Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Рекомендации заседания "круглого стола" в Государственной Думе ФС РФ на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации"

Участники заседания "круглого стола" на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации", рассмотрев актуальные проблемы использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, отмечают:

В современных условиях проблема энергетической безопасности становится одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства. В условиях истощения мировых запасов углеводородного сырья все большее значение приобретает расширение использования возобновляемых источников энергии.

Альтернативная энергетика в мире становится фактором инновационного развития, в частности ведёт к формированию новой технологической базы генерации электроэнергии и тепла, повышает энергоэффективность электроэнергетики, создает новые рабочие места, повышает качество жизни людей: улучшаются экологические условия, исключаются техногенные катастрофы подобные Чернобыльской и Саяно-Шушенской.

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для России являются:

- рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов в целях экономии углеводородного сырья для грядущих поколений;

- снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;

- снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики.

Для России актуально и то, что развитие альтернативной энергетики позволит поддерживать на необходимом уровне экспортные поставки сэкономленного углеводородного сырья, что крайне важно для наполнения государственного бюджета.

При всем многообразии нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, крупномасштабное промышленное их использование требует, по крайней мере на начальном этапе, мер государственной и общественной поддержки, а также совершенствования законодательного обеспечения и создания правового поля, благоприятствующего их широкому применению.

В Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях принимаются определённые меры по развитию возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения. Однако в целом стройная система управления, соответствующая важности для страны данного сектора энергетики, пока не сложилась.

Развитие сектора возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения сдерживается в силу отсутствия эффективной стратегии, конкретных программ, системы стимулирования и поддержки, необходимых статистических наблюдений и механизмов контроля. Не сформирована соответствующая нормативно-правовая база.

Углеводородное сырьё остается для России на многие годы вперед важнейшим стратегическим ресурсом социально-экономического развития. Вместе с тем фактор ресурсной ограниченности углеводородных источников энергии, масштабы и темпы их истощения побуждают принять необходимые меры, чтобы не выпасть из глобального тренда масштабного развития альтернативной энергетики.

На основании вышеизложенного участники заседания "круглого стола" рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

  • подготовить предложения по разработке в рамках Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности единого модельного Энергетического кодекса, в котором были бы адекватно отражены вопросы обеспечения энергоэффективности и энергоресурсосбережения, развития сектора возобновляемой энергетики.

Правительству Российской Федерации:

В целях совершенствования системы государственного регулирования энергетического комплекса и систематизации законодательства в этой сфере:

  • разработать Энергетический кодекс Российской Федерации;
  • разработать проект федерального закона об использовании возобновляемых источников энергии;
  • подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет необходимых изменений в действующее законодательство, стимулирующих развитие энергетики на возобновляемых и местных источниках энергии.

Министерству энергетики Российской Федерации:

  • ускорить работу по подготовке проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки при определении цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах".

Рекомендации заседания "круглого стола" в Государственной Думе ФС РФ на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации" | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Рекомендации заседания "круглого стола" в Государственной Думе ФС РФ на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации"

Участники заседания "круглого стола" на тему "Формирование основ нормативно-правового регулирования альтернативной энергетики как фактор укрепления энергетической безопасности Российской Федерации", рассмотрев актуальные проблемы использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации, отмечают:

В современных условиях проблема энергетической безопасности становится одной из важнейших составляющих национальной безопасности государства. В условиях истощения мировых запасов углеводородного сырья все большее значение приобретает расширение использования возобновляемых источников энергии.

Альтернативная энергетика в мире становится фактором инновационного развития, в частности ведёт к формированию новой технологической базы генерации электроэнергии и тепла, повышает энергоэффективность электроэнергетики, создает новые рабочие места, повышает качество жизни людей: улучшаются экологические условия, исключаются техногенные катастрофы подобные Чернобыльской и Саяно-Шушенской.

Стратегическими целями использования возобновляемых источников энергии и местных видов топлива для России являются:

- рациональное сокращение потребления невозобновляемых топливно-энергетических ресурсов в целях экономии углеводородного сырья для грядущих поколений;

- снижение экологической нагрузки от деятельности топливно-энергетического комплекса;

- обеспечение устойчивого тепло- и электроснабжения децентрализованных потребителей и регионов с дальним и сезонным завозом топлива, в первую очередь районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий;

- снижение расходов на дальнепривозное топливо и оптимизация региональной энергетической политики.

Для России актуально и то, что развитие альтернативной энергетики позволит поддерживать на необходимом уровне экспортные поставки сэкономленного углеводородного сырья, что крайне важно для наполнения государственного бюджета.

При всем многообразии нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, крупномасштабное промышленное их использование требует, по крайней мере на начальном этапе, мер государственной и общественной поддержки, а также совершенствования законодательного обеспечения и создания правового поля, благоприятствующего их широкому применению.

В Российской Федерации на федеральном, региональном и местном уровнях принимаются определённые меры по развитию возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения. Однако в целом стройная система управления, соответствующая важности для страны данного сектора энергетики, пока не сложилась.

Развитие сектора возобновляемой энергетики, энергоэффективности и энергоресурсосбережения сдерживается в силу отсутствия эффективной стратегии, конкретных программ, системы стимулирования и поддержки, необходимых статистических наблюдений и механизмов контроля. Не сформирована соответствующая нормативно-правовая база.

Углеводородное сырьё остается для России на многие годы вперед важнейшим стратегическим ресурсом социально-экономического развития. Вместе с тем фактор ресурсной ограниченности углеводородных источников энергии, масштабы и темпы их истощения побуждают принять необходимые меры, чтобы не выпасть из глобального тренда масштабного развития альтернативной энергетики.

На основании вышеизложенного участники заседания "круглого стола" рекомендуют:

Федеральному Собранию Российской Федерации:

  • подготовить предложения по разработке в рамках Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского Экономического Сообщества и Парламентской Ассамблеи Организации Договора о коллективной безопасности единого модельного Энергетического кодекса, в котором были бы адекватно отражены вопросы обеспечения энергоэффективности и энергоресурсосбережения, развития сектора возобновляемой энергетики.

Правительству Российской Федерации:

В целях совершенствования системы государственного регулирования энергетического комплекса и систематизации законодательства в этой сфере:

  • разработать Энергетический кодекс Российской Федерации;
  • разработать проект федерального закона об использовании возобновляемых источников энергии;
  • подготовить и внести на рассмотрение Государственной Думы пакет необходимых изменений в действующее законодательство, стимулирующих развитие энергетики на возобновляемых и местных источниках энергии.

Министерству энергетики Российской Федерации:

  • ускорить работу по подготовке проекта Постановления Правительства Российской Федерации "О порядке установления прибавляемой к равновесной цене оптового рынка надбавки при определении цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах".