Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (2) 2002г

О разработке проекта Федерального закона "О высвобождаемом и выведенном из эксплуатации военном имуществе"

Острые дискуссии вызывают в обществе проблемы повышения доходов работников правоохранительных органов, военнослужащих, поиска источников финансирования. Начиная с этого номера, мы приоткрываем "кухню" работы законодателей, показываем, как идет работа по принятию этих важных решений. Не претендуем на полноту освещения всей работы, представление всего диапазона мнений и участников, лишь публикуем отдельные документы.

Текст законопроекта (к первичному рассмотрению)

Проект

Федеральный закон "О высвобождаемом и выведенном из эксплуатации военном имуществе"

Настоящий Федеральный закон определяет правила высвобождения и дальнейшего использования военного имущества, закрепленного в оперативном управлении Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В настоящем Федеральном Законе в соответствии с законодательством Российской Федерации понимаются:

  • под "другими войсками" - пограничные войска Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны;
  • под "воинскими формированиями" - инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти;
  • под "органами" - служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, органы Федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, (далее именуются - Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска), а также находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий и организаций федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба (далее - федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба). Закон определяет полномочия и устанавливает правовые и организационные основы, а также принципы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, участвующих в работах по реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

Закон распространяется на все субъекты хозяйственной деятельности независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В отношении других стран настоящий Закон действует в объеме, установленном соответствующими международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия и определения, применяемые для целей настоящего Закона.

Военное имущество - имущество, находящееся в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках, на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Военное имущество является федеральной собственностью. К военному имуществу относятся: все виды вооружения и военной техники, горючее (топливо), продовольствие, аварийно-спасательное, авиационное, авиационно-техническое, автомобильное, бронетанковое, вещевое, военно-техническое (химическое, связи и др.), инженерное, квартирное, медицинское, переправочное, шкиперское, ветеринарное имущество и другие материальные средства, жилой, складской, служебный фонды, производственные предприятия Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Высвобождаемое военное имущество - сокращаемое в соответствии с международными договорами, а также излишествующее, морально или физически устаревшее, не используемое или не нашедшее применение в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках, а также федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и в отношении которого балансодержателями принято решение о высвобождении.

Выведенное из эксплуатации военное имущество - военное имущество, списанное с учета балансодержателей и переданное в установленном порядке участникам деятельности по его реализации, промышленной утилизации и ликвидации, получившим на конкурсной основе и в соответствии с заключенными договорами, право на осуществление этих видов деятельности.

Балансодержатель - структура Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск, а также федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за которыми военное имущество закреплено в установленном порядке.

Участники деятельности по реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества (далее по тексту - участники деятельности) - федеральные органы исполнительной власти, определенные государственным заказчиком на соответствующий период, и юридические лица - исполнители работ по реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества (далее по тексту - исполнители работ).

Военная техника - технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытания этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия.

К военной технике относится: ракетная техника военного назначения, космическая техника военного назначения, ракетно-космическая техника военного назначения, авиационная техника военного назначения, военно-морская техника, бронетанковая техника, военная автомобильная техника, военная техника связи, техника военной разведки, военная техника топогеодезического обеспечения, военная техника радиоэлектронной борьбы, военная техника тылового обеспечения, военная измерительная техника, военная техника обеспечения экологической безопасности.

Вооружение (боевое стрелковое, артиллерийское, торпедное, бомбовое и др.) - средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия.

Оружие - часть вооружения, предназначенное для поражения цели или выполнения задач, способствующих поражению цели или препятствующих действиям противника, и (или) обеспечивающее доставку средств воздействия к цели.

Боеприпасы - изделия военной техники одноразового применения, предназначенные для поражения цели или выполнения задач, способствующих поражению цели или препятствующих действиям противника и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический, вышибной заряд или их сочетание.

Комплекс военной техники (вооружения, оружия) - совокупность функционально связанных изделий военной техники (вооружения, оружия) и технических средств, обеспечивающих их применение, объединенных для выполнения задач в соответствии с их назначением, самостоятельно или в составе системы военной техники (вооружения, оружия).

Система военной техники (вооружения, оружия) - совокупность комплексов военной техники (вооружения, оружия) и технических средств, обеспечивающих их применение, объединенных единой организацией функционирования и общим управлением для выполнения задач, определенных ее назначением.

Инфраструктура - система стационарных объектов, предназначенных для обеспечения обучения, развертывания и боевых действий войск (пункты управления, ракетные позиции, аэродромы, системы связи, склады, военно-морские базы, полигоны, трубопроводы, железные и шоссейные дороги и т.д.).

Реализация - процесс продажи или передачи в соответствии с законодательством Российской Федерации выведенного из эксплуатации военного имущества юридическим или физическим лицам Российской Федерации, а также других государств.

Промышленная утилизация - осуществление комплекса организационно-технических, научных, экономических, экологических, производственных и иных мероприятий, технологических процессов, обеспечивающих демилитаризацию, диверсификацию (перепрофилирование) и переработку снятых с вооружения, выработавших свой ресурс, морально или физически устаревших образцов военного имущества, в том числе - сокращаемых в соответствии с международными договорами, для изменения их целевого назначения, дальнейшего использования в производственно-хозяйственных целях, получения финансовых средств, товарной продукции и сырья.

Промышленная утилизация также может производиться в случаях, когда продолжение хранения образцов военного имущества сопряжено с опасностью для жизни людей, окружающей среды, а также если в данном военном имуществе потребность отсутствует и в будущем не предвидится.

Промышленная утилизация производится с обязательным учетом экологических последствий.

Демилитаризация - перевод выведенного из эксплуатации военного имущества в состояние, исключающее любую возможность его боевого применения.

Диверсификация - придание образцам выведенного из эксплуатации военного имущества, определенных к промышленной утилизации, новых функций для использования в хозяйственных или иных целях.

Ликвидация - процесс уничтожения выведенного из эксплуатации военного имущества, осуществляемый при невозможности (нецелесообразности) проведения промышленной утилизации или в случае, если этот способ предусмотрен международными договорами Российской Федерации.

Использование - прямое, либо после промышленной утилизации (демилитаризации, диверсификации), применение выведенного из эксплуатации военного имущества в хозяйственных или иных целях.

Продукция двойного назначения - продукция, предназначенная к поставкам для народного хозяйства и нужд обороны с едиными требованиями.

Продукты промышленной утилизации - вторичные ресурсы (лом черных и цветных металлов; отходы, содержащие драгоценные камни и драгоценные металлы; извлеченные взрывчатые вещества и др. материалы), составные части и комлектующие изделия, изделия общегражданского назначения, а также не требующиепромышленной переработки демилитаризованное вооружение и военная техника, предназначенные для реализации в установленном порядке на внутреннем и внешнем рынке.

Безопасность промышленной утилизации (ликвидации) военного имущества - отсутствие или сведение к минимуму риска нанесения ущерба персоналу, населению, окружающей среде и производственным сооружениям в процессе их проведения.

Статья 2. Правовое регулирование реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

Правовое регулирование реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Федеральной целевой программой промышленной утилизации вооружения и военной техники на соответствующий период (далее по тексту - Федеральная программа).

Статья 3. Цели реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

Основными целями реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества являются:

  • снижение уровня взрыво- и пожароопасности, а также опасности радиоактивного и химического заражения окружающей среды в местах хранения (складирования) вооружения и военной техники;
  • рациональное использование материальных ресурсов получаемых в процессе промышленной утилизации выведенного из эксплуатации военного имущества в хозяйственных или иных целях;
  • получение средств на покрытие расходов, связанных с выполнением затратных работ по промышленной утилизации (ликвидации) выведенного из эксплуатации военного имущества, а также работ по созданию и совершенствованию новых технологий и научных разработок в этих областях;
  • получения средств на проведение военной реформы, решение вопросов социальной защиты военнослужащих, а также граждан, уволенных с военной службы и членов их семей;
  • расширение области военно-технического сотрудничества за счет деятельности по реализации продуктов утилизации военного имущества.

Статья 4. Основные принципы реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества. 1. Основными принципами реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества являются:

  • безопасность процесса утилизации и ликвидации для здоровья населения и персонала, а также окружающей природной среды;
  • экономическая эффективность реализации, промышленной утилизации и ликвидации;
  • обеспечение перепрофилирования инфраструктуры;
  • обязательная реализация продукции двойного назначения;

2. Реализация положений, изложенных в части первой настоящей статьи достигается за счет:

  • организации промышленной утилизации (ликвидации) выведенного из эксплуатации военного имущества по технологиям, обеспечивающим экономически эффективную его переработку и ресурсосбережение, а также охрану здоровья населения и персонала и экологическую безопасность работ;
  • нормативно-технического обеспечения процессов утилизации и ликвидации;
  • создания в процессе промышленной утилизации конкурентоспособной и необходимой для хозяйственных целей продукции;
  • предоставления исполнителям работ, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, равных возможностей по участию в промышленной утилизации и реализации на внутреннем и внешнем рынках продуктов, материалов и изделий, получаемых в процессе промышленной утилизации выведенного из эксплуатации военного имущества на основе государственных контрактов, заключаемых между государственными заказчиками и исполнителями работ в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • различных источников финансирования работ по промышленной утилизации выведенного из эксплуатации военного имущества, в том числе -иностранных;
  • выполнения работ по промышленной утилизации выведенных из эксплуатации вооружения и военной техники с включением в состав государственного оборонного заказа и финансированием, как за счет бюджетах средств, так и привлечения средств внебюджетных источников;
  • использования средств, получаемых от реализации выведенного из эксплуатации военного имущества и продуктов утилизации в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Работа по использованию выведенного из эксплуатации военного имущества должна носить системный характер. Требования наиболее рационального дальнейшего использования военного имущества должна закладываться конструкторами в проектно-техническую документацию при создании новых образцов военного имущества и увязываться с федеральными программами.

4. Сохранность, охрана и подготовка к реализации, промышленной утилизации и ликвидации высвобождаемого военного имущества до момента его передачи исполнителям работ, в соответствии с контрактами (договорами), возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Глава II. Полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации.

К полномочиям Российской Федерации относятся:

  • определение государственной политики, разработка, принятие и выполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов, программ и планов в области реализации, промышленной утилизации и ликвидации высвобождаемого и выведенного из эксплуатации военного имущества:
  • заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации;
  • координация деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • формирование и выполнение государственного оборонного заказа;
  • разработка совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений о государственной поддержке исполнителей работ;
  • разработка и реализация мер по содействию в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, для промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества;
  • лицензирование деятельности исполнителей работ;
  • контроль за экологической и промышленной безопасностью при проведении работ по промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества в соответствии с федеральным законодательством, нормативными актами Российской Федерации и международными договорами заключенными или ратифицированными Российской Федерацией.

Статья б. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К полномочиям субъектов Российской Федерации относятся:

  • участие в определении государственной политики в области реализации, промышленной утилизации и ликвидации высвобождаемого и выведенного из эксплуатации военного имущества;
  • разработка и принятие в соответствии с федеральным законодательством законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  • участие в разработке и реализации федеральных программ и планов, разработка в соответствии с ними региональных программ и планов и их реализация;
  • решение вопросов размещения на территории субъектов Российской Федерации предприятий и организаций исполнителей работ;
  • решение вопросов охраны окружающей среды;
  • установление с органами государственной власти Российской Федерации общих принципов экономического стимулирования, налогообложения, льгот и иных видов стимулирования.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления относятся:

  • согласование решений по размещению на подведомственной территории специализированных предприятий и организаций исполнителей работ, имеющих местное значение, обеспечению их всеми видами энергетических ресурсов, местными материалами, сырьем и кадрами, а также предоставлению им налоговых льгот и других видов поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и местными нормативными правовыми актами:
  • оценка экологической обстановки на подведомственной территории и возможных последствий от реализации программ и планов по промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества и участие в осуществлении контроля за безопасным ведением работ:
  • информирование населения об уровне безопасности объектов и принятие мер по ликвидации возможных последствий от промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

Глава III. Организация работ по высвобождению, а также реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

Статья 8. Планирование номенклатуры, объемов и сроков высвобождения военного имущества.

1. Балансодержатели по итогам проведения инвентаризации ежегодно направляют в федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, перечни военного имущества, подлежащего высвобождению.

2. Перечни и объемы высвобождаемого военного имущества, подлежащего реализации, промышленной утилизации и ликвидации планируются ими на основании:

  • действующих (заключенных и ратифицированных) Договоров Российской Федерации с другими странами о сокращении (ликвидации) вооружений, боевой техники, оружия, боеприпасов и т.п.;
  • федеральных программ;
  • планов перевооружения и замены, устаревших образцов вооружения и техники;
  • прогнозируемой численности личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск;
  • содержания планов боевой, тактико-специальной и мобилизационной подготовки, планируемых учений и походов;
  • сведений о наличии и состоянии военного имущества, в том числе имеющихся на вооружении и хранящихся на складах (базах хранения, арсеналах) боеприпасах, взрывчатых веществах всех типов, компонентов ракетного топлива и других высокотоксичных (взрывоопасных) веществ;
  • сводных отчетов о результатах инвентаризации и проверок военного имущества;
  • ожидаемого высвобождения за ненадобностью жилого, складского, служебного фондов, военных городков, портов и причалов, аэродромов, объектов учебно-материальной и производственной базы, полигонов, стрельбищ, предприятий, баз хранения, а также территории (земли и водных акваторий), на которых они расположены;
  • планов обновления (пополнения) мобилизационных запасов и ресурсов;
  • обобщенной информации о временно свободных территориях портов и причалов, железнодорожных подъездных путях и подвижном составе, складских помещениях и производственных площадях, аэродромах, линиях связи, а также возможностях автомобильных частей, Военно-транспортной авиации и Военно-Морского Флота по перевозкам в хозяйственных целях:
  • поступивших заявок от других государств на закупки (поставки) военного имущества, а также перечня стран, в отношении которых действуют ограничения в торговле(поставках).

3. На основании указанных перечней федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, составляют сводные перечни военного имущества, подлежащего высвобождению по установленным ими формам (по недвижимому военному имуществу - по формам, установленным Министерством имущественных отношений Российской Федерации).

4. В сводных перечнях военного имущества, подлежащего высвобождению, на основании экспертиз и оценок, проводимых специалистами федеральных органов исполнительной власти по каждому виду (образцу, единице) высвобождаемого военного имущества, отражаются:

  • количество, причина (целесообразность) вывода военного имущества, его техническое состояние, оставшийся ресурс, сроки эксплуатации и хранения, фактическая укомплектованность и остаточная стоимость, определенная балансодержателем в установленном порядке с учетом специфических особенностей продукции военного назначения, ее состояния и конъюнктуры рынка:
  • предложения по его дальнейшему использованию (реализация, промышленная утилизация, ликвидация), а также форма их осуществления:
  • присутствие в высвобождаемых образцах информации, составляющей государственную тайну;
  • степень срочности проведения утилизации (ликвидации).

5. Ежегодно, к установленному сроку, сводные перечни военного имущества, подлежащего высвобождению, федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, направляются в Министерство имущественных отношений Российской Федерации.

6. Министерство имущественных отношений Российской Федерации на основании сводных перечней военного имущества, подлежащего высвобождению, готовит проект плана реализации, промышленной утилизации (ликвидации) выведенного из эксплуатации военного имущества на очередной год (далее по тексту -План) и определяет порядок его дальнейшего использования.

7. Проект Плана после согласования с Министерством финансов Российской Федерации в установленном порядке (одновременно с проектом федерального бюджета) вносятся в Правительство Российской Федерации, и после рассмотрения и утверждения в Правительстве Российской Федерации направляются федеральным органам исполнительной власти для выполнения.

8. Работы по утилизации вооружения и военной техники, включенные в государственный оборонный заказ, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе;

9. Разработка первого Плана осуществляется в год, следующим за годом принятия настоящего Закона.

Статья 9. Реализация выведенного из эксплуатации недвижимого военного имущества.

1. Реализация выведенного из эксплуатации недвижимого военного имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации Российским фондом федерального имущества, его отделениями, а также на основании заключенных с ним агентских договоров - Государственными унитарными предприятиями по реализации военного имущества и уполномоченными органами военного управления.

2. Изменение категории земельных участков, отведенных под объекты выведенного из эксплуатации недвижимого военного имущества, осуществляет Федеральная служба земельного кадастра России после государственной регистрации прав на указанное имущество.

3. Информация о реализации выведенного из эксплуатации недвижимого военного имущества должна быть опубликована продавцом не позднее, чем за 30 дней до даты реализации этого имущества.

4. Передача покупателю выведенного из эксплуатации недвижимого военного имущества и списание его с учета балансодержателя осуществляется только после перечисления денежных средств продавцу или после выполнения условий конкурса (сделки) с письменным уведомлением об этом Российского фонда государственного имущества в пятидневный срок.

5. Если выведенное из эксплуатации военное имущество не реализовано в течение шести месяцев после проведения конкурса, Министерством имущественных отношений Российской Федерации принимается по нему соответствующее решение.

Статья 10. Реализация выведенного из эксплуатации движимого военного имущества.

1. Для решения вопросов, связанных с реализацией выведенного из эксплуатации движимого военного имущества, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, определяют (создают) уполномоченный орган военного управления, на конкурсной основе определяют организации, через которые будут осуществляться его реализация, разрабатывают положение о конкурсе по отбору организаций, а также определяют порядок снятия с реализации выведенного из эксплуатации движимого военного имущества и его дальнейшего использования.

Уполномоченный орган военного управления заключает с организациями договоры на реализацию выведенного из эксплуатации движимого военного имущества, которая осуществляется:

  • на внутреннем рынке (движимое военное имущество по перечню, ежегодно устанавливаемому Правительством Российской Федерации) - по правилам продажи отдельных видов товаров, биржевой, комиссионной и розничной торговли, а также на условиях договора мены или дарения;
  • на внешнем рынке - в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. С разрешения Правительства Российской Федерации возможна реализация федеральными органами исполнительной власти выведенного из эксплуатации военного имущества через организации, привлекаемыми на конкурсной основе и финансируемыми за счет части средств, полученных в результате реализации выведенного из эксплуатации военного имущества.

3. Министерству обороны Российской Федерации разрешается передача в установленном порядке некоторых видов (образцов) военного имущества с истекающими сроками эксплуатации организациям, производящим или производившим эти виды продукции в целях погашения задолженности за поставленную продукцию или за выполненные работы (услуги) по модернизации, ремонту и обслуживанию военного имущества. Организации в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют их реализацию на внутреннем или внешнем рынке, использование в качестве запасного имущества, а также в качестве комплектующих в новых образцах вооружения и военной техники, промышленную утилизацию и реализацию продуктов утилизации.

4. Реализация выведенного из эксплуатации военного имущества, находящегося за границей, осуществляется уполномоченным органом военного управления в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом норм международного права и законодательства государства, на территории которого это имущество находится.

Статья 11. Организация промышленной утилизации (ликвидации) выведенного из эксплуатации военного имущества.

1. Федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, на основании сводных перечней военного имущества подлежащего высвобождению, организуют работу по его утилизации (ликвидации), в том числе - проведение конкурсов, и участвуют в осуществлении лицензирования деятельности потенциальных исполнителей работ.

2. Решение вопросов, связанных с промышленной утилизацией вооружения и военной техники федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, возлагается на уполномоченные органы военного управления.

3. Работы по промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации вооружения, военной техники, специальных средств самообороны и боеприпасов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках государственного оборонного заказа.

4. Исполнителям работ выведенные из эксплуатации вооружение и военная техника передаются в демилитаризованном виде, в комплектном состоянии, без изъятия блоков, узлов и деталей, содержащих драгоценные и редкоземельные металлы и только после проведения необходимых мероприятий, обеспечивающих сохранение государственной тайны.

5. Работы по промышленной утилизации (ликвидации) выведенного из эксплуатации военного имущества, не требующие специального разрешения (лицензии), выполняемые вне рамок государственного оборонного заказа, осуществляются в соответствии с контрактами (договорами), заключаемыми между уполномоченными органами военного управления и исполнителями работ.

6. Договоры с исполнителями работ заключаются при положительных результатах проверки финансового положения Исполнителей работ аудиторскими органами, аккредитованными при федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

7. Исполнителям работ по промышленной утилизации выведенного из эксплуатации военного имущества разрешается реализация продуктов утилизации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для соответствующего вида продукции.

Статья 12. Основы финансовой политики при выполнении настоящего Федерального закона.

1. Финансирование работ в рамках настоящего Федерального закона осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на выполнение государственного оборонного заказа; кредитов и займов, привлекаемых под государственные гарантии; средств российских и иностранных инвесторов; средств, предоставляемых международными валютно-кредитными организациями, а также средств иных внебюджетных источников.

2. Возможно финансирование работ из внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций, создаваемых в установленном порядке.

3. Денежные средства, получаемые от реализации продукции утилизации вооружения и военной техники, включенных в государственный оборонный заказ, за вычетом затрат исполнителей на проведение этих работ и реализацию ими продукции, в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и направляются на финансирование работ по утилизации вооружения и военной техники, проведение военной реформы и решение социальных вопросов в рамках Федерального закона "О статусе военнослужащих" в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

4. Денежные средства, получаемые от реализации продукции промышленной утилизации выведенного из эксплуатации военного имущества, осуществляемой вне рамок государственного оборонного заказа, направляются в соответствии с условиям контракта (договора) сторонам, заключившим этот контракт (договор), в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

5. При выполнении настоящего Федерального закона не допускается нанесения экономического, экологического и финансового ущерба Российской Федерации, снижения расходов на национальную оборону, нарушений государственной политики ценообразования на продукцию военного назначения, ущемления интересов участников деятельности.

Статья 13. Экономическое стимулирование работ по промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества.

1. Экономическое стимулирование работ по промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества, включенных в состав государственного оборонного заказа, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном оборонном заказе.

2. В целях экономического стимулирования Исполнителей работ в порядке и пределах, установленных налоговым законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматривается:

  • освобождение от уплаты на часть прибыли, получаемой от выполнения работ по промышленной утилизации (ликвидации) выведенного из эксплуатации военного имущества и направляемой на реконструкцию и расширение производства;
  • снижение земельного налога на земельные участки, на которых размещены производственные комплексы, склады и площадки хранения выведенного из эксплуатации военного имущества.

3. Порядок и размеры экономического стимулирования определяются Правительством Российской Федерации при разработке проекта федерального бюджета и вносятся в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на рассмотрение и утверждение одновременно с проектом федерального бюджета и проектом Плана реализации, промышленной утилизации и ликвидации высвобождаемого военного имущества на очередной год.

Статья 14. Организация контроля и ответственность за выполнение настоящего Федерального закона.

1. Контроль за выполнением настоящего Федерального закона осуществляют Счетная палата Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба и Министерство имущественных отношений Российской Федерации, а также Министерство финансов Российской Федерации и государственные заказчики по промышленной утилизации вооружения и военной техники, в части их касающейся.

2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют контроль за размещением производств, рациональным использованием природных ресурсов, охраной окружающей среды, социальной защитой населения и взаимодействуют с уполномоченными органами военного управления, организациями и предприятиями по вопросам, связанным с реализацией Федеральной программы и Плана, в пределах полномочий и прав, предоставленных законодательством Российской Федерации.

3. Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации несут ответственность за выполнение Федеральной программы и Плана, в части возложенных на них задач.

4. В случае невыполнения, ненадлежащего выполнения или нарушения законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов или договорных обязательств, стороны (лица) несут гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава IV. Заключительные положения

Статья 15. Порядок введения в действие настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 16. Приведение нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом.

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить приведение федеральными органами исполнительной власти их нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом, а также разработать требуемые им новые нормативные документы.

3. Нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяется в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Заключение Правового управления Государственной Думы по проекту федерального закона № 88343-3 "О высвобождаемом и выведенном из эксплуатации военном имуществе"

Изучив по поручению Совета Государственной Думы от 5 июня 2001 г. (выписка из протокола № 76, пункт 19) вышеназванный проект, Правовое управление Аппарата Государственной Думы сообщает следующее.

I. Соответствие законопроекта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, отраслевым законодательным актам

1. Исходя из анализа содержания проекта следует, что он в основном посвящен вопросам реализации, промышленной утилизации (демилитализации, перепрофилированию, переработке) и ликвидации соответствующего военного имущества. При этом в главе II проекта (статьи 5-7) рассматриваются подробно как полномочия Российской Федерации (органов государственной власти Российской Федерации), так и полномочия субъектов Российской Федерации (органов государственной власти субъектов Российской Федерации) и органов местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно статье 71 (пункты "е" и "м") Конституции Российской Федерации в ведении Российской Федерации, в частности, находятся федеральные программы, оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества. С этой точки зрения полномочия Российской Федерации и ее субъектов нуждаются в соответствующем уточнении (см., например, абзацы 1-3 статьи 6 проекта) с тем, чтобы к компетенции субъектов Российской Федерации не относились бы полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации, и наоборот - не относить только к ведению Российской Федерации вопросы совместного ведения. Так, в частности, в статье 5 проекта к полномочиям Российской Федерации отнесено "заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации". Однако, в соответствии со статьей 72 (пункт "о" части 1) Конституции Российской Федерации выполнение международных договоров Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В связи, с чем необходимо внести соответствующие изменения в данное положение.

В тоже время указанные полномочия нуждаются в согласовании также и с действующим законодательством. Так, например, согласно статье 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" именно Правительство Российской Федерации формирует и обеспечивает реализацию федеральных целевых программ. Однако в статье 6 проекта к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесено, в частности, участие в разработке и реализации (неизвестно каких) федеральных программ и планов.

Кроме того, в статье 5 проекта речь идет о некоем контроле за экологической и промышленной безопасностью, в частности, в соответствии с федеральным законодательством. Однако такой, т.е. всеобщий вид контроля, не упоминается, например, Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", т.к. в этом Законе речь идет о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности, осуществляемом организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, и о федеральном надзоре в области промышленной безопасности, осуществляемом специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (его территориальными органами) и другими федеральными органами исполнительной власти (см. статьи 11 и 16 указанного Закона).

Вместе с тем и другие положения проекта, касающиеся контроля (см. пункты 1-2 статьи 14), нуждаются в уточнении и более тесной увязке с предметом данного проекта.

В то же время с логико-правовой точки зрения положения о полномочиях органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления изложены в тексте неудачно как относительно их объема, содержательной части, согласованности между собой, так и применяемой терминологии. Так, например, в частности, разработка, принятие и выполнение федеральных законов (абзац второй статьи 5 проекта) как полномочие Российской Федерации определено Конституцией Российской Федерации. Для отраслевых федеральных законов такая функция федеральных органов государственной власти, полагаем, является формой реализации полномочий Российской Федерации. Аналогичное замечание можно сделать в целом в отношении абзаца второго этой статьи. В связи, с чем данный абзац предлагается исключить. При этом полагаем, что перечень полномочий Российской Федерации в данной области не может быть закрытым, как это следует из статьи 5 проекта.

2. В связи с тем, что данный проект (статьи 2, 4, 10 и другие) регулирует отношения также и по поводу реализации, промышленной утилизации и ликвидации оружия, поскольку оно отнесено к военному имуществу (см. статью 1 проекта), то следует иметь в виду, что вопросам оборота оружия в целом, так и хранению, перевозке и уничтожению его отдельных видов, в частности, посвящены ряд специальных законов (например, Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "Об уничтожении химического оружия").

Так, например, статьей 5 Федерального закона "Об оружии" предусмотрено, что порядок оборота (т.е. производство, торговля, продажа, передача, приобретение, учет, хранение, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение и другие) боевого ручного, стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях определяются Правительством Российской Федерации. Однако проектом (см., например, статью 10) устанавливаются несколько иные полномочия Правительства Российской Федерации. В этой связи неясно как данный проект будет соотноситься с вышеуказанным законодательством в отношении употребляемой терминологии, определения аналогичных или сходных понятий, полномочий тех или иных органов государственной власти и иным вопросам.

3. Полагаем, что положения проекта (глава III, статьи 8-11 и другие), касающиеся непосредственно организации работ по реализации, промышленной утилизации и ликвидации выведенного из эксплуатации военного имущества, вторгаются в компетенцию Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, определенную Федеральным законом "Об обороне" (см. статью 4).

Так, например, в проекте (статьи 9, 10 и другие) по сути, речь идет о создании и функциях неких "органов военного управления", связанных с реализацией выведенного из эксплуатации военного имущества, которые вправе создавать федеральные органы исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. При этом, однако, не учитывается, что именно Президент Российской Федерации осуществляет руководство Вооруженными силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, утверждает структуру и их состав до объединения включительно, утверждает положения о Минобороне России, а также об органах управления других войск, воинских формирований и органов (см. также статью 32 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации"). Исходя из этого, полагаем, что Президент Российской Федерации вправе самостоятельно определять необходимость создания тех или иных "органов военного управления".

Кроме того, согласно пункту 22 статьи 6 Федерального закона "Об обороне" Правительство Российской Федерации устанавливает порядок передачи, предоставления в аренду, продажи и ликвидации вооружения и военной техники, оборонных объектов и другого военного имущества. В то же время в проекте определяются (см. статьи 8, 9, 10 и другие) полномочия ряда федеральных органов исполнительной власти и приводятся их полные наименования, а также рассматриваются функции Российского фонда федерального имущества, что, считаем, не соответствует вышеуказанному Закону. Одновременно с этим обращаем внимание, что определение в федеральных законах полномочий федеральных органов исполнительной власти неоднократно служило основанием для их отклонения Президентом Российской Федерации.

4. В тексте проекта (статьи 2, 8 и другие) содержатся положения, касающиеся Федеральной целевой программы промышленной утилизации вооружения и военной техники, в целом федеральных программ и различного рода планов в области перевооружения, боевой, мобилизационной подготовки и-другой документации, которые нуждаются в согласовании с действующем законодательством, в том числе с Федеральным законом "О государственном оборонной заказе" и Федеральным законом "Об обороне" в части упоминания тех или иных программ, планов и иных документов, компетенции Президент Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по их разработке и утверждению. Кроме того, из проекта неясно как, например, соотносятся упомянутые в нем многочисленные планы и другие документы (см., например, статью 8) с военной доктриной, федеральной программой разработки, создания и производства вооружения и военной техники, включающей в себя, в том числе и заказы на утилизацию и уничтожение выводимых из эксплуатации вооружения и военной техники, мероприятия по материально-техническому обеспечению этих работ, а также с государственным оборонным заказом, куда могут входить указанные работы.

Вместе с тем, следует учесть, что согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации (статьи 192, 197 и другие) проекты федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию из средств федерального бюджета, представляются в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Исходя из этого указание в проекте (статья 2) на конкретную федеральную целевую программу, еще не означает ее принятия при рассмотрении соответствующего бюджета на очередной финансовый год.

Кроме того, отнесение Федеральной целевой программы промышленной утилизации вооружения и военной техники к актам правового регулирования, наряду с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, не является правильным, так как под правовым регулированием принято понимать нормативное правовое регулирование, а не акт применения права, каковым является федеральная целевая программа, которая не должна содержать правовых норм.

II. Внутренняя логика законопроекта, противоречия между разделами, главами, статьями, частями и пунктами законопроекта.

1. Основные понятия и определения, используемые в проекте, нуждаются в тщательной доработке с целью их уточнении и приведения в соответствие с действующим законодательством, а также взаимной увязки как между собой (см. статью 1), так и другими положениями проекта.

Так, например, в абзаце третьем преамбулы, а также в других положениях проекта понятие "страна" рекомендуем заменить юридическим понятием "государство". Кроме того, в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О международных договорах Российской Федерации" следует использовать понятие "международные договоры Российской Федерации".

В статье 1 проекта (см. определение понятия "Военное имущество") не понятно, что подразумевается под "производственными предприятиями". В гражданском законодательстве используются понятия "государственное унитарное предприятие" (предусмотренная статьями 113, 114 ГК РФ организационно-правовая форма юридического лица-субъекта гражданских прав) и "предприятие" (в соответствии со статьей 132 ГК РФ предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности).

Определение понятия "балансодержатель" в статье 1 проекта, как структуры Вооруженных Сил Российской Федерации не является правильным, поскольку, полагаем, что оба эти понятия относятся к разным правовым категориям.

Нуждаются в доработке также и другие понятия и определения, используемые в проекте.

2. Требуется согласовать названия главы II, статей 5 и 6 проекта, обеспечив единообразие в обозначении общей юридической категории применительно к разным видам органов, исключив несогласованность как внутри названия самой главы, так и использование разных юридических категорий в названиях указанных статей и главы.

Имеются также несогласованности и в отдельных статьях проекта. Так, например, название статьи 14 проекта, в частности, относительно ответственности за выполнение Федерального закона не согласуется с пунктом 4 данной статьи, в котором речь идет о нарушении законодательства Российской Федерации. Кроме того, в юридическом отношении некорректно говорить об ответственности "за выполнение закона". Аналогичное замечание применимо и к пункту 3 указанной статьи в части ответственности "за выполнение ... программы и плана".

Название статьи 15 проекта необходимо привести в согласование с содержанием этой статьи. Кроме того, согласно статье 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" и статье 106 (часть 1, пункт "а") Регламента Государственной Думы в тесте федерального закона (проекта) правомерной признается запись о времени вступления в силу, а не о введении его в действие. В проекте можно отметить и внутренние противоречия между отдельными его положениями (см., например, пункт 2 статьи 4 и пункт 5 статьи 11).

3. Имеет место нерациональное размещение одних и тех же или сходных вопросов в разных положениях проекта, например, касающихся того или иного контроля (см. последний абзац статьи 5 и пункты 1-2 статьи 14), и наоборот - разных по своему предмету вопросов в одной и той же статье, например, контроля и ответственности (см. статью 14 проекта).

4. Примечание (сноска), сделанное к преамбуле проекта, не характерно для законодательной Практики изложения правового материала.

В целом же в качестве общего замечания по проекту необходимо отметить его неудовлетворительную редакцию, зачастую не позволяющую сделать однозначные выводы о том, что на самом деле имели в виду разработчики.

III. Постатейные замечания

1. В связи с содержанием абзаца третьего преамбулы проекта отмечаем, что исходя из государственного суверенитета, нельзя говорить об экстерриториальном действии закона одного государства на территории других государств. Закон одного государства может получить применение на территории другого государства только благодаря закону этого другого государства.

2. Полагаем необходимым редакцию статьи 2 проекта, посвященной правовому регулированию в данной сфере, привести в соответствие с положениями статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации.

3. В проекте следует устранить противоречие в отношении разработки и принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектами Российской Федерации, так как в статье 2 проекта об этом не идет речь, а в статье 6 - такая запись имеется.

4. В статье 5 и других статьях проекта говорится о "международных договорах заключенных и ратифицированных Российской Федерацией", "международных договорах заключаемых или ратифицированных Российской Федерацией", "действующих (заключенных и ратифицированных) договорах Российской Федерации". Обращаем внимание на необходимость более точного употребления терминов, каждый из которых имеет свое правовое значение, раскрываемое в Венской конвенции о праве международных договоров (статья 2) и Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации" (статья 2).

5. Абзац седьмой статьи 6 проекта следует исключить, так как он редакционно не проработан, не осуществляет непосредственного правового регулирования (а лишь частично декларирует конституционно закрепленные предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) и содержит положение, не согласующееся со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (органы государственной власти субъектов Российской Федерации не могут устанавливать налоговые льготы совместно с органами государственной власти Российской Федерации).

6. Из содержания статьи 7 проекта неясно, какие работы могут иметь "местное значение", учитывая предметы ведения Российской Федерации в рассматриваемой проектом сфере, тем более, если органы местного самоуправлении обязываются проектом обеспечивать соответствующих исполнителей необходимыми для их выполнения ресурсами. В этой связи указанное положение нуждается в согласовании со статьей 132 Конституции Российской Федерации, согласно которой при наделении этих органов отдельными государственными полномочиями, органам местного самоуправления передаются необходимые для их осуществления материальные и финансовые средства.

Кроме того, в статье 7 проекта неудачно сформулировано одно из полномочий органов местного самоуправления - согласование решений по размещению на подведомственной территории специализированных предприятий и организаций..., поскольку согласовать можно проект решения, а не само решение. Предварительное согласование конкретного вопроса может быть лишь одним из условий принятия решения.

7. В соответствии со статьей 9 проекта "реализация выведенного из эксплуатации недвижимого военного имущества осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации Российским фондом федерального имущества". Предполагаем, что в данной статье речь идет о приватизации недвижимого имущества, указанного в статье 1 проекта. Однако необходимо иметь в виду то, что отношения, связанные с приватизацией, в частности, с использованием способа приватизации (из содержания проекта не понятно какие способы приватизации имеются в виду), продажей государственного имущества на коммерческом конкурсе, регулируются Федеральным законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации) (см. также статью 217 ГК РФ). Если под "производственными предприятиями" подразумеваются государственные унитарные предприятия, то необходимо обратить внимание на то, что они могут быть приватизированы путем преобразования в открытые акционерные общества (статья 16 Закона о приватизации). Пункт 2 статьи 9 проекта относится к предмету земельного законодательства.

8. Положения абзацев второго, третьего, четвертого пункта 1 статьи 10 проекта согласно которым реализация движимого военного имущества на внутреннем рынке регулируется "по правилам продажи...", а на внешнем - "в соответствии с законодательством Российской Федерации" не соответствует статьям 2, 3, 7 ГК РФ.

9. Пункт 1 статьи 12 проекта следует редакционно доработать, при этом данному положению следует придать диспозитивный характер, указав, что финансирование "может осуществляться" за счет средств поступающих из перечисленных источников.

Пункт 3 статьи 12 проекта, в части определяющей направления расходования, поступающих в доход федерального бюджета средств, не согласуется со статьей 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы. Пункт 4 статьи 12 проекта не соответствует статье 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой средства, получаемые от продажи государственного имущества, подлежат зачислению в соответствующий бюджет в полном объеме.

10. Пункт 2 статьи 13 проекта следует исключить, так как предметом регулирования данного проекта не может являться возможность предоставления налоговых льгот (согласно статьям 1, 2 56 Налогового кодекса Российской Федерации), даже если налоговые льготы непосредственно не предоставляются, а лишь устанавливается обязанность предоставить налоговые льготы определенного содержания в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Пункт 3 статьи 13 проекта нуждается в доработке с целью уточнения его смыслового содержания.

IV. Соответствие законопроекта регламентным нормам.

Поскольку проектом предусматриваются: создание "органов военного управления" и определяются их функции (статья 10 и другие), а также речь идет о соответствующей федеральной целевой программе (статья 2) и финансировании работ, в т.ч. и за счет средств федерального бюджета (статья 12), то в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 105 Регламента Государственной Думы на данный проект требуется заключение Правительства Российской Федерации.