Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (34), Март 2010

Внедрение ювенальных технологий в судопроизводстве в Брянской области

Василишин Э.Н., Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

***

В Брянской области работают три суда, которые используют ювенальные технологии. Внедрение новых элементов при рассмотрении таких дел способствует увеличению принятия судьями мер воспитательного воздействия вместо уголовного наказания. Необходим системный государственный подход к внедрению ювенальных технологий в судопроизводстве и совершенствованию работы по ранней профилактике правонарушений.

Ключевые слова: ювенальная юстиция, Брянская область, профилактика, судопроизводство, несовершеннолетние.

***

Закону, как и любви, перефразируя классика русской поэзии, должны быть все возрасты покорны. Любовь к закону должна быть такой же естественной и воспитываться у детей с первых шагов по земле. Обеспечение прав и свобод молодежи и, в первую очередь, защита детей от преступных посягательств и их вовлечения в противоправную деятельность, с одной стороны, и профилактика подростковой преступности - с другой стороны - должны являться одними из приоритетных направлений внутренней политики Российской Федерации. Значимость этих задач очевидна для любого государства. Именно от реализации целенаправленной политики в этой сфере зависит самое главное - будущее страны, ее экономическое и социальное процветание. Сегодня общество учится понимать, что социальная стабильность страны начинается с благополучия семьи, благополучия детей. То, что в России вообще есть бездомные дети, несовершеннолетние заключенные, правонарушители, которые каждый год совершают более 150 тыс. преступлений, - факт, который не может не беспокоить руководство страны и законодателей. Очень важно, что в некоторых регионах идет работа по созданию институтов ювенального правосудия, которые, как показывает международная практика, позволяют эффективно решать проблемы подростков, находящихся в зоне риска. В Брянской области работа по созданию институтов ювенального правосудия идет уже несколько лет.

Ювенальная юстиция - термин международный, обозначающий специализированную систему правосудия в отношении несовершеннолетних. Ювенальная юстиция - это не только специализированный суд, это еще некий набор технологий, призванных предупредить противоправное поведение ребенка. Система ювенальной юстиции предполагает смещение акцентов в отношении несовершеннолетних, оказавшихся в конфликте с законом, с карательного воздействия на реабилитационное. Ее цель - понять, что толкнуло ребенка на преступление, постараться исправить ситуацию и таким образом создать для ребенка возможность вернуться к социально безопасному типу поведения. Чем больше подростков удастся остановить на раннем этапе криминализации, тем меньше из них в будущем пополнят ряды преступников. В настоящее время в российском праве, как и в других странах СНГ, нет таких терминов, как "ювенальная юстиция", "ювенальный суд". Несовершеннолетних судят те же самые суды, что и взрослых. Есть директивы, что судьи должны специализироваться, что дела несовершеннолетних нужно доверять более опытным из них, но это лишь рекомендации.

Тема ювенальной юстиции в России активно стала обсуждаться с начала 1990-х гг. В 1995 г. появился указ президента Б.Н.Ельцина об основных направлениях государственно-социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации, в котором ставился вопрос о необходимости приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах ребенка. В Конституции РФ сказано, что отечественное законодательство должно соответствовать международным конвенциям и договорам, которые подписала Россия. Вследствие этого исполнительным структурам было дано задание подготовить проекты по улучшению российского законодательства в области защиты интересов ребенка. Далее вышел еще один указ о необходимости рассмотреть вопрос о создании ювенальных судов, однако его полномочия рассматривались очень узко и должны были ограничиваться защитой прав ребенка в рамках уголовного судопроизводства. В 2000 и 2003 гг. Государственной Думе РФ и общественности было предложено несколько авторских проектов законов о ювенальной юстиции. В ряде регионов проводились экспериментальные, "пилотные" проекты по созданию ювенальных судов. По результатам обсуждения законопроектов в Государственной Думе РФ было высказано множество замечаний. Итогом обсуждений был вывод о том, что предложенные законопроекты выходят за рамки существующей правовой системы, входят в противоречие с законодательством РФ с существующей системой исполнения наказаний, вовлекают в систему неправительственные общественные организации, чьи полномочия весьма расплывчаты.

В то же время были проделаны определенные усилия по реформированию системы защиты прав ребенка. 03.07.1998 Государственной Думой РФ был принят Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в котором было введено ставшее уже привычным всему миру понятие "дети в трудной жизненной ситуации", к которым отнесены в том числе дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы. Детей (начиная с 11 лет) решением комиссии по делам несовершеннолетних могут направить в спецшколы и спец-ПТУ, т.е. лишить свободы без судебного рассмотрения. Для предотвращения рецидивной преступности несовершеннолетних созданы центры социальной адаптации подростков, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений и воспитательно-трудовых колоний.

Ювенальная юстиция - понятие чужеземное.Первый в мире суд по делам несовершеннолетних был учреждён в июле 1899 г. в Чикаго. Возник формальный статус несовершеннолетнего правонарушителя - носителя отклоняющегося поведения, в рамках которого были объединены такие различные группы подростков, как нищенствующие, бродяги, непослушные (недисциплинированные дети) и, собственно, нарушители уголовного закона. Все эти группы, чья жизнь или поведение являли собой то или иное "отклонение", и образовали объект деятельности в ювенальной юстиции.

Тем не менее идея эта имеет отечественные исторические корни. Впервые в истории российского уголовного наказания несовершеннолетние как специальный субъект уголовной ответственности и наказания упоминаются в Артикуле Воинском 1715 г.: «Наказание воровства обыкновенно умаляется, или весьма оставляется, ежели… вор будет младенец, который, дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть». Указом Александра II от 17.04.1863 "О некоторых изменениях в существующей ныне системе наказаний уголовных и исправительных" были отменены телесные наказания, применявшиеся ранее в отношении несовершеннолетних как мера уголовной репрессии. В 1866 г. Александром II был утвержден закон об учреждении приютов для нравственного исправления малолетних преступников. Эти приюты содержались за счет как государства, так и частных пожертвований. Возраст несовершеннолетних, которые могли быть направлены в воспитательно-исправительные учреждения, был установлен в пределах от 10 до 17 лет. Лица, отбывавшие наказание в воспитательно-исправительных заведениях, содержались без охраны, а надзор за ними осуществлялся силами педагогического персонала. Несовершеннолетние пользовались правом на свидания с родственниками и близкими людьми без ограничения, а за хорошее поведение им мог быть предоставлен отпуск с выездом к месту жительства сроком до 3 суток. К детям не применялись такие меры дисциплинарного воздействия, как помещение в карцер, лишение права на свидание с родственниками и близкими. Кроме общеобразовательных дисциплин особое место отводилось профессиональному обучению, в каждом приюте и колонии образовывались мастерские (столярные, слесарные, кузнечные), где под руководством опытных наставников юные осужденные приобретали профессиональные навыки, необходимые в условиях жизни на свободе.

Первый суд по делам несовершеннолетних в дореволюционной России был создан в Петербурге 22.01.1910. До Октябрьской революции такие суды функционировали в Москве, Харькове, Киеве, Томске, Саратове. Так что можно утверждать, что российская модель ювенальной юстиции была весьма удачной, она позволила несовершеннолетних нарушителей отправлять не в тюрьмы, а под надзор попечителей. И сам суд рассматривался как орган государственного попечения о несовершеннолетних. Но в 1935 г. ювенальную юстицию в стране похоронили окончательно.

В совершенствовании системы правовых знаний и повышении правовой ответственности среди молодежи мы видим краеугольную основу для модернизации гражданского общества.Проблемы молодежи сегодня носят далеко не бытовой характер. Прежде всего, на сегодняшний день молодежь - это самая беззащитная социальная категория в нашей стране. Дети и подростки нуждаются в защите государства. Не только в материальной, но и в правовой. Потому что это самый нежный и беспомощный слой нашего общества и, в то же время, это основа нашего будущего. Это тот самый человеческий ресурс, который будет управлять нашей страной. Вот почему выявляются новые приоритеты в национальной безопасности, обнажаются новые болевые точки. Занимаясь этой проблемой, я пришел к выводу, что вопрос правового воспитания молодежи имеет важное государственное значение и от него во многом зависит наша национальная безопасность… От того, кто в ближайшие 10 лет сядет за пульты стратегических ракет, за штурвалы самолетов и кораблей, займет командные посты в силовых структурах, зависит будущее страны.

Сегодня социальная безопасность основывается на духовном и нравственном воспитании молодого поколения, сегодня молодежная политика может составить краеугольный камень национальной идеи России, вокруг которой должен объединиться весь разноликий политический спектр общества. Перед Россией стоит острая проблема создания надежной иммунной системы, защищающей общественный организм от смертельно опасных болезней. Особенно эти проблемы затрагивают сектор семьи, детей и молодежи.

Брянская область является одним из инициаторов в решении этого очень непростого вопроса, необходимо проявлять активность и на федеральном уровне. В июне 2008 г. проведена первая общероссийская конференция по ювенальной юстиции и внедрению ювенальных технологий, в которой приняли участие члены правительства, депутаты Государственной Думы, представитель Верховного Суда РФ, делегации регионов. Центральным событием Конференции стала дискуссия за круглым столом. Она была нацелена на информирование лиц, принимающих решения на национальном уровне, о прогрессе в области реформы ювенальной юстиции, а также на продвижение поправок к законодательству, которые бы способствовали созданию судов ювенальной юстиции в российской юридической системе.

В Брянской области по инициативе областного суда и местных общественных структур, при активном участии администрации области создан и действует координационный совет по внедрению ювенальных технологий.

В двух районах города Брянска, наиболее криминогенных по состоянию преступности среди молодежи, появились ювенальные суды, которые привнесли существенные изменения в работу с несовершеннолетними преступниками.

На территории муниципального района (Дубровка) появился суд, который сможет наработать ювенальные технологии для дальнейшего их распространения в Брянской области и соответствующих регионах РФ. Усилиями Управления судебного департамента при Верховном Суде в Брянской области произведен ремонт и переоборудование помещений в 3 судах Бежицкого и Володарского районов города Брянска, и в Дубровском районе области, отведенных для рассмотрения дел в отношении подростков. Кроме залов судебных заседаний имеются помещения для проведения примирительных процедур, бесед с психологом, комнаты для прокурора и адвоката.

Проведены семинары в целях определения ресурса социальных служб и других организаций для выстраивания модели ювенальной юстиции в Брянской области, выработана единая стратегия по предупреждению беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, по взаимодействию между этими органами.

Мы новаторы в этом вопросе. Результаты могут быть через 2-3 года, тогда мы посмотрим, как смогли уберечь от беды детей, которые прошли через наши суды, т.е. не совершили повторных преступлений. Хотя некоторые выводы делать можно сегодня. В указанных районах все уголовные дела в отношении несовершеннолетних рассмотрены судьями, которые прошли специальную подготовку по ювенальным технологиям (семинары, знакомство с международным опытом и опытом российских регионов, в частности Ростовской области, где применяются ювенальные технологии*). Более 120 подростков были обследованы психологами и на них подготовлены «карты сопровождения».

* Об опыте применения ювенальных технологий в Ростовской области см.: Ткачев В.Н. (Председатель Ростовского областного суда) Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области // Право и безопасность. 2009. № 3. С. 23-38.

С 2008 г. в Брянской области работают 3 суда, которые используют ювенальные технологии. В 2008-2009 гг. судами с применением новых ювенальных технологий рассмотрено более 220 дел с участием около 300 подростков: Бежицким судом - 125 дел в отношении 177 несовершеннолетних, Володарским судом - 67 дел в отношении 91 лица, Дубровским судом - 25 дел в отношении 31 лиц.

Внедрение новых элементов при рассмотрении таких дел способствует увеличению принятия судьями мер воспитательного воздействия вместо уголовного наказания, более широкому использованию предусмотренных Уголовным кодексом видов наказания. Только в отношении 18 подростков применено реальное осуждение. В судах ведется статистика дел, рассмотренных с применением новых процедур.

Сегодня можно говорить о том, что рецидивная преступность в отношении несовершеннолетних осужденных, к которым применялись ювенальные технологии в 2008-2009 гг., значительно сократилась в сравнении с прошлыми годами. Если в отношении условно осуждённых рецидивная преступность по России составляет до 30%, то за 2008-2009 гг. в отношении несовершеннолетних, осуждённых Бежицким и Володарским судами г. Брянска с применением ювенальных технологий, она составляет 5-7%.

В этих судах активно работают психологи, которые участвуют в подготовке «социального» дела на подростка, предлагают реабилитационную программу для него.

Как результат, в Брянской области сложилась профессиональная, заинтересованная, инициативная группа специалистов областного суда, учреждений профилактики, общественных организаций, которые активно работают по внедрению ювенальных технологий.

В 2009 г. для развития ювенальных технологий в Брянской области проводилась последовательная работа органами внутренних дел, в частности инспекторами по делам несовершеннолетних, закрепленных за образовательными учреждениями (школьные инспектора). Сегодня 52 школьных инспектора в 20 городах и районах области проводят необходимую профилактическую работу в закрепленных за ними наиболее неблагополучных в криминальном плане образовательных учреждениях (109 образовательных учреждений, в том числе 13 учреждений начального и среднего профессионального образования). Профилактическим влиянием охвачено более 50 тыс. учащихся. Введение института школьных инспекторов, безусловно, расширяет и конкретизирует фронт профилактической работы с учащимися по недопущению ими, а также в их отношении противоправных действий и создает условия для определения новых, более эффективных форм и методов ведения профилактики.

Тесное взаимодействие с педагогическими коллективами образовательных учреждений способствует раннему выявлению фактов неисполнения родителями своих обязанностей по содержанию, обучению и воспитанию несовершеннолетних детей, а также преступлений, совершенных родителями в отношении них.

Можно сделать вывод о необходимости системного подхода к решению вопросов совершенствования работы по внедрению ювенальных технологий. Это повышение профессиональной квалификации работников правоохранительных органов путем их обучения основам педагогики, психологии, социологии, подготовка специальных методических пособий об особенностях производства по делам несовершеннолетних на различных этапах судебного производства. Речь может также идти о расширении границ внедрения технологий социального сопровождения несовершеннолетних, причем как территориальных - перенесение технологии на другие районы Брянской области, так и социальных - применение технологии для сопровождения несовершеннолетних, ставших жертвами преступлений (возможно, с участием областного омбудсмена). Особое внимание при этом надо уделять совершенствованию работы по ранней профилактике правонарушений. Я убеждён, что формирование правовой основы социальной политики в отношении несовершеннолетних - это создание и развитие ювенальной юстиции в России. В целом же очень хотелось бы, чтобы в нашей стране люди не боялись закона, а любили и понимали его с детства. И чтобы эта любовь была взаимной.

Адрес для корреспонденции: ENVasilishin@council.gov.ru.

***

Вера в справедливость закона, верховной власти, исходящей от Божьей милости, была очень сильна в русском народе. Строгие церковные заповеди исполнялись свято на Руси. К примеру, Николай Гоголь заявлял, что преобразование общества (т.е. модернизация на современном языке), начинается с преобразования Человека. Что же касается коррупции, которая еще с древних времен подтачивала законодательную и судебную власть, то это уже отдельная тема для разговора. Коррупция расцветала на почве правовой неграмотности, ведущей к правовому нигилизму. К сожалению, так было и, к не меньшему сожалению, это явление наблюдается и в современной жизни. Вот почему сегодня так актуален вопрос правовой культуры, которая служит основой справедливости в обществе. Еще Цицерон говорил, что справедливость проявляется в воздании каждому по его заслугам, причем в любом возрасте.

ВАСИЛИШИН Эдуард Николаевич. Кандидат экономических наук. Работал в банковской и финансовой сферах, возглавлял ряд крупных коммерческих структур. С 2005 г. - на государственной службе, представитель от законодательного органа государственной власти Брянской области в Совете Федерации ФС РФ. Член Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту, Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям.