Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Сотрудничество структур и институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом

Соболев В.А., Заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации

Новые вызовы и угрозы современного терроризма свидетельствуют о том, что он превратился в многоаспектную, долговременную мировую глобальную проблему. Терроризм во всех его формах и проявлениях остается одной из самых серьезных угроз национальной безопасности не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества.

В своем выступлении на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент РФ Д.А.Медведев, характеризуя сложившуюся в мире ситуацию, отметил, что кроме экономического кризиса мировому экономическому и мировому развитию в целом продолжают угрожать региональные и локальные конфликты, терроризм, трансграничная преступность.

Государственная политика - не догма, нет готовых рецептов, планов и проектов, способных обеспечить в одночасье решение тех проблем, которые накапливались годами. Поэтому в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечено, что деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), является одним из основных источников угроз национальной безопасности.

Противодействие терроризму настоятельно требует не только сильно действующих препаратов для лечения общества от «чумы XXI века» в лице силовых структур, но и проведения восстановительной терапии гражданского общества с использованием последних достижений науки и образования.

При этом, как показывает российский и зарубежный опыт, традиционные меры противодействия экстремизму и терроризму оказываются недостаточно эффективными. Необходимо объединение усилий государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.

Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной общепринятой международной стратегии. Такая основа заложена в Глобальной контртеррористической стратегии ООН, принятой на 61-й Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2006 г. Этот документ отразил общность подходов мирового сообщества о необходимости комплексного подхода к проблеме антитеррора, акцентировав задачи социальной и идеологической профилактики терроризма.

Терроризм и усиление радикальных настроений являются проблемой, с которой сталкиваются все общества, независимо от их социально-экономических, политических, национальных, культурных, религиозных, географических особенностей. Терроризм возникает там, где возникает идеологическая пустота, которая заполняет сознание установками радикалов, что все мировые и личные проблемы легко разрешимы, если взять в руки автомат.

В то же время данную проблему нельзя увязывать с какой-либо конкретной религией или нацией. В современном мире, который характеризуется ростом глобализации и взаимозависимости, ни одна страна, ни одно сообщество, ни один человек не застрахованы от влияния радикальной или экстремистской идеологии, подстрекающей к насилию.

В 2006 г. Россией, в рамках председательства в «Группе восьми», была выдвинута международная инициатива антитеррористического партнерства государств и бизнеса, ее рамочный политический документ - «Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму» - был согласован в «восьмерке», с большой группой крупных частных компаний, российских и зарубежных, а в ноябре 2006 г. принят на Глобальном форуме в Москве.

За 4 года Инициатива наполнилась конкретным практическим содержанием. Российское бизнес-сообщество предложило ряд интересных проектов.  

Подключение к антитеррористическому государственно-частному партнерству (ГЧП) потенциала научного сообщества позволит придать новый импульс к поиску наиболее оптимальных решений в сфере противодействия терроризму и экстремизму институтами гражданского общества и государств.

Гражданское общество и общественные организации пользуются большим доверием и имеют больше возможностей для работы с конкретными группами населения (такими, как молодежь, студенты, женщины). В связи с этим растет их влиятельность и появляется возможность помочь выявить наиболее уязвимых членов общества, осознать и решать проблемы недовольных слоев населения.

Религиозные организации и сообщества могут помочь в противодействии пропаганде и идеологии террористических группировок, которые манипулируют и злоупотребляют религиозными догмами, искажая их. Они могут способствовать дискредитации сторонников агрессивного экстремизма, в том числе посредством выработки и распространения надлежащей контрпропаганды.

Особое значение приобретает роль научного сообщества в ГЧП в защите важнейших объектов инфраструктуры от террористических актов и осуществлении антитеррористических мер безопасности во время массовых мероприятий.

В связи с постоянно изменяющимся характером террористической угрозы важно быть готовыми к тому, что в руках террористов могут оказаться необходимые для проведения теракта средства, в том числе компоненты оружия массового поражения, и что они будут иметь возможность заблаговременно спланировать теракт и осуществить его. В этой связи частный бизнес и ГЧП играют важнейшую роль, поскольку большая часть важнейших объектов инфраструктуры находятся в собственности именно частных структур и/или эксплуатируется ими.

Крупные зрелищные мероприятия также представляются привлекательным для террористов объектом для нападения по причине их масштабности, подробного освещения в международных СМИ и, таким образом, возможного последующего широкого резонанса.

Во всем мире регулярно проводятся многочисленные мероприятия такого рода, например, Олимпийские игры, международные или национальные спортивные состязания, концерты и конгрессы. Крупные бизнес-структуры не только участвуют в таких мероприятиях, но и играют ведущую роль в их проведении, и в этой связи ГЧП в надлежащем планировании мер безопасности приобретает особую значимость.

Нельзя обойти вниманием и очень серьезную проблему использования интернета, величайшего изобретения человечества, террористами. Здесь крайне важна согласованная позиция бизнес-сообщества, интернет-провайдеров, ведь не секрет, что всемирная сеть активно используется террористами для обеспечения своей деятельности, радикализации умонастроений молодежи.

Осваивание террористами новейших современных интернет-технологий, которые могут быть в том числе использованы для нанесения ударов по критически важным объектам - атомным и гидроэлектростанциям, химическим предприятиям, объектам транспортной инфраструктуры, позволяют говорить о росте угрозы применения ими интернет-оружия, которое по масштабам и последствиям вполне сопоставимо с применением оружия массового уничтожения.

Важно, чтобы в результате дальнейшей совместной работы мы смогли свести на нет все намерения и усилия террористических организаций, внедряющих свою идеологию, направленную на дестабилизацию обстановки в мире, и обеспечили надежную безопасность от террористических угроз гражданам, обществу и государству.

*По материалам выступления на международной конференции РУДН - МИД России "Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование" (Москва, 18.03.2010).

Сотрудничество структур и институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Сотрудничество структур и институтов гражданского общества в борьбе с терроризмом

Соболев В.А., Заместитель Секретаря Совета безопасности Российской Федерации

Новые вызовы и угрозы современного терроризма свидетельствуют о том, что он превратился в многоаспектную, долговременную мировую глобальную проблему. Терроризм во всех его формах и проявлениях остается одной из самых серьезных угроз национальной безопасности не только для Российской Федерации, но и для всего мирового сообщества.

В своем выступлении на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Президент РФ Д.А.Медведев, характеризуя сложившуюся в мире ситуацию, отметил, что кроме экономического кризиса мировому экономическому и мировому развитию в целом продолжают угрожать региональные и локальные конфликты, терроризм, трансграничная преступность.

Государственная политика - не догма, нет готовых рецептов, планов и проектов, способных обеспечить в одночасье решение тех проблем, которые накапливались годами. Поэтому в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. отмечено, что деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), является одним из основных источников угроз национальной безопасности.

Противодействие терроризму настоятельно требует не только сильно действующих препаратов для лечения общества от «чумы XXI века» в лице силовых структур, но и проведения восстановительной терапии гражданского общества с использованием последних достижений науки и образования.

При этом, как показывает российский и зарубежный опыт, традиционные меры противодействия экстремизму и терроризму оказываются недостаточно эффективными. Необходимо объединение усилий государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.

Успех в борьбе с терроризмом немыслим без ясной общепринятой международной стратегии. Такая основа заложена в Глобальной контртеррористической стратегии ООН, принятой на 61-й Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2006 г. Этот документ отразил общность подходов мирового сообщества о необходимости комплексного подхода к проблеме антитеррора, акцентировав задачи социальной и идеологической профилактики терроризма.

Терроризм и усиление радикальных настроений являются проблемой, с которой сталкиваются все общества, независимо от их социально-экономических, политических, национальных, культурных, религиозных, географических особенностей. Терроризм возникает там, где возникает идеологическая пустота, которая заполняет сознание установками радикалов, что все мировые и личные проблемы легко разрешимы, если взять в руки автомат.

В то же время данную проблему нельзя увязывать с какой-либо конкретной религией или нацией. В современном мире, который характеризуется ростом глобализации и взаимозависимости, ни одна страна, ни одно сообщество, ни один человек не застрахованы от влияния радикальной или экстремистской идеологии, подстрекающей к насилию.

В 2006 г. Россией, в рамках председательства в «Группе восьми», была выдвинута международная инициатива антитеррористического партнерства государств и бизнеса, ее рамочный политический документ - «Стратегия партнерства государств и бизнеса в противодействии терроризму» - был согласован в «восьмерке», с большой группой крупных частных компаний, российских и зарубежных, а в ноябре 2006 г. принят на Глобальном форуме в Москве.

За 4 года Инициатива наполнилась конкретным практическим содержанием. Российское бизнес-сообщество предложило ряд интересных проектов.  

Подключение к антитеррористическому государственно-частному партнерству (ГЧП) потенциала научного сообщества позволит придать новый импульс к поиску наиболее оптимальных решений в сфере противодействия терроризму и экстремизму институтами гражданского общества и государств.

Гражданское общество и общественные организации пользуются большим доверием и имеют больше возможностей для работы с конкретными группами населения (такими, как молодежь, студенты, женщины). В связи с этим растет их влиятельность и появляется возможность помочь выявить наиболее уязвимых членов общества, осознать и решать проблемы недовольных слоев населения.

Религиозные организации и сообщества могут помочь в противодействии пропаганде и идеологии террористических группировок, которые манипулируют и злоупотребляют религиозными догмами, искажая их. Они могут способствовать дискредитации сторонников агрессивного экстремизма, в том числе посредством выработки и распространения надлежащей контрпропаганды.

Особое значение приобретает роль научного сообщества в ГЧП в защите важнейших объектов инфраструктуры от террористических актов и осуществлении антитеррористических мер безопасности во время массовых мероприятий.

В связи с постоянно изменяющимся характером террористической угрозы важно быть готовыми к тому, что в руках террористов могут оказаться необходимые для проведения теракта средства, в том числе компоненты оружия массового поражения, и что они будут иметь возможность заблаговременно спланировать теракт и осуществить его. В этой связи частный бизнес и ГЧП играют важнейшую роль, поскольку большая часть важнейших объектов инфраструктуры находятся в собственности именно частных структур и/или эксплуатируется ими.

Крупные зрелищные мероприятия также представляются привлекательным для террористов объектом для нападения по причине их масштабности, подробного освещения в международных СМИ и, таким образом, возможного последующего широкого резонанса.

Во всем мире регулярно проводятся многочисленные мероприятия такого рода, например, Олимпийские игры, международные или национальные спортивные состязания, концерты и конгрессы. Крупные бизнес-структуры не только участвуют в таких мероприятиях, но и играют ведущую роль в их проведении, и в этой связи ГЧП в надлежащем планировании мер безопасности приобретает особую значимость.

Нельзя обойти вниманием и очень серьезную проблему использования интернета, величайшего изобретения человечества, террористами. Здесь крайне важна согласованная позиция бизнес-сообщества, интернет-провайдеров, ведь не секрет, что всемирная сеть активно используется террористами для обеспечения своей деятельности, радикализации умонастроений молодежи.

Осваивание террористами новейших современных интернет-технологий, которые могут быть в том числе использованы для нанесения ударов по критически важным объектам - атомным и гидроэлектростанциям, химическим предприятиям, объектам транспортной инфраструктуры, позволяют говорить о росте угрозы применения ими интернет-оружия, которое по масштабам и последствиям вполне сопоставимо с применением оружия массового уничтожения.

Важно, чтобы в результате дальнейшей совместной работы мы смогли свести на нет все намерения и усилия террористических организаций, внедряющих свою идеологию, направленную на дестабилизацию обстановки в мире, и обеспечили надежную безопасность от террористических угроз гражданам, обществу и государству.

*По материалам выступления на международной конференции РУДН - МИД России "Антитеррористическое партнерство государств, бизнеса и гражданского общества: практика, наука, образование" (Москва, 18.03.2010).