Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов

Герасимова Н.В., заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ

Важность и актуальность данной темы не вызывает сомнения. Человечество вступило в такую фазу своего развития, когда проблемы обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, государства, мирового сообщества приобретают приоритетное значение. Наше будущее, стабильность и благополучие жизни зависят от того, насколько ответственно мы будем подходить к решению всего комплекса проблем в области безопасности.

Достаточно сказать, что имевшие место на Земле в последнее десятилетие стихийные бедствия нанесли ущерб более чем в 800 млрд долл. США и свыше 1 млрд 200 млн человек оказались их жертвами.

Способность государства и общества своевременно распознавать предпосылки угроз, кризисов и эффективно бороться с ними становится ключевой задачей обеспечения национальной безопасности и устойчивого социально-экономического развития. Как показывает практика, осуществление комплекса превентивных мер позволяет снизить ущерб от чрезвычайных ситуаций (ЧС), стихийных бедствий и пожаров, существенно сократить возможные жертвы и социальные последствия, а в некоторых случаях и полностью предотвратить возникновение ЧС. При этом затраты на ведение предупредительных мероприятий в десятки раз меньше возможного ущерба.

Сегодня осуществляется целый ряд значимых для устойчивого экономического роста Российской Федерации проектов по решению задач в области энергетики, добычи нефти и газа, транспортировки углеводородного сырья. Значительная часть объектов, обеспечивающих функционирование этих и ряда других базовых секторов экономики, является потенциально опасными. Связанные с этим угрозы населению и территориям, системам жизнеобеспечения, транспортной и социальной инфраструктуры являются существенными факторами риска по отношению к условиям развития экономики, промышленной, технологической и экологической безопасности.

Обеспечение безопасности личности является одним из важнейших условий нормального развития человеческого сообщества. Понятие "безопасность" стало интегральным, объединяющим много значений. Говоря о системе безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, мы имеем в виду обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения, предотвращение природных бедствий и техногенных катастроф.

 Важность проблемы подчеркнул В.В.Путин, выступая на Госсовете 30.01.2008: «В целом ряде регионов России начата реализация крупных инвестиционных проектов… В их числе строительство газопровода «Северный поток», нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий океан, такие программы, как освоение шельфовой зоны Баренцева, Карского, Охотского морей, развитие Приполярного Урала. В этих районах, естественно, негативные последствия интенсивной хозяйственной деятельности должны быть минимизированы».

Обеспечение безопасности жизнедеятельности населения, предотвращение и смягчение последствий природных и техногенных катастроф, предупреждение возникновения ЧС является одной из важнейших задач государства.

В соответствии с установленными конституционными гарантиями граждан национальными целями государства, законодательными и нормативными правовыми актами, определяющими государственную политику в области защиты населения и территорий от ЧС, особое значение имеют мероприятия по повышению защищенности населения и объектов экономики (особенно критически важных для национальной безопасности) и окружающей среды от ЧС, которые отражены в:

  • Конституции РФ;
  • Федеральном законе от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;
  • Федеральном законе от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

 Вфедеральных законах от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определены полномочия и ответственность руководителя (губернатора) региона за состояние безопасности жизнедеятельности населения и территории.

С целью повышения эффективности государственной политики в области обеспечения защищенности населения России от угроз природного, техногенного и террористического характера 13.11.2004 решением совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Государственного Совета РФ (подп. 5а протокола № 4) было принято решение о разработке паспортов безопасности территорий субъектов РФ и муниципальных образований.

Во исполнение указанного решения была создана необходимая нормативная правовая база для паспортизации безопасности территорий регионов (субъектов РФ, муниципальных образований) и потенциально опасных объектов

Основными задачами паспортизации территорий являются:

  • определение показателей степени риска ЧС на территориях субъектов РФ и муниципальных образований;
  • оценка возможных последствий ЧС;
  • оценка деятельности территориальных органов по предупреждению ЧС;
  • разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий ЧС на территории.

Во исполнениеФедерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» ЧС подразделяются на ситуации локального, муниципального, межмуниципального, регионального, межрегионального и федерального характера; 444 объекта отнесены «к объектам, важным для национальной безопасности (атомные и электростанции, предприятия машиностроения, химии, заводы оборонного комплекса…) и Распоряжением Правительства РФ от 23.03.2006 № 411-р «Перечень критически важных объектов Российской Федерации» 2105 объектов отнесены «к потенциально опасным» (например, ОАО «Лукойл», «Норильский никель», «Транснефть» «Уфанефтехим», «Сургутнефтегаз», «Росхимнефть» и др.).

Общее поступательное развитие во всех сферах, в том числе решение к 2020 г. поставленных социально-экономических задач, основанное на создании новых условий для предпринимательской деятельности и развитии среднего класса, возможно лишь при условии обеспечения безопасности в широком смысле, и для ее решения требуется продуманная координация действий органов государственной власти всех уровней, бизнеса, активного сотрудничества на международном уровне, а также при участии в решении проблем политических институтов (политических партий).

С этой целью Всероссийской политической партией «Единая Россия» в 2008 г. принят к осуществлению Партийный проект «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов».

Основной целью проекта является:

  • разработка и создание комплексной системы предупреждения возникновения ЧС и обеспечения безопасности потенциально опасных объектов;
  • обеспечение условий для безопасной жизнедеятельности населения;
  • защита населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Выбор этих целей в качестве стратегических обусловлен недостаточной защищенностью населения и территорий от природных, техногенных опасностей и пожаров.

Так, по статистике, в Российской Федерации среднегодовой экономический ущерб от ЧС природного и техногенного характера в настоящее время составляет 3-5% ВВП. Численность пострадавших от различных ЧС ежегодно составляет сотни тысяч человек, при этом погибает около 70 тыс. человек. Только от пожаров ежегодный ущерб составляет свыше 20 млрд руб., а смертность - свыше 20 тыс. человек. Смертность от транспортных аварий - свыше 30 тыс. человек ежегодно, а число погибших на акваториях превышает 15 тыс. человек. Эти показатели в 5-15 раз выше аналогичных показателей наиболее развитых зарубежных стран.

В 2007 г. (и за 9 месяцев 2008 г.) на территории Российской Федерации зарегистрировано 2488 (1533) ЧС, в том числе локальных - 2187, муниципальных - 185, межмуниципальных - 95, региональных - 19, межрегиональных - 1, федеральных - 1. Из них техногенные ЧС составили 88,9%, биолого-социальные - 1,6%, природные - 9,5%. В результате ЧС погибло 5148 человек, пострадало 20 369 человек, в том числе 5121 человек погибли в результате техногенных ЧС, а 27 человек - природных ЧС.

Однако количество ЧС за 2007 г. по сравнению с 2006 г. сократилось на 12,6%, гибель людей снизилась на 14,8%.

В 2008 г. за 9 месяцев (в скобках - данные 2007 г.) удалось сохранить тенденцию к снижению количества пожаров на территории России и смягчению их последствий:

  • зарегистрировано - 143 502 (211 163) пожара;
  • погибло при пожарах - 9966 (15 924) человека;
  • получили травмы - 19 065 (13 646) человек.

Прямой материальный ущерб причинен в размере 8 551,244 млн руб.

Причины ЧС могут быть как объективными, так и субъективными:

  • рост числа и масштабов ЧС природного характера, а также ущерба от них является общемировой тенденцией;
  • значительный износ основных производственных фондов, систем аварийного контроля и предупреждения;
  • освоение новых территорий, считающихся ранее непригодными для проживания;
  • недостаточный уровень подготовки и ответственности соответствующего руководящего состава, должностных лиц и специалистов в данной области.

К потенциально опасным объектам, в первую очередь, относятся объекты нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, продуктопроводы, маршруты транспортировки углеводородов и другого сырья, объекты переработки углеводородов, энергообъекты, крупные спортивные сооружения и т.д.

В целях проведения мероприятий по повышению защищенности населения и объектов экономики, концентрации сил и средств федерального, регионального и муниципального уровней приняты федеральные целевые программы:

  • «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2010 года»: финансирование предусмотрено в объеме 21 374 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 6587 млн руб. и бюджета субъектов РФ - 14 787 млн руб.;
  • «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года»: финансирование в объеме 4346 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 2722 млн руб. и бюджета субъектов РФ - 2473 млн руб.;
  • «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 г. и на период до 2015 года»: финансирование в объеме 145 326 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 131 823 млн руб., бюджета субъектов РФ - 1282 млн руб., внебюджетных средств - 12 221 млн руб.;
  • «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»: финансирование в объеме 196 458 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 29 778 млн руб., бюджета субъектов РФ - 111 813 млн руб., внебюджетных средств - 54 182 млн руб.;
  • «Повышение безопасности дорожного движения»: финансирование в объеме 54 278 млн руб., в том числе за счет федерального бюджета - 23 179 млн руб., бюджета субъектов РФ - 30 567 млн руб., внебюджетных средств - 532 млн руб.

Реализация проекта является оптимальным решением проблемы создания эффективной системы противодействия новым рискам и приведение в безопасное состояние территорий с критическим уровнем угроз.

Базовыми направлениями реализации проекта станут:

  • совершенствование систем мониторинга потенциально опасных объектов и территорий активного промышленного освоения;
  • разработка систем комплексной оценки природно-техногенных рисков и вариантов обеспечения безопасности на этапах проектирования потенциально опасных и критически важных объектов инфраструктуры и в режиме их эксплуатации;
  • создание на стратегически важных направлениях региональных ситуационных центров, связанных с ресурсами Национального Центра управления в кризисных ситуациях;
  • подготовка плана действий сил быстрого реагирования при угрозах возникновения ЧС, оптимизации ресурсной базы предупреждения и ликвидации ЧС;
  • осуществление оценки природно-техногенных рисков и разработка вариантов обеспечения безопасности в случае экстренного реагирования на трех уровнях принятия решений: стратегическом, режиме проектирования, режиме эксплуатации.

В Российской Федерации сформирована одна из наиболее эффективных систем экстренного реагирования и ликвидации последствий ЧС.

В целях:

  • обеспечения мониторинга критически важных объектов и грузов;
  • прогнозирования возникновения кризисных ситуаций и их развития;
  • сбора оперативной информации об угрозе или факте возникновения по любым видам связи;
  • хранения оперативной информации, анализа и определения ее достоверности или масштабов;
  • расчета сил и средств реагирования;
  • планирования и управления операциями по ликвидации ЧС;
  • оповещения и информирования населения;
  • координации действий с различными структурами;
  • координации действий с международными организациями

создан Национальный Центр управления в кризисных ситуациях. Это многофункциональная система, сочетающая новейшие научно-технические разработки, в том числе глобальные спутниковые навигационные системы для межведомственного взаимодействия на федеральном и региональном уровнях. Реализация этих мероприятий позволяет эффективно осуществлять единую государственную политику.

В настоящее время в работу партийного проекта «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов», на условиях государственно-частного партнерства вовлечены федеральные органы государственной власти и управления в лице МЧС России, Министерства транспорта РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства экономического развития РФ, Ростехнадзора и других министерств и ведомств, а также крупнейшие российские компании, такие как ОАО «Газпром», Энергетические компании, ОАО «Лукойл», ОАО «Норильский никель», ОАО «Транснефть».

Цель партнерства и сфера взаимодействия состоит в:

  • обеспечении интегрального подхода в предотвращении ЧС;
  • обеспечении снижения рисков бедствий на основе повышения качества и оперативности идентификации, оценки, мониторинга факторов опасности ЧС и своевременного прогнозирования опасных ситуаций;
  • создании системы раннего оповещения и взаимоуведомления о риске ЧС;
  • координировании совместных усилий, укреплении готовности эффективного и своевременного реагирования на ЧС;
  • обеспечении регулярного оперативного взаимообмена информацией.

Реализация данного проекта позволит обеспечить достижение значимого социального эффекта и решить следующие основные задачи:

  • повышение безопасности населения и территорий;
  • снижение уровня негативного восприятия различными социальными группами значимых для устойчивого социально-экономического развития страны проектных инициатив через прозрачные процедуры контроля уровня безопасности проектов;
  • создание благоприятного социально-психологического климата, в том числе путем постоянного информирования населения о состоянии опасных объектов, расположенных в непосредственной близости от мест проживания, а также необходимых условий и перспектив опережающего повышения качества жизни, общественной и экологической безопасности;
  • повышение экономической и миграционной привлекательности территорий реализации крупных инвестиционных проектов.

Большая доля населения - примерно 75% населения Земли проживает в зонах, подверженных стихийным бедствиям. И задача международного сообщества совместными усилиями бороться с негативными последствиями жизнедеятельности человека и стихийными бедствиями.

В рамках проекта такое сотрудничество уже ведется по плану мероприятий:

  • международный научно-практический семинар «Предупреждение ЧС в Арктике и координация работ по ликвидации, включая экологические последствия» (г. Дудинка);
  • международные учения для отработки взаимодействия сил и средств регионального уровня в рамках создания регионального аварийно-спасательного ситуационного экологического мониторинга на нефтеотгрузочных терминалах (г. Нарьян-Мар);
  • «круглый стол» по проблеме создания системы обеспечения комплексной безопасности и защите от ЧС инфраструктурного объекта в Балтийском регионе на газопроводе «Северный поток»;
  • международный семинар «Передовой опыт создания региональных центров мониторинга и охранно-пожарной безопасности потенциально опасных объектов» в рамках выставки «Системы безопасности» (г. Бирмингем, Великобритания);
  • совместные высокоширотные экспедиции с целью практической отработки методов поиска и спасения в условиях низких температур (полуостров Таймыр, острова Северной Земли, побережье Республики Саха (Якутии), Новосибирские острова).

Предупреждение и защита - это самые важные компоненты проекта - нам дорога каждая человеческая жизнь, ведь она бесценна, и мы должны не только задуматься об этом, но и сделать все, чтобы наши потомки могли жить и работать на чистой Земле, дышать чистым воздухом.

ГЕРАСИМОВА Надежда Васильевна. В 1997-2000 гг. - руководитель Департамента инвестиций и эксплуатации основных фондов МЧС России. В 2000-2004 гг. - заместитель Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; в 2004-2005 гг. - директор Департамента развития инфраструктуры МЧС России. В 2005 г. назначена заместителем Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. С 2007 г. - депутат Государственной Думы ФС РФ, заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ, член Комитета по труду и социальной политике.