Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (32), Октябрь 2009

Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области

Ткачев В.Н., Председатель Ростовского областного суда

В Ростовской области накоплен положительный опыт взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной власти по развитию судебной реформы.

Высокий уровень взаимодействия органов государственной власти обеспечивается и при формировании региональной опытной модели правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции).

Ростовская область признана базовым регионом по становлению правосудия в отношении несовершеннолетних (ювенальной юстиции). С опытом Ростовской области по формированию ювенальной юстиции в системе правосудия, совершенствованию судопроизводства с участием несовершеннолетних познакомились представители более 40 регионов России, в том числе представители 26 регионов РФ непосредственно посетили нашу область, многие регионы Российской Федерации приступили к его практическому внедрению.

Правовые основы ювенальной юстиции

Говоря о ювенальной юстиции в Российской Федерации и об имеющемся опыте отдельных регионов, мы ведем речь, прежде всего, об уголовной ювенальной юстиции. Именно в сфере уголовного судопроизводства по делам о преступлениях несовершеннолетних (НЛ) в первую очередь апробируются ювенальные технологии в соответствии с международными правовыми нормами.

Ювенальная уголовная юстиция предусматривает, что профилактика преступности НЛ возможна, прежде всего, через воспитание и просвещение, поскольку без этого никакие меры принуждения, устрашения или наказания не предотвратят рецидив. НЛ группы риска нуждаются в особом внимании: НЛ подозреваемый, обвиняемый, подсудимый и осужденный имеют право на помощь и уважение человеческого достоинства и прав личности, наказание НЛ не должно быть карой, местью, но должно способствовать исправлению.

Процесс формирования в России ювенальной юстиции в современном ее понимании с учетом приоритета обеспечения прав человека начался почти 20 лет назад и последовательно развивается все эти годы. Точкой отсчета создания в России ювенальной юстиции как отдельной системы правосудия в отношении НЛ является 1990 год.

Конституция РФ 1993 г. установила особое правовое положение (правовой статус) НЛ - приоритет их прав и законных интересов. В соответствии с Конституцией РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

В основе философии ООН, всех ее членов, в том числе Российской Федерации, лежит концепция устойчивого человеческого развития, где основное место уделяется правам человека.

Пойдет ли ребенок по преступному пути или его можно предохранить от подобной перспективы? Сможет ли ребенок получить защиту и помощь в случае нарушения его прав на жизнь, здоровье, выживание и развитие? Ответ на этот вопрос в большей степени зависит от общества и государства, принимающего законы, обеспечивающие устойчивое социальное развитие общества, основанного на правах человека.

Конвенция ООН о правах ребенка была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989, вступила в силу 02.09.1990, ратифицирована СССР, а Российская Федерация, как его правопреемница, взяла на себя обязательства по ее исполнению.

Конвенция ООН о правах ребенка устанавливает, что во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры. Государства-участники обеспечивают, чтобы все учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3).

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей, членов расширенной семьи или общины, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка (ст. 5).

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенкаот всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребенке. Такие меры защиты, в случае необходимости, включают эффективные процедуры для разработки социальных программ с целью предоставления необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также для осуществления других форм предупреждения и выявления, сообщения, передачи на рассмотрение, расследования, лечения и последующих мер в связи со случаями жесткого обращения с ребенком, указанными выше, а также в случае необходимости, для возбуждения судебной процедуры (ст. 19).

В ст. 37 Конвенции установлены особые требования к случаям лишения ребенка свободы и обеспечения его прав (арест, задержание или тюремное заключение ребенка могут использоваться в соответствии с законом лишь в качестве крайней меры и в течение как можно более короткого периода времени; право ребенка на гуманное обращение; право на связь с семьей; право на незамедлительный доступ к правовой помощи и т.п.).

Государства-участники принимают все необходимые меры для того, чтобы содействовать физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, являющегося жертвой: любых видов пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, пыток или любых других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказания или вооруженных конфликтов. Такое восстановление и реинтеграция должны осуществляться в условиях, обеспечивающих здоровье, самоуважение и достоинство ребенка (ст. 39).

Очень важные положения для формирования уголовного ювенального правосудия содержатся в ст. 40 Конвенции. Прежде всего, это обязанность государства содействовать установлению законов, процедур, органов и учреждений, имеющих отношение к детям, которые, как считается, нарушили уголовное законодательство, обвиняются или признаются виновными в его нарушении.

Далее. Это - обязательство государства установить минимальный возраст, ниже которого дети считаются неспособными нарушить уголовное законодательство. Принятие мер по обращению с такими детьми без использования судебного разбирательства при условии полного соблюдения прав человека и правовых гарантий.

Государства-участники обеспечивают гарантии для ребенка, считающегося нарушившим уголовный закон: презумпция невиновности; незамедлительное и непосредственное информирование его об обвинениях против него, информирование родителей (опекунов), получение правовой и другой необходимой помощи при подготовке и осуществлении своей защиты; безотлагательное принятие решения по рассматриваемому вопросу компетентным, независимым и беспристрастным органом или судом в ходе справедливого слушания в присутствии адвоката или другого соответствующего лица; свобода от принуждения к даче свидетельских показаний или признанию вины; знакомство с показаниями свидетелей обвинения; право на пересмотр дела вышестоящим органом или судом; бесплатная помощь переводчика, если ребенок не понимает используемого языка или не говорит на нем; полное уважение личной жизни ребенка на всех стадиях разбирательства.

Важное положение о защите прав ребенка-правонарушителя и предупреждении рецидива: государства-участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при котором учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе. Необходимо наличие таких различных мероприятий, как уход, положение об опеке и надзоре, консультативные услуги, назначение испытательного срока, воспитание, программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы ухода, заменяющие уход в учреждениях, с целью обеспечения такого обращения с ребенком, которое соответствовало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления.

Следующий важнейший для формирования правосудия в отношении НЛ международный акт - Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении НЛ («Пекинские правила», принятые Резолюцией 40/33 Генеральной Ассамблеи от 29.11.1985).

Основные цели: государство стремится способствовать благополучию НЛ и его семьи (правило 1.1).

Государства должны стремиться к созданию условий, позволяющих обеспечить содержательную жизнь подростка в обществе, которая в тот период жизни, когда он или она наиболее склонны к неправильному поведению, будет благоприятствовать процессу развития личности и получения образования, в максимальной степени свободному от возможности совершения преступлений и правонарушений (правило 1.2).

Следует уделять достаточное внимание осуществлению позитивных мер, предполагающему мобилизацию всех ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты с целью содействия благополучию подростка, с тем, чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом (правило 1.3)

Правосудие в отношении несовершеннолетних должно являться составной частью процесса национального развития каждой страны в рамках всестороннего обеспечения социальной справедливости для всех НЛ, одновременно содействуя таким образом защите молодежи и поддержанию мирного порядка в обществе (правило 1.4).

Следует систематически развивать и координировать службы правосудия в отношении НЛ в целях повышения и поддержания на должном уровне квалификации персонала этих служб, включая методы, подходы и отношение (правило 1.6).

Эти широкие основные цели касаются всеобъемлющей социальной политики в целом и направлены на оказание максимального содействия обеспечению как благополучия НЛ, оказавшегося в конфликте с уголовным законом, так и обеспечения безопасности общества, т.е. обеспечивая права НЛ-правонарушителя, тем самым государство предупреждает возможность совершения им повторных правонарушений в будущем, что, в свою очередь, способствует безопасности общества.

«Пекинские правила» регулируют сферу уголовного судопроизводства в отношении НЛ, оказавшихся в конфликте с законом: специализация процедур проведения дознания и расследования, особый порядок судебного разбирательства, особенности уголовной ответственности и наказания НЛ, особенности исполнения судебных решений в отношении НЛ, к которым применены воспитательные меры или назначено наказание, специализация учреждений для отбывания наказания НЛ, обязательность подготовки и повышения квалификации персонала всех органов и служб, работающих во всех сферах уголовного судопроизводства в отношении НЛ, включая суд, проведение анализа и мониторинга эффективности работы с НЛ-правонарушителями и подготовка на его основе научно обоснованных изменений национального законодательства.

«Пекинскими правилами» предусмотрено, что ввиду различных особых потребностей НЛ, а также многообразия имеющихся мер, следует предусмотреть соответствующий объем дискреционных полномочий на всех этапах судебного разбирательства и на различных уровнях отправления правосудия в отношении НЛ, в том числе при расследовании, рассмотрении дела в суде, вынесении судебного решения и осуществления контроля за выполнением судебных решений. Лиц, использующие дискреционные полномочия, должны обладать соответствующей квалификацией или подготовкой для их благоразумного применения в соответствии со своими функциями и полномочиями (правило 6).

Правило 8 «Обеспечение конфиденциальности» устанавливает, что право НЛ на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, чтобы избежать причинения ему вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации. В принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность НЛ-правонарушителя.

Остановимся на тех положениях «Пекинских правил», которые регламентируют вынесение судебного решения и выбор мер воздействия.

Судебное разбирательство должно отвечать интересам НЛ и осуществляться в атмосфере понимания, что позволит НЛ участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения (правило 14). Предусмотрена обязательность участия адвокатов НЛ, его родителей (опекунов) в ходе всего судебного разбирательства (правило 15).

Доклад суду о результатах социального обследования (правило 16): во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет НЛ, обстоятельства, при которых было совершено правонарушение, с целью содействия вынесения по делу разумного судебного решения.

Как указано в Комментарии к данному правилу, доклады о результатах социального обследования (социальные заключения или доклады до вынесения приговора) оказывают незаменимую помощь в большинстве случаев, связанных с судебным разбирательством дел НЛ, поскольку дают информацию о соответствующих фактах, касающихся НЛ, его учебе в школе, социальном и семейном окружении, воспитании и т.д. Для этой цели в некоторых судебных системах используются специальные социальные службы или сотрудники, выполняющие эти функции для судов, эти функции могут выполняться другими сотрудниками, в том числе должностными лицами системы пробации.

Руководящие принципы вынесения судебного решения и выбор мер воздействия ориентируют суд на соразмерность меры воздействия на НЛ, при которой учитываются обстоятельства и тяжесть правонарушения, положение и потребности НЛ, потребности общества; при рассмотрении дела НЛ вопрос о его благополучии должен служить определяющим фактором; подход, имеющий чисто карающий характер неприемлем; с учетом требований безопасности должно быть максимально широкое применение мер наказания, альтернативных лишению свободы.

В «Пекинских правилах» указывается на важную роль семьи, которая является естественной и основной ячейкой общества, ни один НЛ не может быть изъят из-под надзора родителей, частично или полностью, если это не оправдано обстоятельствами его дела (правило 18.2). В рамках семьи родители имеют не только право, но и обязаны обеспечить уход и надзор за своими детьми. Поэтому, в соответствии с указанным правилом, разлучение детей и родителей является крайней мерой, которой можно прибегать лишь в тех случаях, когда факты дела оправдывают этот серьезный шаг (например, жестокое обращение с детьми).

Помимо «Пекинских правил» к сфере правосудия в отношении НЛ имеет непосредственное отношение еще один важный международный акт - «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних» (Эр-Риядские руководящие принципы, принятые резолюцией Генеральной Ассамблеи №45/112 от 14.12.1990).

В комментариях к «Пекинским правилам» отмечено, что основным содержанием политики государства должно быть принятие таких мер заботы о молодежи до совершения правонарушения, чтобы устранить вообще саму необходимость применения «Пекинских правил», не допускать столкновения НЛ с системой правосудия.

В «Эр-Риядских руководящих принципах» содержатся рекомендации для государств-участников по организации такой прогрессивной политики предупреждения преступности среди НЛ, чтобы обеспечить раннюю профилактику правонарушающего поведения молодых людей, исключить криминализацию и наказание ребенка за поведение, не причиняющее серьезного ущерба развитию самого ребенка или вреда другим.

Государства-участники в политике предупреждения преступности НЛ обязуются учитывать, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется.

«Эр-Риядские руководящие принципы» предусматривают тесное междисциплинарное сотрудничество между государственным (федеральными), провинциальными (региональными) и местными органами управления с участием частного сектора (гражданского общества), учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоприменительных и судебных учреждений в принятии совместных мер по предупреждению преступности среди НЛ и молодежи.

Законодательство и отправление правосудия в отношении НЛ, согласно «Эр-Риядским руководящим принципам», должно содействовать осуществлению и защите прав и благополучия молодежи и обеспечивать соблюдение ее прав. Следует принять и обеспечить соблюдение законодательства, запрещающего жестокое обращение с детьми и молодыми людьми и их эксплуатацию, а также использование их в преступной деятельности. Никакой ребенок или молодой человек не должен подвергаться грубым или унижающим достоинство наказаниям в семье, в школе или в других учреждениях. Следует рассмотреть вопрос об учреждении поста омбудсмена (или аналогичного независимого органа для молодых лиц), который обеспечивал бы соблюдение статуса прав и интересов молодых людей и квалифицированное обращение к имеющимся службам, контролировал бы осуществление «Эр-Риядских руководящих принципов», «Пекинских правил» и Правил, касающихся защиты НЛ, лишенных свободы. Следует также создавать службы защиты интересов детей.

Как видно из положений международных актов, государствам-участникам рекомендовано создание специализированной отрасли правосудия в отношении НЛ, к сфере которой были бы отнесены дела о НЛ-правонарушителях, а также дела о защите прав ребенка в широком смысле этого слова (защита от семейного насилия и злоупотребления родительскими правами, отсутствия надлежащего ухода и воспитания ребенка его родителями (опекунами), защита детей- жертв преступления).

В России традиционно под специализированным правосудием в отношении НЛ понималось правосудие в отношении НЛ-правонарушителей. Как Уголовный (УК) и Уголовно-процессуальный кодексы (УПК) РСФСР, так и УК и УПК РФ предусматривали и предусматривают особенности уголовной ответственности и наказания НЛ, особенности уголовного судопроизводства с их участием.

Если обратиться к действовавшим в 1960-1980-е гг. Постановлениям Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР, касающихся судебной практики по делам о преступлениях и правонарушениях НЛ, то видно, что все они содержали рекомендации о специализации судей по рассмотрению дел о преступлениях НЛ. В советское время вопросам рассмотрения дел в отношении НЛ всегда уделялось в судах самое серьезное внимание, в том числе вопросам профилактики правонарушений, была работа с подростками, осужденными к условным мерам наказания.

Суды по делам НЛ начали создаваться в России в 1910- 1912 гг. и назывались суды по делам малолетних, просуществовали до 1917 г., когда были ликвидированы вместе со всеми судами Российской империи. Начиная с 1917 г. и по настоящее время судоустройственного закона о судах по делам НЛ (ювенальных судах) в России нет.

Концепцией судебной реформы, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24.10.1991, предусмотрено создание ювенальных судов как специализированных судов.

Впервые термин «ювенальная юстиция» был введен в правовой оборот в Российской Федерации в сентябре 1995 г. «Основными направлениями государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национальным планом действий в интересах детей)», утвержденным Указом Президента РФ от 14.09.1995 № 942, которыми было предусмотрено «создание системы ювенальной юстиции, специальных составов судов по делам семьи и несовершеннолетних», «создание правовой базы по профилактике безнадзорности и правонарушений подростков».

Поэтапная интеграция Российской Федерации в международное правовое поле, в том числе вступление в Совет Европы, обусловили необходимость совершенствования национального законодательства в сфере защиты прав и законных интересов детей, обеспечения гарантий при отправлении правосудия по делам НЛ. Процесс изменения национального законодательства, учитывающего положения общепризнанных норм международного права, достаточно интенсивно проходил в 1990-е гг., когда были приняты Федеральные законы «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (1998 г.) и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»(1999 г.), УК, Уголовно-исполнительный и Семейные кодексы, с 2002 г. действует УПК РФ.

Практика внедрения ювенальных технологий в уголовное судопроизводство с участием несовершеннолетних в Ростовской области стала формироваться в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14.02.2000 № 7, рекомендовавшим применение норм международного права в судебной практике.

Ювенальные технологии в Ростовской области

Апробирование норм международного права в сфере ювенальной юстиции в Ростовской области началось в январе 2001 г. с начала реализации пилотного проекта в соответствии с Соглашением Ростовского областного суда, Управления Судебного департамента в Ростовской области и Программы Развития ООН «Поддержка правосудия в отношении несовершеннолетних» /ПРООН/ (2001-2003 гг.).

Для реализации проекта ПРООН при Ростовском областном суде был создан Координационный совет, в состав которого, помимо судей и работников Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ростовской области, вошли представители прокуратуры, правоохранительных органов, органов и служб государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ, адвокатуры, ученые-юристы, представители общественных организаций.

В 2001 г. в проект были включены все 8 районных судов г. Ростова-на-Дону, с 2002 г. в проект включились городские суды г. Новочеркасска и г. Батайска, в 2003 г.- суды г. Таганрога, Аксайского и Азовского районов. К моменту окончания проекта в декабре 2003 г. по ювенальным технологиям работали 14 районных (городских) судов Ростовской области, которые рассматривали пятую часть всех дел, рассматриваемых всеми судами Ростовской области.

Основное содержание проекта ПРООН - экономия уголовной репрессии и оказание судом помощи НЛ-правонарушителю в реабилитации, введение нового для России института - социального работника при суде, который готовил для суда доклад о личности НЛ (Ростовским областным судом для этого была разработана совместно с министерством общего и профессионального образования Ростовской области «Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя», одобренная Координационным Советом); при установлении фактов нарушения прав НЛ-подсудимого - готовил для судьи предложения о привлечении социальных служб (органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ) для проведения с НЛ индивидуальной профилактической работы в соответствии с Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Такая профилактическая работа с НЛ стала проводиться после суда на основании частного постановления судьи (ч. 4 ст. 29 УПК РФ).

В 2001-2003 гг. в качестве социального работника при суде работали представители разных профессий - юристы, психологи, педагоги. Их отбор осуществлялся на конкурсной основе в соответствии с рекомендациями ПРООН, все они в рамках проекта работали на основе контракта с ПРООН и финансировались этой программой.

К окончанию проекта в декабре 2003 г. стала ясна необходимость сохранения института социального работника при суде, поскольку именно социальный работник оказывал неоценимую помощь судье в подготовке доклада о личности НЛ-подсудимого, ресурсах семьи по его воспитанию и исправлению (эта информация позволяла шире применять такие меры, как принудительные меры воспитательного воздействия - передача НЛ под надзор семьи, назначение наказаний, которые отбываются в обществе).  Кроме этого, именно через социального работника при суде к участию в судопроизводстве стали активно привлекаться социальные службы (органы и учреждения системы профилактики), которым суд поручал проведение с подростком индивидуальной программы реабилитации после суда, а также оказание семье подростка, находящейся в социально опасном положении, предусмотренной законом помощи.

Например, при исследовании условий жизни и воспитания НЛ суд может установить, что подросток проживает в неблагополучной семье, находящейся в социально опасном положении, родители подростка не принимают мер по его содержанию и воспитанию, не контролируют его поведение, жестоко с ним обращаются; может быть также установлено, что подросток вообще утратил родительское попечение - не имеет родителей и лиц, их заменяющих. Либо, наоборот, семья подростка благополучная, совершенное подростком преступление осознается и тяжело переживается как им самим, так и его родителями, которые готовы со своей стороны принять все меры по устранению последствий преступления и могут оказать и оказывают на НЛ положительное воздействие. Учет обстоятельств жизни и воспитания НЛ для суда крайне важен, поскольку от этого во многом зависит выбор меры реагирования: применение принудительных мер воспитательного воздействия либо назначение наказания, а также его вид и размер, возможность применения ст. 73 УК РФ, либо вообще освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием или за примирением с потерпевшим.

Не только ученые-юристы, но и юристы-практики единодушны в том, что УК РФ очень психологизирован, достаточно сказать, что введение в правовой оборот новых положений о так называемой «возрастной невменяемости несовершеннолетних» (положения ч. 3 ст. 20 УК РФ) вызывает вопросы в правоприменительной практике.

Поэтому с самого начала реализации проекта ПРООН в Ростовской области к участию в судопроизводстве по делам НЛ стали активно привлекаться специалисты - психологи и педагоги Областного психолого-педагогического и медико-социального Центра Министерства образования Ростовской области, а также аналогичных центров и служб, расположенных в районах и городах области. Именно эти специалисты показали возможности их участия в судопроизводстве при проведении психологической диагностики НЛ до суда, а также в проведении курса психологической коррекции НЛ после суда силами специалистов указанных центров.

Поскольку имелась возможность оказания НЛ психологических услуг, суды стали применять такую меру, как возложение обязанности на НЛ пройти курс психологической коррекции в указанных выше психологических центрах. Такие обязанности на НЛ возлагались как при применении принудительных мер воспитательного воздействия в соответствии со ст. 90-92 УК РФ (например, в форме установления особых требований к поведению НЛ) либо в качестве одного из обязательств при условном осуждении в соответствии со ст. 73 УК РФ.

Деятельность по проведению курса психолого-педагогической коррекции (социально-педагогической реабилитации) образовательными учреждениями, оказывающими педагогическую и психологическую помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии, предусмотрена Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Но какой «обычный» судья знает эти положения специального законодательства, если только он не специализируется на рассмотрении дел с участием НЛ?

Описанные выше ювенальные технологии, апробированные в практике работы судов Ростовской области, впоследствии нашли отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.01.2007 № 2 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания».

Сотрудничество судов со специалистами органов образования, педагогами и школьными психологами показало, что не всегда целесообразно формальное возложение судом на НЛ такой обязанности, как обязанность возвратиться в образовательное учреждение (в соответствии со ст. 73 или ст. 90-92 УК РФ), потому что не все дети могут выполнить эту обязанность в силу имеющихся у них сложностей в освоении учебной программы. Именно поэтому суды стали принимать во внимание рекомендации психологов и педагогов о том, что прежде чем возложить на НЛ обязанность возвратиться в образовательное учреждение для продолжения обучения, необходимо получить заключение психолого-медико-педагогической комиссии органа управления образованием о том, что НЛ по своему психофизиологическому состоянию может обучаться. Эта практика работы судов Ростовской области также нашла отражение в названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ.

Уже в рамках проекта ПРООН начал формироваться механизм взаимодействия судов с органами, исполняющими наказание. По инициативе Ростовского областного суда руководством ГУФСИН по Ростовской области была введена специализация работников уголовно-исполнительных инспекций по ведению дел НЛ, осужденных к наказаниям, которые отбываются в обществе.

Изменился подход к рассмотрению судами ходатайств об отмене условного осуждения НЛ. Суд стал внимательно разбираться с причинами неисполнения НЛ условий условного отбывания наказания за весь период, стал вызывать в судебное заседание не только представителей органа, осуществляющего контроль за поведением условно осужденного (уголовно-исполнительной инспекции), но и представителей ПДН ОВД, комиссии по делам НЛ и защите их прав (КДНЗП) и защите их прав, образовательных учреждений и т.д. Практика такого неформального рассмотрения указанной категории дел показала, что подростки зачастую самостоятельно не могли выполнить такие возложенные на них в соответствии со ст.73 УК РФ обязанности, как возвращение в образовательное учреждения либо трудоустройство, поскольку в школу и на работу их отказывались брать.

Исходя из этого, Ростовским областным судом было рекомендовано судам области одновременно с возложением на НЛ обязанностей условного осуждения по приговору суда, направление письма либо частного постановления в адрес, прежде всего, КДНЗП, об оказании подростку помощи в выполнении судебного решения (помощь в трудоустройстве, продолжении учебы).

Если НЛ, с участием которого осуществлялась правоприменительная процедура, нуждался в педагогической, медицинской, юридической помощи или в социальной реабилитации, то суды стали поручать КДНЗП принятие соответствующих мер и просили уведомить суд о предпринятых действиях.

Еще одна новация в работе судов Ростовской области стала складываться при применении ч. 7 ст. 88 УК РФ, а именно: при постановлении приговора или иного судебного решения суд стал давать указание органу, исполняющему наказание, учесть определенные особенности личности НЛ при обращении с ним. Такие же указания суд мог давать специализированному учебно-воспитательному учреждению, в которое помещался НЛ, освобожденный от наказания в соответствии со ст. 92 УК РФ. Формой такого указания суда органу, исполняющему наказание, стало направление одновременно с копией приговора/постановления также и «Карты социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя» (направляется в уголовно-исполнительную инспекцию, если наказание отбывается в обществе, либо в воспитательную колонию, если реально назначено наказание в виде лишения свободы).

Следующая ювенальная технология - это ограничение гласности при судебном рассмотрении дел в отношении НЛ и обеспечение права НЛ на конфиденциальность.

Судам Ростовской области рекомендовано непосредственно руководствоваться положениями «Минимальных Стандартных Правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», согласно которым право НЛ на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах судопроизводства, чтобы избежать причинения НЛ вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации; не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность НЛ правонарушителя.

При взаимодействии со СМИ судам необходимо учитывать положения ст. 41 Федерального закона РФ «О средствах массовой информации», согласно которой редакция СМИ не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность НЛ, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого НЛ и его законного представителя, также редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность НЛ потерпевшего, без согласия самого НЛ и (или) его законного представителя.

Обеспечение конфиденциальности при рассмотрении дел с участием НЛ соответствует правовым позициям Европейского суда по правам человека.

По завершении проекта ПРООН в Ростовской области институт «социального работника при суде» нами был трансформирован (с учетом возможностей российского законодательства и местных условий) в институт помощника судьи с функциями социального работника с сохранением прежних направлений работы социального работника.

Судья по делам НЛ привлекает помощника судьи (либо помощника судьи с функциями социального работника) для обеспечения надлежащего применения судом положений ст. 73, 88-92 УК РФ, ст. 108-109, 421, 430, ч. 4 ст. 29 УПК РФ, а также Федеральных законов «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ».

В своей работе помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) руководствуется «Типовым положением о помощнике председателя суда (судьи) федерального суда общей юрисдикции», утвержденным приказом Судебного Департамента при Верховном Суде РФ от 14.07.2002 № 71.

Помощник судьи (помощник судьи с функциями социального работника) по поступившему в суд уголовному делу о преступлении НЛ проводит работу по следующим основным направлениям:

1) в соответствии со ст. 421 УПК РФ собирает данные об условиях жизни и воспитания НЛ, уровне его психического развития и иных особенностях его личности (социально-психологическое обследование НЛ-подсудимого с целью уточнения данных о его личности и подготовки предложений о мерах по его реабилитации и ресоциализации);

2) о проведенном социально-психологическом обследовании НЛ-подсудимого представляет отчет суду (судье) - составляет Карту социально-психологического сопровождения НЛ (в соответствии со ст.ст.73, 86, 58, 285 УПК РФ);

3) взаимодействует со специалистами органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ при социально-психологическом обследовании НЛ-подсудимого, подготовке индивидуальной реабилитационной программы НЛ-подсудимого;

4) проводит примирительные процедуры между потерпевшим и НЛ-подсудимым;

5) готовит предложения суду (судье) о необходимости направления частного постановления в соответствующие организации либо должностным лицам для принятия мер по предупреждению преступлений НЛ, по поручению судьи готовит проекты судебных постановлений, частных постановлений в адрес органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ;

6) осуществляет контроль за исполнением судебного решения (приговора, постановления, частного постановления суда) - проведением органами профилактики социально-реабилитационной работы с НЛ-осужденным или с НЛ, которому судом применены принудительные меры воспитательного воздействия (в соответствии с Федеральными законами «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» и «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

7) направляет копию приговора и карту социального сопровождения НЛ в уголовно-исполнительную инспекцию (в отношении НЛ, которым назначено наказание, отбываемое в обществе) или в воспитательную колонию; в отношении НЛ, к которым применены принудительные меры воспитательного воздействия, направляет копию постановления и карту социального сопровождения в КДНЗП для установления контроля за поведением НЛ; вместе с копией приговора в порядке ч. 2 ст. 92 УК РФ направляет карту социального сопровождения НЛ в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием;

8) обобщает судебную практику рассмотрения дел о преступлениях НЛ и материалов о применении ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (помещение НЛ в центры временного содержания НЛ-правонарушителей органов внутренних дел, направление НЛ в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием); ведет учет своей работы и отражает его в отчете.

Отчет о проделанной работе помощника судьи с функциями социального работника представляется по итогам полугодия и года в Управление судебного департамента для составления сводного отчета. Основные показатели отчета: сколько всего рассмотрено судом НЛ, из них - сколько лиц получили социальное сопровождение; количество лиц, которым оказана помощь в трудоустройстве; количество лиц, которым оказана психологическая помощь; количество лиц, направленных к наркологу; восстановлены на учебе (возобновили учебу, поступили в учебные заведения); оказана помощь семье социальными службами по инициативе суда; налажены отношения в семье; проведены примирительные процедуры; количество лиц, отказавшихся от предлагаемой помощи.

Работа судов по ювенальным технологиям выявила пробелы правового регулирования и необходимость совершенствования регионального законодательства: по вопросам исполнения НЛ принудительных мер воспитательного воздействия (например, какому органу поручать контроль за их исполнением НЛ, если ни УК, ни УПК РФ не содержат указания на такой орган), работы по исполнению частного постановления суда о проведении с НЛ индивидуальной профилактической работы и др.

Поскольку сфера правового регулирования деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений НЛ, согласно Федеральному закону «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то ряд правовых пробелов был устранен региональным законодательством, в подготовке которого приняли участие члены Координационного Совета при Ростовском областном суде.

Например, указанные выше проблемы правового регулирования в Областном Законе Ростовской области «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области» от 26.12.2005 № 425 решены следующим образом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, КДНЗП выполняют функции специализированного государственного органа, которому суд передает под надзор НЛ, освобожденных от уголовной ответственности (ч. 3 ст. 4 Областного Закона). КДНЗП при защите и восстановлении прав и законных интересов НЛ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обращаются в суд за защитой прав и законных интересов НЛ и принимают участие в рассмотрении судом дел, возбужденных по инициативе комиссий; принимают участие в рассмотрении судом иных дел в случаях, предусмотренных законодательством РФ; утверждают подготовленный органом опеки и попечительства план по защите прав ребенка в отношении НЛ, нуждающихся в государственной защите, и контролируют его исполнение (ч. 1 ст. 6 Областного Закона).

КДНЗП при работе с НЛ-правонарушителями обладают следующими полномочиями:

  • осуществляют контроль исполнения назначенных НЛ принудительных мер воспитательного воздействия и проводят индивидуальную профилактическую работу с НЛ, переданным судом под надзор комиссии в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством РФ;
  • в случаях систематического неисполнения НЛ принудительной меры воспитательного воздействия, назначенной судом, обращаются в суд с представлением о ее отмене и о направлении материалов для привлечения НЛ к уголовной ответственности;
  • ходатайствуют перед судом о возможности освобождения НЛ от уголовной ответственности и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, освобождения НЛ от наказания и применении к нему принудительных мер воспитательного воздействия, назначения НЛ наказания, не связанного с лишением свободы;
  • в случаях и порядке, установленном Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», рассматривают вопрос о возможности применения к НЛ мер воспитательного воздействия либо ходатайствуют перед судом о помещении указанного НЛ в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ст. 7 Областного Закона).

КДНЗП при социально-педагогической реабилитации НЛ обладают следующими полномочиями:

  • на основании решения суда разрабатывают индивидуальную программу реабилитации НЛ, включающую в себя оценку/экспертизу/состояния НЛ, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья НЛ, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации НЛ, которые комиссиями осуществляются самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями;
  • своим постановлением поручают проведение индивидуальной профилактической работы в отношении НЛ, их родителей (законных представителей) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 8 Областного закона).

Следует отметить, что сначала на практике сложились ювенальные технологии, которые затем уже были закреплены в Областном Законе «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ростовской области».

В системе уголовного судопроизводства с участием НЛ КДНЗП являются одним из главных координирующих органов, с которыми взаимодействует суд по вопросам реабилитации, профилактики, защиты прав НЛ. Однако до настоящего времени на федеральном уровне отсутствует закон о КДНЗП, который бы соответствовал требованиям времени и изменившемуся российскому законодательству. Достаточно сказать, что до настоящего времени на федеральном уровне вопросы деятельности КДНЗП регулируются «Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.06.1967.

Становление в России ювенальной юстиции как правовой основы социальной политики в отношении НЛ - это задача трех ветвей власти. Судебная власть эту задачу решает путем совершенствования судопроизводства с участием НЛ, приведения его в соответствие с международно-правовыми стандартами в этой сфере.

Опыт Ростовской области показал, что специализированное судопроизводство в отношении НЛ (как центральное звено ювенальной юстиции) является не только инструментом профилактики, но и выступает как системный механизм, обеспечивающий законность, персональную адресность и квалифицированность решений в отношении НЛ и его семьи, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении.

Именно судейское сообщество сегодня все больше берет на себя инициативу по разработке механизмов взаимодействия судов с органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ, разработке методических рекомендации по совершенствованию правоприменительной практики названных органов и изменению законодательства о НЛ. Одной из инициатив судейского сообщества Ростовской области является идея формирования опытной модели пробации (на сегодняшний день осуществляется без каких-либо финансовых затрат), поскольку применение ювенальных технологий в суде показало настоятельную необходимость внедрения ювенальных технологий в сферу уголовно-исполнительного производства. О формировании опытной региональной модели пробации более подробно будет сказано ниже.

Проект Программы Развития ООН в Ростовской области положил начало формированию механизмов взаимодействия «суд - социальные службы», показал возможность совершенствования процедур отправления правосудия в отношении НЛ без каких-либо дополнительных финансовых затрат только путем решения организационных вопросов.

Следует отметить, что одной из сложившихся ювенальных технологий в Ростовской области является судебное решение, содержащее индивидуальный план реабилитации конкретного подростка.

Например, суд возлагает на условно осужденного НЛ обязанности вернуться в общеобразовательное учреждение, получить основное общее образование или трудоустроиться. Однако возложенные судом обязанности подросток зачастую выполнить не может по объективным причинам: в связи с тем, что его не берут в образовательное учреждение, отказывают в приеме на работу. Поскольку причины, способствовавшие совершению преступления, оказываются неустраненными, подросток становится для уголовно-исполнительной инспекции формально злостным неисполнителем возложенных на него судом обязанностей. Поэтому возложение судом обязанности оказать содействие подростку в обеспечении его прав и свобод на должностных лиц органов и учреждений государственной системы профилактики правонарушений приняло форму частного постановления суда (ч. 4 ст. 29 УПК РФ). Такое судебное решение является правовой основой помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении. Тем самым суд выполняет профилактическую функцию в отношении правонарушений НЛ.

Другой процессуальной формой, которая используется судами Ростовской области для подготовки программы реабилитации НЛ, взаимодействия с его семьей и оказания помощи семьям, находящимся в социально опасном положении, является постановление суда, вынесенное в соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Согласно данной статье основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении НЛ, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные ст. 5 названного Закона, если они зафиксированы в приговоре, постановлении или определении суда.

Суд также принимает меры по оказанию помощи ребенку и его семье путем вынесения постановления или направления письма суда в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

К особенностям формирующейся модели ювенальной системы в Ростовской области можно отнести активное использование элементов восстановительного правосудия, заключающегося в применении примирительных процедур, проводящихся с обоюдного согласия потерпевшего и НЛ-правонарушителя.

С одной стороны, эти процедуры могут способствовать обоснованному прекращению дела за примирением сторон. С другой стороны, обязанности, добровольно взятые на себя НЛ-правонарушителем в процессе примирительной процедуры, могут быть возложены на него в соответствии с положениями ст. 73 и 90 УК РФ. Процедуры восстановительного правосудия имеют воспитательное значение и способствуют подлинной ресоциализации НЛ-правонарушителя, формируя у него ответственное отношение к своим поступкам, а также дают реальную возможность защитить законные интересы потерпевшего.

Один из вариантов осуществления примирительной процедуры, проводимой на тех же условиях, используется в судах Ростовской области в рамках досудебной подготовки гражданских дел. По инициативе суда к участию в деле привлекаются специалисты-психологи. При проведении психологом обследования и тестирования истец и ответчик (например, оба родителя) при общении со специалистом-психологом могут прийти к взаимопониманию и учесть интересы ребенка, а в ряде случаев психологическая помощь, полученная родителями, приводит к тому, что они вообще прекращают судебную тяжбу и находят компромиссное решение, устраивающее обе стороны и соответствующее интересам ребенка. Даже небольшой опыт внедрения ювенальных технологий в гражданское судопроизводство с участием НЛ показал их положительное значение, поскольку с помощью новых процедур удается сохранить и поддержать семью, помочь родителям найти взаимопонимание и сохранить семейные связи.

В 2001 г. в первом чтении Государственной Думой РФ был принят проект изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе», согласно которому вносилась новая статья 26-1 «Ювенальные суды» (которые в пределах своей компетенции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела, по которым одной из сторон является НЛ). Таким образом, законодатель обозначил модель ювенального суда как суда комплексной юрисдикции.

Теоретически идея хорошая, но как она будет выглядеть на практике - не знал никто. Именно поэтому была необходимость апробировать предлагаемую законодателем модель, что и было сделано в Ростовской области.

25.03.2004 в Таганроге был открыт первый в России «модельный ювенальный суд» (специализированный судебный состав по делам НЛ Таганрогского городского суда), расположенный в отдельном здании. В его штате судья по уголовным делам и судья по гражданским делам, помимо кабинетов судей и работников аппарата суда, имеется кабинеты для работы психолога, проведения процедур примирения, приема НЛ, условно осужденных, инспектором по делам НЛ уголовно-исполнительной инспекции, кабинет помощника судьи с функциями социального работника. Два зала судебных заседаний не имеют «решеток», участники процессу сидят за одним полуовальным столом перед судьей. Процесс проходит в закрытом режиме, без участия публики и СМИ. Если НЛ содержится под стражей, то его дело рассматривается ювенальным судьей в здании Таганрогского городского суда (там имеется конвойное помещение). Основная идея в оформлении здания «ювенального суда», организации его взаимодействия с социальными службами и волонтерами-общественниками была взята из канадской системы ювенальной уголовной юстиции (Ювенальный суд г. Монреаля).

В сентябре 2005 г. был открыт 2-й «модельный ювенальный суд» в г. Шахты Ростовской области (специальный судебный состав Шахтинского городского суда), который расположен в одном здании городского суда, но имеет отдельный вход, оформление залов заседаний как в Таганрогском ювенальном суде, кроме этого, имеются комнаты психолога, «Комната примирения» (если стороны желают обсудить свою проблемы до суда, они могут провести в ней свои встречи).

В сентябре 2006 г. был открыт 3-й «модельный ювенальный суд» в сельской местности на базе Егорлыкского районного суда, который располагается также в здании районного суда, но имеет отдельный вход и оформление как в ювенальных судах г. Таганрога и г. Шахты. Такая же специализация судей по уголовным делам и по гражданским делам с участием НЛ, особенность рассмотрения дел в этом модельном суде - к ведению ювенального судьи переданы уголовные дела, по которым НЛ является потерпевшим; помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь не только федеральным судьям, но и мировым судьям, к которым на рассмотрение поступают дела НЛ. Для всех трех наших «модельных судов» характерно, что помощник судьи с функциями социального работника работает не только с НЛ-подсудимыми, но оказывает помощь судьям при рассмотрении гражданских дел с участием НЛ и уголовных дел, по которым НЛ является потерпевшим.

В начале статьи мы упоминали, что в Ростовской области поддерживается тесное взаимодействие суда с органами исполнительной и законодательной власти, правоохранительными органами при формировании опытной региональной модели ювенальной юстиции.

Остановимся подробнее на вопросах формирования на региональном уровне элементов пробации.

Программа индивидуальной реабилитации осужденного НЛ, который отбывает наказание в обществе, определенная судом, практически снимает проблемы, с которыми ранее сталкиваются работники уголовно-исполнительных инспекций (УИИ). Так, не возникает сложностей при решении вопросов трудоустройства осужденных НЛ, возвращении их в образовательные учреждения и т.п.

Не только в Ростовской области, но и в целом по России есть проблемы реабилитации и ресоциализации НЛ, а также молодых людей (отбывших наказание за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте), которые возвращаются в общество из колонии. В первую очередь, такие молодые люди сталкиваются с трудностями в трудоустройстве, продолжении обучения, а нередко и с невозможностью проживания в семьях с асоциальными родителями и родственниками, в которые им приходится возвращаться после колонии. Отсюда - неизбежен рецидив преступлений.

На сегодняшний день реальным оказанием помощи лицам, получившим условно-досрочное освобождение (УДО), не занимается ни одна служба. Органы внутренних дел по месту жительства обязаны лишь осуществлять контроль за их поведением, но на них по закону не возложены полномочия по оказанию социальной помощи.

Не возложены эти полномочия и на УИИ. Таким образом, лица, получившие УДО, «выпадают» из реабилитационного пространства, поскольку их ресоциализацией и реабилитацией после освобождения не обязана заниматься ни одна из существующих служб.

Проблема может быть решена, если законодательно функции оказания помощи в ресоциализации и реабилитации лицам после УДО возложить на УИИ с соответствующим финансовым обеспечением этой деятельности. Ведь сегодня УИИ занимаются контролем за исполнением наказаний, которые отбываются в обществе, например, обязательных работ, имеют опыт взаимодействия с муниципалитетами по созданию рабочих мест для отбывания обязательных работ. В случае передачи УИИ полномочий по контролю за поведением и оказанию помощи лицам после УДО данные инспекции могли бы на основании договоров с муниципальными службами оказывать помощь освобожденным лицам в решении бытовых вопросов, трудоустройстве и т.п.

Но это проблема за один день не решится. Что же можно сделать уже сейчас и что зависит от суда в решении проблемы УДО и предупреждения рецидива?

Ростовским областным судом в 2007 г. была обобщена практика рассмотрения судами области в 2006 г. дел об УДО от отбывания наказания НЛ, а также лиц, осужденных за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте (ст. 79 УК РФ, п. 4, 4.1 ст. 397 УПК РФ).

В соответствии с действующим законодательством защита прав и законных интересов потерпевших от преступлений, равно как и соблюдение прав и процессуальных гарантий осужденных, должны быть обеспечены на всех стадиях уголовного судопроизводства, в том числе на стадии рассмотрения судом вопроса об УДО осужденных от отбывания наказания.

Законодатель не устанавливает, какое именно значение при решении вопроса об УДО от отбывания наказания могут иметь те или иные сведения, предоставляя тем самым суду право в каждом конкретном случае решать, достаточны ли эти сведения для признания осужденного не нуждающимся в полном отбывании назначенного судом наказания и подлежащим УДО.  Важно при этом своевременное принятие мер по обеспечению общественной безопасности, предупреждению совершения вновь преступлений лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 175 УИК РФ ходатайство осужденного от отбывания наказания направляется в суд администрацией учреждения или органа исполняющего наказание вместе с характеристикойна осужденного. Обобщение показало, что вносимые в суд характеристики и заключения администраций учреждений в целом соответствуют ч. 1 ст. 175 УИК РФ. В то же время в таких характеристиках практически не содержится информации о том, каким образом осужденный загладил причиненный преступлением вред, чем подтверждается заявление осужденного о том, что он раскаялся в содеянном, не приводятся иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного, отсутствуют предложения администрации о необходимости возложения на осужденного обязанностей в соответствии с ч. 2 ст. 79, ч. 5 ст. 73 УК РФ, о принятых администрацией мерах по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве и оказании им необходимой помощи после освобождения (постпенитенциарные условия).

Таким образом, обобщение показало, что необходимо совершенствование практики применения законодательства об УДО от отбывания наказания, в связи с чем судам Ростовской области даны следующие рекомендации.

Судам рекомендовано учитывать следующие критерии применения ч. 1 ст. 79 УК РФ:

  • отсутствие злостных нарушений;
  • добросовестное отношение к обязанностям;
  • уважительное отношение к другим осужденным и сотрудникам исправительной системы;
  • поведение осужденного за весь период отбывания наказания;
  • наличие у осужденного как поощрений, так и взысканий;
  • в совокупности со всеми обстоятельствами должна оцениваться категория тяжести совершенного виновным преступления;
  • оставшийся не отбытый срок наказания;
  • число и характер судимостей, интервал между ними;
  • причины, по которым ранее примененное к лицу наказание не достигло своих целей (например, была ранее применена ст. 73 УК РФ об условном осуждении, которая была отменена и лицо направлено для реального отбывания лишения свободы, осужденный отбывает это наказание и ходатайствует об УДО);
  • возможности бытового и трудового устройства после освобождения, сведения о наличии у осужденного семьи, близких родственников или иного жилья, куда бы он мог быть направлен после освобождения;
  • меры по возмещению ущерба и заглаживанию вреда, причиненного потерпевшему;
  • отношение осужденного к исполнению обязанностей в соответствии с ч. 2 ст. 79, ч. 5 ст. 73 УК РФ в случае применения к нему УДО от отбывания наказания.

Судам рекомендовано обеспечивать воспитательное значение судебных процессов: ходатайства об УДО от отбывания наказания рассматривать с обязательным участием осужденного в судебном заседании, непосредственно выяснять отношение осужденного к преступлению, принятые осужденным меры по заглаживанию вреда, причиненного преступлением, отношение осужденного к исполнению обязанностей, предусмотренных ч. 2 ст. 79, ч. 5 ст. 73 УК РФ. О поступлении ходатайства об УДО от отбывания наказания НЛ следует уведомлять его законного представителя.

Суду необходимо учитывать информацию и предложения администрации учреждения о постпенитенциарных условиях освобожденных лиц (наличие места жительства, семьи, перспектив трудоустройства и т.д.).

При удовлетворении судом ходатайства об УДО возлагать на осужденных обязанности в соответствии с ч. 2 ст. 79, ч. 5 ст. 73 УК РФ, а контроль за поведением условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания лиц возлагать на ОВД по месту их жительства. Копии постановлений об УДО от отбывания наказания судам направлять в ОВД по месту жительства для постановки их на профилактический учет.

Изменение судебной практики об УДО в связи с указанными выше рекомендациями влечет за собой необходимость учитывать их и учреждениями, в которых отбывают наказание осужденные. Поэтому Ростовским областным судом изложенное выше было доведено до сведения руководства ГУФСИН России по Ростовской области, которое, в свою очередь, довело до сведения руководителей учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, изложенные выше рекомендации с указанием учитывать рекомендации областного суда при подготовке характеристик и заключений по УДО, представляемых в суд.

Идею создать опытный модельный ювенальный суд с пенитенциарными вопросами Ростовскому областному суду предложило руководство ГУФСИН РФ по Ростовской области. Идея заключается не в том, чтобы открыть отдельное здание, а в том, чтобы изменить технологии работы с НЛ, которые условно-досрочно освобождаются от отбывания наказания из Азовской воспитательной колонии.

Этот вопрос был предметом обсуждения на заседании Совета судей Ростовской области и им поддержана инициатива по созданию Азовского модельного ювенального пенитенциарного суда. Администрацией г. Азова выделено помещение для такого модельного суда, идет его ремонт, открытие намечено в этом году.

Организационная работа на этом не окончена, уже на протяжении 2 лет проводятся межведомственные встречи и совещания по налаживанию механизма взаимодействия всех служб с судом по вопросам социальной реабилитации НЛ после УДО.

В этом процессе ценная информация об опыте взаимодействия суда со службами, обеспечивающими исполнение наказаний НЛ, была нами получена при реализации российско-канадского проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации» (2006-2009 гг.) (Ростовская область является пилотным регионом данного проекта). В канадской системе ювенальной юстиции имеется специальная служба пробации, специалисты которой взаимодействуют с судом (готовят доклад о личности НЛ, используют специальный тестовый инструментарий «Оценка рисков и потребностей несовершеннолетнего», позволяющий выявить причины совершения преступления подростком и дать рекомендации по оказанию ему необходимой помощи для предупреждения рецидива). Инструментарий по оценке рисков и потребностей был апробирован в Ростовской области различными службами: для системы ранней профилактики, для учреждений исполнения наказаний (как УИИ, так и воспитательной колонии), судом на стадии судебного разбирательства (технология сбора юридически значимой информации о НЛ по ст. 421 УПК РФ, подготовка мер по защите и предупреждении рецидива ч. 4 ст. 29 УПК РФ).

Разработанным нами универсальным инструментарием могут легко пользоваться специалисты любого профиля (психологи, педагоги, работники КДНЗП, работники ПДН ОВД, инспектора УИИ, сотрудники колонии, помощники судьи и т.п.). По сути, этот новый инструментарий позволил нам усовершенствовать ранее успешно зарекомендовавшую себя «Карту социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя» (доклад суду о личности). Такую карту для суда сегодня легко может подготовить не только помощник судьи с функциями социального работника, но и по поручению суда любой специалист системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ.

А это, в свою очередь, позволяет внедрять ювенальные технологии в работу судов практически всем регионам России, поскольку в каждом из них действуют органы и службы системы профилактики безнадзорности правонарушений НЛ, с которыми могут взаимодействовать суды при рассмотрении дел о преступлениях НЛ.

В целях оперативного и эффективного разрешения проблемных вопросов, возникающих в судебной практике судов области при рассмотрении дел в отношении НЛ, совершенствования аналитической работы и оказания судьям районных (городских) судов методической помощи, в соответствии с Постановлением Президиума Ростовского областного суда от 04.02.2008 г. в областном суде образован судебный состав по делам семьи и НЛ, в который вошли судьи всех коллегий областного суда.

Суммируя сказанное, кратко опыт Ростовской области в сфере ювенальной юстиции заключается в следующем:

1)  введена специализация судей по рассмотрению уголовных дел о преступлениях НЛ, а в ряде судов области - и по рассмотрению уголовных дел о детях - жертвах преступлений и гражданских дел, одной из сторон которых является НЛ;

2)  введена специализация работников аппаратов судов - помощники судей с функциями социального работника (введены в штаты 15 судов области), в других судах закреплена специализация помощников судей, которые закреплены за судьями по делам НЛ;

3)  по уголовным делам о преступлениях НЛ помощник судьи готовит доклад суду о личности НЛ (в соответствии со ст. 421 УПК РФ составляется Карта социального сопровождения несовершеннолетнего правонарушителя);

4)   после суда в соответствии с ч. 7 ст. 88 УК РФ Карта направляется вместе с копией приговора в УИИ (если назначено наказание, которое отбывается в обществе) и в колонию (если назначено реальное лишение свободы), и в КДНЗП (если назначены принудительные меры воспитательного воздействия);

5)  соблюдение принципа конфиденциальности по делам с участием НЛ (по усмотрению суда проводятся закрытые заседания);

6)  экономия уголовной репрессии: акцент на назначение судом воспитательных и реабилитационных (профилактических) мер, а также предпочтительность назначения наказаний, которые отбываются в обществе (условное осуждение, обязательные работы, исправительные работы);

7)  установление механизма взаимодействия судов (судей по делам НЛ) и социальных служб для НЛ (с 2001 г. действует Координационный Совет при Ростовском областном суде с участием представителей суда, адвокатуры, прокуратуры, органов и служб профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ, общественных некоммерческих организаций; а также Лаборатория по научно-практическому сопровождению ювенальной юстиции);

8)  к участию в рассмотрении дел НЛ судом привлекаются работники органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ, которые призваны оказать помощь в защите нарушенных прав НЛ, а также обеспечить проведение индивидуальной профилактической работы после суда;

9)  используется как основа правовой помощи НЛ частное постановление суда, в соответствии с которым суд назначает индивидуальную профилактическую работу; использование судом такой формы, как направление писем об оказании помощи НЛ в соответствующие ведомства;

10) контроль суда - взаимодействие с УИИ, органами и службами системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ после суда;

11) создание 3 модельных ювенальных судов (специальных судебных составов по делам НЛ). Помещения судов созданы в соответствии с «Пекинскими Правилами», в этих судах введена специализация судей по уголовным и гражданским делам с участием НЛ, помощник судьи с функциями социального работника оказывает помощь этим судьям, а также мировым судьям соответствующих участков, в модельных судах созданы условия для проведения примирительных процедур (имеются отдельные помещения-«комнаты примирения»), а также кабинеты для адвокатов, прокуроров, для работы психологов; в залах судебного заседания отсутствуют так называемые «клетки» (место для подсудимого, огороженное металлической решеткой), участники процесса располагаются за одним столом перед судьей;

12) установление постоянного взаимодействия Ростовского областного суда, Администрации и Законодательного Собрания Ростовской области по формированию региональной нормативно-правовой базы в сфере защиты прав НЛ и их семей.

Немного статистики

Внедрение ювенальных технологий в работу судов общей юрисдикции Ростовской области привело к снижению уровня рецидива среди НЛ, прошедших через суд.

Так, если общий показатель рецидива в Ростовской области, по данным МВД, в 2007 г. составлял 16,2%, то средний процент «судебного» рецидива составлял 7,5%, а в работе 3 «модельных ювенальных судов» Таганрогского, Шахтинского и Егорлыкского судов был еще ниже - от 0% до 3,5 % (под «судебным» рецидивом имеются в виду случаи совершения преступлений повторно теми НЛ, которые получали социальное сопровождение и программу реабилитации на основании судебного решения).

Соответственно статистические показатели по Ростовской области за 2008 г. - 1,5% рецидив по данным МВД, «судебный» рецидив - 8,3%. В 2006-2008 гг. 15 судами, работающими по ювенальным технологиям, рассмотрено более половины всех НЛ, дела о которых рассматривались всеми судами Ростовской области, при этом социальное сопровождение получали 74-84% НЛ, попавших в орбиту суда.

Снижение рецидива среди НЛ происходит за счет того, что с ними после суда проводится индивидуальная профилактическая работа, поручение о которой дает суд в адрес органов и служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ.

На снижение рецидива влияет и реабилитационное насыщение судебных решений в части реализации принудительных мер воспитательного воздействия. В работе 15 судов, работающих по ювенальным технологиям, постоянно растет число НЛ, в отношении которых применены принудительные меры воспитательного воздействия. Так, если в 2006 г. этими судами были рассмотрены 1169 НЛ, принудительные меры применены в отношении 55 лиц (4,7%), то в 2008 г. рассмотрено 976 лиц, в отношении 111 из которых применены принудительные меры воспитательного воздействия (11,4%).

Работа по ювенальным технологиям позволяет судам чаще прекращать дела за примирением на основании ст. 25 УПК РФ. Так, 15 «ювенальными» судами в 2006 г. были прекращены дела на основании ст. 25 УПК РФ в отношении 176 НЛ (9,4%), в 2007 г. - в отношении 209 лиц (20,7%), в 2008 г. - в отношении 188 НЛ (19,3%).

В настоящее время в Российской Федерации элементы ювенальных технологий в своей работе используют суды Иркутской, Ленинградской, Брянской, Липецкой, Камчатской, Владимирской, Псковской, Амурской, Омской, Ивановской, Саратовской, Оренбургской, Волгоградской, Московской, Ульяновской областей, Еврейской автономной области, Пермского и Красноярского краев, Республик Хакасия, Чувашия, Карелия, городов Санкт-Петербурга и Москвы и др. Внедрение ювенальных технологий осуществляется в инициативном порядке, при этом каждый регион использует имеющиеся кадровые, финансовые, правовые и иные ресурсы.

О перспективах ювенальной юстиции в Российской Федерации

Концепцией судебно-правовой реформы в Российской Федерации, принятой еще в 1991 г., предусмотрено создание специализированных (ювенальных) судов. Создание специализированной системы правосудия в отношении НЛ с 1990 г. является обязательством Российской Федерации по исполнению Конвенции ООН о правах ребенка.

По оценке Президента РФ Д.А.Медведева, в Российской Федерации фиксируется неуклонный рост нарушений законодательства о правах и законных интересах детей. Недопустимо велико число неблагополучных семей, а дети, растущие в таких семьях, постоянно пополняют ряды беспризорных и безнадзорных, становятся жертвами преступлений, а зачастую и сами совершают преступления.

Так, в 2008 г. 126 тыс. детей стали жертвами насилия, выявлено 107 890 совершивших преступления НЛ, 73 106 НЛ осуждено за совершение различных преступлений (в том числе 16 487 - уже ранее судимых). За совершение правонарушений в органы внутренних дел доставлено 928 219 НЛ.

Для исправления ситуации необходимы нормальная система защиты детства, скоординированные действия всех государственных структур, структур исполнительной власти, правоохранительных органов, общественных организаций, направленные на усиление профилактики, социальную реабилитацию и социальную адаптацию оказавшихся в трудной жизненной ситуации детей.

Необходимо кардинально усовершенствовать законодательство, регламентирующее деятельность органов и учреждений системы профилактики, и саму работу этих органов и учреждений, внедрять в практику работы данных органов и учреждений современные ювенальные технологии, четко определить механизм взаимодействия социальных служб (органов системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ) с судом.

К сожалению, в Российской Федерации защита прав НЛ как отрасль социальной политики и социального права, развита крайне слабо. Недостаточно урегулирован на федеральном уровне статус КДНЗП как основного координирующего органа системы профилактики безнадзорности и правонарушений НЛ.

Правосудие по делам НЛ (предусматривающее специализацию по уголовным и гражданским делам, по которым одной из сторон является НЛ), как самостоятельная подсистема общего правосудия отсутствует.

С учетом сказанного, в Российской Федерации необходимо формирование ювенальной юстиции как основанной на правах человека и учитывающей базовые ценности общества целостной системы, направленной на снижение уровня преступности НЛ, в том числе рецидивной, создание действенной системы социальной реабилитации НЛ-правонарушителей, обеспечение всесторонней защиты прав и законных интересов детей.

Необходима специализация судебной системы по рассмотрению уголовных дел о преступлениях, по которым потерпевшими являются дети. Для них уголовный процесс психологически травматичен. Не создана правовая база для оказания необходимой помощи и поддержки непосредственно детей - жертв преступлений, в том числе жертв преступлений на сексуальной почве, такая система, которая предусматривала бы меры оказания им психологической помощи, смягчения посттравматического стрессового расстройства, сопровождения и поддержки детей при осуществлении процедур уголовного судопроизводства (при прохождении через процедуры предварительного расследования, судебного разбирательства). Залы судов, в которых рассматриваются уголовные дела о преступлениях, по которым жертвами преступлений являются дети, не предусматривают возможности исключить психотравмирующий контакт жертвы с преступником.

Необходима специализация правосудия при рассмотрении гражданских дел с участием НЛ, прежде всего дел, вытекающих из брачно-семейных отношений, а также дел о защите прав НЛ. Отсутствие специализации судей по рассмотрению семейных дел с участием НЛ приводит к тому, что такие дела рассматриваются формально, иски органов опеки и попечительства о лишении родительских прав суды, как правило, удовлетворяют, при этом практически не используются иные, более мягкие меры реагирования, такие, как ограничение в родительских правах.

Формирование правовой базы ювенальной юстиции в Российской Федерации поддерживается Правительственной комиссией по делам НЛ и защите их прав.

По поручению Президента РФ от 09.06.2009 № Пр-1470 вопросы создания в Российской Федерации судов, осуществляющих правосудие в отношении несовершеннолетних, в настоящее время рассматриваются в Правительстве РФ.

Для формирования особой ветви правосудия - ювенальной юстиции необходима разработка Концепции совершенствования правосудия по делам НЛ. Начало этому процессу может быть положено принятием поправки в Федеральный конституционный закона РФ, проект которой был в первом чтении одобрен Государственной Думой РФ 15.02.2002. Указанным проектом предусмотрено учредить ювенальные суды в системе судов общей юрисдикции, возложив на них рассмотрение дел, хотя бы одним из участников которых является НЛ.

Данным проектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов устанавливаются Федеральным конституционным законом, который предлагается принять после вступления в силу указанной выше поправки в Федеральный конституционный закон.

Таким образом, принятие проекта об учреждении ювенальных судов позволит продолжить работу над проектом, непосредственно определяющим полномочия, порядок образования и деятельности ювенальных судов, а также проанализировать - какие в связи с этим потребуются дополнения и изменения уже действующего законодательства.

Представляется, что проект о введении ювенальных судов можно принять уже сегодня, но включить в него положение, устанавливающее, что до принятия соответствующего федерального закона о полномочиях, порядке образования и деятельности ювенальных судов, который определил бы, с какого момента на территории Российской Федерации учреждаются ювенальные суды, продолжал бы действовать прежний порядок рассмотрения дел судами общей юрисдикции.

В современном мире существуют разнообразные модели ювенальной юстиции, обусловленные особенностями каждой страны, менталитетом ее жителей, культурными и правовыми традициями. В ряде стран правосудие в отношении несовершеннолетних как самостоятельная форма правосудия предусматривает только дела о преступлениях несовершеннолетних (ювенальная уголовная юстиция). В других странах специализированное правосудие в отношении несовершеннолетних - это гражданское судопроизводство, в основном дела, вытекающие из семейных отношений (семейные суды). Есть и такие модели ювенальной юстиции, в которых предусматривается комплексная юрисдикция: специализированный суд рассматривает гражданские и уголовные дела, по которым одной из сторон является несовершеннолетний (причем это могут быть уголовные дела как о преступлениях несовершеннолетних, так и о преступлениях, по которым несовершеннолетние являются жертвами).

ТКАЧЕВ Виктор Николаевич. Доктор юридических наук. В 1984 г. впервые избран судьей Ростовского областного суда. В 1987 г. избран членом Президиума Ростовского областного суда и назначен председателем судебного состава по рассмотрению уголовных дел в кассационном порядке. В 1993 г. избран заместителем председателя Ростовского областного суда, а в 1995 г. назначен на должность председателя Ростовского областного суда. С 1992 г. - член Совета судей Российской Федерации. Длительное время возглавлял комиссию по вопросам организационно-кадровой работы Совета Судей РФ. Под его непосредственным руководством был разработан проект Кодекса судейской этики. Судья Высшего квалификационного класса, Заслуженный юрист Российской Федерации.