Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Вопросы обеспечения региональной безопасности Волгоградской области

Лихачев В.В., Председатель Волгоградской областной Думы

Региональная безопасность - составная часть национальной безопасности - включает в себя различные структурные элементы, к которым, в первую очередь, относятся: экономическая, социальная, экологическая и общественная безопасность (противодействие преступности и обеспечение безопасности дорожного движения).

В Волгоградской области региональная безопасность базируется на основных положениях Конституции РФ, Концепции национальной безопасности РФ, Устава (Основного закона) области.

Проблема обеспечения безопасности может быть решена, прежде всего, посредством формирования региональной правовой базы, защищающей интересы личности, общества, государства, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

Экономическая безопасность региона

Экономическая безопасность определяется как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость». В Волгоградской области таковыми условиями являются развитость ее материально-технической базы, научно-технический потенциал, инвестиционная привлекательность, финансово-экономическая самодостаточность.

Волгоградская область располагает мощным промышленным комплексом и насчитывает свыше 4200 предприятий и организаций. Промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике области и оказывает существенное влияние на ее развитие. В Волгоградской области производится 2% от общероссийского объема промышленного производства и около 30% - от выпуска промышленной продукции Южного федерального округа.

Для поддержки и стимулирования роста объемов производства, внедрения новых технологий в экономику региона и развитие высокотехнологичных производств разработана и внесена на рассмотрение областной Думы Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г., в которой намечен перспективный сценарий развития области, позволяющий обеспечить ежегодный прирост объема продукции в целом по промышленности области более чем в 2 раза.

В целях создания механизма осуществления региональной политики, обеспечивающей устойчивое развитие предприятий и организаций независимо от форм собственности, областной Думой принят закон «О региональной промышленной политике и промышленной деятельности на территории Волгоградской области». За счет промышленного производства сегодня обеспечивается поступление около 60% налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней.

Инфраструктурные проекты

Особый статус региону придает выгодное географическое расположение и важнейший естественный транспортный узел, соединяющий Черное и Каспийское моря. В связи с этим устойчивому экономическому росту способствует широкое развитие транспортной инфраструктуры. Мостовой переход через р. Волгу, строительство которого планируется завершить в 2009 г., обеспечит стабильное транспортное сообщение европейских регионов России с промышленными центрами Поволжья, Урала, южными районами России, Казахстана, а также многими странами Европы, Азии и Африки.

На территории области располагается ряд объектов, осуществляющих функции социальной и государственной значимости: Волго-Донской судоходный канал, международный аэропорт, 3 автодороги федерального значения.

 Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области. Кроме того, через ее территорию пролегли магистральные нефтепроводы: Западная Сибирь - Самара - Новосибирск, Самара - Лисичанск. Наличие этих транспортных коридоров дает уникальную возможность регионального участия в международном транзите, а соответственно, дополнительные гарантии для обеспечения экономической безопасности.

Развитие энергетического комплекса является важным стратегическим направлением, реализация которого обусловливает эффективное развитие других сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства. Обеспечение энергетической безопасности гарантирует эффективное развитие других сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства и является важной составляющей региональной безопасности.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе производства и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за применением установленных тарифов осуществляется в соответствии с областным законом «Об обеспечении энергетической безопасности Волгоградской области». Надежность и устойчивость регионального энергетического комплекса в значительной степени определяется его целостностью. В связи с этим в перспективе планируется создать региональный энергетический холдинг, позволяющий реально управлять энергетической безопасностью региона.

Многоукладное сельское хозяйство остается одной из базовых отраслей экономики нашей области. Сегодня на его долю приходится шестая часть валового внутреннего продукта. Развитое сельское хозяйство является залогом обеспечения продовольственной безопасности региона - основы социального благополучия большей части населения области. Для ее обеспечения необходима государственная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, поддержание в регионе равной конкурентной среды путем доступа на продовольственный рынок организаций всех форм собственности. В целях реализации этих приоритетов на территории области действует Закон «О государственной поддержке агропромышленного производства в Волгоградской области».

Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области предусматривает структурную модернизацию сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, в результате реализации которой объем сельскохозяйственного производства к 2025 г. вырастет в 2 раза, а объемы производства продуктов питания - в 2,5 раза.

Социальная безопасность

Важным достижением сегодняшнего дня можно считать появление такого понятия, как «социальная безопасность». Данное понятие подразумевает защищенность жизненно важных интересов социальных слоев и групп, сохранение и развитие человеческого потенциала, систем жизнеобеспечения, норм и принципов правового и нравственного поведения.

Волгоградская область - единственный регион РФ, где успешно функционирует созданный при областной Думе Совет по социальной безопасности. В его состав, кроме депутатов областной Думы, входят представители администраций области и города, правозащитных структур и общественных организаций Волгоградской области.

Действуя в интересах жителей области, Совет проводит анализ и прогнозирование социальной ситуации, складывающейся в Волгоградской области на текущий момент, вносит предложения в Волгоградскую областную Думу по разработке нормативных актов в сфере социальной, экономической и правовой защиты населения Волгоградской области.

Так, по инициативе Совета создана и в настоящий момент находится на согласовании в правоохранительных структурах области региональная целевая Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Данная программа рассчитана на период с 2008 по 2010 г. и является частью аналогичной федеральной программы, проект которой находится на рассмотрении в Государственной Думе. Советом инициировано принятое Волгоградской областной Думы обращение, направленное в адрес федеральных органов власти, о необходимости совершенствования правового регулирования и механизмов противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков.

Одним из приоритетных направлений работы Совета является контроль за ростом цен и тарифов для населения области. Сложившаяся в августе прошлого года ситуация, связанная с резким увеличением цен на хлеб и крайне негативно отразившаяся на социально незащищенных слоях населения области, была вынесена на обсуждение экстренного заседания Совета. Конечным результатом проведенной работы явилось увеличение социального пособия пенсионерам и семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума более чем вдвое. Этот пример - яркий показатель эффективности и действенности созданного при областной Думе совещательного органа - Совета по социальной безопасности.

Разработанный проект Стратегии социально-экономического развития области также направлен на обеспечение социальной безопасности и стабильности в обществе. Она призвана способствовать созданию условий для увеличения продолжительности жизни людей, приросту населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Правовое обеспечение вопросов социальной безопасности было и остается одним из основных приоритетов законодательной работы депутатов Волгоградской областной Думы. Примером тому служит находящийся на их рассмотрении Социальный кодекс, принятие которого позволит обеспечить постоянную социальную поддержку более 10% нуждающимся в помощи со стороны государства жителям области.

Экологическая безопасность

Постоянного внимания требуют и вопросы радиационного контроля на территории области. Областной Думой принят закон «Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области», регулирующий эту сферу жизнедеятельности.

Другое направление деятельности областных парламентариев - законодательное обеспечение противопожарной деятельности. Областной закон «О пожарной безопасности» принят в целях решения задач по организации и осуществлению профилактики пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, их тушению и проведению аварийно-спасательных работ.

Обеспечение экологической безопасности - еще одной немаловажной части региональной безопасности - тесно связано с рациональным использованием природных ресурсов, наличие которых является важным фактором, формирующим конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность Волгоградской области. На территории региона разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды.

Решать проблему рационального использования природных ресурсов, воспитания экологической культуры населения, предотвращения загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов, призваны областные законы: «О недропользовании на территории Волгоградской области», «Об экологическом образовании в Волгоградской области», «О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, содержащих сероводород», «О защите населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На территории Волгоградской области созданы и функционируют 7 природных парков: «Волго-Ахтубинская пойма», «Донской», «Эльтонский», «Нижнехоперский», «Щербаковский», «Цимлянские пески», «Усть-Медведицкий». На них возложены особые функции, обеспечивающие создание условий для отдыха и поддерживающие экологический баланс в условиях рекреационного использования территорий, пропагандирующие экологическое образование и воспитание среди местного населения и посетителей. Для каждого природного парка создана индивидуальная правовая база.

Особое значение для экономики Волгоградской области имеют природные парки «Эльтонский» и «Волго-Ахтубинская пойма». Главной ценностью природного парка «Эльтонский» является соленое озеро Эльтон с наличием целебной грязи, где планируется построить санаторий федерального значения. На территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» находятся особо ценные водно-болотные угодья, орнитологические территории, нерестилища ценных видов рыб, заливные луга. Расположенная вблизи Волгограда Волго-Ахтубинская пойма подвержена непосредственному и значительному воздействию со стороны жизнедеятельности человека. Кроме того, указанный природный парк испытывает экологическое бедствие с весны 2006 г. из-за недостаточной подачи воды через Волжскую ГЭС в период половодья.

Сложившаяся ситуация определяет приоритетную задачу - проведение реабилитационных мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение экологической ситуации в природных парках.

Для сохранения уникальных заповедных комплексов депутатами областной Думы принят закон «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области», утверждающий правила организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий региона.

В Волгоградской области важную роль играют водные ресурсы. Они используются в качестве источников водоснабжения населенных пунктов, различных нужд сельскохозяйственного и промышленного производства, для орошения, рыбоводства и других целей. В связи с этим большое значение уделяется качеству очистки сточных вод. Принят областной Закон «О питьевой воде и системах водоснабжения», определяющий критерии качества экологически чистой питьевой воды, регламентирующий отношения в сфере водоснабжения и потребления воды.

Противодействие преступности и обеспечение безопасности дорожного движения

Среди негативных явлений, поразивших современное общество, наиболее актуальными являются криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, наркомания, увеличение масштабов терроризма, высокий уровень коррумпированности лиц, принимающих важнейшие для государства решения. Данные проблемы характерны не только для Волгоградской области, а для всей страны, однако, по данным правоохранительных органов, значительная часть террористических актов, бандитских нападений, количество изъятого огнестрельного оружия приходится именно на субъекты юга России.

Существовавшая до недавнего времени система профилактики правонарушений не функционирует в должной мере, а предпринимаемые попытки по ее возрождению не дают положительных результатов. Волгоградской областной Думой разработаны и приняты законы «О милиции общественной безопасности», «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области», призванные исправить сложившуюся ситуацию.

Для решения обозначенных проблем широко используется программно-целевой метод, позволяющий определить конкретные мероприятия для различных областных структур. В начале прошлого года региональным законодательным органом принята областная целевая программа "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области» на 2007-2010 гг.". Предусмотрены меры, призванные совершенствовать систему профилактики преступлений, активизировать борьбу с незаконным использованием огнестрельного оружия, безнадзорностью несовершеннолетних. На реализацию данной программы предусмотрено выделение бюджетных средств общим объемом 160 млн руб.

Благодаря скоординированным действиям всех структур, по итогам прошлого года зарегистрировано снижение темпов преступности по области на 13,0%, что значительно превышает этот показатель по России (-7,1%).

Задача обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях при высоком уровне автомобилизации превратилась в одну из актуальных проблем, имеющих большое социальное и экономическое значение. Для ее решения областной Думой принят ряд нормативных правовых актов, в числе которых областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области» на 2007-2012 гг. Общий объем финансирования Программы предположительно составит 15 млрд руб.

Принят и регулярно совершенствуется Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Волгоградской области», устанавливающий правовые и экономические основы развития, сохранения сети автомобильных дорог регионального значения, управления дорожной деятельностью, направленные на защиту интересов физических и юридических лиц - пользователей автомобильных дорог Волгоградской области.

Правовое регулирование всех указанных направлений, в целом образующих региональную безопасность Волгоградской области, основывается на постоянном анализе и отслеживании политической, социально-экономической, криминогенной ситуации, позволяющей разрабатывать упреждающие мероприятия, направленные на недопущение социальных и экономических конфликтов в обществе.

ЛИХАЧЕВ Виталий Викторович. В 1997-2003 гг. - генеральный директор ОАО "Хлебокомбинат - Волжский". В 2003 г. избран депутатом Волгоградской областной Думы третьего созыва, до 2005 г. был заместителем председателя областной Думы, затем - председателем Волгоградской областной Думы. Секретарь Политсовета Волгоградского регионального отделения партии "Единая Россия".

Вопросы обеспечения региональной безопасности Волгоградской области | Журнал "Право и безопасность" | http://www.dpr.ru

Журнал "Право и безопасность"

Номер - 1 (30), Апрель 2009

Вопросы обеспечения региональной безопасности Волгоградской области

Лихачев В.В., Председатель Волгоградской областной Думы

Региональная безопасность - составная часть национальной безопасности - включает в себя различные структурные элементы, к которым, в первую очередь, относятся: экономическая, социальная, экологическая и общественная безопасность (противодействие преступности и обеспечение безопасности дорожного движения).

В Волгоградской области региональная безопасность базируется на основных положениях Конституции РФ, Концепции национальной безопасности РФ, Устава (Основного закона) области.

Проблема обеспечения безопасности может быть решена, прежде всего, посредством формирования региональной правовой базы, защищающей интересы личности, общества, государства, гибко реагирующей на политические и государственно-правовые реформы, которые проходят сегодня в обществе.

Экономическая безопасность региона

Экономическая безопасность определяется как «совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость». В Волгоградской области таковыми условиями являются развитость ее материально-технической базы, научно-технический потенциал, инвестиционная привлекательность, финансово-экономическая самодостаточность.

Волгоградская область располагает мощным промышленным комплексом и насчитывает свыше 4200 предприятий и организаций. Промышленность занимает одно из ведущих мест в экономике области и оказывает существенное влияние на ее развитие. В Волгоградской области производится 2% от общероссийского объема промышленного производства и около 30% - от выпуска промышленной продукции Южного федерального округа.

Для поддержки и стимулирования роста объемов производства, внедрения новых технологий в экономику региона и развитие высокотехнологичных производств разработана и внесена на рассмотрение областной Думы Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 г., в которой намечен перспективный сценарий развития области, позволяющий обеспечить ежегодный прирост объема продукции в целом по промышленности области более чем в 2 раза.

В целях создания механизма осуществления региональной политики, обеспечивающей устойчивое развитие предприятий и организаций независимо от форм собственности, областной Думой принят закон «О региональной промышленной политике и промышленной деятельности на территории Волгоградской области». За счет промышленного производства сегодня обеспечивается поступление около 60% налоговых платежей и других доходов в бюджеты всех уровней.

Инфраструктурные проекты

Особый статус региону придает выгодное географическое расположение и важнейший естественный транспортный узел, соединяющий Черное и Каспийское моря. В связи с этим устойчивому экономическому росту способствует широкое развитие транспортной инфраструктуры. Мостовой переход через р. Волгу, строительство которого планируется завершить в 2009 г., обеспечит стабильное транспортное сообщение европейских регионов России с промышленными центрами Поволжья, Урала, южными районами России, Казахстана, а также многими странами Европы, Азии и Африки.

На территории области располагается ряд объектов, осуществляющих функции социальной и государственной значимости: Волго-Донской судоходный канал, международный аэропорт, 3 автодороги федерального значения.

 Большое значение имеет трубопроводный транспорт. Сеть трубопроводов соединяет Волгоград с нефтяными и газовыми месторождениями области. Кроме того, через ее территорию пролегли магистральные нефтепроводы: Западная Сибирь - Самара - Новосибирск, Самара - Лисичанск. Наличие этих транспортных коридоров дает уникальную возможность регионального участия в международном транзите, а соответственно, дополнительные гарантии для обеспечения экономической безопасности.

Развитие энергетического комплекса является важным стратегическим направлением, реализация которого обусловливает эффективное развитие других сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства. Обеспечение энергетической безопасности гарантирует эффективное развитие других сфер экономики - промышленности, сельского хозяйства и является важной составляющей региональной безопасности.

Правовое регулирование отношений, возникающих в процессе производства и потребления электрической и тепловой энергии; контроль за применением установленных тарифов осуществляется в соответствии с областным законом «Об обеспечении энергетической безопасности Волгоградской области». Надежность и устойчивость регионального энергетического комплекса в значительной степени определяется его целостностью. В связи с этим в перспективе планируется создать региональный энергетический холдинг, позволяющий реально управлять энергетической безопасностью региона.

Многоукладное сельское хозяйство остается одной из базовых отраслей экономики нашей области. Сегодня на его долю приходится шестая часть валового внутреннего продукта. Развитое сельское хозяйство является залогом обеспечения продовольственной безопасности региона - основы социального благополучия большей части населения области. Для ее обеспечения необходима государственная поддержка производителей сельскохозяйственной продукции, поддержание в регионе равной конкурентной среды путем доступа на продовольственный рынок организаций всех форм собственности. В целях реализации этих приоритетов на территории области действует Закон «О государственной поддержке агропромышленного производства в Волгоградской области».

Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области предусматривает структурную модернизацию сельскохозяйственного производства и перерабатывающей промышленности, в результате реализации которой объем сельскохозяйственного производства к 2025 г. вырастет в 2 раза, а объемы производства продуктов питания - в 2,5 раза.

Социальная безопасность

Важным достижением сегодняшнего дня можно считать появление такого понятия, как «социальная безопасность». Данное понятие подразумевает защищенность жизненно важных интересов социальных слоев и групп, сохранение и развитие человеческого потенциала, систем жизнеобеспечения, норм и принципов правового и нравственного поведения.

Волгоградская область - единственный регион РФ, где успешно функционирует созданный при областной Думе Совет по социальной безопасности. В его состав, кроме депутатов областной Думы, входят представители администраций области и города, правозащитных структур и общественных организаций Волгоградской области.

Действуя в интересах жителей области, Совет проводит анализ и прогнозирование социальной ситуации, складывающейся в Волгоградской области на текущий момент, вносит предложения в Волгоградскую областную Думу по разработке нормативных актов в сфере социальной, экономической и правовой защиты населения Волгоградской области.

Так, по инициативе Совета создана и в настоящий момент находится на согласовании в правоохранительных структурах области региональная целевая Программа по противодействию злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту. Данная программа рассчитана на период с 2008 по 2010 г. и является частью аналогичной федеральной программы, проект которой находится на рассмотрении в Государственной Думе. Советом инициировано принятое Волгоградской областной Думы обращение, направленное в адрес федеральных органов власти, о необходимости совершенствования правового регулирования и механизмов противодействия незаконному обороту и потреблению наркотиков.

Одним из приоритетных направлений работы Совета является контроль за ростом цен и тарифов для населения области. Сложившаяся в августе прошлого года ситуация, связанная с резким увеличением цен на хлеб и крайне негативно отразившаяся на социально незащищенных слоях населения области, была вынесена на обсуждение экстренного заседания Совета. Конечным результатом проведенной работы явилось увеличение социального пособия пенсионерам и семьям со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума более чем вдвое. Этот пример - яркий показатель эффективности и действенности созданного при областной Думе совещательного органа - Совета по социальной безопасности.

Разработанный проект Стратегии социально-экономического развития области также направлен на обеспечение социальной безопасности и стабильности в обществе. Она призвана способствовать созданию условий для увеличения продолжительности жизни людей, приросту населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Правовое обеспечение вопросов социальной безопасности было и остается одним из основных приоритетов законодательной работы депутатов Волгоградской областной Думы. Примером тому служит находящийся на их рассмотрении Социальный кодекс, принятие которого позволит обеспечить постоянную социальную поддержку более 10% нуждающимся в помощи со стороны государства жителям области.

Экологическая безопасность

Постоянного внимания требуют и вопросы радиационного контроля на территории области. Областной Думой принят закон «Об обеспечении радиационной безопасности населения Волгоградской области», регулирующий эту сферу жизнедеятельности.

Другое направление деятельности областных парламентариев - законодательное обеспечение противопожарной деятельности. Областной закон «О пожарной безопасности» принят в целях решения задач по организации и осуществлению профилактики пожаров, спасению людей и имущества при пожарах, их тушению и проведению аварийно-спасательных работ.

Обеспечение экологической безопасности - еще одной немаловажной части региональной безопасности - тесно связано с рациональным использованием природных ресурсов, наличие которых является важным фактором, формирующим конкурентные преимущества и инвестиционную привлекательность Волгоградской области. На территории региона разведаны и добываются нефть, природный газ, бишофит, калийные соли, фосфориты, поваренная соль, строительный песок, минеральные воды.

Решать проблему рационального использования природных ресурсов, воспитания экологической культуры населения, предотвращения загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов, призваны областные законы: «О недропользовании на территории Волгоградской области», «Об экологическом образовании в Волгоградской области», «О безопасности населения и охране окружающей среды при освоении месторождений нефти и газа, содержащих сероводород», «О защите населения и территорий Волгоградской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

На территории Волгоградской области созданы и функционируют 7 природных парков: «Волго-Ахтубинская пойма», «Донской», «Эльтонский», «Нижнехоперский», «Щербаковский», «Цимлянские пески», «Усть-Медведицкий». На них возложены особые функции, обеспечивающие создание условий для отдыха и поддерживающие экологический баланс в условиях рекреационного использования территорий, пропагандирующие экологическое образование и воспитание среди местного населения и посетителей. Для каждого природного парка создана индивидуальная правовая база.

Особое значение для экономики Волгоградской области имеют природные парки «Эльтонский» и «Волго-Ахтубинская пойма». Главной ценностью природного парка «Эльтонский» является соленое озеро Эльтон с наличием целебной грязи, где планируется построить санаторий федерального значения. На территории природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» находятся особо ценные водно-болотные угодья, орнитологические территории, нерестилища ценных видов рыб, заливные луга. Расположенная вблизи Волгограда Волго-Ахтубинская пойма подвержена непосредственному и значительному воздействию со стороны жизнедеятельности человека. Кроме того, указанный природный парк испытывает экологическое бедствие с весны 2006 г. из-за недостаточной подачи воды через Волжскую ГЭС в период половодья.

Сложившаяся ситуация определяет приоритетную задачу - проведение реабилитационных мероприятий, направленных на стабилизацию и улучшение экологической ситуации в природных парках.

Для сохранения уникальных заповедных комплексов депутатами областной Думы принят закон «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области», утверждающий правила организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий региона.

В Волгоградской области важную роль играют водные ресурсы. Они используются в качестве источников водоснабжения населенных пунктов, различных нужд сельскохозяйственного и промышленного производства, для орошения, рыбоводства и других целей. В связи с этим большое значение уделяется качеству очистки сточных вод. Принят областной Закон «О питьевой воде и системах водоснабжения», определяющий критерии качества экологически чистой питьевой воды, регламентирующий отношения в сфере водоснабжения и потребления воды.

Противодействие преступности и обеспечение безопасности дорожного движения

Среди негативных явлений, поразивших современное общество, наиболее актуальными являются криминализация общественных отношений, рост организованной преступности, наркомания, увеличение масштабов терроризма, высокий уровень коррумпированности лиц, принимающих важнейшие для государства решения. Данные проблемы характерны не только для Волгоградской области, а для всей страны, однако, по данным правоохранительных органов, значительная часть террористических актов, бандитских нападений, количество изъятого огнестрельного оружия приходится именно на субъекты юга России.

Существовавшая до недавнего времени система профилактики правонарушений не функционирует в должной мере, а предпринимаемые попытки по ее возрождению не дают положительных результатов. Волгоградской областной Думой разработаны и приняты законы «О милиции общественной безопасности», «О профилактике наркомании и токсикомании на территории Волгоградской области», «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Волгоградской области», призванные исправить сложившуюся ситуацию.

Для решения обозначенных проблем широко используется программно-целевой метод, позволяющий определить конкретные мероприятия для различных областных структур. В начале прошлого года региональным законодательным органом принята областная целевая программа "Профилактика правонарушений на территории Волгоградской области» на 2007-2010 гг.". Предусмотрены меры, призванные совершенствовать систему профилактики преступлений, активизировать борьбу с незаконным использованием огнестрельного оружия, безнадзорностью несовершеннолетних. На реализацию данной программы предусмотрено выделение бюджетных средств общим объемом 160 млн руб.

Благодаря скоординированным действиям всех структур, по итогам прошлого года зарегистрировано снижение темпов преступности по области на 13,0%, что значительно превышает этот показатель по России (-7,1%).

Задача обеспечения безопасности дорожного движения в современных условиях при высоком уровне автомобилизации превратилась в одну из актуальных проблем, имеющих большое социальное и экономическое значение. Для ее решения областной Думой принят ряд нормативных правовых актов, в числе которых областная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в Волгоградской области» на 2007-2012 гг. Общий объем финансирования Программы предположительно составит 15 млрд руб.

Принят и регулярно совершенствуется Закон «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Волгоградской области», устанавливающий правовые и экономические основы развития, сохранения сети автомобильных дорог регионального значения, управления дорожной деятельностью, направленные на защиту интересов физических и юридических лиц - пользователей автомобильных дорог Волгоградской области.

Правовое регулирование всех указанных направлений, в целом образующих региональную безопасность Волгоградской области, основывается на постоянном анализе и отслеживании политической, социально-экономической, криминогенной ситуации, позволяющей разрабатывать упреждающие мероприятия, направленные на недопущение социальных и экономических конфликтов в обществе.

ЛИХАЧЕВ Виталий Викторович. В 1997-2003 гг. - генеральный директор ОАО "Хлебокомбинат - Волжский". В 2003 г. избран депутатом Волгоградской областной Думы третьего созыва, до 2005 г. был заместителем председателя областной Думы, затем - председателем Волгоградской областной Думы. Секретарь Политсовета Волгоградского регионального отделения партии "Единая Россия".