Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (32), Октябрь 2009

Борьба с финансированием террористической деятельности в России

Паненков А.А., НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Заявление “Группы восьми” по борьбе с терроризмом дало новый импульс наращиванию усилий по обеспечению глобального осуществления санкций и активизации действий в целях достижения всеобщего соблюдения международных стандартов в области борьбы с финансированием терроризма на основе полного выполнения 40 рекомендаций Целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ) в сфере противодействия легализации преступных доходов и ее 9 специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Более высокий уровень координации и обмена данными и усовершенствование механизмов такого обмена способствовали бы их соблюдению во всем мире. Особое внимание нужно также обратить на контрабанду наличности, злоупотребления, связанные с денежными переводами, и другие формы перемещения терактивов. Мы с удовлетворением отмечаем важную работу, проделанную в области борьбы с контрабандой наличных средств и использованием курьеров, осуществляющих их перевозку в целях финансирования терроризма, в частности, совместную операцию “Группы восьми” по перехвату таких курьеров, в результате которой было произведено свыше 70 задержаний и изъято порядка 3,5 млн долл. США. В сентябре 2009 г. Россия отчитается о достигнутых успехах в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма на заседании Комитета Совета Европы МАНИВЭЛ, а в июне 2010 г представит отчет о прогрессе в этом направлении перед ФАТФ.

Согласно примечанию к ст. 205-1 Уголовного кодекса (УК) РФ под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. В первом полугодии 2009 г. в России отмечен рост таких террористических преступлений, как содействие террористической деятельности (ст. 205-1 УК РФ), на 400%, в том числе преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации.

Борьбе с финансированием терроризма служит Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который совершенствуется. Нарушение требований этого Федерального закона приводит к отзыву лицензий у банков.

В первом полугодии 2009 г. Росфинмониторингом отработано порядка 10 тыс. запросов от правоохранительных органов; порядка 11 тыс. материалов направлено в правоохранительные органы по результатам инициативных финансовых расследований. Всего проведено около 10 тыс. финансовых расследований по линии противодействия легализации преступных доходов и порядка 500 - по линии противодействия финансированию терроризма, но сведений о количестве возбужденных уголовных дел по финансированию терроризма нет.

Анализ следственной практики свидетельствует о том, что принимаемые меры к ликвидации финансовых основ террористической и экстремистской деятельности не соответствуют криминальной ситуации как во всей России, так и на Северном Кавказе: в 2006 г. было возбуждено и расследовано 1 уголовное дело по финансированию террористической деятельности, в 2007 г. не осуждено ни одного лица за финансирование терроризма [2,3], поэтому работу всех правоохранительных органов и спецслужб РФ нельзя признать эффективной и удовлетворительной по выявлению и пресечению каналов и источников финансирования экстремизма [4] и терроризма. В 2008 г. гражданин РФ А.Альдагир был признан Мосгорсудом виновным по ст. 205-1 УК РФ, т.е. в финансировании незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике. Имеется информация о задержании лиц, причастных к финансированию терроризма и в 2009 г.

Важно международное сотрудничество по борьбе с финансированием терроризма. Являясь координатором деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с организованными преступными формированиями террористического характера, прокуратура систематически анализирует ход и результаты борьбы с организованными преступными формированиями, уделяет внимание совершенствованию форм координации и взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом, терроризмом, в том числе его финансированию.

Финансирование организованной преступной деятельности, особенно террористической и экстремистской, является тщательно скрываемым процессом и всегда маскируется. Как правило, доставка денег из-за границы в Россию осуществляется с помощью «хавалы», т.е. без физического перемещения денег через государственную границу. Для Северного Кавказа типичным является доставка денег как путем «хавалы», так и доверенными лицами, чаще женщинами (их обычно не обыскивают), отдельными партиями (частями), уточненными и выверенными маршрутами.

Как правило, выявление источников и каналов финансирования является длительным процессом, требующим задействования значительных сил и средств, специальной техники, на территории нескольких субъектов или даже государств, проводится, как правило, спецслужбами и взаимодействующими структурами как одного, так и нескольких государств, между которыми заключены международные договоры или соглашения о пресечении организованной преступной деятельности.

В России уделяется внимание выявлению и перекрытию каналов и источников финансирования организованной преступной деятельности, в том числе террористической совместно с правоохранительными органами и спецслужбами стран СНГ [5]. Планом Российской Федерации по реализации положений Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 гг. предусмотрены пункты по разработке механизма взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, торговле людьми, органами и тканями человека для трансплантации, по сотрудничеству Росфинмониторинга с подразделениями финансовых разведок государств - участников СНГ по выявлению и отслеживанию денежных средств, полученных в результате совершения экономических преступлений, направленных на финансирование терроризма, продолжение работы по обмену оперативной информацией о местопребывании и возможных маршрутах передвижения лидеров и участников организованных преступных формирований и т.д. Источниками финансирования террористической деятельности внутри России являются похищение человека, захват заложника, незаконный оборот нефтепродуктов, оружия, наркотиков.

30.05.2009 в рамках прошедшей в Риме встрече министров юстиции, министров внутренних дел и генеральных прокуроров государств "Группы восьми" Генеральный прокурор РФ Ю.Чайка выступил с докладом по вопросам борьбы с терроризмом, где обоснованно отметил, что потоки движения наркотиков, прежде всего героина, удивительно совпадают с так называемой «дугой нестабильности», в которой происходит наибольшее количество террористических актов. Он отметил, что сегодняшний терроризм тесно смыкается и переплетается с трансграничной организованной преступностью. Основным мотивом такого срастания является потребность террористических организаций в финансах. Прежде всего, традиционно используются деньги, полученные от наркобизнеса, незаконного оборота оружия, похищения людей, рэкета.

Прогноз развития криминальной ситуации на Северном Кавказе нельзя отнести к оптимистическим, потому что не перекрыты каналы и источники финансирования террористической и экстремистской деятельности, несмотря на то, что, по словам директора ФСБ России, ситуация находится под контролем. Серия резонансных преступлений в июне-июле 2009 г. на Северном Кавказе убедительно свидетельствует о слабых оперативных позициях правоохранительных органов и служб по этой ключевой проблеме. На территории Чеченской Республики, Республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др. будут продолжать активно действовать хорошо организованные, жестко, по военному образцу, структурированные и глубоко законспирированные, внедрившиеся в государственный аппарат и правоохранительные органы члены международных террористических организаций и организованных групп.

***

В апреле 2009 г. в Дагестане сотрудниками ФСБ уничтожен эмиссар «Аль-Кайды» - гражданин Турции Зия Пече под псевдонимом Абузар, который выступал финансистом местных религиозно-террористических группировок, и задержан Али Оздениров, являвшийся финансистом диверсионно-террористических группировок. Он в 1998-2004 гг. проходил обучение в университете Фурадж (Дамаск), с января по март 2009 г. дважды выезжал в Турцию, где получил деньги от местных религиозных экстремистов для закупки оружия и боеприпасов.

Источник: Антитеррор // Спецназ России. 2009. № 4. С. 2.

***

Лидеры международных террористических организаций заинтересованы в дестабилизации ситуации на Северном Кавказе. "В программах международного терроризма заложена дестабилизация ситуации в регионе, чем они (международные террористы) и занимаются", - заявил Ю.Б.Евкуров.

В своем докладе об укреплении законности и правопорядка в РФ в 2008 г. в Совете Федерации ФС РФ Генеральный прокурор РФ Ю.Чайка вновь отметил, что террористическая угроза остается, а перекрытие каналов и источников финансирования как внутри, так и из-за рубежа является актуальной задачей для спецслужб и правоохранительных органов. В частности, он сказал о том, что денежные средства для бандитских формирований на Северном Кавказе доставляют курьеры, проникающие через приграничные государства - Грузию и Азербайджан. Ю.Чайка отметил, что в большинстве случаев для финансирования боевиков на Кавказе используются каналы, минующие кредитно-финансовую систему страны. Среди потенциальных источников получения финансовых средств для экстремистской и террористической деятельности в докладе называются "добровольные пожертвования" предпринимателей и коммерсантов, денежные средства, похищенные из бюджета, средства от нелегального оборота нефтепродуктов, доходы, получаемые от таких преступлений, как изготовление и реализация фальшивых денежных знаков, незаконное предпринимательство. "В связи с этим особую актуальность приобретает работа по выявлению и пресечению должностных злоупотреблений и коррупции в органах исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и контроль на госгранице", - подчеркнул Ю.Чайка.

У Генерального прокурора РФ были основания упомянуть Азербайджанскую Hеспублику в связи с финансированием террористической деятельности. По многочисленным проверенным данным некоторые каналы и источники финансирования были из Азербайджана. Руководство Чеченской Республики также располагает сведениями о нахождении участников организованных преступных формирований в Азербайджане.

Зафиксированы поступления потоков финансовых средств в Чечню из мусульманских стран. В частности, арабские шейхи намерены направить главарям бандформирований до 80 млн долл. (около 30 млн долл. уже собраны). Основными каналами переправки финансов в Чечню являются Грузия и Азербайджан. Так, по имеющимся сведениям, в Азербайджане находится около 4 млн долл. США, в Грузии - 1,5 млн долл., предназначенных для Хаттаба (данные средства поступили, предположительно, от Усамы бен Ладена). Во многом именно благодаря непрекращающимся финансовым вливаниям из-за рубежа главарям бандформирований удается поддерживать "тлеющий конфликт" в Чечне. В Азербайджане продолжается оказание всесторонней поддержки чеченским боевикам. Отмечены случаи, когда заботу о чеченцах брали на себя арабы, проживающие в Азербайджанской Республике.

Территория Азербайджанской Республики использовалась экстремистами в качестве транзитной для переброски в Чечню боевиков, оружия, боеприпасов, финансовых средств, других грузов. В Баку были эмиссары из стран арабского мира: гражданин Судана Аль-Хайра Мухди Аль-Хаир Судани и араб Абу Якуб (финансист Хаттаба). Последний доставил около 200 тыс. дол­л. США, выделенных "исламским фондом развития" для организации вооруженного сопротивления федеральным силам в Чечне.

Руководство бандформирований пыталось "прибрать к рукам" часть дохода от нефтяного бизнеса в Баку. Для получения финансовой помощи, вербовки новых наемников представители бандформирований налаживали и закрепляли контакты с представителями стран, поддерживающих экстремистов Чечни. В Баку находились представители руководства бандформирований Чеченской Республики Ичкерии. Представляясь членами правительства А.Масхадова, они вели работу по установлению и закреплению связей и контактов с заинтересованными кругами из стран исламского мира (Саудовская Аравия, Тунис, Пакистан, Турция). Основной задачей этих представителей являлось ведение переговоров о предоставлении финансовой и материальной помощи для поддержки основных сил бандформирований А.Масхадова и возобновления активных действий против федеральных сил.

Основными внешними источниками поступления финансовых средств для бандформирований остаются международные экстремистские исламские организации, а также помощь чеченских диаспор, находящихся в России и за рубежом. Например, чеченским бизнесменом Х-А.Нухаевым переправлено для боевиков, действующих в Грозном, около 30 тыс. долл. США.

Так как основным видом диверсионной деятельности боевиков оставалось минирование маршрутов движения военной техники федеральных сил, лидеры банд в ходе подготовки к широкомасштабным боевым действиям и с целью уменьшения затрат на изготовление средств подрыва совершенствовали техническое оснащение банд. Через посредников в Азербайджане на одном из предприятий Баку была заказана пробная партия (несколько десятков) радиовзрывателей, переделанных из миниатюрных радиоприемников.

Другим источником финансирования являлся сбыт фальшивых денежных купюр. Один из центров распространения фальшивых денег находился в Шали Шалинского района, куда из Дагестана доставлялись крупные партии фальшивых долларов и рублей (купюры по 100 и 500 руб.). Из Баку завозились доллары, изготов­ленные в Иране.

В Баку функционировал «Центр по обеспечению чеченских боевиков», созданный З.Яндарбиевым и финансировавшийся чеченскими диаспорами, находящимися как в Азербайджане, так и за его пределами. Его деятельность носила многоплановый характер: закупка оружия, военной формы, снаряжения, издание ваххабитской литера­туры, финансовые операции (в частности, организация доставки фаль­шивых долларов из Ирана в Россию).

В 2006 г. спецслужбами России в Хасав-юрте (Республика Дагестан) был ликвидирован финансист арабского происхождения Абу-Хавс - эмиссар «Аль-Каиды. В ходе осмотра места происшествия были изъяты «черновые записи» расходов на террористическую деятельность на Северном Кавказе. Несмотря на ликвидацию террориста Абу-Хавса, его деньги остались у трех неустановленных бухгалтеров. В 2006 г. выявлен и пресечен канал финансирования банд в Чечне, получавших финансовую и иную материально-техническую поддержку из Турции. Часть переведенных средств использовалась для лечения боевиков и направлялась в Чечню в качестве помощи членам банд [6].

Продолжается финансирование террористической деятельности в России спецслужбами Грузии. ФСБ России пресекла на территории Южного федерального окурга деятельность 9 агентов грузинских спецслужб, в том числе, гражданина России, уроженца Грузии, Рамзана Туркошвили, который проживал в Чечне и за выполнение заданий неоднократно получал от грузинских спецслужб денежные вознаграждения в долларах. На территории Ингушетии и других регионов Южного федерального округа он должен был вести поиск участников банд для их финансирования и организации вооруженного сопротивления".

С момента начала спецопераций 16.05.2009 на Северном Кавказе убито несколько десятков ваххабитов, в том числе 2 арабских наемника и 1 наемник - гражданин Азербайджана. Поводом для начала спецопераций послужил произошедший 15 мая у здания МВД в Грозном теракт с участием смертника, в результате которого погибли 2 и были ранены 3 сотрудника чеченской милиции. Нет сомнений в том, что резонансные, хорошо подготовленные и спланированные убийства сотрудников правоохранительных органов, суда и органов власти были своевременно профинансированы. Сепаратистский сайт «Кавказ-центр», подчеркивая организованный, четко структурированный характер организованных преступных формирований на Северном Кавказе, незамедлительно сообщил об этом в оскорбительных выражениях.

Тщательно организовано и подготовлено было убийство заместителя Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия, которое обоснованно связывают с ее служебной деятельностью.

Все это дало основание Президенту России сделать вывод о том, что  органы власти на Северном Кавказе неэффективны и неавторитетны. 09.06.2006 в Махачкале, на заседании Совета Безопасности РФ, президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что низкая эффективность органов власти в некоторых республиках Северного Кавказа сопровождается утратой доверия к власти и утратой авторитета власти.

По мнению заведующего сектором геополитики и анализа информации Южного научного центра РАН, доктора философских наук И.Добаева, распространение терроризма по территории России большей частью финансируется из зарубежных фондов. В январе 2009 г. комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (MONEYVAL) обнародовал свой доклад по оценке положения в Азербайджане. 240-страничный документ содержит анализ применения международных и европейских стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Как отмечено в докладе, в Азербайджане все еще нет необходимого законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансирования терроризма и органа финансовой разведки, соответствующего международным стандартам. Ранее, 31.10.2008, Милли Меджлис (парламент) Азербайджана во втором чтении принял законопроект "О борьбе против легализации финансов и имущества, приобретенных преступным путем, и финансирования терроризма". Для этого планируется создать новый орган - Группу финансового мониторинга. Согласно законопроекту, будет создана специальная структура, занимающаяся финансовой разведкой, а также проверится легальность источников доходов при банковских операциях, превышающих сумму 20 тыс. манатов.

Основной сложностью при выявлении каналов и источников финансирования является сложная многоступенчатая и глубоко законспирированная система как самих организованных преступных формирований в Чеченской Республике, так и международных террористических организаций. В систему финансирования посвящена лишь узкая группа особо доверенных лиц, которые, как правило, живыми не сдаются и правоохранительными органами не задерживаются. В каждом случае уничтожения руководителей банд или эмиссаров международных террористических организаций, через которых проходило финансирование, схемы, суммы и системы дальнейшего финансирования изменяются. Поэтому так мало возбуждается и расследуется уголовных дел по факту финансирования террористической и экстремистской деятельности. Таким образом, выявление и перекрытие каналов и источников финансирования, по-прежнему, остается главнейшей задачей и проблемой правоохранительных органов и спецслужб России.

Литература

1. Меркурьев В.В., Соколов Д.А., Астафьева О.А. Организованная преступность, терроризм и иные проявления экстремизма и реагирование на них. М., 2009.

2. Bowman M.E.Military Тechnology. 2007. N 10. P. 127-134.

3. Вершинин В.И. Новые средства получения разведданных о террористах // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ. М., 2008. С. 3-9.

4. Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008. С. 21-30.

5. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 308-р.

6. Справка о состоянии законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в 2006 году в ПФО № 32\2-61-07 от 19.01.2007.

ПАНЕНКОВ Александр Александрович. В 2001-2005 гг. - начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов ФСБ, ФСНП и МВД, старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры Чеченской Республики. Старший научный сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции. Почетный работник прокуратуры России.

Борьба с финансированием террористической деятельности в России | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 3 (32), Октябрь 2009

Борьба с финансированием террористической деятельности в России

Паненков А.А., НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Заявление “Группы восьми” по борьбе с терроризмом дало новый импульс наращиванию усилий по обеспечению глобального осуществления санкций и активизации действий в целях достижения всеобщего соблюдения международных стандартов в области борьбы с финансированием терроризма на основе полного выполнения 40 рекомендаций Целевой группы по финансовым мероприятиям (ФАТФ) в сфере противодействия легализации преступных доходов и ее 9 специальных рекомендаций по борьбе с финансированием терроризма. Более высокий уровень координации и обмена данными и усовершенствование механизмов такого обмена способствовали бы их соблюдению во всем мире. Особое внимание нужно также обратить на контрабанду наличности, злоупотребления, связанные с денежными переводами, и другие формы перемещения терактивов. Мы с удовлетворением отмечаем важную работу, проделанную в области борьбы с контрабандой наличных средств и использованием курьеров, осуществляющих их перевозку в целях финансирования терроризма, в частности, совместную операцию “Группы восьми” по перехвату таких курьеров, в результате которой было произведено свыше 70 задержаний и изъято порядка 3,5 млн долл. США. В сентябре 2009 г. Россия отчитается о достигнутых успехах в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма на заседании Комитета Совета Европы МАНИВЭЛ, а в июне 2010 г представит отчет о прогрессе в этом направлении перед ФАТФ.

Согласно примечанию к ст. 205-1 Уголовного кодекса (УК) РФ под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений. В первом полугодии 2009 г. в России отмечен рост таких террористических преступлений, как содействие террористической деятельности (ст. 205-1 УК РФ), на 400%, в том числе преступлений, связанных с финансированием акта терроризма либо террористической организации.

Борьбе с финансированием терроризма служит Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», который совершенствуется. Нарушение требований этого Федерального закона приводит к отзыву лицензий у банков.

В первом полугодии 2009 г. Росфинмониторингом отработано порядка 10 тыс. запросов от правоохранительных органов; порядка 11 тыс. материалов направлено в правоохранительные органы по результатам инициативных финансовых расследований. Всего проведено около 10 тыс. финансовых расследований по линии противодействия легализации преступных доходов и порядка 500 - по линии противодействия финансированию терроризма, но сведений о количестве возбужденных уголовных дел по финансированию терроризма нет.

Анализ следственной практики свидетельствует о том, что принимаемые меры к ликвидации финансовых основ террористической и экстремистской деятельности не соответствуют криминальной ситуации как во всей России, так и на Северном Кавказе: в 2006 г. было возбуждено и расследовано 1 уголовное дело по финансированию террористической деятельности, в 2007 г. не осуждено ни одного лица за финансирование терроризма [2,3], поэтому работу всех правоохранительных органов и спецслужб РФ нельзя признать эффективной и удовлетворительной по выявлению и пресечению каналов и источников финансирования экстремизма [4] и терроризма. В 2008 г. гражданин РФ А.Альдагир был признан Мосгорсудом виновным по ст. 205-1 УК РФ, т.е. в финансировании незаконного вооруженного формирования в Чеченской Республике. Имеется информация о задержании лиц, причастных к финансированию терроризма и в 2009 г.

Важно международное сотрудничество по борьбе с финансированием терроризма. Являясь координатором деятельности всех правоохранительных органов по борьбе с организованными преступными формированиями террористического характера, прокуратура систематически анализирует ход и результаты борьбы с организованными преступными формированиями, уделяет внимание совершенствованию форм координации и взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом, терроризмом, в том числе его финансированию.

Финансирование организованной преступной деятельности, особенно террористической и экстремистской, является тщательно скрываемым процессом и всегда маскируется. Как правило, доставка денег из-за границы в Россию осуществляется с помощью «хавалы», т.е. без физического перемещения денег через государственную границу. Для Северного Кавказа типичным является доставка денег как путем «хавалы», так и доверенными лицами, чаще женщинами (их обычно не обыскивают), отдельными партиями (частями), уточненными и выверенными маршрутами.

Как правило, выявление источников и каналов финансирования является длительным процессом, требующим задействования значительных сил и средств, специальной техники, на территории нескольких субъектов или даже государств, проводится, как правило, спецслужбами и взаимодействующими структурами как одного, так и нескольких государств, между которыми заключены международные договоры или соглашения о пресечении организованной преступной деятельности.

В России уделяется внимание выявлению и перекрытию каналов и источников финансирования организованной преступной деятельности, в том числе террористической совместно с правоохранительными органами и спецслужбами стран СНГ [5]. Планом Российской Федерации по реализации положений Межгосударственной программы совместных мер борьбы с преступностью на 2008-2010 гг. предусмотрены пункты по разработке механизма взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, незаконному обороту оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, торговле людьми, органами и тканями человека для трансплантации, по сотрудничеству Росфинмониторинга с подразделениями финансовых разведок государств - участников СНГ по выявлению и отслеживанию денежных средств, полученных в результате совершения экономических преступлений, направленных на финансирование терроризма, продолжение работы по обмену оперативной информацией о местопребывании и возможных маршрутах передвижения лидеров и участников организованных преступных формирований и т.д. Источниками финансирования террористической деятельности внутри России являются похищение человека, захват заложника, незаконный оборот нефтепродуктов, оружия, наркотиков.

30.05.2009 в рамках прошедшей в Риме встрече министров юстиции, министров внутренних дел и генеральных прокуроров государств "Группы восьми" Генеральный прокурор РФ Ю.Чайка выступил с докладом по вопросам борьбы с терроризмом, где обоснованно отметил, что потоки движения наркотиков, прежде всего героина, удивительно совпадают с так называемой «дугой нестабильности», в которой происходит наибольшее количество террористических актов. Он отметил, что сегодняшний терроризм тесно смыкается и переплетается с трансграничной организованной преступностью. Основным мотивом такого срастания является потребность террористических организаций в финансах. Прежде всего, традиционно используются деньги, полученные от наркобизнеса, незаконного оборота оружия, похищения людей, рэкета.

Прогноз развития криминальной ситуации на Северном Кавказе нельзя отнести к оптимистическим, потому что не перекрыты каналы и источники финансирования террористической и экстремистской деятельности, несмотря на то, что, по словам директора ФСБ России, ситуация находится под контролем. Серия резонансных преступлений в июне-июле 2009 г. на Северном Кавказе убедительно свидетельствует о слабых оперативных позициях правоохранительных органов и служб по этой ключевой проблеме. На территории Чеченской Республики, Республик Дагестан, Ингушетия, Северная Осетия - Алания и др. будут продолжать активно действовать хорошо организованные, жестко, по военному образцу, структурированные и глубоко законспирированные, внедрившиеся в государственный аппарат и правоохранительные органы члены международных террористических организаций и организованных групп.

***

В апреле 2009 г. в Дагестане сотрудниками ФСБ уничтожен эмиссар «Аль-Кайды» - гражданин Турции Зия Пече под псевдонимом Абузар, который выступал финансистом местных религиозно-террористических группировок, и задержан Али Оздениров, являвшийся финансистом диверсионно-террористических группировок. Он в 1998-2004 гг. проходил обучение в университете Фурадж (Дамаск), с января по март 2009 г. дважды выезжал в Турцию, где получил деньги от местных религиозных экстремистов для закупки оружия и боеприпасов.

Источник: Антитеррор // Спецназ России. 2009. № 4. С. 2.

***

Лидеры международных террористических организаций заинтересованы в дестабилизации ситуации на Северном Кавказе. "В программах международного терроризма заложена дестабилизация ситуации в регионе, чем они (международные террористы) и занимаются", - заявил Ю.Б.Евкуров.

В своем докладе об укреплении законности и правопорядка в РФ в 2008 г. в Совете Федерации ФС РФ Генеральный прокурор РФ Ю.Чайка вновь отметил, что террористическая угроза остается, а перекрытие каналов и источников финансирования как внутри, так и из-за рубежа является актуальной задачей для спецслужб и правоохранительных органов. В частности, он сказал о том, что денежные средства для бандитских формирований на Северном Кавказе доставляют курьеры, проникающие через приграничные государства - Грузию и Азербайджан. Ю.Чайка отметил, что в большинстве случаев для финансирования боевиков на Кавказе используются каналы, минующие кредитно-финансовую систему страны. Среди потенциальных источников получения финансовых средств для экстремистской и террористической деятельности в докладе называются "добровольные пожертвования" предпринимателей и коммерсантов, денежные средства, похищенные из бюджета, средства от нелегального оборота нефтепродуктов, доходы, получаемые от таких преступлений, как изготовление и реализация фальшивых денежных знаков, незаконное предпринимательство. "В связи с этим особую актуальность приобретает работа по выявлению и пресечению должностных злоупотреблений и коррупции в органах исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование и контроль на госгранице", - подчеркнул Ю.Чайка.

У Генерального прокурора РФ были основания упомянуть Азербайджанскую Hеспублику в связи с финансированием террористической деятельности. По многочисленным проверенным данным некоторые каналы и источники финансирования были из Азербайджана. Руководство Чеченской Республики также располагает сведениями о нахождении участников организованных преступных формирований в Азербайджане.

Зафиксированы поступления потоков финансовых средств в Чечню из мусульманских стран. В частности, арабские шейхи намерены направить главарям бандформирований до 80 млн долл. (около 30 млн долл. уже собраны). Основными каналами переправки финансов в Чечню являются Грузия и Азербайджан. Так, по имеющимся сведениям, в Азербайджане находится около 4 млн долл. США, в Грузии - 1,5 млн долл., предназначенных для Хаттаба (данные средства поступили, предположительно, от Усамы бен Ладена). Во многом именно благодаря непрекращающимся финансовым вливаниям из-за рубежа главарям бандформирований удается поддерживать "тлеющий конфликт" в Чечне. В Азербайджане продолжается оказание всесторонней поддержки чеченским боевикам. Отмечены случаи, когда заботу о чеченцах брали на себя арабы, проживающие в Азербайджанской Республике.

Территория Азербайджанской Республики использовалась экстремистами в качестве транзитной для переброски в Чечню боевиков, оружия, боеприпасов, финансовых средств, других грузов. В Баку были эмиссары из стран арабского мира: гражданин Судана Аль-Хайра Мухди Аль-Хаир Судани и араб Абу Якуб (финансист Хаттаба). Последний доставил около 200 тыс. дол­л. США, выделенных "исламским фондом развития" для организации вооруженного сопротивления федеральным силам в Чечне.

Руководство бандформирований пыталось "прибрать к рукам" часть дохода от нефтяного бизнеса в Баку. Для получения финансовой помощи, вербовки новых наемников представители бандформирований налаживали и закрепляли контакты с представителями стран, поддерживающих экстремистов Чечни. В Баку находились представители руководства бандформирований Чеченской Республики Ичкерии. Представляясь членами правительства А.Масхадова, они вели работу по установлению и закреплению связей и контактов с заинтересованными кругами из стран исламского мира (Саудовская Аравия, Тунис, Пакистан, Турция). Основной задачей этих представителей являлось ведение переговоров о предоставлении финансовой и материальной помощи для поддержки основных сил бандформирований А.Масхадова и возобновления активных действий против федеральных сил.

Основными внешними источниками поступления финансовых средств для бандформирований остаются международные экстремистские исламские организации, а также помощь чеченских диаспор, находящихся в России и за рубежом. Например, чеченским бизнесменом Х-А.Нухаевым переправлено для боевиков, действующих в Грозном, около 30 тыс. долл. США.

Так как основным видом диверсионной деятельности боевиков оставалось минирование маршрутов движения военной техники федеральных сил, лидеры банд в ходе подготовки к широкомасштабным боевым действиям и с целью уменьшения затрат на изготовление средств подрыва совершенствовали техническое оснащение банд. Через посредников в Азербайджане на одном из предприятий Баку была заказана пробная партия (несколько десятков) радиовзрывателей, переделанных из миниатюрных радиоприемников.

Другим источником финансирования являлся сбыт фальшивых денежных купюр. Один из центров распространения фальшивых денег находился в Шали Шалинского района, куда из Дагестана доставлялись крупные партии фальшивых долларов и рублей (купюры по 100 и 500 руб.). Из Баку завозились доллары, изготов­ленные в Иране.

В Баку функционировал «Центр по обеспечению чеченских боевиков», созданный З.Яндарбиевым и финансировавшийся чеченскими диаспорами, находящимися как в Азербайджане, так и за его пределами. Его деятельность носила многоплановый характер: закупка оружия, военной формы, снаряжения, издание ваххабитской литера­туры, финансовые операции (в частности, организация доставки фаль­шивых долларов из Ирана в Россию).

В 2006 г. спецслужбами России в Хасав-юрте (Республика Дагестан) был ликвидирован финансист арабского происхождения Абу-Хавс - эмиссар «Аль-Каиды. В ходе осмотра места происшествия были изъяты «черновые записи» расходов на террористическую деятельность на Северном Кавказе. Несмотря на ликвидацию террориста Абу-Хавса, его деньги остались у трех неустановленных бухгалтеров. В 2006 г. выявлен и пресечен канал финансирования банд в Чечне, получавших финансовую и иную материально-техническую поддержку из Турции. Часть переведенных средств использовалась для лечения боевиков и направлялась в Чечню в качестве помощи членам банд [6].

Продолжается финансирование террористической деятельности в России спецслужбами Грузии. ФСБ России пресекла на территории Южного федерального окурга деятельность 9 агентов грузинских спецслужб, в том числе, гражданина России, уроженца Грузии, Рамзана Туркошвили, который проживал в Чечне и за выполнение заданий неоднократно получал от грузинских спецслужб денежные вознаграждения в долларах. На территории Ингушетии и других регионов Южного федерального округа он должен был вести поиск участников банд для их финансирования и организации вооруженного сопротивления".

С момента начала спецопераций 16.05.2009 на Северном Кавказе убито несколько десятков ваххабитов, в том числе 2 арабских наемника и 1 наемник - гражданин Азербайджана. Поводом для начала спецопераций послужил произошедший 15 мая у здания МВД в Грозном теракт с участием смертника, в результате которого погибли 2 и были ранены 3 сотрудника чеченской милиции. Нет сомнений в том, что резонансные, хорошо подготовленные и спланированные убийства сотрудников правоохранительных органов, суда и органов власти были своевременно профинансированы. Сепаратистский сайт «Кавказ-центр», подчеркивая организованный, четко структурированный характер организованных преступных формирований на Северном Кавказе, незамедлительно сообщил об этом в оскорбительных выражениях.

Тщательно организовано и подготовлено было убийство заместителя Председателя Верховного Суда Республики Ингушетия, которое обоснованно связывают с ее служебной деятельностью.

Все это дало основание Президенту России сделать вывод о том, что  органы власти на Северном Кавказе неэффективны и неавторитетны. 09.06.2006 в Махачкале, на заседании Совета Безопасности РФ, президент России Дмитрий Медведев заявил о том, что низкая эффективность органов власти в некоторых республиках Северного Кавказа сопровождается утратой доверия к власти и утратой авторитета власти.

По мнению заведующего сектором геополитики и анализа информации Южного научного центра РАН, доктора философских наук И.Добаева, распространение терроризма по территории России большей частью финансируется из зарубежных фондов. В январе 2009 г. комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (MONEYVAL) обнародовал свой доклад по оценке положения в Азербайджане. 240-страничный документ содержит анализ применения международных и европейских стандартов по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Как отмечено в докладе, в Азербайджане все еще нет необходимого законодательства по борьбе с отмыванием денег и финансирования терроризма и органа финансовой разведки, соответствующего международным стандартам. Ранее, 31.10.2008, Милли Меджлис (парламент) Азербайджана во втором чтении принял законопроект "О борьбе против легализации финансов и имущества, приобретенных преступным путем, и финансирования терроризма". Для этого планируется создать новый орган - Группу финансового мониторинга. Согласно законопроекту, будет создана специальная структура, занимающаяся финансовой разведкой, а также проверится легальность источников доходов при банковских операциях, превышающих сумму 20 тыс. манатов.

Основной сложностью при выявлении каналов и источников финансирования является сложная многоступенчатая и глубоко законспирированная система как самих организованных преступных формирований в Чеченской Республике, так и международных террористических организаций. В систему финансирования посвящена лишь узкая группа особо доверенных лиц, которые, как правило, живыми не сдаются и правоохранительными органами не задерживаются. В каждом случае уничтожения руководителей банд или эмиссаров международных террористических организаций, через которых проходило финансирование, схемы, суммы и системы дальнейшего финансирования изменяются. Поэтому так мало возбуждается и расследуется уголовных дел по факту финансирования террористической и экстремистской деятельности. Таким образом, выявление и перекрытие каналов и источников финансирования, по-прежнему, остается главнейшей задачей и проблемой правоохранительных органов и спецслужб России.

Литература

1. Меркурьев В.В., Соколов Д.А., Астафьева О.А. Организованная преступность, терроризм и иные проявления экстремизма и реагирование на них. М., 2009.

2. Bowman M.E.Military Тechnology. 2007. N 10. P. 127-134.

3. Вершинин В.И. Новые средства получения разведданных о террористах // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам иностранной печати). Ежемесячный информационный бюллетень. ВИНИТИ. М., 2008. С. 3-9.

4. Экстремизм и терроризм, террористические и иные экстремистские преступления: понятие, анализ, динамика // Экстремизм и другие криминальные явления. М., 2008. С. 21-30.

5. Распоряжение Правительства РФ от 10.03.2009 № 308-р.

6. Справка о состоянии законности в сфере исполнения законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в 2006 году в ПФО № 32\2-61-07 от 19.01.2007.

ПАНЕНКОВ Александр Александрович. В 2001-2005 гг. - начальник отдела по надзору за процессуальной деятельностью органов ФСБ, ФСНП и МВД, старший помощник прокурора по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратуры Чеченской Республики. Старший научный сотрудник отдела проблем борьбы с организованной преступностью, терроризмом и экстремизмом НИИ Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, старший советник юстиции. Почетный работник прокуратуры России.