Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Инновационные пути развития гражданской обороны

Шапошников C.В., директор Департамента гражданской защиты МЧС России

Вся история человечества свидетельствует о том, что основным стимулом развития новых технологий всегда была реакция на вызовы и угрозы, стоявшие перед тем или иным государством. Такая реакция всегда выражалась в постановке перед учеными проблем, без решения которых невозможно парирование или снижение риска возникновения вызовов и угроз. Исключением не стал и XXI век. К его началу перед современной цивилизацией сформировался комплекс угроз исключительной интенсивности и непредсказуемости. Такие явления, как обострение конфликтов на национальной и религиозной почве, терроризм, появление принципиально новых средств вооруженной борьбы и другие обусловливают необходимость применения инновационного подхода - новых знаний и технологий в области защиты населения.

Можно выделить три основные составляющие понятия «инновационная гражданская оборона»:

  • наличие современных способов защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей, парирующих возникающие угрозы и вызовы;
  • использование новейших технологий защиты и спасения;
  • наличие системы подготовки высокопрофессиональных компетентных кадров.

В области гражданской обороны (ГО) инновации подразделяются на процессные и материально-технические.

Процессные инновации включают накопление новых знаний, разработку и создание новых информационных и организационных технологий.

Инновационная деятельность в материально-технической сфере заключается в разработке новых и совершенствовании существующих технических средств защиты, ведения аварийно-спасательных работ, управления мероприятиями по ГО. При этом инновационные подходы не подразумевают отказа от традиционных, проверенных временем и опытом средств, способов и методов деятельности. Речь идет о разработке на их основе новых, более совершенных технологий.

МЧС России с момента создания встало на путь поиска и внедрения новых технологий и средств спасения. Благодаря этому в настоящее время сформировался «новый облик» ГО, для которого характерно создание принципиально новой нормативной правовой базы, изменение сущности и организационных основ ГО.

В настоящее время ГО стала системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного характера, но и от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного характера и террористических актов.

Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Если первые, в основном, организуют мероприятия ГО, то на вторых возложена функция по их реализации.

Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, основанная на использовании принципиально новых информационных технологий. За МЧС России закреплены специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО. К числу важнейших достижений можно отнести создание Национального центра управления в кризисных ситуациях, Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, новые авиационные спасательные технологии, новые средства пожаротушения.

Но на сегодняшний день имеется ряд нерешенных проблем, которые снижают эффективность функционирования системы ГО:

  • отсутствие современных технологий проведения массовых эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения войны с применением оружия массового поражения и обустройства безопасных районов;
  • недостаточно активная разработка нового поколения средств индивидуальной защиты, средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля;
  • низкие темпы накопления в целях ГО запасов имущества и защитных сооружений ГО, повышение их готовности и учет в реестрах государственного имущества;
  • отсутствие четкого механизма финансирования мероприятий ГО на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях;
  • незавершенность процесса интеграции трех существующих в настоящее время структур в области гражданской защиты – ГО, Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС и Государственной противопожарной службы.

Сегодня требуются новые конструктивно-планировочные решения убежищ и укрытий и эффективное освоение в интересах ГО и жизнедеятельности подземного пространства городов.

Необходимо дальнейшее развитие системы управления в кризисных ситуациях, совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи, использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения.

Решение этих и других проблем невозможно без перехода на инновационный путь развития ГО. Этот путь предусматривает:

  • более рациональное расходование материальных и финансовых ресурсов;
  • значительное сокращение разрыва между поражающими характеристиками новых средств вооружения и возможностями средств защиты;
  • создание необходимых условий для организации эффективного менеджмента в области ГО и защиты населения;
  • планирование деятельности по совершенствованию ГО на более длительную перспективу.

Центральное, основополагающее место в инновационном процессе занимает, безусловно, наука. В настоящее время основными инновационными направлениями развития научной деятельности в области ГО следует считать:

  • расширение спектра научных исследований, рассмотрение более широких проблем социально-экономической безопасности населения и общества в целом;
  • осмысление современного национального и зарубежного опыта;
  • изучение облика и характера войн XXI в.;
  • роль и проблемы миротворчества и ликвидация последствий гуманитарных катастроф (у всех еще свежи воспоминания о трагических событиях в Южной Осетии);
  • проблемы начального периода войны;
  • порядок перевода системы ГО в высшие степени готовности;
  • проблемы управления в кризисных ситуациях.

Традиционно центральной проблемой была и остается проблема эффективности защиты населения и его жизнеобеспечения при ЧС.

Важнейшей составляющей инновационной политики должно являться внедрение многочисленных результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в практику ГО.

В этой связи остро встает вопрос о создании наукограда как научно-инновационного центра ГО, призванного решать задачи по:

  • проведению экспериментальных, сертификационных и эксплуатационных испытаний технологий и технических средств ГО;
  • созданию и развитию полного цикла работ по определению рыночной потребности в новых технологиях и технических средствах;
  • развитию кооперации ведущих научно-исследовательских, конструкторских, образовательных учреждений и научно-производственных предприятий в рамках Федерального центра науки и высоких технологий "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России";
  • обеспечению подготовки квалифицированных научных кадров.

Исходя из анализа существующей военно-политической обстановки, перспектив развития средств вооруженной борьбы, состояния ГО, инновационная деятельность в области ГО должна развиваться по следующим основным направлениям:

1. Реконструкция систем оповещения населения на основе внедрения нового поколения технических средств и современной аппаратуры, работающих на цифровых сетях связи и телерадиоканалах. Особое внимание при этом должно уделяться проблеме оповещения в местах массового пребывания людей.

2. Разработка и внедрение новых подходов к организации и проведению массовых эвакуационных мероприятий на основе разработки моделей эвакуации с учетом сложившихся в настоящее время реальных условий. При этом должное внимание должно быть уделено проблеме обеспечения миграции населения при гуманитарных катастрофах.

3. Поиск новых путей и способов накопления фонда защитных сооружений ГО и использования в этих целях подземного пространства городов. В настоящее время в Москве разрабатываются масштабные планы освоения подземного пространства. Эти работы, безусловно, должны вестись с учетом задач, стоящих перед системой ГО.

4. Разработка новых технологий и средств пожаротушения и профилактики пожаров.

5. Совершенствование методов и способов предупреждения о ЧС, особенно землетрясениях; развитие сети мониторинга и прогнозирования ЧС, а также технических средств контроля за состоянием окружающей среды.

6. Разработка нового поколения средств индивидуальной защиты населения, в том числе медицинских средств индивидуальной защиты и антидотов от аварийно химически опасных веществ. Совершенствование организации медицинской защиты и оказания медицинской помощи пострадавшим.

7. Разработка и внедрение комплексов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

8. Создание оптимальной группировки сил ГО и Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС. Оснащение этих сил современными средствами ведения спасательных работ.

9. Разработка и внедрение эффективных способов повышения защищенности критически важных объектов.

10. Внедрение в систему подготовки и обучения населения современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в условиях ЧС.

В планах МЧС России - разработка Концепции инновационной политики Министерства, которая после всестороннего обсуждения, независимой экспертизы и утверждения могла бы стать базовым, научно обоснованным документом, определяющим основные направления, содержание и формы практической деятельности Министерства в реализации основ государственной инновационной политики в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

ШАПОШНИКОВ Сергей Валентинович. Кандидат технических наук. С 1990 г. - в МЧС России, прошел путь от командира отдельного мобильного батальона отдельной спасательной бригады до заместителя директора Департамента территориальной политики МЧС России. С 2006 г. - директор Департамента гражданской защиты МЧС России.

Инновационные пути развития гражданской обороны | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Инновационные пути развития гражданской обороны

Шапошников C.В., директор Департамента гражданской защиты МЧС России

Вся история человечества свидетельствует о том, что основным стимулом развития новых технологий всегда была реакция на вызовы и угрозы, стоявшие перед тем или иным государством. Такая реакция всегда выражалась в постановке перед учеными проблем, без решения которых невозможно парирование или снижение риска возникновения вызовов и угроз. Исключением не стал и XXI век. К его началу перед современной цивилизацией сформировался комплекс угроз исключительной интенсивности и непредсказуемости. Такие явления, как обострение конфликтов на национальной и религиозной почве, терроризм, появление принципиально новых средств вооруженной борьбы и другие обусловливают необходимость применения инновационного подхода - новых знаний и технологий в области защиты населения.

Можно выделить три основные составляющие понятия «инновационная гражданская оборона»:

  • наличие современных способов защиты населения, территорий, материальных и культурных ценностей, парирующих возникающие угрозы и вызовы;
  • использование новейших технологий защиты и спасения;
  • наличие системы подготовки высокопрофессиональных компетентных кадров.

В области гражданской обороны (ГО) инновации подразделяются на процессные и материально-технические.

Процессные инновации включают накопление новых знаний, разработку и создание новых информационных и организационных технологий.

Инновационная деятельность в материально-технической сфере заключается в разработке новых и совершенствовании существующих технических средств защиты, ведения аварийно-спасательных работ, управления мероприятиями по ГО. При этом инновационные подходы не подразумевают отказа от традиционных, проверенных временем и опытом средств, способов и методов деятельности. Речь идет о разработке на их основе новых, более совершенных технологий.

МЧС России с момента создания встало на путь поиска и внедрения новых технологий и средств спасения. Благодаря этому в настоящее время сформировался «новый облик» ГО, для которого характерно создание принципиально новой нормативной правовой базы, изменение сущности и организационных основ ГО.

В настоящее время ГО стала системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного характера, но и от чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного, техногенного характера и террористических актов.

Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями. Если первые, в основном, организуют мероприятия ГО, то на вторых возложена функция по их реализации.

Сформирована и функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС, основанная на использовании принципиально новых информационных технологий. За МЧС России закреплены специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО. К числу важнейших достижений можно отнести создание Национального центра управления в кризисных ситуациях, Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения, новые авиационные спасательные технологии, новые средства пожаротушения.

Но на сегодняшний день имеется ряд нерешенных проблем, которые снижают эффективность функционирования системы ГО:

  • отсутствие современных технологий проведения массовых эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения войны с применением оружия массового поражения и обустройства безопасных районов;
  • недостаточно активная разработка нового поколения средств индивидуальной защиты, средств радиационной, химической, биологической разведки и контроля;
  • низкие темпы накопления в целях ГО запасов имущества и защитных сооружений ГО, повышение их готовности и учет в реестрах государственного имущества;
  • отсутствие четкого механизма финансирования мероприятий ГО на территориальном, муниципальном и объектовом уровнях;
  • незавершенность процесса интеграции трех существующих в настоящее время структур в области гражданской защиты – ГО, Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС и Государственной противопожарной службы.

Сегодня требуются новые конструктивно-планировочные решения убежищ и укрытий и эффективное освоение в интересах ГО и жизнедеятельности подземного пространства городов.

Необходимо дальнейшее развитие системы управления в кризисных ситуациях, совершенствование технических систем управления и оповещения населения, модернизация средств связи, использование оптико-волоконной техники и спутниковых систем связи нового поколения.

Решение этих и других проблем невозможно без перехода на инновационный путь развития ГО. Этот путь предусматривает:

  • более рациональное расходование материальных и финансовых ресурсов;
  • значительное сокращение разрыва между поражающими характеристиками новых средств вооружения и возможностями средств защиты;
  • создание необходимых условий для организации эффективного менеджмента в области ГО и защиты населения;
  • планирование деятельности по совершенствованию ГО на более длительную перспективу.

Центральное, основополагающее место в инновационном процессе занимает, безусловно, наука. В настоящее время основными инновационными направлениями развития научной деятельности в области ГО следует считать:

  • расширение спектра научных исследований, рассмотрение более широких проблем социально-экономической безопасности населения и общества в целом;
  • осмысление современного национального и зарубежного опыта;
  • изучение облика и характера войн XXI в.;
  • роль и проблемы миротворчества и ликвидация последствий гуманитарных катастроф (у всех еще свежи воспоминания о трагических событиях в Южной Осетии);
  • проблемы начального периода войны;
  • порядок перевода системы ГО в высшие степени готовности;
  • проблемы управления в кризисных ситуациях.

Традиционно центральной проблемой была и остается проблема эффективности защиты населения и его жизнеобеспечения при ЧС.

Важнейшей составляющей инновационной политики должно являться внедрение многочисленных результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в практику ГО.

В этой связи остро встает вопрос о создании наукограда как научно-инновационного центра ГО, призванного решать задачи по:

  • проведению экспериментальных, сертификационных и эксплуатационных испытаний технологий и технических средств ГО;
  • созданию и развитию полного цикла работ по определению рыночной потребности в новых технологиях и технических средствах;
  • развитию кооперации ведущих научно-исследовательских, конструкторских, образовательных учреждений и научно-производственных предприятий в рамках Федерального центра науки и высоких технологий "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России";
  • обеспечению подготовки квалифицированных научных кадров.

Исходя из анализа существующей военно-политической обстановки, перспектив развития средств вооруженной борьбы, состояния ГО, инновационная деятельность в области ГО должна развиваться по следующим основным направлениям:

1. Реконструкция систем оповещения населения на основе внедрения нового поколения технических средств и современной аппаратуры, работающих на цифровых сетях связи и телерадиоканалах. Особое внимание при этом должно уделяться проблеме оповещения в местах массового пребывания людей.

2. Разработка и внедрение новых подходов к организации и проведению массовых эвакуационных мероприятий на основе разработки моделей эвакуации с учетом сложившихся в настоящее время реальных условий. При этом должное внимание должно быть уделено проблеме обеспечения миграции населения при гуманитарных катастрофах.

3. Поиск новых путей и способов накопления фонда защитных сооружений ГО и использования в этих целях подземного пространства городов. В настоящее время в Москве разрабатываются масштабные планы освоения подземного пространства. Эти работы, безусловно, должны вестись с учетом задач, стоящих перед системой ГО.

4. Разработка новых технологий и средств пожаротушения и профилактики пожаров.

5. Совершенствование методов и способов предупреждения о ЧС, особенно землетрясениях; развитие сети мониторинга и прогнозирования ЧС, а также технических средств контроля за состоянием окружающей среды.

6. Разработка нового поколения средств индивидуальной защиты населения, в том числе медицинских средств индивидуальной защиты и антидотов от аварийно химически опасных веществ. Совершенствование организации медицинской защиты и оказания медицинской помощи пострадавшим.

7. Разработка и внедрение комплексов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения.

8. Создание оптимальной группировки сил ГО и Российской системы предупреждения и ликвидации ЧС. Оснащение этих сил современными средствами ведения спасательных работ.

9. Разработка и внедрение эффективных способов повышения защищенности критически важных объектов.

10. Внедрение в систему подготовки и обучения населения современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в условиях ЧС.

В планах МЧС России - разработка Концепции инновационной политики Министерства, которая после всестороннего обсуждения, независимой экспертизы и утверждения могла бы стать базовым, научно обоснованным документом, определяющим основные направления, содержание и формы практической деятельности Министерства в реализации основ государственной инновационной политики в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС.

ШАПОШНИКОВ Сергей Валентинович. Кандидат технических наук. С 1990 г. - в МЧС России, прошел путь от командира отдельного мобильного батальона отдельной спасательной бригады до заместителя директора Департамента территориальной политики МЧС России. С 2006 г. - директор Департамента гражданской защиты МЧС России.