Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Проблемы финансово­экономического обеспечения оборонной безопасности России

Долматович И.А., Военный финансово­экономический институт Военного университета

***

Автор анализирует проблемы финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ и предлагает разработать научно-обоснованные принципы военно-бюджетной политики.

Ключевые слова: оборонная безопасность, финансово-экономическое обеспечение, Вооруженные Силы РФ, военные расходы, бюджет.

***

В Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию 12.11.2009 остро поставлен вопрос о необходимости укрепления оборонной безопасности страны: «В следующем году должны завершиться основные мероприятия по переходу Вооруженных Сил России на новый уровень, по созданию современной, боеспособной и мобильной армии, которая не даст шанса угрожать нам и нашим союзникам.Одна из самых непростых, но принципиальных задач - это переоснащение войск новыми системами и образцами вооружений и военной техники» [1].

 Следует отметить, что к настоящему времени в Вооруженных Силах РФ накопилось немало проблем по разным направлениям деятельности. Среди них - недостаточная интенсивность боевой подготовки, невысокие темпы обновления вооружения и военной техники, недостаточный уровень обеспечения потребностей по содержанию и текущему ремонту объектов военной инфраструктуры и др. Основная причина, препятствующая решению перечисленных проблем, - неполное удовлетворение разносторонних финансовых потребностей Вооруженных Сил.

Вместе с тем обеспечение оборонной безопасности РФ является основной функцией Вооруженных Сил, важнейшим направлением деятельности государства, а главной целью в этой области является обеспечение адекватного реагирования на имеющиеся угрозы и угрозы, которые могут возникнуть в предстоящих периодах. Перечень основных угроз оборонной безопасности России представлен на рис. 1.

Рис. 1. Угрозы оборонной безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения оборонной безопасности России

Система обеспечения оборонной безопасности Российской Федерации может быть представлена совокупностью двух пересекающихся подсистем: первая состоит из элементов и включает в себя Вооруженные Силы, составляющие основу обеспечения оборонной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач оборонной безопасности, а также часть промышленного и научного комплексов страны, вторая - правовые, финансово-экономические и духовные отношения между ними (рис. 2).

Рис. 2. Система оборонной безопасности Российской Федерации.

Цели функционирования системы оборонной безопасности России:

  • предотвращение угроз оборонной безопасности по всему их спектру;
  • обеспечение территориальной целостности государства;
  • обеспечение гражданского мира, свобод и прав населения;
  • недопущение военной агрессии против России и ее союзников;
  • поддержание интересов России во внешнеполитической сфере;
  • интеграция с системами оборонной безопасности иностранных государств.

В современных условиях возрастают уровень и масштабы угроз в оборонной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования системы оборонной безопасности, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы ее обеспечения. Это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой. Несмотря на принимаемые Правительством РФ меры крайне острыми остаются социальные проблемы. Приказом Министра обороны от 2008 г. № 400 с 2009 г. было введено награждение деньгами 30-50% офицеров в воинских частях, добившихся высоких показателей в боевой подготовке, а в остальных воинских частях - до 20% офицеров. В целом ежемесячно поощрялось около 30 тыс. офицеров (менее 10% общей численности), сумма выплаты составляла 35 тыс. руб. и более, в зависимости от должностного положения. Подобная дифференциация вызвала непонимание в офицерской среде, усложнение взаимоотношений среди членов семей военнослужащих. В настоящее время в целях снижения социальной напряженности в соответствии с приказом Министра обороны РФ круг поощряемых деньгами офицеров расширен, а суммы выплат увеличены.

В соответствии со Стратегией социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 г. денежное довольствие офицеров до 2012 г. должно быть повышено до 95%, и лишь к 2017 г. - до 110% и к 2020 г. - до 125% средней заработной платы работников отраслей экономики страны.

Финансирование обороны как фактор обеспечения безопасности страны

Результаты анализа исполнения федерального бюджета за период 2005-2009 гг. свидетельствует о том, что расходы на оборону в России еще не вошли в число приоритетных. А по абсолютным и по относительным показателям они значительно ниже, чем, например, в США (табл. 1). К примеру, можно отметить, что доля расходов на оборону в ВВП США в 2009 г. составляет 4,5%, в то время как в России - 2,5%. Также следует отметить, что по темпам роста расходы на оборону в России за период 2005-2009 гг. занимают предпоследнее место в списке расходов, опережая лишь расходы на социальную политику [2].

Таблица 1. Уровень расходов на оборону России и США за 2005-2009 гг., %

Годы

Россия

США

в ВВП

в бюджете

в ВВП

в бюджете

2005 - по отчету

2,7

16,5

4,0

19,9

2006 - по отчету

2,5

15,9

4,0

20,0

2007 - по отчету

2,5

13,9

4,0

20,2

2008 - по отчету

2,4

14,5

4,2

20,7

2009 - по утвержденному бюджету

2,5

13,8

4,5

21,7

Кроме того, у нас отмечаются диспропорции в структуре оборонных расходов по функциональному признаку. Если в армиях развитых стран (Великобритании, США, Германии) соотношение расходов на содержание личного состава (денежное содержание, другие виды индивидуального обеспечения) к расходам на обновление вооружений, боевую подготовку составляет в среднем 30% к 70%, то в Вооруженных Силах России - наоборот: 70% к 30%, т.е. у нас недостаточно финансируются мероприятия по обновлению военной техники (табл. 2).

Таблица 2. Структура оборонных расходов Вооруженных Сил России, %

Наименование расходов

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Содержание личного состава

65,8

67,9

72,6

Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение

34,2

32,1

27,4

Недостаточное финансирование потребностей боевой подготовки войск снижает уровень обученности личного состава. Так, практически приостановлена поставка в войска тренажеров для нужд боевой подготовки, что увеличивает расходование при проведении занятий дорогостоящих боеприпасов. Следует отметить, что в армиях передовых стран мира до 70% учебных вопросов отрабатываются на различных обучающих тренажерах. Особенность решаемых в боевой обстановке задач заключается в высоком риске военнослужащих получить ранение или потерять жизнь. В связи с этим в передовых армиях активно используются боевые роботы, несмотря на значительные затраты на их создание, что сберегает жизнь и здоровье военнослужащих. В России, хотя роботизация функций военнослужащих и проводится в соответствии с межведомственной комплексной программой, однако результаты такой работы в целом значительно уступают достижениям армий стран НАТО.

Недостаточное финансирование обороны сдерживает решение многих вопросов и приводит к несвоевременному внедрению современных достижений в ряде смежных отраслей. Например, отечественные космические аппараты, как правило, используются по времени пребывания на орбите в 3-5 раз меньше американских и иных зарубежных аналогов. Это предполагает во столько же раз чаще запускать новые, что гораздо дороже, чем обеспечить продление срока их службы.

Наряду с недофинансированием современное состояние финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ характеризуется наличием значительного числа существенных проблем финансового характера, которые можно классифицировать следующим образом.

Внешние проблемы финансирования

Фундаментального характера:

  • «замораживание» на уровне 2005 г. расходов на оборону в реальном исчислении;
  • значительное отставание темпов роста расходов на национальную оборону от темпов роста других основных расходов федерального бюджета, даже в условиях его профицита;
  • отсутствие законодательно закрепленных механизмов обеспечения прозрачности и рационального использования в интересах обеспечения оборонной безопасности государства значительных ресурсов, выделяемых государством на реализацию программ ипотечного кредитования строительства жилья для военнослужащих и членов их семей, а также пенсионных накоплений лиц гражданского персонала военных учреждений;
  • непосредственная зависимость объемов финансирования Вооруженных Сил РФ от уровня цен на нефть и природный газ на мировом рынке энергоносителей;
  • отсутствие нормативно закрепленных на межгосударственном уровне эффективных механизмов софинансирования объединенных группировок войск (сил), в которые входят воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ;
  • несовершенство научного методического аппарата оценки эффективности использования выделяемых ресурсов на оборону.

Текущего характера:

  • недостатки системы ценообразования на продукцию военного назначения, что приводит к необоснованному монопольному повышению цен на вооружение и военную технику со стороны поставщиков;
  • системный финансово-экономический кризис, обусловивший снижение объемов финансирования планов и программ военного строительства;
  • неравномерное выделение денежных средств из федерального бюджета в течение финансового года, перечисление основной части денежных средств во втором полугодии;
  • невозможность освоения в течение года в полном объеме денежных средств, выделяемых на обеспечение национальной обороны и безопасности, не только вследствие неритмичного финансирования, но и в силу невозможности надлежащего выполнения заказов отечественными организациями, включая предприятия ОПК.

Внутренние проблемы финансирования

Фундаментального характера:

  • неразработанность методического обоснования процесса формирования, взаимоувязки и реализации государственных и ведомственных целевых программ Министерства обороны РФ, перехода к 3-5-летнему и более долгосрочному планированию и прогнозированию финансово-экономического обеспечения военного строительства;
  • неустойчивое состояние институциональной структуры финансово-экономических органов Вооруженных Сил РФ, снижение их кадрового потенциала, отсутствие эффективной кадровой политики;
  • сворачивание вследствие институциональных изменений в системе органов финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ таких направлений деятельности, как экономическая работа, военно-экономическая аналитическая деятельность, поиск внебюджетных источников финансирования потребностей армии и флота;
  • отсутствие научно обоснованной и отвечающей современному состоянию Вооруженных Сил РФ и решаемым ими задачам системы критериев и показателей (индикаторов), позволяющих оценить результативность расходов на национальную оборону и обеспечить объективное обоснование потребностей армии и флота в различных видах ресурсов.

Текущего характера:

  • наличие нецелевых расходов денежных средств, выделяемых Минобороны России, на сумму которых сокращается военный бюджет;
  • нарушения в процессе реализации государственного оборонного заказа;
  • отсутствие достаточных объемов средств для ритмичного финансирования планов по формированию нового облика Вооруженных Сил РФ, обострение вследствие этого противоречия между формой и содержанием в деятельности ряда военных учреждений, воинских частей и соединений;
  • постоянная трансформация структуры аппарата управления финансово-экономической деятельностью в Вооруженных Силах РФ, утрата преемственности в деятельности должностных лиц и структурных подразделений, возможность потери управления процессом решения отдельных задач военно-экономического характера.

К сожалению, несмотря на отмеченные проблемы, представляется, что ограничение расходов на оборону - не временное явление. Минфином России в Бюджетной стратегии до 2023 г. указано: «Расходы на национальную оборону требуется сохранить на достигнутом уровне, что потребует более жестких ограничений по приросту расходов. В реальном выражении они должны прирастать в меру роста экономики - около 6% в соответствии с прогнозом. В период до 2023 г. планируется провести модернизацию Вооруженных Сил и оснастить их техникой нового поколения. Фактически нынешнее техническое оснащение базируется на технике советского периода. В настоящее время текущее содержание Вооруженных Сил составляет 70%, а расходы на оснащение - 30%. К 2012 г. это соотношение должно составить 50% : 50%, а в дальнейшем в пользу технического оснащения. Данная цель задает очень жесткие требования к оптимизации текущих расходов и численности Вооруженных Сил» [3]. Очевидно, что данная формулировка не ориентирует на коренную модернизацию и переоснащение Вооруженных Сил РФ.

На современном этапе строительства Вооруженных Сил РФ совершенствование их финансово-экономического обеспечения находится в тесной взаимосвязи с общегосударственной политикой и, в первую очередь, в бюджетной сфере. Сегодня возникает потребность в проведении дальнейших исследований состояния и проблем развития финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России, особенностей его планирования в современных условиях и разработке научно-обоснованных принципов военно-бюджетной политики на основе программно-целевого метода. Одной из общих узловых проблем в этом смысле является координация деятельности органов государственной власти по разработке и реализации плановых документов в области финансово-экономического обеспечения обороны. Логичным представляется создание упорядоченной системы целей, стратегий, мер, способов действий, направленных на обеспечение оборонной безопасности РФ и отражаемых в последовательной разработке и согласованной реализации системы взаимоувязанных планов и программ по финансово-экономическому их обеспечению.

Адрес для корреспонденции: dolmigor@yandex.ru

1.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 2009. 13 нояб.

2.  Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. Г.А.Лавринова, С.Ф.Викулова. Ярославль, 2008. С. 239.

3.  Бюджетная стратегия на период до 2023 г. // Официальный сайт Министерства финансов РФ . http://www.minfin.ru.

4.  Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

ДОЛМАТОВИЧ Игорь Александрович. Доктор экономических наук, профессор. С 2007 г. - начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Военного финансово-экономического института Военного университета. Член-корреспондент РАЕН, член Академии проблем военной экономики и финансов, полковник.

Проблемы финансово­экономического обеспечения оборонной безопасности России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Проблемы финансово­экономического обеспечения оборонной безопасности России

Долматович И.А., Военный финансово­экономический институт Военного университета

***

Автор анализирует проблемы финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ и предлагает разработать научно-обоснованные принципы военно-бюджетной политики.

Ключевые слова: оборонная безопасность, финансово-экономическое обеспечение, Вооруженные Силы РФ, военные расходы, бюджет.

***

В Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию 12.11.2009 остро поставлен вопрос о необходимости укрепления оборонной безопасности страны: «В следующем году должны завершиться основные мероприятия по переходу Вооруженных Сил России на новый уровень, по созданию современной, боеспособной и мобильной армии, которая не даст шанса угрожать нам и нашим союзникам.Одна из самых непростых, но принципиальных задач - это переоснащение войск новыми системами и образцами вооружений и военной техники» [1].

 Следует отметить, что к настоящему времени в Вооруженных Силах РФ накопилось немало проблем по разным направлениям деятельности. Среди них - недостаточная интенсивность боевой подготовки, невысокие темпы обновления вооружения и военной техники, недостаточный уровень обеспечения потребностей по содержанию и текущему ремонту объектов военной инфраструктуры и др. Основная причина, препятствующая решению перечисленных проблем, - неполное удовлетворение разносторонних финансовых потребностей Вооруженных Сил.

Вместе с тем обеспечение оборонной безопасности РФ является основной функцией Вооруженных Сил, важнейшим направлением деятельности государства, а главной целью в этой области является обеспечение адекватного реагирования на имеющиеся угрозы и угрозы, которые могут возникнуть в предстоящих периодах. Перечень основных угроз оборонной безопасности России представлен на рис. 1.

Рис. 1. Угрозы оборонной безопасности Российской Федерации.

Система обеспечения оборонной безопасности России

Система обеспечения оборонной безопасности Российской Федерации может быть представлена совокупностью двух пересекающихся подсистем: первая состоит из элементов и включает в себя Вооруженные Силы, составляющие основу обеспечения оборонной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач оборонной безопасности, а также часть промышленного и научного комплексов страны, вторая - правовые, финансово-экономические и духовные отношения между ними (рис. 2).

Рис. 2. Система оборонной безопасности Российской Федерации.

Цели функционирования системы оборонной безопасности России:

  • предотвращение угроз оборонной безопасности по всему их спектру;
  • обеспечение территориальной целостности государства;
  • обеспечение гражданского мира, свобод и прав населения;
  • недопущение военной агрессии против России и ее союзников;
  • поддержание интересов России во внешнеполитической сфере;
  • интеграция с системами оборонной безопасности иностранных государств.

В современных условиях возрастают уровень и масштабы угроз в оборонной сфере. Увеличивающийся технологический отрыв ряда ведущих держав и наращивание их возможностей по созданию вооружений и военной техники нового поколения создают предпосылки качественно нового этапа гонки вооружений, коренного изменения форм и способов ведения военных действий. Активизируется деятельность на территории России иностранных специальных служб и используемых ими организаций.

Усилению негативных тенденций в оборонной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования системы оборонной безопасности, недостаточное финансирование национальной обороны и несовершенство нормативной правовой базы ее обеспечения. Это проявляется в критически низком уровне оперативной и боевой подготовки Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, в недопустимом снижении укомплектованности войск (сил) современным вооружением, военной и специальной техникой. Несмотря на принимаемые Правительством РФ меры крайне острыми остаются социальные проблемы. Приказом Министра обороны от 2008 г. № 400 с 2009 г. было введено награждение деньгами 30-50% офицеров в воинских частях, добившихся высоких показателей в боевой подготовке, а в остальных воинских частях - до 20% офицеров. В целом ежемесячно поощрялось около 30 тыс. офицеров (менее 10% общей численности), сумма выплаты составляла 35 тыс. руб. и более, в зависимости от должностного положения. Подобная дифференциация вызвала непонимание в офицерской среде, усложнение взаимоотношений среди членов семей военнослужащих. В настоящее время в целях снижения социальной напряженности в соответствии с приказом Министра обороны РФ круг поощряемых деньгами офицеров расширен, а суммы выплат увеличены.

В соответствии со Стратегией социального развития Вооруженных Сил РФ на период до 2020 г. денежное довольствие офицеров до 2012 г. должно быть повышено до 95%, и лишь к 2017 г. - до 110% и к 2020 г. - до 125% средней заработной платы работников отраслей экономики страны.

Финансирование обороны как фактор обеспечения безопасности страны

Результаты анализа исполнения федерального бюджета за период 2005-2009 гг. свидетельствует о том, что расходы на оборону в России еще не вошли в число приоритетных. А по абсолютным и по относительным показателям они значительно ниже, чем, например, в США (табл. 1). К примеру, можно отметить, что доля расходов на оборону в ВВП США в 2009 г. составляет 4,5%, в то время как в России - 2,5%. Также следует отметить, что по темпам роста расходы на оборону в России за период 2005-2009 гг. занимают предпоследнее место в списке расходов, опережая лишь расходы на социальную политику [2].

Таблица 1. Уровень расходов на оборону России и США за 2005-2009 гг., %

Годы

Россия

США

в ВВП

в бюджете

в ВВП

в бюджете

2005 - по отчету

2,7

16,5

4,0

19,9

2006 - по отчету

2,5

15,9

4,0

20,0

2007 - по отчету

2,5

13,9

4,0

20,2

2008 - по отчету

2,4

14,5

4,2

20,7

2009 - по утвержденному бюджету

2,5

13,8

4,5

21,7

Кроме того, у нас отмечаются диспропорции в структуре оборонных расходов по функциональному признаку. Если в армиях развитых стран (Великобритании, США, Германии) соотношение расходов на содержание личного состава (денежное содержание, другие виды индивидуального обеспечения) к расходам на обновление вооружений, боевую подготовку составляет в среднем 30% к 70%, то в Вооруженных Силах России - наоборот: 70% к 30%, т.е. у нас недостаточно финансируются мероприятия по обновлению военной техники (табл. 2).

Таблица 2. Структура оборонных расходов Вооруженных Сил России, %

Наименование расходов

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Содержание личного состава

65,8

67,9

72,6

Боевая подготовка и материально-техническое обеспечение

34,2

32,1

27,4

Недостаточное финансирование потребностей боевой подготовки войск снижает уровень обученности личного состава. Так, практически приостановлена поставка в войска тренажеров для нужд боевой подготовки, что увеличивает расходование при проведении занятий дорогостоящих боеприпасов. Следует отметить, что в армиях передовых стран мира до 70% учебных вопросов отрабатываются на различных обучающих тренажерах. Особенность решаемых в боевой обстановке задач заключается в высоком риске военнослужащих получить ранение или потерять жизнь. В связи с этим в передовых армиях активно используются боевые роботы, несмотря на значительные затраты на их создание, что сберегает жизнь и здоровье военнослужащих. В России, хотя роботизация функций военнослужащих и проводится в соответствии с межведомственной комплексной программой, однако результаты такой работы в целом значительно уступают достижениям армий стран НАТО.

Недостаточное финансирование обороны сдерживает решение многих вопросов и приводит к несвоевременному внедрению современных достижений в ряде смежных отраслей. Например, отечественные космические аппараты, как правило, используются по времени пребывания на орбите в 3-5 раз меньше американских и иных зарубежных аналогов. Это предполагает во столько же раз чаще запускать новые, что гораздо дороже, чем обеспечить продление срока их службы.

Наряду с недофинансированием современное состояние финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ характеризуется наличием значительного числа существенных проблем финансового характера, которые можно классифицировать следующим образом.

Внешние проблемы финансирования

Фундаментального характера:

  • «замораживание» на уровне 2005 г. расходов на оборону в реальном исчислении;
  • значительное отставание темпов роста расходов на национальную оборону от темпов роста других основных расходов федерального бюджета, даже в условиях его профицита;
  • отсутствие законодательно закрепленных механизмов обеспечения прозрачности и рационального использования в интересах обеспечения оборонной безопасности государства значительных ресурсов, выделяемых государством на реализацию программ ипотечного кредитования строительства жилья для военнослужащих и членов их семей, а также пенсионных накоплений лиц гражданского персонала военных учреждений;
  • непосредственная зависимость объемов финансирования Вооруженных Сил РФ от уровня цен на нефть и природный газ на мировом рынке энергоносителей;
  • отсутствие нормативно закрепленных на межгосударственном уровне эффективных механизмов софинансирования объединенных группировок войск (сил), в которые входят воинские части и подразделения Вооруженных Сил РФ;
  • несовершенство научного методического аппарата оценки эффективности использования выделяемых ресурсов на оборону.

Текущего характера:

  • недостатки системы ценообразования на продукцию военного назначения, что приводит к необоснованному монопольному повышению цен на вооружение и военную технику со стороны поставщиков;
  • системный финансово-экономический кризис, обусловивший снижение объемов финансирования планов и программ военного строительства;
  • неравномерное выделение денежных средств из федерального бюджета в течение финансового года, перечисление основной части денежных средств во втором полугодии;
  • невозможность освоения в течение года в полном объеме денежных средств, выделяемых на обеспечение национальной обороны и безопасности, не только вследствие неритмичного финансирования, но и в силу невозможности надлежащего выполнения заказов отечественными организациями, включая предприятия ОПК.

Внутренние проблемы финансирования

Фундаментального характера:

  • неразработанность методического обоснования процесса формирования, взаимоувязки и реализации государственных и ведомственных целевых программ Министерства обороны РФ, перехода к 3-5-летнему и более долгосрочному планированию и прогнозированию финансово-экономического обеспечения военного строительства;
  • неустойчивое состояние институциональной структуры финансово-экономических органов Вооруженных Сил РФ, снижение их кадрового потенциала, отсутствие эффективной кадровой политики;
  • сворачивание вследствие институциональных изменений в системе органов финансово-экономического обеспечения Вооруженных Сил РФ таких направлений деятельности, как экономическая работа, военно-экономическая аналитическая деятельность, поиск внебюджетных источников финансирования потребностей армии и флота;
  • отсутствие научно обоснованной и отвечающей современному состоянию Вооруженных Сил РФ и решаемым ими задачам системы критериев и показателей (индикаторов), позволяющих оценить результативность расходов на национальную оборону и обеспечить объективное обоснование потребностей армии и флота в различных видах ресурсов.

Текущего характера:

  • наличие нецелевых расходов денежных средств, выделяемых Минобороны России, на сумму которых сокращается военный бюджет;
  • нарушения в процессе реализации государственного оборонного заказа;
  • отсутствие достаточных объемов средств для ритмичного финансирования планов по формированию нового облика Вооруженных Сил РФ, обострение вследствие этого противоречия между формой и содержанием в деятельности ряда военных учреждений, воинских частей и соединений;
  • постоянная трансформация структуры аппарата управления финансово-экономической деятельностью в Вооруженных Силах РФ, утрата преемственности в деятельности должностных лиц и структурных подразделений, возможность потери управления процессом решения отдельных задач военно-экономического характера.

К сожалению, несмотря на отмеченные проблемы, представляется, что ограничение расходов на оборону - не временное явление. Минфином России в Бюджетной стратегии до 2023 г. указано: «Расходы на национальную оборону требуется сохранить на достигнутом уровне, что потребует более жестких ограничений по приросту расходов. В реальном выражении они должны прирастать в меру роста экономики - около 6% в соответствии с прогнозом. В период до 2023 г. планируется провести модернизацию Вооруженных Сил и оснастить их техникой нового поколения. Фактически нынешнее техническое оснащение базируется на технике советского периода. В настоящее время текущее содержание Вооруженных Сил составляет 70%, а расходы на оснащение - 30%. К 2012 г. это соотношение должно составить 50% : 50%, а в дальнейшем в пользу технического оснащения. Данная цель задает очень жесткие требования к оптимизации текущих расходов и численности Вооруженных Сил» [3]. Очевидно, что данная формулировка не ориентирует на коренную модернизацию и переоснащение Вооруженных Сил РФ.

На современном этапе строительства Вооруженных Сил РФ совершенствование их финансово-экономического обеспечения находится в тесной взаимосвязи с общегосударственной политикой и, в первую очередь, в бюджетной сфере. Сегодня возникает потребность в проведении дальнейших исследований состояния и проблем развития финансово-экономического обеспечения оборонной безопасности России, особенностей его планирования в современных условиях и разработке научно-обоснованных принципов военно-бюджетной политики на основе программно-целевого метода. Одной из общих узловых проблем в этом смысле является координация деятельности органов государственной власти по разработке и реализации плановых документов в области финансово-экономического обеспечения обороны. Логичным представляется создание упорядоченной системы целей, стратегий, мер, способов действий, направленных на обеспечение оборонной безопасности РФ и отражаемых в последовательной разработке и согласованной реализации системы взаимоувязанных планов и программ по финансово-экономическому их обеспечению.

Адрес для корреспонденции: dolmigor@yandex.ru

1.  Послание Президента РФ Федеральному Собранию // Российская газета. 2009. 13 нояб.

2.  Экономика военного строительства: новая парадигма / Под ред. Г.А.Лавринова, С.Ф.Викулова. Ярославль, 2008. С. 239.

3.  Бюджетная стратегия на период до 2023 г. // Официальный сайт Министерства финансов РФ . http://www.minfin.ru.

4.  Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года».

ДОЛМАТОВИЧ Игорь Александрович. Доктор экономических наук, профессор. С 2007 г. - начальник кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Военного финансово-экономического института Военного университета. Член-корреспондент РАЕН, член Академии проблем военной экономики и финансов, полковник.