Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

Органы налоговой полиции России - составная часть сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства

Соловьев И.Н., заместитель начальника отдела Главного следственного управления ФСНП России, к.ю.н.

Реформирование политической структуры власти, переход к рыночной экономике, направленность на изменение экономических устоев повлекли за собой глубокие перемены в жизни всего российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей была создана Государственная налоговая служба Российской Федерации.

Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам, для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 года было образовано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации. Практика показала своевременность создания этого органа. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение первого года существования (1992г.) были возбуждены уголовные дела, в бюджеты государства доначислено более 400 млрд. неденоминированных рублей и более 130 млн. долларов.

Необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала создания в налоговой сфере самостоятельного правоохранительного органа, являющегося неотъемлемой частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства, так как дальнейший подрыв экономического потенциала России представлял основную угрозу ее национальной безопасности. В связи с этим, уже в 1993 году на базе Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации был создан Департамент налоговой полиции, а затем и Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года, ФСНП России с системой региональных и местных аппаратов является правоохранительным органом и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Уголовно-процессуальная деятельность органов налоговой полиции характеризуется постоянной положительной динамикой выявления отнесенных к подследственности федеральных органов налоговой полиции преступлений, увеличением числа расследованных уголовных дел.

За 11 месяцев 2001 года в производстве следователей органов налоговой полиции находилось более 46 тысяч уголовных дел. Возбуждено самостоятельно около 35 тысяч уголовных дел, в структуре которых преобладают дела о налоговых преступлениях (67,4 %).

Следует отметить, что налоговые преступления причиняют существенный ущерб экономической безопасности государства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет и тем самым подрывают нормальное функционирование государственной экономики. Недополучение налоговых платежей бюджетами различных уровней приводит к задержкам в выплате заработной платы, пенсий, дотаций, сворачиванию социальных программ, научных исследований.

Экономическую безопасность в современных условиях представляет собой система, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов:
- экономических отношений и их качественного состояния;
- жизненно важных интересов в сфере экономики;
- внешних и внутренних угроз данным интересам.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов Российской Федерации в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили.

Органы налоговой полиции, при обеспечении экономической безопасности государства могут использовать следующие меры:

1. Оперативно-розыскные и процессуальные (меры прямого воздействия) - противодействие налоговым и иным преступлениям в сфере экономической деятельности, контроль за состоянием экономических отношений в стране.

2. Регулирующие меры - устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.

3. Информационно-аналитические меры - мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно-важных интересов и противодействия угрозам, выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций, разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

Содержанием угрозы экономической безопасности могут быть как объективные процессы развития экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов, преследующих собственные интересы, как экономические - извлечение наибольшей прибыли, так и политические - борьба за власть, среди которых можно отметить:
- отдельных граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- международные политические и экономические сообщества;
- зарубежные государства и их структуры (спецслужбы), фирмы и корпорации.

Внутренние угрозы связаны в первую очередь с противоправной деятельностью внутренних субъектов государства и общества - структур "теневой экономики", организованной преступности, отдельных юридических и физических лиц, посягающих на экономическую безопасность в различных сферах общественно-экономической жизни России, в том числе и в сфере налоговых правоотношений.

С нашей точки зрения одна из задач органов налоговой полиции состоит в выявлении, анализе и предупреждении появления негативных тенденций, порождающих деформацию экономических отношений, своевременное доведение данных тенденций до высших государственных органов власти и управления.

Согласно части 1 ст. 29 "Всеобщей декларации прав человека", принятой на сессии генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Конституция России установила в качестве одной из таких обязанностей - обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Формирование доходной части бюджета из налоговых поступлений - обязательное условие существования государства. Таким образом, обязанность платить налоги является безусловным требованием государства и имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 ч.1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции", налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В этой обязанности налогоплательщиков (юридических и физических лиц) воплощен публичный интерес всех членов общества.

Как показывает практика, налоговые правонарушения и преступления создают не только общественные, финансовые, но и моральные проблемы. С финансовой стороны ущерб очевиден, особенно, если от уплаты налогов уклоняется большая часть населения или крупная организация. Моральная проблема приобретает остроту, когда бремя налогов увеличивается для законопослушных граждан и организаций, которым из-за увеличения налоговых ставок приходится платить большие суммы налогов из-за неплательщиков. Если неплательщикам сходит с рук нарушение налогового законодательства, это является негативным примером для законопослушных налогоплательщиков, которые теряют веру в справедливость налоговой системы и начинают также уклоняться от уплаты налогов.

Таким образом, содержание причиненного налоговыми преступлениями вреда делится на две части. Первая - это материальный вред - неуплата соответствующего налога, сбора или обязательного платежа в бюджеты различных уровней. Вторая - общественный вред - уклонение от конституционной публично-правовой обязанности.

Работа по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений осложняется активным противодействием налогоплательщиков законным действиям органов налоговой полиции. Это выражается как в непредоставлении документов путем фальсификации фактов "кражи документов", так и в уклонении от уплаты штрафных санкций под всевозможными предлогами, вплоть до закрытия предприятий, а также и в оказании психологического давления на сотрудников налоговой полиции. Располагая крупными суммами сокрытых от налогообложения средств, фирмы нанимают высококвалифицированных юристов и экономистов, которые, в свою очередь, разрабатывают специальные схемы уклонения от налогов при проведении конкретных операций.

Особое место в обеспечении экономической безопасности страны занимает борьба с коррупцией и организованной преступностью. В процессе решения основных задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, органам налоговой полиции постоянно приходится сталкиваться с проявлениями коррупции со стороны представителей органов государственной власти различного уровня.

Анализ десятилетней истории деятельности налоговой полиции позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время коррупция в сочетании с организованной преступностью является одним из существенных факторов, дестабилизирующих налоговую систему, угрожающих экономической безопасности страны.

Особую общественную опасность представляет коррупция в верхних звеньях и структурах власти и управления. Ее проявления разнообразны, но все они связаны с противоправным использованием служебного положения в личных или групповых корыстных целях.

Усиление влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенное превращение их в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности во многом происходит благодаря протекции и покровительству со стороны коррумпированных чиновников.

Безусловно, решить задачу борьбы с коррупцией одними только репрессивными мерами правоохранительных и специальных органов, конечно, невозможно. Для эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией необходимо решить ряд правовых проблем в сфере финансового банковского регулирования, налогов, приватизации, внешнеэкономической деятельности. Существующие механизмы и регламентирующие их нормативные акты и документы нередко противоречивы, нечетки, имеют лазейки, которыми пользуются коррумпированные чиновники и преступные элементы.

Результатом поспешности и несогласованности на заключительной стадии доработки НК РФ стало наличие многочисленных недочетов и противоречий, некоторые из которых коснулись и прав федеральных органов налоговой полиции.

Отметим, что в декабре 1998 года, Указом Президента Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была отнесена к федеральным органам исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ.

На сегодняшний день, в соответствии с Законом от 2 января 2000 г. № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса", органы налоговой полиции имеют право: при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс и Закон о налоговой полиции определяют, что выход на документальную проверку налогоплательщика может быть осуществлен только при наличии достаточных на то оснований. Достаточность таких оснований должна рассматриваться через призму предъявления серьезных требований к работе каждого сотрудника налоговой полиции, выходящего на проверку. Сведения о наличии в действиях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений или преступлений - главное основание для проверочной деятельности.

Также, в соответствии с Законом № 13-ФЗ, (новая редакция статьи 102 НК РФ (налоговая тайна), органы налоговой полиции являются субъектами правоотношений, регулирующих налоговую тайну.

Согласно Закону № 225-ФЗ, органы налоговой полиции получили право при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий использовать собственные технические средства. Ранее для осуществления оперативно-технических и поисковых задач органами налоговой полиции могли использоваться только технические средства МВД и ФСБ России.

Необходимо отметить, что в марте 2000 года был существенно расширен (с двух до двадцати семи) перечень статей УК РФ, подследственных органам налоговой полиции. Данные изменения направлены на повышение эффективности работы органов налоговой полиции по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных правонарушений и преступлений экономической направленности. А в соответствии с новым УПК России, вступающим в силу с 1 июля 2002 года в прямой и альтернативной подследственности органов налоговой полиции будет уже 53 статьи УК России.

18 марта 2002 года исполнится 10 лет федеральным органам налоговой полиции России. Создание, становление и деятельность данного правоохранительного органа, наделенного достаточно широкими полномочиями, не могло не вызвать вопросов и дискуссий о пределах предоставленных должностным лицам налоговой полиции прав и возможностей. В качестве примера можно привести многочисленные обращения налогоплательщиков в различные инстанции арбитражных судов, которые касались, в основном, процессуальных аспектов и законности принятых региональными органами налоговой полиции решений по актам проведенных документальных проверок по конкретным делам.

Существует несколько факторов, осложняющих борьбу с налоговой преступностью. Кратко остановимся на них.

1. Борьба с налоговой преступностью происходит в условиях постоянного изменения налогового законодательства. До принятия Налогового кодекса, наверное, не было такого нормативного акта, регулирующего вопросы налогообложения, в который бы не вносились изменения и дополнения. К тому же, существовало несколько, подчас противоречивых разъяснений об их применении. Не говоря уже о том, что каждый налоговый инспектор являлся самостоятельным правоприменителем, толкователем налогового законодательства, который по примеру судьи опирался на свое правосознание и убеждение.

Налоговый кодекс должен упорядочить налоговое нормотворчество, однако поспешность в его принятии приводит к тому, что уже сегодня он требует не просто "косметической", а серьезной доработки.

2 .Многие предполагали, что с принятием Налогового кодекса, станет проще исчислять и уплачивать налоги, станет меньше налоговых правонарушений и преступлений. Однако кодекс является лишь законом, который подробно регулирует налоговое законодательство и не более. Никакой профилактической нагрузки в плане налоговой преступности он не несет. Ведь если человек настроен на уклонение от уплаты налогов, ему глубоко безразлично, как регулируются его обязанности как налогоплательщика, а также порядок исчисления и уплаты налогов, которые он все равно не платит.

3. Борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями происходит в условиях постоянного оспоривания полномочий органов налоговой полиции, попыток их усечь, а то и присоединить налоговую полицию то к МНС, то к МВД, то к Минфину. Очевидно, что те полномочия и авторитет, которые имеет сегодня налоговая полиция не дают покоя многим. Отсюда и попытки поставить под сомнение необходимость самого существования органов налоговой полиции, стремление отодвинуть ФСНП на второй план правоохранительной деятельности.

Однако на сегодняшний день налоговая полиция является самым рентабельным из правоохранительных органов. Вложенные в деятельность ФСНП бюджетные средства окупаются более, чем в двадцать раз. Пусть налоговая полиция возбуждает в несколько раз меньше уголовных дел, чем подразделения по борьбе с экономической преступностью МВД, однако при этом, налоговая полиция возмещает в бюджет в несколько раз больше денежных средств.

В заключение хотелось бы отметить, что в последние годы среди некоторой категории предпринимателей, специалистов и представителей средств массовой информации сформировалось не совсем, с нашей точки зрения, правильное представление о роли, месте и значении органов налоговой полиции в деле борьбы с налоговыми правонарушениями преступлениями.

Не вступая в полемику с оппонентами, отмечу, что за желанием решить свои конкретные, подчас одномоментные вопросы, данные лица не учитывают то, что органы налоговой полиции являются фактически единственным правоохранительными органом, отстаивающим интересы экономической безопасности государства в сфере налогообложения, на который возложены также задачи по профилактике налоговой преступности.

Законопослушные предприниматели должны понять, что органы налоговой полиции являются защитником их финансово-хозяйственной деятельности от противоправных посягательств и недобросовестной конкуренции.

Ведь чем иным, как не условием, способствующим недобросовестной конкуренции можно назвать уклонение от уплаты налогов одними организациями и полная их уплата другими. Организация, не платящая или недоплачивающая налоги совершенно естественно имеет больше оборотных средств, может организовать более привлекательные условия оплаты труда для наемных работников, чем организация, полностью вносящая налоговые платежи.

Также одной из задач налоговой полиции является пресечение фактов коррупции в налоговых органах. Так что когда предприниматель сталкивается с фактами вымогательства взятки или иными коррупционными проявлениями со стороны работников налоговых органов, опять таки их защитником являются органы налоговой полиции.

В ближайшие годы вряд ли приходится ждать стабилизации криминогенной обстановки по линии соблюдения налогового законодательства, наоборот, в связи с реформирование налогового законодательства появятся новые способы уклонения от уплаты налогов. Поэтому деятельность органов налоговой полиции России по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности, приобретает все большую актуальность.

В целом, опираясь на приведенные выше данные, можно сделать вывод, что время подтвердило необходимость создания органов налоговой полиции, которые вот уже за 10-летний период своей деятельности полностью сформировались как правоохранительная структура и заняли свое место среди сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.

Органы налоговой полиции России - составная часть сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

Органы налоговой полиции России - составная часть сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства

Соловьев И.Н., заместитель начальника отдела Главного следственного управления ФСНП России, к.ю.н.

Реформирование политической структуры власти, переход к рыночной экономике, направленность на изменение экономических устоев повлекли за собой глубокие перемены в жизни всего российского общества. Закономерно в этой связи и изменение налоговой политики государства. Для контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей была создана Государственная налоговая служба Российской Федерации.

Уже на начальном этапе ее деятельности остро встал вопрос о массовом уклонении налогоплательщиков от налогообложения. Значительная часть скрытых доходов стала оседать в криминальном секторе экономики, способствуя росту преступности. В этих условиях в целях содействия экономическим реформам, для повышения эффективности деятельности Госналогслужбы 18 марта 1992 года было образовано Главное управление налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации. Практика показала своевременность создания этого органа. Став субъектом оперативно-розыскной деятельности, подразделения налоговых расследований вскрыли многочисленные нарушения налогового законодательства. По их материалам уже в течение первого года существования (1992г.) были возбуждены уголовные дела, в бюджеты государства доначислено более 400 млрд. неденоминированных рублей и более 130 млн. долларов.

Необходимость усиления борьбы с преступностью потребовала создания в налоговой сфере самостоятельного правоохранительного органа, являющегося неотъемлемой частью сил, обеспечивающих экономическую безопасность государства, так как дальнейший подрыв экономического потенциала России представлял основную угрозу ее национальной безопасности. В связи с этим, уже в 1993 году на базе Главного управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе Российской Федерации был создан Департамент налоговой полиции, а затем и Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" от 24 июня 1993 года, ФСНП России с системой региональных и местных аппаратов является правоохранительным органом и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Уголовно-процессуальная деятельность органов налоговой полиции характеризуется постоянной положительной динамикой выявления отнесенных к подследственности федеральных органов налоговой полиции преступлений, увеличением числа расследованных уголовных дел.

За 11 месяцев 2001 года в производстве следователей органов налоговой полиции находилось более 46 тысяч уголовных дел. Возбуждено самостоятельно около 35 тысяч уголовных дел, в структуре которых преобладают дела о налоговых преступлениях (67,4 %).

Следует отметить, что налоговые преступления причиняют существенный ущерб экономической безопасности государства, препятствуют плановому поступлению налогов в бюджет и тем самым подрывают нормальное функционирование государственной экономики. Недополучение налоговых платежей бюджетами различных уровней приводит к задержкам в выплате заработной платы, пенсий, дотаций, сворачиванию социальных программ, научных исследований.

Экономическую безопасность в современных условиях представляет собой система, состоящая из трех взаимосвязанных компонентов:
- экономических отношений и их качественного состояния;
- жизненно важных интересов в сфере экономики;
- внешних и внутренних угроз данным интересам.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов Российской Федерации в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее, и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили.

Органы налоговой полиции, при обеспечении экономической безопасности государства могут использовать следующие меры:

1. Оперативно-розыскные и процессуальные (меры прямого воздействия) - противодействие налоговым и иным преступлениям в сфере экономической деятельности, контроль за состоянием экономических отношений в стране.

2. Регулирующие меры - устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.

3. Информационно-аналитические меры - мониторинг за состоянием информации относительно уязвимости жизненно-важных интересов и противодействия угрозам, выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций, разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.

Содержанием угрозы экономической безопасности могут быть как объективные процессы развития экономики, так и целенаправленная деятельность разнообразных социальных субъектов, преследующих собственные интересы, как экономические - извлечение наибольшей прибыли, так и политические - борьба за власть, среди которых можно отметить:
- отдельных граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
- международные политические и экономические сообщества;
- зарубежные государства и их структуры (спецслужбы), фирмы и корпорации.

Внутренние угрозы связаны в первую очередь с противоправной деятельностью внутренних субъектов государства и общества - структур "теневой экономики", организованной преступности, отдельных юридических и физических лиц, посягающих на экономическую безопасность в различных сферах общественно-экономической жизни России, в том числе и в сфере налоговых правоотношений.

С нашей точки зрения одна из задач органов налоговой полиции состоит в выявлении, анализе и предупреждении появления негативных тенденций, порождающих деформацию экономических отношений, своевременное доведение данных тенденций до высших государственных органов власти и управления.

Согласно части 1 ст. 29 "Всеобщей декларации прав человека", принятой на сессии генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности. Конституция России установила в качестве одной из таких обязанностей - обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57).

Формирование доходной части бюджета из налоговых поступлений - обязательное условие существования государства. Таким образом, обязанность платить налоги является безусловным требованием государства и имеет публично-правовой характер, что обусловлено публично-правовой природой государства и государственной власти.

Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 ч.1 ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 г. "О федеральных органах налоговой полиции", налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, - оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В этой обязанности налогоплательщиков (юридических и физических лиц) воплощен публичный интерес всех членов общества.

Как показывает практика, налоговые правонарушения и преступления создают не только общественные, финансовые, но и моральные проблемы. С финансовой стороны ущерб очевиден, особенно, если от уплаты налогов уклоняется большая часть населения или крупная организация. Моральная проблема приобретает остроту, когда бремя налогов увеличивается для законопослушных граждан и организаций, которым из-за увеличения налоговых ставок приходится платить большие суммы налогов из-за неплательщиков. Если неплательщикам сходит с рук нарушение налогового законодательства, это является негативным примером для законопослушных налогоплательщиков, которые теряют веру в справедливость налоговой системы и начинают также уклоняться от уплаты налогов.

Таким образом, содержание причиненного налоговыми преступлениями вреда делится на две части. Первая - это материальный вред - неуплата соответствующего налога, сбора или обязательного платежа в бюджеты различных уровней. Вторая - общественный вред - уклонение от конституционной публично-правовой обязанности.

Работа по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений осложняется активным противодействием налогоплательщиков законным действиям органов налоговой полиции. Это выражается как в непредоставлении документов путем фальсификации фактов "кражи документов", так и в уклонении от уплаты штрафных санкций под всевозможными предлогами, вплоть до закрытия предприятий, а также и в оказании психологического давления на сотрудников налоговой полиции. Располагая крупными суммами сокрытых от налогообложения средств, фирмы нанимают высококвалифицированных юристов и экономистов, которые, в свою очередь, разрабатывают специальные схемы уклонения от налогов при проведении конкретных операций.

Особое место в обеспечении экономической безопасности страны занимает борьба с коррупцией и организованной преступностью. В процессе решения основных задач по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений, органам налоговой полиции постоянно приходится сталкиваться с проявлениями коррупции со стороны представителей органов государственной власти различного уровня.

Анализ десятилетней истории деятельности налоговой полиции позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время коррупция в сочетании с организованной преступностью является одним из существенных факторов, дестабилизирующих налоговую систему, угрожающих экономической безопасности страны.

Особую общественную опасность представляет коррупция в верхних звеньях и структурах власти и управления. Ее проявления разнообразны, но все они связаны с противоправным использованием служебного положения в личных или групповых корыстных целях.

Усиление влияния преступных группировок в сфере экономики, постепенное превращение их в легальных субъектов финансово-хозяйственной деятельности во многом происходит благодаря протекции и покровительству со стороны коррумпированных чиновников.

Безусловно, решить задачу борьбы с коррупцией одними только репрессивными мерами правоохранительных и специальных органов, конечно, невозможно. Для эффективной борьбы с организованной преступностью и коррупцией необходимо решить ряд правовых проблем в сфере финансового банковского регулирования, налогов, приватизации, внешнеэкономической деятельности. Существующие механизмы и регламентирующие их нормативные акты и документы нередко противоречивы, нечетки, имеют лазейки, которыми пользуются коррумпированные чиновники и преступные элементы.

Результатом поспешности и несогласованности на заключительной стадии доработки НК РФ стало наличие многочисленных недочетов и противоречий, некоторые из которых коснулись и прав федеральных органов налоговой полиции.

Отметим, что в декабре 1998 года, Указом Президента Российской Федерации, Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации была отнесена к федеральным органам исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ.

На сегодняшний день, в соответствии с Законом от 2 января 2000 г. № 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса", органы налоговой полиции имеют право: при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, производить проверки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговый кодекс и Закон о налоговой полиции определяют, что выход на документальную проверку налогоплательщика может быть осуществлен только при наличии достаточных на то оснований. Достаточность таких оснований должна рассматриваться через призму предъявления серьезных требований к работе каждого сотрудника налоговой полиции, выходящего на проверку. Сведения о наличии в действиях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений или преступлений - главное основание для проверочной деятельности.

Также, в соответствии с Законом № 13-ФЗ, (новая редакция статьи 102 НК РФ (налоговая тайна), органы налоговой полиции являются субъектами правоотношений, регулирующих налоговую тайну.

Согласно Закону № 225-ФЗ, органы налоговой полиции получили право при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий использовать собственные технические средства. Ранее для осуществления оперативно-технических и поисковых задач органами налоговой полиции могли использоваться только технические средства МВД и ФСБ России.

Необходимо отметить, что в марте 2000 года был существенно расширен (с двух до двадцати семи) перечень статей УК РФ, подследственных органам налоговой полиции. Данные изменения направлены на повышение эффективности работы органов налоговой полиции по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных правонарушений и преступлений экономической направленности. А в соответствии с новым УПК России, вступающим в силу с 1 июля 2002 года в прямой и альтернативной подследственности органов налоговой полиции будет уже 53 статьи УК России.

18 марта 2002 года исполнится 10 лет федеральным органам налоговой полиции России. Создание, становление и деятельность данного правоохранительного органа, наделенного достаточно широкими полномочиями, не могло не вызвать вопросов и дискуссий о пределах предоставленных должностным лицам налоговой полиции прав и возможностей. В качестве примера можно привести многочисленные обращения налогоплательщиков в различные инстанции арбитражных судов, которые касались, в основном, процессуальных аспектов и законности принятых региональными органами налоговой полиции решений по актам проведенных документальных проверок по конкретным делам.

Существует несколько факторов, осложняющих борьбу с налоговой преступностью. Кратко остановимся на них.

1. Борьба с налоговой преступностью происходит в условиях постоянного изменения налогового законодательства. До принятия Налогового кодекса, наверное, не было такого нормативного акта, регулирующего вопросы налогообложения, в который бы не вносились изменения и дополнения. К тому же, существовало несколько, подчас противоречивых разъяснений об их применении. Не говоря уже о том, что каждый налоговый инспектор являлся самостоятельным правоприменителем, толкователем налогового законодательства, который по примеру судьи опирался на свое правосознание и убеждение.

Налоговый кодекс должен упорядочить налоговое нормотворчество, однако поспешность в его принятии приводит к тому, что уже сегодня он требует не просто "косметической", а серьезной доработки.

2 .Многие предполагали, что с принятием Налогового кодекса, станет проще исчислять и уплачивать налоги, станет меньше налоговых правонарушений и преступлений. Однако кодекс является лишь законом, который подробно регулирует налоговое законодательство и не более. Никакой профилактической нагрузки в плане налоговой преступности он не несет. Ведь если человек настроен на уклонение от уплаты налогов, ему глубоко безразлично, как регулируются его обязанности как налогоплательщика, а также порядок исчисления и уплаты налогов, которые он все равно не платит.

3. Борьба с налоговыми правонарушениями и преступлениями происходит в условиях постоянного оспоривания полномочий органов налоговой полиции, попыток их усечь, а то и присоединить налоговую полицию то к МНС, то к МВД, то к Минфину. Очевидно, что те полномочия и авторитет, которые имеет сегодня налоговая полиция не дают покоя многим. Отсюда и попытки поставить под сомнение необходимость самого существования органов налоговой полиции, стремление отодвинуть ФСНП на второй план правоохранительной деятельности.

Однако на сегодняшний день налоговая полиция является самым рентабельным из правоохранительных органов. Вложенные в деятельность ФСНП бюджетные средства окупаются более, чем в двадцать раз. Пусть налоговая полиция возбуждает в несколько раз меньше уголовных дел, чем подразделения по борьбе с экономической преступностью МВД, однако при этом, налоговая полиция возмещает в бюджет в несколько раз больше денежных средств.

В заключение хотелось бы отметить, что в последние годы среди некоторой категории предпринимателей, специалистов и представителей средств массовой информации сформировалось не совсем, с нашей точки зрения, правильное представление о роли, месте и значении органов налоговой полиции в деле борьбы с налоговыми правонарушениями преступлениями.

Не вступая в полемику с оппонентами, отмечу, что за желанием решить свои конкретные, подчас одномоментные вопросы, данные лица не учитывают то, что органы налоговой полиции являются фактически единственным правоохранительными органом, отстаивающим интересы экономической безопасности государства в сфере налогообложения, на который возложены также задачи по профилактике налоговой преступности.

Законопослушные предприниматели должны понять, что органы налоговой полиции являются защитником их финансово-хозяйственной деятельности от противоправных посягательств и недобросовестной конкуренции.

Ведь чем иным, как не условием, способствующим недобросовестной конкуренции можно назвать уклонение от уплаты налогов одними организациями и полная их уплата другими. Организация, не платящая или недоплачивающая налоги совершенно естественно имеет больше оборотных средств, может организовать более привлекательные условия оплаты труда для наемных работников, чем организация, полностью вносящая налоговые платежи.

Также одной из задач налоговой полиции является пресечение фактов коррупции в налоговых органах. Так что когда предприниматель сталкивается с фактами вымогательства взятки или иными коррупционными проявлениями со стороны работников налоговых органов, опять таки их защитником являются органы налоговой полиции.

В ближайшие годы вряд ли приходится ждать стабилизации криминогенной обстановки по линии соблюдения налогового законодательства, наоборот, в связи с реформирование налогового законодательства появятся новые способы уклонения от уплаты налогов. Поэтому деятельность органов налоговой полиции России по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых и иных правонарушений и преступлений в сфере экономической деятельности, приобретает все большую актуальность.

В целом, опираясь на приведенные выше данные, можно сделать вывод, что время подтвердило необходимость создания органов налоговой полиции, которые вот уже за 10-летний период своей деятельности полностью сформировались как правоохранительная структура и заняли свое место среди сил, обеспечивающих экономическую безопасность страны.