместного использования и управления водными ресурсами трансграничных рек. Принцип бассейнового управления водными ресурсами, очевидно, будет главным в международном сотрудничестве по трансграничным рекам.

На международном уровне перед Россией стоит задача содействия созданию системы интегрированного управления водными ресурсами с приграничными странами и проведения согласованной региональной и национальной политики водопользования, охватывающей различные аспекты организации, финансирования, нормативно-правового обеспечения водного хозяйства на основе выверенных эколого-хозяйственных критериев.

При совместном использовании водных ресурсов необходимо выработать такие формы сотрудничества, которые отвечали бы общим интересам. Они должны способствовать интеграции экономик стран, разрешению их социальных и экологических проблем. Сближение позиций по правовым и экономическим аспектам сотрудничества по трансграничным водотокам требует постоянного политического диалога, который должен опираться на международные нормы в этой области, опыт двустороннего и многостороннего взаимодействия.