Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Нормативная правовая база защиты населения и территорий от биолого­социальных опасностей и чрезвычайных ситуаций

Костров А.В., Савченков С.Н., ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" МЧС России

***

Оценивается состояние нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и чрезвычайных ситуаций. На основе структуризации полной совокупности действующих нормативных правовых актов выполнена систематизация базы, сформулированы предложения по ее развитию.

Ключевые слова: биолого-социальная чрезвычайная ситуация, нормативная правовая база, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

***

Мотив опубликовать статью на указанную тему возник в связи с ежегодной подготовкой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.1995 № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указанного доклада (далее - Госдоклад). Как следует из наименования Госдоклада, в нем должно оцениваться состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Наименование доклада не охватывает биолого-социальные ЧС (БСЧС). Однако Госдоклад содержит раздел «Биолого-социальные опасности» (в 2008 г. - эпидемии, эпизоотии, эпифитотии [1]), включающий статистические данные по БСЧС. В заключение данного раздела обычно говорится о сохранении вероятности возникновения этих ЧС на территориях субъектов РФ. Данные о БСЧС регулярно отображаются в «Табели срочных донесений МЧС России».

***

Законодательство РФ юридически не определяет термин БСЧС. Он определен в ГОСТ Р 22.0.04-95 как «состояние, при котором в результате возникновения источника БСЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений».

БСЧС подразделяются на: 1) эпидемиологические (острые кишечные инфекции, серозный менингит энтеровирусной этиологии, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, клещевые инфекции, сибирская язва, бешенство и др.); 2) эпизоотические (сибирская язва, бешенство, болезнь Ньюкасла, классическая болезнь свиней и др.); 3) эпифитотические (инфекционные заболевания растений и /или резкое увеличение численности вредителей растений).

***

Но авторов беспокоит не столько замеченный недостаток Госдоклада, сколько состояние нормативно-правового регулирования деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в области обеспечения защищённости населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС.

В Госдокладе имеется специальный раздел «Совершенствование нормативной правовой базы». Как показывает анализ этого раздела, в нем не отражаются: во-первых, составляющая нормативной правовой базы (НПБ), регулирующая отношения, связанные с обеспечением защиты населения и территорий от БСЧС; во-вторых, и это очень важно, совокупность нормативных правовых актов (НПА), определяющих порядок создания и применения сил и средств для предупреждения и ликвидации БСЧС; в-третьих, правовые механизмы снижения рисков социально-экономического характера.

Возникает естественный вопрос: почему рассматриваемая составляющая НПБ отсутствует в вышеупомянутом разделе? Может быть, ее вообще не существует или забыли про нее?

Ознакомление с отчётами о НИР, журнальными статьями, учебной литературой не позволило получить ответы на поставленные вопросы.

В связи с возникшей неопределённостью авторы поставили цели:

1) на основе выявления и систематизации действующих НПА структурировать НПБ, регулирующую отношения, связанные с защитой населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС;

2) сформулировать предложения по развитию рассматриваемой НПБ.

Заметим, что концептуально-руководящий документ [2]указывает на актуальность системного совершенствования НПБ в области обеспечения рассматриваемой защиты (обеспечения защищённости). Следует также указать, что федеральная целевая программа [3, п. 16]предусматривает научно-исследовательские разработки, в частности, проведение анализа и научное обоснование предложений по совершенствованию НПБ обеспечения химической и биологической безопасности населения, гармонизацию с нормами международного права.

Ранее разработанные положения, руководства и результаты исследований в области защиты населения и территорий от БСЧС содержатся в работах [7-11].

Государственная организация защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС

В рамках функций и задач РСЧС[4] предупреждение и ликвидация БСЧС осуществляются специально учреждёнными Правительством РФ функциональными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ - территориальными подсистемами РСЧС.

Применительно к рассматриваемому в статье предмету к функциональным подсистемам относятся подсистемы [4]:

  • мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС (МЧС России);
  • медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России (Минздравсоцразвития России);
  • резервов медицинских ресурсов (Минздравсоцразвития России, руководство этой подсистемой осуществляет Росздрав через Всероссийский центр медицины катастроф;
  • надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Роспотребнадзор - Минздравсоцразвития России);
  • защиты сельскохозяйственных животных (Минсельхоз России);
  • защиты сельскохозяйственных растений (Минсельхоз России);
  • охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз России - Минсельхоз России);
  • предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства.

По мере необходимости в предупреждении и ликвидации БСЧС принимают участие функциональные подсистемы других министерств и ведомств РФ.

Каждому из указанных в скобках федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ как орган власти, имеющий в соответствии с Конституцией РФ право законодательной инициативы, поручает подготовку законопроектов рассматриваемой НПБ.

Структурирование НПБ

Структурирование НПБ выполнено авторами путём погруппового представления совокупности действующих в российском законодательстве НПА, которые составляют рассматриваемую НПБ. Выявленная совокупность НПА разделена на группы с использованием «уровня юридической силы НПА». Расположение НПА внутри каждой группы дано в хронологическом порядке принятия НПА Законодателем.

Признак «уровень юридической силы НПА» содержательно соответствует (в теории права) «юридической силе нормативного правового акта», определяющей обязательность применения НПА к соответствующим общественным отношениям, приоритет перед другими НПА или подотчетность им. В указанной теории все НПА подразделяются на Конституцию, законы и подзаконные акты. Заметим, что подзаконные НПА - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

В теории права подзаконные НПА по мере уменьшения их юридической силы подразделяются на:

  • указы и нормативные распоряжения Президента РФ;
  • постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ;
  • НПА министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения, наставления, указания, уставы, решения коллегий и др.);
  • НПА исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках), постановления глав администраций (в иных субъектах), приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • НПА органов местного самоуправления;
  • корпоративные (локальные) НПА (акты руководителей предприятий, учреждений, организаций).

С использованием информационной юридической системы «Гарант» проведен системный просмотр действующих в РФ НПА, которые составляют НПБ защиты населения и территорий от БСЧС. В результате воспроизведена достаточно полная совокупность НПА, составляющих рассматриваемую НПБ. Использовав признак «юридической силы НПА», выявленная совокупность НПА структурирована по группам. При этом совокупность НПА ограничена НПА международного и НПА федерального уровней (НПА субъектов РФ не рассматривались).

Структурированная таким образом НПБ представлена следующими группами НПА:

1) международные соглашения РФ;

2) Конституция РФ - основной закон РФ;

3) федеральные законы РФ;

4) федеральные подзаконные НПА:

- Президента РФ;

- Правительства РФ;

- федеральных министерств и ведомств.

Перечни НПА, составляющих каждую из указанных групп, даны в Приложении.

Обобщённая оценка НПБ

Проведенный анализ НПА, составляющих рассматриваемую НПБ, показал:

а) действующая НПБ не систематизирована. Она включает множество НПА, проекты которых разрабатывались в различных министерствах и ведомствах РФ. Из них значительное число НПА, принятых еще в СССР, до сих пор не гармонизированы с Конституцией РФ и федеральными законами РФ. Преобладающую часть НПА составляют ведомственные подзаконные акты, включающие, в том числе, акты структурных подразделений и должностных лиц министерств и ведомств;

б) НПА, имеющие высшую юридическую силу (федеральные законы), концептуально и нормативно не гармонизированы между собой. Они не содержат конкретных норм, регулирующих отношения, связанные со снижением рисков социально-экономического характера на этапе предупреждения БСЧС. В настоящее время отсутствуют нормативные механизмы выделения финансовых и материальных средств из государственных резервных фондов для оказания помощи населению и территориям при их защите от ЧС и опасностей биолого-социального характера;

в) НПБ не содержит четко сформулированных норм разделения полномочий и предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, между органами государственной власти и местного самоуправления;

г) в целом, действующие НПА имеют значительные пробелы и неувязки с нормами международного права;

д) НПБ практически не содержит НПА, целевым образом направленных на усиление правовых механизмов стимулирования внедрения инновационных процессов в деле защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей.

Вышеперечисленные проблемы осложняются тем, что действующие НПА относятся к разным отраслям (подотраслям) законодательства РФ (разная юридическая терминология, отличающиеся подходы к регулированию отношений).

Здесь важно также заметить, что действующее постановление Правительства РФ [5] (далее - Постановление) указывает федеральные министерства, которые участвуют в подготовке проектов федеральных НПА в рассматриваемой сфере государственной деятельности. К этим министерствам Постановление относит следующие: Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, МЧС России, Минприроды России, МИД России. В этом же Постановлении указаны министерства РФ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере деятельности: Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Минобороны России, Минпромторг России, Минприроды России, Минтранс России. Здесь МЧС России не упоминается. Естественно, подготовка проектов НПА и осуществление нормативно-правового регулирования - разные виды деятельности (подготовка проектов НПА - сфера нормотворчества, нормативно-правовое регулирование - сфера управления деятельностью в соответствии с действующими НПА). В то же время в постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» - основном подзаконном акте Правительства РФ, обеспечивающим организационное регулирование защиты населения и территорий РФ от ЧС, в том числе от БСЧС, в ст. 10 указано: «Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны…». Таким образом, налицо несоответствие норм двух важных подзаконных актов Правительства РФ.

Предложения по развитию НПБ

Формулируемые предложения вытекают из положений обобщённой оценки, данной в предыдущем разделе. Эти предложения представляются в следующем виде:

1. Привести нормы НПА, составляющих рассматриваемую НПБ, в соответствие с требованиями международных соглашений по обеспечению защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС (целесообразна разработка международного соглашения, определяющего глобальные стандарты контроля и надзора в сфере биолого-социальной безопасности; концептуального подхода к новой правовой базе международного сотрудничества в области обеспечения защищённости населения и территорий от биолого-социальных опасностей).

2. Систематизировать, возможно, и кодифицировать НПБ на основе федеральных законов - Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-I "О ветеринарии", Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений".

3. Включить в группу кодифицируемых законов, как минимум, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

4. Нормы НПА, принятых в СССР, гармонизировать с нормами Конституции РФ, других законов РФ, регулирующих отношения в рассматриваемой области деятельности государства. Сократить число ведомственных НПА, особенно НПА, принятых структурными подразделениями министерств и ведомств, а также их должностными лицами.

5. Внести в ряд федеральных НПА изменения, предусматривающие правовое закрепление механизмов, регулирующих отношения, связанные с оказанием социально-экономической помощи пострадавшим в БСЧС, урегулировать отношения по оказанию финансовой и материальной помощи пострадавшим, в том числе соответствующим органам власти, на этапе предупреждения и ликвидации БСЧС.

6. Включить в соответствующие НПА, а возможно, принять новые нормы, регулирующие отношения, связанные с внедрением инновационных процессов и расширением патентования изобретений в области защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС.

7. Привести положения действующих в рассматриваемой области нормативного регулирования ГОСТов [6] в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Законодательно усовершенствовать и законодательно закрепить терминологическую систему.

Полагаем,что лицам, занимающимся защитой населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС, статья может послужить в качестве концептуального материала при подготовке ими проектов НПА; для разработчиков упоминавшегося во введении Госдоклада - информационных данных для его структурного и содержательного совершенствования.

Литература

1. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году. М., 2009. 267 с.

2. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 04.12.2003 № Пр-2194).

3. Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

4. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794).

5. Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".

6. ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации.

7. Руководство по медицинской службе гражданской обороны / Под ред. А.И.Бурназяна. М., 1993.

8. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995.

9. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995.

10. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. Всероссийская служба медицины катастроф - подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России // Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты. М., 1999.

11. Костров А.В., Насыров Р.Р. Гражданская защита: кодификация законодательства // Гражданская защита. 2009. № 10.

Приложение

Международные соглашения

1. Международная конвенция о борьбе с заразными болезнями животных (Женева, 20.02.1935).

2. Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней (София, 14.12.1959).

>3. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Женева, открыта для подписания 10.04.1972, вступила в силу 26.03.1975).

4. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992).

5. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Женева, открыта для подписания 13.01.1993, вступила в силу 29.04.1997).

6. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Париж, 11.03.1987).

7. Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 13.11.1992).

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 11.11.1993).

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Братислава, 30.11.1993).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 13.12.1993).

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Прага, 13.06.1994).

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 18.05.1995).

13. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (София, 19.05.1995).

14. Меморандум о соглашении между зарубежной сельскохозяйственной службой, службой карантина растений и животных Министерства сельского хозяйства США и Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации по техническому сотрудничеству в области карантина растений с целью содействия торговле сельхозпродукцией между странами (Вашингтон, 23.10.1995).

15. Меморандум о сотрудничестве в области фитосанитарии между Государственной службой по карантину растений Российской Федерации и Главным управлением санитарии сельскохозяйственного производства Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Королевства Испания (Москва, 21.02.1996).

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 27.08.1996).

17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 25.03.1997).

18. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Бухарест, 03.05.1997).

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 14.10.1997).

20. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 17.03.1998).

21. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 17.03.1998).

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 26.06.1998).

23. Меморандум о сотрудничестве в области карантина и защиты растений между Государственной службой карантина растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Главным управлением защиты растений Министерства сельского хозяйства и рыболовства Французской Республики (Париж, 14.09.1998).

24. Меморандум о взаимопонимании в области карантина растений между Государственной службой по карантину растений Российской Федерации и Отделом по контролю за состоянием растений и качеству растительной продукции Канадского Агентства по контролю за качеством пищевых продуктов (22.02.2000).

25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 11.09.2000).

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ (п. 4 ст. 15, ст. 42, ст. 72 - пп. з), ст. 76, ст. 79, ст. 90, ст. 114 - пп. в), ст. 115).

Федеральные законы РФ

1. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-I "О ветеринарии".

2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений".

Федеральные подзаконные НПА

Президента РФ

1. Указ Президента РФ от 11.10.2004 № 1304 "О Федеральном медико-биологическом агентстве".

2. Распоряжение Президента РФ от 07.11.1994 № 568-рп «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения в Российской Федерации».

3. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 04.12.2003 № Пр-2194).

Правительства РФ

1. Постановление Правительства РФ от 23.04.1992 № 268 "О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации".

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1992 № 1891-р «О разработке проекта федеральной целевой программы инженерно-технического и методического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей природной среды, направленной на создание средств контроля содержания вредных радиоактивных, химических и биологических веществ.

3. Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 № 830 "О Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств".

4. Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 № 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".

5. Постановление Правительства РФ от 28.02.1994 № 158 "О Государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы".

6. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 № 632 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации проекта Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям".

7. Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 № 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации" (с изменениями от 16.04.2001).

8. Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 № 1143 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации".

9. Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".

10. Приказ Минсельхозпрода РФ от 29.07.1999 № 579 "Об усилении контроля за соблюдением карантинных требований при импорте зерна".

11. Постановление Правительства РФ от 02.06.2000 № 433 "Об утверждении Порядка создания и использования резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации".

12. Постановление Правительства РФ от 09.10.2000 № 756 "Об утверждении Положения о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации".

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору".

14. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве".

15. Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".

16. Постановление Правительства РФ от 26.05.2006 № 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".

17. Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 № 329 "Об официальной национальной организации по карантину и защите растений".

18. Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2008 № 74-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

19. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства".

20. Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

Федеральные межведомственные и ведомственные НПА

1. Постановление Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 06.02.1992 № 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

2. Инструкция Минприроды РФ, Госкомсанэпиднадзора от 25.05.1993 № 37-2-7/435, 01-19/22-22 "О порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".

3. Приказ Минздравмедпрома РФ, Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ от 07.02.1995 № 26/14/30 "О порядке организации медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации".

4. Приказ Минприроды РФ и Госкомсанэпиднадзора РФ от 23-29.06.1995 № 266/73 "О научном обеспечении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ по разделу экологической безопасности".

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.1996 № 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов, утвержденных бывшим Минздравом СССР и бывшим Госкомсанэпиднадзором России, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

6. Федеральный план действий по защите населения, животных, растений, объектов АПК России от чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением коллегии Минсельхозпрода РФ от 29.01.1997 № 12-1).

7. Приказ Госкомэкологии РФ от 13.02.1998 № 86 "Об организации работ по реализации Соглашения между МЧС России и Госкомэкологией России о научно-техническом сотрудничестве в области обмена информацией по радиационно-химической и биологической обстановке на территории Российской Федерации".

8. Приказ Минздрава РФ от 16.09.1999 № 343 "О возложении ряда функций по реализации Федерального закона "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" на Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России".

9. Приказ Госстроя РФ от 30.09.1999 № 66 "Об утверждении Списка химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, разрешенных для применения в цветоводстве и городском зеленом хозяйстве".

10. Приказ Минздрава РФ от 31.01.2002 № 24 "О токсиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и агрохимикатов".

11. Приказ Минсельхоза РФ от 18.03.2002 № 273 "О программе по борьбе с особо опасными вредными объектами сельхозкультур и порядке финансирования мероприятий по защите растений".

12. Приказ Минсельхоза РФ от 03.09.2002 № 681 "Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе, хранении, перевозке, переработке и использовании зерна и продуктов его переработки, ввозимых на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях".

13. Приказ Минсельхоза РФ от 22.01.2004 № 40 "Об утверждении перечня бесплатных услуг, предоставляемых Государственной службой карантина растений Российской Федерации".

14. Приказ Минсельхоза России от 17.05.2005  № 81 "Об утверждении Перечня карантинных и особо опасных болезней животных".

15. Приказ Роспотребнадзора от 01.08.2005 № 656 "Об организации работ по аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок".

16. Приказ Минсельхоза России от 08.12.2005 № 204 "О приведении нормативной базы в сфере карантина растений в соответствие с законодательством".

17. Приказ ФМБА от 02.02.2006 № 14 "О полномочиях руководителей территориальных органов ФМБА".

18. Приказ Минсельхоза РФ от 21.06.2006 № 213 "О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России".

19. Приказ Минсельхоза России от 22.06.2006 № 184 "Об утверждении Перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства".

20. Приказ Роспотребнадзора от 30.06.2006 № 174 "О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры".

21. Приказ Роспотребнадзора от 01.08.2006 № 225 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе пестицидов и агрохимикатов".

22. Постановление Главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА, от 11.10.2006 № 4 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России".

23. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2006 № 886 "Об утверждении Административного регламента ФМБА по исполнению государственной функции по подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях".

24. Приказ Роспотребнадзора от 26.03.2007 № 82 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами воздушного транспорта".

25. Приказ Роспотребнадзора от 02.04.2007 № 89 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водного транспорта при массовой сдаче судов внутреннего плавания в навигацию".

26. Приказ ФМБА от 27.04.2007 № 122 "О повышении готовности организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, при работе в чрезвычайных ситуациях".

27. Приказ Минсельхоза РФ от 10.07.2007 № 357 "Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов".

28. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

29. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 656 "Об утверждении Административного регламента Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

30. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 657 "Об утверждении Административного регламента Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации".

31. Приказ Минсельхоза РФ от 26.12.2007 № 673 "Об утверждении Перечня карантинных объектов".

32. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.12.2007 № 803 "Об утверждении Административного регламента ФМБА по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности при проведении водолазных и кессонных работ".

33. Приказ Минсельхоза РФ от 13.02.2008 № 43 "Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина".

34. Приказ Роспотребнадзора от 29.07.2008 № 258 "О дополнительных мерах по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов при обращении с отходами производства и потребления".

35. Приказ Роспотребнадзора от 23.12.2008 № 983 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за службами управления воздушным движением гражданской авиации".

36. Приказ Роспотребнадзора от 24.12.2008 № 1047 "О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами рыбопромыслового флота Российской Федерации".

37. Приказ Роспотребнадзора от 26.01.2009 № 217 "Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями".

38. Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2009 № 228 "О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств в Российской Федерации".

39. Приказ ФМБА от 09.02.2009 № 62 "О совершенствовании мероприятий по предупреждению распространения геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) среди обслуживаемого населения".

40. Приказ Роспотребнадзора от 07.04.2009 № 322 "О мерах по реализации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области обеспечения биологической и химической безопасности".

41. Приказ Минсельхоза России от 14.04.2009 № 137 "Об Административном регламенте исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной функции организации проведения противоэпизоотических мероприятий".

42. Постановление Главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством от 15.04.2009 № 1 "Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством".

43. Приказ ФМБА от 21.04.2009 № 280 "Об утверждении Регламента ФМБА".

44. Приказ Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований".

45. Приказ ФМБА от 23.04.2009 № 287 "О совершенствовании мероприятий по профилактике бешенства и оказанию антирабической помощи".

46. Приказ Минсельхоза РФ от 17.06.2009 № 231 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов".

47. Приказ Минсельхоза РФ от 09.07.2009 № 269 "Об утверждении Порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации".

48. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2009 № 50 "О мерах по реализации полномочий единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности".

КОСТРОВ Анатолий Васильевич. Кандидат технических наук. Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Труды по баллистике ракет и космических аппаратов, системам защиты объектов и территорий от средств воздушного нападения - до 1996 г.; правовому обеспечению гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - после 1996 г.

САВЧЕНКОВ Сергей Николаевич. Старший научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Труды по биотехнологии (2 авторских свидетельства СССР, 7 патентов РФ, более 10 научных публикаций) - до 2009 г.; по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - после 2009 г.

Нормативная правовая база защиты населения и территорий от биолого­социальных опасностей и чрезвычайных ситуаций | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 2 (35), Июль 2010

Нормативная правовая база защиты населения и территорий от биолого­социальных опасностей и чрезвычайных ситуаций

Костров А.В., Савченков С.Н., ВНИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" МЧС России

***

Оценивается состояние нормативной правовой базы, регулирующей отношения, связанные с обеспечением защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и чрезвычайных ситуаций. На основе структуризации полной совокупности действующих нормативных правовых актов выполнена систематизация базы, сформулированы предложения по ее развитию.

Ключевые слова: биолого-социальная чрезвычайная ситуация, нормативная правовая база, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

***

Мотив опубликовать статью на указанную тему возник в связи с ежегодной подготовкой в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.1995 № 444 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» указанного доклада (далее - Госдоклад). Как следует из наименования Госдоклада, в нем должно оцениваться состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Наименование доклада не охватывает биолого-социальные ЧС (БСЧС). Однако Госдоклад содержит раздел «Биолого-социальные опасности» (в 2008 г. - эпидемии, эпизоотии, эпифитотии [1]), включающий статистические данные по БСЧС. В заключение данного раздела обычно говорится о сохранении вероятности возникновения этих ЧС на территориях субъектов РФ. Данные о БСЧС регулярно отображаются в «Табели срочных донесений МЧС России».

***

Законодательство РФ юридически не определяет термин БСЧС. Он определен в ГОСТ Р 22.0.04-95 как «состояние, при котором в результате возникновения источника БСЧС на определенной территории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, существования сельскохозяйственных животных и произрастания растений, возникает угроза жизни и здоровью людей, широкого распространения инфекционных болезней, потерь сельскохозяйственных животных и растений».

БСЧС подразделяются на: 1) эпидемиологические (острые кишечные инфекции, серозный менингит энтеровирусной этиологии, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, клещевые инфекции, сибирская язва, бешенство и др.); 2) эпизоотические (сибирская язва, бешенство, болезнь Ньюкасла, классическая болезнь свиней и др.); 3) эпифитотические (инфекционные заболевания растений и /или резкое увеличение численности вредителей растений).

***

Но авторов беспокоит не столько замеченный недостаток Госдоклада, сколько состояние нормативно-правового регулирования деятельности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) в области обеспечения защищённости населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС.

В Госдокладе имеется специальный раздел «Совершенствование нормативной правовой базы». Как показывает анализ этого раздела, в нем не отражаются: во-первых, составляющая нормативной правовой базы (НПБ), регулирующая отношения, связанные с обеспечением защиты населения и территорий от БСЧС; во-вторых, и это очень важно, совокупность нормативных правовых актов (НПА), определяющих порядок создания и применения сил и средств для предупреждения и ликвидации БСЧС; в-третьих, правовые механизмы снижения рисков социально-экономического характера.

Возникает естественный вопрос: почему рассматриваемая составляющая НПБ отсутствует в вышеупомянутом разделе? Может быть, ее вообще не существует или забыли про нее?

Ознакомление с отчётами о НИР, журнальными статьями, учебной литературой не позволило получить ответы на поставленные вопросы.

В связи с возникшей неопределённостью авторы поставили цели:

1) на основе выявления и систематизации действующих НПА структурировать НПБ, регулирующую отношения, связанные с защитой населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС;

2) сформулировать предложения по развитию рассматриваемой НПБ.

Заметим, что концептуально-руководящий документ [2]указывает на актуальность системного совершенствования НПБ в области обеспечения рассматриваемой защиты (обеспечения защищённости). Следует также указать, что федеральная целевая программа [3, п. 16]предусматривает научно-исследовательские разработки, в частности, проведение анализа и научное обоснование предложений по совершенствованию НПБ обеспечения химической и биологической безопасности населения, гармонизацию с нормами международного права.

Ранее разработанные положения, руководства и результаты исследований в области защиты населения и территорий от БСЧС содержатся в работах [7-11].

Государственная организация защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС

В рамках функций и задач РСЧС[4] предупреждение и ликвидация БСЧС осуществляются специально учреждёнными Правительством РФ функциональными органами, а также органами исполнительной власти субъектов РФ - территориальными подсистемами РСЧС.

Применительно к рассматриваемому в статье предмету к функциональным подсистемам относятся подсистемы [4]:

  • мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС (МЧС России);
  • медико-санитарной помощи пострадавшим в ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении ФМБА России (Минздравсоцразвития России);
  • резервов медицинских ресурсов (Минздравсоцразвития России, руководство этой подсистемой осуществляет Росздрав через Всероссийский центр медицины катастроф;
  • надзора за санитарно-эпидемиологической обстановкой (Роспотребнадзор - Минздравсоцразвития России);
  • защиты сельскохозяйственных животных (Минсельхоз России);
  • защиты сельскохозяйственных растений (Минсельхоз России);
  • охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней леса (Рослесхоз России - Минсельхоз России);
  • предупреждения и ликвидации ЧС в организациях (на объектах), находящихся в ведении или входящих в сферу деятельности Росрыболовства.

По мере необходимости в предупреждении и ликвидации БСЧС принимают участие функциональные подсистемы других министерств и ведомств РФ.

Каждому из указанных в скобках федеральных органов исполнительной власти Правительство РФ как орган власти, имеющий в соответствии с Конституцией РФ право законодательной инициативы, поручает подготовку законопроектов рассматриваемой НПБ.

Структурирование НПБ

Структурирование НПБ выполнено авторами путём погруппового представления совокупности действующих в российском законодательстве НПА, которые составляют рассматриваемую НПБ. Выявленная совокупность НПА разделена на группы с использованием «уровня юридической силы НПА». Расположение НПА внутри каждой группы дано в хронологическом порядке принятия НПА Законодателем.

Признак «уровень юридической силы НПА» содержательно соответствует (в теории права) «юридической силе нормативного правового акта», определяющей обязательность применения НПА к соответствующим общественным отношениям, приоритет перед другими НПА или подотчетность им. В указанной теории все НПА подразделяются на Конституцию, законы и подзаконные акты. Заметим, что подзаконные НПА - это принятые компетентными органами или должностными лицами государства на основании и во исполнение закона правовые акты, содержащие нормы права.

В теории права подзаконные НПА по мере уменьшения их юридической силы подразделяются на:

  • указы и нормативные распоряжения Президента РФ;
  • постановления и нормативные распоряжения Правительства РФ;
  • НПА министерств и ведомств (приказы, инструкции, положения, наставления, указания, уставы, решения коллегий и др.);
  • НПА исполнительных органов субъектов РФ: указы Президентов (в республиках), постановления глав администраций (в иных субъектах), приказы, инструкции руководителей подразделений соответствующих администраций;
  • НПА органов местного самоуправления;
  • корпоративные (локальные) НПА (акты руководителей предприятий, учреждений, организаций).

С использованием информационной юридической системы «Гарант» проведен системный просмотр действующих в РФ НПА, которые составляют НПБ защиты населения и территорий от БСЧС. В результате воспроизведена достаточно полная совокупность НПА, составляющих рассматриваемую НПБ. Использовав признак «юридической силы НПА», выявленная совокупность НПА структурирована по группам. При этом совокупность НПА ограничена НПА международного и НПА федерального уровней (НПА субъектов РФ не рассматривались).

Структурированная таким образом НПБ представлена следующими группами НПА:

1) международные соглашения РФ;

2) Конституция РФ - основной закон РФ;

3) федеральные законы РФ;

4) федеральные подзаконные НПА:

- Президента РФ;

- Правительства РФ;

- федеральных министерств и ведомств.

Перечни НПА, составляющих каждую из указанных групп, даны в Приложении.

Обобщённая оценка НПБ

Проведенный анализ НПА, составляющих рассматриваемую НПБ, показал:

а) действующая НПБ не систематизирована. Она включает множество НПА, проекты которых разрабатывались в различных министерствах и ведомствах РФ. Из них значительное число НПА, принятых еще в СССР, до сих пор не гармонизированы с Конституцией РФ и федеральными законами РФ. Преобладающую часть НПА составляют ведомственные подзаконные акты, включающие, в том числе, акты структурных подразделений и должностных лиц министерств и ведомств;

б) НПА, имеющие высшую юридическую силу (федеральные законы), концептуально и нормативно не гармонизированы между собой. Они не содержат конкретных норм, регулирующих отношения, связанные со снижением рисков социально-экономического характера на этапе предупреждения БСЧС. В настоящее время отсутствуют нормативные механизмы выделения финансовых и материальных средств из государственных резервных фондов для оказания помощи населению и территориям при их защите от ЧС и опасностей биолого-социального характера;

в) НПБ не содержит четко сформулированных норм разделения полномочий и предметов ведения между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, между органами государственной власти и местного самоуправления;

г) в целом, действующие НПА имеют значительные пробелы и неувязки с нормами международного права;

д) НПБ практически не содержит НПА, целевым образом направленных на усиление правовых механизмов стимулирования внедрения инновационных процессов в деле защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей.

Вышеперечисленные проблемы осложняются тем, что действующие НПА относятся к разным отраслям (подотраслям) законодательства РФ (разная юридическая терминология, отличающиеся подходы к регулированию отношений).

Здесь важно также заметить, что действующее постановление Правительства РФ [5] (далее - Постановление) указывает федеральные министерства, которые участвуют в подготовке проектов федеральных НПА в рассматриваемой сфере государственной деятельности. К этим министерствам Постановление относит следующие: Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, МЧС России, Минприроды России, МИД России. В этом же Постановлении указаны министерства РФ, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в рассматриваемой сфере деятельности: Минздравсоцразвития России, Минсельхоз России, Минобороны России, Минпромторг России, Минприроды России, Минтранс России. Здесь МЧС России не упоминается. Естественно, подготовка проектов НПА и осуществление нормативно-правового регулирования - разные виды деятельности (подготовка проектов НПА - сфера нормотворчества, нормативно-правовое регулирование - сфера управления деятельностью в соответствии с действующими НПА). В то же время в постановлении Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» - основном подзаконном акте Правительства РФ, обеспечивающим организационное регулирование защиты населения и территорий РФ от ЧС, в том числе от БСЧС, в ст. 10 указано: «Постоянно действующими органами управления единой системы являются: на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подразделения федеральных органов исполнительной власти для решения задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны…». Таким образом, налицо несоответствие норм двух важных подзаконных актов Правительства РФ.

Предложения по развитию НПБ

Формулируемые предложения вытекают из положений обобщённой оценки, данной в предыдущем разделе. Эти предложения представляются в следующем виде:

1. Привести нормы НПА, составляющих рассматриваемую НПБ, в соответствие с требованиями международных соглашений по обеспечению защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС (целесообразна разработка международного соглашения, определяющего глобальные стандарты контроля и надзора в сфере биолого-социальной безопасности; концептуального подхода к новой правовой базе международного сотрудничества в области обеспечения защищённости населения и территорий от биолого-социальных опасностей).

2. Систематизировать, возможно, и кодифицировать НПБ на основе федеральных законов - Закона РФ от 14.05.1993 № 4979-I "О ветеринарии", Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений".

3. Включить в группу кодифицируемых законов, как минимум, Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

4. Нормы НПА, принятых в СССР, гармонизировать с нормами Конституции РФ, других законов РФ, регулирующих отношения в рассматриваемой области деятельности государства. Сократить число ведомственных НПА, особенно НПА, принятых структурными подразделениями министерств и ведомств, а также их должностными лицами.

5. Внести в ряд федеральных НПА изменения, предусматривающие правовое закрепление механизмов, регулирующих отношения, связанные с оказанием социально-экономической помощи пострадавшим в БСЧС, урегулировать отношения по оказанию финансовой и материальной помощи пострадавшим, в том числе соответствующим органам власти, на этапе предупреждения и ликвидации БСЧС.

6. Включить в соответствующие НПА, а возможно, принять новые нормы, регулирующие отношения, связанные с внедрением инновационных процессов и расширением патентования изобретений в области защиты населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС.

7. Привести положения действующих в рассматриваемой области нормативного регулирования ГОСТов [6] в соответствие с требованиями Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Законодательно усовершенствовать и законодательно закрепить терминологическую систему.

Полагаем,что лицам, занимающимся защитой населения и территорий от биолого-социальных опасностей и БСЧС, статья может послужить в качестве концептуального материала при подготовке ими проектов НПА; для разработчиков упоминавшегося во введении Госдоклада - информационных данных для его структурного и содержательного совершенствования.

Литература

1. Государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в 2008 году. М., 2009. 267 с.

2. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 04.12.2003 № Пр-2194).

3. Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

4. Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794).

5. Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".

6. ГОСТ Р 22.0.04-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации.

7. Руководство по медицинской службе гражданской обороны / Под ред. А.И.Бурназяна. М., 1993.

8. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995.

9. Руководство по противоэпидемическому обеспечению населения в чрезвычайных ситуациях. М., 1995.

10. Гончаров С.Ф., Лобанов Г.П. Всероссийская служба медицины катастроф - подсистема единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и отрасль здравоохранения России // Безопасность России: Правовые, социально-экономические, научно-технические аспекты. М., 1999.

11. Костров А.В., Насыров Р.Р. Гражданская защита: кодификация законодательства // Гражданская защита. 2009. № 10.

Приложение

Международные соглашения

1. Международная конвенция о борьбе с заразными болезнями животных (Женева, 20.02.1935).

2. Соглашение о сотрудничестве в области карантина и защиты растений от вредителей и болезней (София, 14.12.1959).

>3. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (Женева, открыта для подписания 10.04.1972, вступила в силу 26.03.1975).

4. Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 05.06.1992).

5. Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления и применения химического оружия и о его уничтожении (Женева, открыта для подписания 13.01.1993, вступила в силу 29.04.1997).

6. Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Французской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Париж, 11.03.1987).

7. Соглашение о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 13.11.1992).

8. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 11.11.1993).

9. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Словацкой Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Братислава, 30.11.1993).

10. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Венгерской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 13.12.1993).

11. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Чешской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Прага, 13.06.1994).

12. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 18.05.1995).

13. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (София, 19.05.1995).

14. Меморандум о соглашении между зарубежной сельскохозяйственной службой, службой карантина растений и животных Министерства сельского хозяйства США и Госинспекцией по карантину растений Российской Федерации по техническому сотрудничеству в области карантина растений с целью содействия торговле сельхозпродукцией между странами (Вашингтон, 23.10.1995).

15. Меморандум о сотрудничестве в области фитосанитарии между Государственной службой по карантину растений Российской Федерации и Главным управлением санитарии сельскохозяйственного производства Министерства сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия Королевства Испания (Москва, 21.02.1996).

16. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 27.08.1996).

17. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Индия о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 25.03.1997).

18. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Бухарест, 03.05.1997).

19. Соглашение между Правительством Российской Федерации
и Правительством Корейской Народно-Демократической Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 14.10.1997).

20. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о сотрудничестве в области карантина растений (Москва, 17.03.1998).

21. Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 17.03.1998).

22. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 26.06.1998).

23. Меморандум о сотрудничестве в области карантина и защиты растений между Государственной службой карантина растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и Главным управлением защиты растений Министерства сельского хозяйства и рыболовства Французской Республики (Париж, 14.09.1998).

24. Меморандум о взаимопонимании в области карантина растений между Государственной службой по карантину растений Российской Федерации и Отделом по контролю за состоянием растений и качеству растительной продукции Канадского Агентства по контролю за качеством пищевых продуктов (22.02.2000).

25. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области карантина и защиты растений (Москва, 11.09.2000).

Конституция Российской Федерации - основной закон РФ (п. 4 ст. 15, ст. 42, ст. 72 - пп. з), ст. 76, ст. 79, ст. 90, ст. 114 - пп. в), ст. 115).

Федеральные законы РФ

1. Закон РФ от 14.05.1993 № 4979-I "О ветеринарии".

2. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

3. Федеральный закон от 15.07.2000 № 99-ФЗ "О карантине растений".

Федеральные подзаконные НПА

Президента РФ

1. Указ Президента РФ от 11.10.2004 № 1304 "О Федеральном медико-биологическом агентстве".

2. Распоряжение Президента РФ от 07.11.1994 № 568-рп «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения в Российской Федерации».

3. Основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 04.12.2003 № Пр-2194).

Правительства РФ

1. Постановление Правительства РФ от 23.04.1992 № 268 "О Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации".

2. Распоряжение Правительства РФ от 19.10.1992 № 1891-р «О разработке проекта федеральной целевой программы инженерно-технического и методического обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения и окружающей природной среды, направленной на создание средств контроля содержания вредных радиоактивных, химических и биологических веществ.

3. Постановление Правительства РФ от 29.10.1992 № 830 "О Государственной ветеринарной службе Российской Федерации по охране территории России от заноса заразных болезней животных из иностранных государств".

4. Постановление Правительства РФ от 12.11.1992 № 869 "О государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".

5. Постановление Правительства РФ от 28.02.1994 № 158 "О Государственной программе неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и снижения уровня преждевременной смертности населения на 1994-1996 годы".

6. Постановление Правительства РФ от 05.06.1994 № 632 "Об одобрении и представлении на утверждение Президента Российской Федерации проекта Списка возбудителей заболеваний (патогенов) человека, животных и растений, их генетически измененных форм, фрагментов генетического материала и оборудования, которые могут быть применены при создании бактериологического (биологического) и токсинного оружия, экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям".

7. Постановление Правительства РФ от 19.06.1994 № 706 "Об утверждении Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации" (с изменениями от 16.04.2001).

8. Постановление Правительства РФ от 01.10.1998 № 1143 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственной службе по карантину растений в Российской Федерации".

9. Постановление Правительства РФ от 15.07.1999 № 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок".

10. Приказ Минсельхозпрода РФ от 29.07.1999 № 579 "Об усилении контроля за соблюдением карантинных требований при импорте зерна".

11. Постановление Правительства РФ от 02.06.2000 № 433 "Об утверждении Порядка создания и использования резерва средств защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации".

12. Постановление Правительства РФ от 09.10.2000 № 756 "Об утверждении Положения о Государственной службе защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации".

13. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору".

14. Постановление Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 "О Федеральном медико-биологическом агентстве".

15. Постановление Правительства РФ от 16.05.2005 № 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации".

16. Постановление Правительства РФ от 26.05.2006 № 310 "Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных".

17. Постановление Правительства РФ от 29.05.2006 № 329 "Об официальной национальной организации по карантину и защите растений".

18. Распоряжение Правительства РФ от 28.01.2008 № 74-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

19. Постановление Правительства РФ от 02.06.2008 № 423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства".

20. Постановление Правительства РФ от 27.10.2008 № 791 "О федеральной целевой программе "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)".

Федеральные межведомственные и ведомственные НПА

1. Постановление Госкомсанэпиднадзора РСФСР от 06.02.1992 № 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов бывшего Союза ССР в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

2. Инструкция Минприроды РФ, Госкомсанэпиднадзора от 25.05.1993 № 37-2-7/435, 01-19/22-22 "О порядке государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ".

3. Приказ Минздравмедпрома РФ, Госкомсанэпиднадзора РФ и ФМС РФ от 07.02.1995 № 26/14/30 "О порядке организации медико-санитарной помощи и обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия иностранных граждан и лиц без гражданства, ищущих убежища на территории Российской Федерации".

4. Приказ Минприроды РФ и Госкомсанэпиднадзора РФ от 23-29.06.1995 № 266/73 "О научном обеспечении государственной регистрации потенциально опасных химических и биологических веществ по разделу экологической безопасности".

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 13.11.1996 № 1 "О порядке действия на территории Российской Федерации нормативных актов, утвержденных бывшим Минздравом СССР и бывшим Госкомсанэпиднадзором России, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

6. Федеральный план действий по защите населения, животных, растений, объектов АПК России от чрезвычайных ситуаций (утв. Постановлением коллегии Минсельхозпрода РФ от 29.01.1997 № 12-1).

7. Приказ Госкомэкологии РФ от 13.02.1998 № 86 "Об организации работ по реализации Соглашения между МЧС России и Госкомэкологией России о научно-техническом сотрудничестве в области обмена информацией по радиационно-химической и биологической обстановке на территории Российской Федерации".

8. Приказ Минздрава РФ от 16.09.1999 № 343 "О возложении ряда функций по реализации Федерального закона "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" на Центр санитарно-эпидемиологического нормирования, гигиенической сертификации и экспертизы Минздрава России".

9. Приказ Госстроя РФ от 30.09.1999 № 66 "Об утверждении Списка химических и биологических средств борьбы с вредителями, болезнями растений и сорняками, разрешенных для применения в цветоводстве и городском зеленом хозяйстве".

10. Приказ Минздрава РФ от 31.01.2002 № 24 "О токсиколого-гигиенической экспертизе пестицидов и агрохимикатов".

11. Приказ Минсельхоза РФ от 18.03.2002 № 273 "О программе по борьбе с особо опасными вредными объектами сельхозкультур и порядке финансирования мероприятий по защите растений".

12. Приказ Минсельхоза РФ от 03.09.2002 № 681 "Об утверждении Правил обеспечения карантина растений при ввозе, хранении, перевозке, переработке и использовании зерна и продуктов его переработки, ввозимых на территорию Российской Федерации в продовольственных, кормовых и технических целях".

13. Приказ Минсельхоза РФ от 22.01.2004 № 40 "Об утверждении перечня бесплатных услуг, предоставляемых Государственной службой карантина растений Российской Федерации".

14. Приказ Минсельхоза России от 17.05.2005  № 81 "Об утверждении Перечня карантинных и особо опасных болезней животных".

15. Приказ Роспотребнадзора от 01.08.2005 № 656 "Об организации работ по аккредитации организаций, осуществляющих санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок".

16. Приказ Минсельхоза России от 08.12.2005 № 204 "О приведении нормативной базы в сфере карантина растений в соответствие с законодательством".

17. Приказ ФМБА от 02.02.2006 № 14 "О полномочиях руководителей территориальных органов ФМБА".

18. Приказ Минсельхоза РФ от 21.06.2006 № 213 "О функциональных подсистемах единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Минсельхоза России".

19. Приказ Минсельхоза России от 22.06.2006 № 184 "Об утверждении Перечня болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства".

20. Приказ Роспотребнадзора от 30.06.2006 № 174 "О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами транспорта и транспортной инфраструктуры".

21. Приказ Роспотребнадзора от 01.08.2006 № 225 "О санитарно-эпидемиологической экспертизе пестицидов и агрохимикатов".

22. Постановление Главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым ФМБА, от 11.10.2006 № 4 "О мерах по борьбе с грызунами и профилактике природно-очаговых, особо опасных инфекционных заболеваний в организациях и на территориях, обслуживаемых ФМБА России".

23. Приказ Минздравсоцразвития России от 29.12.2006 № 886 "Об утверждении Административного регламента ФМБА по исполнению государственной функции по подготовке предложений о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых территориях".

24. Приказ Роспотребнадзора от 26.03.2007 № 82 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами воздушного транспорта".

25. Приказ Роспотребнадзора от 02.04.2007 № 89 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за объектами водного транспорта при массовой сдаче судов внутреннего плавания в навигацию".

26. Приказ ФМБА от 27.04.2007 № 122 "О повышении готовности организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, при работе в чрезвычайных ситуациях".

27. Приказ Минсельхоза РФ от 10.07.2007 № 357 "Об утверждении Порядка государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов".

28. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 "О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок".

29. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 656 "Об утверждении Административного регламента Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по информированию органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения".

30. Приказ Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 № 657 "Об утверждении Административного регламента Роспотребнадзора по исполнению государственной функции по государственной регистрации впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, представляющих потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств); отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации".

31. Приказ Минсельхоза РФ от 26.12.2007 № 673 "Об утверждении Перечня карантинных объектов".

32. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.12.2007 № 803 "Об утверждении Административного регламента ФМБА по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере медицинского обеспечения и санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности при проведении водолазных и кессонных работ".

33. Приказ Минсельхоза РФ от 13.02.2008 № 43 "Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина".

34. Приказ Роспотребнадзора от 29.07.2008 № 258 "О дополнительных мерах по проведению государственного санитарно-эпидемиологического надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов при обращении с отходами производства и потребления".

35. Приказ Роспотребнадзора от 23.12.2008 № 983 "Об усилении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за службами управления воздушным движением гражданской авиации".

36. Приказ Роспотребнадзора от 24.12.2008 № 1047 "О совершенствовании государственного санитарно-эпидемиологического надзора за судами рыбопромыслового флота Российской Федерации".

37. Приказ Роспотребнадзора от 26.01.2009 № 217 "Об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора за лечебно-профилактическими учреждениями".

38. Приказ Роспотребнадзора от 31.01.2009 № 228 "О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств в Российской Федерации".

39. Приказ ФМБА от 09.02.2009 № 62 "О совершенствовании мероприятий по предупреждению распространения геморрагической лихорадки с почечным синдромом (ГЛПС) среди обслуживаемого населения".

40. Приказ Роспотребнадзора от 07.04.2009 № 322 "О мерах по реализации полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области обеспечения биологической и химической безопасности".

41. Приказ Минсельхоза России от 14.04.2009 № 137 "Об Административном регламенте исполнения Министерством сельского хозяйства Российской Федерации государственной функции организации проведения противоэпизоотических мероприятий".

42. Постановление Главного государственного санитарного врача по организациям и территориям, обслуживаемым Федеральным медико-биологическим агентством от 15.04.2009 № 1 "Об усилении мероприятий по борьбе с бешенством".

43. Приказ ФМБА от 21.04.2009 № 280 "Об утверждении Регламента ФМБА".

44. Приказ Минсельхоза РФ от 22.04.2009 № 160 "Об утверждении Правил проведения карантинных фитосанитарных обследований".

45. Приказ ФМБА от 23.04.2009 № 287 "О совершенствовании мероприятий по профилактике бешенства и оказанию антирабической помощи".

46. Приказ Минсельхоза РФ от 17.06.2009 № 231 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов".

47. Приказ Минсельхоза РФ от 09.07.2009 № 269 "Об утверждении Порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации".

48. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.08.2009 № 50 "О мерах по реализации полномочий единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора в области обеспечения биологической и химической безопасности".

КОСТРОВ Анатолий Васильевич. Кандидат технических наук. Ведущий научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Труды по баллистике ракет и космических аппаратов, системам защиты объектов и территорий от средств воздушного нападения - до 1996 г.; правовому обеспечению гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - после 1996 г.

САВЧЕНКОВ Сергей Николаевич. Старший научный сотрудник ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Труды по биотехнологии (2 авторских свидетельства СССР, 7 патентов РФ, более 10 научных публикаций) - до 2009 г.; по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций - после 2009 г.