Журнал "Право и безопасность"

Номер - 4 (33), Декабрь 2009

Экономическая безопасность регионов как основа безопасности страны

Сулейманов М.В., Председатель Народного Собрания Республики Дагестан

Обеспечение экономической безопасности является важнейшей задачей государства. От положения дел в этой сфере зависит безопасность страны, общества и каждого гражданина. Мировой кризис и современное социально-экономическое положение России диктуют необходимость усиления деятельности государства и общества, направленной на обеспечение стабильного экономического развития страны с учетом модернизации экономики, изменения конъюнктуры мировых рынков и общей экономической ситуации.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия стабилизации ее состояния и развития привлекают к себе все более пристальное внимание ученых и общественности. И это очень актуально, т.к. при решении этих проблем принципиально важно раскрыть их суть, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их решения. Ведь то, что зреет в умах людей, может быть эффективно использовано властью, в том числе и в законодательном процессе, может дать позитивный результат и обеспечить приятие и поддержку законов в обществе. В то же время государство, имея свою правовую систему, существование которой невозможно без основополагающих идей, принципов, в соответствии с которыми строится и функционирует право в любом государстве, само делает особую ставку на участие общественных институтов в жизни российского общества. Президент России Д.А.Медведев, отмечая в своей статье «Россия, вперед!» важность общественных институтов и определяя пути развития российской демократии и гражданского общества, указал в то же время на слабость российского гражданского общества и невысокий уровень самоорганизации и самоуправления, широко распространенные в обществе патерналистские настроения и уверенность в том, что все проблемы должно решать государство. Однако именно развитие институтов гражданского общества является важным вектором модернизации российской демократии, формирования новой экономики, противодействия коррупции. И не случайно в Конституции РФ и Конституции Республики Дагестан стремление к становлению гражданского общества определено как одна из основных задач, которая будет способствовать решению важнейших вопросов социально-экономического развития, консолидации общества в борьбе с коррупцией, укреплению связи власти с населением и усилению влияния общественных структур при принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Надо сказать, что взаимодействию власти и общества в Республике Дагестан всегда придавалось большое значение. Приняты законы Республики Дагестан об Уполномоченном по правам человека, об Общественной палате, о Трехсторонней комиссии Республики Дагестан, о взаимодействии органов государственной власти Республики Дагестан с негосударственными некоммерческими организациями и др.

Вопросам становления институтов гражданского общества были посвящены несколько научно-практических конференций, проведенных под эгидой органов государственной власти Республики Дагестан. Одна из них была посвящена социально-экономическим основам формирования гражданского общества в Дагестане. Во всех этих конференциях принимали участие представители научных кругов, общественных организаций республики, работники органов государственной власти и органов местного самоуправления. И это давало положительный результат не только для учета положений резолюций конференций при формировании республиканского законодательства, но и для сближения власти с общественными институтами и народом. Проведение подобных конференций и взаимодействие такого рода помогает воспитанию гражданственности, формированию правосознания граждан, необходимого для становления гражданского общества, без которого нельзя обеспечить экономическую безопасность регионов и страны, противостоять коррупции, представляющей угрозу для национальной безопасности.

В реализации национальных интересов и обеспечении экономической безопасности российского государства очень важно постоянно добиваться повышения экономического потенциала каждого региона России, т.к. только сильные и экономически развитые регионы в состоянии укрепить мощь государства и обеспечить безопасность страны в целом. Признав Кавказ в вышеуказанной статье нестабильным, подвергающимся террористическим атакам, Президент России отметил, что ситуация здесь не была бы настолько острой, если бы социально-экономическое развитие юга было по-настоящему результативным, и что будет делаться все возможное для нормализации жизни людей на российском Кавказе, а экономические и гуманитарные программы для юга страны будут в ближайшее время пересмотрены и конкретизированы. Вместе с тем Президент определил, что будут разработаны отдельные и очень четкие критерии эффективности работы руководителей государственных структур по проблемам Кавказа. Все это нацеливает южные регионы на активизацию работы, направленной на повышение эффективности в социально-экономической сфере.

Дагестан как самый большой и многонациональный регион горной части юга России, граничащий с пятью государствами и имеющий дополнительно ко всему еще проблемы, связанные с необходимостью вести борьбу с религиозным экстремизмом и бандформированиями, имеет немалые сложности в решении социально-экономических проблем. Но несмотря на эти обстоятельства и экономический кризис, за последние годы Республикой все-таки достигнуто немало позитивного. Ситуация в Республике Дагестан в последние 5 лет характеризуется положительной динамикой основных социально-экономических показателей и, прежде всего, валового регионального продукта, промышленного производства, сферы услуг, инвестиций в основной капитал, улучшением ситуации в социальной сфере, снижением уровня безработицы.

Созданием и совершенствованием необходимой законодательной базы Народное Собрание Республики Дагестан вносит важную лепту в социально-экономическое развитие Дагестана, повышение его экономического потенциала. В Республике принят ряд законов, направленных на укрепление экономики. Это такие законы, как об утверждении Программы экономического и социального развития Республики Дагестан до 2010 г., о развитии малого и среднего предпринимательства, о залоговом фонде Республики Дагестан, об утверждении Республиканской программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., о развитии сельского хозяйства и др. Сейчас готовится к принятию Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 г., которая является своего рода взглядом в будущее и определяет одним из важнейших условий модернизацию дагестанской экономики, использование инновационного потенциала и региональных конкурентных преимуществ Республики. Подготовлен для рассмотрения проект долгосрочной республиканской целевой программы развития территориальных автомобильных дорог общего пользования на период 2010-2015 гг. и до 2020 г., принятие которой имеет большое значение для Республики, для ее экономического развития и безопасности дорожного движения.

Перевод экономики на инновационные рельсы необходим для устойчивого уровня социально-экономического развития регионов. Анализ деятельности производственных предприятий показывает, что там, где есть инновации, где их продолжают внедрять, ситуация, несмотря на кризис, наиболее благоприятная. В отличие от обычных предприятий, у инновационных предприятий и компаний объемы производства продукции стабильные и продукция более конкурентоспособная.

В целях формирования экономико-правового пространства инноваций в Республике принят закон об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан. Представляется необходимым принятие и на федеральном уровне специального закона в этой сфере, который бы на законодательном уровне поддерживал внедрение инновационных решений в экономику страны и давал возможность формировать для этого необходимые кадры.

Привлечению инвестиций в экономику Дагестана руководством Республики придается очень большое значение. Природно-климатические условия, самобытность, национальные промыслы и культура народов Дагестана, а также имеющаяся республиканская нормативная база в этой сфере могут быть очень привлекательны для инвесторов. У нас образованы Министерство по инвестициям и внешнеэкономическим связям и Научно-технический совет при Правительстве Республики Дагестан. На обеспечение реализации социально значимых проектов, привлечение инвестиций направлены принятые нами законы о государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Республики Дагестан, о государственной поддержке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, реализующих инвестиционные проекты в Республике Дагестан с привлечением денежных средств кредитных организаций, об участии Республики Дагестан в государственно-частных партнерствах. Сейчас готовится к рассмотрению и принятию проект закона об инвестиционном налоговом кредите. А кроме того, в Республике всегда готовы к рассмотрению инвестиционных предложений. За последние 3 года их поступление возросло более чем в 2 раза.

Дагестан - аграрная республика, и сельское хозяйство имеет большое значение в его экономике. Сегодня он является единственным субъектом Российской Федерации, где ведется отгонное животноводство, издавна являющееся для него важнейшей отраслью хозяйствования. Экономика горных районов всецело зависит от развития животноводства, т.к. из-за суровых природно-климатических условий и отсутствия пашни развивать в горах другие отрасли невозможно. Ограниченность возможности кормопроизводства в условиях высокогорья обусловливает необходимость ежегодного перегона овец на зимнее содержание в равнинные районы республики. Для сохранения в системе экономики республики отраслевого животноводства принят закон о статусе земель отгонного животноводства, который не типичен для других регионов России, но очень актуален для Республики и помог сохранить и развить эту важную отрасль, обеспечив экономическую безопасность Республики.

Коррупция наносит немалый урон экономическому развитию. Для упреждения этого зла в Республике принят закон о противодействии коррупции. В соответствии с этим законом обязательной антикоррупционной экспертизе подлежат проекты правовых актов Республики Дагестан и иных документов в сферах: управления и распоряжения государственным имуществом; распределения и использования бюджетных средств, оказания государственной помощи (государственной поддержки), предоставления государственных гарантий, бюджетных инвестиций, субсидий и иных выплат; размещения государственных заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Республики Дагестан; осуществления лицензионных, регистрационных и иных разрешительных функций (процедур); распределения квот и т.д.

Определен орган исполнительной власти Республики для проведения антикоррупционной экспертизы. Решается вопрос об обеспечении проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов Республики Дагестан и их проектов в Народном Собрании Республики Дагестан. Проведение таких экспертиз будет способствовать противодействию коррупции во всех сферах.

Хочу обратить внимание еще на одно явление, которое приобрело угрожающие масштабы для развития экономики. Это рейдерство. Оно сродни коррупции и представляет немалую опасность не только в сфере частных инвестиций, но и для рынка государственных долговых обязательств. Прежде всего это связано с разгосударствлением предприятий, их приватизацией и акционированием. Криминальная рейдерская деятельность может быть представлена в самых различных формах и наносит ущерб экономике. Ее конечная цель - захват предприятий через консолидацию контрольного пакета акций посредством совершения любых преступлений, в том числе и против личности, собственности, порядка экономической деятельности, правосудия, порядка управления. Существующая непрозрачность в бизнесе, а также неспособность судебной системы защитить бизнес от рейдерских атак самым негативным образом влияет на инвестиционный климат как в регионах, так и в целом в стране. Между тем в законодательстве термина «рейдерство» нет, и это явление как таковое никаким законодательством специально не регулируется. Видимо, назрела необходимость принятия на федеральном уровне позитивного законодательства, направленного на совершенствование организации и порядка деятельности по слиянию, объединению, поглощению, разделению, иной реорганизации и изменению статуса предприятия, введению необходимых запретов и ответственности в Уголовный кодекс РФ.

Публичность в деятельности законодательной власти - основополагающий фактор. Обратная связь с населением, общественными институтами, а также участие их в деятельности Народного Собрания Республики Дагестан способствует оптимизации законодательного процесса и осуществлению контроля за реализацией республиканских законов. Парламентский контроль за ходом исполнения принимаемых в республике законов, определенный как норма Конституцией Республики Дагестан, очень важен для обеспечения их исполнения и недопущения негативных явлений.

В перспективе Народное Собрание Республики Дагестан будет менять свои акценты в работе посредством активизации контрольных полномочий за исполнением принятых республиканских законов и нормативных постановлений. На нынешнем этапе это особенно важно. Сейчас уже наработана основная масса законов как на федеральном, так и на республиканском уровне, и в основном идет корректировка законодательства, чаще по результатам их реализации. При этом осуществление контрольных парламентских полномочий будет способствовать в значительной степени не только исполнению законов, но и совершенствованию законодательства Республики Дагестан. К примеру, парламентарии Республики осуществляли контроль за реализацией Закона Республики Дагестан о запрете деятельности игорных заведений, которые, как известно, и сейчас продолжают еще функционировать. Уже перед началом обсуждения этого вопроса на сессии Народного Собрания игровые автоматы стали активно изыматься, и затем этот процесс продолжался. Внесены изменения в Кодекс Республики Дагестан об административных правонарушениях по усилению штрафных санкций к тем, кто продолжает незаконно работать в сфере запрещенного игорного бизнеса на территории Республики, не платя при этом налогов. Кроме того, выявлен факт пробела в законодательстве в части наделения органов внутренних дел при изъятии игровых автоматов правом уничтожать их. Активизация контрольных полномочий и выявление недостатков и пробелов в законодательстве, несомненно, будет способствовать эффективности законодательства, в том числе в части обеспечения экономической безопасности.

Нельзя не отметить, что главным достоянием страны является ее народ. И его интересы в цивилизованном мире должны учитываться прежде всего. Наличие устойчивого экономического развития, обеспечивающего экономическую и национальную безопасность, дает возможность развивать социальную сферу и решать насущные проблемы граждан, сохранять их здоровье и жизнь.

СУЛЕЙМАНОВ Магомед Валибагандович. Кандидат технических наук. В 1993-1994 гг. - Председатель правления коммерческого банка "Избербаш" и управляющий Избербашским отделением Махачкалапромстройбанка. В 1997-2007 гг. - глава администрации г. Избербаша. В 1999-2003 гг. - депутат Народного Собрания Республики Дагестан второго созыва. С 2007 г. - Председатель Народного Собрания Республики Дагестан четвертого созыва.